Предупреждение б/н Предупреждение № 04-05/15-2016 о прекращении действий (без... от 28 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е   № 04-05/15-2016

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения

антимонопольного законодательства

    

24 июня 2016 года                                                                                                           
г. Омск

Омским УФАС России принято к рассмотрению заявление ООО «ПКЦ «Промжелдортранс» (исх. от 27.05.2016 № 52) о нарушении сетевой организацией  ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала  «Омскэнерго» (далее – МРСК) порядка заключения договоров по передаче электрической энергии через технические устройства электрических сетей, установленного Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила доступа), при заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 14.03.2016 № 18.5500.847.16.

Из представленных сторонами пояснений и документов следует, что услуги по передаче электрической энергии потребителям, присоединенным к электрическим сетям ЗАО «Промжелдортранс», по 01.01.2013 оказывало  ЗАО «ПКЦ «Промжелдортранс» в соответствии с договором от 26.12.2007 № 18.55.14.09. Согласно Перечню точек приема электрической энергии сетевой организацией  ЗАО «ПКЦ «Промжелдортранс» (приложение № 1 к договору от 26.12.2007 № 18.55.14.09) в разделе « Акт разграничения»  величина максимальной присоединенной мощности определена в объеме 12,6 МВА (12,6 МВт), при этом разрешенная мощность передачи электрической энергии договором от 26.12.2007 № 18.55.14.09 (Приложение № 1) не ограничена.  Акт от 02.06.2002 на установление границ ответственности и балансовой принадлежности электросетей между АК «Омскэнерго» и ЗАО «ПКЦ «Промжелдортранс»  указания о максимальной присоединенной мощности не содержит.

После передачи в аренду объектов электросетевого хозяйства (договор аренды от 01.01.2011 в редакции дополнительного соглашения от 29.05.2015) обязанность оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям, присоединенным к электрическим сетям ЗАО «Промжелдортранс»,  была возложена в соответствии с дополнительным соглашением  № 14 от 26.12.2007 № 18.55.14.09 на сетевую организацию ООО «ПКЦ «Промжелдортранс» (далее – Промжелдортранс).

В связи с отсутствием оформленного надлежащим образом Акта разграничения балансовой принадлежности эксплуатационной ответственности электрических сетей сторон (далее - Акт) и сменой владельца ранее присоединенных электросетевых объектов МРСК переоформило Акт от 05.06.2015 № 12, указав в Акте максимальную мощность в объеме 7921,2 кВт, определенную по результатам проведения контрольных замеров (летний и зимний контрольный замерный день) в порядке  пункта 77 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила присоединения) (исх. от 15.06.2016 № 1.5/29.6.2/5029-исх), предназначенном для определения величины максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.

Исходя из необходимости получения индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии Промжелдортранс обратилось в МРСК с заявкой о заключении договора на оказание услуг по передаче электрической энергии (исх. от 04.08.2015 № 70) с 01.01.2016. 

По результатам рассмотрения заявки МРСК в порядке п.13 Правил доступа (исх. от 15.06.2015 № 1.5/29.6.2/5029-исх) подготовил проект Договора от 04.03.2016 №18.5500.847.16, содержащий в приложении № 1 (Перечень точек приема в сеть Исполнителя) указание о максимальной мощности в объеме 7921,2 кВт - в соответствии с указанной в Акте от 05.06.2015 № 12, в то время как объем максимальной присоединенной к сетям Промжелдортранса (разрешенной к потреблению) мощности потребителей и указанный в заявке Промжелдортранса (исх. от 25.01.2016 № 13) составлял 11380 кВт - в пределах величины максимальной присоединенной мощности 12,6 МВт, определенной договором от 26.12.2007 № 18.55.14.09. 

Рассмотрев указанный проект договора, Промжелдортранс направило в адрес МРСК протокол разногласий от 21.03.2016 к проекту договора от 04.03.2016 № 18.5500.847.16 в связи с несогласием с указанной в приложении № 1 к проекту договора от 04.03.2016 № 18.5500.847.16 величиной максимальной мощности 7921,2 кВт вместо 11389 кВт).

Отказ МРСК в переоформлении Акта путем указания величины максимальной мощности равной 11389 кВт вместо 7921,2 кВт (исх.от 17.03.2016 № 1.5/05-35/1942 – исх), а также отказ МРСК от  изменения проекта договора от 04.03.2016 № 18.5500.847.16 в части заявленной Промжелдортранс максимальной мощности в объеме 11389 кВт путем направления протокола согласования разногласий (исх. от 27.04.2016 № 1.5/06-04/3340-исх) свидетельствуют о навязывании Промжелдортрансу невыгодных условий.

Порядок заключения и исполнения договоров между сетевыми организациями установлен разделом III. Правил доступа.

 Согласно пункту 34 Правил доступа по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Услуга предоставляется в пределах величины максимальной мощности в точках поставки, соответствующих точкам присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам другой сетевой организации.

Пунктом  38 Правил доступа определены существенные условия договора между смежными сетевыми организациями, в том числе: 

а) величина максимальной мощности, в пределах которой соответствующая сторона обязуется обеспечивать передачу электрической энергии в соответствующей точке поставки;

б) ответственность сторон договора за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства, которая фиксируется в прилагаемом к договору акте разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон;

б(1)) величина заявленной мощности, определяемая по соглашению сторон.

Согласно ч.4 ст.26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» в случае, если происходит смена собственника объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются.

Сетевая организация, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены объекты электроэнергетики, по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

В случае если в документах о технологическом присоединении величина максимальной мощности энергопринимающих устройств не указана и (или) если документы о технологическом присоединении утеряны, величина максимальной мощности определяется в соответствии с разделом VIII Правил присоединения (п.13(1) Правил доступа).

Когда в сетевую организацию с заявлением о переоформлении документов обращается смежная сетевая организация или собственник (иной законный владелец) объектов по производству электрической энергии, права и обязанности сторон, возникающие в связи с восстановлением (переоформлением) документов таких сетевых организаций, собственников (иных законных владельцев), а также порядок определения максимальной мощности присоединенных объектов электросетевого хозяйства или установленной генерирующей мощности объектов по производству электрической энергии устанавливаются соглашением сторон (п.58 Правил присоединения).

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о конкуренции), действия которого распространяются на отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности, установлены запреты и ограничения для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего положения – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность на рынке услуг по передаче электрической энергии отнесена к числу сфер деятельности субъектов естественной монополии, в силу чего МРСК является субъектом естественной монополии на рынке услуг по передаче электрической энергии и его деятельность подпадает под запреты и ограничения Закона о конкуренции.

Сетевая организация МРСК занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах Омской области, охваченной присоединенными электрическими сетями МРСК.

Частью 1 статьи 10 Закона о конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе пунктом 3 запрещено навязывание контрагенту условия договора, невыгодные для него, прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Включение в Акт от 05.06.2015 № 12 максимальной мощности в объеме 7921,2 кВт, определенном в порядке  п. 77 Правил присоединения (исх. от 15.06.2016 № 1.5/29.6.2/5029-исх), предназначенном для определения величины максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, отказ в переоформлении Акта путем увеличения максимальной мощности до величины 11389 кВт, соответствующей объему максимальной мощности сторонних потребителей, присоединенных к сетям Промжелдортранса (исх. от 25.01.2016 № 13), вместо 7921,2 кВт (исх. от 17.03.2016 № 1.5/05-35/1942–исх), а также отказ от изменения проекта договора от 04.03.2016 № 18.5500.847.16 в части заявленной Промжелдортранс максимальной мощности в объеме 11389 кВт путем направления протокола согласования разногласий (исх. от 27.04.2016 № 1.5/06-04/3340-исх) свидетельствуют о навязывании МРСК Промжелдортрансу невыгодных условий, прямо не предусмотренных Правилами доступа и Правилами присоединения, содержат признаки нарушения п.3 ч.1 ст.10 Закона о конкуренции.

Кроме того, согласно пункту 34 Правил доступа по договору между смежными сетевыми организациями оплата услуг по передаче электрической энергии осуществляется в пределах величины максимальной мощности в точках поставки, соответствующих точкам присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам другой сетевой организации. Навязывание МРСК в договоре оказания услуг максимальной мощности ниже максимальной мощности сторонних потребителей, присоединенных к сетям Промжелдортранса, содержит признаки ущемления интересов Промжелдортранса.

Принимая во внимание:

- доминирующее положение МРСК на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах Омской области, охваченной присоединенными электрическими сетями МРСК;

- включение в Акт от 05.06.2015 № 12 максимальной мощности в объеме 7921,2 кВт,  отказ во включении в Акт максимальной мощности в объеме 11389 кВт, соответствующей объему максимальной мощности сторонних потребителей, присоединенных к сетям Промжелдортранса;

- ущемляющее интересы Промжелдортранса навязывание условий проекта договора от 04.03.2016 № 18.5500.847.16 максимальной мощности в объеме 7921,2 кВт, определенном в порядке, не предназначенном для отношений между смежными сетевыми организациями,

Омское УФАС России усматривает в действиях сетевой организации МРСК наличие признаков   нарушения  антимонопольного  законодательства,  предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О  защите  конкуренции» и на основании статьи  39.1 Федерального закона «О защите  конкуренции»  предупреждает ПАО «МРСК Сибири» в лице  филиала  «Омскэнерго» о необходимости прекращения указанных действий путем установления в Акте от 05.06.2015 № 12, проекте договора от 04.03.2016 № 18.5500.847.16  максимальной мощности  присоединенных объектов электросетевого хозяйства в порядке п.58  Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, в 30-дневный срок после получения настоящего предупреждения.

О  выполнении  настоящего предупреждения, либо об отказе его выполнения  сообщить  в  Омское УФАС России в   течение  трех  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.

 

И.о. руководителя управления                                                                                                                                                                                                                          Т.П. Шмакова

Связанные организации

Связанные организации не указаны