Решение б/н Решение и предписание по делу № 04/05- 16 в отношении АО «Ом... от 22 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 04/05- 16

 

Резолютивная часть оглашена 14 июля 2016 года

изготовлено в полном объеме 20 июля 2016 года                                                                                                                                                                                                       г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

В.А. Кабаненко - руководителя управления председателя комиссии;

(С…) - начальника отдела защиты конкуренции, члена комиссии;

(М…) - эксперта отдела защиты конкуренции, члена комиссии,

при участии:

от АО «Омскэлектро» - (Ж…) (доверенность от 22.06.2016 № 06-11/90-юр), (П…) (доверенность от 07.04.2016 № 06-11/48-юр);

от ООО «Кедр» - (Ш…) (доверенность от 19.04.2016 № 21);

в отсутствие представителя ЗАО «Сибэнергосервис», привлеченного к рассмотрению дела в качестве лица, располагающего сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела,

рассмотрев в заседаниях 26.04.2016, 11.05.2016, 25.05.2016, 08.06.2016, 22.06.2016, 28.06.2016, 14.07.2016 материалы дела № 04/05-16, возбужденного приказом руководителя Омского УФАС России от 12.04.2016 № 45 по заявлению ООО «Кедр» (далее – Кедр) по признакам нарушения территориальной сетевой организацией АО «Омскэлектро» (ИНН 550225921, ОГРН 1135543015145, г.Омск, ул.Лизы Чайкиной, 8) требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 04/05-16 послужило заявление Кедра от 14.03.2016 (вх. № 1734) на действия территориальной сетевой организации АО «Омскэлектро» (далее – Омскэлектро), ущемляющие его интересы путем избыточной пломбировки средств учета электроэнергии и не относящегося к учету электроэнергии оборудования на принадлежащей Кедру трансформаторной подстанции ТП-1358, что, по мнению Кедра, может привести:

- к повышенному риску нарушения (повреждения) пломб и знаков визуального контроля, установленных на средства учета, в том числе установленных необоснованно, и, как следствие, к повышенному риску необоснованного определения потребления электроэнергии безучетным;

- невозможности надлежащего обслуживания трансформаторной подстанции, обусловленной наличием пломб и знаков визуального контроля, установленных с нарушением технических регламентов.

Правовые основы отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике). Согласно статье 4 Закона об электроэнергетике  нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.

Отношения между потребителями электроэнергии и энергоснабжающими организациями регулируются Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Положения 442).

Согласно пункту 154 Положений 442 в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям раздела X Положений 442   в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.

По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.

В силу пункта 3.5 Правил учета электрической энергии, утвержденных Минтопэнерго РФ 19.09.1996, Минстроем РФ 26.09.1996 (зарегистрированы в Минюсте РФ 24.10.1996 № 1182), средства учета электрической энергии и контроля ее качества должны быть защищены от несанкционированного доступа для исключения возможности искажения результатов измерений.

Аналогичное требование содержит  п.2.11.18. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6 (зарегистрированы в Минюсте РФ 22.12.2003 № 4145) (далее – ПТЭЭП), согласно которому электроизмерительные приборы, коммутационные аппараты и разъемные соединения электрических цепей в цепях учета должны маркироваться специальными знаками визуального контроля в соответствии с установленными требованиями, для защиты от несанкционированного доступа.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.1997 № 1619 «О ревизии средств учета электрической энергии и маркирования их специальными знаками визуального контроля» 28.08.1998 утверждено Положение о маркировании средств учета электрической энергии специальными знаками визуального контроля (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.10.1998 № 1636)  (далее – Положение о маркировании), обеспечивающими защиту от несанкционированного доступа с целью искажения результатов измерений, в соответствии с которыми ответственным за установку на средства учета электрической энергии специальных знаков визуального контроля, являются организации, осуществляющие поставку электрической энергии потребителям - юридическим лицам. Установка специальных знаков производится при осуществлении периодических проверок.

Согласно пункту 1.2 Положения о маркировании средства учета электрической энергии определены как совокупность устройств, обеспечивающих измерение и учет электроэнергии (измерительные трансформаторы тока и напряжения, счетчики электрической энергии, телеметрические датчики, информационно - измерительные системы и их линии связи) и соединенных между собой по установленной схеме.

Исходя из пункта 2.5 Положения о маркировании следует, что расчетные приборы учета подлежат опломбированию, а незащищенные от несанкционированного вмешательства клеммные соединения в цепях учета, привода трансформаторов напряжения, подлежат маркированию знаками визуального контроля, изготовленными по специальной технологии и состоящими из двух компонентов, полимерного листа и защищенного знака.

Энергоснабжение Кедра осуществляется гарантирующим поставщиком АО «Петербургская сбытовая компания» согласно Договору энергоснабжения № 1-0691 (далее – Договор).  В силу требований пунктов 3.1.5., 3.1.7. Договора Кедр обязан обеспечить сохранность и целостность приборов учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятие и хранение их показаний, своевременную замену прибора учета, а также поддерживать в надлежащем техническом состоянии принадлежащие ему средства релейной защиты и противоаварийной автоматики, приборов учета электрической энергии и мощности, а также устройств, необходимых для поддержания требуемых параметров надежности и качества электрической энергии.

Кроме того согласно пункту 3.1.8. Договора Кедр обязан обеспечить конструктивную возможность  для опломбирования вводных коммутационных аппаратов, трансформаторов тока и напряжения (их коммутационных аппаратов), питающих коммерческие приборы учета, переходных клеммных колодок, расчетных счетчиков, сумматоров, автоматизированных систем учета энергии для исключения несанкционированного доступа к ним и искажения результатов измерения. 

2. В процессе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства
№ 04/05-16 сторонами по делу были даны письменные и устные пояснения.

В заседаниях Комиссии 26.04.2016, 11.05.2016, 24.05.2016 представителем Омскэлектро (У…) даны следующие пояснения по поводу пломбирования элементов трансформаторной подстанции ТП-1358 Кедра.

Трансформаторная подстанция ТП-1358 содержит как элементы средств учета электрической энергии (измерительные трансформаторы тока, прибор учета электрической энергии, линии связи между ними), так и силовые шины, находящиеся до трансформаторов тока и прибора учета, доступ к которым неограничен, что не исключает возможности несанкционированного подключения дополнительной нагрузки и безучетного потребления электроэнергии. С целью предотвращения вмешательства в работу системы учета, а также несанкционированного доступа к силовым шинам, находящимся до трансформаторов тока, представителями Омскэлектро осуществлена установка пломб и знаков визуального контроля как на элементах системы учета в порядке пункта 2.11.18. ПТЭЭП, так и силовых шин. Места установки пломб и знаков визуального контроля указаны в Акте от 15.10.2015 № 20212, подписанном представителем Кедра без замечаний и возражений.

Требование Акта от 08.10.2015 № 19812 о подготовке к опломбированию камеры измерительных трансформаторов тока соответствует требованиям пункта 2.11.18. ПТЭЭП. Панель из оргстекла, установленная Кедром во исполнение предписания Акта № 19812 и закрывающая кроме камеры трансформаторов тока иные элементы трансформаторной подстанции, является инициативой Кедра. При этом (У…) соглашается с тем, что нарушение пломбы на данной панели не может привести к признанию потребления электроэнергии безучетным.

По поводу возможных ограничений надлежащего технического обслуживания трансформаторной подстанции, обусловленного наличием установленных Омскэлектро пломб и знаков визуального контроля, в том числе установленных в местах, не предусмотренных пунктом 2.11.18. ПТЭЭП, (У…)  заявил, что любое техническое обслуживание трансформаторной подстанции  возможно в присутствии представителей Омскэлектро по заявке Кедра. Причем со слов (У...)  выполнение заявок потребителей на проведение технических регламентов трансформаторных подстанций и присутствие представителей Омскэлектро осуществляется в согласованное сторонами время и безвозмездно. Такое взаимодействие сторон не может привести, по мнению (У...), к ограничению возможности надлежащего технического обслуживания Кедром трансформаторной подстанции. Безвозмездный доступ к опломбированным элементам трансформаторной подстанции, обеспечиваемый представителями Омскэлектро по заявке потребителя при необходимости  технического обслуживания  трансформаторной подстанции и ее опломбированных элементов, письменно подтвержден Омскэлектро (исх. от 20.06.2016 № 06-15/5618).

(У...) считает, что при таких обстоятельствах отсутствуют основания для признания действий Омскэлектро по установке пломб и знаков визуального контроля на элементы трансформаторной подстанции сверх мест, определенных пунктом 2.11.18. ПТЭЭП, повышающими риск безучетного потребления и ущемляющими интересы Кедра.

Письменные пояснения Омскэлектро (исх. от 24.05.2016 № 4604; исх. от 25.05.2016, б/н) подтверждают позицию, высказанную (У...).

В процессе рассмотрения дела № 04/05-16 представитель Кедра (Ш...) указанные в заявлении от 14.03.2016 (вх. № 1734) требования поддержал, при этом (Ш...) обращал внимание Комиссии на то, что заявленный представителем Омскэлектро неоплачиваемый доступ к опломбированным элементам трансформаторной подстанции не соответствует действительности. В качестве доказательства оплаты оказываемых Омскэлектро услуг (Ш...)ым были представлены 22.06.2016 два платежных поручения от 08.07.2015 № 417 и от 29.07.2015   № 464 в адрес представителя гарантирующего поставщика ООО «Омская энергосбытовая компания». Назначением платежа по указанным платежным поручениям является «техническое обслуживание 3-х фазного комплекса учета электрической энергии». При этом организацию, выполнившую техническое обслуживание комплекса учета электрической энергии Кедра (Омскэлектро или ООО «Омская энергосбытовая компания»)  (Ш...) не указал. (Ш...) считает, что поскольку пунктом 8 Положений 442 определено, что действия по вводу приборов учета в эксплуатацию, по установке пломб и (или) знаков визуального контроля по завершении процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию, по снятию и предоставлению показаний приборов учета, совершаются ими без взимания платы за их совершение, то требование оплаты за «техническое обслуживание 3-х фазного комплекса учета электрической энергии» является прямым нарушением требований Положений 442 и ущемлением интересов Кедра.  

В возражениях на доводы ответчика (исх. от 16.05.2016 № 25, исх. от 22.06.2016 № 29) Кедр обращает внимание Комиссии на то, что требования пункта 2.11.18. ПТЭЭП применимы к элементам средств учета, установка пломб и знаков визуального контроля на шпильках силовых шин силового трансформатора пунктом 2.11.18. ПТЭЭП не предусмотрена действующим законодательством в сфере электроэнергетики  и является самодеятельностью Омскэлектро.

В заседании 22.06.2016 представителем Кедра (Ш...) в качестве доказательства создания Омскэлектро в отношении Кедра «особых условий» представлены в материалы дела 5 Актов внеплановых проверок (от 29.06.2016 № 15600, от 10.06.2015 № 16565, от 04.08.2016 № 17662, от 19.08.2015 № 18196, от 08.10.2015 № 18362) результатом которых могло бы стать  непреднамеренное нарушение (повреждение) Кедром излишне установленных в трансформаторной подстанции пломб и знаков визуального контроля и, как следствие, - безучетное потребление электроэнергии.

Разъяснения (исх. от 07.04.2016 № 5-35-13/2305) Омского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор), представленные по запросу Омского УФАС России, содержат указание на то, что пломбированию подлежат элементы средств учета, указанные в пункте 2.11.28. ПТЭЭП. О праве сетевых организаций на опломбирование иных элементов трансформаторных подстанций с целью предотвращения искажения данных об объеме потребления электрической энергии разъяснения Ростехнадзора не содержат.

  3. Комиссия Омского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, заслушав представителей сторон в процессе рассмотрения дела № 04/05-16, установила  следующие обстоятельства.

При проведении представителями Омскэлектро 08.10.2015 внеплановой инструментальной проверки расчетного прибора учета ЦЭ 6803 ВМ № 0110700893309999, установленного в РУ-0,4 кВ ТП -1358 Кедра, выявлено несоответствие данного прибора учета электроэнергии требованиям НТД в части пломбирования средств учета. Прибор учета электроэнергии
№ 0110700893309999 признан непригодным для осуществления расчетов  (Акт проверки расчетных приборов учета от 08.10.2015 № 19812). Актом от 08.10.2015 № 19812 предписано подготовить к опломбированию камеру измерительных трансформаторов тока согласно требованиям пункта 2.11.18.ПТЭЭП. При этом  в Акте от 08.10.2015 № 19812 указаны элементы средств учета РУ-0,4 кВ ТП-1358, опломбированные Омскэлектро:

  • клеммная крышка - пломба: № 0011025;
  • кожух – пломба: № 0034971;
  • трансформаторы тока – пломбы: № С11531701, № С11531702, № С11531703 в                                   яч.№ В124328377, яч.№ В124328378;
  • цепи напряжения – пломбы: № С11531705, № F130184641, № F130184642, № F130184643,                        № F130184640 в  яч.№ В124328377, яч.№ В124328378;
  • коммутационный аппарат – пломбы: № В124328377, № В124328378;
  • дополнительное оборудование: АМП – пломбы: № 0004194, № 0004195, ОМ021463.

В результате проведенной 15.10.2015 плановой проверки (Акт проверки расчетных приборов учета № 20212 от 15.10.2015)  представителями Омскэлектро был произведен ввод в эксплуатацию прибор учета № 0110700893309999 с осуществлением новой пломбировки элементов средств учета электроэнергии и дополнительного оборудования в трансформаторной подстанции ТП- 1358 Кедра.

Пунктом 2.11.18 ПТЭЭП определены следующие места средств учета электроэнергии, подлежащие пломбировке энергоснабжающей организацией:

клеммники трансформаторов тока;

крышки переходных коробок, где имеются цепи к электросчетчикам;

токовые цепи расчетных счетчиков в случаях, когда к трансформаторам тока совместно со счетчиками присоединены электроизмерительные приборы и устройства защиты;

испытательные коробки с зажимами для шунтирования вторичных обмоток трансформаторов тока и места соединения цепей напряжения при отключении расчетных счетчиков для их замены или поверки;

решетки и дверцы камер, где установлены трансформаторы тока;

решетки или дверцы камер, где установлены предохранители на стороне высокого и низкого напряжения трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики;

приспособления на рукоятках приводов разъединителей трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики.

Поверенные расчетные счетчики должны иметь на креплении кожухов пломбы организации, производившей поверку, а на крышке колодки зажимов счетчика пломбу энергоснабжающей организации.

Для защиты от несанкционированного доступа электроизмерительных приборов, коммутационных аппаратов и разъемных соединений электрических цепей в цепях учета должно производиться их маркирование специальными знаками визуального контроля в соответствии с установленными требованиями.

Из перечисленных пунктом 2.11.18 ПТЭЭП элементов средств учета электрической энергии, подлежащих пломбированию энергоснабжающей организацией, трансформаторная подстанция ТП-1358 оснащена следующими элементами средств учета электроэнергии, подлежащими пломбированию и правомерно опломбированными Омскэлектро:

  • клеммники трансформаторов тока – пломбы: № С011531701, № С011531702, № С011531703;
  • решетки и дверцы камер, где установлены трансформаторы тока – пломбы: № В124328377, № В124328378;
  • крышка колодки зажимов счетчика – пломба № 0034441.

Установленные Омскэлектро пломбы:

  • на корпусе счетчика: № 0034971, № 008330043, № 008330044, № 0004194, № 0004195,  № ОМ021463;
  • на болтовых соединениях шин: № 0034421, № 0034499, № 0034474, № 0034450, № 0034421, № 0034453, № 0034410, № 0034473, № 0034430, № 0034451, № 0034424, № 0034421;
  • на самодельном ограждении шин из оргстекла: № В124357712, № В124357713,  № В124357714, № В124357715, № В124357716.

Помимо того, что Омскэлектро опломбировало все электрические контакты, в том числе и в силовых цепях ТП-1358, Омскэлектро обязало Кедр установить дополнительное ограждение из оргстекла - фактически понудило внести конструктивные изменения в сертифицированную комплектную трансформаторную подстанцию, и опломбировало это ограждение.

Согласно заключению Омского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (исх. от 07.04.2016 № 5-35-13/2305) пломбированию средств учета электроэнергии подлежат элементы, указанные в п.2.11.18 ПТЭЭП.

Самовольная установка Омскэлектро пломб на элементы средств учета электроэнергии, непредусмотренные ПТЭЭП для опломбирования, может привести к повышенному риску нарушения (повреждения) пломб, в том числе и необоснованно установленных, и, как следствие, к определению потребления электроэнергии безучетным.

Согласно понятиям, используемым Положениями 442, безучетным считается потребление электроэнергии с нарушением установленного договором и действующим законодательством порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета).

Объем безучетного потребления электрической энергии определяется с применением расчетного способа по величине максимальной мощности энергопринимающих устройств (п.195 Положений 442).

Определение объема потребленной электроэнергии расчетным, по установленной договором максимальной мощности энергопринимающего устройства, вместо фактически потребленного объема по показаниям прибора учета, может привести к ущемлению интересов Кедра, что указывает на наличие в действиях Омскэлектро признаков нарушения требований антимонопольного законодательства.

Комиссия Омского УФАС России по делу № 04/05-16 соглашается с доводами Кедра об ущемлении действиями Омскэлектро по установке пломб и знаков визуального контроля в местах, не предусмотренных пунктом 2.11.18 ПТЭЭП, интересов Кедра путем:

- повышения риска нарушения (повреждения) представителем Кедра пломб и знаков визуального контроля, установленных в местах, не предусмотренных пунктом 2.11.18 ПТЭЭП, и, как следствие, к повышенному риску необоснованного определения потребления электроэнергии безучетным;

- ограничения возможности надлежащего технического обслуживания представителями Кедра трансформаторной подстанции ТП-1358, обусловленного необходимостью обязательного присутствия представителей Омскэлектро для снятии и последующей установки пломб или знаков визуального контроля на подлежащих обслуживанию элементах трансформаторной подстанции, при этом Комиссия считает доводы Омскэлектро, обосновывающие право Омскэлектро на установку пломб и знаков визуального контроля в местах, не предусмотренных пунктом 2.11.18 ПТЭЭП, в том числе на шпильках силовых шин, находящихся до трансформаторов тока и прибора учета, несостоятельными и усматривает в действиях Омскэлектро нарушение антимонопольного законодательства.

В процессе рассмотрения дела в соответствии с требованиями части 1 статьи 48.1. Закона о конкуренции  07.06.2016 Комиссией принято, оглашено и направлено сетевой организации Омскэлектро и Кедру заключение об обстоятельствах дела № 04/05-16.

Письменные пояснения Омскэлектро (исх. от 19.07.2016 № 06-05/6624) в отношении заключения об обстоятельствах дела № 04/05-16 сводятся к следующему.

В пояснениях представитель Омскэлектро повторно пытается доказать отсутствие участия сетевой организации Омскэлектро в мероприятиях по установке пломб и знаков визуального контроля в РУ-0,4 кВ ТП -1358 Кедра поскольку данные мероприятия были осуществлены специалистами ЗАО «Сибэнергосервис» во исполнение положений Соглашения № 201-222/12 от 27.12.2012, и, как следствие, отсутствие оснований для привлечения сетевой организации Омскэлектро в качестве ответчика по рассматриваемому делу.

По данному доводу Комиссия отмечает следующее.

При проведении проверок как 08.10.2015 так и 15.10.2015 проверяющими лицами » (П…в, К…в, Д…в, Я…в) были предъявлены удостоверения, имеющие реквизиты именно территориальной сетевой организации АО «Омскэлектро», а результаты проверок  отражены в Актах на стандартных бланках  территориальной сетевой организации АО «Омскэлектро».

Кроме того в процессе рассмотрения дела Комиссия неоднократно обращала внимание представителей Омскэлектро на то, что согласно требованиям пункта 169 Положений 442 сетевая организация вправе привлекать третьих лиц для проведения контрольного снятия показаний, в этом случае ответственность за действия таких третьих лиц, в том числе перед гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), несет сетевая организация.

Более того, в соответствии с требованиями пунктов 153, 154 Положений 442, осуществление процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, в том числе действия по установке пломб и (или) знаков визуального контроля по завершении процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию, является обязательной составной частью организационно и технологически связанных действий сетевой организации по оказанию услуг по передаче электрической энергии, цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию. При этом согласно пункту 22.1. Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2,  расходы, связанные с осуществлением коммерческого учета электроэнергии, включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности.

Учитывая положения названных норм действующего законодательства, и то, что согласно  тексту  Соглашения № 201-222/12 от 27.12.2012 (п.1.1., п.1.2.) ЗАО «Сибэнергосервис» обязуется оказывать Омскэлектро услуги, не относящиеся к регулируемым, а также то, что в процессе рассмотрения дела представителем Омскэлектро ранее уже были представлены документы (доверенности и удостоверения), указывающие на установку пломб и знаков визуального контроля в РУ-0,4 кВ ТП -1358 Кедра специалистами ЗАО «Сибэнергосервис» (П…в, К…в, Д…в, Я…в) от имени и по поручению сетевой организации Омскэлектро, Комиссия отклоняет доводы Омскэлектро об отсутствии в действиях Омскэлектро нарушения требований пункта 2.11.18 ПТЭЭП при установке пломб и знаков визуального контроля в РУ-0,4 кВ ТП -1358 Кедра в связи его неучастием в данном мероприятии.

Довод Омскэлектро по поводу установленного пунктами 3.1., 3.2 Положения о маркировании (от 28.08.1998), пунктом 2.11.18 ПТЭЭП (от 13.01.2003) права сетевой организации Омскэлектро маркировать знаками визуального контроля все не защищенные от несанкционированного доступа места, принимается Комиссией в части права маркирования измерительных приборов, коммутационных аппаратов и разъемных соединений электрических цепей в цепях учета, и не принимается в части права сетевой организации Омскэлектро маркирования иных мест, в том числе элементов силовых цепей, маркированных Омскэлектро в РУ-0,4 кВ ТП -1358 Кедра, как противоречащего требованиям пунктов 3.1., 3.2 Положения о маркировании и пункта 2.11.18 ПТЭЭП.

Комиссия соглашается с доводом Омскэлектро о том, что представленные (Ш...) в материалы дела платежные поручения от 08.07.2015 № 417 и от 29.07.2015 № 464 в адрес ООО «Омская энергосбытовая компания» за «техническое обслуживание 3-х фазного комплекса учета электрической энергии» не могут быть приняты в качестве доказательства возмездного оказания Омскэлектро услуг по вводу приборов учета в эксплуатацию, по установке пломб и (или) знаков визуального контроля по завершении процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию.

После ознакомления с обстоятельствами дела № 04/05-16, изложенными в заключении от 28.06.2016, Кедром дополнительных письменных пояснений, доводов и доказательств не представлено.

В устных пояснениях в заседании Комиссии 14.07.2016 представитель Кедра (Ш...) повторно указал на ущемление интересов Кедра избыточной пломбировкой средств учета электроэнергии и не относящегося к учету электроэнергии оборудования на принадлежащей Кедру трансформаторной подстанции ТП-1358, чем создается угроза повышенного риска безучетного потребления электроэнергии вследствие нарушения (повреждения) пломб и знаков визуального контроля, установленных на элементах ТП-1358, не входящих в средства учета и цепи учета, а также ограничивается возможность надлежащего обслуживания трансформаторной подстанции, обусловленной наличием пломб и знаков визуального контроля, установленных с нарушением технических регламентов.

Комиссия, оценивая действия Омскэлектро, учитывая, что в результате проведенной проверки расчетного прибора учета электроэнергии ЦЭ 6803 ВМ № 0110700893309999 (Акты проверки расчетных приборов учета от 08.10.2015 № 19812, от 15.10.2015 № 20212), установки пломб и (или) знаков визуального контроля по завершении процедуры проверки и ввода прибора учета в эксплуатацию с нарушением требований: п. 3.5 Правил учета электрической энергии;  п.2.11.18. ПТЭЭП; п.1.2,п. 2.5  Положения о маркировании; п.3.1.8 Договора № 1-0691 была создана угроза наступления неблагоприятных для Кедра последствий:

- безучетного потребления электроэнергии;

- ограничения возможности технического обслуживания ТП-1358,

ущемляющих интересы Кедра, приходит к окончательному выводу о наличии в действиях Омскэлектро признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о конкуренции.

При этом Комиссия учитывает разъяснения по п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», согласно которых для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Услуги по передаче электрической энергии  отнесены к услугам естественных монополий (статья 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»).

Территориальная сетевая организация АО «Омскэлектро» является субъектом естественных монополий, включена в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии (05.06.2013 №7 16-э) и в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, занимает доминирующее положение в городе Омске на товарном рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, в границах эксплуатируемых электрических сетей.

Комиссия Омского УФАС России, оценив в совокупности представленные Кедром и Омскэлектро доказательства и пояснения, приходит к выводу о том, что Омскэлектро, будучи субъектом естественной монополии своими действиями по установке пломб и (или) знаков визуального контроля по завершении процедуры проверки и ввода прибора учета в эксплуатацию в ТП-1358 с нарушением требований действующего законодательства и условий Договора № 1-0691, нарушило запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, установленный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 2 статьи 45, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Установить на основании статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующее положение территориальной сетевой организации АО «Омскэлектро» на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах г.Омска, охваченной присоединенными электрическими сетями АО «Омскэлектро».

2. Признать нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия территориальной сетевой организации АО «Омскэлектро»», выразившиеся в ущемлении интересов ООО «Кедр», путем нарушения требований: п. 3.5 Правил учета электрической энергии, утвержденных Минтопэнерго РФ 19.09.1996, Минстроем РФ 26.09.1996; п.2.11.18 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6; п.1.2., п.2.5 Положения о маркировании средств учета электрической энергии специальными знаками визуального контроля, утвержденного Минтопэнерго РФ 28.08.1998, при совершении процедуры пломбирования средств учета электроэнергии в трансформаторной подстанции ТП-1358 ООО «Кедр».

3. Выдать территориальной сетевой организации АО «Омскэлектро» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем принятия мер к устранению допущенных нарушений требований: п. 3.5 Правил учета электрической энергии, утвержденных Минтопэнерго РФ 19.09.1996, Минстроем РФ 26.09.1996; п.2.11.18 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6; п.1.2., п.2.5 Положения о маркировании средств учета электрической энергии специальными знаками визуального контроля, утвержденного Минтопэнерго РФ 28.08.1998, при совершении процедуры пломбировании средств учета электроэнергии в трансформаторной подстанции ТП-1358 ООО «Кедр».

4. Материалы дела № 04/05-16 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам нарушения статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии                                                                                           (подпись, ф.и.о.)

                                                                                           

Члены Комиссии                                                                                                           (подписи, ф.и.о.)

 

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е   №  04/05-16   

 

 

20 июля 2016 года                                                                                                                г. Омск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

В.А. Кабаненко - руководителя управления председателя комиссии;

(С…) - начальника отдела защиты конкуренции, члена комиссии;

(М…) - эксперта отдела защиты конкуренции, члена комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 20 июля 2016 года № 04/05-16 по  делу о нарушении территориальной сетевой организацией АО «Омскэлектро» (ИНН 550225921, ОГРН 1135543015145, г.Омск, ул.Лизы Чайкиной, 8) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции,

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

 

1. Территориальной сетевой организации АО «Омскэлектро», осуществляющей деятельность на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах г.Омска, охваченной присоединенными электрическими сетями АО «Омскэлектро, в месячный срок со дня получения настоящего предписания совершить действия по устранению допущенных при установке пломб и (или) знаков визуального контроля по завершении процедуры проверки прибора учета электроэнергии в трансформаторной подстанции ТП-1358 ООО «Кедр» нарушений требований действующего законодательства: п. 3.5 Правил учета электрической энергии, утвержденных Минтопэнерго РФ 19.09.1996, Минстроем РФ 26.09.1996; п.2.11.18 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6; п.1.2., п.2.5 Положения о маркировании средств учета электрической энергии специальными знаками визуального контроля, утвержденного Минтопэнерго РФ 28.08.1998.

2. Территориальной сетевой организации АО «Омскэлектро» письменно проинформировать Омское УФАС России об исполнении предписания в пятидневный срок со дня исполнения предписания с приложением документов, свидетельствующих об исполнении предписания.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                          (подпись, ф.и.о.)

                                                                                            

Члены Комиссии                                                                                                      (подписи, ф.и.о.)

                                                                                            

 

Предписание может быть обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны