Предупреждение б/н Предупреждение № 04-05/32-2016 о прекращении действий (безде... от 12 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е   № 04-05/32-2016

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения

антимонопольного законодательства

    

08 июля 2016 года                                                                                                                       г. Омск

 

Омским УФАС России рассмотрено заявление  (М…) в отношении АО «ОмскВодоканал»,  поступившее от Главного федерального инспектора по Омской области, руководителя приемной Президента Российской Федерации в Омской области С.Н. Лицкевича с сопроводительным письмом, в котором изложено требование сообщить о результатах его рассмотрения в Приемную и заявителю,  на соответствие требованиям действующего законодательства действий по  установлению АО «ОмскВодоканал» не обоснованно высокого размера  платы за прием в эксплуатацию приборов учета воды,  установленных  в нежилых помещениях многоквартирного дома (далее – МКД) по сравнению с размером платы, установленной за такую же услугу физическим лицам – владельцам жилых помещений в МКД.

Из представленных по запросам антимонопольного органа  письменных пояснений и документов  следует, что  АО «ОмскВодоканал»  установлена различная  стоимость  услуги  для потребителей – владельцев (пользователей) жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, «за приемку в эксплуатацию» индивидуального прибора учета холодной воды  при повторном опломбировании приборов учета, в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

При этом размер такой платы при выполнении работ в нежилом помещении в МКД значительно превышает размер  платы за аналогичные работы в жилом помещении.

Так, согласно калькуляции, утвержденной 01.10.2015, стоимость платы на приемку узла учета с механическим прибором учета (1 шт.), расположенного в жилом доме (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), составляет 1 573,31 руб. (без НДС) или 1 856,51 руб. (с НДС).

Согласно калькуляции, утвержденной 01.10.2015, стоимость платы на приемку квартирного прибора учета (1 шт.) (для физических лиц), составляет  770, 63 руб. (без НДС) или  909,34 руб. (с НДС).

Анализ представленных документов свидетельствует о том, что перечень работ по оказанию означенной услуги владельцам нежилых помещений, расположенных в МКД, отличается от перечня работ при оказании аналогичной услуги владельцам жилых помещений в связи с необходимостью, в том числе, обследования места установки, проверки узла учета на соответствие требованиям нормативных документов, обследования схемы водоснабжения объекта.

По мнению Омского УФАС России, в случае, когда нежилое помещение является встроенным (кроме нежилых помещений в цокольном этаже и пристроенных к МКД),  проводятся работы, аналогичные  работам, проводимым при оказании этой же услуги владельцу жилого помещения МКД.  Также  экономически, технологически не оправдан выезд  другого специалиста без КПК (карманного персонального компьютера, которыми обеспечены специалисты, выезжающие по заявкам потребителей в жилые помещения)  в целях приемки прибора учета в нежилых помещениях, который затем вручную вносит информацию в базу данных АО «ОмскВодоканал», в отличие от специалиста, оказывающего аналогичную услугу владельцу жилого помещения МКД, что также влияет на формирование цены услуги.

В нежилых помещениях, расположенных в МКД (за исключением нежилых помещений в цокольном этаже и пристроенных к МКД), водоснабжение которых осуществляется по аналогичной с жилыми помещениями схеме, проведение таких  работ как обследование схемы водоснабжения объекта не является необходимым и обоснованным, как и выезд отдельного специалиста.

Учитывая вышеизложенное, Омское УФАС России считает не обоснованными доводы АО «ОмскВодоканал», в том числе изложенные в письменных пояснениях от  (вх. № 3999 от 03.06.2016) о том, что различная стоимость  услуги для физических лиц и для юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей «зависит от должности работника АО «ОмскВодоканал», выполняющего приемку прибора учета».

Таким образом, АО «ОмскВодоканал» при оказании услуги по вводу установленного прибора учета в эксплуатацию для нежилых помещений, расположенных в МКД (за исключением нежилых помещений в цокольном этаже и пристроенных к МКД), необоснованно устанавливало цену, отличную от цен при оказании аналогичной услуги собственникам жилых помещений МКД.

Отсутствие в калькуляциях и других представленных Обществом документах упоминания таких потребителей, как физические лица – владельцы нежилых помещений в МКД, позволяет  антимонопольному органу полагать, что  при оказании  означенной  услуги таким потребителям  расчет стоимости услуги  производится на основании калькуляции, определяющей стоимость услуги, оказываемой юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Отношения в сфере водоснабжения  урегулированы Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ (далее  – Закон о водоснабжении № 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644), другими нормативными правовыми актами.

Отношения, связанные с установкой и вводом прибора учета в эксплуатацию регулируются  Законом о водоснабжении № 416-ФЗ, Правилами № 644, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Из содержания пункта 4 Правил № 354 следует, что холодное водоснабжение и водоотведение являются коммунальными услугами, предоставляются потребителям в жилые и нежилые помещения  в многоквартирном доме и жилых домах.

Если  рынок услуг по установке прибора учета является конкурентным, то рынок услуг по вводу приборов учета в эксплуатацию – не конкурентный в силу действующего законодательства.

В соответствии с  седьмым абзацем пункта 2  Правил № 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно - правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю  коммунальные услуги.

Исполнитель обязан осуществить по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству  Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета,  которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчета размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода  прибора учета в эксплуатацию (подпункт «и»  пункта 33 Правил № 354).

При этом в силу пункта 81 Правил № 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственниками  жилого или нежилого помещения.

Вместе с тем законодателем императивно определено, что ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть, документальное оформление приборов учета в качестве прибора учета, по показаниям  которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю  (абзац 2 пункта 81 Правил № 354).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) оказание услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем коммунальной инфраструктуры отнесено к числу сфер деятельности субъектов естественной монополии, следовательно, в силу Закона о естественных монополиях  АО «ОмскВодоканал»  является субъектом естественной монополии на рынках услуг по холодному водоснабжению в границах сетей водоснабжения на территории г. Омска , находящихся в эксплуатационной ответственности АО «ОмскВодоканал».

В силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о конкуренции) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции  установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):

- экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом (пункт 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, услуги АО «ОмскВодоканал» по холодному водоснабжению  в границах сетей водоснабжения на территории г. Омска, находящихся в эксплуатационной ответственности АО «ОмскВодоканал», являются услугами естественной монополии.

Анализ норм действующего законодательства в сфере оказания услуг по вводу в эксплуатацию приборов учета воды, в том числе после их ремонта, замены и поверки,  показал, что  эту услугу  абонентам АО «ОмскВодоканал»   – потребителям холодной воды, поставляемой АО «ОмскВодоканал» в жилые и нежилые помещения, расположенные в МКД,  может оказать исключительно исполнитель –  АО «ОмскВодоканал».

Из пункта  81(14) Правил № 354 следует, что услуга  по вводу в эксплуатацию приборов учета  после их ремонта, замены и поверки  является платной в случае, когда  опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.  В письменных пояснениях и документах АО «ОмскВодоканал» данная услуга обозначена как услуга  за повторное опломбирование приборов учета воды, стоимость которой определена в вышеупомянутых калькуляциях.

Представленные в Омское УФАС России документы и пояснения указывают на то, что действия АО «ОмскВодоканал», выразившиеся в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении  АО «ОмскВодоканал» различных цен на одну и ту же услугу по вводу в эксплуатацию приборов учета холодной воды для потребителей, чьи  приборы учета установлены в жилых помещениях и в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме (за исключением нежилых помещений в цокольном этаже и пристроенных к МКД), и в отношении которых АО «ОмскВодоканал» является исполнителем коммунальных услуг,  нарушают пункт 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и ущемляют интересы  хозяйствующих субъектов и неопределенного круга физических лиц – владельцев  таких нежилых помещений.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что при рассмотрении заявления  (М…) в действиях АО «ОмскВодоканал», выразившихся в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении АО «ОмскВодоканал» различных цен на одну и ту же услугу – услугу по  вводу в эксплуатацию приборов учета воды  в городе Омске,  в случае, когда опломбирование производится исполнителем коммунальных услуг  повторно, в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом, установлены признаки нарушения пункта  6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Омское УФАС России на основании статьи  39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции» предупреждает АО «ОмскВодоканал» о необходимости прекращения указанных действий путем установления единой стоимости услуги по  вводу в эксплуатацию приборов учета воды,  в случае, когда опломбирование производится  повторно, в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом, для всех владельцев жилых и нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах (за исключением нежилых помещений в цокольном этаже и пристроенных к МКД)  в городе Омске, в отношении которых  АО «ОмскВодоканал» является исполнителем  коммунальных услуг в понятии пункта 2 Правил № 354.

Настоящее предупреждение подлежит исполнению в течение 10 рабочих дней со дня его получения.

О  выполнении  настоящего предупреждения, либо об отказе его выполнения  необходимо сообщить письменно  в  Омское УФАС России в  течение  трех  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.

 

Руководитель управления                                                                                            В.А. Кабаненко

Связанные организации

Связанные организации не указаны