Решение б/н Решение по делу № 04-05/40-2016 о нарушении антимонопольного... от 9 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 04-05/40-2016

 

Резолютивная часть оглашена 06 декабря 2016 года

изготовлено в полном объеме 09 декабря 2016 года                                                                                                                                                                                                 г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>– заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<…>– эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

<…>– главного специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

<…>– главного специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,

(далее – Комиссия Омского УФАС России, Комиссия),

рассмотрев дело № 04-05/40-2016 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Альфа Абрис» (далее – ООО «Альфа Абрис», Общество, сетевая организация, ответчик) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии на заседании:

представителей заявителя Муниципального предприятия г. Омска «Муниципальная недвижимость» (далее – Заявитель, МП) – <…> (доверенность), <…> (доверенность);

представителей ответчика ООО «Альфа Абрис» – <…> (доверенность), <…> (доверенность),

 

У С Т А Н О В И Л А:

1. Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства  № 04-05/40-2016 послужило заявление Муниципального предприятия г. Омска «Муниципальная недвижимость» от 17.08.2016 вх. № 6276 на действия сетевой организации ООО «Альфа Абрис» (ИНН 5501235027, ОГРН 1115543023991, зарегистрировано по адресу: 644035, г. Омск пр-кт Губкина, 14), связанные с необоснованным требованием ООО «Альфа Абрис» представления МП сведений и документов для заключения договора о технологическом присоединении к электрическим сетям, не предусмотренных Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения, Правила № 861).

Из заявления МП и дополнительных письменных пояснений от 02.11.2016 вх. № 8336 следует, что МП принадлежит на праве хозяйственного ведения гараж РММ, расположенный по адресу г. Омск <…>. Для заключения договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком предприятию необходимо осуществить технологическое присоединение энергопринимающего устройства, расположенного по адресу г. Омск, <…>.

На запрос Мэру города Омска от 08.07.2016 № 06-422, МП получен ответ о том, что ближайшей сетевой организацией для осуществления технологического присоединения объектов, расположенных по адресу г. Омск, <…>.

27.07.2016 МП в ООО «Альфа Абрис», в соответствии с требованиями пункта 12 (1) Правил № 861, подана заявка на технологическое присоединение энергопринимающего устройства расположенного по адресу: г. Омск, <…> к электрическим сетям ООО «Альфа Абрис» (далее – заявка).

08.08.2016 вх № 868 МП получено письмо ООО «Альфа Абрис» от 04.08.2016 с замечаниями относительно отдельных пунктов заявки, которые, по мнению МП, являются необоснованными и неправомерными.

Так, в означенном  письме ООО «Альфа Абрис» от 04.08.2016 указано, что Общество, рассмотрев заявку, выявило следующее

1. В заявке не указан характер нагрузки.

2. Неправильно указан класс напряжения.

3. Представлен план расположения энергопринимающих устройств, не подписанный руководителем; форма плана не позволяет определить местоположение энергопринимающих устройств, без их обозначения относительно объективных территориальных ориентиров.

4. Перечень энергопринимающих устройств не имеет подписи составителя и не утвержден руководителем.

5. Копии представленных документов не заверены руководителем или ответственным лицом.

Относительно замечаний ООО «Альфа Абрис», изложенных в письме от 04.08.2016, касающихся отдельных пунктов заявки, МП в своем заявлении от 17.08.2016 вх. № 6276 указывает следующее.

ООО «Альфа-Абрис» в пункте 1 письма от 04.08.2016 указывает, что в заявке МП не указан характер нагрузки, однако в пункте 7 заявки характер нагрузки МП указало - «коммерческое производство». В пункте 2 письма ООО «Альфа-Абрис» от 04.08.2016 отмечено, что неправильно указан класс напряжения, однако в пункте 5 заявки МП было указано напряжение 0,38 кВт.

В пунктах с 3 по 5 письма ООО «Альфа-Абрис» от 04.08.2016 указывается на отсутствие подписи ответственных лиц в приложенных документах, что, по мнению Заявителя, не соответствует положениям подпунктов «а», «в» и «г» пункта 10 Правил № 861, которые не возлагают на заявителя обязанность пописывать приложения к заявке.

Представители заявителя в заседании комиссии Омского УФАС России подтвердили доводы, изложенные в представленных письменных пояснениях и документах, направленных в Омское УФАС России. МП настаивает на том, что при составлении и подаче заявки на технологическое присоединение не было допущено нарушение требований, установленных Правилами № 861. Возражения и требования ООО «Альфа Абрис» не имеют под собой правовых оснований, что свидетельствует об уклонении сетевой организации от заключения договора технологического присоединения, и является злоупотреблением доминирующим положением.

Относительно довода ООО «Альфа Абрис» о том, что технологическое присоединение энергопринимающего устройства расположенного по адресу: г. Омск, <…>уже было осуществлено ранее, представители МП в заседании комиссии пояснили следующее.

Между МП и <…> заключен договор № Г 1780-А аренды нежилого помещения от 16.11.2015. Согласно пункту 1.1 указанного договора МП сдает, а <…> принимает в пользование следующее недвижимое имущество: нежилые помещения № 1-21 на 1 этаже, согласно поэтажному плану строения, литера АА1, расположенные по адресу: <…>. Характер использования арендуемых помещений: производственно-складское.

<…> письмом от 01.07.2016 обратился в МП, в котором указал, что «Арендуемые вышеуказанные помещения обесточены, в связи с чем производственную деятельность осуществлять невозможно». На основании чего <…> просил МП «не начислять арендную плату на период затруднительной ситуации с электроэнергией».

На основании указанного письма <…> от 01.07.2016 сотрудниками МП был составлен Акт технического состояния объекта, расположенного по адресу: <…>, которым было зафиксировано, что в помещении № 23 ЛИТ.ВВ1, вводное устройство обесточено, вести производственно – хозяйственную деятельность невозможно.

После составления указанного акта, главным инженером МП была направлена служебная записка от 01.07.2016 директору МП, которой сообщалось о том, что в результате полного отключения электроэнергии на объекте, расположенном по адресу: <…>, вести арендатору (<…>) производственно – хозяйственную деятельность невозможно, представителями МП выполнено опломбирование шкафа ВРУ и вводного рубильника.

<…> обратился в МП с заявлением от 10.10.2016, в котором указал, что в связи с отсутствием электроэнергии на  объекте, расположенном по адресу: <…>, считает нецелесообразным продлевать договор № Г 1780-А аренды нежилого помещения от 16.11.2015.

По мнению представителей МП, все вышеуказанное подтверждает отсутствие электроэнергии на означенном объекте, а также свидетельствует о необходимости технологического присоединения энергопринимающего устройства, расположенного по адресу: <…>, которое ранее осуществлено не было, также представили в материалы настоящего дела копии вышеуказанных документов.

МП считает, что заявка на технологическое присоединение была оформлена в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, замечания ООО «Альфа Абрис» не имеют под собой правовых оснований, являются формальными, необоснованные требования сетевой организации ущемляют права и законные интересы МП. Также представители МП пояснили, что сотрудники МП не являются специалистами в сфере электроэнергетики и в случае, если в заявке был неверно указан класс напряжения, этот вопрос можно было урегулировать в процессе рассмотрения заявки.

В заседании 18.11.2016 Комиссии Омского УФАС России по делу № 04-05/40-2016 представители МП подтвердили, что 09.11.2016 вх. № 1263 от ООО «Альфа Абрис» в МП поступил проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 2012-2ТУ от 08.11.2016. Относительно просьбы Общества, содержащейся в сопроводительном письме от 09.11.2016 исх. № 46 о том, чтобы МП указало характер нагрузки, представитель МП <…> пояснил, что муниципальное предприятие может «пойти навстречу» ООО «Альфа Абрис» и предоставить указанные сведения, но при этом обратил внимание Комиссии на то, что заявка МП соответствует Правилам № 861, в ней имеются все необходимые сведения указанные в Правилах № 861, дополнительные сведения о характере нагрузки МП может предоставить для того, чтобы ускорить процесс заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

МП в материалы дела № 04-05/40-2016 о нарушении антимонопольного законодательства в подтверждение своих доводов были представлены следующие документы (в копиях):

1. Письмо МП от 08.07.2016 исх. № 06-422, адресованное Мэру города Омска «О представлении сведений о принадлежности объекта электросетевого хозяйства – ТП № 6, расположенного по адресу: <…>»

2. Письмо департамента имущественных отношений от 21.07.2016 исх.                           № Исх-ДИО/10400, направленное МП, которым сообщалось, что объект электросетевого хозяйства – ТП № 6, расположенного по адресу: <…>находится на балансе ЗАО «Абрис» в границах эксплуатационной ответственности территориальной сетевой организации ООО «Альфа Абрис».

3. Письмо МП от 27.07.2016 исх. № 06-486, адресованное ООО «Альфа-Абрис», которым Общество направило заявку на технологическое присоединение энергопринимающего устройства расположенного по адресу: <…> к электрическим сетям ООО «Альфа Абрис», указанное письмо поступило в сетевую организацию 27.07.2016.

4. Заявку юридического лица (индивидуального предпринимателя), физического лица на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 150 кВт включительно, с приложением плана расположения энергопринимающих устройств, перечня и мощности энергопринимающих устройств и свидетельства о государственной регистрации права (серия <...> АА, № 073553).

5. Письмо ООО «Альфа Абрис» от 04.08.2016 исх. № б/н, адресованное МП «О рассмотрении заявки на технологическое присоединение», поступившее в МП 08.08.2016 вх.      № 868.

2. Из представленных ООО «Альфа Абрис» в Омское УФАС России письменных пояснений от 01.09.2016 вх. № 6680 следует.

ООО «Альфа Абрис» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электроэнергии с 01.01.2016.

ООО «Альфа Абрис» 27.07.2016 получило от МП письмо № 06-486 с приложением Заявки на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 150 кВт включительно (далее – Заявка) в 2-х экземплярах на 5 листах.

По мнению ООО «Альфа Абрис», изложенному в письменных пояснениях, МП относится к категории заявителей, предусмотренных в пункте 12(1) Правил № 861, при подаче Заявки МП были не соблюдены требования Правил № 861, а именно:

1. Согласно подпункту «в» пункта 12(1) Правил № 861 в заявке, направляемой заявителем - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), должен быть указан характер нагрузки. В приложенном к заявке перечне энергопринимающих устройств заявителем указаны сушильные печи, работа которых может привести к возникновению специфических нелинейных нагрузок и возникновению в сети «паразитической» реактивной мощности, приводящей к увеличению потерь в сети, негативно влияющей на работу силовых трансформаторов сетевой организации и снижению надежности и качества электроснабжения для всех потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации.

Подпункт «б» пункта 25(1) Правил № 861 обязывает сетевую организацию в технических условиях, выдаваемых заявителю, предусмотреть необходимые требования к установке устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии (устройств, компенсирующих «паразитическую» реактивную мощность). Без конкретизации характера нагрузки выполнить данные требования Правил №861 невозможно.

2. Согласно подпункту «а» пункта 10  Правил № 861 к заявке должен быть приложен План расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации. Данный документ необходим сетевой организации, чтобы в соответствии с содержащимися в нем сведениями можно было в Договоре об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (Приложение № 10 к Правилам № 861) и в технических условиях, являющихся его (договора) неотъемлемой частью, определить точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя (требования подпункта  «а» пункта 25(1) Правил № 861).

В представленном МП плане не содержится сведений, необходимых сетевой организации для осуществления вышеуказанных действий: не обозначены границы земельного участка, не указано вводное распределительное устройство (ВРУ).

3. Из представленных МП документов подписана уполномоченным лицом только Заявка. Документы, приложенные к Заявке, а именно: Перечень энергопринимающих устройств и План их расположения заявителем не подписаны, что не позволяет определить подлинность и достоверность содержащихся в них сведений.

Таким образом, по мнению ответчика, поскольку МП не были соблюдены требования Правил № 861, сетевая организация ООО «Альфа Абрис» не имела возможности исполнить свои обязательства по предоставлению надлежащим образом оформленного и содержащего все существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения, а также технических условий для присоединения к электрическим сетям согласно пункту 15 Правил № 861 в установленные сроки, и воспользовалось своим правом, установленным абзацем 14 пункту 15 Правил № 861, при отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9,10,12-14 Правил № 861, уведомить заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки о необходимости предоставления недостающих сведений и документов.

По результатам рассмотрения заявки в адрес МП было отправлено вышеуказанное письмо от 04.08.2016.

В письменных пояснениях ООО «Альфа Абрис» также указало, что Общество не уклоняется от заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, при предоставлении МП недостающих документов и сведений сетевая организация намерена заключить с МП соответствующий договор.

Относительно сроков направления ответа ООО «Альфа Абрис» в МП о рассмотрении заявки, Общество в своих письменных пояснениях от 16.11.2016 вх. № 9050 указало следующее. Пунктом 15 Правил № 861 императивно определены сроки уведомления сетевой организацией заявителя об отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12-14 настоящих Правил – 6 рабочих дней с даты получения заявки. В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Заявка о технологическом подключении была получена ООО «Альфа Абрис» 27.07.2016, следовательно, срок установленный пунктом 15 Правил № 861, начинает исчисляться с 28.07.2016. В соответствии со статьей 194 ГК РФ, если срок установлен для совершения какого- либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. При этом письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок. Таким образом, последним днем срока, в который ООО «Альфа Абрис» обязано было направить соответствующее уведомление заявителю, является 04.08.2016.

В заседании 18.11.2016 Комиссии Омского УФАС России по делу № 04-05/40-2016 представители ООО «Альфа Абрис» представили копию проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 2012-2ТУ от 08.11.2016, с техническими условиями от 08.11.2016, который был направлен Заявителю с сопроводительным письмом от 09.11.2016 исх. № 46. Указанный проект договора поступил в МП 09.11.2016 вх.     № 1263, о чем свидетельствует оттиск штампа МП на сопроводительном письме, что, по мнению представителей ответчика, подтверждает отсутствие намерения ООО «Альфа Абрис» уклониться от заключения договора технологического присоединения.

При этом в сопроводительном письме от 09.11.2016 исх. № 46 ООО «Альфа Абрис» просит МП в соответствии с пунктом 12(1) подпунктом  «в» Правил № 861 указать характер нагрузки, так как в приложенном к заявке перечне энергопринимающих устройств указаны сушильные печи, работа которых может привести к возникновению специфических нелинейных нагрузок и возникновению в сети «паразитической» реактивной мощности, приводящей к увеличению потерь в сети, негативно влияющей на работу силовых трансформаторов сетевой организации и снижению надежности и качества электроснабжения для всех потребителей энергопринимающей установки которых на момент подачи заявки МП присоединены к электрическим сетям сетевой организации.

ООО «Альфа Абрис» в материалы дела № 04-05/40-2016 о нарушении антимонопольного законодательства в подтверждение своих доводов были представлены следующие документы (в копиях):

1. Письмо МП от 27.07.2016 исх. № 06-486, адресованное ООО «Альфа Абрис», которым Общество направило заявку на технологическое присоединение энергопринимающего устройства расположенного по адресу: <…>к электрическим сетям ООО «Альфа Абрис», указанное письмо поступило в сетевую организацию 27.07.2016.

2. Заявку юридического лица (индивидуального предпринимателя), физического лица на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 150 кВт включительно, с приложением плана расположения энергопринимающих устройств, перечня и мощности энергопринимающих устройств и свидетельства о государственной регистрации права (серия <...> АА, № 073553).

3. Письмо ООО «Альфа Абрис» от 04.08.2016 исх. № б/н, адресованное МП «О рассмотрении заявки на технологическое присоединение», поступившее в МП 08.08.2016 вх.      № 868.

4. Почтовое уведомление № <…>.

5. Письмо Министерства энергетики Российской Федерации от 15.11.2016 исх.                 № 09-6110.

6. Протокол общего собрания участников ООО «Альфа Абрис» от 01.08.2014, которым решено продлить полномочия директора Общества <…>на три года.

7. Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе (ИНН 5501235027).

8. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (ОГРН 1115543023991).

На заседании Комиссии Омского УФАС России представители ООО «Альфа Абрис» представили направленный 09.11.2016 в МП проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 2012-2ТУ от 08.11.2016 с техническими условиями.

3. Комиссия Омского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, заслушав представителей сторон в процессе рассмотрения дела № 04-05/40-2016, установила следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им Федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 3 Правил № 861 предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил № 861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

   Согласно пункту 8 Правил № 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) Правил № 861. Заявка направляется по формам согласно приложениям № 4 - 7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).

В соответствии с пунктом 12(1) Правил № 861 в заявке, направляемой заявителем - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), должны быть указаны:

а) сведения, предусмотренные подпунктами «а» - «в» и «и» - «л» пункта 9 Правил        № 861:

«а»- реквизиты заявителя (для юридических лиц - полное наименование и номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей - номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата ее внесения в реестр);

«б» - наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

«в» - место нахождения заявителя;

«и» - сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям);

«к» - планируемое распределение максимальной мощности, сроков ввода, набора нагрузки и сведения о категории надежности электроснабжения при вводе энергопринимающих устройств по этапам и очередям;

«л» - наименование субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, и вид такого договора (договор энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).

Сведения, предусмотренные подпунктом «л», указываются по желанию заявителя при намерении предоставить документы для заключения договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, через сетевую организацию до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства этой организации. В случае наличия у заявителя договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в рамках которого заявителем предполагается осуществление энергоснабжения энергопринимающих устройств, в отношении которых подается заявка, по желанию заявителя при намерении предоставить документы через сетевую организацию до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств, энергоснабжение которых предполагается осуществлять в рамках такого договора, в заявке указываются наименование субъекта розничного рынка, номер и дата указанного договора.);

б) запрашиваемая максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя;

в) характер нагрузки (вид экономической деятельности хозяйствующего субъекта);

г) предложения по порядку расчетов и условиям рассрочки платежа за технологическое присоединение - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 15 и до 150 кВт включительно.

В соответствии с пунктом 10 Правил № 861 к заявке прилагаются следующие документы:

а) план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

б) однолинейная схема электрических сетей заявителя, присоединяемых к электрическим сетям сетевой организации, номинальный класс напряжения которых составляет 35 кВ и выше, с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд) и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям заявителя;

в) перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики;

г) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (для заявителей, планирующих осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, - копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства);

д) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя, подающего и получающего документы, в случае если заявка подается в сетевую организацию представителем заявителя;

и) документы заявителя, предусмотренные пунктом 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, в случае, если в заявке указаны сведения в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 Правил № 861.

Согласно пункту 11 Правил № 861 сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами № 861, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные Правилами  № 861.

Таким образом, анализ вышеуказанных норм действующего законодательства в сфере электроэнергетики и представленных в материалы дела № 04-05/40-2016 о нарушении антимонопольного законодательства письменных пояснений и документов, свидетельствует о том, что заявка МП была оформлена в соответствии с Правилами № 861, а требования/замечания, указанные в письме ООО «Альфа Абрис» от 04.08.2016, адресованном МП, не основаны на нормах Правил № 861, что ущемляет права и законные интересы МП.

Из заявления МП следует, что на объекте, расположенном по адресу <…>, вообще отсутствует надлежащее технологическое присоединение и электроснабжение, в связи с чем МП обратилось в ближайшую сетевую организацию для заключения договора об осуществлении технологического присоединения, кроме того технологическое присоединение необходимо для заключения договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком электрической энергии.

Из пункта 32 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (мощности), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012           № 442, следует, что гарантирующий поставщик обязан заключить  договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любым обратившимся к нему потребителем, энергопринимающие устройства которого находятся  в зоне его деятельности и в установленном порядке присоединены к объектам электросетевого хозяйства или в отношении энергопринимающих устройств которого заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации в соответствии с Правилами № 861.

27.07.2016 МП в ООО «Альфа Абрис», в соответствии с требованиями пункта 12 (1) Правил № 861, подана заявка на технологическое присоединение энергопринимающего устройства расположенного по адресу: <…>к электрическим сетям ООО «Альфа Абрис» (далее – заявка).

08.08.2016 вх № 868 МП получено письмо ООО «Альфа Абрис» от 04.08.2016 с замечаниями относительно отдельных пунктов заявки, которые, по мнению МП, являются необоснованными и неправомерными.

Так, например, в пункте 1 письма от 04.08.2016 сетевая организация указала, что в заявке МП не указан характер нагрузки.

Согласно подпункту в) пункта 12 (1) Правил № 861 в заявке должны быть указаны характер нагрузки (вид экономической деятельности хозяйствующего субъекта).

МП в своей заявке указало вид экономической деятельности.

Пунктами 4 и 5 письма от 04.08.2016 сетевая организация указывает на отсутствие подписи составителя перечня, а также на то, что перечень энергопринимающих устройств МП не утвержден руководителем и на то, что представленные копии документов не заверены руководителем или ответственным лицом.

Буквальное прочтение подпункта в) пункта 10 Правил № 861 позволяет сделать вывод о том, что данные правила не содержат таких требований, как указала сетевая организация в пунктах 4 и 5 означенного письма.

Аналогичное необоснованное требование о подписании руководителем плана расположения энергопринимающих устройств изложено сетевой организацией в пункте 3 письма от 04.08.2016.

Вышеизложенное в своей совокупности подтверждает обоснованность доводов МП об ущемлении его интересов в результате необоснованных, не основанных на нормах Правил         № 861 требований сетевой организации, изложенных в письме от 04.08.2016, что лишило МП возможности:

- в установленные Правилами № 861 сроки заключить договор с сетевой организацией об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств МП;

- рассчитывать на исполнение сетевой организацией своих обязательств по договору, в том числе относительно фактического технологического присоединения  энергопринимающих устройств объекта МП к электрическим сетям сетевой  организации, в установленные Правилами № 861 сроки.

Кроме этого, отсутствие заключенного договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации лишает МП возможности обратиться с соответствующей заявкой к гарантирующему поставщику электрической энергии (мощности) и заключить договор энергоснабжения.

Комиссией Омского УФАС России по делу № 04-05/40-2016 в процессе рассмотрения настоящего дела не было установлено в действиях сетевой организации признаков отказа либо уклонения от заключения договора об осуществлении технологического присоединения с МП запрещенных пунктом 5 части 1 статьи 10  Закона о защите конкуренции.

При этом Комиссия отмечает, что в процессе рассмотрения дела № 04-05/40-2016 о нарушении антимонопольного законодательства сетевая организация направила в МП проект договора об осуществлении технологического присоединения.

Относительно сроков направления ответа ООО «Альфа Абрис» в МП о рассмотрении заявки, Комиссия по делу № 04-05/40-2016 соглашается с доводами ООО «Альфа Абрис», изложенными в письменных пояснениях от 16.11.2016 вх. № 9050 и считает, что письмо об отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12-14 Правил № 861 ООО «Альфа Абрис» было направлено в сроки, предусмотренные Правилами № 861.

В процессе рассмотрения дела № 04-05/40-2016 о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссия по делу   № 04-05/40-2016 приняла заключение об обстоятельствах дела № 04-05/40-2016, которое было оглашено на заседании комиссии 25.11.2016 и вручено лицам, участвующим в деле (далее - Заключение).

МП и ООО «Альфа Абрис» после получения Заключения не предоставили в Омское УФАС России какие – либо письменные пояснения и/или возражения, а также иные доказательства.

При этом, в Омское УФАС России 06.12.2016 вх. № 9621 от МП письменное ходатайство об отказе от заявления МП поданного в антимонопольный орган 17.08.2016 вх. № 6276 на действия ООО «Альфа Абрис».

Комиссия Омского УФАС по делу, рассмотрев заявленное МП ходатайство в заседании 06.12.2016, отклонило его по следующим основаниям.

Законом о защите конкуренции не предусмотрен в качестве оснований для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства отказ заявителя от поданного заявления, на основании которого и было возбуждено дело. Кроме того, Комиссия Омского УФАС России по делу № 04-05/40-2016 в действиях ООО «Альфа Абрис» установила признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. В связи с изложенным Комиссия Омского УФАС России не видит оснований для прекращения рассмотрения дела № 04-05/40-2016 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Альфа Абрис».

Относительно письма Министерства энергетики Российской Федерации от 15.11.2016 исх. № 09-6110 направленного в ответ на запрос ООО «Альфа Абрис», Комиссия Омского УФАС России по делу № 04-05/40-2016 отмечает следующее.

ООО «Альфа Абрис» 03.11.2016 направило запрос информации в Министерство энергетики Российской Федерации, которым просило разъяснить подпункт «в» пункта 12(1) Правил № 861. Министерство энергетики Российской Федерации в ответ на указанный запрос письмом от 15.11.2016 исх. № 09-6110 сообщило ООО «Альфа Абрис» о том, что Минэнерго России не наделено полномочиями по даче разъяснений законодательства Российской Федерации и практики его применения, и далее в указанном письме Минэнерго России процитировало нормы Правил № 861.

В связи с изложенным, Комиссия Омского УФАС России по делу № 04-05/40-2016 приняла указанное письмо Минэнерго России от 15.11.2016 исх. № 09-6110 для сведения в качестве информационного.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 17.12.2015             № 694/78 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год» ООО «Альфа Абрис» установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической на 2016 год.

Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 29.12.2015                    № 859/81 «Об установлении ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ООО «Альфа Абрис»» ООО «Альфа Абрис» установлены ставки платы за технологическое присоединение в период с 01.01.2016 по 31.12.2016.

Сетевая организация ООО «Альфа Абрис» является субъектом естественных монополий, в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, занимает доминирующее положение в г. Омске на товарном рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, в границах эксплуатируемых электрических сетей.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

С учетом вышеизложенного Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дела          № 04-05/40-2016 о нарушении антимонопольного законодательства считает, что необходимо признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия ООО «Альфа Абрис», выразившиеся в необоснованном требовании ООО «Альфа Абрис» представления Муниципальным предприятием г. Омска «Муниципальная недвижимость» сведений и документов для заключения договора о технологическом присоединении к электрическим сетям, не предусмотренных Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, а именно, пункта 11 Правил              № 861, что повлекло ущемление интересов Муниципального предприятия г. Омска «Муниципальная недвижимость».

Выводы Комиссии соответствуют действующему законодательству и установленным по делу фактическим обстоятельствам.

Комиссия Омского УФАС России, установив в процессе рассмотрения дела № 04-05/40-2016 нарушение ООО «Альфа Абрис» запрета на злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии, в границах эксплуатируемых электрических сетей, пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания в рамках полномочий, предоставленных антимонопольному органу пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, поскольку в процессе рассмотрения дела № 04-05/40-2016 о нарушении антимонопольного законодательства ООО «Альфа Абрис» направило МП проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 2012-2ТУ от 08.11.2016 с техническими условиями.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 2 статьи 45, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Омского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. На основании статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установить доминирующее положение ООО «Альфа Абрис» на товарном рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, в границах эксплуатируемых электрических сетей.

   2. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия ООО «Альфа Абрис», выразившиеся в необоснованном требовании ООО «Альфа Абрис» представления Муниципальным предприятием г. Омска «Муниципальная недвижимость» сведений и документов для заключения договора о технологическом присоединении к электрическим сетям, не предусмотренных Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, а именно: пункта 11 Правил    № 861, что повлекло ущемление интересов Муниципального предприятия г. Омска «Муниципальная недвижимость».

3. Предписание ООО «Альфа Абрис» не выдавать.                                                                     

4. Материалы дела № 04-05/40-2016 передать уполномоченному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель комиссии                                                                                                    <…>

Члены комиссии                                                                                                                 <…>

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны