Решение б/н Решение № 04-05/46-2016 в отношении АО «Омскоблавтотранс» от 31 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 04-05/46-2016

 

Резолютивная часть оглашена 20 февраля 2017 года

изготовлено в полном объеме 9 марта 2017 года                                                                                                                                                                                                   г. Омск


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрев дело № 04-05/46-2016 по заявлению <…> (далее - Заявитель) по признакам нарушения АО «Омскоблавтотранс» (ИНН 5507249611, ОГРН 1145543032843) (далее – Ответчик, Общество) части 1 статьи 10 Федерального закона от  26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии на заседании представителя ответчика: АО «Омскоблавтотранс» – (доверенность, паспорт);

            в отсутствие надлежащим образом уведомленного заявителя – гр. <…>, а также представителя прокуратуры Усть-Ишимского района Омской области.

 

У С Т А Н О В И Л А:

1. Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства     № 04-05/46-2016 послужило заявление <…> поступившее из прокуратуры Усть-Ишимского муниципального района Омской области вх. № 7230 от 22.09.2016 на необоснованность действий  АО «Омскоблавтотранс» по взиманию сбора за осуществление предварительной продажи  билетов  в кассе автовокзала для перевозки пассажиров по направлению «Усть-Ишим – Омск», «Омск - Усть-Ишим», а также сбора за продажу билетов в обратном направлении.

Из заявления гр. <…> следует, что она проживает в с. Усть-Ишим, возвращаясь из служебной командировки, 13.09.2016, находясь в городе Омске, она обратилась в кассу Омского автовокзала  АО «Омскоблавтотранс»  с целью приобретения билета на автобус для поездки из г. Омска в с. Усть-Ишим. Ей было продано два билета, с пересадкой в п.г.т.. Тевриз, а именно:

- билет на  поездку 14.09.2016 в 20:00 час. автобусом, следующим по маршруту «Омск – Усть-Ишим», от г.  Омска до п.г.т. Тевриз, стоимостью 1054,00 рублей;

-  билет  на поездку  15.09.2016 в 05 час. 20 мин. автобусом, следующим по маршруту  «Тевриз – Усть-Ишим», от п.г.т. Тевриз до с. Усть-Ишим,  стоимостью 187,00 рублей.

  На вопрос Заявителя  о необходимости выдачи двух билетов, сотрудник Омского автовокзала объяснила необходимость  пересадки в п.г.т Тевриз на другой, более комфортабельный автобус, плохим состоянием дороги.   В процессе поездки  в п.г.т. Тевриз  была  осуществлена  пересадка  пассажиров на другой автобус, после чего Заявитель продолжила  поездку в  с. Усть-Ишим.

Как полагает Заявитель, сложившаяся ситуация затрагивает в том числе интересы граждан, имеющих льготы на проезд, установленные постановлением Правительства Омской области от 25.01.2009 № 224-п «О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан», которым  предусмотрено 30 поездок на пригородном транспорте и 30 поездок на городском транспорте.

  При детальном изучении билетов Заявитель обнаружила, что при продаже билетов в одном направлении по маршруту «Омск - Усть-Ишим»  с неё были взысканы дважды сбор за предварительную продажу, а также сбор за обратную продажу.

 Доводы гр. <…> о взимании  указанных сборов подтверждены  представленными Заявителем копиями билетов  АО «Омскоблавтотранс», Омский автовокзал.

Так, из копий билетов следует, что для поездки 14.09.2016 по маршруту «Омск – Усть-Ишим», до п.г.т. Тевриз, Заявителем был уплачен сбор за предварительную продажу в размере 5 рублей, а при продаже билета для поездки 15.09.2016 по маршруту «Тевриз – Усть-Ишим» - сбор за предварительную продажу в размере 5 рублей и сбор за обратную продажу в размере 10 рублей.

Гр. <…>, надлежащим образом извещенная о дате и времени заседаний Комиссии Омского УФАС России по рассмотрению дела № 04-05/46-2016 (почтовые уведомления № 64401090307044,  № 364401090307457, № 64401095349889, № 64401099612811, № 64401099615072, № 64401099616550), на заседания Комиссии не явилась.

Гр. <…> посредством электронной почты уведомила Омское УФАС России вх. № 9727э от 09.12.2016 о том, что поддерживает изложенные в заявлении требования в полном объеме.

2. Из представленных АО «Омскоблавтотранс» письменных пояснений и документов,  а также из устных пояснений представителя Ответчика, озвученных на заседаниях Комиссии Омского УФАС России, следует, что АО «Омскоблавтотранс» осуществляет пригородные и межмуниципальные пассажирские перевозки пассажиров и багажа на территории Омской области на основании договоров с Министерством промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области, с Министерством труда и социального развития  Омской области и  с муниципальными образованиями Омской области, и на основании маршрутных карт, выданных Министерством промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области в августе 2016 года.  Также АО «Омскоблавтотранс» выполняет межрегиональные и международные маршруты, оказывает услуги по перевозке пассажиров и багажа по регулируемым тарифам, утвержденным РЭК Омской области или муниципальными образованиями Омской области, а также по нерегулируемым тарифам, установленным АО «Омскоблавтотранс».

Перевозки  пассажиров и багажа по маршруту № 1780 «Усть-Ишим - Тара» осуществляются, в том числе в настоящее время,  по  регулируемым тарифам  в соответствии с договором № 155/14Б от 14.05.2014 (далее – договор № 155/14Б) об организации регулярных перевозок автомобильным транспортом по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения в пределах базовой маршрутной сети на территории Омской области, заключенным между Министерством развития транспортного комплекса  Омской области и ГП «Омскоблатотранс», а также дополнительным соглашением № 81/16Б от 18.08.2016 к договору № 155/14Б.

В соответствии с  договором  № 155/14Б  маршрут № 1780 был обозначен: «Омск - Усть-Ишим», в дополнительном соглашении № 24/16Б от 12.04.2016  – как маршрут № 1780 «Усть-Ишим  - Тара».

Перевозки пассажиров и багажа по маршруту № 1114  «Омск - Усть-Ишим» ранее осуществлялись АО «Омскоблавтотранс» по регулируемым тарифам в соответствии с договором № 155/14Б.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 220-ФЗ), подпунктом 1 пункта 9 постановления Правительства Омской области от 03.02.2016 № 11-п «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Омской области на период с 1 марта 2016 года по 31 декабря 2019 года», Приказом Министерства промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области от 30.12.2015 № 66 «Об утверждении реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Омской области»  и пунктом 6.1 договора № 155/14Б,  в также в соответствии с дополнительным соглашением № 81/16Б от 18.08.2016 к договору № 155/14Б,  маршрут № 1114 «Омск - Усть-Ишим» был исключен из перечня маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении в пределах базовой маршрутной сети на территории Омской области (приложение  № 1 к договору № 155/14Б)  которым был установлен перечень маршрутов, по которым  регулярные перевозки пассажиров выполняются АО «Омскоблавтотранс»  с учетом тарифов, установленных уполномоченным органом в сфере государственного регулирования тарифов.

01.07.2016  в соответствии с распоряжением Министерства промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области № 96-р от 25.05.2016, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 19 Закона № 220-ФЗ, положением о порядке и условиях проведения конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальному  маршруту регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Омской области, утвержденным приказом Министерства промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области от 28.12.2015 № 64,  был проведен открытый конкурс на право  осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам автомобильным транспортом на территории Омской области  предметом  которого, в том числе являлся маршрут № 1114 «Омск - Усть-Ишим» (лот № 1).

В соответствии с протоколом № 3 от 01.07.2016 оценки, сопоставления заявок  и подведения итогов конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальному  маршруту регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Омской области победителем указанного конкурса по лоту № 1, предметом  которого, в том числе являлся маршрут  № 1114 «Омск - Усть-Ишим»,  было признано АО «Омскоблавтотранс».

Таким образом, с 19.08.2016 пассажирские перевозки по маршруту № 1114 «Омск – Усть-Ишим» осуществляются по нерегулируемому тарифу, определенному АО «Омскоблавтотранс».

И.о. генерального директора <…> 01.09.2014  был утвержден прейскурант цен на оказываемые услуги автовокзалом (автостанцией), в соответствии с которым  установлен сбор за осуществление предварительной продажи билетов в пригородном, междугородном и международном сообщениях на рейсы, выполняемые в рабочие дни в размере 5 рублей за 1 билет, а также сбор за продажу билета в обратном направлении в пригородном и междугородном сообщениях в размере 10 рублей за 1 билет.

Приказом генерального директора <…> № 420-пд от 13.08.2015 утверждены:

- Правила пользования услугами автовокзалов и автостанций (пункт 1 приказа);

- прейскурант цен на оказываемые услуги автовокзалом (автостанцией) (пункт 2 приказа).

В соответствии с вышеуказанным прейскурантом цен был установлен сбор за осуществление предварительной продажи билетов в пригородном, междугородном и международном сообщениях на рейсы, выполняемые в рабочие дни в размере 5 рублей за 1 билет (пункт 1 прейскуранта цен),  сбор за осуществление предварительной продажи билетов в пригородном, междугородном и международном сообщениях на рейсы, выполняемые в праздничные и предпраздничные дни в размере 10 рублей за 1 билет (пункт 2 прейскуранта цен),  а также сбор за продажу билета в обратном направлении в пригородном и междугородном сообщениях в размере 10 рублей за 1 билет (пункт 4 прейскуранта цен).

В соответствии с пунктом 8.2. Правил  пользования услугами автовокзалов и автостанций предварительная продажа билета на автобусы пригородного, междугородного и международного сообщения начинается за 15 суток до дня отправления автобуса и заканчивается за 10 суток до дня отправления автобуса, а в соответствии с пунктом 8.3. Правил  пользования услугами автовокзалов и автостанций продажа билета в обратном направлении осуществляется на автобусы пригородного, междугородного и международного сообщения на АВ и АС за 15 суток до дня отправления автобуса и заканчивается за 2 суток до дня отправления автобуса.

Причиной взимания  сбора за осуществление предварительной продажи билетов, а также сбора за продажу билета в обратном направлении,  явился факт того, что на автомобильной дороге «Тара - Усть-Ишим», по которой проходит маршрут № 1114 «Омск - Усть-Ишим», в районе д. Полуяновка, произошло разрушение дорожного полотна, что подтверждается актом комиссионного обследования от 02.04.2016 автомобильной дороги  «Тара - Усть-Ишим». В этой связи обслуживание маршрута № 1114 «Омск - Усть-Ишим» с 02.04.2016 было ограничено до п.г.т. Тевриз.

В целях недопущения ограничения жителей Усть - Ишимского района в транспортной доступности, АО «Омскоблавтотранс» приняло решение об осуществлении перевозок пассажиров по сокращенному маршруту № 1114 от г. Омска до п.г.т. Тевриз автобусами большого класса. При этом от п.г.т. Тевриз до с. Усть-Ишим пассажиры приобретали билеты на другой маршрут № 1780  «Тара - Усть-Ишим», обслуживаемый автобусами марки «ПАЗ -3205», т.е. фактически пассажирами совершалась пересадка с одного маршрута на другой.

Ввиду отсутствия альтернативных вариантов решения вышеуказанного вопроса,                   АО «Омскоблавтотранс» пришлось бы полностью приостановить транспортное обслуживание по вышеуказанному маршруту до момента приведения дорожного полотна автодороги «Тара - Усть-Ишим» в надлежащее состояние.

Таким образом, продажа билетов была организована с учетом предоставления пассажирам возможности приобретения билетов в одном месте на два разных маршрута базовой маршрутной сети: маршрут № 1114 «Омск - Усть-Ишим», обслуживаемый автобусом большой вместимости, типа НефАЗ, ЛиАЗ и сокращенный, на основании акта обследования маршрута, до п.г.т. Тевриз, а также маршрут № 1780 «Тара - Усть- Ишим», движение по которому осуществлялось от п.г.т. Тевриз в с. Усть- Ишим.

В результате объединения вышеназванных маршрутов, в программном обеспечении произошел сбой и с пассажиров, приобретающих билеты в срок менее чем за десять дней до поездки, ошибочно взимался сбор за предварительную продажу билетов в прямом и обратном направлении.

15.10.2016 организация обслуживания маршрута «Омск –  Усть-Ишим» была полностью восстановлена, автобус следует от начального до конечного пункта без пересадок, соответственно, пассажиры приобретают один билет и сбор за предварительную продажу билетов, в срок менее чем за десять дней до поездки не взимается.

При таких обстоятельствах АО «Омскоблавтотранс» полагает, что нарушение антимонопольного законодательства при организации и осуществлении пассажирских перевозок АО «Омскоблавтотранс» устранено добровольно.

АО «Омскоблавтотранс»  в письменных пояснениях также обратило внимание Комиссии на то, что на основании представления прокуратуры Усть - Ишимского района от 28.09.2016 № 7-05-2016/2332 приказом и.о. генерального директора АО «Омскоблавтотранс» от 27.10.2016 № 200-пд создана комиссия по проведению служебного расследования по исполнению приказа генерального директора от 13.08.2015 № 420-пд «Об изменении Правил пользования услугами автовокзалов и автостанций».

В результате проведенной проверки установлено, что в соответствии с  пунктом 8.2 вышеуказанных Правил сбор за предварительную продажу билетов взимается на автобусы пригородного, междугородного и международного сообщений начинается за 15 суток до дня отправления автобуса и заканчивается за 10 суток до дня отправления автобуса. Пунктом 4 Приказа от 13.08.2015 № 420-пд обязанность по внесению изменений в автоматизированную систему продажи билетов в соответствии с Правилами пользования услугами автовокзалов и автостанций была возложена на начальника службы информационных технологий <…> Обязанность по ознакомлению работников, в должностные обязанности которых входит оформление и выдача проездных документов, с внесенными изменениями пунктом 5 Приказа от 13.08.2015 № 420-пд возложена на начальника службы по организации деятельности автовокзалов и автостанций <…>. Однако, указанные выше обязанности <…> не выполнили. В настоящее время данные работники в АО «Омскоблавтотранс» уволены по собственному желанию на основании приказов от 25.11.2015 № 685-Ку-<…>. и от 09.03.2016 № 80-Ку - <…>.

Кроме того, пунктом 6 приказа от 13.08.2015 № 2015 № 420-пд, контроль за исполнением приказа возложен на заместителя генерального директора по организации деятельности автовокзалов и автостанций <…>., который по результатам проверки был привлечен к дисциплинарной ответственности.

В дальнейшем, как указало АО «Омскоблавтотранс», 02.11.2016 приказом № 210-пд в целях приведения Правил  пользования услугами автовокзалов и автостанций, утвержденных приказом № 420-пд от 13.08.2015 в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в сфере организации перевозок пассажиров, пункт 8.2. Правил  пользования услугами автовокзалов и автостанций был изложен в следующей редакции: «предварительная продажа билета на автобусы пригородного, междугородного и международного сообщения начинается за 20 суток до дня отправления автобуса и заканчивается за 10 суток до дня отправления автобуса, а пункт 8.3. Правил  пользования услугами автовокзалов и автостанций: «продажа билета в обратном направлении и продажа для проезда с других АВ и АС осуществляется на автобусы пригородного, междугородного и международного сообщения на АВ и АС за 20 суток до дня отправления автобуса и заканчивается за 10 суток до дня отправления автобуса».

АО «Омскоблавтотранс» также указало в письменных пояснениях, что вышеуказанные обстоятельства были предметом рассмотрения в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, по результатам которого АО «Омскоблавтотранс» уже было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного штрафа в размере 5 000,00 (пять тысяч) рублей.

Ответчик в письменных пояснениях также обратил внимание, что в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ «Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела». Согласно части 5 статьи 4.1. «Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение».

По мнению АО «Омскоблавтотранс», вышеуказанные обстоятельства  препятствуют повторному привлечению АО «Омскоблавтотранс» к административной ответственности.

В ходе рассмотрения дела  № 04-05/46-2016 АО «Омскоблавтотранс» в подтверждение своей позиции, а также в  качестве доказательств фактического осуществления перевозок пассажиров и багажа по вышеуказанным маршрутам,  были представлены копии следующих документов и информация:

- постановления по делу об административном правонарушении № 2155/16 от 22.11.2016;

- платежного поручения № 11408 от 25.11.2016;

- акта комиссионного обследования а/д «Тара - Усть-Ишим» от 02.04.2016;

- Устава АО «Омскоблавтотранс», утвержденного решением единственного акционера ОАО «Омскоблавтотранс» 26.11.2015;

- изменения в Устав АО «Омскоблавтотранс» от 23.06.2016;

- свидетельства о государственной регистрации юридического лица (серия <...>                       № 003797742);.

- свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения (серия <...> );

- Решения единственного акционера ОАО «Омскоблавтотранс»;

- приказа генерального директора АО «Омскоблавтотранс»  <…>№ 132-пд от 01.07.2016 «О временном исполнении обязанностей»;

- приказа  генерального директора АО «Омскоблавтотранс»  <…>№ 420-пд от 13.08.2015 «Об изменении правил пользования услугами автовокзалов и автостанций»;

- правил пользования услугами автовокзалов и автостанций, утвержденных приказом  генерального директора ОАО «Омскоблавтотранс» <…>№ 420-пд от 13.08.2015;

-  прейскуранта цен на оказываемые услуги автовокзалом, утвержденных 01.09.2014 и.о. генерального директора АО «Омскоблавтотранс» <…>;

- прейскуранта цен на оказываемые услуги автовокзалом, утвержденных 13.08.2015 генеральным директором АО «Омскоблавтотранс» <…>;

- приказа и.о. генерального директора АО «Омскоблавтотранс» <…> № 210-пд от 02.11.2016 «О внесении изменений в Правила пользования услугами автовокзалов и автостанций»;

- приказа и.о. генерального директора АО «Омскоблавтотранс» <…> № 339дв от 07.11.2016 «О применении дисциплинарного взыскания»;

- информационного письма о текущем финансовом состоянии АО «Омскоблавтотранс» от 23.01.2017;

- оборотно - сальдовой ведомости по счету 90.01 за 01.09.2014-20.01.2017;

- правил пользования услугами автовокзалов и автостанций, утвержденных 14.11.2016 и.о. генерального директора АО «Омскоблавтотранс» <…>;

- дополнительного соглашения № 24/16Б от 12.04.2016 к договору № 155/14Б от 14.05.2014;

- договора № 155/14Б от 14.05.2014 об организации регулярных перевозок автомобильным транспортом по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения в пределах базовой маршрутной сети на территории Омской области, заключенного между Министерством развития транспортного комплекса  Омской области и ГП «Омскоблатотранс» с приложениями;

- дополнительного соглашения № 81/16Б от 18.08.2016 к договору № 155/14Б от 14.05.2014;

- распоряжения Министерства промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области № 96-р от 25.05.2016 «О проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам автомобильным транспортом на территории Омской области» с приложениями;

- протокола № 2 от 01.07.2016 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам автомобильным транспортом на территории Омской области;

- протокола № 3 от 01.07.2016 оценки, сопоставления заявок и подведения итогов конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам автомобильным транспортом на территории Омской области;

- путевых листов по маршруту  № 1780 «Усть-Ишим – Тара» (до Тевриза) (Комиссия отмечает, что именно так маршрут указан в маршрутном листе) от 14.09.2016 № 63936, от 15.09.2016 № 63935, от 13.09.2016 № 63522, от 11.09.2016 № 63520, от 12.09.2016 № 63194;

- путевых листов по маршруту  № 1780 «Усть-Ишим - Тевриз» (Комиссия отмечает, что именно так маршрут указан в маршрутном листе) от 11.09.2016 № 0635734, от 12.09.2016                            № 063572, от 13.09.2016 № 063571, от 14.09.2016 № 063621, от 15.09.2016 № 063626, от 11.09.2016 № 063589, от 15.09.2016 № 063594,  от 12.09.2016 № 063591,  от 13.09.2016 № 063592 от 14.09.2016;

- путевых листов по маршруту № 1114  «Омск - Усть-Ишим» (до Тевриза) (Комиссия отмечает, что именно так маршрут указан в маршрутном листе) от 11.09.2016 № ТЦ0061928, от 15.09.2016 № 26550,  от 11.09.2016 № ТЦ0061937, от 12.09.2016 № ТЦ0062071, от 12.09.2016 № ТЦ0062062,  от 13.09.2016 № ТЦ0062367, от 14.09.2016 № ТЦ0062804, от 15.09.2016 № ТЦ0062986, от 14.09.2016 № ТЦ0062805,  от 13.09.2016 № ТЦ0062779;

- свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок  (серия <...> выданного Министерством промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области с приложением карт маршрутов регулярных перевозок серия <...> серия <...> серия <...> серия <...> .

 В заседаниях Комиссии представитель АО «Омскоблавтотранс» поддержала позицию Ответчика, изложенную в письменных пояснениях, подтвердила, что прейскурант  цен на оказываемые услуги автовокзалом, утвержденный 13.08.2015 генеральным директором АО «Омскоблавтотранс» <…>, является действующим,  АО «Омскоблавтотранс» взимает сборы согласно действующему прейскуранту цен.

Также в заседаниях Комиссии представитель Ответчика обратила внимание Комиссии на то, что в настоящее время предварительная продажа билета на автобусы пригородного, междугородного и международного сообщения начинается за 20 суток до дня отправления автобуса и заканчивается за 10 суток до дня отправления автобуса, а продажа билета в обратном направлении и продажа для проезда с других АВ и АС осуществляется на автобусы пригородного, междугородного и международного сообщения на АВ и АС за 20 суток до дня отправления автобуса и заканчивается за 10 суток до дня отправления автобуса. Сбор за предварительную продажу билетов  взимается  только при предварительной продаже билетов в вышеуказанные сроки.

На вопрос Комиссии о том, оказывает ли АО «Омскоблавтотранс» при  продаже билетов, в том числе предварительной и в обратном направлении, какие-либо дополнительные услуги, представитель Ответчика пояснила, что какие-либо дополнительные услуги при этом АО «Омскоблавтотранс»  не оказываются.

 

3. Комиссия Омского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, заслушав представителя АО «Омскоблавтотранс» в процессе рассмотрения дела № 04-05/46-2016, установила следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией.

  В силу пункта 1 статьи 790 ГК РФ за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

  Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (пункт 2 статьи 790 ГК РФ).

  Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, в том числе при осуществлении пассажирских перевозок, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Закон № 259-ФЗ) и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее – Правила № 112).

  Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона № 259-ФЗ, продажа билетов определяется правилами перевозок пассажиров.

   В силу пунктов 42, 43 Правил № 112, проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам. Билет должен содержать обязательные реквизиты, указанные в приложении № 1 к  Правилам № 112.

  Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах авток - залов или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта (пункт 50 Правил № 112).

   В соответствии с пунктом 51 Правил № 112 продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается не менее чем за десять суток и заканчивается за пять минут до отправления транспортного средства.

 В силу пункта 3.1 «ГОСТ Р 51825-2001. Государственный стандарт Российской Федерации. Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования» оформление билета является частью услуги по непосредственному перемещению пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств.

 Комиссия отмечает, что действующим законодательством не предусмотрена предварительная продажа билетов как основание для взимания за неё каких-либо сборов.

В соответствии  с Уставом АО «Омскоблавтотранс», утвержденным решением единственного акционера АО «Омскоблавтотранс» от 26.11.2015 (пункты 1, 2, 3 статьи 4) целью создания АО «Омскоблавтотранс» является удовлетворение общественных потребностей в производимой АО «Омскоблавтотранс» продукции (работах, услугах) и извлечение прибыли. Предметом деятельности АО «Омскоблавтотранс» является выполнение работ и оказание услуг в сфере транспортного обслуживания, также АО «Омскоблавтотранс» осуществляет, в том числе  следующие основные виды деятельности: организация и  осуществление пассажирских регулярных перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном, междугородном, международном  сообщении, организацию и осуществление кассовой текущей и предварительной продажи, бронирования проездных документов (билетов) на автовокзалах, автостанциях, автокассах АО «Омскоблавтотранс», а также оформление страхования пассажиров в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

АО «Омскоблавтотранс» выполняет межрегиональные и международные маршруты, оказывает услуги по перевозке пассажиров и багажа по нерегулируемым тарифам и по  регулируемым тарифам, утвержденным РЭК Омской области или муниципальными образованиями Омской области.

Согласно абзацу пятому перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239, право вводить государственное регулирование цен на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) предоставлено субъектам Российской Федерации.

Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения по организации регулярных перевозок, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

   В целях обеспечения для населения доступности транспортных услуг уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 220-ФЗ устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

   Регулярные перевозки по регулируемым тарифам осуществляются с применением тарифов, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

    Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов (часть 2 статьи 14 Закона № 220-ФЗ).

    Наряду с указанными в части 1 статьи 14 Закона № 220-ФЗ маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

  Согласно статье 3 Закона № 220-ФЗ регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - это регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком. Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2 статьи 17).

  Порядок выдачи свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карт соответствующего маршрута определен статьей 19 указанного Федерального закона.

   Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Омской области был утвержден приказом от 30.12.2015 № 66 Министерства промышленности транспорта, инновационных технологий  Омской области, вступившим в силу с 11.01.2016.

    РЭК Омской области  для АО «Омскоблавтотранс»  были установлены предельные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом:

-   в  пригородном и внутриобластном сообщении - в размере 3.36 руб. за один пассажиро – километр, без НДС  (пункт 1 приказа РЭК Омской области  от 30.11.2015 № 476/71);

-   по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в размере 3.50 руб. за один пассажиро – километр, без НДС (пункт 1 приказа РЭК Омской области от 17.01.2017 № 5/1).

   Комиссией установлено, что перевозки по маршруту № 1780 «Усть-Ишим – Тара» осуществляются, в том числе, в настоящее время,  по  регулируемым  тарифам  в соответствии с договором № 155/14Б  об организации регулярных перевозок автомобильным транспортом по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения в пределах базовой маршрутной сети на территории Омской области, заключенным между Министерством развития транспортного комплекса  Омской области и ГП «Омскоблавтотранс», а также дополнительным соглашением № 81/16Б от 18.08.2016 к договору № 155/14Б. Кроме того, ранее указанный маршрут № 1780 в соответствии с  договором  № 155/14Б был обозначен: «Омск - Усть-Ишим», в соответствии с дополнительным соглашением № 24/16Б от 12.04.2016 обозначен: «Усть-Ишим –  Тара».

    Перевозки пассажиров и багажа по маршруту № 1114  «Омск - Усть-Ишим» ранее осуществлялись АО «Омскоблавтотранс» по регулируемым тарифам в соответствии с договором № 155/14Б.

  В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 220-ФЗ), подпунктом 1 пункта 9 постановления Правительства Омской области от 03.02.2016 № 11-п «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Омской области на период с 1 марта 2016 года по 31 декабря 2019 года», Приказом Министерства промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области от 30.12.2015 № 66 «Об утверждении реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Омской области»  и пунктом 6.1 договора № 155/14Б,  в также в соответствии с дополнительным соглашением № 81/16Б от 18.08.2016 к договору № 155/14Б,  маршрут № 1114 «Омск - Усть-Ишим» был исключен из перечня маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении в пределах базовой маршрутной сети на территории Омской области (приложение  № 1 к договору № 155/14Б)  которым был установлен перечень маршрутов, по которым  регулярные перевозки пассажиров выполняются АО «Омскоблавтотранс»  с учетом тарифов, установленных уполномоченным органом в сфере государственного регулирования тарифов.

01.07.2016  в соответствии с распоряжением Министерства промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области № 96-р от 25.05.2016,  пунктом 3 части 2 статьи 19 Закона № 220-ФЗ,  положением о порядке и условиях проведения конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальному  маршруту регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Омской области, утвержденным приказом Министерства промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области от 28.12.2015 № 64,  был проведен открытый конкурс на право  осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам автомобильным транспортом на территории Омской области  предметом  которого, в том числе являлся маршрут № 1114 «Омск - Усть-Ишим» (лот № 1).

В соответствии с протоколом № 3 от 01.07.2016 оценки, сопоставления заявок  и подведения итогов конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальному  маршруту регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Омской области победителем указанного конкурса по лоту № 1, предметом  которого, в том числе являлся маршрут  № 1114 «Омск - Усть-Ишим»,  было признано АО «Омскоблавтотранс».

Таким образом, с 19.08.2016 пассажирские перевозки по маршруту № 1114 «Омск – Усть-Ишим» осуществляются по нерегулируемому тарифу, определенному АО «Омскоблавтотранс».

И.о. генерального директора ОАО «Омскоблавтотранс» <…> 01.09.2014 был утвержден прейскурант цен на оказываемые услуги автовокзалом (автостанцией) из которого следует, что сбор за осуществление предварительной продажи билетов в пригородном, междугородном, международном сообщениях в рабочие дни составляет 5 руб. за 1 билет, сбор за осуществление предварительной продажи билетов в пригородном, междугородном, международном сообщениях в праздничные и предпраздничные  дни составляет 10 руб. за 1 билет, сбор за продажу в обратном направлении в пригородном и междугородном сообщениях составляет 10 руб. за 1 билет.

Приказом генерального директора <…> № 420-пд от 13.08.2015 утверждены:

- Правила пользования услугами автовокзалов и автостанций (пункт 1 приказа);

- прейскурант цен на оказываемые услуги автовокзалом (автостанцией) (пункт 2 приказа).

В соответствии с вышеуказанным прейскурантом цен был установлен сбор за осуществление предварительной продажи билетов в пригородном, междугородном и международном сообщениях на рейсы, выполняемые в рабочие дни в размере 5 рублей за 1 билет (пункт 1 прейскуранта цен),  сбор за осуществление предварительной продажи билетов в пригородном, междугородном и международном сообщениях на рейсы, выполняемые в праздничные и предпраздничные дни в размере 10 рублей за 1 билет (пункт 2 прейскуранта цен),  а также сбор за продажу билета в обратном направлении в пригородном и междугородном сообщениях в размере 10 рублей за 1 билет (пункт 4 прейскуранта цен).

В соответствии с пунктом 8.2. Правил  пользования услугами автовокзалов и автостанций предварительная продажа билета на автобусы пригородного, междугородного и международного сообщения начинается за 15 суток до дня отправления автобуса и заканчивается за 10 суток до дня отправления автобуса, а в соответствии с пунктом 8.3. Правил  пользования услугами автовокзалов и автостанций продажа билета в обратном направлении осуществляется на автобусы пригородного, междугородного и международного сообщения на АВ и АС за 15 суток до дня отправления автобуса и заканчивается за 2 суток до дня отправления автобуса.

Приказом № 210-пд от 02.11.2016, в целях приведения Правил  пользования услугами автовокзалов и автостанций, утвержденных приказом № 420-пд от 13.08.2015 в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в сфере организации перевозок пассажиров, пункт 8.2. Правил  пользования услугами автовокзалов и автостанций был изложен в следующей редакции: «предварительная продажа билета на автобусы пригородного, междугородного и международного сообщения начинается за 20 суток до дня отправления автобуса и заканчивается за 10 суток до дня отправления автобуса, а пункт 8.3. Правил  пользования услугами автовокзалов и автостанций: «продажа билета в обратном направлении и продажа для проезда с других АВ и АС осуществляется на автобусы пригородного, междугородного и международного сообщения на АВ и АС за 20 суток до дня отправления автобуса и заканчивается за 10 суток до дня отправления автобуса».

Комиссия учитывает, что  действующим законодательством в рассматриваемой сфере деятельности установлен срок начала продажи билетов для проезда в междугороднем сообщении, который начинается не менее чем за 10 суток  и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства (пункт 50 Правил №112), при этом  не определен какой - либо срок для предварительной продажи билетов, а также не определено само понятие такой продажи. 

 Вместе с тем, по мнению  Комиссии,  установление АО «Омскоблавтотранс»  срока начала продажи билетов более чем за 10  суток (то есть, за 15, а затем – за 20 дней до дня отправления автобуса), который  заканчивается за 10 суток, определенных Постановлением № 112,  названный  Ответчиком как предварительная продажа,  не противоречит действующему законодательству.

 Однако при этом Комиссия отмечает следующее: стоимость перевозки пассажиров и багажа независимо от места приобретения пассажиром билета: в кассе автовокзала или у водителя автобуса, а также независимо от даты продажи  такого  билета  относительно даты  отправления транспортного средства, должна быть одинакова, формирование доходной части хозяйственной деятельности АО «Омскоблавтотранс» за счет потребителей без фактического предоставления дополнительных услуг, взимание АО «Омскоблавтотранс» дополнительных сборов сверх установленной стоимости перевозки незаконно, а действия АО «Омскоблавтотранс» по установлению сбора за предварительную продажу билетов в будние и праздничные дни, а также сбора за продажу билетов в обратном направлении выходят за допустимые пределы осуществления гражданских прав, необоснованно возлагают на пассажиров дополнительные обязанности, тем самым ущемляя интересы неопределенного круга потребителей – пассажиров, приобретающих проездные документы.

Кроме того, Комиссия полагает, что продажа билетов сопровождает оказание услуг перевозки пассажиров и багажа, поскольку пунктом 1 статьи 24 Федерального закона № 259-ФЗ установлено, что продажа билетов определяется правилами перевозок пассажиров, т.е. услуги по перевозке и по продаже билетов взаимосвязаны.

Более того, установление сбора за предварительную продажу билетов, а также сбора за продажу билетов в обратном направлении приводит к необоснованному увеличению стоимости перевозки, при этом, как установлено Комиссией в процессе рассмотрения настоящего дела, какие-либо дополнительные услуги при продаже билетов АО «Омскоблавтотранс» пассажирам не оказывает. Билет гарантирует пассажиру  предоставление посадочного места в автобусе в  указанные в билете  дату и время  отправления транспортного средства, вне зависимости от даты продажи билета.

Вышеизложенное в своей совокупности подтверждает обоснованность доводов Заявителя, учитывая, что действующие нормативные акты, регламентирующие вопросы организации пассажирских перевозок общественным транспортом, не предусматривают взимания с граждан дополнительных (помимо оплаты проезда) денежных сборов за продажу билетов.

Комиссия Омского УФАС России, оценивая представленные в материалы дела № 04-05/46-2016 доказательства, учитывает арбитражную судебную практику,  в том числе: решение 18 арбитражного апелляционного суда по делу № А76-14340/2013, постановление ФАС Центрального округа от 10.07.2014 по делу № А62-5169/2013.

Так, в решении 18 арбитражного апелляционного суда по делу № А76-14340/2013  указано, что законом  не предусмотрена предварительная продажа билетов как основание для взимания за неё каких – либо сборов.

  Постановлением ФАС Центрального округа от 10.07.2014 по делу № А62-5169/2013 определено, что продажа билетов сопровождает оказание услуг перевозки, поскольку пунктом 1 статьи Закона № 259-ФЗ установлено, что продажа билетов определяется правилами перевозок пассажиров, т.е. услуги взаимосвязаны.

В качестве доказательств  взимания АО «Омскоблавтотранс» с граждан дополнительных (помимо оплаты проезда) денежных сборов за предварительную продажу билетов,  за продажу билетов в обратном направлении, Комиссия учитывает пояснения Заявителя, а также                    копии билетов, приобретенных гр. <…> 13.09.2016:

-  на автобус, следующий 14.09.2016 по маршруту «Омск – Усть-Ишим» (от г. Омска до п.г.т. Тевриз), стоимостью 1054, 00 рублей, в которую неправомерно был включен сбор за предварительную продажу  билета в размере 5 рублей;

-  на автобус, следующий 15.09.2016 по маршруту «Тевриз – Усть-Ишим», стоимостью 187, 00 рублей,  в которую неправомерно были включены  сбор за предварительную продажу  билета в размере 5 рублей, а также сбор за обратную продажу данного билета, в размере 10 рублей.

Комиссия также учитывает пояснения представителя Ответчика на заседании Комиссии о том, что прейскурант цен, утвержденный приказом № 420-пд от 13.08.2015, является действующим, АО «Омскоблавтотранс» продолжает взимать сборы, согласно действующему прейскуранту цен, а именно: сбор  за  предварительную продажу билетов в пригородном, междугородном и международном сообщениях на рейсы, выполняемые в рабочие дни,  сбор за предварительную продажу билетов в пригородном, междугородном и международном сообщениях на рейсы, выполняемые в праздничные и предпраздничные дни,  а также сбор за продажу билета в обратном направлении в пригородном и междугородном сообщениях, при предварительной продаже какие - либо дополнительные услуги не оказываются.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее  - Закон о защите конкуренции)  запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

   Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. В частности, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В соответствии с пунктами 3.9 - 3.10 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 № 345 (далее – Административный регламент № 345), в целях определения признаков наличия доминирующего положения АО «Омскоблавтотранс» был проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг, оказываемых перевозчикам и пассажирам, связанных с организацией перевозок пассажиров и багажа (услуги автовокзалов, автостанций).

По результатам проведенного Управлением анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг, оказываемых перевозчикам и пассажирам, связанных с организацией перевозок пассажиров и багажа (услуги автовокзалов, автостанций) установлено, что положение АО «Омскоблавтотранс» на товарном рынке услуг, оказываемых перевозчикам и пассажирам, связанных с организацией перевозок пассажиров и багажа (услуги автовокзалов, автостанций) в географических границах Омской области, за 2015 год и 9 месяцев 2016 года может быть признано доминирующим при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и  осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией (Аналитический отчет от 21.11.2016).

В соответствии с пунктами 3.14 - 3.15 Административного регламента № 345 критерием принятия решения об установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара является его (их) положение на рынке, соответствующее условиям, указанным в статье 5 Закона о защите конкуренции, доминирующее положение хозяйствующего субъекта считается установленным в случае принятия руководителем антимонопольного органа решения о возбуждении по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции дела о нарушении антимонопольного законодательства и о создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании приказа руководителя Омского УФАС России от 22.11.2016 № 231 о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства и создании Комиссии по рассмотрению дела № 04-05/46-2016 в отношении АО «Омскоблавтотранс» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в соответствии с пунктом 3.15. Административного регламента № 345 доминирующее положение АО «Омскоблавтотранс» считается установленным.

   Таким образом, Комиссия учитывает, что АО «Омскоблавтотранс» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг, оказываемых перевозчикам и пассажирам, связанных с организацией перевозок пассажиров и багажа (услуги автовокзалов, автостанций) в географических границах Омской области.

АО «Омскоблавтотранс» не представлены доказательства того, что его положение не может быть признано доминирующим, оснований для начала процедуры установления доминирующего положения в рамках рассмотрения дела № 04-05/46-2016 не было.

  При таких обстоятельствах Общество, занимающее доминирующее положение на рассматриваемом товарном рынке,  обязано соблюдать запреты, предусмотренные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

  Таким образом, в случае продажи билетов, то  есть при заключении публичного договора, который удостоверяется билетом, доминант (АО «Омскоблавтотранс») на товарном рынке услуг, оказываемых перевозчикам и пассажирам, связанных с организацией перевозок пассажиров и багажа (услуги автовокзалов, автостанций) в географических границах Омской области получает возможность диктовать определенные условия продажи билетов. Альтернативы приобретению билетов Заявитель не имела, а потому была вынуждена принять условия, которые диктует АО «Омскоблавтотранс», а это не что иное, как злоупотребление доминирующим положением.

  Доводы АО «Омскоблавтотранс» об отсутствии в его действиях нарушения антимонопольного законодательства Комиссия считает несостоятельными, не соответствующими действующему законодательству и материалам дела № 04-05/46-2016 и приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия АО «Омскоблавтотранс» по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Кроме того Комиссия отклоняет как не соответствующие материалам дела № 04-05/46-2016 доводы Ответчика о том, что вышеуказанные обстоятельства были предметом рассмотрения в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, по результатам которого АО «Омскоблавтотранс» уже было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8. Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ), с назначением административного штрафа в размере 5 000,00 (пять тысяч) рублей, ввиду чего АО «Омскоблавтотранс» полагает, что имеют место обстоятельства, препятствующие повторному привлечению АО «Омскоблавтотранс» к административной ответственности.

Комиссией установлено, что предметом рассмотрения дела об административном правонарушении № 2155/16, возбужденного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в отношении  АО «Омскоблавтотранс»  являлось нарушение части 1 статьи 14.8. КоАП РФ, а именно за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы, что не имеет отношения к рассматриваемым в настоящем деле действиям Ответчика, которые представляют собой нарушение антимонопольного законодательства  и ответственность за которые предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ.

Комиссией учтено, что на основании представления прокурора Усть-Ишимского муниципального района Омской области советника юстиции <…> «Об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения при организации и осуществлении пассажирских перевозок от 28.09.206 № 7-05-2016/2332, приказом и.о. генерального директора АО «Омскоблавтотранс» от 07.11.2016 № 339-дв  «О применении дисциплинарного взыскания» в отношении  заместителя генерального директора по организации деятельности автовокзалов и автостанций <…> применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.

Комиссия также считает несостоятельными доводы АО «Омскоблавтотранс» о том, что Общество устранило нарушение антимонопольного законодательства, внеся приказом № 210-пд от 02.11.2016, в целях приведения Правил  пользования услугами автовокзалов и автостанций, утвержденных приказом № 420-пд от 13.08.2015 в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в сфере организации перевозок пассажиров, изменения, а именно то, что:

- пункт 8.2. Правил  пользования услугами автовокзалов и автостанций был изложен в следующей редакции: «предварительная продажа билета на автобусы пригородного, междугородного и международного сообщения начинается за 20 суток до дня отправления автобуса и заканчивается за 10 суток до дня отправления автобуса;

- пункт 8.3. Правил  пользования услугами автовокзалов и автостанций изложен в следующей редакции: «продажа билета в обратном направлении и продажа для проезда с других АВ и АС осуществляется на автобусы пригородного, междугородного и международного сообщения на АВ и АС за 20 суток до дня отправления автобуса и заканчивается за 10 суток до дня отправления автобуса»,

  Комиссия, изучив представленные в материалы настоящего дела доказательства, выслушав представителя Ответчика,  пришла к выводу о необходимости квалифицировать действия  АО «Омскоблавтотранс» по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

  Председателем Комиссии Омского УФАС России в заседании  20.12.2016 было оглашено заключение об обстоятельствах дела № 04-05/46-2016, копии которого, согласно положениям статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, направлены Заявителю и Ответчику  с сопроводительным письмом от 22.12.2016 исх. № 04 - 9363 заказным почтовым отправлением с почтовым уведомлением.

  После ознакомления с заключением об обстоятельствах дела № 04-05/46-2016 в антимонопольный орган от Заявителя и Ответчика  письменных возражений, ходатайств, новых доказательств представлено не было. В заседании Комиссии  представитель Ответчика  поддержала ранее заявленные доводы.

  Выводы Комиссии о наличии в действиях АО «Омскоблавтотранс» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции соответствуют действующему законодательству и установленным по делу фактическим обстоятельствам.

  Комиссией Омского УФАС России установлено злоупотребление АО «Омскоблавтотранс» своим доминирующим положением  на товарном рынке услуг, оказываемых перевозчикам и пассажирам, связанных с организацией перевозок пассажиров и багажа (услуги автовокзалов, автостанций) в географических границах Омской области, за 2015 год и 9 месяцев 2016 года, выразившееся  в  осуществлении действий  АО «Омскоблавтотранс»  по установлению и взиманию сбора  за осуществление предварительной продажи билетов в пригородном, междугородном и международном сообщениях на рейсы, выполняемые в рабочие дни,  за осуществление предварительной продажи билетов в пригородном, междугородном и международном сообщениях на рейсы, выполняемые в праздничные и предпраздничные дни (пункты 1,2  прейскуранта цен), в том числе в срок менее чем за 10 суток, установленных «Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112, а также сбора за продажу билетов в обратном направлении (пункт 4  прейскуранта цен), что нарушает  часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, ущемляет интересы неопределенного круга потребителей услуг.

 Комиссия Омского УФАС России, установив в процессе рассмотрения дела № 04-05/46-2016 нарушение АО «Омскоблавтотранс» запрета на злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг, оказываемых перевозчикам и пассажирам, связанных с организацией перевозок пассажиров и багажа (услуги автовокзалов, автостанций), в рамках полномочий, предоставленных антимонопольному органу пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции по выдаче хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний, считает необходимым выдать АО «Омскоблавтотранс» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в которое надлежит включить мероприятия, подлежащие выполнению.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Омского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

1. Признать нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции действия  АО «Омскоблавтотранс» (ИНН 5507249611, ОГРН 1145543032843), выразившиеся  в злоупотреблении своим доминирующим положением на рынке услуг, оказываемых перевозчикам и пассажирам, связанных с организацией перевозок пассажиров и багажа (услуги автовокзалов, автостанций) в географических границах Омской области, путем  необоснованного  установления и  взимания с пассажиров сборов при продаже билетов для проезда автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории Омской области, а именно:

- сбора за предварительную продажу билетов, в том числе в срок менее чем за 10 суток, установленных «Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112;

- сбора за продажу билетов в обратном направлении,

 что ущемляет интересы неопределенного круга потребителей услуг, оказываемых АО «Омскоблавтотранс».

2. Оснований для прекращения рассмотрения дела, указанных в статье 48 Закона о защите конкуренции, не установлено.

3. Выдать АО «Омскоблавтотранс» (ИНН 5507249611, ОГРН 1145543032843) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в которое включить мероприятия, подлежащие выполнению, а именно:

3.1. совершить действия, направленные на устранение нарушения антимонопольного законодательства, путем прекращения взимания  с пассажиров сборов при продаже билетов для проезда автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории Омской области, а именно:

- сбора за предварительную продажу билетов;

- сбора за продажу билетов в обратном направлении.

3.2. привести в соответствие действующему законодательству о перевозках пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации приказ № 420-пд от 13.08.2015  в части  прейскуранта цен на оказываемые услуги автовокзалом (автостанцией).

4. Материалы дела № 04-05/46-2016 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель комиссии    
<....>                                                                                                    

 

Члены комиссии
<...>
<....>  
<....>                                                                                                                                               

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е  №  04-05/46-2016

 

09 марта 2017 года                                                                                                                                                                                                                                            г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 04-05/46-2016, руководствуясь статьями 22, 23, частью 1 статьи 39, частями 1 и 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 09 марта 2017 года по делу № 04-05/46-2016  в отношении АО «Омскоблавтотранс» (ИНН 5507249611, ОГРН 1145543032843, зарегистрировано по адресу:  644119, Российская Федерация, Омская обл., г. Омск, проспект Комарова, дом 2) о нарушении им части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»,

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

 

1. АО «Омскоблавтотранс» (ИНН 5507249611, ОГРН 1145543032843) прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установленное решением Комиссии Омского УФАС России по делу № 04-05/46-2016 от 09.03.2017, для чего в течение пяти дней со дня получения настоящего предписания:

1.1. осуществить мероприятия, направленные на прекращение нарушения  антимонопольного законодательства и устранение последствий его нарушения, путем прекращения взимания с пассажиров сборов при продаже билетов для проезда автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории Омской области, а именно:

- сбора за предварительную продажу билетов;

- сбора за продажу билетов в обратном направлении.

1.2. привести в соответствие действующему законодательству о перевозках пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации приказ  генерального директора АО «Омскоблавтотранс» № 420-пд от 13.08.2015 в части  прейскуранта цен на оказываемые услуги автовокзалом (автостанцией).

2. Об исполнении предписания письменно уведомить Омское УФАС России в течение  пяти  рабочих дней со дня его  исполнения.

3. Контроль за исполнением настоящего предписания возложить на главного специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии Омского УФАС России по делу № 04-05/46-2016  <...>.

Председатель комиссии     
<....>                                                                                                    

 

Члены комиссии
<...>
<....>  
<....>            

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны