Решение б/н Решение по делу № 04/06–12 учреждения ОАО «Омский НПЗ» «Соц... от 8 июля 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е  № 04/06–12

 

16 апреля 2012 года                                                       
г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

В.А. Кабаненко – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

Г.П. Ситниковой – начальника отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

П.И. Асафова – ведущего специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,

 

при участии:

заявителя: <…..> (предъявившего паспорт гражданина РФ),

представителей ответчика Учреждение ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт» (ИНН 5501048228):

- <…..>;

- <…..>,

лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах:

- <…..>;

- <…..> (предъявившего паспорт гражданина РФ),

в отсутствии представителя ОАО «Омскэнергосбыт», привлеченного к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела №04/06-12,

рассмотрев в заседаниях Комиссии 05.03.2012, 27.03.2012 и 02.04.2012 дело №04/06-12, возбужденное приказом руководителя Омского УФАС России от 13 февраля 2012 года № 22 по признакам нарушения Учреждением ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт» (ИНН 5501048228), части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
 

У С Т А Н О В И Л А:

1. Поводом для возбуждения дела № 04/06-12 послужило заявление гражданина <…..>, поступившее в Омское УФАС России 01.02.2012 года (вх.№920), с просьбой провести
проверку правомерности намерений руководителя Учреждения ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт» (ИНН 5501048228) <…..> отключить электроснабжение жилого дома расположенного по адресу: Омская область, Омский район, с. Красноярка, ул. Карла Маркса, 149, принадлежащего <…..> на праве собственности, где в настоящее время проживает семья Заявителя.

Из заявления  <…..> также следует, что электроснабжение его дома осуществляется
ОАО «Омскэнергосбыт». В ОАО «Омскэнергосбыт» открыт лицевой счет, по которому <…..> производит оплату потребляемой электрической энергии. Точка подключения находится на территории базы отдыха им. Карбышева, принадлежащей Учреждению ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт».

В качестве доказательств надлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта – жилого дома по вышеуказанному адресу, а также правомерности пользования электроэнергией, вместе с вышеуказанным заявлением <…..> представил копии документов:

  • справка о наличии лицевого счета №438073 в ОАО «Омскэнергосбыт»;
  • технические условия на подключение ТУ №001 от 09.06.2010 г.;
  • справка о выполнении технических условий, выданная Учреждением ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт»;
  • акт об осуществлении технического присоединения от 19.09.2011 г., выданный Учреждением ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт»;
  • письмо директора Учреждения ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт» Усачева Э.В.

2. Из текста указанного письма, директора Учреждения ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт» (далее – Учреждение, Общество) <…..> от 20.01.2012 года (исх.№12), следует, что
между Учреждением и ОАО «Омскэнергосбыт» заключен договор энергоснабжения, в соответствии с которым электроснабжающая организация (ОАО «Омскэнергосбыт») осуществляет продажу электрической энергии абоненту (Учреждению).

Из письма также следует, что, по мнению <…..>, подключение вышеуказанного жилого дома <…..>. к подстанции (электроустановкам), принадлежащим Учреждению, противоречит законодательству, так как гр. <…..> не является стороной по договору энергоснабжения, заключенному между Учреждением и ОАО «Омскэнергосбыт» и Учреждение может передавать электроэнергию, полученную от ОАО «Омскэнергосбыт», другому лицу, только с согласия энергоснабжающей организации, которое отсутствует. Учреждение не имеет права совмещать деятельность по купле-продаже и передаче электрической энергии.

Указанным письмом, Учреждение предлагает <…..> в течение пяти дней представить правоустанавливающие документы, а также техническую документацию, подтверждающие право на подключение и снабжение электроэнергией жилого дома по вышеуказанному адресу, от подстанции (электроустановок) Учреждения, с прямым выражением угрозы полного ограничения (прекращения) снабжения электроэнергией жилого дома гр. <…..> в случае неисполнения требования о предоставлении указанных документов.

3. При рассмотрении заявления гр. <…..> и материалов дела №04/06-12, на заседаниях Комиссии Омского УФАС России, представителями Учреждения выражено мнение о том, что Учреждение действовало правомерно и обоснованно направило письмо от 20.01.2012 года (исх.№12) в адрес гр. <…..>, угроза полного ограничения (прекращения) режима передачи электрической энергии на энергопринимающие устройства жилого дома, принадлежащего гр. <…..>, указанным письмом не высказывалась.

Представители Учреждения привели следующие доводы.

Согласно письму ОАО «Омскэнергосбыт» № 32/86 от 02.02.2012 г. граждане <…..>, проживающие по адресам: Омская область, Омский район, с. Красноярка, ул. Карла Маркса, д. 147 и д. 149 соответственно, являются абонентами ОАО «Омскэнергосбыт», получают от ОАО «Омскэнергосбыт» коммунальную услугу - электроэнергию, оплату за которую производят согласно лицевым счетам своевременно и в полном объеме, задолженности не имеют.

17.02.2012 г. Учреждением была проведена проверка технологического присоединения электрических сетей вышеуказанных лиц в соответствии с актами разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, электроустановок и эксплуатационной ответственности сторон № 0011 от 02.04.2011 г., № 0012 от 02.04.2011 г. на предмет соблюдения и выполнения ТУ № 001 от 09.06.2010 г., ТУ № 002 от 09.06.2010 г. путём проверки документов, технического осмотра и фотографирования.

По результатам проверки и осмотра, а также согласно акту проверки выполнения ТУ, необходимых для подключения жилых домов по адресам: с. Красноярка, ул. Маркса, д. 147 и д. 149 к источнику энергоснабжения - РУ-0.4 кВ очистных сооружений ДООЦ им. Карбышева» от 17.02.2012 г. Учреждением установлено следующее:

К источнику энергоснабжения - РУ-0.4 кВ очистных сооружений ДООЦ им. Карбышева Учреждения ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт» подключен электрический кабель АВВГ 3*120+1*35L. Указанный кабель выходит из здания очистных сооружений и воздушным путем проложен в сторону жилых домов по вышеуказанным адресам. Данная воздушная линия закреплена в 2-х местах: на растущем дереве и на металлической опоре. Далее электрический кабель проложен по частной территории и подключен к ВРУ-0.4кВ (внешнее распределительное устройство), доступ к которому у Учреждения отсутствует.

Таким образом, по мнению Учреждения, им были выявлены следующие нарушения технологического присоединения и выполнения ТУ № 001 от 09.06.2010 г., ТУ № 002 от 09.06.2010 г. актов разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, электроустановок и эксплуатационной ответственности сторон № 0011 от 02.04.2011 г., № 0012 от 02.04.2011 г.:

- пунктом 2 ТУ № 001 от 09.06.2010 г., ТУ № 002 от 09.06.2010 г. предусмотрено условие: «от источника электроснабжения РУ-0.4 кВ до объекта заявления проложить кабель необходимого сечения, протяженностью 80 метров...», таким образом, к каждому жилому дому должен быть подключен и проложен отдельный кабель.

Фактически, два вышеуказанных жилых дома подключены одним электрическим кабелем АВВГ 3*120+1*35L;

- в соответствии со схемой между РУ-0.4 кВ очистных сооружений ДООЦ им. Карбышева» и низковольтным щитом жилого дома должен быть проложен электрический кабель, без каких-либо дополнительных электроустановок.

На участке между РУ-0.4 кВ очистных сооружений ДООЦ им. Карбышева и жилыми домами по вышеуказанным адресам, установлено ВРУ-0.4 кВ (внешнее распределительное устройство), доступ к данному распределительному устройству отсутствует (частная территория), что, по мнению Учреждения не исключает возможность несанкционированного подключения к ВРУ-0.4 кВ, в результате чего возможно безучетное потребление электроэнергии;

- воздушная линия от РУ-0.4 кВ очистных сооружений ДООЦ им. Карбышева до ВРУ-0.4 кВ выполнена с нарушениями: крепление кабеля к металлической опоре без соответствующей изоляции, а также к растущим деревьям, что, по мнению Учреждения создаёт угрозу жизни и здоровью людей.

В соответствии с актами разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, электроустановок и эксплуатационной ответственности сторон № 0011 от 02.04.2011 г. № 0012 от 02.04.2011 г. граница ответственности устанавливается на наконечниках низковольтных кабелей в электрическом рубильнике, расположенном в здании очистных сооружений.

Для подтверждения своей позиции и вышеуказанных доводов, представителем Учреждения в заседании Комиссии 05.03.2012 года были представлены следующие документы в копиях: договор энергоснабжения №34-1436 от 24.03.2007г. заключенного с ОАО «Омскэнергосбыт»; акт «Проверки выполнения ТУ, необходимых для подключения жилых домов по адресам: с. Красноярка, ул. Маркса, д. 147 и д. 149 к источнику энергоснабжения - РУ-0.4 кВ очистных сооружений ДООЦ им. Карбышева» от 17.02.2012 г.; Фотографии на 15 листах; акт №0011 от 02.04.2011 г. разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, электроустановок и эксплуатационной ответственности сторон, между Учреждением и <…..>; акт №0012 от 02.04.2011 г. разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, электроустановок и эксплуатационной ответственности сторон, между Учреждением и гр. <…..>; письмо от 22.02.2012 г. № 44 адресованное ОАО «Омскэнергосбыт»; письмо от 27.02.2012 г. № 47 адресованное Западно-Сибирское Управление Ростехнадзора.

Представителем Учреждения в заседании Комиссии 05.03.2012 года также были представлены правоустанавливающие документы в копиях на объекты электросетевого хозяйства Учреждения:

  • свидетельство о государственной регистрации права собственности от 19.02.2004 г. серии 55 АА №590848 на нежилое строение (трансформаторную подстанцию №1), расположенное по адресу: Омская область, Омский район, пос. Чернолучье, оздоровительный лагерь им. Карбышева и Технический паспорт на объект №110285 от 2003 г.;
  • свидетельство о государственной регистрации права собственности от 19.02.2004 г. серии 55 АА №590718 на нежилое строение (трансформаторную подстанцию №2), расположенное по адресу: Омская область, Омский район, пос. Чернолучье, оздоровительный лагерь им. Карбышева и Технический паспорт на объект №110293 от 2003 г.;
  • свидетельство о государственной регистрации права собственности от 19.02.2004 г. серии 55 АА №590712 на нежилое строение (очистные сооружения), расположенное по адресу: Омская область, Омский район, пос. Чернолучье, оздоровительный лагерь им. Карбышева и Технический паспорт на объект №110294 от 2003 г.

 

На заседании Комиссии 02.04.2012 г. Заявитель – гр.  <…..>, поддержал свои требования по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснил, что угрозу Учреждения ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт» о полном ограничении (прекращении) режима передачи электрической энергии на энергопринимающие устройства принадлежащего ему жилого дома, содержащуюся в письме от 20.01.2012 года (исх.№12), гр. <…..> воспринял как реальную. Техническое присоединение энергопринимающих устройств принадлежащего ему жилого дома к электроустановкам Учреждения ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт» было осуществлено в соответствии с действующим законодательством.

<…..><…..>

На заседании Комиссии 02.04.2012 г. <…..>, привлеченный к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, пояснил Комиссии, что письмо с аналогичными требованиями Учреждения ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт» от 20.01.2012 года (исх.№11), получила его <…..>.
<…..> также пояснил, что указанное письменное требование содержало угрозу полного ограничения (прекращения) режима передачи электрической энергии на энергопринимающие устройства жилого дома, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, с. Красноярка, ул. Карла Маркса, 147, принадлежащего <…..>., которую <…..>, восприняли как реальную.

<…..><…..><…..><…..><…..>

<…..> дополнительно представил в материалы дела №04/06-12 копию письменного требования Учреждения ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт» от 20.01.2012 г. (исх.№11), и копию обращения <…..> от 24.01.2012 г. к прокурору Омского района Омской области на действия Учреждения.

<…..><…..>

 

4. ОАО «Омскэнергосбыт» в представленных в Омское УФАС России 26.03.2012 г. (вх.№2946) письменных пояснениях, в соответствии с определением Комиссии об отложении рассмотрения дела от 05.03.2012 г., указало, что в соответствии со статьей 540 Гражданского кодекса РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети (публичный).

Потребитель гражданин <…..>, проживающий по адресу: с. Красноярка, ул. Маркса, д. 149, является абонентом ОАО «Омскэнергосбыт», получает от ОАО «Омскэнергосбыт» коммунальную услугу - электроэнергию, оплату за которую производит согласно лицевым счетам своевременно и в полном объеме, задолженности не имеет.

Технические условия и акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, действующие по настоящее время, абоненту гр. <…..> были выданы Учреждением ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт», являющимся владельцем электросетей, питающих жилой дом последнего.

ОАО «Омскэнергосбыт» дополнительно представило копии документов, подтверждающие правовые основания оказания коммунальной услуги по поставке электроэнергии гр. <…..>: заявление гр. <…..> №197 от 26.10.2011 г. на оформление лицевого счета; заявление гр. <…..> от 01.03.2012 г. подтверждающее технологическое присоединение; акт №0012 от 02.04.2011 г. разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, электроустановок и эксплуатационной ответственности сторон, между Учреждением и гр. <…..>; технические условия №001 от 09.06.2010 г., справку о выполнение технических условий, акт об осуществлении технического присоединения от 19.09.2011 г., выданные Учреждением гр.
<…..>; акт технической проверки от 25.10.2011 г. и акт технической проверки от 23.01.2012 г., составленные представителями филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго»; свидетельства о государственной регистрации права собственности гр. <…..> на земельный участок и жилой дом, расположенных по адресу: Омская область, Омский район, с. Красноярка, ул. Карла Маркса, 149.; акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.2011 г. между Учреждением и гр. <…..>.

<…..><…..><…..>

 

5. ОАО «МРСК Сибири» в представленных на заседании Комиссии 27.03.2012 г. письменных пояснениях, в соответствии с определением Комиссии об отложении рассмотрения дела от 05.03.2012 г., указало что, в ОАО «МРСК Сибири» с заявлением о технологическом присоединении гр. <…..> не обращался, ОАО «МРСК Сибири» действий по технологическому присоединению принадлежащего ему жилого дома не осуществляло.

ОАО «МРСК Сибири» в представленных письменных пояснениях также выразило свое мнение по обстоятельствам рассматриваемого дела:

- жилой дом, принадлежащий абоненту гр. <…..>, надлежащим образом присоединен к электрическим сетям;

- у Учреждения ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт» отсутствовали правовые основания, предусмотренные пунктом 161 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.06.2006г. № 530, для прекращения подачи электрической энергии в жилой дом, принадлежащий гр. <…..>;

- ссылка Учреждения ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт» на запрет осуществления им деятельности по передаче электрической энергии с деятельностью по продаже электрической энергии, является необоснованным основанием для прекращения подачи электрической энергии абоненту гр. <…..>;

- Учреждение ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт», в соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861, не вправе препятствовать перетоку электрической энергии через объекты своего электросетевого хозяйства до жилого дома, принадлежащего абоненту гр. <…..>.

<…..>

 

6. В соответствии с частью 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

Во исполнение части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила технологического присоединения).

В соответствии с пунктом 1 указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям и критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения.

При рассмотрении материалов дела Комиссия установила, что присоединение энергопринимающих устройств, жилого дома расположенного по адресу: Омская область, Омский район, с. Красноярка, ул. Карла Маркса, 149, принадлежащего гр. <…..>, осуществлено в соответствии с положениями, предусмотренными Правилами технологического присоединения, что подтверждается следующими обстоятельствами.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами технологического присоединения. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа) сетевыми организациями являются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.

Учреждение ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт» не является сетевой организацией в понятии пункта 2 Правил недискриминационного доступа. В рассматриваемом случае указанное Общество, владея объектами электросетевого хозяйства на праве собственности, участвует в процессе оказания услуг по передаче электрической энергии в качестве субъекта, на которого Правилами недискриминационного доступа возложена обязанность не препятствовать перетоку через объекты электросетевого хозяйства Общества электрической энергии для энергопринимающих устройств жилого дома гр. <…..> и Общество не имеет права требовать за это плату.

 

7. Рассмотрев представленные материалы, заслушав представителей сторон, Комиссия установила следующие обстоятельства.

Гражданин <…..> на основании свидетельства о государственной регистрации права от 17.09.2008 г. 55АВ № 760574, является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, с. Красноярка, ул. Карла Маркса, 149.

<…..>

На основании свидетельства о государственной регистрации права от 05.05.2010 г. 55АГ № 217942, гр. <…..> является собственником жилого дома, общей площадью 76.7 кв.м., расположенного по адресу: Омская область, Омский район, с. Красноярка, ул. Карла Маркса, 149.

Учитывая, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств жилого дома, принадлежащего Заявителю, к объектам электросетевого хозяйства Учреждения ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт» осуществлено в порядке, установленном Правилами технологического присоединения, Комиссия пришла к выводу о том, что Учреждение ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт» необоснованно направило письменное требование от 20.01.2012 года (исх.№12) в адрес гр. <…..>., содержащее угрозу полного ограничения (прекращения) режима передачи электрической энергии на энергопринимающие устройства жилого дома, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, с. Красноярка, ул. Карла Маркса, 149, принадлежащего Заявителю (гр. <…..> )что не допускается нормами Правил недискриминационного доступа.

Так, в соответствии с пунктом 29 Правил недискриминационного доступа сетевая организация приостанавливает исполнение обязательств по договору в следующих случаях:

а) возникновение у потребителя услуг задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа. Если потребителем услуг по передаче электрической энергии является гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация), расчет задолженности производится за вычетом задолженности сетевой организации по оплате электрической энергии для компенсации потерь электрической энергии перед данным гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией);

б) приостановление исполнения обязательств по договорам купли-продажи электрической энергии, энергоснабжения или по договору о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии (мощности), а также прекращение указанных договоров - при наличии соответствующего уведомления (в письменной форме с приложением подтверждающих документов) от организации коммерческой инфраструктуры оптового рынка, гарантирующего поставщика или энергосбытовой организации с указанием предполагаемого срока введения ограничений режима потребления;

в) присоединения потребителем услуг (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети энергопринимающих устройств, не соответствующих условиям договора;

г) присоединения, осуществленного с нарушением порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям;

д) иные случаи, установленные Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики в качестве оснований для введения частичного (полного) ограничения режима потребления электрической энергии.

Системный анализ пункта 29 Правил недискриминационного доступа, а также пункта 160 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 (далее – Основные положения № 530) позволяет сделать вывод о том, что правом на частичное или полное ограничение режима потребления электрической энергии обладают не только сетевые организации, но и организации, не оказывающие услуги по передаче электрической энергии, к объектам электросетевого хозяйства которых присоединены энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии.

Так, абзацем 2 пункта 160 Основных положений № 530 установлено, что в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства организаций, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, шинам или распределительным устройствам электрической станции, действия по введению частичного или полного ограничения режима потребления в отношении такого потребителя осуществляются собственником или иным законным владельцем указанной электрической станции, объектов электросетевого хозяйства в соответствии с положениями, установленными разделом ХIII данных Основных положений № 530 для сетевой организации.

В то же время, Комиссия, на основании указанных выше обстоятельств признает, что у Учреждения ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт» не было оснований, предусмотренных пунктом 29 Правил недискриминационного доступа, для полного либо частичного ограничения (прекращения) режима передачи электрической энергии на энергопринимающие устройства жилого дома, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, с. Красноярка, ул. Карла Маркса, 149, принадлежащего Заявителю (гр. <…..>) на праве собственности.

Комиссия считает необходимым также отметить следующее.

Исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Угрозу полного ограничения (прекращения) режима передачи электрической энергии на энергопринимающие устройства жилого дома, принадлежащего Заявителю (гр. <…..>)
последний оценил как реальную, которая могла быть приведена Учреждением ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт» в исполнение, но не исполнена в связи с тем, что гр. <…..> обратился с заявлением в Омское УФАС России, на основании которого было возбуждено настоящее дело №04/06-12.

Указанное письменное требование Учреждения ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт» от 20.01.2012 года (исх.№12), направленное в адрес гр. <…..>, помимо угрозы полного ограничения (прекращения) режима передачи электрической энергии на энергопринимающие устройства жилого дома, принадлежащего Заявителю (гр. <…..>), содержало также требование о предоставлении правоустанавливающих документов, а также технической документации подтверждающей право на подключение и снабжение электрической энергией жилого дома Заявителя, которое по мнению Комиссии является необоснованным в силу того, что ранее техническая документация, подтверждающая право на подключение и снабжение электрической энергией жилого дома Заявителя (технические условия на подключение ТУ №001 от 09.06.2010 г., справка о выполнении технических условий, акт об осуществлении технического присоединения от 19.09.2011 г.) выдавалась самим Учреждением, указанные документы должны храниться также у Учреждения, в соответствии с Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 229 (далее - Правила № 229).

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Пунктом 1.6.1 Правил № 229 установлено, что на каждом энергообъекте должны быть организованы техническое обслуживание, плановый ремонт и модернизация оборудования, здания, сооружений и коммуникаций энергоустановок.

За выполнение объемов ремонтных работ, обеспечивающих стабильность установленных показателей эксплуатации, полноту выполнения подготовительных работ, своевременное обеспечение запланированных объемов ремонтных работ запасными частями и материалами, а также за сроки и качество выполненных работ отвечает собственник.

Согласно пункту 1.1.7 указанных Правил № 229, работники энергообъектов обязаны содержать оборудование, здания и сооружения в состоянии эксплуатационной готовности.

Таким образом, указанные правовые нормы обязывают Учреждение ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт», которое является участником процесса передачи электрической энергии на энергопринимающие устройства Заявителя, содержать принадлежащие Обществу объекты электросетевого хозяйства в технически надлежащем состоянии, обеспечивающем поступление электроэнергии указанному потребителю, присоединенному к сетям данного Общества.

Законодательными и правовыми нормами для Учреждения установлен запрет препятствовать перетоку электрической энергии для присоединенных потребителей, на что прямо указано в пункте 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике и пункте 6 Правил недискриминационного доступа, однако указанный запрет необоснованно был нарушен Учреждением ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт».

 

8. Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы таких объектов электросетевого хозяйства, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии могут применяться положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.

Таким образом, законодательными и нормативным правовыми актами не предусмотрено право потребителя электрической энергии выступать в качестве энергоснабжающей организации и получать плату за продажу электрической энергии. Такая плата может устанавливаться регулирующим органом только для энергоснабжающих организаций в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» (далее – Постановление №109).

Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с Постановлением № 109 услуги по передаче электрической энергии относятся к регулируемому государственными органами виду деятельности.

Так, пунктом 65 Постановления № 109 предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках предельных уровней устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

<…..> и <…..> на заседаниях Комиссии не отрицали того, что Учреждение ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт» не обращалось в Региональную энергетическую комиссию Омской области за установлением тарифа на услуги по передаче электрической энергии по сетям, принадлежащим Учреждению на праве собственности.

Таким образом, в рамках рассмотрения данного дела, Комиссией Омского УФАС России было установлено, что тариф на услуги по передаче электрической энергии для Учреждения ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт» РЭК Омской области утвержден не был.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» оказание услуг по передаче электрической энергии отнесено к числу сфер деятельности субъектов естественной монополии, следовательно, в силу указанного закона Учреждение ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт» является субъектом естественной монополии на рынке услуг по передаче электрической энергии в технологической цепочке по обеспечению перетока электрической энергии на безвозмездной основе через объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие Учреждению ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт» на праве собственности, в связи с чем его деятельность подпадает также под действие Закона о защите конкуренции, который распространяется на отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности (статья 3 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС РФ от 17.01.2007 № 5 (далее - Административный регламент).

Пункт 3.2.4 Административного регламента определяет, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

На основании изложенного, в соответствии с указанными нормами Закона о защите конкуренции, Административного регламента, Комиссией установлено доминирующее положение Учреждения ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт» на рынке услуг по передаче электрической энергии в качестве участника процесса передачи и обеспечению перетока электрической энергии на безвозмездной основе через объекты электросетевого хозяйства, находящиеся у Учреждения ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт» в собственности.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе:

- экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 4).

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Таким образом, установленные Комиссией факты свидетельствуют о том, что со стороны Учреждения ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт» в отношении Заявителя (гр. <…..>) было допущено злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии в части технологического обеспечения перетока электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства Учреждения ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт».

Указанное нарушение статьи 10 Закона о защите конкуренции выразилось в необоснованном направлении Учреждением ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт» письменного требования от 20.01.2012 года (исх.№12) в адрес гражданина <…..>, содержащего угрозу полного ограничения (прекращения) режима передачи электрической энергии на энергопринимающие устройства жилого дома, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, с. Красноярка, ул. Карла Маркса, 149, принадлежащего гр. <…..>, с нарушением положений статьи 26 Закона об электроэнергетике, пунктов 6, 29 Правил недискриминационного доступа, в результате чего могли быть ущемлены интересы гр. <…..> и других лиц.

 

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Омского УФАС  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. На основании статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5, признать Учреждение ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт» занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в качестве участника процесса передачи по обеспечению перетока электрической энергии на безвозмездной основе через объекты электросетевого хозяйства,  находящиеся у Учреждения ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт» в собственности.

 

2. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия Учреждения ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт», выразившиеся в необоснованном направлении письменного требования от 20.01.2012 года (исх.№12) в адрес гражданина <…..>, содержащего угрозу полного ограничения (прекращения) режима передачи электрической энергии на энергопринимающие устройства жилого дома, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, с. Красноярка, ул.Карла Маркса, 149, принадлежащего гр. <…..>, осуществляемого через объект электросетевого хозяйства - РУ-0,4 кВ очистных сооружений оздоровительного лагеря им. Карбышева, принадлежащего Учреждению ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт» на праве собственности, что не допускается Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 № 861, в результате чего могли быть ущемлены интересы гр. <…..> и других лиц.

<…..><…..><…..>

 

3. Выдать Учреждению ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт» предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» со дня получения предписания.

 

4. Направить материалы по делу № 04/06-12 в Западно-Сибирское Управление Федераль-ной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для организации про-верки на предмет соблюдения, выполнения гр. Сергеевич И.В. и гр. <…..> требований безопасности, пожарной безопасности при осуществлении технологического присоединения на основании ранее выданных технических условий ТУ № 001 от 09.06.2010 г., ТУ № 002 от 09.06.2010 г.

 

5. Материалы дела № 04/06-12 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Учреждения ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт» по признакам нарушения статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии                                                                                     
В.А. Кабаненко

 

Члены Комиссии                                                                                                 
Г.П. Ситникова
П.И. Асафов

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е   № 04/06-12

 

16 апреля 2012 г.                                                                                                                   
г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

В.А. Кабаненко – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

Г.П. Ситниковой – начальника отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

П.И. Асафова – ведущего специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 16 апреля 2012 г. № 04/06-12 по делу о нарушении Учреждением ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт» (ИНН 5501048228) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

1. Учреждению ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт» со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», действия по частичному или полному ограничению режима потребления электрической энергии производить по основаниям и в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

2. Учреждению ОАО «Омский НПЗ» «Соцкультбыт» об исполнении предписания, проинформировать Омское УФАС России в течение пяти рабочих дней со дня получения настоящего предписания с приложением документов, свидетельствующих об исполнении предписания.

 

Председатель Комиссии                                                                                 
В.А. Кабаненко

Члены Комиссии                                                                                              
Г.П. Ситникова
П.И. Асафов     

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны