Предупреждение б/н Предупреждение № 04/07-15 о прекращении действий (бездействи... от 24 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е   № 04/07-15

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения

антимонопольного законодательства

    

11 февраля 2015 года                                                                                                           
г. Омск

 

Омским УФАС России принято к рассмотрению заявление ОАО «Омскэлектро» (исх. от 04.12.2014 № 10-01-08/12423) на нарушение сетевой организацией  ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала  «Омскэнерго» (далее – МРСК) порядка технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства ОАО «Омскэлектро» (далее – Омскэлектро), установленного Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила 861), выразившегося в навязывании прямо не предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами условий договоров:

  • № 20.5500.3125.14 от 18.06.2014 с техническими условиями № 8000197394  об осуществлении технологического присоединения  объектов Омскэлектро - КЛ 10кВ ф.416 и высоковольтная кабельная линия ф.1502 для электроснабжения ТП-8010;
  • № 20.5500.4496.14 от 05.08.2014 с техническими условиями № 8000204449 об осуществлении технологического присоединения объектов Омскэлектро  - КЛ 10кВ ф.1501 и высоковольтная кабельная линия ф.1214Б для электроснабжения ТП-4170;
  • № 20.5500.6145.14 от 08.10.2014 с техническими условиями № 8000197394 об осуществлении технологического присоединения объектов Омскэлектро - КЛ 10кВ ф.1119 П/С 110/10 кВ «Левобережная» до ОП-900 ул.4-я Солнечная до ТП-6155 (ф.1119);
  • № 20.5500.6068.14 от 06.10.2014 с техническими условиями № 8000212945 об осуществлении технологического присоединения  объектов Омскэлектро  - высоковольтной кабельной линии ф.1610 по ул.Перелета (ф.1610),

путем включения в проекты технических условий (далее – ТУ) требований, прямо не предусмотренных Правилами 861.

Омскэлектро, посчитав, что требования к оформлению проектной документации электроснабжения, включенные МРСК в ТУ по пункту 11.4.2. и подлежащие выполнению Омскэлектро, не соответствуют требованиям п.25 Правил 861, письмами: исх. от 17.07.2014 № 10-01-08/6474; исх. от 30.09.2014 № 10-01-08/8984; исх. от 31.10.2014 №  10-01-08/10378  направило в адрес МРСК мотивированный отказ от подписания проекта договора № 20.5500.3125.14 с требованием об исключении данного пункта из проекта договора как несоответствующего законодательству, на которое МРСК трижды: исх. от 22.07.2013 № 1.5/05-13/11606-исх, исх. от 03.10.2014    № 1.5/05-17/14939-исх, исх. от 06.11.2014 № 1.5/05-17/14994-исх отклонило требование Омскэлектро по исключению п. 11.4.2. из ТУ  № 8000197394, что указывает на наличие в действиях МРСК признаков навязывания условий договора, прямо не предусмотренных п.25 Правил 861.

Аналогичным образом признаки навязывания условий договоров по пункту 11.4.2. ТУ содержатся в действиях МРСК при заключении договоров технологического присоединения: № 20.5500.4496.14 от 05.08.2014 (исх. от 06.10.2014 № 1.5/05-17/14794-исх; исх. от 12.11.2014  № 1.5/05-17/15995-исх), № 20.5500.6145.14 (исх. от 06.11.2014 № 1.5/05-17/15993-исх),  № 20.5500.6068.14 (исх. от 12.11.2014 № 1.5/05-17/15992-исх).

Согласно пункту 18 Правил 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX  Правил 861, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 № 442;

е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств;

ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").

Пунктом 25 Правил 861 установлены требования к содержанию технических условий.

В технических условиях для заявителей должны быть указаны:

а) схемы выдачи или приема мощности и точки присоединения (вводные распределительные устройства, линии электропередачи, базовые подстанции, генераторы);

а(1)) максимальная мощность в соответствии с заявкой и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства;

а(2)) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией);

б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети сетевых организаций, а также смежных сетевых организаций (такое требование распространяется на лиц, технические условия для которых в соответствии с настоящими Правилами согласовывались с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электроснабжения), а также обоснованные требования к строительству (реконструкции) объектов по производству электрической энергии в связи с присоединением новых мощностей, обязательные для выполнения сетевой организацией в том числе путем урегулирования отношений с иными лицами;

в) требования к устройствам релейной защиты, регулированию реактивной мощности, противоаварийной и режимной автоматике, телемеханике, связи, изоляции и защите от перенапряжения, к контролю и поддержанию качества электроэнергии, а также к приборам учета электрической энергии и мощности (активной и реактивной);

г) требования к присоединению энергопринимающих устройств к устройствам противоаварийной и режимной автоматики, требования к подключению всей мощности присоединяемых энергопринимающих устройств, но не ниже уровня аварийной или технологической брони, к устройствам автоматики отключения нагрузки энергопринимающих установок при снижении частоты электрического тока или напряжения в прилегающей электрической сети, требования к характеристикам генераторов;

д) требования к оснащению энергопринимающих устройств устройствами релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, включая размещение устройств, обеспечивающих дистанционный ввод графиков временного отключения потребления с диспетчерских центров в соответствии с требованиями соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления;

е) требования по установке автономного резервного источника питания в случаях присоединения энергопринимающих устройств по первой категории надежности электроснабжения, внезапный перерыв снабжения электрической энергией которых может повлечь угрозу жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в случае временного технологического присоединения, если для его осуществления необходима установка таких источников в соответствии с пунктом 53 Правил 861.

Включение в технические условия, являющиеся приложением к договорам, требований к оформлению проекта электроснабжения (п.11.4. ТУ), в том числе указания по проектированию  и содержанию проекта энергоснабжения (п.11.4.2. ТУ), не предусмотренных п.25 Правил 861, запрещено (пункт 19 Правил 861), а их навязывание содержит признаки  нарушения п.3 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность на рынке услуг по передаче электрической энергии отнесена к числу сфер деятельности субъектов естественной монополии, в силу указанного Закона ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» является субъектом естественной монополии на рынке услуг по передаче электрической энергии, в связи с чем деятельность ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» подпадает также под ограничения Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», действия которого распространяются на отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего положения – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям  осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя. Следовательно, технологическое присоединение является составной, неотъемлемой  частью  единого  технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств.

Сетевая организация ОАО «МРСК Сибири» в лице  филиала  «Омскэнерго» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах Омской области, охваченной присоединенными электрическими сетями ОАО «МРСК Сибири»  филиала  «Омскэнерго».

Принимая во внимание:

- доминирующее положение ОАО «МРСК Сибири» в лице  филиала  «Омскэнерго» на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах Омской области, охваченной присоединенными электрическими сетями ОАО «МРСК Сибири» филиала  «Омскэнерго»;

- включение в технические условия: № 8000197394; № 8000204449; № 8000197394;           № 8000212945, являющиеся приложением к договорам о технологическом присоединении:       № 20.5500.3125.14 от 18.06.2014); № 20.5500.4496.14 от 05.08.2014; № 20.5500.6145.14 от 08.10.2014; № 20.5500.6068.14 от 06.10.2014, требований, не предусмотренных п.25 Правил 861,  и их навязывание при заключении договоров,

что указывает на наличие в действиях сетевой организации ОАО «МРСК Сибири» в лице  филиала  «Омскэнерго» признаков   нарушения  антимонопольного  законодательства,  предусмотренных пунктом  3  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О  защите  конкуренции», на основании статьи  39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции» 

Омское УФАС России предупреждает ОАО «МРСК Сибири» в лице  филиала  «Омскэнерго» о необходимости прекращения указанных действий путем приведения условий договоров об осуществлении технологического присоединения объектов Омскэлектро к электрическим сетям МРСК: № 20.5500.3125.14 от 18.06.2014 с техническими условиями № 8000197394; № 20.5500.4496.14 от 05.08.2014 с техническими условиями № 8000204449; № 20.5500.6145.14 от 08.10.2014 с техническими условиями  № 8000197394; № 20.5500.6068.14 от 06.10.2014 с техническими условиями № 8000212945 в соответствие с требованиями пункта 25 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, путем:

  • изменения пункта 11.4. ТУ исключением требования к оформлению проекта электроснабжения;
  • путем исключения пункта 11.4.2 ТУ,

в десятидневный срок со дня получения настоящего предупреждения.

О  выполнении  настоящего предупреждения, либо об отказе в его выполнении  сообщить  в  Омское УФАС России в   течение  трех  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.

 

Руководитель управления                                                                                       С.В. Суменков

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны