Предупреждение б/н Предупреждение № 04/09-13 о прекращении действий (бездейст... от 5 июня 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Предупреждение № 04/09-13
о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства 

 

28 января 2013 года                                                                                                                     
г. Омск

 

Омским УФАС России рассмотрены материалы заявления ОАО «Омскэнергосбыт» (исх. от 25.10.2012 № 28/5209, исх. от 08.11.2012 № 28-15/1854, исх. от 24.01.2013 № 28-15/118) о нарушении ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала  «Омскэнерго» антимонопольного законодательства.

Между ОАО «МРСК Сибири» и ОАО «Омскэнергосбыт» заключен договор от 24.11.2009 № 18.55.2593.09 (в ОАО «Омскэнергосбыт» договор зарегистрирован 24.12.2009 за № 01220.1105.09).

Нарушение, по мнению заявителя, выразилось в ущемлении интересов ОАО «Омскэнергосбыт» путем навязывания со стороны ОАО «МРСК Сибири» невыгодных условий договора в результате отказа от внесения Дополнительным соглашением,  неоднократно направленным ОАО «Омскэнергосбыт» как в адрес филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго» ( письмо исх. от 30.01.2012 № 28-15/147, письмо исх. от 21.11.2012 № 28-15/1940-1), так и в адрес ОАО «МРСК Сибири» (исх. от 17.04.2012 № 28/1835), изменений в договор от 24.11.2009 № 18.55.2593.09 в части  размера неустойки.

Заявление ОАО «Омскэнергосбыт» содержит ходатайство о возбуждении дела и вынесении предписания об изменении условий договора от 24.11.2009 № 18.55.2593.09 по основаниям подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции».

Большая часть услуг по передаче электрической энергии, оказываемых ОАО «МРСК Сибири» в лице «Омскэнерго» в соответствии с заключенным договором от 24.11.2009      № 18.55.2593.09, осуществляется в отношении граждан - потребителей электрической энергии для бытовых целей в качестве коммунальной услуги.

На отношения между ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу коммунальных ресурсов, и исполнителем коммунальных услуг, распространяется требование пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила 307), в силу которого условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого исполнителями коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам 307 и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

По смыслу пункта 3 Правил 307 и пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 № 354 (далее Правила 354), в ступивших в силу с 1 сентября 2012 года, потребителем коммунальных услуг признается лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги, в том числе гражданин, использующий их для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В силу подпункта «з» пункта 52 и пункта 78 Правил 307, подпункта «и» пункта  34 и пункта 63 Правил 354 потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги. В случае невнесения в установленный срок платы за коммунальные услуги потребитель уплачивает исполнителю пени в размере, установленном ЖК РФ, что не освобождает потребителя от внесения платы за коммунальные услуги.

Частью 14 статьи 155 ЖК РФ установлена обязанность лиц, несвоевременно и (или) не полностью внесших плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должников), уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. При этом увеличение установленного в этой части размера пеней не допускается.

Указанные пени по своей правовой природе являются законной неустойкой, увеличение размера которой по соглашению сторон допускается согласно пункту 2 статьи 332 ГК РФ только в случае, когда закон этого не запрещает.

В силу приведенных норм жилищного и гражданского законодательства к исполнителю коммунальных услуг не может быть применена ответственность за несвоевременную и (или) неполную оплату приобретаемых у ресурсоснабжающей организации коммунальных ресурсов в виде пеней в большем размере, чем одна трехсотая ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты.

Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24.07.2012 № 3993/12, применимость к отношениям сторон положений Жилищного кодекса Российской Федерации о размере ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, основанная на Правилах 307 и Правилах 354 как подзаконных нормативных правовых актах, не влияет на характер установленного частью 14 статьи 155 ЖК РФ ограничения размера пеней как предусмотренного федеральным законом запрета на увеличение по соглашению размера законной неустойки.

Действовавшие на дату заключения Дополнительного соглашения к договору от 24.11.2009 № 18.55.2593.09 Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 и Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 не содержат указаний на ограничение размера неустойки и порядка расчета неустойки (пени) за просрочку исполнения потребителями обязательств по оплате электрической энергии и услуг, связанных с ее приобретением и передачей в отношении иных потребителей. Вместе с тем договоры энергоснабжения, заключенные ОАО «Омскэнергосбыт» с потребителями, содержали условие о начислении неустойки также в размере одной трехсотой ставки рефинансирования от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки.

Договор от 24.11.2009 № 18.55.2593.09 оказания услуг по передаче электрической энергии содержит условие по пункту 8.13.: « за несвоевременное исполнение обязательств по оплате, в том числе возникшее в результате заявления одной из Сторон об оспаривании объемов, указанных в выставленном счете (в том числе от подписания актов указанных услуг или подписания их с разногласиями), которое впоследствии признано необоснованным (Сторонами или в судебном порядке), за исключением случаев, когда Сторона, оспаривающая объемы, указанные в выставленном счете, не получила в соответствии с положениями настоящего договора от второй Стороны необходимые для обоснованного оспаривания материалы и документы, Сторона, несвоевременно исполнившая обязательство по оплате или отклонившаяся от подтверждения объемов поставленной электрической энергии, оказанных услуг, потерь электрической энергии, в следующем расчетном периоде обязана уплатить другой Стороне штрафную неустойку в размере 2-х ставок рефинансирования ЦБ РФ от несвоевременно оплаченной суммы».

Применение неустойки в размере, установленном договором, может достигать при действующей ставке рефинансирования 8% годовых за один день просрочки - 16% от суммы просроченного платежа.

Навязывание ОАО «МРСК Сибири» неустойки в размере 2-х ставок рефинансирования ЦБ РФ от несвоевременно оплаченной суммы, не соответствующей требованиям  части 14 статьи 155 ЖК РФ в отношении потребителей электрической энергии в качестве коммунальной услуги, а также не соответствующей размеру неустойки, установленному действующими договорами энергоснабжения, ущемляет интересы ОАО «Омскэнергосбыт» и содержит признаки нарушения п.3 ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции» на товарном рынке оказания услуг по передаче электрической энергии.

ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» - «Омскэнерго», как электросетевая организация, на основании статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Приказа Омского УФАС России от 28.05.2008 № 50 о внесении ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» - «Омскэнерго» в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, признано занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической с долей более 50 процентов в границах территории Омской области, охваченной присоединенными электрическими сетями ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» - филиала ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» - «Омскэнерго». На действия ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» - «Омскэнерго»  распространяются ограничения, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

Пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Принимая во внимание приведенные нормы права, Омское УФАС России усматривает в действиях ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Омскэнерго»  по навязыванию со стороны ОАО «МРСК Сибири» невыгодных условий договора путем отказа от внесения Дополнительным соглашением изменений в договор от 24.11.2009 № 18.55.2593.09 в части  размера неустойки, признаки нарушения п.3 ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции» на товарном рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах территории Омской области, охваченной присоединенными электрическими сетями ОАО «МРСК Сибири» -  филиала «Омскэнерго», и на основании статьи  39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции» 

Предупреждает  ОАО «МРСК Сибири»  о необходимости совершения действий, направленных на прекращение нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от       26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ОАО «Омскэнергосбыт», путем рассмотрения проекта Дополнительного соглашения к договору от 24.11.2009 № 18.55.2593.09 в редакции от 21.11.2012г (исх. от 21.11.2012 № 28-15/1940-1), предложенного ОАО «Омскэнергосбыт», в соответствии с требованиями глав 28 и 29 Гражданского  кодекса Российской Федерации, требований части 14 статьи 155 Жилищного Гражданского  кодекса Российской Федерации и условий действующих договоров энергоснабжения в части  принятого размера неустойки в десятидневный срок со дня получения настоящего предупреждения.

О  выполнении  настоящего предупреждения, либо об отказе в его выполнении  сообщить  в  Омское УФАС России в   течение  трех  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения.

 

Руководитель управления                                                                                           С.В. Суменков

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны