Решение б/н Решение по делу № 04/11- 15 в отношении АО «Омскэлектро» (ОА... от 27 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е  № 04/11- 15

 

16 апреля 2015 года                                                          
г. Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

(К…) – и.о. руководителя управления, председателя Комиссии;

(С…) – начальника отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

(А…) – главного специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

(М…) – специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,

в отсутствие (М…а) – эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,

при участии лиц и их представителей, привлеченных к участию в рассмотрении дела в качестве:

заявителя – (М…й) (паспорт);

представителя заявителя – (М…ва) (паспорт);

представителя ответчика  – АО «Омскэлектро» - (Н…) (доверенность),

рассмотрев дело, возбужденное приказом руководителя Омского УФАС России от 12 марта 2015 года № 53 по признакам нарушения ОАО «Омскэлектро» (с 27.03.2015 г. АО «Омскэлектро») (644027, г. Омск, ул. Л. Чайкиной, 8) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о конкуренции),  

 

У С Т А Н О В И Л А:

1. Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Омскэлектро» (АО «Омскэлектро») (далее – Общество, Ответчик) послужило заявление гр. (М…й) (далее - Заявитель) на действия (бездействие) ОАО «Омскэлектро» при осуществлении технологического присоединения энергопринимающего устройства заявителя (вх. № 1369 ЕППУ от 12.02.2015 г.).

2. Из заявления гр. (М...й), представленных документов и  пояснений Заявителя на заседании Комиссии Омского УФАС России  следует, что 15.07.2014 г. в адрес ОАО «Омскэлектро» от гр. (М...й) поступила заявка об осуществлении технологического присоединения энергопринимающего устройства, расположенного по адресу: г. Омск, ул. (…), (…), путем увеличения максимальной мощности. Между гр. (М...й) и ОАО «Омскэлектро» заключен договор об осуществлении технологического присоединения № 11369/14 от 24.07.2014 г. (далее - Договор), заявителю выданы Технические условия для присоединения к электрическим сетям № 11369/14 от 24.07.2014 г. (далее - ТУ), Заявителем внесена плата за технологическое присоединение в установленном размере (550 рублей).

По условиям Договора срок исполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца.

Мероприятия по технологическому присоединению, подлежащие осуществлению сетевой организацией  в установленный договором срок,  по состоянию на день подачи заявления в антимонопольный орган – 12.02.2015 г. не исполнены.  Из заявления следует, что техническими условиями  на Заявителя возложены незаконные обязательства;  ОАО «Омскэлектро» предъявляет требования о предоставлении документов, не предусмотренных законодательством, что, как указывает гр. (М...а), нарушает ее права и ущемляет интересы.

В процессе исполнения обязательств по Договору гр. (М...а), не согласившись с отдельными пунктами ТУ, которыми на неё были возложены определенные обязанности, обратилась в ОАО «Омскэлектро» с письмом от 04.12.2014 г., в котором сообщила, что  выданные ей ТУ не соответствуют положениям Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, которым утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения, Правила № 861).

Так, не соответствуют Правилам № 861 следующие пункты ТУ:

1) Согласно пункту 11.1 ТУ «заявитель осуществляет фактическое строительство ЛЭП-0,4кВ от опоры № 23 ВЛ-0,4 кВ ТП-3781 до ВРУ жилого дома».

Такая обязанность возложена на заявителя необоснованно, так как в пределах границ земельного участка Заявителя данная опора в однолинейной схеме Акта границ разграничения балансовой принадлежности не указана, кроме того, на данном земельном участке нет необходимости в установке опоры, так как расстояние от опоры № 23 до границ ответственности  составляет всего 13 метров.

2) Пунктом 11.8 ТУ установлена обязанность заявителя «смонтировать прибор учета на опоре ВЛ-0,4 кВ, рекомендуется обеспечить передачу данных по РLС или радиоканалу. Такое требование об  установке прибора учета электроэнергии заявитель считает нарушением требований действующего законодательства, в том числе ПУЭ. При размещении электросчетчика на опоре путем установки за пределами границ участка потребителя лишают возможности поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации состоянии.

Данным письмом гр. (М...а) просила ОАО «Омскэлектро» привести указанные пункты ТУ в соответствие действующему законодательству, а также продлить предусмотренный пунктом 5 Договора срок.

21.01.2015 г. между гр. (М...й) и ОАО «Омскэлектро» было подписано «дополнительное соглашение от 12.12.2014 г. об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по договору № 11369/14 от 19.08.2014 г.», согласно которому срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца со дня заключения указанного соглашения в связи с внесением изменений в ТУ. Дополнительное соглашение об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по договору № 11369/14 от 19.08.2014 г., подписанное Заявителем, поступило в ОАО «Омскэлектро» 21.01.2015 года. Таким образом, Ответчиком (АО «Омскэлектро») срок исполнения сетевой организацией своих обязательств по Договору был продлен ещё на 4 месяца.

Также гр. (М...й) были выданы «Изменения в технические условия №ТУ 11369/14 от 24.07.2014 г.» от 12.12.2014 г., согласно которым ОАО «Омскэлектро» были внесены изменения в отдельные пункты ТУ:

- пункт 10 изложен в следующей редакции: «Сетевая организация осуществляет: Строительство ЛЭП-0,4кВ от опоры № 23 ВЛ-0.4 кВ ТП-3781 до границы участка жилого дома, которая является границей раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. Фактическое присоединение объекта после выполнения заявителем технических условий» (в предыдущей редакции ТУ в пункте 10 не было указано, какие именно мероприятия по проектированию, строительству новых и реконструкции существующих электрических сетей осуществляет ОАО «Омскэлектро»);

- пункт 11 изложен в следующей редакции: «Заявитель осуществляет строительство ЛЭП-0,4кВ от границы участка жилого дома/которая является границей раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности/до ВРУ жилого дома» (в предыдущей редакции, как было указано выше, пунктом 11 на заявителя была возложена обязанность осуществить строительство ЛЭП-0,4кВ от опоры № 23 ВЛ-0,4 кВ ТП-3781 до ВРУ жилого дома, то есть, в границах земельного участка заявителя и за пределами границ);

- пункт 11.8 изложен в следующей редакции:

«Уровень напряжения на вводе объекта U=380B.

Место и точку подключения получить в ОАО «Омскэлектро».

Демонтировать существующий однофазный ввод.

Подключение к ВЛ-0.4кВ выполнить через прибор, ограничивающий максимальную мощность. Электроотопление использовать в качестве резервного.

Рекомендуется обеспечить передачу данных по PLC или радиоканалу» (в предыдущей редакции ТУ на заявителя была возложена обязанность смонтировать прибор учета на опоре, находящейся за пределами его участка).

Таким образом, в части не соответствующих действующему законодательству требований ТУ ОАО «Омскэлектро» внесло в ТУ изменения после рассмотрения письменного обращения гр. (М...й) в сетевую организацию, которым она сообщила о  допущенном при выдаче ТУ нарушении Правил № 861.

Договор, подписанный Заявителем, поступил в ОАО «Омскэлектро» 19.08.2014 г.

Срок исполнения сетевой организацией своих обязательств по Договору (4 месяца), исчисляемый с 19.08.2014 г. (со дня получения сетевой организацией подписанного заявителем проекта договора), истек 19.12.2014 г.

Также в своем заявлении гр. (М...а)  указывает на то, что она обратилась в ОАО «Омскэлектро» с письменным уведомлением (вх. №383 от 23.01.2015 г.) о выполнении технических условий, с приложением подтверждающих документов.

06.02.2015 г. исх. № 10-09/995 ОАО «Омскэлектро» направило гр. (М...й) письмо за подписью начальника службы технического присоединения (К...й), в котором указало, что для производства осмотра по её заявлению, поступившему в сетевую организацию 23.01.2015 г. вх. № 383, гр. (М...й) необходимо предоставить в Службу единого окна Центра Обслуживания Клиентов ОАО «Омскэлектро» недостающие документы:

- копию ТУ;

- копию Договора;

- копию или оригинал проекта на электроснабжение объекта, согласованный в РЭС (СНО) и со всеми заинтересованными организациями или однолинейная схема;

- копию Акта технической готовности электромонтажных работ;

- оригинал протоколов лабораторных испытаний;

- копию документа на прибор учета.

Гр. (М...а) на заседании Комиссии подтвердила доводы, изложенные в заявлении, поданном в Омское УФАС России, уточнила свои требования и пояснила, что невыполнение принятых ОАО «Омскэлектро» обязательств по договору № 11369/14 от 24.07.2014 года в установленные сроки, нарушает ее права и ущемляет интересы. Кроме этого, включение в первую редакцию ТУ требования предоставления документов, не предусмотренных нормами Правил № 861 в период с 19.08.2014 г. (дата заключения договора) по 21.01.2015 года (дата подписания Дополнительного соглашения), нарушает ее права и ущемляет интересы.

Также гр. (М...а) пояснила, что «Реестр документации на электроснабжение объекта (ж/дома, гаража, садового дома и т.д.) для осмотра специалистами СТП ОАО «Омскэлектро» (с пометкой: «для физических лиц») был ей выдан сотрудником ОАО «Омскэлектро» при обращении в данную сетевую организацию с заявкой о заключении договора об осуществлении технологического присоединения. В Реестре содержится такой же перечень  документов, как и в вышеуказанном письме за подписью (К…й).  Заявитель считает необоснованным требование предъявить протоколы лабораторных испытаний (пункт 6 Реестра) электроустановки.

3. Из представленных в материалы дела № 04/11-15 письменных пояснений и документов ОАО «Омскэлектро» (АО «Омскэлектро») следует, что запрета на заключение дополнительного соглашения, составленного в интересах заявителя, действующее законодательство не содержит. Кроме того, срок по Договору был продлен по просьбе Заявителя. Так, от гр. (М...й) 04.12.2014 г. поступило заявление о внесении изменений в технические условия и продлении предусмотренного пунктом 5 Договора срока исполнения сетевой организацией обязательств (4 месяца), в связи с чем, в интересах Заявителя, было заключено дополнительное соглашение от 12.12.2014 г. об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по договору № 11369/14 от 19.08.2014 г., которым продлен на 4 месяца срок исполнения обязательств по договору.

Также на основании обращения Заявителя были внесены изменения не только в Договор, но и в ТУ, при этом ОАО «Омскэлектро» утверждает, что все требования ТУ о распределении обязанностей между заявителем и сетевой организацией соответствуют пункту 16(3) и подпункту «г» пункта 25(1) Правил № 861.

В части проверки выполнения заявителем технических условий ОАО «Омскэлектро» поясняет, что пунктом 85 Правил № 861 предусмотрен перечень документов, которые заявитель представляет в сетевую организацию для проведения проверки выполнения технических условий. Заявителем было приложено только свидетельство об утверждении типа средств измерений и не была приложена требуемая документация на иное электрооборудование, в частности на вводной автомат, СИП и т.д., что не соответствует требованиям  пункта 85 Правил №861.

В связи с чем в адрес Заявителя были направлены замечания письмом от 06.02.2015 исх. № 10-09/995, в котором, как утверждал представитель ОАО «Омскэлектро» на заседании Комиссии Омского УФАС России, исполнителем ошибочно были изложены наименования документов, которые прилагаются по желанию заявителя,  дополнительно, в инициативном порядке и не могут являться основанием для невыполнения осмотра электроустановки.

ОАО «Омскэлектро» отрицает, что Общество как сетевая организация требует от заявителей предоставления вышеозначенных документов перед осуществлением действий, направленных на проверку выполнения заявителем своих обязательств, предусмотренных ТУ.

27.02.2015 года ОАО «Омскэлектро» был произведен осмотр электроустановки гр.(М...й), проверено выполнение заявителем технических условий, о чем были составлены соответствующие акты, без замечаний.

ОАО «Омскэлектро» в материалы рассмотрения заявления были предоставлены следующие документы:

- Акт осмотра (обследования) электроустановки № Ю-181 от 27.02.2015 г., из которого следует, что электроустановка отвечает техническим условиям;

- Акт о выполнении технических условий № 11369/2014 от 27.02.2015 г., из которого следует, что мероприятия, предусмотренные техническими условиями (этапом технических условий), выполнены Заявителем.

Также ОАО «Омскэлектро» в письменных пояснениях сообщило о том, что Общество не проводит испытания электроустановок максимальной мощностью до 15 кВт, владельцами которых являются физические лица.

В заседании Комиссии представитель ОАО «Омскэлектро» подтвердил информацию, представленную в материалы дела № 04/11-15 и в своих устных пояснениях сообщил о том, что Общество считает, что в его действиях, связанных с заключением вышеуказанного дополнительного соглашения, отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства и срок исполнения обязательств по Договору истекает 21.05.2015 г.

В материалы дела представлены учредительные документы Ответчика.

4. Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям установлен Федеральным законом от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее – Закон об электроэнергетике), Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 № 861.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Согласно части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Сетевая организация обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в отношении лица, обратившегося к ней с целью осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств.

В силу пункта 6 Правил 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами 861. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

В соответствии с пунктом 7 Правил № 861 настоящие Правила устанавливают следующую процедуру технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя, за исключением объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно, и объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил. Указанные исключения не распространяются на случаи технологического присоединения объектов сетевых организаций;

г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");

г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");

д) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 6 (далее - акт об осуществлении технологического присоединения), акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон по форме согласно приложению N 7 (далее - акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон), акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон по форме согласно приложению N 8 (далее - акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон), а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

В соответствии с пунктом 11 Правил 861 сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.

Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию (п. 15 Правил 861).

Пунктом 16 Правил 861предусмотрено, что договор об осуществлении технологического присоединения должен содержать такие существенные условия, как перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению. При этом подпунктом б) пункта 16 Правил № 861  императивно установлено, что  срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора, не может превышать 4 месяца – для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых до 670 кВт включительно.

Согласно пункту 16.3 Правил 861,  обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом:

заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Согласно пункту 18 Правил 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя, в том числе:

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии;

е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (за исключением заявителей, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения их энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно и заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил), с выдачей заявителю акта осмотра (обследования) электроустановки по форме согласно приложению N 9 (далее - акт осмотра (обследования) электроустановки);

ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").

В соответствии с пунктом 19 Правил № 861 по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют следующие документы:

акт об осуществлении технологического присоединения;

акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон;

акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Также пункт 19 Правил 861 содержит запрет на навязывание заявителю услуги и обязательств, не предусмотренных настоящими Правилами.

В соответствии с пунктом 25 Правил № 861 в технических условиях для заявителей, за исключением лиц, указанных в пунктах 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны, в том числе:

а) схемы выдачи или приема мощности и точки присоединения (вводные распределительные устройства, линии электропередачи, базовые подстанции, генераторы);

а(1) максимальная мощность в соответствии с заявкой и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства;

а(2) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).

Согласно пункту 25(1) Правил № 861 в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны:

а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;

а(1)) максимальная мощность в соответствии с заявкой и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства;

б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств;

в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности;

г) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).

С соответствии с пунктом 26 Правил № 861 требования, указанные в подпунктах "в" - "д" пункта 25 настоящих Правил, обязательны для выполнения как заявителем, так и сетевой организацией. При этом разграничение обязательств по выполнению этих требований определяется в договоре и учитывается соответственно при расчете платы за технологическое присоединение.

Для заявителей (за исключением лиц, указанных в пунктах 12.1 и 14 настоящих Правил), максимальная мощность энергопринимающих устройств которых свыше 150 кВт и менее 670 кВт, указываются сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "в" и "д" пункта 25 настоящих Правил.

Требования, предъявляемые к приборам учета электрической энергии и мощности (активной и реактивной) в соответствии с пунктами 25 и 25(1) настоящих Правил, должны соответствовать требованиям, установленным Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности - для субъектов оптового рынка и Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии - для субъектов розничных рынков.

Анализ норм действующего законодательства в сфере электроэнергетики позволяет Комиссии сделать вывод о том, что вопросы заключения и исполнения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей подробно регламентированы, в  том числе, установлены предельные сроки выполнения сетевой организацией  мероприятий по технологическому присоединению, при условии выполнения заявителем ТУ (при этом  невыполнение заявителем ТУ не освобождает сетевую организацию от обязанности выполнить в установленный договором срок свои мероприятия, определенные в ТУ, за исключением мероприятий, касающихся осмотра энергопринимающих устройств заявителя и фактического  присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата); за несоблюдение сроков осуществления технологического присоединения установлена  ответственность сетевых организаций.

Содержащиеся в нормах Правил 861 запреты  на действия сетевой организации:

- навязывание  заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных  Правилами 861;

- требование представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами 861,

обязательны  для  соблюдения  при заключении и исполнении договора об осуществлении технологического присоединения.

 

5. Территориальная сетевая организация ОАО «Омскэлектро» является субъектом естественных монополий, включена в  Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии (05.06.2013 № 7 16-э) и в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», занимает доминирующее положение в г.Омске на товарном рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, в границах эксплуатируемых электрических сетей, но не занимает доминирующего положения на рынке купли-продажи электрической энергии.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям  осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя. Следовательно, технологическое присоединение является составной, неотъемлемой  частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

 

6. Комиссией Омского УФАС России в процессе рассмотрения дела установлено:

1. Доминирующее положение АО «Омскэлектро» (ОАО «Омскэлектро») на товарном рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, в границах эксплуатируемых электрических сетей.

2. Нарушение АО «Омскэлектро» (ОАО «Омскэлектро»)  части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившееся в ущемлении интересов гр. гр. (М...й) путем:

2.1. неисполнения сетевой организацией своих обязательств, предусмотренных пунктом 10  технических условий № 11369/14 от 24.07.2014 г.:

- в части мероприятий по проектированию, строительству новых и реконструкции существующих электрических сетей ОАО «Омскэлектро» для электроснабжения объектов заявителя (ТУ в первой редакции);

- в части мероприятий по строительству ЛЭП-0,4кВ от опоры №23 ВЛ-0,4кВ ТП 3781 до границы участка жилого дома (после внесения изменений в ТУ 12.12.2014 г.),  

в нарушение требований части 1 статьи 26 пункта Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункта 7, пункта 16, подпункта «г» пункта 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 № 861, в срок, установленный договором № 11369/14 об осуществлении технологического присоединения от 24.07.2014 г., то есть, не позднее 19.12.2014 года;

2.2. нарушения требований пункта 16.3, подпункта а(2) пункта  25 и подпункта «г» пункта 25(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 № 861, при включении  в технические условия №11369/14 от 24.07.2014 г. в первой редакции:

- обязанности Заявителя осуществить строительство ЛЭП-0,4кВ от опоры №23 ВЛ-0,4кВ ТП 3781 до  ВРУ жилого дома (подпункт 11.1. пункта 11 ТУ),

- условия, обязывающего Заявителя  «Прибор учета смонтировать на опоре ВЛ-0,4кВ» (подпункт 11.8 пункта 11 ТУ),

за пределами границ земельного участка Заявителя.

           2.3 нарушения требований части 1 статьи 26 пункта Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике" пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 № 861, выразившегося в заключения дополнительного соглашения к договору №11369/14 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 19.08.2014 г., которым незаконно установлен новый срок исполнения обязательств, а именно 4 месяца со дня заключения указанного соглашения;

2.4. предъявления Заявителю необоснованного требования предоставить документы, предоставление которых действующим законодательством РФ в области электроэнергетики не предусмотрено, а именно протокол испытаний электроустановки,  сопряженное с необоснованным возложением на Заявителя обязательств воспользоваться услугой по проведению испытаний электроустановки,  в нарушение части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункта 11 (запрета на требование представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами № 861), пункта 19 (в части запрета на навязывание заявителю услуги и обязательств, не предусмотренных Правилами № 861) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861,

в результате чего были ущемлены интересы гр.(М...й)       

Выводы Комиссии Омского УФАС России основаны на вышеизложенных в настоящем решении нормах действующего законодательства в сфере электроэнергетики, изученных в процессе рассмотрения дела № 04/11-15 доказательствах, с учетом пояснений Заявителя, доводов представителя Ответчика на заседаниях Комиссии.  

Также Комиссия Омского УФАС России отмечает следующее:

6.1 Учитывая дату поступления  в АО «Омскэлектро» подписанного Заявителем проекта договора и в соответствии с пунктом 15 Правил № 861, Договор об осуществлении технологического присоединения № 11369/14  от 24.07.2014 г. (Приложение к договору: ТУ № 11369/14 от 24.07.2014 г. (в первой редакции), изменения в ТУ внесены 12.12.2014 г.) считается заключенным 19.08.2014 г. Таким образом, срок исполнения обязательств сетевой организации – АО «Омскэлектро» (ОАО «Омскэлектро») по  договору истек  19.12.2014 г. и, с учетом  положений части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике и императивных требований пункта 16 Правил № 861, не мог быть превышен ни при каких обстоятельствах.

Таким образом, в установленный Договором срок (4 месяца) в период с 19.08.2014 г. (дата заключения Договора) по 19.12.2014 г. (включительно) сетевая организация АО «Омскэлектро» не выполнила свои обязательства по Договору и ТУ.

За несоблюдение сроков осуществления технологического присоединения статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлена ответственность сетевых организаций.

В материалы дела № 04/11-15 Ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих выполнение сетевой организацией  своих обязательств, предусмотренных пунктом 10 ТУ (в первой редакции – в части  мероприятий по проектированию, строительству новых и реконструкции существующих  электрических сетей ОАО «Омскэлектро» для электроснабжения объектов заявителя, а также после внесения изменений в ТУ 12.12.2014 г. – в части мероприятий по строительству ЛЭП-0,4кВ от опоры №23 ВЛ-0,4кВ ТП 3781 до границы участка жилого дома)  в сроки, определенные  Договором, а также не представлено доказательств наличия каких-либо объективных причин, препятствующих  выполнению этих мероприятий в срок не позднее 20.12.2014 г.  Более того, в заседании Комиссии  02.04.2015 г. представитель Ответчика пояснил, что мероприятия, предусмотренные пунктом 10 ТУ (в том числе в редакции от 12.12.2014 г.), могут быть выполнены силами сетевой организации АО «Омскэлектро» и для их  выполнения не требуется длительное время.

Комиссией установлено, что по состоянию на 02.04.2014 г. фактическое технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя не осуществлено.

6.2 АО «Омскэлектро» (ОАО «Омскэлектро») 21.01.2015 г., в нарушение  части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, Правил № 861  незаконно продлило срок по Договору ещё на 4 месяца Дополнительным соглашением к  Договору, исчисляя новый срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со дня заключения указанного соглашения. Сроки осуществления мероприятий  по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям, предусмотренные в подпункте «б» пункта 16 Правил № 861, являются предельными, так как императивно установлены законодательством  и не могут быть изменены по соглашению сторон, в том числе в связи с  обращением Заявителя в сетевую организацию с просьбой продлить означенный срок.

По мнению Комиссии, поскольку Ответчику были известны требования действующего законодательства, не предусматривающего продление срока исполнения обязательств, возложенных на сетевую организацию по договору об осуществлении технологического присоединения,  а также учитывая, что срок выполнения Заявителем своих обязательств по ТУ не истек, АО «Омскэлектро» обязано было разъяснить Заявителю нормы действующего законодательства и отказать в удовлетворении  данной просьбы.

Комиссия отмечает, что  вместо этого АО «Омскэлектро» (ОАО «Омскэлектро»), не выполнив вышеуказанные  свои обязательства – мероприятия, предусмотренные пунктом 10 ТУ (как в первой редакции, так и после внесения изменений в ТУ 12.12.2014 г.), в установленный Договором срок, воспользовавшись юридической неосведомленностью заявителя, попросившего продлить срок по договору и в целях оправдания своего бездействия в предусмотренные Договором сроки, Дополнительным соглашением от 12.12.2014 г. незаконно продлило срок исполнения своих обязательств по Договору еще на 4 месяца (до 21.05.2015 г.), исчисляя  срок  со дня заключения указанного Дополнительного соглашения, то есть, с 21.01.2015 г.

Доводы АО «Омскэлектро» (ОАО «Омскэлектро») о том, что такое решение было принято по инициативе заявителя, не основаны на нормах действующего законодательства, устанавливающего императивные сроки выполнения сетевой организацией мероприятий по договору об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей, в том числе и в случае увеличения присоединяемой мощности таких устройств. Действующее законодательство в сфере электроэнергетики,  как уже было отмечено,  не предусматривает случаев продления таких сроков.

Пунктом 27 Правил № 862 предусмотрено, что при невыполнении заявителем технических условий в согласованный срок и наличии на дату окончания срока их действия технической возможности технологического присоединения сетевая организация по обращению заявителя вправе продлить срок действия ранее выданных технических условий.  Однако в рассматриваемой ситуации такой необходимости не было, так как срок действия ТУ (2 года) не истек.

При изменении условий технологического присоединения по окончании срока действия технических условий сетевая организация вправе выдать заявителю новые технические условия, учитывающие выполненные по ранее выданным техническим условиям мероприятия. В этом случае выдача новых технических условий не влечет за собой недействительность договора при условии согласования сроков выполнения сторонами мероприятий по технологическому присоединению.

6.3. Как установлено в процессе рассмотрения дела № 0411-15,  выданные гр. (М...й) технические условия содержат перечень технических мероприятий, подлежащих выполнению сторонами (пункты 10 и 11 ТУ) в согласованный срок. Буквальное прочтение положений Правил 861 позволяет сделать вывод о том, что выполнение мероприятий ТУ сетевой организацией не ставится в зависимость от выполнения мероприятий ТУ заявителем. Более того, пунктом 27 Правил технологического присоединения установлено право заявителя на продление срока выполнения выданных ТУ при их невыполнении заявителем в согласованный срок, в то время как право продления срока действия ранее выданных ТУ при невыполнении сетевой организацией ТУ в согласованный срок Правилами технологического присоединения не установлено.

Выданные заявителю ТУ (в первоначальной редакции) не соответствовали требованиям Правил 861, в том числе в части возложения на заявителя обязанности строительства ЛЭП, а также включения в ТУ условия размещения на опоре прибора учета  за пределами границ земельного участка заявителя. Нарушение было устранено АО «Омскэлектро» (ОАО «Омскэлектро») путем внесения изменений в ТУ 12.12.2014 г. (за 7 дней до истечения срока исполнения сетевой организацией своих обязательств по Договору и ТУ)   только после письменного обращения гр. (М...й) в сетевую организацию с требованием внести изменения в ТУ, а именно  снять с неё обязательства, возложенные  на Заявителя в нарушение Правил № 861.

Кроме этого, Комиссия обращает внимание на следующее.

При сравнении ТУ в первой редакции с ТУ, в которые были внесены изменения 12.12.2014 года, установлено, что сетевая организация вообще не указала, какие именно мероприятия она обязана провести. Так, в пункте 10 ТУ в этой редакции лишь указано, что сетевая организация осуществляет «Мероприятия по проектированию, строительству новых и реконструкции существующих электрических сетей ОАО «Омскэлектро» для электроснабжения объектов заявителя»  (подпункт 10.1 пункта 10 ТУ в первой редакции), то есть, не было запланировано никаких конкретных мероприятий для сетевой организации.

После рассмотрения письменного требования Заявителя об изменении технических условий АО «Омскэлектро» были внесены изменения в пункты ТУ, которыми предусмотрены обязательства как сетевой организации, так и Заявителя, с учетом границ земельного участка Заявителя.

Так, незаконно возложенная на заявителя подпунктом 11.1 пункта 11 ТУ (в первой редакции) обязанность в части осуществления  «мероприятий по строительству ЛЭП-0,4кВ от опоры №23 ВЛ-0,4кВ ТП 3781 до ВРУ жилого дома» (то есть, в том числе за границами земельного участка Заявителя)  была после внесения изменений в ТУ 12.12.2014 г. возложена уже на сетевую организацию, причем  пункт 10 ТУ изложен в новой редакции, а именно сетевая организация взяла на себя обязательства  осуществить «мероприятия по строительству ЛЭП-0,4кВ от опоры №23 ВЛ-0,4кВ ТП 3781 до границы участка жилого дома».

Также только после требования гр. (М...й) Ответчиком были  внесены изменения в ТУ: из подпункта 11.8. пункта 11 было исключено условие о размещении прибора учета на опоре ВЛ-0,4кВ, то есть на опоре №23, находящейся за пределами границ земельного участка, на котором располагались энергопринимающие устройства Заявителя.

Таким образом, в процессе рассмотрения дела Комиссией установлено, что только после письменного требования Заявителя АО «Омскэлектро» (ОАО «Омскэлектро» были внесены изменения  в ТУ №11369/14 от 24.07.2014 г. (в первой редакции), Заявитель освобожден от обязанности  осуществить строительство ЛЭП-0,4кВ от опоры №23 ВЛ-0,4кВ ТП 3781 до ВРУ жилого дома (подпункт 11.1. пункта 11 ТУ), а также из ТУ исключено  условие, обязывающее Заявителя  «Прибор учета смонтировать на опоре ВЛ-0,4кВ» (подпункт 11.8 пункта 11 ТУ).

Согласно Акту осмотра (обследования) электроустановки от 27.02.2015 г. № Ю-181, прибор учета смонтирован на фасаде жилого дома Заявителя.

6.4. Как уже было отмечено, в соответствии с пунктом 5 договора от 24.07.2014 г. № 11369/14 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства, принадлежащего гр. (М...й), составляет 4 месяца, и исчисляется, как это было указано выше, с 19.08.2014 г. по 19.12.2014 г. (включительно).

При этом пунктом 6 договора установлено, что АО «Омскэлектро» (ОАО «Омскэлектро»):

- обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению до границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства Заявителя, указанные в ТУ;

- в течение 10 рабочих дней со дня уведомления Заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения ТУ Заявителем, провести с участием Заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств Заявителя;

- не позднее 3 рабочих дней со дня проведения осмотра (обследования) присоединяемых энергопринимающих устройств Заявителя с соблюдением срока, указанного в пункте 5 договоров, должно осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии Заявителя акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их Заявителю.

Пунктом 18 Договора определена ответственность  сторон (в том числе сетевой организации) в соответствии с действующим законодательством, за  неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору.

Комиссия Омского УФАС России отмечает, что АО «Омскэлектро» (ОАО «Омскэлектро») после получения 23.01.2015 г. вх. № 383 от гр. (М...й) уведомления о выполнении технических условий осуществило осмотр энергопринимающего устройства лишь 27.02.2015 г., то есть после подачи гр. (М...й) заявления в антимонопольный орган, тем самым Общество нарушило условия Договора и  пункт 83 Правил № 861, которым установлено, что сетевая организация в течение 10 дней со дня получения от заявителя документов, предусмотренных подпунктом "б" пункта 85 Правил № 861, осуществляет проверку соответствия технических решений, параметров оборудования (устройств) и проведенных мероприятий требованиям технических условий.

6.5. В части требований представить протокол испытаний электроустановки Комиссия установила следующее. После получения 23.01.2015 г. вх. № 383 от гр. (М...й) уведомления о выполнении Заявителем своих обязательств по ТУ, АО «Омскэлектро» (ОАО «Омскэлектро») 06.02.2015 г. исх. № 10-09/995 направило гр. (М...й) письмо на бланке Общества за подписью начальника службы технического присоединения (К...й), в котором указало, что для производства осмотра по заявлению, поступившему в сетевую организацию  23.01.2015 г. вх. № 383, гр. (М...й) необходимо предоставить в Службу единого окна Центра Обслуживания Клиентов ОАО «Омскэлектро» недостающие документы:

- копию ТУ;

- копию Договора;

- копию или оригинал проекта на электроснабжение объекта, согласованный в РЭС (СНО) и со всеми заинтересованными организациями или однолинейная схема;

- копию Акта технической готовности электромонтажных работ;

- оригинал протоколов лабораторных испытаний;

- копию документа на прибор учета.

В соответствии с пунктом 11 Правил № 861 сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами, пункт 19 - устанавливает запрет навязывания заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных настоящими Правилами.

Действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлены полномочия для сетевой организации требовать предоставления протоколов испытаний электроустановки. Сетевая организация не вправе требовать, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.

Позиция Комиссии Омского УФАС России согласуется с судебной практикой. Так, 02.04.2014 г. ВАС РФ вынес определение об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № ВАС-145/14, таким образом надзорная инстанция не нашла оснований для пересмотра дела, по которому было вынесено Постановление ФАС Дальневосточного округа по делу Ф03-5719/2013 от 06 декабря 2013 года.

Комиссия Омского УФАС России принимает во внимание позицию ФАС Дальневосточного округа, изложенную в Постановлении по делу Ф03-5719/2013 от 06 декабря 2013 года, согласно которому арбитражным судом обоснованно признаны нарушением антимонопольного законодательства требования проведения  испытаний электроустановки, представления протокола испытаний, предъявленные сетевой организацией заявителю - физическому лицу по договору об осуществлении технологического  присоединения.

Доводы Ответчика об «ошибке исполнителя» и о том, что:

- АО «Омскэлектро» (ОАО «Омскэлектро») не требует предоставления документов, указанных в письме от 06.02.2015 г. исх. №10-09/995 за подписью начальника службы технологического присоединения (К…й), они могут быть предоставлены заявителем по его желанию;

- о непричастности Ответчика к разработке, выдаче заявителям - физическим лицам Реестра документации на электроснабжение для физических лиц,  в той форме, которая представлена Заявителем,

Комиссия Омского УФАС России считает  несостоятельными в силу следующего.

  Заявитель пояснила в заседании Комиссии, что представленный ею в материалы дела Реестр документации на электроснабжение для физических лиц  (далее – Реестр) она получила от сотрудника ОАО «Омскэлектро», когда подавала в сетевую организацию  заявку о заключении договора об осуществлении технологического присоединения (увеличении мощности).

  Реестр по своему содержанию представляет  таблицу с перечнем  наименования документов (в том числе протокола лабораторных испытаний), которые, судя по наименованию Реестра, необходимо представить в СТП ОАО «Омскэлектро» для проведения осмотра (то есть, для осмотра сетевой организацией присоединяемых электроустановок заявителя,   в порядке проведения проверки выполнения заявителем технических условий, регламентированного разделом IX Правил № 961).

  У Комиссии нет оснований подвергать сомнению утверждение Заявителя о том, что Реестр ей был вручен сотрудником ОАО «Омскэлектро». Перечень документов, указанных в представленном Заявителем Реестре, аналогичен перечню документов в  направленном Заявителю, после получения  ОАО «Омскэлектро» уведомления о выполнении Заявителем ТУ, письме  от 06.02.2015 г. исх. №10-09/995 за подписью начальника службы технологического присоединения ОАО «Омскэлектро» (К...й) (в том числе о предоставлении протокола лабораторных испытаний). При этом в тексте Реестра и в тексте данного письма  нет никаких примечаний, ссылок и разъяснений, отмеченных в том числе  «звездочкой»,  свидетельствующих о возможности предоставления  перечисленных документов по выбору (по желанию) заявителя.

Вышеизложенное подтверждает обоснованность выводов Комиссии о том, что представленный Заявителем Реестр действительно был получен от сотрудников ОАО «Омскэлекро» и что Ответчиком заявителям - физическим лицам не предлагается по их усмотрению (желанию) предоставить вышеозначенные документа, а предъявляется  в нарушение пункта 11 Правил 861, необоснованное требование предоставить документы (протокол лабораторных испытаний электроустановки заявителя)  в связи с проверкой сетевой организацией выполнения заявителем ТУ. Данные обстоятельства также свидетельствуют о необоснованном возложении на  Заявителя обязанности провести лабораторные испытания электроустановки, то есть в обязательном порядке воспользоваться услугой, которая не предлагается, а фактически навязывается потребителю,  находящемуся в определенной зависимости от предъявляемых сетевой организацией  в безапелляционном порядке требований предоставить в ОАО «Омскэлектро» (АО «Омскэлектро») документы, предоставление которых в рассматриваемой ситуации Правилами № 861 не предусмотрено.

Комиссия также отмечает следующее. При сравнении представленных в  материалы дела № 04/11-15 Заявителем и Ответчиком копий Реестра документации на электроснабжение для физических лиц Комиссией установлено, что  данные копии имеют в части идентичное наименование реестра, однако значительно различаются по своему содержанию.

При этом в представленной Ответчиком копии к наименованию Реестра добавлено, что это реестр документации… «прилагаемой к уведомлению о выполнении технических условий», имеется значок «*» («звездочка») и пояснения к нему о случаях предоставления документов. Реестр содержит иной перечень наименований документов, в котором не указаны документы о результатах лабораторных испытаний электроустановки заявителя.

Комиссия считает возможным  полагать, что в АО «Омскэлектро»  применяются в работе с заявителями – физическими лицами два вида Реестра, при этом Комиссией установлено, что в одном из которых содержится незаконное требование предоставить протокол лабораторных испытаний  электроустановки заявителя.

Комиссия не считает обоснованными доводы Ответчика об «ошибке исполнителя», поскольку (К…а) является руководителем – начальником службы технологического присоединения  АО «Омскэлектро» и текст означенного письма за её подписью совпадает по своему содержанию и предъявленным к гр.(М...й) требованиям о предоставлении протокола лабораторных испытаний, с  перечнем наименования документов, указанных в Реестре, полученном гр.(М...й) ранее, от другого сотрудника Общества, при подаче соответствующего заявления о заключении договора об осуществлении технологического присоединения.

Также Комиссия учитывает, что материалами дела не подтверждена позиция Ответчика о том, что указанным письмом за подписью (К...й) были направлены замечания Заявителю в связи с тем, что при уведомлении о выполнении Заявителем ТУ в сетевую организацию не были представлены документы, предусмотренные пунктом 85 Правил № 861. Комиссией установлено, что в данном письме не указано о каких-либо замечаниях в части непредставления Заявителем документов в соответствии с пунктом 85 Правил № 861.

 

Комиссия Омского УФАС России также отмечает, что сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению отнесены Правилами 861 к существенным условиям договора, исчисляются со дня заключения договора и не могут превышать сроков, установленных пунктом 16 Правил 861.

Более того, пунктом 27 Правил 861 заявителю предоставлено право на продление срока выполнения выданных ТУ при их невыполнении заявителем в согласованный срок, в то время как право продления срока действия ранее выданных ТУ при невыполнении сетевой организацией своих обязательств в согласованный срок, а также возможность продления  сроков по договору, установленных пунктом 16 Правилами 861 не предусмотрены.

Нормы Правил 861 и условия Договора указывают на то, что обязанности сетевой организации  АО «Омскэлектро» (ОАО «Омскэлектро») по выполнению мероприятий технологического присоединения, определенные ТУ, регламентированы по срокам их выполнения, в то время как при выполнении заявителем – физическим лицом определенных за заявителя техническими условиями  мероприятий по осуществлению технологического присоединения, допускается продление срока их выполнения (продление срока действия ТУ).

Таким образом Комиссия Омского УФАС России приходит к выводу, что необоснованное неисполнение сетевой организацией обязательств по Договору об осуществлении технологического присоединения энергопринимающего устройства Заявителя в установленный срок, включение в ТУ (в первоначальной редакции) условий, не соответствующих Правилам № 861, незаконное продление сроков исполнения обязательств по Договору путем заключения дополнительного соглашения от 12.12.2014 г., требование сетевой организации в связи с проверкой выполнения заявителем ТУ предоставить документы, не предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации в области электроэнергетики (протокол лабораторных испытаний) и необоснованное возложение в связи с этим на Заявителя обязанности получить означенную услугу, фактическое навязывание данной услуги путем предъявления незаконных требований предоставить протокол испытаний электроустановки Заявителя, содержат признаки злоупотребления сетевой организацией АО «Омскэлектро» (ОАО «Омскэлектро») доминирующим положением, нарушения запрета, установленного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, являются нарушением статьи 26 Закона об электроэнергетике, Правил технологического присоединения, что привело к ущемлению законных прав и интересов гр. (М...й)

            Комиссия, оценивая в результате рассмотрения настоящего дела действия (бездействие) АО «Омскэлектро» (ОАО «Омскэлектро») в части внесения изменений в ТУ  –  исключения из ТУ условий, незаконно обязывающих Заявителя осуществить строительство ЛЭП, разместить прибор учета электрической энергии за пределами границ земельного участка Заявителя,  не находит оснований для прекращения дела в данной части в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий, поскольку  при оформлении ТУ в первой редакции Ответчиком были допущены грубые нарушения норм действующего в сфере электроэнергетики законодательства, которые были устранены не в добровольном порядке, а только в результате предъявления Заявителем требования об исключении необоснованно возложенных на Заявителя обязательств. Принимая такое решение, Комиссия учитывает, что Ответчиком при заключении Договора (оформлении ТУ в первой редакции) и исполнении Договора, заключенного с Заявителем, допущено множество нарушений, в результате которых были ущемлены интересы гр. (М...й)   

Как уже было указанно выше, часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции содержит запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.

Комиссия Омского УФАС России, установив в процессе рассмотрения дела № 04/11-15  нарушение АО «Омскэлектро» (ОАО «Омскэлектро») запрета на злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, в границах эксплуатируемых электрических сетей и  учитывая, что по состоянию на день оглашения резолютивной части настоящего решения  фактическое технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя не осуществлено, в рамках полномочий, предоставленных антимонопольному  органу пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции по выдаче хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний, считает необходимым выдать Ответчику предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в которое надлежит включить мероприятия, подлежащие выполнению.

При этом Комиссия отмечает, что предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, установленного настоящим решением, не нарушает прав и законных интересов АО «Омскэлектро» (ОАО «Омскэлектро») в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

 

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 2 статьи 45, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Омского УФАС России

 

РЕШИЛА:

1. На основании статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установить доминирующее положение АО «Омскэлектро» (ОАО «Омскэлектро»)  на товарном рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, в границах эксплуатируемых электрических сетей.

2. Признать  нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) АО «Омскэлектро» (ОАО «Омскэлектро»), выразившиеся в ущемлении интересов гр. (М…й) путем:

2.1. неисполнения сетевой организацией своих обязательств, предусмотренных пунктом 10 технических условий № 11369/14 от 24.07.2014 г., в части:

- мероприятий по проектированию, строительству новых и реконструкции существующих  электрических сетей ОАО «Омскэлектро» для электроснабжения объектов заявителя (ТУ в первой редакции);

- мероприятий по строительству ЛЭП-0,4кВ от опоры №23 ВЛ-0,4кВ ТП 3781 до границы участка жилого дома (после внесения изменений в ТУ 12.12.2014 г.),  

в нарушение требований части 1 статьи 26 пункта Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункта 7, пункта 16, подпункта «г» пункта 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 № 861, в срок, установленный договором № 11369/14 об осуществлении технологического присоединения от 24.07.2014 г., заключенным с гр. (М...й);

2.2. нарушения требований части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункта 16.3, подпункта а(2) пункта  25 и подпункта «г» пункта 25(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 № 861, при включении  в технические условия №11369/14 от 24.07.2014 г. в первой редакции:

- обязанности Заявителя осуществить строительство ЛЭП-0,4кВ от опоры №23 ВЛ-0,4кВ ТП 3781 до  ВРУ жилого дома (подпункт 11.1. пункта 11 ТУ),

- условия, обязывающего Заявителя  «Прибор учета смонтировать на опоре ВЛ-0,4кВ» (подпункт 11.8 пункта 11 ТУ),

за пределами границ земельного участка Заявителя;

2.3 нарушения требований части 1 статьи 26 пункта Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике" пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 № 861, выразившегося в заключения дополнительного соглашения к договору №11369/14 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 19.08.2014 г., которым незаконно установлен новый срок исполнения обязательств, а именно 4 месяца со дня заключения указанного  дополнительного соглашения;

2.4. предъявления Заявителю необоснованного требования предоставить документы, предоставление которых действующим законодательством РФ в области электроэнергетики не предусмотрено, а именно: протокол испытаний электроустановки,  сопряженное с необоснованным возложением на Заявителя обязательств получить услугу по проведению испытаний электроустановки,  в нарушение части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункта 11 (запрета на требование представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами № 861), пункта 19 (в части запрета на навязывание заявителю услуги и обязательств, не предусмотренных Правилами № 861) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

3. Выдать АО «Омскэлектро» (ОАО «Омскэлектро»), предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов лиц, подавших заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям АО «Омскэлектро» (ОАО «Омскэлектро»), в том числе гр. (М…й), путем неисполнения положений части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", требований пункта 7, пункта 11, пункта 16.3, пункта 18, пункта 19, пункта 25, пункта 25(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 № 861 при  заключении, исполнении договоров об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей – физических лиц,  в которое включить мероприятия, подлежащие выполнению:

3.1. выполнить мероприятия, возложенные на сетевую организацию пунктом 10 технических условий №11369/14 от 24.07.2014 г.;

3.2. осуществить технологическое присоединение энергопринимающего устройства гр. (М…й) в порядке и сроки, предусмотренные Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 № 861, для чего:

- осуществить фактическое технологическое присоединение энергопринимающего устройства, принадлежащего гр. (М…й).

- осуществить фактический прием (подачу) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");

- составить акт об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 6, акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон по форме согласно приложению N 7, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон по форме согласно приложению N 8.

4. Материалы дела № 04/11-15 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении АО «Омскэлектро» (ОАО «Омскэлектро») по признакам нарушения статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель комиссии                                                                                        (подпись, ф.и.о.)

 

Члены комиссии                                                                                                    (подписи, ф.и.о.)

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

П Р Е Д П И С А Н И Е   № 04/11-15    

 

16 апреля 2015 г.
г. Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

(К…) – и.о. руководителя управления, председателя Комиссии;

(С…) – начальника отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

(А…) – главного специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

(М…) – специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,

в отсутствие М…а) – эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 16 апреля 2015 года № 04/11-15 по делу о нарушении АО «Омскэлектро» (ОАО «Омскэлектро») (644027, г. Омск, ул. Л. Чайкиной, 8) 10 и части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

1. АО «Омскэлектро» (ОАО «Омскэлектро») со дня получения предписания:

1.1 Прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившегося в ущемлении интересов лиц, подавших заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям АО «Омскэлектро» (ОАО «Омскэлектро»), в том числе гр. (М…й), путем неисполнения положений части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", требований пункта 7, пункта 11, пункта 16.3, пункта 18, пункта 19, пункта 25, пункта 25(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 № 861 при  заключении, исполнении договоров об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей – физических лиц.

1.2 В течении десяти дней со дня получения настоящего предписания выполнить мероприятия, возложенные на сетевую организацию пунктом 10 технических условий №11369/14 от 24.07.2014 г.;

1.3 осуществить технологическое присоединение энергопринимающего устройства гр. (М…й) в порядке и сроки, предусмотренные Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 № 861, для чего:

- осуществить фактическое технологическое присоединение энергопринимающего устройства, принадлежащего гр. (М…й).

- осуществить фактический прием (подачу) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");

- составить акт об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 6, акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон по форме согласно приложению N 7, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон по форме согласно приложению N 8.

2. АО «Омскэлектро» (ОАО «Омскэлектро») информировать Омское УФАС России об исполнении предписания в трехдневный срок со дня исполнения предписания с приложением документов, свидетельствующих об исполнении предписания.

 

Председатель комиссии                                                                    (подпись, ф.и.о.)

 

Члены комиссии                                                                              (подписи, ф.и.о.)

 

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны