Предупреждение б/н Предупреждение № 04/14-15 о прекращении действий (бездейст... от 27 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е  №  04/14-15

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения

антимонопольного законодательства

 

25 марта 2015 года                                                                                             
г. Омск

                                                                  

В Омском УФАС России находится на рассмотрении заявление ООО «Стройторг» от 18.03.2015 г., которым обжалованы действия ОАО «ОмскВодоканал» по навязыванию невыгодных условий при заключении единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.

При рассмотрении данного заявления и приложенных материалов установлено следующее.

1. С целью обеспечения производственной деятельногсти модульного бетоносмесительного завода, принадлежащего ООО «Стройторг», данная организация осуществила мероприятия по подключению этого объекта к централизованным сетям водоснабжения, находящихся в эксплуатационной ответственности ОАО  «ОмскВодоканал», на основании полученных условий подключения объекта капитального строительства к системам водоснабжения и канализации № 05-06/3615/13 от 28.10.2013 (далее – условия подключения № 05-06/3615/13).

Согласно условиям подключения № 05-06/3615/13 модульный бетоносмесительный завод не имеет подключения к централизованной системе водоотведения, о чем свидетельствует пункт 1 этих  условий (раздел Канализация), которым предусмотрено, что водоотведение объекта выполнить в выгребную яму.

 Для оформления договорных отношений  с ООО «Стройторг» по поставке холодной питьевой воды, ОАО  «ОмскВодоканал» направило этой организации проект единого договора № 9980 холодного водоснабжения и водоотведения (далее - единый договор № 9980), который ООО «Стройторг» подписало с протоколом разногласий.

В протоколе разногласий оспорены условия, предусмотренные пунтами 1, 2, 3, наименование раздела II, а также пункты 4, 6, 31 и 32 проекта единого договора № 9980, по которым ООО «Стройторг» выразило несогласие с включением в указанный договор условий относительно предоставления ОАО  «ОмскВодоканал» услуг по водоотведению и оплаты данных услуг.

Письмом от 04.03.2015 № 3420/15/3519 ОАО «ОмскВодоканал» направило в адрес ООО «Стройторг» протокол согласования разногласий к единому договору № 9980 холодного водоснабжения и водоотведения, в котором оставило без изменения оспоренные пункты договора, за исключением пункта 4, который предложило принять в следующей редакции: «Датой начала подачи холодной воды и приема сточных вод является дата подписания настоящего договора».

Считая, что результатом отклонения ОАО «ОмскВодоканал» протокола разногласий является навязывание невыгодных условий договора, ООО «Стройторг» обжаловало эти действия в Омское УФАС России.

2. Согласно пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ), принятыми в соответствии с ним Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644), а также положениями типового договора холодного водоснабжения, типового договора водоотведения, единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 (далее – типовые договоры).

Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» договоры горячего водоснабжения, договоры холодного водоснабжения заключаются в соответствии с типовым договором горячего водоснабжения и типовым договором холодного водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Частью 8 статьи 14 Закона № 416-ФЗ установлено, что договоры водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором водоотведения, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Пунктом 5 Правил № 644 также предусмотрено, что договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Положения закона № 416-ФЗ, Правил № 644, Типовых договоров не предусматривают обязательное заключение единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, то есть в зависимости от конкретных обстоятельств договоры водоснабжения и водоотведения могут быть заключены раздельно, тем более, когда объект абонента не присоединен к централизованной системе водоотведения.

Об этом свидетельствуют также положения части 5 статьи 7 Закона № 416-ФЗ, которой предусмотрено, что абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

Поскольку объект ООО «Стройторг» не присоединен к централизованной системе водоотвеения, следовательно, у ОАО «ОмскВодоканал» отсутствуют правовые основания для настаивания на обязательном заключении единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, как это имеет место в возникшем споре по проекту единого договора № 9980.

В данном случае у ООО «Стройторг» имеется право на заключение отдельного договора водоотведения, как с ОАО «ОмскВодоканал» (при условии, если общество оказывает услугу по вывозу жидких бытовых отходов), так и  с иной организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов, которая имеет договор на водоотведение с ОАО «ОмскВодоканал».

3. Помимо указанного, Омское УФАС России также обращает внимание ОАО «ОмскВодоканал» на следующие действия, свидетельствующие о навязывании невыгодных для ООО «Стройторг» условий при оформлении договорных отношений с данной организацией.

В соответствии с приложением № 3 к проекту договору № 9980 гарантированный объем подачи холодной воды для модульного бетоносмесительного завода определен в размере 10 куб. м. в сутки.

Согласно приложению № 4 к проекту договору № 9980 максимальный расход сточных вод предусмотрен в объеме 0,4167 куб. м. в час, что равно 10 куб. м. в сутки.

Из указанного следует, что при определении объема сточных вод ОАО «ОмскВодоканал» не учитывает технологию производства модульного бетоносмесительного завода, которая основана на потреблении воды для приготовления бетонной смеси, что исключает равенство между объемом поставляемой воды и объемом сточных вод.

В заявлении ООО «Стройторг» обосновано указано, что основной объем холодной воды необходим для производства бетона, что исключает попадание этой воды в канализацию, и лишь небольшая часть поставляемой воды может быть использована для собственных нужд (около 1 куб. м. в месяц), для стока которой построена выгребная яма.

Соответственно объему сточных вод, предусмотренному в проекте договора № 9980 (10 куб. м. в сутки),  установлена и плата за услугу по отводу сточных вод, что свидетельствует о необоснованном определении ОАО «ОмскВодоканал» размера платы для ООО «Стройторг» за данную услугу.

4. На основе анализа представленных ООО «Стройторг» материалов, положений Закона № 416-ФЗ, указанных выше нормативных правовых актов в действиях ОАО «ОмскВодоканал» установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в навязывании ООО «Стройторг» заключения единого договора № 9980 водоснабжения и водоотведения, невыгодного для него в части настаивания на обязательном включении в договор условий на оказание услуги по водоотведению, а также в необоснованном определении объема сточных вод в канализацию в разме10 куб. м. в сутки, следствием чего является установление для ООО «Стройторг» необоснованного размера  платы за эту услугу, и результатом таких действий является ущемление интересов ООО «Стройторг».

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ОАО «ОмскВодоканал» занимает доминирующее положение на товарных рынках услуг по холодному водоснабжению и водоотведению в географических границах территории города Омска, охваченного присоединенными инженерными сетями для оказания услуг по холодному водоснабжению и водоотведению.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

На основании изложенного, в соответствии со статьей  39.1 Федерального закона от 26.07.2006    № 135-ФЗ «О защите  конкуренции» Омское УФАС России 

предупреждает

ОАО «ОмскВодоканал» о необходимости прекращения навязывания ООО «Стройторг» условий единого договора № 9980 холодного водоснабжения и водоотведения, нарушающих положения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», для чего необходимо в течении 10 дней со дня получения предупреждения устранить допущенное нарушение антимонопольного законодательства путем рассмотрения протокола разногласий с учетом изложенных выше положений Закона №416 ФЗ, Правил № 644 и Типовых договоров.

О  выполнении  настоящего предупреждения необходимо сообщить  в  Омское УФАС России в   течение  трех  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения.
 

И.о. руководителя управления                                                                  В.А. Кабаненко

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны