Решение б/н Дело № 04/15 - 12 в отношении ОАО «Омскгоргаз" от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е  № 04/15 - 12

 

 05 июля 2012 г.                                                              

г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Омского УФАС России) в составе:

С.В. Суменкова – руководителя управления, председателя Комиссии;

В.А. Кабаненко – заместителя руководителя управления, члена Комиссии;

А.Х. Баймухамбетовой - главного специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

при участии от заявителей по делу:

ООО «Горгазбытсервис» <….>(паспорт);

ООО «Газмаш-Сервис» - <….> (паспорт);

в отсутствии заявителя - ООО «Плазма», надлежащим образом, извещенного о времени и месте рассмотрения дела № 04/15-12;

при участии от ответчика по делу:

ОАО «Омскгоргаз» - <….> (доверенность  от 30.01.2012г. № 4);

при участии лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией по делу № 04/15-12 обстоятельствах:

ФБУ «Государственный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Омской области» - <….> (доверенность от 20.06.2012 г. № 38-1.4/640),

рассмотрев дело № 04/15-12 по признакам нарушения ОАО «Омскгоргаз» (644024, г. Омск, ул. Красных Зорь, 19) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

1. Дело о нарушении антимонопольного законодательства № 04/15-12 возбуждено приказом Омского УФАС России от 15.03.2012г. № 49 на основании заявлений ООО «Горгазбытсервис», ООО «Газмаш-Сервис», ООО «Плазма» (далее - Заявители) в отношении ОАО «Омскгоргаз» (далее по тексту - Ответчик) по признакам нарушения  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в совершении ОАО «Омскгоргаз» действий, направленных на отказ в опломбировании и принятии для целей коммерческого учета приборов учета газа, установленных организациями, не являющимися специализированными, в том числе установленных Заявителями, результатом которых явилось ущемление их интересов, а также явилось или могло явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции.

При рассмотрении дела в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств Комиссией Омского УФАС России выносились определения об отложении рассмотрения дела от 05.04.2012 г., 23.04.2012 г., 07.06.2012 г.

В процессе рассмотрения дела № 04/15-12 Комиссией Омского УФАС России к рассмотрению дела в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией по делу № 04/15-12 обстоятельствах, привлечены Главное управление жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области, ООО «Горгазэксплуатация», ООО «Омскгазэксплуатация» и Федеральное бюджетное учреждение «Государственный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Омской области» (далее по тексту – ФБУ «Омский ЦСМ»).

Из заявления ООО «Горгазбытсервис» и приложенных к нему документов следует:

ООО «Горгазбытсервис» обратилось в ООО «Омскгоргаз» с предложением о сотрудничестве (письмо от 19.12.2011 г.), в ответ на которое ОАО «Омскгоргаз»  ответило (письмо от 25.01.2012 г. № 12/437-02), что отказывается производить опломбировку газовых счетчиков, установленных организациями, не являющимися специализированными, в том числе ООО «Горгазбытсервис». Ответчик мотивировал свои действия тем, что работы по установке прибора учета газа относятся к работам с внутридомовым газовым оборудованием (далее по тексту – ВДГО) и выполнять установку прибора учета газа могут только специализированные организации.

Заявитель также сообщает, что ОАО «Омскгоргаз» отказывается принимать результаты поверки приборов учета газа, организованной ООО «Горгазбытсервис» совместно с ФБУ «Омский ЦСМ» с выездом на дом к заказчику без снятия прибора учета газа с газопровода.

По мнению Заявителя, монтаж приборов учета газа и госповерка приборов учета не является частью работ по обслуживанию ВДГО, что подтверждает приказ  Министерства регионального развития РФ от 26.06.2009г. № 239, где утвержден перечень работ по ВДГО.

По мнению Заявителя, Ответчик  своими действиями пытается ограничить конкуренцию на данном товарном рынке.

Из заявлений ООО «Газмаш-Сервис» и приложенных к ним документов следует:

ОАО «Омскгоргаз» в адрес Заявителя направило письмо от 01.02.2012 г. № 12/552-01, согласно которому Ответчик отказывается производить опломбировку газовых счетчиков, установленных организациями, не являющимися специализированными. В своем письме Ответчик уведомляет, что организации, которым адресовано данное письмо, в том числе ООО «Газмаш-Сервис», не вправе заниматься деятельностью по монтажу/демонтажу газового оборудования (в том числе приборов учета газа).

Одновременно этим же письмом Ответчик доводит до сведения организаций, занимающихся реализацией газового оборудования, а равно граждан, которые приобрели газовое оборудование, о возможности оформления договорных отношений с ОАО «Омскгоргаз» на оказание услуг по монтажу газового оборудования (в том числе приборов учета газа).

В результате таких действий Ответчика ООО «Газмаш-Сервис» потеряло часть договоров с торгующими организациями, в связи с чем несет убытки. По мнению Заявителя, ОАО «Омскгоргаз» навязывает свое мнение населению г. Омска (заказчикам), самостоятельно решает вопрос о допуске организаций на данный рынок услуг, подменяя собой органы власти.  

Из заявления ООО «Плазма» и приложенных к нему документов следует:

В процессе установки ООО «Плазма» газовых счетчиков возникают проблемы с дальнейшей их опломбировкой ОАО «Омскгоргаз».

Заявитель просит обратить внимание на сайт Ответчика, где размещена информация, свидетельствующая об ограничении конкуренции, на котором Ответчик приводит перечень организаций, имеющих, по его мнению, право осуществлять монтаж приборов учета газа.

           

2. Согласно позиции Ответчика, изложенной в письмах исх. № 12/437-02 от 25.01.2012 г., исх. № 12/2795-02 от 06.06.2012 г., 12/2945-02 от 19.06.2012 г., а также устных пояснений представителя Ответчика, озвученных на заседаниях Комиссии Омского УФАС России, получена следующая информация.

В соответствии с пунктом 2 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 г. № 549 (далее – Правила № 549) поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется исходя из принципов обеспечения бесперебойности и безопасности поставки газа.

Ответственность за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (далее по тексту – ТО ВДГО) возложена на собственника жилого помещения. Наличие договора на ТО ВДГО у собственника или управляющей организации является обязательным условием поставки газа. Собственник жилого помещения (управляющая организация) вправе самостоятельно выбирать организацию, которая осуществляла бы ТО ВДГО.

Пунктом 3 Правил № 549 установлено, что деятельность по ТО ВДГО осуществляется только специализированными организациями, представляющими собой газораспределительные организации, отвечающие требованиям, определенным указными Правилами.

Газораспределительная организация – это организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы, оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям, занятая развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающая услуги по транспортировке газа по своим сетям. 

По мнению Ответчика, деятельность по монтажу/демонтажу газового оборудования (в том числе приборов учета газа) является деятельностью, связанной с ВДГО, следовательно, в силу вышеприведенных норм, может осуществляться только силами специализированных организаций, то есть теми организациями, с которыми у собственников заключены договоры на ТО ВДГО.

Таким образом, осуществлять работы в отношении ВДГО, в том числе приборов учета газа, связанные с их установкой, ремонтом или техническим обслуживанием, вправе только организация, отвечающая требованиям и обладающая статусом газораспределительной организации. Поскольку Заявители по настоящему делу не являются специализированными организациями, то не имеют право на установку приборов учета газа у потребителей.

По мнению Ответчика, специализированными (допущенными к работам с ВДГО) являются организации, перечень которых размещен на сайте Федеральной службы по тарифам (перечень приведен в приложении  к письму № 12/437-02 от 25.01.2012 г. по состоянию на 28.12.2011 г.).

При поступлении в адрес ОАО «Омскгоргаз» обращений об установке прибора учета, контакт-центр принимает заявку, согласовывая с обратившимся лицом время проведения работ, и направляет такую заявку в адрес ООО «Омскгазэксплуатация» или в ООО «Горгазэксплуатация» (по территориальному принципу в зависимости от того, какая организация оказывает услуги по ТО ВДГО в отношении названного адреса), с которыми ОАО «Омскгоргаз» заключены договоры аренды персонала (аутстаффинга). Сотрудники названных организаций производят работы по установке приборов учета газа. По итогам выполнения работ названные организации выполняют услуги по опломбировке приборов учета от имени ОАО «Омскгоргаз». Для приема приборов учета на коммерческий учет информация передается в абонентскую службу ОАО «Омскгоргаз». В случае, если поступила заявка на опломбировку и прием на коммерческий учет, то заявка также передается вышеуказанным организациям и в случае, если установка производилась не специализированной организацией (не являющейся ГРО), указанные организации осуществляют услуги по снятию прибора учета с последующей установкой. После чего на основании договора аутстаффинга производится опломбировка от имени ОАО «Омскгоргаз» и счетчик принимается к учету. Если установка прибора учета производилась специализированной организацией, то первичная опломбировка производится по договору аутстаффинга от имени ОАО «Омскгоргаз». Первичная опломбировка производится без взимания платы, последующая по цене, утвержденной организацией, выполняющей опломбировку прибора учета газа.

Кроме того, ОАО «Омскгоргаз» считает, что ООО «Горгазбытсервис» неправомерно осуществляет услуги по поверке приборов учета, поскольку не имеет аккредитации компетентного органа.

На основании вышеизложенного ОАО «Омскгоргаз» считает, что все его действия не противоречат действующему законодательству Российской Федерации, возражает против доводов, изложенных в заявлениях всех Заявителей, на основании которых возбуждено настоящее дело о нарушении антимонопольного законодательства, считает их требования не подлежащими удовлетворению.

           

3. Представитель Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области, привлеченного по ходатайству ОАО «Омскгоргаз» в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией по делу № 04/15-12 обстоятельствах, на заседании Комиссии пояснил следующее.

Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального  строительства, должны выполняться только лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией (далее по тексту – СРО) свидетельства о допуске к таким видам работ.

Министерством регионального развития Российской Федерации утвержден перечень видов таких работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального  строительства, среди которых есть такие работы, как устройство и демонтаж системы газоснабжения.

Таким образом, организация, устанавливающая приборы учета газа, должна иметь свидетельства о допуске к осуществлению таких работ, выданные саморегулируемой организацией.            

4. Федеральное бюджетное учреждение «Государственный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Омской области» (далее по тексту – ФБУ «Омский ЦСМ»), привлеченное по ходатайству ОАО «Омскгоргаз» в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией по делу № 04/15-12 обстоятельствах, в письменных пояснениях от 15.05.2012 г. исх. № 38-5.7/638 и на заседании Комиссии пояснило следующее.

ФБУ «Омский ЦСМ» совместно с ООО «Горгазбытсервис» проводит поверку бытовых счетчиков газа по месту их эксплуатации без демонтажа. Поверка осуществляется специалистом ФБУ «Омский ЦСМ» при помощи переносной поверочной установки СПУ-3, зарегистрированной в государственном реестре средств измерений под № 47370-11, свидетельство о поверке №  1644016-11 выдано 29.11.2011 г. ФГУП «ВНИИР» г. Казань, принадлежащей   ООО «Горгазбытсервис». При поверке счетчика газа демонтаж, а также снятие пломбы со счетчика не предусмотрены. Подключение производит специалист ООО «Горгазбытсервис», после этого поверитель  ФБУ «Омский ЦСМ» проводит поверку счетчика газа.

           

5. ООО «Горгазэксплуатация» и ООО «Омскгазэксплуатация», привлеченные в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией по делу № 04/15-12 обстоятельствах, в письменных пояснениях исх. № 12-104 от 19.06.2012 г. и исх. № 012-133 от 19.06.2012 г. соответственно пояснили следующее.

ООО «Горгазэксплуатация» и ООО «Омскгазэксплуатация» осуществляют работы по установке приборов учета газа по обращениям граждан, поступившим в ОАО «Омскгоргаз». Данные организации являются специализированными организациями в части осуществления работ в отношении ВДГО, в связи с чем установка приборов учета газа производится силами этих организаций. По договору аренды персонала, заключенного с ОАО «Омскгоргаз», указанными организациями предоставляется ОАО «Омскгоргаз» персонал для осуществления работ по опломбировке приборов учета, на основании чего по итогам установки счетчика сотрудниками ООО «Горгазэксплуатация» и ООО «Омскгазэксплуатация» производятся работы по вводу в эксплуатацию и опломбировке приборов учета от имени ОАО «Омскгоргаз».

В случае, если поступила заявка только на опломбировку прибора учета, то первичная опломбировка производится без взимания платы, а последующая согласно расценкам, утвержденным данными организациями. После опломбировки данные передаются в центр продажи газа ОАО «Омскгоргаз» для принятия этих приборов для целей коммерческого учета.

 

6. Рассмотрев материалы дела № 04/15-12, выслушав объяснения представителей Ответчика, Заявителей, представителей лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией по делу № 04/15-12 обстоятельствах,  Комиссия Омского УФАС России установила следующие обстоятельства.

6.1. В соответствии с пунктом 3.8. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 17 января 2007 г. № 5 (зарегистрирован в Минюсте РФ 23.05.2007 № 9541), принятие решения об установлении доминирующего положения осуществляется комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в ходе рассмотрения дела.

Пунктом 3.6.5. вышеназванного Административного регламента предусмотрено, что определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее по тексту - Реестр), с долей более пятидесяти процентов и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется  на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.

ОАО «Омскгоргаз» Приказами Омского УФАС России от 08.07.1996 г. № 79 (Приказ о внесении изменений от 25.12.2009 г. № 260/55) и от 03.12.2010 г. № 286/55 включено в Реестр с долей более 50 процентов на товарном рынке услуг газоснабжения населения сжиженным газом в географических границах г. Омска, и с долей более 50 процентов на товарном рынке услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в географических границах г. Омска.

На основании изложенного Комиссией УФАС России принято решение об установлении доминирующего положения ОАО «Омскгоргаз» на товарных рынках услуг газоснабжения населения сжиженным газом и услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в географических границах г. Омска.

6.2. Из материалов дела 04/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства следует, что ОАО «Омскгоргаз» направило в адрес ООО «Горгазбытсервис», ООО «Сибгидрокомплект», ООО «ЖилСервиС», СПК «Элада», Омского УФАС России (наш. вх. № 843 от 31.01.2012 г.), в прокуратуру г. Омска, а также в Администрацию г. Омска письмо от 25.01.2012 г. исх. № 12/437, которым уведомляет организации, которым адресовано данное письмо, а также граждан, приобретающих сжиженный газ у ОАО «Омскгоргаз» в рамках оказываемой Обществом услуги по газоснабжению, а также неопределенный круг лиц о том, что:

 - по мнению ОАО «Омскгоргаз», ни одна из организаций, которым адресованы настоящие письма, не вправе заниматься  деятельностью по монтажу/демонтажу газового оборудования (в том числе приборов учета газа);

- с 01 февраля 2012 г. ОАО «Омскгоргаз», как поставщик сжиженного газа в жилые дома, расположенные на территории г. Омска и Омского района Омской области (согласно заключенным договорам поставки газа), не будет производить опломбировку приборов учета газа, смонтированных организациями, не являющимися специализированными, и не имеющих договоров на ТО ВДГО.

Согласно имеющемуся в материалах дела № 04/15-12 письму ОАО «Омскгоргаз» от 01.02.2012 г. № 12/552-01, направленному в адрес: ООО «Эллада», ООО «Газмаш-Сервис», ООО «Форматика», ООО «Сибсервис», Ответчик  доводит аналогичную позицию до сведения всех организаций, занимающихся монтажом/демонтажом газового оборудования.

Ответчик также сообщает в указанные организации о том, что с 01.02.2012 г. ОАО «Омскгоргаз» будет сообщать о выявленных фактах незаконной установки газового оборудования  (газовых плит, приборов учета газа, котлового оборудования) в правоохранительные органы.  

Кроме того, письма аналогичного содержания ОАО «Омскгоргаз» направило организациям, занимающимся реализацией газового оборудования (газовых плит, приборов учета), а именно: «М-Видео», «Медиа-Маркт», «Техносила», «Эксперт», что подтверждается письмом от 01.02.2012 г. исх. № 12/558-01, имеющимся в материалах настоящего дела.

Кроме того, в материалах дела № 04/15-12 содержится письмо ОАО «Омскгоргаз» от 15.02.2012 г. исх. № 11/567-02, согласно которому Ответчик, рассмотрев заявление абонента <….> от 08.02.2012 г., сообщило указанному абоненту, что не имеет возможности произвести опломбировку прибора учета газа, смонтированного организацией, не являющейся специализированной.

Также в материалы дела представлена выписка из газеты «Комсомольская правда» от 09.02.2012 г., в которой на региональных страницах Омской области в рубрике «точка зрения» размещена статья «Хотите установить счетчик газа или новую газовую плиту?». В указанной статье Ответчик сообщает о следующем.

«Монтаж и демонтаж любого газового оборудования может производиться силами только специализированных организаций (их перечень размещен на сайте Федеральной службы по тарифам). Компания «Омскгоргаз» входит в этот список.

С 01 февраля 2012 г. в соответствии с требованиями Правил в целях обеспечения безопасности работы газового оборудования жителей г. Омска и Омского района ОАО «Омскгоргаз» не будет производить опломбировку счетчика газа, смонтированных организациями, не являющимися специализированными».

Аналогичная информация, с указанием перечня специализированных организаций, была размещена 01.02.2012 г. в сети Интернет на сайте: www.omskgorgaz.ru.   

Свои действия ОАО «Омскгоргаз» обосновывает тем, что поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется исходя из принципов обеспечения бесперебойности и безопасности поставки газа. Деятельность по монтажу/демонтажу газового оборудования (в том числе приборов учета газа) является деятельностью, связанной с ВДГО, в связи с чем может осуществляться только специализированными организациями.  

По мнению ОАО «Омскгоргаз», специализированными (допущенными к работам с ВДГО) являются организации, перечень которых размещен на сайте Федеральной службы по тарифам, который Ответчик прилагает к своему письму, направленному в антимонопольный орган.

По мнению ОАО «Омскгоргаз», Заявители не являются специализированными организациями (допущенными к работам с ВДГО), в связи с чем они не имеют права заниматься деятельностью по монтажу/демонтажу газового оборудования, в том числе приборов учета газа.

6.3. Действительно, как указано в статье 7 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении» организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием.

Подпунктом «б» пункта 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002  № 317, установлено, что под газораспределительной организацией понимается специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.

Согласно пунктам 92, 93, 95 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307 (далее по тексту – Правила № 307) газоснабжение потребителя осуществляется при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям газопринимающего устройства, внутреннего газопровода и другого необходимого внутридомового газового оборудования.  Потребитель обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию внутридомового газового оборудования.

При этом надлежащее содержание и ремонт ВДГО должны осуществляться специализированной организацией.  

Пунктом 3 Правил № 549 установлено, что под специализированной организацией понимается  газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.

Следовательно, специализированной организацией, с которой абонент обязан заключить договор о ТО  ВДГО, может быть только газораспределительная организация, каковыми Заявители не являются, что ими не оспаривается.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 549 и пунктом 2 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом  Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 № 239, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.09.2009 за № 14788 (далее по тексту – Порядок № 239), в состав внутридомового газового оборудования входят газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа.

Как указано в пункте 8.1 Правил технической эксплуатации и требований безопасности труда в газовом хозяйстве  Российской Федерации, утвержденных приказом Росстройгазификации от 20.10.1991 № 70-П, газовое оборудование жилых и общественных зданий, предприятий бытового обслуживания населения непроизводственного характера, включает в себя вводные и внутренние газопроводы, а также газовые приборы.

Таким образом, прибор учета газа является газовым оборудованием и одновременно – измерительным прибором. Его технологическое назначение, необходимость обеспечения безопасности газоснабжения обязывают соблюдать и применять различные нормы права, регламентирующие  порядок его ввода и эксплуатации и как газового оборудования, и как прибора измерения.

В соответствии с пунктом 29 Правил № 549 демонтаж приборов учета газа для проведения поверки или ремонта осуществляется организацией, с которой абонент заключил договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования.

В тоже время Правилами № 549 не установлено, что монтаж приборов учета газа также должен осуществляться специализированной организацией.

Кроме того Порядком № 239, установлен комплекс работ по обслуживанию ВДГО, осуществляемых специализированной организацией, в который монтаж приборов учета газа не входит.

В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ №261-ФЗ) действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Нормы части 8 рассматриваемой статьи включают условие установки, замены и эксплуатации приборов учета, используемых энергетических ресурсов, которым обозначено, что право на установку, замену и эксплуатацию таких приборов принадлежит лицам, отвечающим требованиям, установленным законодательством РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Приказом Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее по тексту - Перечень).

Для выполнения работ, перечисленных в Перечне, требуется получение свидетельства о допуске, выданное СРО. Ряд работ, входящих в состав таких видов работ, отмечены знаком «*», и при их выполнении на объектах, не указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса РФ, получение свидетельства о допуске к таким видам работ не требуется (примечание к Перечню).  

В соответствии с пунктом 15.3 Перечня к числу работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, отнесены работы по устройству и демонтажу системы газоснабжения. Работы по устройству и демонтажу системы газоснабжения оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, но не отмечены знаком «*», в связи с чем для их выполнения необходимо наличие свидетельства о допуске, выданного СРО.

При этом важно отметить, что действие приказа Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 распространяется на виды работ, которые выполняются исключительно при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции объектов капитального строительства, и не касается деятельности по эксплуатации и осуществлению текущего ремонта зданий и сооружений (письмо Минрегиона РФ от 29.07.2011 г. № 20456-ИП/08).

Таким образом, для выполнения работ по устройству и демонтажу системы газоснабжения получение свидетельства о допуске, выданного СРО, требуется исключительно при  строительстве, капитальном ремонте, реконструкции объектов капитального строительства.

Иных требований к лицам, имеющим право на установку, замену и эксплуатацию приборов учета газа, действующим законодательством не установлено.

Кроме того, деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета к лицензируемым видам деятельности не относится.

В этой связи собственники помещений в жилых домах не ограничены в выборе лица, оказывающего услуги по установке приборов учета газа, при эксплуатации своего жилого помещения или дома и осуществлении в них текущего ремонта.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

На основании вышеизложенного, из анализа вышеуказанных нормативно-правовых актов Российской Федерации не следует, что работы по монтажу (установке) приборов учета газа должны осуществляться только специализированными организациями в понятии Правил № 549, в связи с чем действия ОАО «Омскгоргаз», направленные на отказ в опломбировке приборов учета газа, установленных организациями, не являющимися специализированными, являются незаконными, противоречащими действующему законодательству Российской Федерации.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Поскольку Комиссией в процессе рассмотрения дела № 04/15-12 было установлено доминирующее положение ОАО «Омскгоргаз» на товарных рынках услуг газоснабжения населения сжиженным газом и услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в географических границах г. Омска, следовательно, в соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Ответчику запрещается злоупотреблять своим доминирующим положением на указанных товарных рынках, совершать действия, направленные на недопущение, ограничение, устранение конкуренции и на ущемление интересов других лиц.

Совершение ОАО «Омскгоргаз»» действий, направленных на отказ в опломбировании, в вводе  в эксплуатацию приборов учета газа, установленных организациями, не являющимися специализированными (газораспределительными), в результате которых ущемлены интересы как граждан (потребителей), так и организаций, оказывающих услуги населению по установке приборов учета газа, и при этом не являющихся специализированными, в том числе ООО «Газмаш-Сервис» и ООО «Горгазбытсервис», является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

6.4. Кроме того, пунктом 9 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» установлено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Ответчик, оказывающий влияние на общие условия обращения товаров на товарных рынках услуг газоснабжения населения сжиженным газом и услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в географических границах г. Омска в силу своего доминирования на этих рынках, направив в организации, осуществляющие реализацию газового оборудования (приборов учета газа) информацию (уведомления), о том, что установку приборов учета газа необходимо производить только специализированным организациям, а также об отказе в опломбировании приборов учета газа, установленных организациями, не являющимися специализированными, и доведя такую информацию  до граждан, которые приобрели (приобретают) газовое оборудование (приборы учета газа), своими действиями создает препятствия доступу на товарный рынок услуг по установке приборов учета газа другим хозяйствующим субъектам.

Такие действия Ответчика свидетельствуют о создании препятствий доступу на товарный рынок, образуют также самостоятельный состав нарушения антимонопольного законодательства, направленный на недопущение, ограничение, устранение конкуренции, а именно нарушение пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

6.5. В процессе рассмотрения дела № 04/15-12 Комиссией Омского УФАС России установлено, что услуги, связанные с установкой и опломбировкой приборов учета газа (вводом в эксплуатацию), Ответчик оказывал по трем схемам. В зависимости от того, специализированной или неспециализированной организацией был установлен счетчик газа, при опломбировании счетчика применялась одна из следующих схем.

Первая схема. В случае поступления в ОАО «Омскгоргаз» от потребителя заявки на установку прибора учета газа, Ответчик принимает такую заявку и направляет ее в ООО «Горгазэксплуатация» или ООО «Омскгазэксплуатация», с которыми у Ответчика заключены договоры на аренду персонала. Сотрудники указанных организаций производят работы по установке приборов учета газа от своего имени, по итогам выполненных работ осуществляют опломбировку прибора учета газа от имени Ответчика.

Вторая схема. В случае поступления в ОАО «Омскгоргаз» от потребителя заявки на опломбирование прибора учета газа, установленного организацией, являющейся специализированной (газораспределительной), Ответчик принимает такую заявку и направляет в ООО «Горгазэксплуатация» или ООО «Омскгазэксплуатация», сотрудники которых производят работы по опломбированию счетчика от имени Ответчика.

Третья схема. В случае поступления в ОАО «Омскгоргаз» от потребителя заявки на опломбирование прибора учета газа, установленного организацией, не являющейся специализированной (газораспределительной), Ответчик принимает такую заявку и направляет в ООО «Горгазэксплуатация» или ООО «Омскгазэксплуатация», сотрудники которой производят работы по снятию прибора учета с последующей его установкой от своего имени, после чего производят работы по опломбированию счетчика от имени Ответчика.

При этом, как следует из пояснений Ответчика от 19.06.2012 г. № 12/2945-02, первичная опломбировка осуществляется без взимания платы, последующая по цене, утвержденной ООО «Горгазэксплуатация» и ООО «Омскгазэксплуатация».

Согласно имеющейся в материалах дела № 04/15-12 квитанции на оплату услуг газификации и газоснабжения от 18.04.2012 г., абоненту по адресу ул. 4-я Челюскинцев, д. 117а, кв. <….>, ООО «Омскгазэксплуатация» была оказана услуга по вводу в эксплуатацию счетчика газа, стоимость которой составляет 280 рублей.

Однако в прайс-листе (приложение № 1 к приказу № 11 от 24.01.2012 г.), утвержденном руководителем ООО «Омскгазэксплуатация», отсутствует услуга «Ввод в эксплуатацию».

При этом в калькуляции «Снятие СГ потребителя с одновременной последующей установкой», утвержденной руководителем ООО «Омскгазэксплуатация», указано именно эта цена 280 рублей,  что в совокупности с пояснениями ОАО «Омскгоргаз», ООО «Горгазэксплуатация» и ООО «Омскгазэксплуатация» свидетельствует о том, что снятие счетчика газа потребителя с последующей установкой в случае установки прибора учета газа организацией, не являющейся специализированной, представляется ОАО «Омскгоргаз» как необходимое обязательное условие ввода в эксплуатацию, опломбирования и принятия к коммерческому учету такого прибора учета.

Комиссия Омского УФАС России считает необходимым отметить, что необходимости в получении услуги по снятию счетчика газа потребителя с одновременной последующей установкой, за которую потребитель вынужден производить оплату, у потребителя не имеется, поскольку все мероприятия, связанные с установкой прибора учета газа, были оказаны иной организацией.

Комиссия Омского УФАС России считает, что при таких обстоятельствах, когда прибор учета установлен организацией, не являющейся специализированной, ОАО «Омскгоргаз», получив заявку от потребителя на опломбирование такого счетчика газа, обязано было оказать  потребителю безвозмездную услугу по опломбированию, вместо чего совместно с  ООО «Омскгазэксплуатация» или ООО «Горгазэксплуатация» навязывает потребителю дополнительную платную услугу по снятию прибора учета с последующей его установкой силами ООО «Омскгазэксплуатация» или ООО «Горгазэксплуатация».

Целесообразно отметить, что в силу того, что ООО Омскгоргаз» является управляющей организацией для  ООО «Омскгазэксплуатация» и ООО «Горгазэксплуатация», то в соответствии с пунктами 1,3,5 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции они входят в состав одной группы лиц, то есть объединены единым экономическим интересом.

В статье 10 Закона о защите конкуренции содержится запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, при этом в соответствии с пунктом 3 части 1 указанной статьи запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

Поскольку Комиссией в процессе рассмотрения дела № 04/15-12 было установлено доминирующее положение ОАО «Омскгоргаз» на товарных рынках услуг газоснабжения населения сжиженным газом и услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в географических границах г. Омска, следовательно, на основании пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Ответчику запрещается навязывать контрагенту (потребителю) невыгодные условия договора, не относящиеся к предмету договора.

Аргумент Ответчика о том, что получив заявку на опломбирование счетчика при обстоятельствах, если установку счетчика газа осуществляла не специализированная организация, ОАО «Омскгоргаз» (участниками одной с ним группы лиц)  производятся работы по снятию такого счетчика газа с одновременной последующей установкой в целях безопасности поставки газа потребителю, принят Комиссией Омского УФАС России как противоречащий закону, поскольку действующим законодательством Российской Федерации не установлено, что монтаж приборов учета газа должен осуществляться специализированной организацией. Комиссией Омского УФАС России установлено, что собственники помещений  в жилых домах не ограничены в выборе лица, осуществляющего установку приборов учета.  

Такие действия Ответчика, как навязывание возмездной услуги по снятию прибора учета с последующей установкой, в которой потребитель не заинтересован, вместо безвозмездного опломбирования прибора учета газа, под предлогом обеспечения безопасности, являются необоснованными, не соответствующими требованиям действующего законодательства, ущемляющими интересы таких потребителей и нарушающими пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции.

           

6.6. Из материалов дела № 04/15-12 следует, что ОАО «Омскгоргаз» отказывается принимать результаты поверок приборов учета газа, проведенных ФБУ «Омский ЦСМ» совместно с ООО «Горгазбытсервис».   В подтверждение указанного обстоятельства ООО «Горгазбытсервис» в материалы настоящего дела представлены копии писем, направленные Ответчиком в адрес различных абонентов (<….>.), с отказами принять результаты проведенных поверок.

Свои действия Ответчик обосновывает тем, что из представленных абонентами документов не следует, что поверку проводил надлежащая аккредитованная организация, в связи с чем таким абонентам было отказано в принятии результатов поверки.

В процессе рассмотрения дела № 04/15-12 установлено, что между ООО «Горгазбытсервис» (Заказчик) и ФБУ «Омский ЦСМ» (Исполнитель) заключен договор от 30.12.2011 г., в соответствии с которым Исполнитель оказывает услуги потребителям по поверке счетчиков газа, установленных Заказчиком в квартирах и домах, принадлежащих жителям г. Омска. Организованная Заявителем совместно с ФБУ «Омский ЦСМ» госповерка приборов учета газа потребителей с выездом к ним на дом проводится без демонтажа счетчика.

Поверка газового счетчика проводится без снятия его с газопровода, без нарушая целостности пломб, установленных ОАО «Омскгоргаз» в месте присоединения счетчика к газопроводу. Поверки проводятся по заявке потребителя в адрес ООО «Горгазбытсервис». Поверка проводится специалистом ФБУ «Омский ЦСМ» на переносном сертифицированном оборудовании СПУ-3, предназначенном для проведения поверок бытовых счетчиков газа. По результатам проведенной поверки потребителю выдается паспорт о поверке, проведенной ФБУ «Омский ЦСМ».

В соответствии с пунктом 2.12 Порядка проведения поверки средств измерений, утвержденного приказом Госстандарта РФ от 18.07.1994 г. № 125 (зарегистрирован в  Минюсте РФ 21.07.1994 г. № 640) (далее – Порядок проверки), периодическая поверка может производится на территории пользователя, органа Государственной метрологической службы или юридического лица, аккредитованного на право поверки.

Место проведения поверки выбирает пользователь средств измерений, исходя из экономических факторов и возможности транспортировки поверяемых средств измерений и эталонов.   

В соответствии с пунктом 1.7. Порядка  поверки результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерения непригодным к применению.

Если средство измерений по результатам поверки признано пригодным к применению, то на него или его техническую документацию наносится поверительное клеймо или выдается «Свидетельство о поверке».

Согласно паспортам поверок по каждому потребителю, которому Ответчиком было отказано в принятии результатов поверки, проведенной ФБУ «Омский ЦСМ» совместно с ООО «Горгазбытсервис», следует, что счетчик годен к дальнейшей эксплуатации сроком на пять лет, на паспортах стоит поверительное клеймо, а также штамп ФБУ «Омский ЦСМ», при этом какой-либо информации, свидетельствующей о том, что поверку проводило ООО «Горгазбытсервис», в таких паспортах не усматривается.  

Таким образом, аргумент Ответчика о том, что поверку проводит ненадлежащее лицо, Комиссия Омского УФАС России считает несостоятельным, о чем свидетельствует клеймо поверителя, а также штамп ФБУ «Омский ЦСМ».

Кроме того, подтверждением того, что при проведении поверки средств измерений, организованной ООО «Горгазбытсервис», непосредственно поверку счетчика газа проводят сотрудники ФБУ «Омский ЦСМ», являются пояснения представителя ФБУ «Омский ЦСМ», принимавшего участие в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией по делу № 04/15-12 обстоятельствах.

ОАО «Омскгоргаз» в качестве основания отказа в принятии результатов поверки счетчика газа, проведенной ФБУ «Омский ЦСМ» совместно с ООО «Горгазбытсервис», ссылается на пункт 29 Правил № 549, которым установлено, что демонтаж приборов учета газа для проведения поверки или ремонта осуществляется организацией, с которой абонент  заключил договор о ТО ВДГО. Демонтаж проводится в присутствии поставщика газа, который снимает показания прибора учета газа и проверяет сохранность пломб на момент демонтажа прибора учета газа.

По мнению Ответчика, проведение поверок без участия организации, осуществляющей техническое обслуживание установленного у абонента ВДГО, является нарушением Правил № 549.

Вышеуказанный довод Ответчика Комиссия также считает несостоятельным, поскольку при рассмотрении дела № 04/15-2 установлено, что при поверке приборов учета газа, проводимой ФБУ «Омский ЦСМ» совместно с ООО «Горгазбытсервис» по месту эксплуатации счетчика при помощи переносной поверочной установки СПУ-3, демонтаж, а также снятие пломбы со счетчика не предусмотрены и не производятся, о чем свидетельствует сами паспорта поверок приборов учета и пояснения специалиста ФБУ «Омский ЦСМ».

Таким образом, анализируя представленные доказательства, Омское УФАС России пришло к выводу, что Ответчик неправомерно отказывает абонентам в принятии результатов поверки счетчиков газа, проводимой ФБУ «Омский ЦСМ» совместно с ООО «Горгазбытсервис».

Действия ОАО «Омскгоргаз» в части отказа абонентам в принятии показаний приборов учета газа, прошедших государственную поверку, для целей коммерческого учета, применяемого для расчета размера платы, в результате которых ущемлены интересы таких абонентов, являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

6.7. В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция определяется как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В силу пункта 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

Как уже отмечалось выше в настоящем решении, ОАО «Омскгоргаз» направило письменные сообщения в организации, осуществляющие установку приборов учета газа,  в организации, осуществляющие реализацию газового оборудования (приборов учета газа), информацию о том, что установку приборов учета газа необходимо производить только специализированными организациями, а также разместило соответствующую информацию в средствах массовой информации и в сети «Интернет».

ОАО «Омскгоргаз», направив в организации, осуществляющие  установку приборов учета газа, в организации, осуществляющие реализацию газового оборудования (приборов учета газа) информацию (уведомления) о том, что установку приборов учета газа необходимо производить только специализированными организациями, а также об отказе в опломбировании приборов учета газа, установленных организациями, не являющимися специализированными, и доведя такую информацию до граждан, которые приобрели (приобретают) газовое оборудование (приборы учета газа), путем размещения на сайте в сети «Интернет», в средствах массовой информации (печатные издания), тем самым ввело их в заблуждение и причинило или может причинить убытки организациям, занимающимся установкой приборов учета газа, не являющимся специализированными, в том числе ООО «Газмаш-Сервис» и ООО «Горгазбытсервис».

В материалах дела № 04/15-12 имеется письмо ООО «Горгазбытсервис» б/н и б/д, согласно которому указанный Заявитель, получив от ОАО «Омскгоргаз» письмо (уведомление) о том, что с 01.02.2012 г. Ответчик не будет производить опломбировку счетчиков газа, установленных Заявителем,  вынужден был прекратить работы по установке счетчиков газа населению.

Необходимо также отметить, что ОАО «Омскгоргаз» является управляющей организацией для ООО «Омскгазэксплуатация» и ООО «Горгазэксплуатация», входящих с ним в одну группу лиц и также осуществляющих деятельность по установке приборов учета газа.

При таких обстоятельствах Комиссия Омского УФАС России считает, что со стороны ОАО «Омскгоргаз» осуществлялась недобросовестная конкуренция по отношению к хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги населению по установке приборов учета газа, не являющихся специализированными (газораспределительными), в том числе ООО «Газмаш-Сервис», ООО «Горгазбытсервис», выразившаяся в совершении действий по распространению ложных (недостоверных) сведений о том, что деятельность по оказанию услуг по установке газовых счетчиков населению вправе осуществлять только специализированная (газораспределительная) организация, которые причинили или могут  причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли им или могут нанести вред их деловой репутации.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  № 04/15-12

РЕШИЛА:

1. На основании части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с пунктом 3.6.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 17 января 2007 г., а также в соответствии с Приказами Омского УФАС России от 08.07.1996 г. № 79 и от 03.12.2010 г. № 286/55 о включении в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, установить доминирующее положение ОАО «Омскгоргаз» на товарных рынках услуг газоснабжения населения сжиженным газом и услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования с долей более 50 процентов в географических границах г. Омска.

2. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия ОАО «Омскгоргаз», выразившиеся в злоупотреблении ОАО «Омскгоргаз» доминирующим положением на товарных рынках услуг газоснабжения населения сжиженным газом и услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в географических границах г. Омска, путем отказа (угрозы отказа) гражданам в опломбировании (в вводе в эксплуатацию), приборов учета газа, установленных организациями, не являющимися специализированными (газораспределительными), в результате которых ущемлены интересы таких граждан и  организаций, оказывающих услуги населению по установке приборов учета газа, не являющихся специализированными, в том числе ООО «Газмаш-Сервис» и ООО «Горгазбытсервис».

3. Признать нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия ОАО «Омскгоргаз», выразившиеся в злоупотреблении ОАО «Омскгоргаз» доминирующим положением на товарных рынках услуг газоснабжения населения сжиженным газом и услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в географических границах г. Омска, путем навязывания потребителям (абонентам) дополнительной услуги по снятию прибора учета с последующей установкой, ранее установленного организацией, не являющейся специализированной (газораспределительной), в результате которых ущемлены интересы таких потребителей (абонентов).

4. Признать нарушением пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия ОАО «Омскгоргаз», выразившиеся в злоупотреблении ОАО «Омскгоргаз» доминирующим положением на товарных рынках услуг газоснабжения населения сжиженным газом и услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в географических границах г. Омска, путем создания препятствий доступу на товарный рынок услуг по установке приборов учета газа другим хозяйствующим субъектам, не являющимся специализированными (газораспределительными),  результатом которых явилось недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарный рынок услуг по установке приборов учета газа.

5. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия ОАО «Омскгоргаз», выразившиеся в злоупотреблении ОАО «Омскгоргаз» доминирующим положением на товарных рынках услуг газоснабжения населения сжиженным газом и услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в географических границах г. Омска, путем отказа потребителям (абонентам) в принятии показаний приборов учета газа, прошедших государственную поверку, для целей коммерческого учета применяемого для расчета размера платы, результатом которых явилось ущемление интересов таких потребителей (абонентов).

6. Признать нарушением пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона  от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия ОАО «Омскгоргаз», совершенные на товарном рынке услуг по установке приборов учета газа в географических границах г. Омска, в отношении организаций, оказывающих услуги по установке приборов учета газа, не являющихся специализированными (газораспределительными), в том числе ООО «Газмаш-Сервис» и ООО «Горгазбытсервис», выразившиеся в распространении ложных (недостоверных) сведений о том, что деятельность по установке приборов учета газа  должна осуществляться только специализированными (газораспределительными) организациями, путем направления указанной информации в организации, оказывающие услуги по установке приборов учета газа,  в организации, осуществляющие реализацию газового оборудования (приборов учета газа), а также доведения такой информации  до граждан, которые приобрели (приобретают) газовое оборудование (приборы учета газа), что вводит их в заблуждение и причинило или может причинить убытки организациям, оказывающим услуги по установке приборов учета газа, не являющимся специализированными, в том числе ООО «Газмаш-Сервис» и ООО «Горгазбытсервис».

7. Выдать ОАО «Омскгоргаз» предписание, в которое включить мероприятия, подлежащие выполнению:

       7.1. ОАО «Омскгоргаз» со дня получения предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10, в том числе пункта 9 части 1 статьи 10, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно не совершать действия по отказу и угрозе отказа в опломбировании (вводе в эксплуатацию) приборов учета газа, установленных  организациями, не являющимися специализированными в понятии Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 г. № 549, в том числе ООО «Горгазбытсервис» и ООО «Газмаш-Сервис»;

       7.2. ОАО «Омскгоргаз» со дня получения предписания прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно не совершать действия по навязыванию потребителям (абонентам) дополнительной услуги по снятию прибора учета газа с последующей установкой, ранее установленного организацией, не являющейся специализированной (газораспределительной);

       7.3. ОАО «Омскгоргаз» со дня получения предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно не совершать действия по отказу потребителям (абонентам) в принятии показаний приборов учета газа, прошедших государственную поверку, для расчета размера платы за услуги газоснабжения;

       7.4. ОАО «Омскгоргаз» со дня получения предписания прекратить нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем прекращения распространения любым способом сведений о том, что деятельность по установке приборов учета газа должна осуществляться только специализированными (газораспределительными) организациями;

7.5.  ОАО «Омскгоргаз»  в течение двадцати  дней с момента получения предписания разместить опровержение информации о том, что деятельность по установке приборов учета газа должна осуществляться только специализированными (газораспределительными) организациями, путем:

 - опубликования в порядке, установленном статьей 44 Закона РФ от 27.12.1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации», в печатном издании  – газете «Комсомольская правда» на региональных страницах Омской области опровержения на сведения, содержащиеся в  указанном печатном издании за 09.02.2012 года на региональных страницах Омской области, в рубрике «точка зрения» в статье «Хотите установить счетчик газа или новую газовую плиту?», которые содержат ложное (недостоверное) сообщение о том, что  «Монтаж и демонтаж любого газового оборудования может производиться силами только специализированных организаций»;

- размещения в сети Интернет на сайте  www.omskgorgaz.ru. опровержения на аналогичные ложные (недостоверные) сведения, размещенные 01.02.2012 года в сети Интернет на сайте  www.omskgorgaz.ru.

      

 8. Материалы дела № 04/15-12 передать уполномоченному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства.

 

 

Председатель комиссии                                                                                             
С.В. Суменков

 

 

Члены комиссии                                                                                                          
В.А. Кабаненко                                                                                     
А.Х. Баймухамбетова

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е   № 04/15-12
   

05 июля 2012 г.                                                                                                                  
г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

С.В. Суменкова – руководителя управления, председателя Комиссии;

В.А. Кабаненко – заместителя руководителя управления, члена Комиссии;

А.Х. Баймухамбетовой – главного специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

при участии от заявителей по делу:

ООО «Горгазбытсервис» - <...>(паспорт);

ООО «Газмаш-Сервис» - <...>(паспорт);

в отсутствии заявителя - ООО «Плазма», надлежащим образом, извещенного о времени и месте рассмотрения дела № 04/15-12;

при участии от ответчика по делу:

ОАО «Омскгоргаз» - <...> (доверенность  от 30.01.2012г. № 4);

при участии лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией по делу № 04/15-12 обстоятельствах:

ФБУ «Государственный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Омской области» - <...> (доверенность от 20.06.2012 г. № 38-1.4/640),

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего  решения от 05 июля 2012 г. по  делу № 04/15-12 о нарушении ОАО «Омскгоргаз» (644024, г. Омск, ул. Красных Зорь, 19) части 1 статьи 10, пунктов 3, 9 части 1 статьи 10, пункта 1 статьи 1 части 14 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

 

 1 .ОАО «Омскгоргаз» со дня получения предписания:

 1.1. прекратить нарушение части 1 статьи 10, в том числе пункта 9 части 1 статьи 10, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно не совершать действия по отказу и угрозе отказа в опломбировании (вводе в эксплуатацию) приборов учета газа, установленных  организациями, не являющимися специализированными в понятии Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 г. № 549, в том числе ООО «Горгазбытсервис» и ООО «Газмаш-Сервис»;

1.2. прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно не совершать действия по навязыванию потребителям (абонентам) дополнительной услуги по снятию прибора учета газа с последующей установкой, ранее установленного организацией, не являющейся специализированной (газораспределительной);

1.3. прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно не совершать действия по отказу потребителям (абонентам) в принятии показаний приборов учета газа, прошедших государственную поверку, для расчета размера платы за услуги газоснабжения;

1.4. ОАО «Омскгоргаз» со дня получения предписания прекратить нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем прекращения распространения любым способом сведений о том, что деятельность по установке приборов учета газа должна осуществляться только специализированными (газораспределительными) организациями;

1.5.  ОАО «Омскгоргаз»  в течение двадцати  дней с момента получения предписания разместить опровержение информации о том, что деятельность по установке приборов учета газа должна осуществляться только специализированными (газораспределительными) организациями, путем:

 - опубликования в порядке, установленном статьей 44 Закона РФ от 27.12.1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации», в печатном издании  – газете «Комсомольская правда» на региональных страницах Омской области опровержения на сведения, содержащиеся в  указанном печатном издании за 09.02.2012 года на региональных страницах Омской области, в рубрике «точка зрения» в статье «Хотите установить счетчик газа или новую газовую плиту?», которые содержат ложное (недостоверное) сообщение о том, что  «Монтаж и демонтаж любого газового оборудования может производиться силами только специализированных организаций»;

- размещения в сети Интернет на сайте  www.omskgorgaz.ru. опровержения на аналогичные ложные (недостоверные) сведения, размещенные 01.02.2012 года в сети Интернет на сайте  www.omskgorgaz.ru.

2. ОАО «Омскгоргаз» об исполнении пунктов 1.1. – 1.4. предписания проинформировать Омское УФАС России в течение десяти дней со дня получения предписания, об исполнении пункта 1.5. предписания проинформировать Омское УФАС России в течение тридцати  дней со дня получения предписания.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                      
С.В. Суменков

 

 

Члены комиссии                                                                                                 
В.А. Кабаненко                                                                                                                                                    

А.Х. Баймухамбетова                      

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны