Решение б/н Дело № 04/15-15 в отношении ООО «Городская газовая служба» от 10 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 04/15-15

 

21.05.2015  года                                                    
г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 04/15-15 в составе:

(К…) - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

(Н…) – специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

(Ч…) - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,

с участием:

представителя ОАО «Омскгоргаз» (заявитель) – (Б…) (доверенность от 19.01.2015 г. № 9);

представителей ООО «Городская газовая служба» (ответчик) – (Д)  управляющий (на заседании 21.04.2015 г.)  (М…) (на заседании 06.05.2015 г., доверенность);

представителя Межрайонной ИФНС России № 12 по Омской области (лицо располагающее сведениями о рассматриваемых обстоятельствах) – (З…) (доверенность);

генерального директора ООО «Управляющая компания Жилищник 4» (лицо располагающее сведениями о рассматриваемых обстоятельствах) – (Т…) (паспорт),

рассмотрев дело  № 04/15-15 по признакам нарушения ООО «Городская газовая служба» (ул. Нефтезаводская, 38 е, г. Омск, 644044, ИНН 5501262503) пункта 4 части 1 и части 2 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела № 04/15-15 о нарушении антимонопольного законодательства явилось заявление открытого акционерного общества «Омскгоргаз» (далее - ОАО «Омскгоргаз») от 03.03.2015 г. № 12/985, которым были обжалованы действия ООО «Городская газовая служба», связанные с нарушением антимонопольного законодательства.

Из заявления следует, что 11.12.2014 г. службой ИФНС в г. Омске зарегистрировано новое юридическое лицо с полным фирменным наименованием общество с ограниченной ответственностью «Городская газовая служба» (ИНН 5501262503), сокращенное фирменное наименование ООО «Омск-Горгаз», сходного до степени смешения с фирменным наименованием ОАО «Омскгоргаз».

В заявлении содержатся сведения о том, что юридическое лицо – ОАО «Омскгоргаз» при осуществлении хозяйственной деятельности общества использует словесное средство индивидуализации «Омскгоргаз» с 1957 года, а официально фирменное наименование: открытое акционерное общество «Омскгоргаз» было зарегистрировано Городской регистрационной палатой департамента недвижимости Администрации г. Омска 07.02.1996 г. (свидетельство о государственной регистрации № 38295006 от 07.02.1996 г.,).

Ссылаясь на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) и нормы  Федерального закона  от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) ОАО «Омскгоргаз» обосновало свои требования о признании действий ООО «Омск-Горгаз» недобросовестной конкуренцией, на что установлен запрет статье 14 Закона о защите конкуренции.

В заявлении содержится просьба о принятии антимонопольным органом мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства со стороны ООО «Омск-Горгаз».

На заседаниях Комиссии, состоявшихся  21.04.2015 г. и 06.05.2015 г. представитель ОАО «Омскгоргаз» поддержал доводы и требования, изложенные в заявлении от 03.03.2015 г.

Представители ООО «Омск-Горгаз» в письменном пояснении, а также в пояснениях представителей на заседаниях Комиссии отрицали факт совершения недобросовестной конкуренции, мотивируя это следующим:

- полное фирменное наименование участвующих в деле юридических лиц не имеет каких-либо совпадений;

- сокращенное фирменное наименование ОАО «Омскгоргаз»  и ООО «Омск-Горгаз» имеет лишь частичное совпадение, но при этом имеются существенные различия в написании наименований и организационно-правовой форме. Абсолютное расхождение полного фирменного наименования данных юридических лиц исключает вероятность смешения обществ при участии в хозяйственном обороте. При использовании этими обществами сокращенных наименований сходство до степени смешения отсутствует;

- основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью «Городская газовая служба» является предоставление услуг по монтажу, ремонту и ремонту прочего оборудования общего назначения, не включенного в другие группировки (ОКВЭД 29.24.9), тогда как основным видом деятельности ОАО «Омскгоргаз» является распределение газообразного топлива (ОКВЭД 40.20.2). За период с момента создания и до 21.04.2015 г. сокращенное фирменное наименование ООО «Омск-Горгаз» практически не использовалось.

ООО «УК Жилищник 4» представило Комиссии договор № 2015/01 на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования от 01.01.2015 г., заключенный

с обществом с ограниченной ответственностью «Городская газовая служба», на котором имеется оттиск печати данной организации с указанием полного фирменного наименования этого общества, а также его сокращенного наименования - «Омск-Горгаз» без указания организационно-правовой формы.

Представитель Межрайонной ИФНС России № 12 по Омской области пояснил, что на основании Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Сведения, содержащиеся в реестре, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений. В полномочия регистрирующего органа не включена обязанность проверки обоснованности заявленного юридическим лицом фирменного наименования, т.е. отсутствует обязанность  оценки на предмет его тождества или сходства до степени смешения с фирменным наименованием другого юридического лица.

3. Рассмотрев материалы дела № 04/15-15, выслушав объяснения представителей Заявителя, Ответчика, лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых обстоятельствах, Комиссия установила следующие обстоятельства.

Пунктом 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что юридическое лицо должно иметь свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должно содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией,  должно иметь фирменное наименование.  Права на фирменное наименование определяются в соответствии с разделом  VII  ГК РФ настоящего Кодекса  (часть 4 статьи 54 ГК РФ).

Согласно пункту 13 части 1 статьи 1225 ГК РФ результатами интеллектуальной  деятельности  и приравненными к ним средствами индивидуализации  юридических лиц, товаров, работ,  услуг  и предприятий, которым предоставляется правовая охрана, являются,  в  том числе  фирменные наименования.  

В силу пункта 1 статьи 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Законом № 129-ФЗ регулируются отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В соответствии со статьей 5 Закона № 129-ФЗ сведения о зарегистрированном юридическом лице содержатся в едином государственном реестре юридических лиц, в том числе полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в то числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке.

Регистрация юридического лица в установленном законом порядке позволяет установить право первенства на наименование соответствующего лица, в том числе его фирменное наименование.

Выписка из ЕГРЮЛ свидетельствует о том, что юридическое лицо с наименованием открытое акционерное общество «Омскгоргаз» до 01.07.2002 г. было зарегистрировано при его создании 07.02.1996 г. Городской регистрационной палатой департамента недвижимости г. Омска, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации № 38295006.

Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 2 по Центральному административному округу г. Омска 22.08.2002 г. внесены в ЕГРЮЛ сведения о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 г. в отношении открытого акционерного общества «Омскгоргаз» за государственным регистрационным номером 1025500927881. При внесении указанной записи было также зарегистрировано полное фирменное наименование данного юридического лица - открытое акционерное общество «Омскгоргаз» и  сокращенное фирменное наименование - ОАО «Омскгоргаз».

Следовательно, полное фирменное наименование юридического лица - открытое акционерное общество «Омскгоргаз» исчисляется с 07.02.1996 г., а сокращенное наименование ОАО «Омскгоргаз» - с 22.08.2002 г.

Выписка из ЕГРЮЛ по состоянию на 26.01.2015 г. относительно регистрации юридического лица при его создании – общества с ограниченной ответственностью «Городская газовая служба» свидетельствуют о том, что данная организации зарегистрирована 11.12.2014 г., государственный регистрационный номер <...> . Помимо полного наименования этой организации зарегистрировано также сокращенное наименование ООО «Омск-Горгаз».

Внесение в ЕГРЮЛ записи в отношении общества с ограниченной ответственностью «Городская газовая служба», получившее сокращенное наименование ООО «Омск-Горгаз» говорит о том, что сокращенное наименование ООО «Омск-Горгаз», сходное до степени смешения с сокращенным наименованием другого юридического лица – ОАО «Омскгоргаз», было получено при регистрации значительно позже наименования, полученного при регистрации ОАО «Омскгоргаз».

На основании сведений относительно наименований двух рассматриваемых юридических лиц, содержащихся в их Уставах, а также сведений из ЕГРЮЛ Комиссией установлено, что в сокращенном фирменном наименовании юридического лица – ООО «Омск-Горгаз» часть словесного наименования «Омск-Горгаз» совпадает с частью полного и сокращенного наименования ранее зарегистрированного юридического лица – открытого акционерного общества «Омскгоргаз» по звучанию – полностью, по написанию является сходным до степени смешения.

Пунктом 3 статьи 1474 ГК РФ установлен запрет на использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго  юридического лица было включено в единый  государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1474 ГК РФ юридическое лицо, нарушившее правила пункта 3 настоящей статьи, по требованию правообладателя обязано по своему выбору прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, или изменить свое фирменное наименование, а также обязано возместить правообладателю причиненные убытки.

Получив сведения из средств массовой информации о регистрации нового юридического лица со сходным сокращенным наименованием ООО «Омск-Горгаз» и осуществлении им хозяйственной деятельности на аналогичном рынке услуг по техническому обслуживанию ВДГО, ОАО «Омскгоргаз» в соответствии с положением пункта 3 статьи 1474 ГК РФ направило в адрес ООО «Омск-Горгаз» письмо от 04.02.2015 г. № 12/487, содержащее предложение об изменении сокращенного наименовании данной организации.

Ответ на указанное письмо ОАО «Омскгоргаз» не получило, в связи с чем, письмом от 12.02.2015  № 12/701 повторно направило в адрес ООО «Омск-Горгаз» предложение об изменении сокращенного фирменного наименования.

Не получив ответ и на второе письмо, ОАО «Омскгоргаз» с целью защиты своих интересов обратилось в Омское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ООО «Омск-Горгаз».

Также   Комиссия  учитывает   следующее.  

Конституция Российской Федерации  содержит запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (часть 2 статьи 34 Конституции РФ).

Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции, антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Закона о защите конкуренции, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

Статьей 3 Закона о защите конкуренции определена сфера применения данного федерального закона, который распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица (и другие органы, организации, лица –  по перечню в части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции).

Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении от 30.06.2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановления ВАС РФ № 30),  разъяснил (пункт 1 Постановления), что «Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона,  для лиц вне зависимости от того, занимают они доминирующее положение или нет, установлены запреты на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия (статья 11 Закона» и на недобросовестную конкуренцию (статья 14 Закона).

Кроме того в пункте 14 указанного Постановления содержится разъяснение о том, что пунктом 2 статьи 11 ГК РФ и главой 9 Закона о защите конкуренции предусмотрена возможность защиты гражданских прав в административном порядке в случаях, установленных законом. Антимонопольный орган, рассматривая дела  о нарушениях антимонопольного законодательства,  принимает решения и выдает предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции.

Кроме того,  общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации (часть 1 статья 7 ГК РФ). Международные договоры, участницей которых является Российская Федерация – важнейший элемент  в системе источников правового регулирования отношений в сфере противодействия недобросовестной конкуренции. 

Среди многосторонних международных соглашений РФ, затрагивающих сферу борьбы с недобросовестной конкуренцией – Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20.03.1883 г.,  ратифицированная СССР 19.09.1968 г. (далее – Парижская Конвенция).  Статьей 10 bis Парижской Конвенции предусмотрено, что страны Союза обязаны обеспечить гражданам стран, участвующих в Союзе, эффективную защиту от недобросовестной конкуренции.   

Возможность  юридического лица, в данном случае  – ОАО «Омскгоргаз», использовать свое право на защиту с целью восстановления нарушенного права и пресечения действий, нарушающих  право или создающих угрозу его нарушения, реализована при подаче заявления от 03.03.2015 г. в Омское УФАС России как территориальный антимонопольный орган  ФАС России,  функции и полномочия которого определены статьями 22, 23 Закона о защите конкуренции, соответствующими административными регламентами.

Так, в соответствии со статьей 22  Закона о защите конкуренции к функциям  антимонопольного  органа отнесено обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе юридическими  лицами (пункт 1), выявление  нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлечение к ответственности за такие нарушения (пункт 2),  предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и других нарушений антимонопольного законодательства, в том числе  хозяйствующими субъектами (пункт 3).

В связи с изложенным, Комиссия считает обоснованным доводы Заявителя о применении к рассматриваемым правоотношениям,  действиям Ответчика норм международного права (Парижской Конвенции) Гражданского кодекса РФ и антимонопольного законодательства.

Как  уже было  изложено  выше,  из представленных в материалы дела документов и пояснений,  в том числе на заседаниях, следует, что ОАО «Омскгоргаз»  является  коммерческой организацией, зарегистрированной в установленном законом порядке, осуществляющей на законном основании  коммерческую  деятельность, приносящую  доход.

Также указано, что Заявитель зарегистрирован 07.02.1996 г. Городской регистрационной палатой Департамента недвижимости Администрации г. Омска (свидетельство о государственной регистрации № 38295006),  также  зарегистрирован  в ЕГРЮЛ 22.08.2002 года  с полным фирменным наименованием  - открытое акционерное общество «Омскгоргаз» (ИНН 5504037369) и, сокращенным фирменным наименованием - ОАО «Омскгоргаз».

 Общество с ограниченной ответственностью «Городская газовая служба» образовано путем создания с целью осуществления коммерческой деятельности. Устав данного общества утвержден общим собранием учредителей (протокол № 1 от 10.12.2014 г.).

Пунктом 1.4 Устава предусмотрено полное фирменное наименование общества на русском языке: Общество с ограниченной ответственностью «Городская газовая служба». Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке: ООО «Омск-Горгаз».

Согласно выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 26.01.2015 г. запись о регистрации данного общества внесена в ЕГРЮЛ 11.12.2014 года, в котором зарегистрировано полное наименование - общество с ограниченной ответственностью «Городская газовая служба» (ИНН5501262503), а также сокращенное наименование - ООО «Омск-Горгаз».

Из материалов дела № 04/15-15 следует, что юридическое лицо, имеющее сокращенное фирменное наименование ОАО «Омскгоргаз» зарегистрировано  в  установленном законом порядке ранее, чем   Ответчик – юридическое лицо, имеющее сокращенное фирменное наименование ООО «Омск-Горгаз».

Структурно фирменное наименование включает два компонента. В соответствии с пунктом 2 статьи 1473 ГК РФ фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму  (в рассматриваемом случае организационно-правовая форма имеет различия) и собственно наименование юридического лица, которое, в силу норм Гражданского кодекса Российской Федерации, и является средством индивидуализации, позволяющим отличать данное юридическое лицо от других участников рынка.

С учетом изложенного Комиссией установлено, что сокращенное фирменное  наименование Ответчика - ООО «Омск-Горгаз»,  которое значится в Уставе общества и зарегистрировано в ЕГРЮЛ,  являются схожими до степени смешения  с фирменным наименованием Заявителя  (полным  и сокращенным по второму компоненту наименования – собственно наименование)  и для определения  данного обстоятельства не требуются специальные познания. 

Схожесть до степени смешения очевидна по второму компоненту, поскольку наименование юридических лиц (как Заявителя, так и  Ответчика) состоит из  сложносокращенного слова, которое  в свою очередь, состоит из одинаковых букв (словосочетаний, корней),  написанных в одном случае как одно слово,  в другом случае через дефис и большой буквы «Г» в середине слова. При этом Комиссия отмечает полное фонетическое сходство в наименовании при произношении слова «Омскгоргаз» и визуальное до степени смешения сокращенного фирменного наименования ООО «Омск-Горгаз» особенно с сокращенным фирменным наименованием Заявителя – ОАО «Омскгоргаз».

Фирменные наименования коммерческих организаций  с устойчивой деловой репутацией и стабильно высоким качеством производимых товаров (работ, услуг), представляют определенную коммерческую ценность. Поэтому юридическому лицу, чье фирменное наименовании ранее зарегистрировано в ЕГРЮЛ, принадлежит исключительное право на фирменное наименование, как на охраняемое законом средство индивидуализации. Другие юридические лица не вправе использовать тождественные или сходные до степени смешения фирменные наименования, если они осуществляют деятельность, аналогичную деятельности правообладателя (статья 1474 ГК РФ).

В процессе рассмотрения дела Комиссией установлено, что  Заявитель и Ответчик являются хозяйствующими субъектами-конкурентами, в связи с чем возникшие спорные правоотношения  подлежат антимонопольному регулированию.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Заявитель и  Ответчик  являются хозяйствующими субъектами-конкурентами, поскольку они выступают конкурентами по отношению друг к другу, осуществляя однородные и схожие виды экономической деятельности  в пределах одного территориального образования.

Согласно выписок из ЕГРЮЛ по отдельным видам деятельности, включенным в Уставы Заявителя и Ответчика имеется полное совпадение – это:

-  распределение газообразного топлива (код по ОКВЭД 40.20.2);

- транспортирование по трубопроводам газа (код по ОКВЭД 60.31.21);

- производство санитарно-технических работ (код по ОКВЭД 45.33).

Комиссия учитывает, что нормы закона о защите конкуренции не предусматривают  требования для квалификации действий хозяйствующего субъекта как недобросовестной конкуренции в отношении хозяйствующего субъекта-конкурента полного совпадения  основных  видов их деятельности на товарном рынке,  поэтому  отклоняет  доводы Ответчика и его представителя о том, что основные виды деятельности Заявителя и Ответчика по ЕГРЮЛ не совпадают.

 Комиссия также установила, что ОАО «Омскгоргаз» и ООО «Омск-Горгаз» являются конкурентами и на рынке услуг по техническому обслуживанию ВДГО в силу следующих обстоятельств.

Приказом Омского УФАС России от 03.12.2010 № 286/55 ОАО «Омскгоргаз» включено в «Реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов» по оказанию услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в географических границах города Омска с долей более 50 процентов.

ООО «Омск-Горгаз» осуществляет деятельность на рынке услуг по техническому обслуживанию ВДГО на основании договоров № 2015/01 и № 2015/03 на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования, заключенных  с ООО «УК «Жилищник 4» и ООО «Управляющая компания – Жилищное хозяйство», на основании которых оказывает данный вид услуг в 151 многоквартирном доме в г. Омске.

В соответствии со статьей 10 bis  Парижской Конвенции страны Союза обязаны обеспечить гражданам стран, участвующих в Союзе, эффективную защиту от недобросовестной конкуренции.   Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов, промышленной или торговой деятельности конкурента.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции под недобросовестной конкуренций  понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Статья 14 Закона о защите конкуренции содержит запрет на недобросовестную конкуренцию.

Из анализа приведенных норм Закона о защите конкуренции следует, что для квалификации совершенного деяния как недобросовестной конкуренции  необходимо, чтобы лицо, совершившее данные действия, обладало признаком хозяйствующего субъекта; его действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;  такие действия  направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и в результате совершения таких действий наступили или могли наступить последствия, указанные в пункте  9 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Подпунктом 4 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции установлен запрет на продажу, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг.

Кроме того в соответствии с частью 2 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Выше указано, что деятельность ОАО «Омскгоргаз» и ООО «Омск-Горгаз» на рынке услуг по техническому обслуживанию ВДГО является однородной, осуществляется организациями на территории г. Омска.

При этом ООО «Омск-Горгаз» совершило действия, направленные на недобросовестную конкуренцию путем приобретения и использования  исключительного права на средства индивидуализации юридического лица – ОАО «Омскгоргаз», а также незаконно ввело в оборот услугу по техническому обслуживанию ВДГО с использованием исключительного права на средства индивидуализации указанного юридического лица - ОАО «Омскгоргаз».

О приобретения и использования Обществом с ограниченной ответственностью «Городская газовая служба»  исключительного права на средства индивидуализации юридического лица – ОАО «Омскгоргаз» и о незаконном введении Ответчиком в оборот услуг по техническому обслуживанию ВДГО с использованием исключительного права на средства индивидуализации указанного юридического  лица – ОАО «Омскгоргаз» свидетельствуют:

- регистрация в ЕГРЮЛ 11.12.2014 г. сокращенного фирменного наименования Общества – ООО «Омск-Горгаз», сходного до степени смешения с фирменным наименованием ОАО «Омскгоргаз»;

- указанные выше договоры, заключенные с ООО «УК «Жилищник 4» и ООО «Управляющая компания – Жилищное хозяйство» на которых имеются оттиски печати Ответчика как с полным наименованием юридического лица: обществ с ограниченной ответственностью «Городская газовая служба», так и сокращенным наименованием - «Омск-Горгаз» (второй компонент фирменного наименования, сходный до степени смешения с фирменным наименованием ОАО «Омскгоргаз»).

Комиссия, основываясь на указанных выше нормах Парижской Конвенции, Гражданского кодекса РФ,   Закона о защите конкуренции, принимая во внимание доводы Заявителя и Ответчика, а также представленные в материалы дела документы, считает, что действия Ответчика, совершенные по отношению к хозяйствующему субъекту-конкуренту (ОАО «Омскгоргаз»)  направлены на получение  при осуществлении предпринимательской деятельности  (по аналогичным с Заявителем видам деятельности  на  одной  территории)  определенных преимуществ, связанных с известностью и узнаваемостью ОАО «Омскгоргаз» среди потребителей услуг, востребованностью  его на  рынке услуг по техническому обслуживанию ВДГО, что может причинить убытки Заявителю из-за уменьшения количества  потребителей услуг на указанном рынке, а также при определенных обстоятельствах  нанести вред его деловой репутации. 

Комиссия считает обоснованными высказанные опасения Заявителя по поводу возможного нанесения вреда деловой репутации ОАО «Омскгоргаз»  в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) Ответчиком своих обязательств перед потребителями, которые  ошибочно полагают, что производителем таких услуг является Заявитель, а не Ответчик и могут предъявить претензии не к фактическому производителю услуг по техническому обслуживанию ВДГО, а к Заявителю.

Комиссией также установлено, что в процессе рассмотрения дела Ответчик - ООО «Омск-Горгаз» приняло меры по добровольному устранению допущенного нарушения антимонопольного законодательства путем принятия решения об изменении сокращенного фирменного наименования ООО «Омск-Горгаз» на ООО «Служба газа».

В подтверждение факта добровольного устранения указанного нарушения Ответчик представил:

- протокол № 2 внеочередного общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью «Городская газовая служба» от 13.04.2015 г., которым принято решение о  новом сокращенном фирменном наименовании данного общества - ООО «Служба газа»;

-  выписку из ЕГРЮЛ по состоянию на 21.04.2015 г., из которой следует, что Межрайонной ИФНС № 12 по Омской области внесена запись об указанном выше измени сокращенного фирменного наименования Ответчика;

- акт № 1 об уничтожении печати организации, на которой имелось сокращенное наименование «Омск-Горгаз».

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1.  На основании пункта 4 части 1 и части 2 статьи 14 Федерального закона  от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признать недобросовестной конкуренцией  действия общества с ограниченной ответственностью «Городская газовая служба», совершенные в период с 11.12.2014 г. по 21.04.2015 г. в отношении  открытого акционерного общества «Омскгоргаз»,  выразившиеся в приобретении и использовании сокращенного фирменного наименования ООО «Омск-Горгаз»,  сходного до степени смешения  с сокращенным фирменным наименованием  ООО «Омскгоргаз»  и введении в оборот услуги путем заключения с ООО «УК «Жилищник 4» и ООО «Управляющая компания – Жилищное хозяйство»  договоров на техническое обслуживании и ремонт ВДГО, на которых имеются оттиски печати, содержащие наименование «Омск-Горгаз» без указания организационно-правовой формы общества, что свидетельствует о незаконном использовании средства индивидуализации другого юридического лица – ОАО «Омскгоргаз», и результатом указанных незаконных действий общества с ограниченной ответственностью «Городская газовая служба» могло быть причинение убытков, а также нанесение  вреда деловой репутации открытому акционерному обществу «Омскгоргаз».

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» производство по делу  № 04/15-15 прекратить в связи с добровольным устранением обществом с ограниченной ответственностью «Городская газовая служба» нарушения антимонопольного законодательства.

3. Материалы дела № 04/15-15 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель комиссии                                                                 (подпись, ф.и.о.)

 

Члены Комиссии                                                                            (подписи, ф.и.о.)

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны