Решение б/н Дело № 04/17-15 в отношении АО «Омскоблгаз от 13 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е  № 04/17- 15
 

06 августа 2015 года                                                  
г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

(К…) – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

(А…) – главного специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

(У…) - главного специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

(М…)– эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,

в отсутствие:

(С…) – начальника отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

(Н…) - специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,

при участии лиц и их представителей, привлеченных к участию в рассмотрении дела в качестве:

заявителя – (Л…) (паспорт);

представителя ответчика АО «Омскоблгаз» - (Р…) (доверенность);

в отсутствие

представителя лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах - Администрации Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области;

в отсутствие лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах - Администрации Любинского муниципального района,

рассмотрев дело, возбужденное приказом руководителя Омского УФАС России от 14 мая 2015 года № 92 по признакам нарушения АО «Омскоблгаз» (ОАО «Омскоблгаз») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о конкуренции), 

 

У С Т А Н О В И Л А:

1. Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Омскоблгаз» (АО «Омскоблгаз») (далее – Общество, Ответчик) послужило заявление гр. (Л…)  (далее – Заявитель), поступившее из прокуратуры Любинского района Омской области на действия ОАО «Омскоблгаз» 17.03.2015 вх. № 2594.

2. Из заявления гр. (Л...), представленных документов и  пояснений Заявителя на заседании Комиссии Омского УФАС России следует, что ОАО «Омскоблгаз» 24.12.2013 г. исх. № 03-23-15035 Заявителю были выданы технические условия на присоединение к сети газоснабжения жилого дома, расположенного по адресу: Омская область, Любинский район, р.п. (…), ул. (…), д. (…) (далее – ТУ от 24.12.2013 г. исх. № 03-23-15035).

25.08.2014 г. гр. (Л...) подала в ОАО «Омскоблгаз» заявку о подключении (технологическом присоединении) к сети газоснабжения вышеуказанного жилого дома. Означенная заявка поступила в Общество 25.08.2014 вх. № 4754.

ОАО «Омскоблгаз» сопроводительным письмом от 10.10.2014 г. исх. № 1743-01 был направлен проект договора № 1608-04 о подключении объекта капитального строительства по индивидуальному проекту от 10.10.2014 г., с техническими условиями № 03-23-12702 (далее – Договор № 1608-04). Указанный проект договора был получен Заявителем 16.10.2014 г.

ОАО «Омскоблгаз» к Договору № 1608-04 (Приложение № 2) был приложен Расчет предварительного размера платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения объекта капитального строительства жилого дома, расположенного по адресу: Омская область, Любинский район, р.п. (К...), ул. (Ю...), д. 5. Так предварительный размер платы составлял 103580,00 рублей.

11.11.2014 г. гр. (Л...) письмом направила в ОАО «Омскоблгаз» «Отказ от подписания проекта договора о подключении по индивидуальному проекту»  (далее отказ) ссылаясь на то, что проект Договора № 1608-04 не соответствует Правилам подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила № 1314). К отказу в качестве приложения также был направлен «Протокол разногласий к проекту договора о подключении объекта капитального строительства 1608-04 от 10.10.2014» в котором указано, что по мнению Заявителя, согласно Правил № 1314, она относится к первой категории потребителей, соответственно плата по индивидуальному проекту ей установлена быть не может. Указанное письмо было получено ОАО «Омскоблгаз» 26.11.2014 г. (почтовое уведомление №64616078013675).

26.11.2014 г. вх. № 6434 гр. (Л...) обратилась в ОАО «Омскоблгаз» с заявлением, в котором указано, что 11.11.2014 г. ценным письмом ей был направлен в ОАО «Омскоблгаз» «Отказ от подписания проекта договора о подключении по индивидуальному проекту» и «Протокол разногласий к проекту договора о подключении объекта капитального строительства 1608-04 от 10.10.2014» до 26.11.2014 г. указанное письмо ОАО «Омскоблгаз» не получено. В связи с чем, у гр. (Л...) пропущен срок предоставления разногласий относительно проекта Договора.

11.06.2015 г. вх. № 1897 гр. (Л...) вновь обратилась в ОАО «Омскоблгаз» с заявкой о подключении (технологическом присоединении), которой просит Общество заключить договор о подключение объекта капитального строительства на основании технических условий от 24.12.2013 г. исх. № 03-23-15035.

ОАО «Омскоблгаз» письмом от 25.06.2015 г. исх. № 1065-08 Заявителю сообщило, что на момент обращения гр. (Л...) с заявкой о подключении (технологическом присоединении) от 11.06.2015 г., по улице (…) в р.п. (К...) имеются земельные участки, выделенные под строительство жилья. В связи с тем, что от точки подключения, предусмотренной ТУ от 24.12.2013 г. исх. № 03-23-15035, сети будут проходить мимо указанных объектов, необходимо строительство газораспределительной сети, в противном случае для собственников указанных земельных участков будет создано ограничение в газификации, принадлежащих им объектов.

Также в указанном письме Общество указало, что принимая во внимание изменившуюся на момент обращения гр. (Л...) ситуацию, газификация принадлежащего ей объекта недвижимости возможна по стандартизированным ставкам. Стандартизированные ставки утверждены для ОАО «Омскоблгаз» с 01.01.2015 г. Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 23.12.2014 N 604/76 "Об установлении стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям Открытого акционерного общества "Омскоблгаз".

Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 14.11.2014 N 296/64 "Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям Открытого акционерного общества "Омскоблгаз" с 01.01.2015 г. для ОАО «Омскоблгаз» установлена плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям общества в размере 50 000,00 рублей. По мнению Общества, как указанно в означенном письме, указанная плата взимается в случае, когда в рамках мероприятий по подключению необходимо строительство только газопровода-ввода до границ земельного участка заявителя. Так как для подключения объекта гр. (Л...) необходимо строительство сети газораспределения, данный размер платы применению не подлежит.

ОАО «Омскоблгаз» к вышеуказанному письму от 25.06.2015 г. исх. № 1065-08 был приложен расчет предварительного размера платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям жилого дома, расположенного по адресу: Омская обл., Любинский р-н, р.п. )…), ул. (…), д. (…) по стандартизированным тарифным ставкам (далее - расчет предварительной платы за подключение). Сумма подлежащая к оплате гр. (Л...) за технологическое присоединение указанная в расчете предварительной платы за подключение составила 51179,05 рублей.

2.1 К заявлению и в процессе рассмотрения дела № 04/17-15 гр. (Л...) были также приложены следующие документы:

2.1.1 Письмо Администрации Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области от 07.11.2012 г. исх. № 600, направленное в адрес главного специалиста управления делами Администрации Любинского муниципального района следующего содержания: «Водоснабжение по ул. (Ю...) в 2011г. построен трубопровод, труба диаметр 110мм полиэтилен, но не подключен в связи с отсутствие абонентов проживающих в домах  5, 7 во избежание перемерзания в зимний период времени, так как отсутствует водоразбор из сети. Проектные, инженерно-геодезические и геологические изыскания по ул. (Ю...) возможно только при наличии абонентов и их письменного обращения о газификации жилых домов либо подвода газопровода к земельным участкам».

2.1.2 Письмо Администрации Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области от 07.11.2013 г. исх. № 641, направленное в адрес ОАО «Омскоблгаз» которым Администрация Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области не возражает против подведения газопровода к объекту капитального строительства жилого дома, расположенного по адресу: Омская область, Любинский район, р.п. (К...), ул. (Ю...), д. (…).

2.1.3 Письмо Администрации Любинского муниципального района Омской области от 18.07.2014 г. исх. № 1900-УЭм, направленное в адрес гр. (Л...), в котором содержится отказ о предоставлении сведений о собственниках земельных участков, расположенных по адресу: Омская область, Любинский район, р.п. (К...), ул. (Ю...) дома № 9-15, 36-46 и ул. Восточная дома № 11-23, в соответствии с постановлением Администрации Любинского муниципального района Омской области от 28.01.2013 N 37-п "Об обработке и защите персональных данных граждан, обратившихся в Администрацию Любинского муниципального района Омской области".

2.1.4 Проект договора № 1608-04 о подключении объекта капитального строительства по индивидуальному проекту от 10.10.2014 г., с приложением Расчета предварительного размера платы за технологическое присоединение.

В процессе рассмотрения дела № 04/17-15 Заявителем 30.07.2015 г. вх. № 7008 была подана в Омское УФАС России жалоба содержащая просьбу обязать ОАО «Омскоблгаз» направить гр. (Л...) ответ на направленные ей 11.11.2014 г. в ОАО «Омскоблгаз» «Отказ от подписания проекта договора о подключении по индивидуальному проекту» и «Протокол разногласий к проекту договора о подключении объекта капитального строительства 1608-04 от 10.10.2014», для дальнейшего согласования с Обществом договора о подключении объекта капитального строительства 1608-04 от 10.10.2014 г.

Гр. (Л...) на заседании Комиссии по делу № 04/17-15 подтвердила доводы, изложенные в заявлении, поданном в Омское УФАС России, и указала о том, что действия ОАО «Омскоблгаз» связанные с не заключением договора о подключении в установленные законодательством сроки, нарушают ее права и ущемляют интересы.

 

3. Согласно представленным ОАО «Омскоблгаз» письменным пояснениям и документам следует, что гр. (Л...) обратилась в ОАО «Омскоблгаз» с заявкой о подключении (технологическом присоединении), принадлежащего ей объекта недвижимости к сети газораспределения 25 августа 2014 года по техническим условиям от 24.12.2013 г. исх. № 03-23-15035, выданным в рамках действовавших тогда Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года № 83.

В связи с тем, что для подключения (технологического присоединения) принадлежащего гр. (Л...) на праве собственности объекта, капитального строительства - индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Омская область, Любинский р-н, п. (К...), ул. (Ю...), д. (…), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 55:11:020304:47, к сети газораспределения ОАО «Омскоблгаз» необходимо строительство распределительного газопровода, Заявителю было предложено подключение (технологическое присоединение) по индивидуальному проекту.

На момент рассмотрения заявки гр. (Л...) и оформления договора о подключении размер стандартизированных тарифных ставок РЭК Омской области для ОАО «Омскоблгаз» не были утверждены, предварительный размер платы за технологическое присоединение был рассчитан исходя из фактических затрат исполнителя на работы по технологическому присоединению.

16 октября 2014 года Заявителю было передано 2 экземпляра подписанного ОАО «Омскоблгаз» проекта договора о подключении объекта капитального строительства по индивидуальному проекту № 1608-04 от 10.10.2014 г.

В ноябре 2014 года в ОАО «Омскоблгаз» от гражданки (Л...) поступил письменный отказ от подписания договора о подключении по индивидуальному проекту № 1608-04 от 10.10.2014 г., с приложением документа, поименованного протоколом разногласий.

В связи с тем, что письмо, поименованное как «протокол разногласий к проекту договора о подключении объекта капитального строительства 1608-04 от 10 октября 2014 года» не содержало предложений о внесении изменений в договор о подключении, а содержало только объяснение Заявителя 0 причинах отказа от подписания означенного договора, указанное письмо было расценено ОАО «Омскоблгаз» как отказ гр. (Л...) от заключения договора № 1608-04 от 10.10.2014 г. В связи с изложенным, ОАО «Омскоблгаз» ответ на отказ от заключения договора гражданке (Л...) не направляло.

Относительно нарушения сроков подготовки и направления проекта Договора № 1608-04 от 10.10.2014 г.Общество в своих письменных пояснениях указало, что установленные Правилами № 1314 сроки направления проекта договора ОАО «Омскоблгаз» не были соблюдены, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Относительно вопроса Комиссии Омского УФАС России, почему для подключения объекта капитального строительства гр. (Л...) необходимо строительство газораспределительной сети, а не строительство газопровода – ввода Общество письменно пояснило следующее.

В 2013 году гр. (Л...) обратилась ОАО «Омскоблгаз» с заявлением о предоставлении технических условий (далее - ТУ) на подключение (технологическое присоединение) принадлежащего ей на праве собственности объекта капитального строительства (жилого дома), расположенного на земельном участке кадастровым номером 55:11:020304:47 по адресу: Омская область, Любинский р-н, р.п. (К...), ул. (Ю...), дом (…) (далее — Объект капитального строительства). На момент выдачи указанных ТУ действовали Правила № 83.

В соответствии с пунктом 2 Правил № 83, подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения - это процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно пункту 7 Правил № 83 в случае если инвестиционная программа организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не утверждена, технические условия выдаются при подключении к существующим сетям инженерно- технического обеспечения и выполнении указанной организацией за счет средств правообладателя земельного участка работ, необходимых для подключения к сетям инженерно - технического обеспечения в точке подключения на границе существующих сетей.

Руководствуясь Правилами № 83 ОАО «Омскоблгаз» выдало гр. (Л...) В.Г технические условия № 03-23-15035 от 24 декабря 2013 года, которыми было предусмотрено подключение объекта капитального строительства в границах существующих сетей газоснабжения, расположенных по улице (Ю...), в р.п. (К...).

Указные газораспределительные сети (далее - газопровод) были построены в 2010 году. Заказчиком строительства выступало Любинское муниципальное образование. Газопровод был построен для газификации семнадцати домов: №1 (кв.1, 2, 3), №2 (кв.1, 2), № 4 (кв.1, 2), № 6 (кв. 1, 2), № 8 (кв.1, 2), № 10 (кв.1, 2), № 12 (кв.1, 2), №14 (кв. 1, 2), № 16 (кв. 1, 2), № 18 (кв.1, 2), № 20 (кв.1, 2), № 22 (кв.1, 2), № 24 (кв.1, 2), №26 (кв.1, 2), № 28 (кв.1, 2), № 30 (кв.1, 2), № 32 (кв.1, 2), газификация означенного газопровода дома Заявителя не предусматривалась. В подтверждение своих доводов Обществом была предоставлена схема газопровода.

В августе 2014 года от гр. (Л...) поступила заявка (вх. № 4754 от 25.08.2014г.) о подключении ее объекта капитального строительства к сетям газораспределения. В этот период вступили в действие Правила № 1314. Ввиду того, что вступление в силу данного нормативного правового акта не является основанием для отмены ТУ№ 03-23-15035 от 24 декабря 2013 года, выданных до вступления Правил №1314 силу, заявка была принята и рассматривалась с учетом ТУ, выданных Заявителю в 2013 году.

При рассмотрении вышеуказанной заявки о подключении ОАО «Омскоблгаз»  учитывалась техническая возможность существующих газораспределительных сетей, расположенных по улице (Ю...) в р.п. (К...) (на основе анализа пропускной способности сети газораспределения), а также осуществлялась оценка альтернативных вариантов подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к существующим сетям газораспределения.

Так, пропускная способность газопровода позволяла подключение объекта капитального строительства Заявителя. Вместе с тем оценка альтернативных вариантов подключения показала, что в случае строительства газопровода-ввода от существующих газораспределительных сетей до объекта капитального строительства гр. (Л...), технический коридор для строительства газораспределительных сетей по улице Юбилейной, по улице Восточной будет занят, что ограничит возможность для газификации жилых домов, расположенных по улице (Ю...), после дома № (…), по улице Восточной. В этой связи для подключения объекта капитального строительства гр. (Л...) необходимо строительство газораспределительной сети.

Правила № 1314, на этапе рассмотрения заявки на подключение по ранее выданным ТУ, не предусматривают возможность исполнителя для отказа заявителю в заключении договора о подключении или запроса от Заявителя подтверждения о подключении его по индивидуальному проекту. Принимая во внимание то, что первоначальные ТУ были выданы гр. (Л...) и предполагали выполнение работ, необходимых для подключения, за счет денежных средств Заявителя (работы по строительству газораспределительной сети), ОАО «Омскоблгаз» предложило гр. (Л...) для заключения договор о подключении по индивидуальному проекту.

В связи с тем, что на момент рассмотрения заявки гр. (Л...) и оформления договора на подключение размер стандартизированных тарифных ставок РЭК Омской области для ОАО «Омскоблгаз» не были утверждены, предварительный размер платы за технологическому присоединение был рассчитан исходя из фактических затрат исполнителя на работы по технологическому присоединению.

Относительно применения, по мнению Общества, пункта 26(22) Правил № 1314 при подключении объекта капитального строительства владельцем которого является гр. (Л...), которым предусмотрена плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 15 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), или 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей), устанавливается в размере не менее 20 тыс. рублей и не более 50 тыс. рублей при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии до точки подключения, составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (если имеется) и расстояния от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения ОАО «Омскоблгаз» Общество письменно пояснило следующее.

Правилами № 1314 были утверждены изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, так Постановление Правительства РФ № 1012 от 29 декабря 2000 года «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации» (далее - Постановление № 1021) было дополнено разделом VI.2. «Плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям».

В соответствии с п.26(22) Постановления № 1021, плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 15 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), или 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей), устанавливается в размере не менее 20 тыс. рублей и не более 50 тыс. рублей при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (если имеется).

Понятия «распределительные газопроводы» и «газопровод-ввод» даны в Постановлении Правительства РФ от 20 ноября 2000 № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей»:

«распределительные газопроводы» - это газопроводы, обеспечивающие подачу газа от газораспределительных станций магистральных газопроводов или других источников газоснабжения до газопроводов-вводов или организаций - потребителей газа.

«газопровод-ввод» - это газопровод от места присоединения к распределительному газопроводу до отключающего устройства или наружной конструкции здания либо сооружения потребителя газа. Другими словами, если от газопровода осуществляется (может осуществляться) газоснабжение одного потребителя, такое сооружение является то газопроводом-вводом, если же будет осуществляться (может осуществляться) газоснабжение нескольких потребителям, сооружение является газораспределительным газопроводом.

В материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 04/17-15 были предоставлены технические условия № 03-23-15035 от 24 декабря 2013 года, выданные (Л...) для газоснабжения дома по ул. (Ю...), дом 5 и технические условия № 03-23-13272 от 14 июля 2014 года, выданные главе Администрации Красноярского сельского поселения Любинского муниципального района для газоснабжения домов № 3, № 5, № 7 по улице Восточной и домов № 7, № 9 по улице Юбилейной. Указанные технические условия предусматривают газоснабжение объектов капитального строительства от сетей природного газа «Расширение сети газоснабжения Любинского муниципального района Омской области с газификацией ул. Юбилейной р.п. (К...)», шифр проекта 20-24-ГСН, выполнен «Проектполисервис» - 2010 г.

В связи с изложенным, по мнению Общества, поскольку от указанной газораспределительной сети предполагается подключении нескольких потребителей, строительству подлежит распределительный газопровод, а не газопровод-ввод.

Таким образом, как указано в письменных пояснениях ОАО «Омскоблгаз», Общество считает, что при определении платы за подключение объекта капитального строительства гр. (Л...) пункт 26 (22) Постановления № 1021 применению не подлежит, поскольку мероприятия для подключения принадлежащего ей объекта предполагают строительство не только газопровода - ввода.

Также в своих письменных пояснениях Общество указывает на то, что в ОАО «Омскоблгаз» отсутствует топосъёмка на основании которой можно было бы определить расстояние от сети газораспределения, эксплуатируемой ОАО «Омскоблгаз», к газоиспользующему оборудованию гр. (Л...), данное расстояние определено по публичной кадастровой карте, и составляет ориентировочно 0,06 км (60 м).

На заседании Комиссии Омского УФАС России представитель ОАО «Омскоблгаз» подтвердила доводы, изложенные в представленных письменных пояснениях и документах, направленных в Омское УФАС России и сообщила о том, что открытое акционерное общество «Омскоблгаз» переименовано в акционерное общество «Омскоблгаз», в подтверждение предоставила копию Протокола № 1/15 годового общего собрания акционеров ОАО «Омскоблгаз» и копию Листа записи Единого государственного реестра юридических лиц.

5. 07 июля 2015 года в процессе рассмотрения дела № 04/17-15 в Комиссию по рассмотрению дела гр. (Л...) представлены новые документы, указывающие на наличие в действиях ОАО «Омскоблгаз» признаков нарушения Правил 1314, а именно отказа в заключении договора о подключении объекта капитального строительства по  заявке гр. (Л...) о подключении (технологическом присоединении) от 11.06.2015 вх. № 1897.

По результатам рассмотрения указанной заявки в адрес Заявителя письмом от 25.06.2015г. исх. № 1065-08 Обществом был направлен отказ в заключении договора о подключении, обоснованный расчетом предварительного размера платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям.

Пунктами 59-74 Правил 1314 установлен порядок рассмотрения заявки и заключения договора о технологическом присоединении объектов капитального строительства, в том числе и при наличии ранее выданных технических условий.

В действиях ОАО «Омскоблгаз» по отказу (уклонению) от заключения договора технологического присоединения с Заявителем по основаниям, не предусмотренным Правилами 1314, Комиссия по рассмотрению дела № 04/17-15 усмотрела признаки нарушения, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти или судебными актами.

В связи с изложенным, руководствуясь частью 3 статьи 39.1. Федерального закона «О защите конкуренции» Омское УФАС России выдало ОАО «Омскоблгаз» предупреждение № 04/30-05 от 07.07.2015 г. о необходимости прекращения указанных выше действий, нарушающих положения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

ОАО «Омскоблгаз» письмом от 23.07.2015 г. вх. № 6831э предоставило документы, подтверждающие исполнение Обществом вышеуказанного Предупреждения №04/30-05 от 07.07.2015 г., а именно проект договора о подключении объекта капитального строительства от 20.07.2015 г., направленный гр. (Л...) 20.07.2015 г.

При этом Общество в сопроводительном письме о направлении вышеуказанного договора указало Заявителю на то, что проект договора о подключении объекта капитального строительства от 20.07.2015 г. направлен в соответствии с заявлением на технологическое подключение гр. (Л...) от 11.06.2015 г. вх. № 1897, которым она  просила Общество заключить договор о подключении объекта капитального строительства на основании технических условий от 24.12.2013 г. исх. № 03-23-15035 на присоединение к сети газоснабжения жилого дома, расположенного по адресу: Омская область, Любинский район, р.п. (К...), ул. (Ю...), д. (…).

В заседании Комиссии 30.07.2015 г. по делу № 04/17-15 гр. (Л...) подтвердила получение проекта договора о подключении объекта капитального строительства от 20.07.2015 г., при этом указала на то, что подписывать его она не будет в связи с тем, что намерена обратиться в ОАО «Омскоблгаз» за новыми техническими условиями и заключить новый договор о подключении.

На основании изложенного, Комиссия Омского УФАС России по делу № 04/17-15 пришла к выводу о том, что ОАО «Омскоблгаз» исполнило Предупреждение № 04/30-15 от 07.07.2015 г. о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

6. Комиссия Омского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, заслушав представителей сторон, установила следующие обстоятельства.

6.1 Согласно пункту 1 Правил № 1314 настоящие правила определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства).

В соответствии с пунктом 3 Правил № 1314, подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:

а) направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - технические условия);

б) выдача технических условий;

в) направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее соответственно - договор о подключении, заявка о подключении (технологическом присоединении);

г) заключение договора о подключении;

д) выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению), предусмотренных техническими условиями и договором о подключении;

е) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации);

ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Пунктом 59 Правил № 1314 предусмотрено, что подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.

Согласно пункту 63 Правил № 1314 для заключения договора о подключении заявитель направляет заявку о подключении (технологическом присоединении) в газораспределительную организацию, которая ранее выдала технические условия (исполнителю).

В соответствии с пунктом 73 Правил № 1314 в случае если заявитель представил сведения и документы, указанные в пунктах 65 - 69 и 71 Правил № 1314, не в полном объеме, исполнитель в течение 5 дней со дня поступления заявки о подключении (технологическом присоединении) возвращает ему заявку о подключении (технологическом присоединении) с приложенными к ней документами без рассмотрения.

Отказ исполнителем в приеме от заявителя заявки о подключении (технологическом присоединении) к рассмотрению при представлении им сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 Правил № 1314, не допускается.

Согласно пункту 74 Правил № 1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 Правил № 1314, в полном объеме, исполнитель в течение 30 дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении) направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2-х экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вручение на руки), позволяющим подтвердить получение заявителем проекта договора о подключении.

В соответствии с пунктом 76 Правил № 1314 заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора о подключении в течение 30 дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении и направляет в указанный срок один экземпляр исполнителю с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего договор о подключении.

Пунктом 77 Правил № 1314 предусмотрено, что в случае несогласия с представленным исполнителем проектом договора о подключении и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель в течение 30 дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении направляет исполнителю мотивированный отказ от подписания проекта договора о подключении, к которому прилагает при необходимости протокол разногласий и (или) мотивированное требование об изменении дополненных технических условий.

Указанный отказ направляется заявителем исполнителю заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить получение отказа.

Согласно пункту 78 Правил № 1314 в случае ненаправления заявителем подписанного исполнителем проекта договора о подключении либо мотивированного отказа от подписания договора о подключении (но не ранее чем через 60 дней со дня получения заявителем подписанного исполнителем проекта договора о подключении) заявка о подключении (технологическом присоединении) аннулируется.

6.2. В процессе рассмотрения дела № 04/01-15 Комиссией Омского УФАС России также установлено следующее.

6.2.1 Относительно заявки гр. (Л…) от 25.08.2014 г. о подключении к сети газоснабжения Комиссия по Омского УФАС России по делу № 04/17-15 отмечает следующее.

24.12.2013 г. исх. № 03-23-15035 АО «Омскоблгаз» (ОАО «Омскоблгаз»)  Заявителю были выданы технические условия о подключении (технологическом присоединении) к сети газоснабжения жилого дома, расположенного по адресу: Омская область, Любинский район, р.п. (К...), ул. (Ю...), д. (…).

25.08.2014 г. гр. (Л...) подала в АО «Омскоблгаз» (ОАО «Омскоблгаз»)  заявку о подключении к сети газоснабжения вышеуказанного жилого дома. Означенная заявка поступила в Общество 25.08.2014 вх. № 4754.

Проект договора № 1608-04 о подключении объекта капитального строительства по индивидуальному проекту от 10.10.2014 г., с техническими условиями № 03-23-12702 (далее - Договор) АО «Омскоблгаз» (ОАО «Омскоблгаз»)  был направлен сопроводительным письмом от 10.10.2014 г. исх. № 1743-01 и получен Заявителем 16.10.2014 г.

На основании изложенного, Комиссия Омского УФАС России приходит к выводу, что АО «Омскоблгаз» (ОАО «Омскоблгаз») по заявке гр. (Л...) о подключении от 25.08.2014 г. нарушило 30-дневные сроки направления проекта договора о подключении, установленные пунктом 74 Правил № 1314, направив проект указанного договора только 10.10.2014 г., который получен Заявителем 16.10.2014 г.

6.2.2. Относительно не подписания проекта договора № 1608-04 о подключении объекта капитального строительства по индивидуальному проекту от 10.10.2014 г. гр. (Л...) Комиссия по Омского УФАС России по делу № 04/17-15 отмечает следующее.

11.11.2014 г. гр. (Л...) письмом направила в АО «Омскоблгаз» (ОАО «Омскоблгаз»)  «Отказ от подписания проекта договора о подключении по индивидуальному проекту»  (далее отказ) ссылаясь на то, что проект договора № 1608-04 о подключении объекта капитального строительства по индивидуальному проекту не соответствует Правилам № 1314.

К отказу в качестве приложения был направлен «Протокол разногласий к проекту договора о подключении объекта капитального строительства 1608-04 от 10.10.2014 г.» в котором указано, что по мнению Заявителя, согласно Правил № 1314, она относится к первой категории потребителей, соответственно плата по индивидуальному проекту ей установлена быть не может. Указанное письмо было получено ОАО «Омскоблгаз» 26.11.2014 г. (почтовое уведомление № 64616078013675).

Заявитель на заседании Комиссии заявила также о том, что ответа на вышеуказанное письмо в ее адрес от АО «Омскоблгаз» (ОАО «Омскоблгаз») не поступало и договор № 1608-04 не подписан.

В связи с изложенным Комиссия Омского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях АО «Омскоблгаз» (ОАО «Омскоблгаз») связанных с не направлением ответа на письмо гр. (Л...) которым были направлены документы поименованные как «Отказ от подписания проекта договора о подключении по индивидуальному проекту» и «Протокол разногласий к проекту договора о подключении объекта капитального строительства 1608-04 от 10.10.2014» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства в силу следующего:

во-первых, письмо, поименованно как «Отказ от подписания проекта договора о подключении по индивидуальному проекту» содержало ссылку:… «я отказываюсь от заключения Договора № 1608-04 в таком виде, потому что он не соответствует Постановлению № 1314».

Таким образом, Общество на основании указанного письма реально восприняло, что гр. (Л...) отказалась от подписания проекта договора № 1608-04, в связи с чем, АО «Омскоблгаз» (ОАО «Омскоблгаз») заявка о подключении от 25.08.2014 г. согласно пункту 78 Правил № 1314 была обоснованно аннулирована.

Во-вторых, письмо, поименованное как «Протокол разногласий к проекту договора о подключении объекта капитального строительства 1608-04 от 10.10.2014 г.» может быть воспринято как протокол разногласий, поскольку гр. (Л...) в нем не указано в какой из пунктов договора она желает внести изменения и Заявителем не предложена своя редакция предполагаемых вносимых изменений.

6.2.3. Относительно отказа АО «Омскоблгаз» (ОАО «Омскоблгаз») в заключении договора о подключении объекта капитального строительства гр. (Л...) на основании заявки о подключении от 11.06.2015 г. вх. № 1897 Комиссия по Омского УФАС России по делу № 04/17-15 отмечает следующее.

Омским УФАС России на основании части 3 статьи 39.1. Федерального закона «О защите конкуренции» было выдано АО «Омскоблгаз» (ОАО «Омскоблгаз») предупреждение № 04/30-05 от 07.07.2015 г. о необходимости прекращения указанных действий, нарушающих положения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

АО «Омскоблгаз» (ОАО «Омскоблгаз»)  письмом от 23.07.2015 г. вх. № 6831э предоставило документы, подтверждающие исполнение Обществом вышеуказанного Предупреждения №04/30-05 от 07.07.2015 г., а именно копию проекта договора о подключении объекта капитального строительства от 20.07.2015 г., экземпляр которого был направлен гр. (Л...) 20.07.2015 г.

Комиссия Омского УФАС при принятии решения по делу № 04/17-14 также учитывала, что Заявитель подтвердила получение означенного проекта договора от 20.07.2015 г. и указала на то, что подписывать его она не будет.

На основании изложенного, Комиссия Омского УФАС России по делу № 04/17-15 пришла к выводу о том, что АО «Омскоблгаз» (ОАО «Омскоблгаз»)  исполнило Предупреждение № 04/30-15 от 07.07.2015 г., соответственно, в действиях Общества, выразившихся в отказе в заключении договора о подключении к сетям газоснабжения, отсутствует нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и в этой части рассмотрение дела № 04/17-15 подлежит прекращению.

7. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» оказание услуг по транспортировке газа по трубопроводам отнесено к числу сфер деятельности субъектов естественной монополии, следовательно, в силу указанного Закона АО «Омскоблгаз» (ОАО «Омскоблгаз»)  является субъектом естественной монополии на рынке услуг по транспортированию и распределению газообразного топлива по распределительным сетям газоснабжения среди потребителей.

В силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 2 статьи 45, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

1. На основании статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установить доминирующее положение АО «Омскоблгаз» (ОАО «Омскоблгаз»)  на рынке услуг по транспортированию и распределению газообразного топлива по распределительным сетям газоснабжения среди потребителей.

2. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» действия АО «Омскоблгаз» (ОАО «Омскоблгаз»), выразившиеся в ущемлении интересов гр. (Л...)  путем нарушения сроков рассмотрения заявки гр. (Л...)  о подключении к сети газоснабжения жилого дома, расположенного по адресу: Омская область, Любинский район, р.п. (К...), ул. (Ю...), д. (…) от 25.08.2014 г. вх. № 4754 в нарушение пункта 74 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства от 30.12.2013 № 1314.

3. Прекратить рассмотрение дела № 04/17-15 в части отказа АО «Омскоблгаз» (ОАО «Омскоблгаз») от заключения договора о подключении объекта капитального строительства по заявке гр. (Л...) от 11.06.2015 г. вх. № 1897 о подключении в связи с отсутствием нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

4. Предписание не выдавать, в связи с отсутствием оснований для его выдачи.

5. Материалы дела № 04/17-15 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам нарушения статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель комиссии                                                                          (подпись, ф.и.о.)

Члены комиссии                                                                                     (подписи, ф.и.о.)

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны