Решение б/н Дело № 04/22–12 в отношении ООО «Литейный завод» от 8 августа 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 04/22–12

 

09 июля 2012 г.                                                            
г. Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

-   В.А.  Кабаненко - заместителя руководителя Управления, председателя Комиссии;

-   В.М. Михеева - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

- Н.В. Молчанова - ведущего специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии, 

- П.И. Асафова - ведущего специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,

- Р.Х. Садыкова - ведущего специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,

в отсутствие Г.П. Ситниковой – начальника отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

при участии:

от заявителей:

- Открытого акционерного общества «Омскэнергосбыт» (далее - ОАО «Омскэнергосбыт», заявитель) место нахождения: г. Омск, ул. Маршала Жукова, 74/2:

- представителя ОАО «Омскэнергосбыт» <…> (доверенность от 10.01.2012г. № 28-08/27,  сроком действия по 31.12.2012г.);

-  Открытого акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» в лице филиала ОАО «ФСК ЕЭС» - Омское Предприятие магистральных электрических сетей (далее – филиал ОАО «ФСК ЕЭС» -  Омское Предприятие магистральных электрических сетей, заявитель) место нахождения:г. Омск, проспект Губкина, 4:
-    <…> филиала ОАО «ФСК ЕЭС» - Омское Предприятие магистральных электрических сетей <….> (доверенность от 12.01.2012 г.,сроком действия по 01.11.2014г.); 

от заинтересованных лиц:

- Общества с ограниченной ответственностью «Технолизинг» (далее - ООО «Технолизинг», заинтересованное лицо) место нахождения: г. Омск, проспект Королева 20, корпус 1:

- <…> (доверенность от 12.05.2012г. № 54, сроком  действия один год);     

-  Общества с ограниченной ответственностью «Омский завод сеток» (далее –ООО «Омский завод сеток», заинтересованное лицо) место нахождения: г. Омск, проспект Губкина, 4:

-  <….>  ООО «Омский завод сеток» <….> (личность установлена на основании паспорта, полномочия подтверждены решением учредителя ООО «Омский завод сеток» от 12.11.2010г. № 1), 

в отсутствие ответчика - Общества с ограниченной ответственностью «Литейный завод» (далее – ООО «Литейный завод», ответчик) место нахождения:г. Новосибирск, ул. Крылова, 36, адрес для почтовой переписки:, г. Омск,           проспект Губкина, 4, корпус 1, а/я 6199),

рассмотрев в заседаниях Комиссии от 15.05.2012, 05.06.2012, 19.06.2012 и 25.06.2012 дело № 04/22-12, возбужденное приказом руководителя Омского УФАС России от 25 апреля 2012 года № 82 по признакам нарушения ООО «Литейный завод» (ИНН 5406527326, место нахождения: г. Новосибирск, ул. Крылова, 36, адрес для почтовой переписки:, г. Омск, проспект Губкина, 4, корпус 1, а/я 6199) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

1. 19.03.2012г. в Омское УФАС России поступило заявление от 19.03.2012г. за  исх. № 28/1284 <….> ОАО «Омскэнергосбыт» <….> (вх. № 2674 от 19.03.2012г.), в котором сообщалось о следующем.

Как следует из заявления, в адрес ОАО «Омскэнергосбыт» с 10.01.2012 г. поступают обращения от потребителей, с которыми заключены договоры энергоснабжения, о том, что ООО «Литейный завод», через сети которого                   осуществляется энергоснабжение данных потребителей, приостановило подачу электрической энергии.

Из указанного заявления также следует, что ООО «Литейный завод» приостановило подачу электроэнергии на объекты, принадлежащие потребителям - ООО «Технолизинг», Омское предприятие магистральных электрических сетей – филиал ОАО «ФСК КЭС», ООО «Омский завод сеток», с которыми ОАО «Омскэнергосбыт»заключило договоры энергоснабжения. В качестве обоснования произведённых действий, ООО «Литейный завод» ссылается на проведение ремонта электрических сетей и, как следствие, прекращение подачи электроэнергии в срок до 10.02.2012г.     

В этом же заявлении указано, что ООО «Литейный завод» не является сетевой организацией и не оказывает услуг по передаче электрической энергии, для указанной организации РЭК Омской области не устанавливался тариф на услуги по передаче электроэнергии.  

Информируя Омское УФАС России о нарушении действующего законодательства,  ОАО «Омскэнергосбыт» в вышеназванном заявлении ссылается на то обстоятельство, что оно (ОАО «Омскэнергосбыт») обращалось к ООО «Литейный завод» с требованием о восстановлении бесперебойного электроснабжения потребителей (исх. № 02/742 от 16.02.2012г.), но до сегодняшнего дня каких-либо действий со стороны ООО «Литейный завод» не предпринималось, энергоснабжение потребителей не восстановлено.   

В дополнение к указанному заявлению ОАО «Омскэнергосбыт» представлялось письмо от 13.04.2012г. за исх. № 28/1796 (вх. № 3952 от 16.04.2012г.), являющееся ответом на запрос Омского  УФАС России от 02.04.2012г. № 04-1733. 

Таким образом, правовая позиция ОАО «Омскэнергосбыт» в поданном им в  Омское УФАС России заявлении (вх. № 2674 от 19.03.2012г.), а также в дополнительно представленных к заявлению письменных пояснениях (вх. № 3952 от 16.04.2012г.) сводится к тому, что поскольку у ООО «Литейный завод» отсутствовали правовые основания как для направления писем о предстоящем ограничении  режима потребления электрической энергии, так и для введения ограничения режима потребленияэлектрической энергии в отношении объектов потребителей, с которыми уОАО «Омскэнергосбыт» заключены соответствующие договоры, вышеуказанные действия ООО «Литейный завод» являются незаконными.  

2. В период рассмотрения заявления ОАО «Омскэнергосбыт» в адрес Омского УФАС России, из прокуратуры Омской области поступило заявление <….> филиала ОАО «ФСК ЕЭС» - Омское предприятие магистральных электрических   сетей <….>, согласно которому,  филиал ОАО «ФСК ЕЭС» - Омское Предприятие магистральных электрических сетей получило уведомление (исх. № 462/ЛЗ от 15.12.2011г.) от ООО «Литейный завод» о том, что в связи с ремонтом электрических сетей филиалу ОАО «ФСК ЕЭС» - Омское предприятие магистральных электрических сетей будет введено полное ограничение режима потребления с 01.01.2012г. по 10.02.2012г.        

В заявлении <….>  филиала ОАО «ФСК ЕЭС» - Омское предприятие магистральных электрических сетей <….> также указано на то, что в настоящее время ООО «Литейный завод» подачу электрической энергии Омскому Предприятию магистральных электрических сетей не произвело. 

Вышеуказанные действия ООО «Литейный завод» по направлению в адресфилиала ОАО «ФСК ЕЭС» - Омское предприятие магистральных электрических сетей писем о предстоящем ограничении режима потребления электрической энергии, а также действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов заявителя, последний считает нарушением действующего  законодательства, в том числе антимонопольного.

В подтверждение своей правовой позиции заявителем в своём заявлении (вх. № 2867/1 от 22.03.2012г.) были приведены доводы о том, что «в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПЭУ), утверждённых Главным техническим управлением по эксплуатации энергосистем Министерства энергетики и электрификации СССР от 01.06.1985г. Омское ПМЭС по надёжности электроснабжения относится потребителям первой категории. К ней относятся такие виды электропотребителей, которые в результате своего простоя без электричества могут повлечь опасность для жизни людей, безопасности государства, нанести большой материальный ущерб, поломку сложного и дорого оборудования или нарушения сложного техпроцесса, работы сфер коммунального хозяйства, элементов связи и телевиденья. В эту категорию также входит особая группа электропотребителей, которая должна   быть безостановочной в силу возможности возникновения пожаров, взрывов и человеческих смертей».        

3. Выслушав объяснения сторон, изучив представленные доказательства и другие материалы дела, Комиссия установила следующее.          

Дело о нарушении антимонопольного законодательства № 04/22-12 возбуждено Омским УФАС России 25.04.2012г. на основании следующих заявлений: <….> ОАО «Омскэнергосбыт» <….>; <….> филиала ОАО «ФСК ЕЭС» - Омское предприятие магистральных электрических сетей <….>., а также содержащихся в материалах проверки,  признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Литейный завод». 

Как следует из материалов дела, между ОАО «Омскэнергосбыт» и потребителями электрической энергии (филиал ОАО «ФСК ЕЭС» - Омское Предприятие магистральных электрических сетей; ООО «Технолизинг»; ООО «Омский завод сеток») заключены соответствующие договоры энергоснабжения, предметом которых является продажа ОАО «Омскэнергосбыт» электрической энергии потребителям, а также обеспечение ОАО «Омскэнергосбыт» передачи электрической энергии до точек поставки потребителей и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей. В приложениях № 2 к означенным договорам указаны наименования и адреса объектов электроснабжения.

Материалами дела № 04/22-12, в том числе вышеназванными договорами и их приложениями подтверждается, что электроснабжение объектов потребителей, а именно: филиала ОАО «ФСК ЕЭС» - Омское предприятие магистральных электрических сетей, ООО «Омский завод сеток», ООО «Технолизинг» осуществляется опосредовано через   объекты электросетевого хозяйства  ООО «Литейный завод».

В рассматриваемой ситуации ООО «Литейный завод» не является сетевойорганизацией в понятии пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых постановлением Правительства от 27.12.2004г. № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа). Указанный вывод Комиссии основан на том обстоятельстве, что РЭК Омской области не утверждала для ООО «Литейный завод» тариф на передачу электрической энергии.

Следовательно, в рассматриваемом случае ООО «Литейный завод», не являясь сетевой организацией, в то же время является участником комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства потребителям, в частности филиалу ОАО «ФСК ЕЭС» - Омское Предприятие магистральных электрических сетей, ООО «Омский завод сеток», ООО «Технолизинг», в силу чего на рынке услуг по передаче электрической энергии ООО «Литейный завод» является субъектом этого рынка, оказывающим услугу по обеспечению перетока электрической энергии на безвозмездной основе по объектам электросетевого хозяйства, принадлежащих ООО «Литейный завод» на основе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

В силу абзаца 1 пункта 6 Правил недискриминационного доступа, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

3.1. Материалами дела № 04/22-12 установлены следующие обстоятельства.  

ООО «Литейный завод» в адрес потребителей электрической энергии - филиала ОАО «ФСК ЕЭС» - Омское Предприятие магистральных электрических сетей, ООО «Омский завод сеток», ООО «Технолизинг» направляло письма о предстоящем прекращении подачи электричкой энергии, мотивированные необходимостью ремонта электрических сетей, а также установления приборов учета, в том числе:

- письмо ООО «Литейный завод» от 15.12.2011г. за исх. № 461/ЛЗ, направленное в адрес ООО «Технолизинг», текст которого изложен в следующей редакции:

«В связи с ремонтом электрических сетей ООО «Литейный завод», подача электроэнергии  Вашему предприятию будет приостановлена с 01.01.2011г. по 10.02.2011г.

Просим Вас отключить электрооборудование и перейти на резервное питание»;

- письмо ООО «Литейный завод» от 15.12.2011г. за исх. № 462/ЛЗ, направленное в адрес филиала ОАО «ФСК ЕЭС» - Омское Предприятие магистральных электрических сетей, текст которого изложен в следующей редакции:

«В связи с ремонтом электрических сетей ООО «Литейный завод», подача электроэнергии  Вашему предприятию будет приостановлена с 01.01.2011г. по 10.02.2011г.

Просим Вас отключить электрооборудование и перейти на резервное питание»;

- письмо ООО «Литейный завод» от 09.01.2012г. за исх. № 465/ЛЗ,  направленное в адрес филиала ОАО «ФСК ЕЭС» - Омское Предприятие  магистральных электрических сетей, текст которого изложен в следующей редакции:

«Письмом № 462/ЛЗ от 15.11.2011г. Ваше предприятие было извещено об отключении электрической энергии в связи с аварийным выходом и ремонтом  электрических сетей ООО «Литейный завод» и предупреждены о переходе на резервное питание.

Напоминаем, что с 101.01.2012г. ООО «Литейный завод» прекращает подачу электроэнергии Вашему предприятию до 10.02.2012г.»;

письмо ООО «Литейный завод» от 06.02.2012г. за исх. № 467/ЛЗ, направленное в адрес ООО «Технолизинг», текст которого изложен в следующей  редакции:

«В связи с большими потерями электрической энергии и понесёнными убытками ООО «Литейный завод» просил Вас в кротчайшие сроки установить приборы класса 0, 5 S на границах ответственности»;

- письмо ООО «Литейный завод» от 30.01.2012г. за исх. № 468/ЛЗ,  направленное в адрес филиала ОАО «ФСК ЕЭС» - Омское Предприятие магистральных электрических сетей, текст которого изложен в следующей редакции:

«В связи с большими потерями электрической энергии и понесёнными убытками ООО «Литейный завод» просил Вас в кротчайшие сроки установить приборы класса  0, 5 S на границах ответственности»;

- письмом ООО «Литейный завод» от 14.02.2012г. за исх. № 470/ЛЗ,  направленным в адрес филиала ОАО «ФСК ЕЭС» - Омское Предприятие магистральных электрических сетей, текст которого изложен в следующей редакции:

«ООО «Литейный завод» в исх. письме № 468/ЛЗ ОТ 30.01.2012Г просило Вас в кротчайшие сроки установить приборы класса 0, 5 S на границах ответственности.

Сообщаем, что в связи с большими потерями электрической энергии и  понесёнными убытками подача электрической энергии не может быть произведена  до момента установки указанного прибора».

В последующем,  ООО «Литейный завод» в отношении объектов потребителей -  филиала ОАО «ФСК ЕЭС» - Омское Предприятие магистральных электрических сетей,  ООО «Омский завод сеток», ООО «Технолизинг» было произведено (10.01.2012г.) полное ограничение подачи электрической энергии.

Факт ограничения подачи электрической энергии объектов  потребителей электрической энергии - филиала ОАО «ФСК ЕЭС» - Омское Предприятие магистральных электрических сетей, ООО «Омский завод сеток», ООО «Технолизинг» подтверждается имеющимися в деле № 04/22-12 доказательствами, в том числе заявлениями ОАО «Омскэнергосбыт» и филиала ОАО «ФСК ЕЭС» - Омское Предприятие магистральных электрических сетей, письменными и устными пояснениями  ООО «Омский завод сеток», ООО «Технолизинг», данные ими в         заседаниях Комиссии.

Более того, факт введения ограничение подачи электрической энергии в   отношении указанных потребителей был подтверждён и самим представителем  ООО «Литейный завод» <….>., присутствовавшем в заседании Комиссии       от 19.06.2012г. При этом Комиссия отмечает, что на момент оглашения Комиссией  резолютивной части решения по делу № 04/22-12, электроснабжение ООО «Литейный завод» было восстановлено (14.03.2012г.) только в отношении объектов ООО «Технолизинг» (после установки последним прибора учёта на границе ответственности в ЦРП-1).        

Целесообразно отметить, что в заседании Комиссии от 19.06.2012г. представитель ООО «Литейный завод» <….> причину направления в адрес потребителей  электрической энергии – филиала ОАО «ФСК ЕЭС» - Омское Предприятие  магистральных электрических сетей, ООО «Омский завод сеток», ООО «Технолизинг» писем о предстоящем прекращении подачи электричкой энергии, а также последующих действий ООО «Литейный завод» по прекращении подачи электричкой энергии в отношении принадлежащих им объектов означил как ненадлежащие состояние электрических сетей, а также недостижение сторонами согласия по вопросу установки приборов учёта электрической энергии. Представитель ООО «Литейный завод» вышеуказанные действия ООО «Литейный завод»  считает правомерными. 

Анализ имеющихся в деле № 04/22-12 доказательств, а также устных пояснений представителя ООО «Литейный завод» <….>., озвученных им на заседании Комиссии от 19.06.2012г. свидетельствует о том, что ООО «Литейный завод» с доводами заявителей и заинтересованных лиц несогласно, свои действия по направлению в адрес вышеуказанных потребителей писем о предстоящем ограничении режима потребления электрической энергии, а также фактическом ограничении режима потребления электрической энергии в отношении объектов потребителей считает правомерными. 

4. В заседаниях Комиссии заявители - ОАО «Омскэнергосбыт», филиал ОАО «ФСК ЕЭС» - Омское Предприятие магистральных электрических сетей, а также заинтересованные лица - ООО «Омский завод сеток», ООО «Технолизинг» занимаемую ими правовую позицию, согласно которой означенные действия ООО «Литейный завод» являются незаконными, поддержали в полном объёме, а представитель ООО «Литейный завод», присутствовавший в заседании Комиссии от 19.06.2012г.  возразил против доводов заявителей и заинтересованных лиц, указав при этом на то, что указанные действия ООО «Литейный завод» не противоречат требованиям антимонопольного законодательства.

ОАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго», привлеченное определением  от 27.04.2012г. о нарушении антимонопольного законодательства к участию в рассмотрении дела № 04/22-11, в заседания Комиссии не являлось, каких-либо  пояснений не представляло.     

5. Проанализировав доводы заявителя и заинтересованных лиц, а также ответчика, исследовав имеющиеся в деле № 04/22-12 доказательства, Комиссия приходит к следующему.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской    Федерации, Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003г. № 35-ФЗ (далее – Закон об электроэнергетике) и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2 Закона).                                                                 

В силу абзаца 2 пункта 114 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства РФ от 31.08.2006г. № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» (далее – Правила № 530) в случае если энергопринимаюшие устройства потребителя присоединены к сетям сетевой организации через энергопринимаюшие устройства (энергетические установки) лиц, не оказывающих услуги по передаче, либо к бесхозяйным объектам электросетевого хозяйства, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) и (или) сетевая организация несут ответственность перед потребителем за надежность снабжения его электрической энергией и ее качество в пределах границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации. Лицо, владеющее энергопринимаюшим устройством (энергетической установкой), либо лицо, назначенное уполномоченным органом местного самоуправления для управления бесхозяйными объектами электросетевого хозяйства до перехода к нему права собственности на указанные объекты в установленном законодательством Российской Федерации порядке, отвечает за надежность обеспечения таких потребителей электрической энергией и ее        качество в пределах своих границ эксплуатационной ответственности, определенных в соответствующем договоре. В случае если границы эксплуатационной ответственности не определены, указанные лица отвечают за надежность снабжения     потребителей электрической энергией и ее качество в пределах своих границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства.

В соответствии с пунктом 118 Правил № 530 на организации, к объектам электросетевого хозяйства которых присоединены энергопринимающие устройства потребителей, распространяются положения разделов XII и XIII настоящего постановления, определяющие обязанности сетевых организаций.

В соответствии с пунктом 29 Правил недискриминационного доступа (в редакции от 01.03.2011г., действовавшей в период с 15.03.2011г. по 30.01.2012г.) сетевая организация приостанавливает исполнение обязательств по договору в следующих случаях:

а) возникновение у потребителя услуг задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа. Если потребителем услуг по передаче электрической энергии является гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация), расчет задолженности производится за вычетом задолженности сетевой организации по оплате электрической энергии для компенсации потерь электрической энергии перед данным гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией);

б) приостановление исполнения обязательств по договорам купли-продажи электрической энергии, энергоснабжения или по договору о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии (мощности), а также прекращение указанных договоров - при наличии соответствующего уведомления (в письменной   форме с приложением подтверждающих документов) от организации коммерческой  инфраструктуры оптового рынка, гарантирующего поставщика или энергосбытовой организации с указанием предполагаемого срока введения ограничений режима потребления;

в) присоединения потребителем услуг (потребителем электрической энергии, в  интересах которого заключается договор) к электрической сети энергопринимающих устройств, не соответствующих условиям договора;

г) присоединения, осуществленного с нарушением порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям;

д) иные случаи, установленные Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики в качестве оснований для введения частичного (полного)     ограничения режима потребления электрической энергии.

Согласно пункту 160 Правил №  530  в случае если энергопринимаюшие устройства потребителя электрической энергии технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства организаций, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, шинам или распределительным устройствам электрической станции, действия по введению частичного или полного ограничения режима потребления в отношении такого потребителя осуществляются собственником или иным законным владельцем указанной электрической станции, объектов  электросетевого хозяйства в соответствии с положениями, установленными настоящим разделом для сетевой организации.

В силу пункта 161 Правил № 530 ограничение режима потребления может вводиться в следующих случаях:

а) неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем (далее - неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем своих обязательств);

б) прекращение обязательств сторон по договору, на основании которого осуществляется энергоснабжение потребителя, поставка электрической энергии и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии потребителю (далее - прекращение обязательств сторон по договору);

в) выявление фактов бездоговорного потребления электрической энергии или безучетного потребления электрической энергии;

г) выявление неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей;

д) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;

е) возникновение внерегламентных отключений;

ж) наличие обращения потребителя.

Системный анализ вышеизложенных норм законодательства позволяет  Комиссии сделать вывод о том, что правом на частичное или полное ограничение режима потребления электрической энергии обладают не только сетевые организации, но и организации, не оказывающие услуги по передаче электрической энергии, к объектам электросетевого хозяйства которых присоединены энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии, при наличии определенных условий.

Согласно пункту 33 Правил недискриминационного доступа, перерыв в передаче электрической энергии, прекращение или ограничение режима передачи электрической энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное федеральным уполномоченным органом по технологическому энергетическому надзору неудовлетворительное состояние энергопринимающего устройства потребителя услуг угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности. О перерыве, прекращении или ограничении передачи электрической энергии в указанных случаях сетевая организация обязана уведомить потребителя услуг в течение 3 дней с даты принятия такого решения, но не позднее чем за 24 часа до введения указанных мер.

ООО «Литейный завод» каких – либо доказательств, подтверждающих факт неудовлетворительного состояния энергопринимающих устройств (например ТП – 1689 и (или) электрических сетей, принадлежащих ООО «Литейный завод» на основе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности либо ином законном основании) на день прекращения режима передачи электрической  энергии (10.01.2012г.) не представило.

Таким образом, в силу изложенных выше норм законодательства ООО «Литейный завод», являясь участником процесса передачи электрической энергии на энергопринимающие устройства таких потребителей как филиал ОАО «ФСК ЕЭС» - Омское Предприятие магистральных электрических сетей, ООО «Омский завод сеток», ООО «Технолизинг», обязано содержать принадлежащие обществу объекты электросетевого хозяйства в технически надлежащем состоянии, обеспечивающем поступление электроэнергии указанным потребителям, присоединенным к сетям данного общества, а также обязано не препятствовать перетоку электрической энергии для присоединенных потребителей, на что прямо указано в пункте 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике» и пункте 6 Правил недискриминационного доступа.  

В нарушение данных норм указанная обязанность ООО «Литейный завод» необоснованно не была выполнена.

Дополнительной причиной, подтверждающей правомерность действий по прекращению подачи электрической энергии, по мнению ООО «Литейный завод», является осуществление подключения филиалом ОАО «ФСК ЕЭС» - Омское  Предприятие магистральных электрических сетей ко второй точке электроснабжения.

В соответствии с пунктом 113 Правил № 530, установлены три категории надежности электроснабжения. Производственная деятельность, осуществляемая филиалом ОАО «ФСК ЕЭС» - Омское Предприятие магистральных электрических сетей отнесена к первой категории надежности. Условиями первой категорией надежности предусматривается необходимость обеспечения беспрерывного режима работы энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых может повлечь угрозу жизни и здоровью людей, угрозу безопасности государства, значительный материальный ущерб.

В договорах оказания услуг по передаче электрической энергии и энергоснабжения определяется категория надежности снабжения потребителя электрической энергией, обусловливающая содержание обязательств по обеспечению надежности снабжения электрической энергией соответствующего потребителя. Для первой и второй категорий надежности допустимое число часов отключения в год и сроки восстановления энергоснабжения определяются сторонами в зависимости от конкретных параметров схемы электроснабжения, наличия резервных источников питания и особенностей  технологического процесса потребителя, но не могут быть более соответствующих величин, предусмотренных для третьей категории надежности.

Резервный источник снабжения электрической энергией в случае, если условием договора о первой или второй категории надёжности предусмотрено его наличие,  устанавливается потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии. Поскольку вторая точка подключения  филиала ОАО «ФСК ЕЭС» - Омское Предприятие магистральных электрических сетей была  резервной на случай отключения электроэнергии в первой точке подключения  (ТП 1689 ООО «Литейный завод»), то данное обстоятельство, вопреки доводам ООО «Литейный завод», не является основанием подтверждающим правомерность действий ООО «Литейный завод» по направлению писем в адрес филиала ОАО «ФСК ЕЭС» - Омское Предприятие магистральных электрических сетей о предстоящем ограничении  режима потребления электрической энергии, а также последующем ограничении режима потребления электрической энергии в отношении объектов заявителя.

6. Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует  за её пределами.

Доминирующим признаётся положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5     Закона о защите конкуренции).  

В статье 3 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) установлено, что естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые  субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Частью 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности  субъектов  естественных монополий.

В соответствии с пунктом 3.8. Административного регламента Федеральной  антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению  доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утверждённого приказом Федеральной антимонопольной службы от 17 января 2007г. № 5 (далее - Приказ от 17.01.2007г. № 5), принятие решения об установлении доминирующего положения осуществляется  Комиссией в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании изложенного Комиссией принято решение об установлении  доминирующего положения ООО «Литейный завод» на рынке услуг по передаче электрической энергии в качестве участника процесса передачи по обеспечению  перетока электрической энергии на безвозмездной основе через объекты электросетевого хозяйства, находящиеся у ООО «Литейный завод» на основе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в границах данных сетей.

Таким образом, статус ООО «Литейный завод» как занимающего доминирующего положение хозяйствующего субъекта на рынке услуг по передаче электрической энергии в качестве участника процесса передачи по обеспечению перетока электрическойэнергии на безвозмездной основе через объекты электросетевого хозяйства, находящиеся у ООО «Литейный завод» на основе балансовой принадлежности и эксплуатационной  ответственности в границах данных сетей подтверждается материалами дела и не оспаривается ООО «Литейный завод» (представитель которого присутствовал  в заседании Комиссии от 19.06.2012г.).                                      

5. В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего  субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Принципы недопустимости использования своих прав в нарушение прав других лиц, а также недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию,  установлены статьями 17, 34 Конституции Российской Федерации.

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке  (пункт 1 статьи 10  ГК РФ).

На основании рассмотренных материалов дела, учитывая доминирующее положение ООО «Литейный завод» на рынке услуг по передаче электрической энергии в качестве участника процесса передачи по обеспечению перетока электрической энергии на безвозмездной основе через объекты электросетевого хозяйства, находящиеся у ООО «Литейный завод» на основе балансовой принадлежности и эксплуатационной  ответственности в границах данных сетей, Комиссия признаёт, что со стороны  ООО «Литейный завод» допущено нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном  направлении потребителям электрической энергии, а именно: филиалу ОАО «ФСК ЕЭС» - Омское Предприятие магистральных электрических сетей, ООО «Омский завод сеток», ООО «Технолизинг», уведомлений об ограничении режима потребления электрической энергии в отношении принадлежащих им объектов, а также в последующих действиях по технологически необоснованному ограничению режима передачи электрической энергии в отношении принадлежащих им объектов, осуществлённые с нарушением пунктов 6, 29, 33 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых постановлением Правительства от 27.12.2004г. № 861, а также пунктов 160 и 161 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства РФ от 31.08.2006г. № 530, результатом которых является или может  являться ущемление интересов филиала ОАО «ФСК ЕЭС» - Омское Предприятие  магистральных электрических сетей, ООО «Омский завод сеток», ООО «Технолизинг».

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г.   № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной  антимонопольной службы по Омской области  

 

РЕШИЛА:

1.  На основании статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ  «О естественных монополиях» и части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с пунктом 3.8. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утверждённого приказом Федеральной антимонопольной службы от 17 января 2007 г. № 5, установить доминирующее положение ООО «Литейный завод» на рынке услуг по передаче электрической энергии в качестве участника процесса передачи по обеспечению перетока электрической энергии на безвозмездной основе через объекты электросетевого хозяйства, находящиеся у ООО «Литейный завод» на основе балансовой принадлежности и эксплуатационной  ответственности в границах данных сетей.

2. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия ООО «Литейный завод», выразившиеся в необоснованном направлении потребителям электрической энергии, а именно: филиалу ОАО «ФСК ЕЭС» - Омское Предприятие магистральных электрических сетей, ООО «Омский завод сеток», ООО «Технолизинг», уведомлений об ограничении режима потребления электрической энергии в отношении принадлежащих им объектов, а также  последующие действия ООО «Литейный завод» по технологически необоснованному  ограничению режима передачи электрической энергии в отношении принадлежащих им объектов, осуществлённые с нарушением пунктов 6, 29, 33 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых постановлением Правительства от 27.12.2004г. № 861, а также пунктов 160 и 161 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства РФ от 31.08.2006г. № 530, результатом  которых является или может являться ущемление интересов филиала ОАО «ФСК ЕЭС» - Омское Предприятие магистральных электрических сетей, ООО «Омский завод сеток», ООО «Технолизинг».

3. Выдать ООО «Литейный завод» предписание, содержащее требование о прекращении нарушений части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006г. № 135-ФЗ  «О защите конкуренции», для исполнения которого ООО «Литейный завод»  необходимо восстановить электроснабжение объектов филиала ОАО «ФСК ЕЭС» - Омское Предприятие магистральных электрических сетей, ООО «Омский завод сеток», в отношении которых ООО «Литейный завод» было произведено ограничение режима потребления электрической энергии, и впредь не совершать действий по ограничению режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, состоящих в договорных отношениях с ОАО «Омскэнергосбыт» по обеспечению энергоснабжения, иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.  

4. Материалы дела № 04/22-12 передать уполномоченному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам нарушения статьи 14.31Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель комиссии                                                                                      
В.А. Кабаненко

 

Члены комиссии                                                                                                  
В.М. Михеев                                                                                                                      
Н.В. Молчанов                                                                                                                      
П.И. Асафов                                                                                                                      
Р.Х. Садыков

ПРЕДПИСАНИЕ № 04/22-12


09 июля 2012г.                                                                                                         
г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного  законодательства в составе:

 -  В.А. Кабаненко - заместителя руководителя Управления, председателя Комиссии;

-      В.М.  Михеева - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

-     Н.В. Молчанова - ведущего специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии, 

-   П.И. Асафова - ведущего специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции,  члена Комиссии,

-    Р.Х. Садыкова - ведущего специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,

в отсутствие Г.П. Ситниковой – начальника отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 09.07.2012г. по делу № 04/22-12 о нарушении ООО «Литейный завод» место нахождения: г. Новосибирск, ул. Крылова, 36, адрес для почтовой переписки: г. Омск, проспект Губкина, 4, корпус 1, а/я 6199) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г.  № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Литейный завод» (место нахождения: г. Новосибирск, ул. Крылова, 36, адрес для почтовой переписки: г. Омск, проспект Губкина, 4, корпус 1, а/я 6199) прекратить нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», для исполнения которого ООО «Литейный завод» необходимо восстановить электроснабжение объектов  филиала ОАО «ФСК ЕЭС» - Омское Предприятие магистральных электрических сетей, ООО «Омский завод сеток», в отношении которых ООО «Литейный завод» было произведено ограничение режима потребления электрической энергии, и впредь не совершать действий по ограничению режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, состоящих в договорных отношениях с ОАО «Омскэнергосбыт» по обеспечению энергоснабжения, иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.  

2. ООО «Литейный завод» установить пятидневный срок для исполнения настоящего предписания со дня его получения.

3. ООО «Литейный завод» об исполнении предписания информировать Омское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения с приложением подтверждающих документов. 

 

Председатель комиссии                                                                         
В.А. Кабаненко

 

Члены комиссии                                                                                    
В.М. Михеев                                                                                                                                                             
Н.В. Молчанов                                                                          
П.И. Асафов
Р.Х. Садыков

Связанные организации

Связанные организации не указаны