Предупреждение б/н Предупреждение № 04/23-15 о прекращении действий (бездействи... от 30 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е  №  04/23-15

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения

антимонопольного законодательства

 

16 июня 2015 года                                                                                                                   г. Омск

                                                                  

   Письмом Прокуратуры Омской области от 26.05.2015 № 189-2015/16662 в Омское УФАС России направлены материалы проверки, проведенной по обращению депутата Государственной Думы Зелинского Я.В. в интересах (Г…), (Д…) и (Е…).

   В указанном письме содержится следующая информация.

Постановлением Администрации города Омска от 18.06.2013 № 645-п ОАО «ОмскВодоканал» определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения города Омска в границах города Омска.

Согласно ч.ч. 2, 5 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договоры холодного водоснабжения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения.

Проверкой установлено, что в 1998 году товарищество индивидуальных застройщиков «Новая Московка» создано по инициативе застройщиков индивидуального строительства малоэтажного жилья в квартале индивидуальной застройки «Московка-3». В рамках строительства жилых домов членами товарищества осуществлено строительство инженерных систем водоснабжения и водоотведения, которые присоединены к сетям ОАО «ОмскВодоканал».

Между ОАО «ОмскВодоканал» и ТИЗ «Новая Московка» заключен договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 22.01.2009 № 17268, в рамках которого обеспечивались водоснабжением и водоотведением жилые дома членов товарищества.

В марте 2014 года (Д…), (Г…) и (Е…), ранее являвшимися членами ТИЗ «Новая Мюсковка», вышли из состава товарищества, в связи с чем 11.07.2014, 14.07.2014 обратились в ОАО «ОмскВодоканал» с заявлениями о заключении с ними непосредственных договоров холодного водоснабжения и водоотведения для нужд индивидуальных жилых домов № (…), (…), (…) по ул. (М…) в г. Омске соответственно.

В ответ на указанные заявления ОАО «ОмскВодоканал» письмами №№ 9972/14/14521, 9973/14/14617, 9970/14/14518 от 18.07.2014 сообщило указанным заявителям о порядке заключения договора холодного водоснабжения и водоотведения и о документах, которые должны быть представлены потребителями в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).

Учитывая, что указанные заявители не предоставили в ОАО «ОмскВодоканал» сведения и документы, предоставление которых предусмотрено нормами действующего законодательства для заключения договора холодного водоснабжения и водоотведения, ОАО «ОмскВодоканал» в соответствии с п. 29 Правил № 354 приостановило рассмотрение заявлений  (Д…), (Г…) и (Е…) и предложило заявителям предоставить в ОАО «ОмскВодоканал» необходимые для заключения договоров сведения и документы.

17.09.2014, 30.09.2014 в ОАО «ОмскВодоканал» от указанных заявителей поступили повторные заявления о заключении договоров холодного водоснабжения и водоотведения.

          ОАО «ОмскВодоканал» в своем письме № 14356/14/19743 приостановило рассмотрение заявления (Д…) о заключении договора холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе по причине отсутствия в представленном акте установления границ эксплуатационной ответственности границ раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей холодного водоснабжения и водоотведения непосредственно ОАО «ОмскВодоканал», а также в связи с отсутствием документов, подтверждающих присоединение в установленном законодательством порядке принадлежащего ей жилого дома к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения ОАО «ОмскВодоканал».

Аналогичные ответы даны ОАО «ОмскВодоканал» по результатам рассмотрения заявлений (Г…), (Е…).

Вместе с тем проверкой установлено, что истребование ОАО «ОмскВодоканал» от заявителей указанных документов является незаконным и необоснованным в силу следующего.

Исходя из п. 17 Правил № 354 ресурсоснабжающая организация предоставляет коммунальные услуги в том числе в случае подключения жилого дома (домовладения) через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках.

В соответствии с п. 23 Правил № 354 собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пп. «а» и «б» п. 9 и пп. «б» п. 10 Правил, в письменной форме путем подачи исполнителю по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с исполнителем способом подписанного собственником (одним из сособственников) заявления о заключении договора в 2 экземплярах, содержащего информацию, указанную в пп. «в», «г», «д», «з», «л» и «с» п. 19 и п. 20 Правил, и копий документов, указанных в п. 22 Правил.

К такой информации согласно пп. «в», «г», «д», «з», «л», «с» п. 19 Правил № 354 относятся сведения о потребителе; адрес жилого дома (домовладения), по которому предоставляются коммунальные услуги; наименование предоставляемой потребителю коммунальной услуги (коммунальных услуг); сведения о приборах учета; меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предоставленные потребителю коммунальных услуг в соответствии 6 законодательством Российской Федерации (в случае предоставления таких мер); срок действия договора.

В силу п. 20 Правил № 354 к заявлению гражданина о заключении договора по предоставлению коммунальной услуги также приобщаются сведения о реквизитах акта об определении границы раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (при наличии).

Вместе с тем, п. 20 Правил № 354 не предусмотрена обязанность заявителя представлять при заключении договора о предоставлении коммунальных услуг акта об определении границы раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения именно с ресурсоснабжающей организацией (исполнителем коммунальных услуг).

Кроме этого, в соответствии с указанной нормой собственник жилого дома к заявлению о заключении договора предоставляет сведения о реквизитах акта об определении границы раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения только при его наличии.

Обязанность заявителей по предоставлению при заключении договоров документов, подтверждающих присоединение в установленном законодательством порядке принадлежащих им жилых помещений к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения, Правилами № 354 не предусмотрена.

Истребование ОАО «ОмскВодоканал» у  (Д…), (Г…), (Е…) при заключении договоров о предоставлении коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению дополнительных документов, не предусмотренных Правилами № 354, нарушает права заявителей на заключение указанных договоров, на основании чего прокуратурой Ленинского административного округа г. Омска генеральному директору ОАО «ОмскВодоканал» внесено представление с требованием об устранении выявленных нарушений.

            Согласно ответу ОАО «ОмскВодоканал» № 5381/15/5240 от 14.04.2015, подписанному директором по правовым вопросам ОАО «ОмскВодоканал» (В…), представление прокуратуры Ленинского административного округа г. Омска отклонено, поскольку нарушений требований законодательства при рассмотрении обращений  (Д…), (Г…), (Е…) ОАО «Омскводоканал» допущено не было, от заявителей правомерно истребована не предусмотренная законом документация.

В обосновании своей позиции (В…) сообщено, что обязанность указанных граждан представить документы, подтверждающие присоединение в установленном законодательством порядке принадлежащих им жилых помещений к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения вытекает из п. 17 Правил № 354, а также того факта, что ОАО «ОмскВодоканал» не выдавало данным гражданам технические условия на подключение и разрешение на присоединение, а также не согласовывало соответствующее подключение ТИЗ «Новая Московка».

           Опрошенная прокуратурой округа (В…) пояснила, что в качестве документов, подтверждающих присоединение, (Г…) должны быть представлены условия подключения и разрешение на присоединение, а также акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.

            Вместе с тем  (Д…), (Г…), (Е…) представляли в заявлениях информацию о том, что ими был осуществлен выход из состава ТИЗ «Новая Московка», в установленном порядке подключенным к сетям ОАО «ОмскВодоканал», о чем свидетельствует заключенный договор ресурсоснабжения.

Копия договора ТИЗ «Новая Московка» с ОАО «ОмскВодоканал», а также копия выписки из протоколов общего собрания о выводе заявителей из состава товарищества, предоставлялась указанными гражданами в ОАО «ОмскВодоканал» одновременно с заявлениями.

            Таким образом, на момент подачи  (Д…), (Г…), (Е…) заявлений в ОАО «ОмскВодоканал» они уже были фактически присоединены к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения.

             Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения и Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства РФ» от 13.02.2006 № 83, а также иными нормативно-правовыми актами не предусмотрена выдача технических условий, разрешений на присоединение в случае если объект капитального строительства уже присоединен к сетям (за исключением случаев реконструкции объектов).

          ОАО «ОмскВодоканал» в ходе проверки не представлены доказательства, подтверждающие, что  (Д…), (Г…), (Е…) присоединены к сетям водоснабжения и водоотведения не в установленном порядке.

При этом перечень документов, изложенный в п. 22 Правил № 354, является исчерпывающим и не подлежит расширенному толкованию. Истребованные ОАО «ОмскВодоканал» документы в данном перечне отсутствуют.

Таким образом, (Д…), (Г…), (Е…) заведомо выдвинуты незаконные и неисполнимые условия заключения с ними договоров ресурсоснабжения.

На основании изложенного Прокуратурой Омской области сделан обоснованный вывод о том, что ОАО «ОмскВодоканал» в данном случае не вправе было приостанавливать рассмотрение заявлений граждан о заключении договоров холодного водоснабжения и водоотведения по причине отсутствия технических условий, разрешения на присоединение и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон с  ОАО «ОмскВодоканал».

Изложенные в письме прокуратуры обстоятельства основаны на фактах, содержащихся в приложенных документах.

Так, подключение жилых домов № (…), (…), (…) по ул. (М…) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения через сети ТИЗ «Новая Московка» подтверждают схемы границ эксплуатационной ответственности строн по сетям водоснабжения и канализации, представленные ОАО «ОмскВодоканал» гражданами  (Д…), (Г…), (Е…).

Кроме того, в приложенных письмах ОАО «ОмскВодоканал» от 17.10.2014 № 14355/14/19742, № 14356/14/19743,  № 14358/14/20730, направленных гражданам  (Д…), (Г…), (Е…), содержится сообщение о приостановлении рассмотрения до 21.01.2015 г. их заявлений от 17.09.2014 г. и от 30.09.2014 г. о заключении договоров, что мотивировано несоответствием заявлений требованиям подпунктов «в», «г», «д», «з», «л», «с» пункта 19 Правил № 354, а таже требованиям пунктов 20 и 22 Правил № 354.

Анализ документов (в копиях), приложенных к заявлениям граждан, поданным в июле и сентябре 2014 г., указывает на то, что эти докуметы содержат достаточную информацию, требования о которой содержатся в указанных выше подпунктах и  пунктах Правил № 354, что свидетельствует о необоснованном приостановлении ОАО «ОмскВодоканал»  рассмотрения заявлений этих граждан.

Тот факт, что указанными гражданами не представлена информация о вводе в эксплуатацию установленных приборов учета воды и их опломбировании не может быть причиной уклонения от заключения с ними договоров водоснабжения и водоотведения, поскольку пунктом 20 Правил № 354 предусмотрена возможность заключения договора и при отсутствии прибора учета.

Более того, из представленных заявителями ОАО «ОмскВодоканал» документов следует, что приборы учета воды абонентами установлены, а ввод их в эксплуатацию возможно осуществить в установленном Правилами № 354 порядке после заключения договоров водоснабжения и водопотребления. 

   В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ОАО «ОмскВодоканал» занимает доминирующее положение на товарных рынках услуг по холодному водоснабжению и водоотведению в географических границах территории города Омска, охваченного присоединенными инженерными сетями для оказания услуг по холодному водоснабжению и водоотведению.

   В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе  экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 5 части 1 статьи 10).

На основе анализа указанной информации Прокуратуры Омской области,  приложенных к письму материалов, а также положений Правил № 354, Омским УФАС России в действиях ОАО «ОмскВодоканал» установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со статьей  39.1 Федерального закона от 26.07.2006    № 135-ФЗ «О защите  конкуренции» Омское УФАС России

 

предупреждает

 

            ОАО «ОмскВодоканал» о необходимости прекращения указанных выше действий, нарушающих положения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и устранения их последствий, для чего следует в течении 10 календарных дней со дня получения предупреждения осуществить мероприятия, направленные на заключение с (Г…), (Д…) и (Е…) договоров водоснабжения и водоотведения в соответствии с положениями, предусмотренными Правилами № 354.

            О  выполнении  настоящего предупреждения необходимо сообщить  в  Омское УФАС России в   течение  трех  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения.

 

И.о. руководителя управления                                                                         В.А. Кабаненко

Связанные организации

Связанные организации не указаны