Решение б/н Дело № 04/26-12 в отношении ОАО «Омскэнергосбыт» от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е  №  04/26-12

 

09.08.2012                                                               
город Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России, антимонопольный орган) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 04/26-12 в составе:

В.А. Кабаненко - заместителя руководителя, председателя Комиссии,

Г.П. Ситниковой - начальника отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,

В.М. Михеева - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,

Р.Х. Садыкова - ведущего специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,

в отсутствие П.И. Асафова - ведущего специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,

 

в присутствии:


заявителя - <…>(предъявлен паспорт),

представителя ответчика - <…> (доверенность от 10.01.2012 № 28-08/27, паспорт <...> <…> (удостоверение),

 

рассмотрев в двух заседаниях: от 03.07.2012 (с перерывом до 09.07.2012) и 26.07.2012 материалы настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства № 04/26-12, возбужденного в отношении ОАО «Омскэнергосбыт» (адрес: г. Омск, ул. Маршала Жукова, д. 74, корп. 2) по заявлению <…> по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Омское УФАС Росси обратился гражданин <…> (далее в т.ч. – Заявитель, абонент, потребитель) с заявлением в отношении ОАО «Омскэнергосбыт» о нарушении антимонопольного законодательства, выразившегося в нарушении порядка приостановления предоставления коммунальных услуг по электроснабжению принадлежащего заявителю жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: г. Омск, ул. <…>.
Согласно представленным материалам, 02.04.2012 Ответчиком была приостановлена подача электрической энергии в квартиру заявителя по вышеуказанному адресу. Уведомление о факте приостановления подачи электрической энергии, также имеющееся в материалах дела, было обнаружено заявителем у своей квартиры в тот же день.

02.04.2012 заявитель обратился в департамент продаж ОАО «Омскэнергосбыт» по адресу, указанному в уведомлении, где ему пояснили, что у него имеется задолженность по оплате за потребленную электроэнергию и только после погашения задолженности и оплаты работ по повторному подключению к сетям электроснабжение будет восстановлено. В связи с этим заявитель был вынужден оплатить две квитанции – за потребленную электроэнергию в сумме 2 816,05 руб. и за «отключение (подключение) 1-фазного ввода абонентов, нарушивших условия договора» в размере 1 288 руб., что подтверждается фискальным чеком платежного терминала ОАО «Омскэнергосбыт». Через несколько часов после оплаты квитанций, 02.04.2012 электроснабжение было восстановлено.

Как следует из заявления, приостановление подачи электрической энергии осуществлено без каких-либо предварительных предупреждений (уведомлений).

Заявитель также поясняет, что оплачивает потребленную электроэнергию в полном объеме и своевременно, на основании показаний индивидуального прибора учета № 50837515, по квитанциям ОАО «Омскэнергосбыт». При этом образование задолженности заявитель объяснил тем, что ОАО «Омскэнергосбыт» самостоятельно указывает в квитанциях завышенный объем потребленной заявителем электрической энергии. При этом данный объем никак не связан с показаниями вышеуказанного индивидуального прибора учета.

Также Заявитель пояснил, что лицевой счет в ОАО «Омскэнергосбыт» оформлен на имя его жены Павловой Е.Б., соответственно квитанции и уведомления приходят на ее имя.

Согласно подпункту «а» пункта 80 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг гражданам) исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 3 ежемесячных размера платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.

В соответствии с пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, исполнитель при наличии вины потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в случае, указанном в подпункте "а" пункта 80 данных Правил, в следующем порядке:

а) исполнитель направляет (в письменной форме) потребителю уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 1 месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено. Перечень этих услуг прилагается к уведомлению, которое доводится до сведения потребителя путем вручения под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) по указанному им почтовому адресу;

б) при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя;

в) в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, в действиях ОАО «Омскэнергосбыт» содержатся признаки нарушения запрета на злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, результатом которого может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Приказом руководителя Омского УФАС России от 14.06.2012 № 115 в отношении ОАО «Омскэнергосбыт» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 04/26-12, по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Из пояснений ОАО «Омскэнергосбыт» следует, что приостановление подачи электрической энергии произведено в связи с имеющейся у гр. <…> задолженностью, которая на 01.09.2011 составила 1289,7 руб. за бытовое потребление и 1031,16 руб. за общедомовые нужды. Предупреждение о приостановлении предоставления коммунальной услуги вместе с квитанцией за сентябрь 2011 года, исполненные на одном листе бумаги формата А-4 были вручены абоненту 15.09.2011, однако он отказался от подписи, о чем 15.09.2011 составлен соответствующий акт, подписанный двумя свидетелями <…>. Повторное предупреждение и квитанция за октябрь 2011 года, исполненные также на одном листе, были вручены заявителю 15.10.2011, однако от подписи он отказался.

Задолженность заявителем не была погашена, и по состоянию на 01.12.2011 составила 1818,98 руб. В связи с задолженностью ОАО «Омскэнергосбыт», 14.12.2011 приостановил подачу электрической энергии первый раз (о чем заявитель не сообщает).

Факт повторного приостановления электроснабжения квартиры заявителя 02.04.2012 ОАО «Омскэнергосбыт» подтверждает и поясняет, что подача электроэнергии после погашения задолженности и оплаты отключения (подключения) 1-фазного ввода абонентов, нарушивших условия договора была восстановлена в тот же день 02.04.2012.

Из письменных пояснений Ответчика (от 20.07.2012 № 28-15/1131) и устных пояснений его представителей, данных ими на заседании Комиссии следует, что основанием приостановления подачи электрической энергии Заявителю послужила образовавшаяся у него с июня 2008 года задолженность по оплате за потребленную электроэнергию.

На дату первичного введения ограничения 14.12.2011 и на дату повторного введения ограничения 02.04.2012 у потребителя имелась неоплаченная задолженность за потребленную электрическую энергию в количестве 578 кВт/ч.

Заявитель был уведомлен о необходимости погашения заложенности и 15.09.2012 предупрежден о возможном ограничении в случае непогашения задолженности. В частности квитанция с предупреждением, исполненные на одном листе бумаги формата А-4 были вручены абоненту, который от подписи отказался. При этом в подтверждение данных обстоятельств Ответчик представил копию акта от 15.09.2011, в котором указано, что квитанция с предупреждением абоненту, проживающему по адресу: <…> вручена, от подписи абонент отказался. Данный акт подписан свидетелями <…>Также из материалов дела, в частности из справок о расчетах по лицевому счету № 83042500969 на 01.05.2012, следует, что <…> является агентом отдела продаж по Октябрьскому округу г. Омска ОАО «Омскэнергосбыт».

Далее, как следует из пояснений Ответчика, имеющуюся задолженность абонент не погасил, в результате чего 18.10.2011 электромонтеру <…>была выдана заявка на выполнение работ по отключению от электросна бжения квартиры <…>. Заявка выполнена не была в связи с отсутствием доступа в подъезд.

Лишь 14.12.2011 было произведено фактическое отключение квартиры Заявителя от электроснабжения. В подтверждение данного обстоятельства Ответчик представил копию отчета техника о том, что квартира Заявителя была отключена от электроснабжения.

В последующем, как указывает ОАО «Омскэнергосбыт», <…> было осуществлено самовольное подключение к системе электроснабжения. Выявление данного факта и послужило основанием для введения ограничения потребления электрической энергии 02.04.2012, после которого потребителем была произведена оплата имеющейся задолженности за электроэнергию в сумме 1844,07 руб., оплата задолженности за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды 924,31 руб., а также расходов, связанных с подключением к системе электроснабжения в размере 1288 руб.

Согласно с подпункту «в» пункта 53 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, потребителю запрещается самовольно присоединяться к внутридомовым инженерным системам или присоединяться к ним в обход коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета.

Согласно пункту 174 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 (далее – Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии), действовавших на дату введения ограничения 02.04.2012 и применимых, по мнению Ответчика, к данным правоотношениям, в случае выявления фактов бездоговорного потребления электрической энергии, ограничение режима потребления вводится по инициативе сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства), к электрической сети которого технологически присоединено энергопринимающее устройство указанного потребителя или лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии.

В соответствии с пунктом 179 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии, отказ потребителя от признания задолженности или указанного в письменном уведомлении размере задолженности не является препятствием для введения ограничения режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств.

Согласно пункту 179 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии, инициатор введения ограничения вправе потребовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке компенсации потребителем затрат, понесенных инициатором введения ограничения в связи с введением ограничения режима потребления и в связи с восстановлением режима потребления.

Данными требованиями указанных нормативно-правовых актов Ответчик мотивировал свои действия по ограничению режима потребления электрической энергии в квартире Заявителя 14.12.2011 в связи с задолженностью и 02.04.2012 в связи с самовольным, по мнению Ответчика, присоединением Заявителя к системам электроснабжения.

Относительно сформировавшейся у Заявителя задолженности ОАО «Омскэнергосбыт» пояснило следующее.

Задолженность за потребленную электроэнергию в количестве 260 кВт/ч у Заявителя существует с июня 2008 года. В 2010 году потребителем производились следующие оплаты:

- в ноябре 2010 года за расчетный период - октябрь 2010 года, в квитанции указаны показания счетчика – 19459 кВт/ч, оплата произведена в соответствии с этими показаниями,

- декабре 2010 года за расчетный период - ноябрь 2010 года, показания счетчика в квитанции указаны не были, либо не переданы в реестрах принимавшей платеж кредитной организации (банка, почтового отделения), оплата произведена в сумме 1029,15 руб., исходя из этой суммы показания счетчика соответствуют значению 19909 кВт/ч,

- в январе 2011 года за расчетный период - декабрь 2010 года оплата не производилась,

- в феврале 2011 года за расчетный период - январь 2011 года, в квитанции абонентом указаны показания прибора учета на начало данного периода 20 228 кВт/ч.

Таким образом, за расчетный период - декабрь 2010 года оплата потребленной Заявителем электрической энергии в количестве 318 кВт/ч Ответчику не поступала.

Следовательно, по мнению Ответчика, «как на дату первичного введения ограничений 14.12.2011, так и на дату повторного введения ограничений 02.04.2012 у потребителя имелась неоплаченная задолженность за потребленную электроэнергию в количестве 578 кВт/ч».

Заявитель не согласился с наличием у него задолженности, пояснил, что оплату за потребленную электроэнергию вносил в полном объеме исходя из показаний счетчика. В подтверждение своих выводов добавил, что в квитанции за январь 2011 года по состоянию на 01.01.2011 задолженность у него за потребленную электроэнергию отсутствовала.

Данное обстоятельство Ответчик объясняет тем, что «в квитанции не было указано наличие или отсутствие задолженности по оплате ранее потребленной электрической энергии». При этом как в ранее направлявшихся потребителю квитанциях, так и в квитанциях за последующие расчетные периоды было указано о наличии непогашенной задолженности.

Рассмотрев материалы дела № 04/26-12, выслушав объяснения Заявителя и представителя Ответчика, Комиссия установила следующее.

В материалах дела № 04/26-12 о нарушении антимонопольного законодательства имеется документ «Уведомление о факте приостановления подачи электрической энергии» от 02.04.2012, согласно которому «представителем ОАО «Омскэнергосбыт» <…> в отношении абонента <…>., проживающего по адресу: <…>при проверке погашения задолженности составлен настоящий акт о том, что на 02.04.2012 не оплачена задолженность за электроснабжение индивидуальное (квартирное потребление) в сумме 1154 руб., электроснабжение мест общего пользования 706 руб.… Согласно ст. 523 ГК РФ за неоднократное нарушение сроков оплаты произведено приостановление подачи электрической энергии абоненту до полного погашения задолженности. Приостановление подачи электрической энергии произведено посредством отключения электроснабжения от коммуникаций в месте установки электросчетчика № 37515, показания электросчетчика на момент приостановления энергоснабжения составляли 23355… Настоящий акт-предписание составлен в 2 экземплярах. Один экземпляр вручен абоненту…». При этом подпись абонента в данном уведомлении отсутствует.

В соответствии с пунктом 80 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнитель (в данном случае и далее – ОАО «Омскэнергосбыт») вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг.

Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 3 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.

В соответствии с пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, исполнитель при наличии вины потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в случае, указанном в подпункте "а" пункта 80 данных Правил, в следующем порядке:

а) исполнитель направляет (в письменной форме) потребителю уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 1 месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено. Перечень этих услуг прилагается к уведомлению, которое доводится до сведения потребителя путем вручения под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) по указанному им почтовому адресу;

б) при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя;

в) в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Согласно пункту 2 указанных Правил ресурсоснабжающей организацией является  юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ (ред. от 29.06.2012) "Об электроэнергетике" гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, обязанная в соответствии с данным Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

В процессе рассмотрения дела № 04/26-12 установлено, что ОАО «Омскэнергосбыт» заключен договор энергоснабжения № 92-7267 от 15.06.2009 с ЗАО «УК «Партнер-гарант». Последнее осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе многоквартирном доме <…> , в котором проживает Заявитель.

Согласно условиям договора Ответчик по поручению ЗАО «УК «Партнер-гарант», действующему в интересах потребителей, проживающих в домах, находящихся в его управлении, от имени и за счет средств потребителей предъявляет абонентам квитанции к оплате за потребленную ими электроэнергию и осуществляет сбор денежных средств по этим квитанциям.

Следовательно, задолженность потребителей, складывающаяся в результате неоплаты последними услуг гарантирующего поставщика, является задолженностью потребителей перед гарантирующим поставщиком.

Таким образом, в соответствии с порядком, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, Ответчик при наличии вины гр. Павлова С.Н. вправе был после предупреждения в письменной форме приостановить или ограничить предоставление услуги электроснабжения (при наличии задолженности по оплате коммунальной услуги электроснабжения) в следующем порядке (пункт 81 Правил):

а) направить в письменной форме потребителю уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 1 месяца с момента направления уведомления предоставление ему услуги электроснабжения может быть приостановлено и (или) ограничено. Уведомление должно было быть доведено до сведения абонента путем вручения под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) по указанному абонентом почтовому адресу;

б) при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока Ответчик вправе ограничить предоставление указанной в уведомлении услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя;

в) и только в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления услуги электроснабжения, Ответчик имел право приостановить предоставление услуг электроснабжения.

Как следует из материалов настоящего дела, предоставление Заявителю услуги по электроснабжению Ответчиком было приостановлено дважды: 14.12.2011 и 02.04.2012.    Таким образом, как первому, так и второму приостановлению электроснабжения за месяц должно было предшествовать уведомление о приостановлении электроснабжения в случае отсутствия оплаты задолженности в течение 1 месяца. В случае неоплаты в течение указанного периода задолженности, приостановлениям электроснабжения, за три дня должно было предшествовать соответствующее предупреждение.

Оба документа (уведомление и предупреждение) должны были составляться в письменном виде и вручаться абоненту под расписку или направляться заказным письмом с описью вложения.

Таким образом, ОАО «Омскэнергосбыт» не выполнил указанные требования Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при ограничении или приостановлении оказания услуг по электроснабжению квартиры гр. <…>., осуществленном 14.12.2011. Доказательств вручения Заявителю предупреждения за три дня до приостановления электроснабжения его квартиры и уведомления за месяц до указанного предупреждения ОАО «Омскэнергосбыт» не представил.

Акт, составленный свидетелями <…> таким документом не является, поскольку в случае отказа абонента от подписи, такой акт ответственному представителю ОАО «Омскэнергосбыт» необходимо было составить в присутствии двух незаинтересованных свидетелей, либо отправить уведомление заказным письмом по почте.

Это обстоятельство указывает на то, что приостановление электроснабжения квартиры Заявителя 14.12.2011 было незаконным, нарушающим установленный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам порядок приостановления, а значит и права и законные интересы Заявителя.

В этой связи последующее потребление Заявителем электроэнергии (оплаченной им) в течение более чем трех месяцев, с 14.12.2011 до приостановления электроснабжения 02.04.2012, не может считаться бездоговорным потреблением. Соответственно и само приостановление 02.04.2012 Ответчиком электроснабжения Заявителя не является устранением самовольного подключения Заявителя к системам электроснабжения. Следовательно, приостановление электроснабжения 02.04.2012 также должно было осуществляться с соблюдением соответствующего порядка, предусмотренного пунктами 80 и 81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

Доказательств вручения или направления заказным письмом соответствующего предупреждения за три дня до приостановления 02.04.2012 оказания услуг энергоснабжения и уведомления за месяц до указанного предупреждения Ответчик также не представил.

Ссылка Ответчика на пункт 174 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии не обоснована, так как действие данного нормативно-правового акта не регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг и не распространяются на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Более того, согласно абзацу 2 пункта 78 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, приостановление подачи электрической энергии в рамках оказания коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, оба приостановления оказания услуг электроснабжения 14.12.2011 и 02.04.2012 осуществлены с нарушением пунктов 80 и 81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

Комиссия Омского УФАС России, рассмотрев представленные Заявителем и Ответчиком документы, выслушав их доводы, пришла к выводу о том, что неправомерность начисления ОАО «Омскэнергосбыт» платы за потребление электрической энергии в квартире Заявителя последним надлежащим образом не доказана.

В соответствии с пунктом 3.8. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007 № 5, принятие решения об установлении доминирующего положения осуществляется Комиссией в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Пунктом 3.6.5. вышеназванного Административного регламента, предусмотрено, что определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов (далее Реестр), с долей более пятидесяти процентов и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется  на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.

ОАО «Омскэнергосбыт» приказами Омского УФАС России от 21.03.2006 № 16-ОД   (с изм. от 10.08.2011 № 206/55) включено в региональный раздел Реестра на товарном рынке электрической энергии (розничный рынок) с долей более пятидесяти процентов в географических границах Омской области.

На основании изложенного Комиссией принято решение об установлении доминирующего положения ОАО «Омскэнергосбыт» на розничном рынке электроэнергии с долей более 50 процентов в географических границах Омской области.

На основании изложенного, Комиссия Омского УФАС России, учитывая факт приостановления 14.12.2011 и 02.04.2012 предоставления услуги электроснабжения жилого помещения гр. <…>, делает вывод о том, что при наличии у ОАО «Омскэнергосбыт» оснований для приостановления и (или) ограничения предоставления гр. <…> услуг по электроснабжению ОАО «Омскэнергосбыт» не соблюдены:

- сроки и порядок вручения уведомлений  о приостановлении и (или) ограничении предоставления услуги электроснабжения, сроки и порядок приостановления и (или) ограничения предоставления услуги электроснабжения (подпункты «а» и «б» пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам);

- режимы электроснабжения: вместо ограничения предоставления услуги электроснабжения (подпункт «б» пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам) 14.12.2011 и 02.04.2012 были приостановлены подача электрической энергии (услуги электроснабжения), в то время как приостановление подачи электрической энергии  допускается по истечении одного месяца после введения ограничения, т.е. после 14.01.2012 и 02.05.2012 соответственно (подпункт «в» пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам), что рассматривается Комиссией как ущемление интересов абонента - потребителя коммунальных услуг - гр. <…>. В этой связи необоснованным является и взимание с Заявителя стоимости отключения (подключения) однофазного ввода в здание бытового потребителя, нарушившего условия договора купли-продажи электрической энергии в размере 1288 руб.

Таким образом, ОАО «Омскэнергосбыт» произвел приостановление подачи электрической энергии в нарушение порядка, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, чем ущемил интересы заявителя.

Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу, что действия ОАО «Омскэнергосбыт» нарушают запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, предусмотренный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1.  На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с пунктами 3.6.5 и 3.8 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утверждённого Приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007 № 5 и в соответствии с Приказом Омского  УФАС  России  от  21.03.2006  № 16-ОД  (в  редакции  от  10.08.2011  №  206/55) «О внесении изменений в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35 процентов», установить доминирующее положение ОАО «Омскэнергосбыт» на розничном рынке электроэнергии в географических границах Омской области.

2. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия ОАО «Омскэнергосбыт» по приостановлению подачи электрической энергии гр. <…>., проживающему по адресу: <…> совершенные 14.12.2011 и 02.04.2012 с нарушением порядка ограничения или приостановления подачи электрической энергии, предусмотренного подпунктами «а», «б», «в» пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», результатом чего явилось ущемление интересов гр. Павлова С.Н., проживающего по указанному адресу.

3. Выдать ОАО «Омскэнергосбыт» предписание, содержащее требование:

  • о совершении в срок до 03.09.2012 действий, направленных на предупреждение нарушений порядка ограничения или приостановления подачи электрической энергии гражданам (абонентам, потребителям), проживающим в жилых домах и состоящих в договорных отношениях с ОАО «Омскэнергосбыт» по обеспечению электроснабжения для коммунально-бытовых нужд, и осуществление ограничения или приостановления подачи электроэнергии не иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренных действующим жилищным законодательством Российской Федерации;
  • об уведомлении Омского УФАС России об исполнении предписания № 04/26-12 от 09.08.2012 в течение пяти дней со дня его исполнения.

4. Материалы дела № 04/26-12 передать уполномоченному лицу Омского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам нарушения статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель комиссии                                                                                    
В.А. Кабаненко
 

Члены Комиссии                                                                                                 
Г.П. Ситникова                                                                                                                              
В.М. Михеев                                                                                                                           
Р.Х. Садыков

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны