Предупреждение б/н Предупреждение № 04/28-15 о прекращении действий (бездействи... от 30 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е  №  04/28-15

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения

антимонопольного законодательства

 

29 июня 2015 года                                                                                                        г. Омск

                                                                  

В Омское УФАС России 05 июня 2015 г. поступило заявление гражданина (К…), которым обжалованы действия ОАО «Омскоблгаз» по уклонению от заключения договора на подключение к сетям газораспределения принадлежащего ему жилого дома № (…) по ул. (И…) в селе (Н…) Омского района, Омской области.

В процессе рассмотрения заявления установлено следующее.

21.11.2014 г. ОАО «Омскоблгаз» выдало (К...) технические условия № 03-23-13055 на присоединение к сети газоснабжения жилого дома № (…) по ул. (И…) в с. (Н…), которыми определено подключение от существующего наземного стального газопровода низкого давления, проходящего рядом с домом № (…).

29.04.2015 г. (К…) ценным письмом (почтовый индикатор 64403784013842) направил в ОАО «Омскоблгаз» заявку о подключении, которая по сведениям сайта Омского почтамта была получена Обществом 19.05.2015 г.

После получения заявки в 30-дневный срок, установленный пунктом 74 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 г. № 1314 (далее – Правила № 1314) ОАО «Омскоблгаз» не направило в адрес заявителя подписанные экземпляры договора о подключении.

На запрошенную Омским УФАС России информацию о причинах уклонения ОАО «Омскоблгаз»  от заключения с (К…), договора о подключении, от Общества поступило письмо от 25.06.2015 г. № 1057-08, в котором содержится необоснованное утверждение о том, что заключение договора с (К…) не представляется возможным. Указанное мотивировано тем, что газопровод низкого давления проходит по земельному участку заявителя, в связи с чем необходимо только осуществить фактическое присоединение (врезку), а Правилами № 1314 не урегулирован порядок заключения договора на фактическое присоединение.

Необоснованность данного довода ОАО «Омскоблгаз» заключается в следующем.

Анализ положений Правил № 1314 свидетельствует о том, что фактическое присоединение (врезка) к сети газораспределения является составной частью мероприятий по подключению, которые должны быть включены в договор о подключении.

В частности, об этом свидетельствует норма пункта 2 Правил № 1314, которой установлено, что подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения это совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения;

Необходимо также учитывать, что в содержание организационных и технических действий при осуществлении подключения в соответствии с пунктом 97 Правил № 1314 входят мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включающие в себя:

а) разработку исполнителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении;

б) разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

в) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;

г) проверку исполнителем выполнения заявителем технических условий;

д) осуществление исполнителем фактического подключения объектов капитального строительства заявителя к сети газораспределения и проведение пуска газа.

О необходимости заключения договора о подключении к сети газораспределения свидетельствуют также положения пункта 83 Правил № 1314, которыми предусмотрены существенные условия договора о подключении, включающие перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению, выполняемых заявителем и исполнителем, а также обязательства сторон по выполнению этих мероприятий (подпункт «а»), и другие условия подключения.

При этом следует отметить, что поскольку сеть газораспределения уже построена и проходит рядом с домом заявителя ( пункт 4 ТУ № 03-23-13055), с учетом положений подпункта «а» пункта 83 Правил № 1314 в договор о подключении должны быть включены мероприятия, предусмотренные подпунктами «б», «в», «г», «д» пункта 97 и подпунктом «д» пункта 100 Правил № 1314, которым предусмотрено, что заявитель обязан внести плату за технологическое присоединение в размере и сроки, которые установлены договором о подключении.

Следовательно, тот факт, что уже построенная сеть газораспределения проходит по земельному участку (К…), не исключает необходимости заключения с заявителем договора о подключении, в рамках исполнения которого  ОАО «Омскоблгаз» необходимо выполнить обязательства исполнителя по фактическому подключению (включая врезку) жилого дома (К…) к предусмотренной техническими условиями сети газораспределения.

Необходимо также отметить, что Правила № 1314 не предусматривают направления отдельной заявки на выполнение работ по фактическому присоединению объекта к сети газораспределения, о которой говорится в письме ОАО «Омскоблгаз» от 25.06.2015 г., поскольку все мероприятия по подключению должны быть выполнены в рамках договора о подключении, который необходимо заключить на основании заявки (К…) о подключении, полученной ОАО «Омскоблгаз» 19.05.2015 г.

Кроме того в письме ОАО «Омскоблгаз» от 25.06.2015 г. № 1057-08 содержится необоснованный довод о том, что до подключения объекта к сети газораспределения потребитель должен заключить договор на техническое обслуживание ВДГО и договор поставки газа.

Анализ нормативных правовых актов, действующих в сфере газоснабжения, позволяет сделать вывод о том, что заключению указанных договоров должны предшествовать мероприятия по подключению объекта к сети газораспределения в соответствии с Правилами № 1314, о чем свидетельствуют следующие положения нормативных правовых актов.

 Пункт 3 Правил № 1314, устанавливающий порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, не предусматривает обязанности потребителя по осуществлению действий, направленных на предварительное заключение указанных выше договоров на техническое обслуживание ВДГО и поставки газа.

Раздел VI Правил № 1314, предусматривающий порядок заключения договора о подключении к сетям газораспределения, в перечне документов представляемых для заключения договора о подключении, не содержит ссылки на необходимость представления  договора на техническое обслуживание ВДГО и договора поставки газа.

Кроме того, пунктом 9 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. № 549 (далее – Правила № 549) , предусмотрено, что для заключения договора поставки газа заявитель направляет оферту с приложением документов, в числе которых значится копия акта об определении границы раздела собственности (подпункт «м» пункта 9 Правил), а подпунктом «а» пункта 13 Правил № 549 установлено, что основанием для отказа от заключения договора является отсутствие у заявителя газопровода, входящего в состав внутридомового газового оборудования, присоединенного к газораспределительной сети либо резервуарной или групповой баллонной установке.

При этом факт технологического присоединения объекта к сети газораспределения должен иметь документальное оформление, о чем говорится в пункте 103 Правил № 1314.

В связи с указанным документы: акт об определении границы раздела собственности и акт о подключении (технологическом присоединении) (К…) может получить от ОАО «Омскоблгаз» только после проведения мероприятий по подключению (технологическому присоединению), по результатам которых стороны составляют акт разграничения имущественной принадлежности, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акт о подключении (технологическом присоединении), что предусмотрено пунктом 103 Правил № 1314.

Выше указано, что мероприятия по подключению предусмотрены пунктом 97 Правил № 1314 и осуществляются в рамках договора о подключении к сети газораспределения.

Таким образом, по результатам рассмотрения заявления (К…) от 05.06.2015 г.  установлено, что в действиях ОАО «Омскоблгаз» усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

С учетом сложившейся судебной практики подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения не образует самостоятельного рынка услуг, а является составной частью процесса предоставления  услуг по транспортированию и распределению газообразного топлива по газораспределительным сетям среди потребителей, поскольку услуги по подключению к сетям газораспределения оказываются непосредственно с целью последующей транспортировки газа потребителям, и самостоятельного значения вне указанной цели не имеют.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» оказание услуг по транспортировке газа по трубопроводам отнесено к числу сфер деятельности субъектов естественной монополии, следовательно, в силу указанного Закона ОАО «Омскоблгаз»  является субъектом естественной монополии на рынке услуг по транспортированию и распределению газообразного топлива по распределительным сетям газоснабжения среди потребителей.

В силу  части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

  В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе  экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 5 части 1 статьи 10).

  На основании изложенного Омским УФАС России в действиях ОАО «Омскоблгаз» по необоснованному уклонению от заключения с (К…) договора о подключении жилого дома № (…) по ул. (И…) в селе (Н…) Омского района, Омской области к сети газораспределения  установлены признаки нарушения, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

  В соответствии со статьей  39.1 Федерального закона от 26.07.2006    № 135-ФЗ «О защите  конкуренции» Омское УФАС России   

предупреждает

ОАО «Омскоблгаз» о необходимости прекращения указанных выше действий, нарушающих положения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и устранения их последствий, для чего следует в течении 10 календарных дней со дня получения предупреждения осуществить мероприятия, направленные на заключение с (К…) договора о подключении указанного выше жилого дома № (…) по ул. (И…) в селе (Н…) к сети газораспределения в соответствии с положениями Правил № 1314.

         О  выполнении  настоящего предупреждения ОАО «Омскоблгаз» необходимо  сообщить  в  Омское УФАС России в течение  трех  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения.

 

И.о. руководителя управления                                                                    В.А. Кабаненко

Связанные организации

Связанные организации не указаны