Решение б/н Дело №04/37-15 в отношении АО «Петербургская сбытовая компан... от 22 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е  № 04/37- 15

Резолютивная часть оглашена 14 октября 2015 года

изготовлено в полном объеме 22 октября 2015 года                                                                                                                                                                                                                                            г. Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

<…>–руководителя управления, председателя Комиссии;

<…>– начальника отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

<…>– главного специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

<…>- главного специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

<…>– эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,

при участии представителя ответчика акционерного общества «Петербургская сбытовая компания» –<…>;

в отсутствие:

заявителя – <…>;

лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах – общества с ограниченной ответственностью «Омская энергосбытовая компания»,

рассмотрев дело, возбужденное приказом руководителя Омского УФАС России от 28 сентября 2015 года № 217 по признакам нарушения акционерным обществом «Петербургская сбытовая компания» (далее – АО «Петербургская сбытовая компания») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о конкуренции), 

У С Т А Н О В И Л А:

1. Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении акционерного общества «Петербургская сбытовая компания» (далее – АО «Петербургская сбытовая компания», Общество, Ответчик) послужило заявление гр. <…>, поступившее из прокуратуры Октябрьского АО г. Омска 28.08.2015 вх. №7992 (далее – Заявитель).

2. Из заявления гр. <…> следует, что ООО «Омская энергосбытовая компания» в течение недели (30.07.2015 г. и 05.08.2015 г.) было дважды прекращено электроснабжение в жилом помещении, расположенным по адресу: <…>, в котором она владеет комнатой, при отсутствии задолженности за потребленную электроэнергию, чем ущемлены ее интересы.

В подтверждение доказательств отсутствия задолженности Заявителем были предоставлены квитанции на оплату электрической энергии.

12.10.2015 г. в Омское УФАС России поступило от гр. <…> заявление, которым она сообщила, что «претензий по энергосбыту не имеет».

3. Согласно представленным АО «Петербургская сбытовая компания» и ООО «Омская энергосбытовая компания» письменным пояснениям и документам следует, что в Омской области с 01.03.2014 года по настоящее время гарантирующим поставщиком электрической энергии (мощности) является АО «Петербургская сбытовая компания», от лица которого в Омской области выступает ООО «Омская энергосбытовая компания» на основании агентского договора № <…>.

Из письменных пояснений ООО «Омская энергосбытовая компания» (далее - ООО «ОЭК»), представленных по запросу антимонопольного органа, следует, что начисление платы за электроснабжение жилых помещений ООО «Омская энергосбытовая компания» (как агент гарантирующего поставщика - акционерного общества «Петербургская сбытовая компания») производит, начиная с марта 2014 года; начисление платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в марте 2014 года, - с апреля 2014 года.

На основании данных, предоставленных ООО «ОЭК» предыдущим гарантирующим поставщиком  электрической энергии – ПАО «МРСК Сибири», в марте 2014 года, по адресу: <…>, было открыто два лицевых счета: № <…> на гр. <…> и № <…>на гр. <…>, как на самостоятельные жилые помещения. Индивидуальные приборы учета электроэнергии в означенных жилых помещениях отсутствуют, начисление размера платы за потребленную электроэнергию производилось по нормативу потребления коммунальных услуг по электроснабжению (для жилых домов с газовыми плитами с высотой потолков до 2,7 метра, согласно приложению № 1 к приказу РЭК Омской Области от 15 августа 2012 года № 136/38), а с 1 января 2015 года  – с учетом начисления повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальной услуги, согласно приложению № 1 к приказу РЭК Омской Области от 17 декабря 2014 года № 537/74.

В письменных пояснениях, поступивших в антимонопольный орган 10.09.2015 г. вх. №8388, ООО «ОЭК» указало, что гр. <…> (лицевой счет № <…>)  задолженности за потребленную электроэнергию на текущую дату не имеет.

По состоянию на 08.09.2015 по адресу: <…>, лицевой счет № <…>, плательщик <…>имеет задолженность:

- за электроэнергию в сумме <…>;

- за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, в сумме <…>руб.;

- пени в сумме <…>руб.

В связи с возникновением задолженности у гр. <…> за потребленную электрическую энергию, размер которой превышает сумму 2 месячных размеров платы за электроэнергию, исчисленных исходя из норматива потребления данного ресурса, в отношении указанного потребителя было введено ограничение потребления электрической энергии в порядке, установленном пунктом 117 и пунктом 119 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее – Правила № 354) 16.10.2014 гр. <…> было направлено заказное письмо, в котором содержалось предупреждение о том, что в случае непогашения задолженности за потребленную электроэнергию (<…>рублей – за электроэнергию и <…>рублей – за электроэнергию потребленную на общедомовые нужды) в течении 20 дней, электроснабжение по адресу  <…> будет ограничено.

Как указано в письменных пояснениях гарантирующего поставщика, в течение установленного в означенном предупреждении (уведомлении) срока гр<…> задолженность по оплате не погасил, в связи с этим по указанному адресу 22.11.2014 под расписку лично гр. <…> было вручено извещение о временном ограничении предоставления коммунальных услуг 27.11.2014 г.

27.11.2014 г. электроснабжение по адресу <…> было ограничено путем отключения нагрузочного провода с автоматического выключателя.

10.12.2014 г. ООО «ОЭК» в ходе проверки ранее ограниченного от электроснабжения жилого помещения расположенного по адресу: <…>, в котором проживает гр. <…>, зафиксирован факт самовольного подключения к сети электроснабжения, тем самым гр. <…> был нарушен режим введенного ограничения энергопотребления, также Общество указывает, что на момент означенной проверки задолженность за потребленную электроэнергию погашена не была.

В связи с выявленным по адресу: <…> самовольным подключением к сети электроснабжения, в соответствии с подпунктом «в» пункта 115 Правил № 354 10.12.2014 г. (в момент непосредственного выявления) сотрудниками ООО «ОЭК» было произведено отключение указанного жилого помещения (квартиры № <…>) от энергоснабжения без предварительного уведомления.

Как указано в письменных пояснениях ООО «ОЭК», <…> систематически самостоятельно осуществлял несанкционированное подключение к внутридомовым инженерным сетям создавая угрозу возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно – технического обеспечения, по которым осуществляется электроснабжение.

30.07.2015 г. в ходе проверки ранее ограниченного от электроэнергии жилого помещения <…>, расположенного по адресу: <…>, был зафиксирован факт самовольного подключения (задолженность на момент проверки оплачена не была). Согласно выявленному факту самовольного подключения без погашения задолженности сотрудниками ООО «ОЭК» произведено отключение данной квартиры от энергоснабжения без предварительного уведомления потребителя в порядке подпункта «в» пункта 115 Правил № 354.

03.08.2015 г. по телефону «горячей линии» ООО «ОЭК» обратилась гр. <…> с жалобой на отсутствие электроснабжения в квартире по указанному адресу, после чего электроснабжение в данном жилом помещении было восстановлено.

Следующий рейд по проверке, как указано в письменных пояснениях ООО «ОЭК», «ранее ограниченных от электроэнергии потребителей», состоялся 05.08.2015 г., при этом был установлен факт потребления электроэнергии  гражданином <…> без оплаты задолженности, в нарушение режима введенного ограничения. Поскольку допуск в свое жилое помещение потребитель не обеспечил, ограничение было произведено на вводе в жилое помещение.

ООО «ОЭСК» поясняет, что 05.08.2015 гр. <…> обратилась в отдел продаж Октябрьского административного округа  и  сообщила, что квартира <…> является единым жилым помещением, и у неё имеется доля в квартире (<…>), в которой отсутствует электрическая энергия. Индивидуальный прибор учета электроэнергии у неё отсутствует, оплату производит своевременно, задолженности за потребленную электроэнергию не имеет.

После обращения гр. <…> в тот же день, 05.08.2015 г., по вышеуказанному адресу электроснабжение было восстановлено, сотрудниками ООО «ОЭК» гр. <…> принесены извинения. В базу данных ООО «ОЭК» внесены изменения и корректировки (<…>).

Также ООО «ОЭК» указывает, что в момент подключения коммунальной услуги (05.08.2015 г.) выяснилось, что комнаты 1 и 2 в квартире № <…> имеют одну общую электрическую сеть (соответственно отключение по отдельности комнаты 1 и комнаты 2 без доступа в указанное жилое помещений по техническим причинам не представляется возможным). На основании этого жилое помещение, расположенное по адресу: <…>, было исключено из списка нарядов на возможное дальнейшее ограничение потребления электрической энергии, в подтверждение данного факта представителем Ответчика в заседании Комиссии Омского УФАС России были 14.10.2015 г. предоставлены следующие копии:

1) скриншот  из программы, установленной в ООО «ОЭК» «<…>», в которых имеется запись о том, что абонента <…>, проживающую по адресу: <…> нет технической возможности отключить, в этом же скриншоте указана дата рейда 05.08.2015 г.;

2) скриншот из программы, установленной в ООО «ОЭК» «<…>», в которых имеется запись о том, что абонента <…>, проживающего по адресу: <…> нет технической возможности отключить, в этом же скриншоте указано:

- дата рейда 05.08.2015 г.

- дата предупреждения о долге 16.10.2014 г.;

- дата извещения об ограничении 22.11.2014 г.;

- дата ограничения э/э 27.11.2014 г.;

- дата отключения Э1 05.08.2015 г.

ООО «ОЭК» в своих письменных пояснениях отмечает, что Обществом в ходе плановых рейдов были обнаружены несанкционированные подключения к внутридомовым инженерным сетям квартиры расположенной по адресу: <…>в следующие даты: 14 января 2015 г., 15 мая 2015 г., 30 июля 2015 г, 05 августа 2015 г. В ходе указанных проверок несанкционированные подключения в означенные даты были демонтированы.

Общество в своих письменных пояснениях отмечает, что <…> систематически самостоятельно осуществлял несанкционированное подключение к внутридомовым инженерным сетям создавая угрозу возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно – технического обеспечения, по которым осуществляется электроснабжение

В материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 04/37-15 гарантирующим поставщиком были предоставлены копии следующих документов:

1. Предупреждение от 05.10.2015 г. о планируемом ограничении предоставления коммунальных услуг, направленное гр. <…>, которым предлагалось в течении 20 дней с момента получения указанного предупреждения погасить задолженность в сумме за индивидуальное электроснабжение - <…>рублей, за электроснабжение на общедомовые нужды – <…>рублей, в случае непогашения долга в указанный срок гр. <…> будет ограниченно предоставления коммунальных услуг (электроснабжение).

2. Реестр отправлений от 13.10.2014 г. из которого следует, что ООО «ОЭК» на основании агентского договора гр. <…> направлено Предупреждение заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения;

3. Опись вложения в заказное письмо адресованное <…> с наименованием вложения «Предупреждение о временном приостановлении (ограничении) предоставления коммунальных услуг от 05.10.2015 г.».

4. Извещение о временном ограничении предоставления коммунальных услуг от 22.11.2014 г., направленное абоненту <…>, которым сообщалось о том, что 16.10.2014 г. абоненту было направлено предупреждение о планируемом ограничении предоставления коммунальных услуг в связи с наличием задолженности по оплате коммунальных услуг, этим же извещением <…> предлагалось в течении трех дней со дне получения указанного извещения оплатить имеющуюся задолженность, в случае не погашения будет ограничено потребление электроснабжение жилого помещения <…> до полной ликвидации задолженности и оплаты работ по повторному подключению к сетям. Означенное извещение было получено <…> 22.11.2014 г. лично, о чем свидетельствует соответствующая на нем отметка.

5. Справка о расчетах за предоставленные услуги по электроэнергии на 30.09.2015 г. по лицевому счету <…>.

6. Справка о расчетах за предоставленные услуги по электроэнергии на 30.09.2015 г. по лицевому счету <…>.

7. Справка о расчетах за предоставленные услуги по электроэнергии на 30.09.2015 г. по лицевому счету <…>.

8. Акт об ограничении электроснабжения от 27.11.2014 г., подтверждающий, что представителем ООО «ОЭК» <…> 27.11.2014 г. было ограничено потребление электрической энергии жилого помещения, расположенного по адресу: <…>.

9. Акт о приостановлении электроснабжения от 10.12.2014 г., свидетельствующий о том, что представителем ООО «ОЭК» <…> в отношении абонента <…>, проживающего по адресу: <…>, 10 декабря 2014 г. произведено приостановление потребления электрической энергии, а именно отключен от автоматов № <…>.

10. Акт о выявлении самовольного присоединения от 10.12.2014 г., в котором указано, что ООО «ОЭК» <…> в отношении абонента <…>, проживающего по адресу: <…>, 10 декабря 2014 г. в ходе контроля введенных ограничений выявлено, что по ранее введенному ограничению/приостановлению потребления электрической энергии потребителем осуществлено самовольное присоединение к сети и нарушен режим введенного ограничения/приостановления. По факту выявленного самовольного присоединения потребление электрической энергии приостановлено, «отключен от автоматов № <…>».

11. Задание на 10.12.2014 г., свидетельствующее о том, что жилое помещение, расположенное по адресу: <…> отключено от электроэнергии.

12. Акт о выявлении самовольного присоединения от 14.01.2015 г., в котором указано, что ООО «ОЭК» <…> в отношении абонента <…>, проживающего по адресу: <…>, 14.01.2015 г. в ходе контроля введенных ограничений выявлено, что по ранее введенному ограничению/приостановлению потребления электрической энергии потребителем осуществлено самовольное присоединение к сети и нарушен режим введенного ограничения/приостановления. По факту выявленного самовольного присоединения потребление электрической энергии приостановлено, «от центральной магистрали отключен и от автомата № <…>».

13. Акт о выявлении самовольного присоединения от 15.05.2015 г., в котором указано, что ООО «ОЭК» <…> в отношении абонента <…>, проживающего по адресу: <…>, 15.05.2015 г. в ходе контроля введенных ограничений выявлено, что по ранее введенному ограничению/приостановлению потребления электрической энергии потребителем осуществлено самовольное присоединение к сети и нарушен режим введенного ограничения/приостановления. По факту выявленного самовольного присоединения потребление электрической энергии приостановлено, «разрыв цепи».

14. Акт о выявлении самовольного присоединения от 30.07.2015 г., в котором указано, что ООО «ОЭК» <…> в отношении абонента <…>, проживающего по адресу: <…>, 30.07.2015 г. в ходе контроля введенных ограничений выявлено, что по ранее введенному ограничению/приостановлению потребления электрической энергии потребителем осуществлено самовольное присоединение к сети и нарушен режим введенного ограничения/приостановления. По факту выявленного самовольного присоединения потребление электрической энергии приостановлено, «на автомат пл ПСК <…>».

15. Акт о выявлении самовольного присоединения от 05.08.2015 г., в котором указано, что ООО «ОЭК» <…> в отношении абонента <…>, проживающего по адресу: <…>, 05.08.2015 г. в ходе контроля введенных ограничений выявлено, что по ранее введенному ограничению/приостановлению потребления электрической энергии потребителем осуществлено самовольное присоединение к сети и нарушен режим введенного ограничения/приостановления. По факту выявленного самовольного присоединения потребление электрической энергии приостановлено, «№ <…> разрыв цепи».

16. Справка от 28.09.2014 г., выданная гр. <…> о том, что она ввиду семейных обстоятельств в период с 1995 г. по настоящее время не проживает по адресу <…>, указанная справка подписана участковым инспектором полиции, старшей по дому  № <…>, представителем ЗАО «<…>», свидетелем, проживающим по адресу <…>.

17.Акт о фактическом проживании физических лиц в жилом помещении (домовладении) от 01.10.2015 г., свидетельствующий о том, что в жилом помещении, расположенном по адресу: <…>проживают:

- <…>;

- <…>.

18. Копии учредительных документов АО «Петербургская сбытовая компания».

19. Агентский договор № <…> (далее - договор), заключенный между АО «Петербургская сбытовая компания» и ООО «ОЭК».

Согласно пункта 2.1.10 договора ООО «ОЭК» обязуется в порядке и случаях, установленных действующим законодательством и договорами энергоснабжения (купли – продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), производить ограничение режима потребления электрической энергии (мощности), производить ограничение режима потребления электрической энергии (мощности), а также восстановление подачи электрической энергии (мощности).

На заседании Комиссии Омского УФАС России представитель АО «Петербургская сбытовая компания» подтвердила доводы, изложенные в представленных письменных пояснениях и документах, направленных в Омское УФАС России и сообщила о том, что в настоящее время гарантирующим поставщиком предпринять меры о том, чтобы отключение указанного жилого помещения от электроснабжения больше произведены не были, поскольку в нем проживает, в том числе и добросовестный плательщик, а именно гр. <…> и обратила внимание Комиссии по делу № 04/37-15 на то, что гарантирующим поставщиком при ограничении/приостановлении подачи электрической энергии в жилое помещение, расположенное по адресу: <…>, в связи с задолженностью, имеющийся у гр. <…> за электроэнергию, были соблюдены требования действующего законодательства предусмотренные Правилами № 354, в том числе и в части направления предупреждений (уведомлений) в порядке и сроки установленные Правилами № 354.

4. Комиссия Омского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, заслушав представителей сторон, установила следующие обстоятельства.

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг (в том числе услуг по электроснабжению) собственникам и пользователям жилых домов регулируются также и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

Согласно пункту 114 Правил № 354 при ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток.

При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.

В случае когда приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.

Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг не является расторжением договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

Пунктом 115 Правил № 354 предусмотрено, что исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:

а) возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;

б) возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;

в) выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения - с момента выявления несанкционированного подключения;

г) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, - с момента выявления нарушения;

д) получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.

Согласно пункту 116 Правил № 354 в случаях, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 115 Правил № 354, исполнитель обязан в соответствии с пунктом 104 Правил № 354 зарегистрировать в журнале учета дату, время начала (окончания) и причины ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг, а также в течение суток с даты ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 117 Правил № 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:

а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе;

б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

Согласно пункту 118 Правил № 354 под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.

В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности.

В случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.

В соответствии с пунктом 119 Правил № 354 если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения);

б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;

в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.

Согласно пункту 120 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте 117 Правил № 354, в том числе со дня полного погашения задолженности или заключения соглашения о порядке погашения задолженности, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента.

В соответствии с пунктом 121 Правил № 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 Правил № 354.

Согласно пункту 122 Правил № 354 действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к:

а) повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

б) нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

в) нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.

В процессе рассмотрения дела № 04/37-15 Комиссией Омского УФАС России также установлено следующее.

В марте 2014 года по адресу: <…>, предыдущим гарантирующим поставщиком ПАО «МРСК Сибири» было открыто два лицевых счета: №<…> на гр. Л<…> и № <…> на гр. <…>, как на самостоятельные жилые помещения. Индивидуальные приборы учета электроэнергии в означенных жилых помещениях отсутствуют. О наличии двух лицевых счетов в означенном жилом помещении было известно АО «Петербургская сбытовая компания» с начала деятельности Общества в качестве гарантирующего поставщика электрической энергии (мощности) с марта 2014 года. Начисление размера платы за потребленную электроэнергию производится по нормативу потребления коммунальных услуг по электроснабжению, каждому абоненту (<…>) ООО «ОЭК» направлялись отдельные платежные документы для оплаты за потребленную электроэнергию.

Комиссий Омского УФАС России по делу 04/37-15 было установлено, что гр. <…>задолженности за потребленную электроэнергию в момент введения ограничения режима потребления электроэнергии, а затем и приостановления подачи электроэнергии в жилое помещение, расположенное по адресу: <…>, не имела, а плательщик <…> имел задолженность.

В связи с возникновением задолженности у гр. <…> за потребленную электрическую энергию, размер которой превышает сумму 2 месячных размеров платы за электроэнергию, исчисленных исходя из норматива потребления данного ресурса, у гарантирующего поставщика возникло право в отношении указанного потребителя ввести ограничение потребления электрической энергии в порядке, установленном пунктом 117 и пунктом 119 Правил N 354.

16.10.2014 г. гр. <…> было направлено заказное письмо, в котором содержалось предупреждение о том, что в случае непогашения задолженности за потребленную электроэнергию (<…>рублей – за электроэнергию и <…>рублей – за электроэнергию потребленную на общедомовые нужды) в течении 20 дней, электроснабжение по адресу <…> будет ограничено. В течение установленного в означенном предупреждении срока гр. <…> задолженность по оплате не погасил, в связи с этим по указанному адресу 22.11.2014 г. под расписку было вручено извещение о временном ограничении предоставления коммунальных услуг 27.11.2014 г.

27.11.2014 г. электроснабжение по адресу <…> было ограничено путем отключения нагрузочного провода с автоматического выключателя.

10.12.2014 г. ООО «ОЭК» в ходе проверки ранее ограниченного от электроснабжения жилого помещения расположенного по адресу: <…>, в котором проживает гр. <…> зафиксирован факт самовольного подключения к сети электроснабжения, тем самым гр. <…> был нарушен режим введенного ограничения энергопотребления.

В связи с выявленным по адресу: <…> самовольным подключением к сети электроснабжения в соответствии с подпунктом «в» пункта 115 Правил № 354 10.12.2014 г. (в момент непосредственного выявления) сотрудниками ООО «ОЭК» было произведено отключенное указанного жилого помещения без предварительного уведомления от энергоснабжения.

30.07.2015 г. в ходе проверки ранее ограниченного от электроэнергии жилого помещения <…>, расположенного по адресу: <…>, был зафиксирован факт самовольного подключения (задолженность на момент проверки оплачена не была). Согласно выявленному факту самовольного подключения без погашения задолженности сотрудниками ООО «ОЭК» произведено отключение данной квартиры от энергоснабжения без предварительного уведомления потребителя в порядке подпункта «в» пункта 115 Правил № 354.

03.08.2015 г. по телефону «горячей линии» обратилась гр. <…> с жалобой на отсутствие электроснабжения в квартире по указанному адресу, после чего  электроснабжение в данном жилом помещении было восстановлено.

Следующий рейд по проверке, как указано в письменных пояснениях ООО «ОЭК», «ранее ограниченных от электроэнергии потребителей», состоялся, 05.08.2015 г., при этом был установлен факт потребления электроэнергии  гражданином <…> без оплаты задолженности, в нарушение режима введенного ограничения. Поскольку допуск в свое жилое помещение потребитель не обеспечил, ограничение было произведено на вводе в жилое помещение.

При этом Комиссия по делу № 04/37-15 отмечает, что ООО «ОЭК» не представлено доказательств того, что данный потребитель не обеспечил допуск сотрудников в жилое помещение (квартиру).

05.08.2015 г. гр. <…> вновь обратилась в отдел продаж <…> административного округа  и  сообщила, что квартира <…> является единым жилым помещением, и у неё имеется доля в квартире (<…>), в которой отсутствует электрическая энергия.

После обращения гр. <…> в тот же день, 05.08.2015 г., по вышеуказанному адресу электроснабжение было восстановлено, сотрудниками ООО «ОЭК» гр. <…> принесены извинения. В базу данных ООО «ОЭК» внесены изменения и корректировки (<…>).

Также Комиссией Омского УФАС России по делу № 04/37-15 установлено, что ООО «ОЭК» в момент подключения коммунальной услуги, только после второго обращения Заявителя – 05.08.2015 г. в ООО «ОЭК», выяснило, что комнаты <…> и <…>в квартире № <…> имеют одну общую электрическую сеть, соответственно отключение по отдельности комнаты <…> и комнаты <…> без доступа в указанное жилое помещений по техническим причинам не представляется возможным. В связи с указанным только после второго обращения гр. <…>  – 05.08.2015 г. в ООО «ОЭК», жилое помещение, расположенное по адресу: <…>, Обществом было исключено из списка нарядов на возможное дальнейшее ограничение потребления электрической энергии, то есть, ООО «ОЭК» было принято во внимание, что, кроме потребителя, не выполнившего свою обязанность по оплате за потребленную коммунальную услугу (<…>), в жилом помещении имеется потребитель, полностью выполняющий обязательства по оплате за предоставленные коммунальные услуги, установленные Правилами № 354 - гр. <…>.

Таким образом, в результате рассмотрения дела № 04/37-15 Комиссией установлено, что АО «Петербургская сбытовая компания», не имея законных оснований для осуществления действий по ограничению или приостановлению предоставления коммунальной услуги потребителю гр. <…>, с 30.07.2015 г. по 03.08.2015 г. и 05.08.2015 г. полностью прекращало подачу электрической энергии в жилое помещение, расположенное по адресу: <…>, в котором находится принадлежащая Заявителю на праве законного владения комната 1.

При этом, как уже было отмечено, с марта 2014 года,  то есть, с начала  осуществления АО «Петербургская  сбытовая компания» своей деятельности в Омской области в качестве гарантирующего поставщика электрической энергии (мощности), Общество располагало сведениями о наличии в данном жилом помещении разных потребителей электрической энергии, имеющих разные лицевые счета, каждому из которых направляются отдельные платежные документы для оплаты за потребленную электрическую энергию. Соответственно, об этом также было известно и ООО «ОЭК», которое фактически осуществляет, от имени гарантирующего поставщика электрической энергии (мощности), начисление абонентам (в том числе вышеуказанным гражданам) платы за потребленную электрическую энергию и осуществляет действия, связанные с ограничением/прекращением электроснабжения жилых помещений.

Таким образом, при рассмотрении дела № 04/37-15 Комиссией Омского УФАС России установлено отсутствие  предусмотренных законом оснований как для введения ограничения режима потребления электроэнергии, так и прекращения электроснабжения в отношении  жилого помещения, владельцем которого является Заявитель (комнаты <…>). В действиях АО «Петербургская сбытовая компания» имеется нарушение антимонопольного законодательства, выразившиеся в необоснованном прекращении подачи электрической энергии в жилое помещение, расположенное по адресу: <…>, в нарушение пункта 121 Правил № 354, что повлекло ущемление интересов гр. <…>.

При этом Комиссия учитывает, что гр. <…> обратилась в антимонопольный орган с соответствующим заявлением, поскольку ее интересы были ущемлены вышеуказанными действиями Ответчика.

Комиссия при рассмотрении дела № 04/37-15 также учитывает письмо Заявителя, поступившее в антимонопольный орган 12.10.2015 г. вх. № 9395 которым она сообщила, что «претензий по энергосбыту не имеет», соответственно гр. <…> не настаивает на принятии мер антимонопольного реагирования.

Кроме того, Комиссия по делу № 04/37-15 отмечает, что в представленных Ответчиком в материалы дела скриншотах:

1) скриншот  из программы, установленной в ООО «<…>», в которых имеется запись о том, что абонента <…>, проживающую по адресу: <…> (лицевой счет № <…>) нет технической возможности отключить, в этом же скриншоте указана дата рейда 05.08.2015 г.;

2) скриншот из программы, установленной в ООО «ОЭК» «<…>», в которых имеется запись о том, что абонента <…>, проживающего по адресу: <…> (лицевой счет № <…>) нет технической возможности отключить, в этом же скриншоте указано:

- дата рейда 05.08.2015 г.

- дата предупреждения о долге 16.10.2014 г.;

- дата извещения об ограничении 22.11.2014 г.;

- дата ограничения э/э 27.11.2014 г.;

- дата отключения Э1 05.08.2015 г.,

нет информации, однозначно свидетельствующей о том, когда именно были внесены данные поправки в указанную программу.

В связи с изложенным  Комиссия Омского УФАС России по делу № 04/37-15 отмечает, что принятые ООО «ОЭК» 05.08.2015 г. меры, направленные на устранение допущенных нарушений Правил №354, предотвращение аналогичных нарушений в отношении Заявителя, свидетельствуют о добровольном устранении гарантирующим поставщиком нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

С учетом изложенного, Комиссия Омского УФАС России по делу № 04/37-15 считает, что основания для выдачи предписания АО «Петербургская сбытовая компания» отсутствуют.

5. Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Приказом руководителя Омского УФАС России «О внесении изменений в реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов» от 13.03.2015. № 56/55 АО «Петербургская сбытовая компания» включено в Реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов на розничном рынке электроэнергии в географических границах Омской области.

Таким образом, АО «Петербургская сбытовая компания» занимает доминирующее положение на розничном рынке электроэнергии в географических границах Омской области.

 

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 2 статьи 45, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. На основании части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 345 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией", а также в соответствии с приказом руководителя Омского УФАС России «О внесении изменений в реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов» от 13.03.2015. № 56/55, установить доминирующее положение АО «Петербургская сбытовая компания»  на розничном рынке электроэнергии в географических границах Омской области.

2. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» действия АО «Петербургская сбытовая компания», выразившиеся в ущемлении интересов гр. <…> путем прекращения электроснабжения ее жилого помещения, расположенного  по адресу: <…> 30.07.2015 г. и 05.08.2015 г, при отсутствии задолженности за потребленную электроэнергию, в нарушение пункта 121 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

3. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №04/37-15, возбужденного в отношении АО «Петербургская сбытовая компания» по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с добровольным устранением АО «Петербургская сбытовая компания» нарушения антимонопольного законодательства.

4. Предписание не выдавать, в связи с отсутствием оснований для его выдачи.

5. Материалы дела № 04/37-15 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам нарушения статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель комиссии                                                                                                                                                                                                                                                                                         <…>

Члены комиссии                                                                                                                                                                                                                                                                                                     <…>

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны