Решение б/н Дело № 04-41/2015 в отношении ОАО «РЖД» от 17 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е  № 04/41- 15

 

Резолютивная часть оглашена 07 декабря 2015 года

изготовлено в полном объеме 17 декабря 2015 года                                                                                                                                                                                                  г. Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

<…> – руководителя управления, председателя Комиссии;

<…> – начальника отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

<…> – главного специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

<…> – эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,

в отсутствие <…> - главного специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,

при участии лиц и их представителей, привлеченных к участию в рассмотрении дела в качестве:

заявителя - общества с ограниченной ответственности «ЖБИ-12» - представителя <…> (доверенность);

ответчика - открытого акционерного общества «Российские Железные Дороги» – представителя <…> (доверенность);

в качестве слушателя – <…>,

рассмотрев дело, возбужденное приказом руководителя Омского УФАС России от 10 ноября 2015 года № 288 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Российские Железные Дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, зарегистрированного по адресу: 107174, г Москва, ул. ул. Новая Басманная, д. 2) (далее – ОАО «РЖД», Ответчик, Общество) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о конкуренции), 

У С Т А Н О В И Л А:

1. Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «РЖД» послужило заявление общества с ограниченной ответственности «ЖБИ-12», поступившее в Омское УФАС России 16.09.2015 вх. № 8536 (далее – ООО «ЖБИ-12», Заявитель).

Из заявления следует, что между ООО «ЖБИ-12» и ОАО «РЖД» <…> года заключен договор № <…> «На подачу и уборку вагонов ООО «ЖБИ - 12» при станции Омск - Восточный (Универсальная) Западно - Сибирской железной дороги- филиала ОАО «РЖД» (при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры железнодорожного пути общего пользования, локомотивом перевозчика)» (далее - Договор).

Параграфом (далее -§) <…> Договора предусмотрено, что в соответствии с указанным договором осуществляется подача, расстановка на место выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «РЖД» (владельцу инфраструктуры), примыкающего стрелочным переводом № <…> в четной горловине и стрелочным переводом № <…> к пути № <…> станции <…> Западно - Сибирской железной дороги- филиала ОАО «РЖД», локомотивом ОАО «РЖД».

Согласно § <…> Договора расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов, составляет <…>  км в оба конца.

В соответствии с § <…> Договора ООО «ЖБИ - 12» (далее - «Владелец») уплачивает ОАО «РЖД» (далее - «Перевозчик»):

а) Сбор за подачу и уборку вагонов по договорной ставке части 1 таблицы № 11 Тарифного руководства № 3, с улетом повышающего коэффициента согласно таблицы № 13 Тарифного руководства № 3 и коэффициентов индексации, исходя из среднесуточного количества поданных и убранных вагонов - 0,66 ваг/сут, группа подъездного пути - 2 (вторая).

Пересмотр группы подъездного пути производится по результатам работы за предыдущий календарный год.

В случае увеличения среднесуточного количества поданных и убранных вагонов за указанный выше период «Перевозчик» уведомляет «Пользователя» об изменении «группы подъездного пути», при этом новые ставки сбора за подачу и уборку вагонов подлежат применению с момента, указанного в уведомлении.

б) Плату за пользование вагонами, принадлежащими «Перевозчику» и прибывающими в адрес «Пользователя», по ставкам Тарифного руководства № 2, с учетом коэффициентов индексации, за время их нахождения на железнодорожном пути необщего пользования «Пользователя», либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от «Пользователя».

в) Сбор за маневровую работу, не совмещенную во времени с подачей и уборкой вагонов, по ставкам таблицы № 12 Тарифного руководства № 3, с учетом повышающего коэффициента согласно таблице № 13 Тарифного руководства №3, и применением коэффициентов индексации.

г) Штраф за задержку вагонов на железнодорожном пути необщего пользования по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку, согласно статьям 99, 100 Федерального закона «УЖТ РФ»;

д) Плату за нахождение вагонов, не принадлежащих «Перевозчику», на путях общего пользования станции при задержке их приема или подачи по причинам, зависящим от «Пользователя», в размере 50% от ставок плат приведенных в таблице № 9 Тарифного руководства № 2 с учетом коэффициентов индексации.

е) Плату за нахождение вагонов, задержанных в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от «Пользователя», при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов:

- за вагоны, принадлежащие «Перевозчику» и привлеченные «Перевозчиком», по ставкам таблицы № 9 Тарифного руководства № 2 с учетом коэффициентов индексации;

- за вагоны, не принадлежащие «Перевозчику», в размере 50% от плат, приведенных в таблице № 9 Тарифного руководства № 2 с учетом коэффициентов индексации.

ж) Плату за пользование вагонами, привлеченными «Перевозчиком» и прибывающими в адрес «Владельца» за все время их нахождения на железнодорожном пути необщего пользования, либо за время ожидания их подачи или приёма по причинам, зависящим от «Владельца» по ставкам Тарифного руководства № 2 с учётом коэффициентов индексации.

з) Ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим «Перевозчику», исходя из развернутой длины 605,8 метра, по ставке <…> рублей за 1 км в сутки без учета НДС, согласно пункту 17 Единого перечня работ и услуг, оказываемых ОАО «РЖД» при организации перевозок грузов.

В случае изменения, индексации размера платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования «Перевозчик» уведомляет «Пользователя» об изменении ставки платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования принадлежащими «Перевозчику», при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, при этом новая ставка платы подлежит применению с момента указанного в уведомлении.

Из заявления ООО «ЖБИ - 12» также следует, что от ОАО «РЖД» в <…> года ООО «ЖБИ - 12» получено письмо от <…> исх. № <…> о подписании дополнительного соглашения № <…> от <…> к договору № <…> (далее – дополнительное соглашение № <…>).

В редакции дополнительного соглашения № <…>, направленного ОАО «РЖД» Заявителю, указано следующее: «ОАО «РЖД», именуемое в дальнейшем «Перевозчик», с одной стороны, и ООО «ЖБИ - 12», именуемое в дальнейшем «Пользователь», с другой стороны, заключили настоящее соглашение о нижеследующем:

В связи с вступлением с 01.04.2015 в силу Федерального Закона от 31.12.2014 №503-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», согласно части 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, в договор № <…> на подачу и уборку вагонов ООО «ЖБИ 12» при станции <…> Западно-Сибирской железной дороги- филиала ОАО «РЖД» (далее - Договор) вносятся следующие изменения:

1) Пункт з) параграфа 16 Договора изложить в следующей редакции:

«з») Ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим «Перевозчику», согласно Единого перечня работ и услуг, оказываемых ОАО «РЖД» при организации перевозок грузов, исходя из развернутой длины железнодорожного пути необщего пользования равной 605,8 метра, по договорной ставке в размере - <…>в сутки, (без учета НДС).

В случае изменения, индексации договорной ставки платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, «Перевозчик» уведомляет «Пользователя» об изменении данной ставки, при этом новая ставка платы за пользование железнодорожным путем подлежит применению с момента, указанного в уведомлении».

2) Условия настоящего дополнительного соглашения распространяются на отношения сторон, возникшие с 01.04.2015.

3) Настоящее дополнительное соглашение является неотъемлемой частью Договора, составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую силу, по одному для каждой из сторон и вступает в силу с момента подписания».

В своем заявлении ООО «ЖБИ-12», также указывает на то, что Общество считает неправомерными действия ОАО «РЖД» в части внесения существенных изменений в действующий договор. Предлагаемые ОАО «РЖД» изменения, вносимые в текст договора, создадут необоснованные расходные обязательства для ООО "ЖБИ - 12" .

В соответствии с дополнительным соглашением № <…> от <…>ОАО "РЖД" вносит изменения в п. «з» параграфа 16 Договора, а именно увеличив размер ежесуточной платы за пользование железнодорожными путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД".

Согласно п. 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта РФ (на который ОАО "РЖД" ссылается при внесении изменений в договор), Перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику. Так же п. 6 статьи 58 Устава, гласит, что размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

ООО "ЖБИ - 12" считает означенную плату дополнительной, соответственно, должны применяться правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство № 3). В соответствующем тарифном руководстве пункты, устанавливающие ежесуточную уплату сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования, решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2011 по делу № ВАС- 5095/11 признаны недействующими.

ООО «ЖБИ 12» письмом от <…>исх. № <…>, направленным в ОАО «РЖД», сообщило ОАО «РЖД» о том, что ООО «ЖБИ - 12» считает, что оснований для заключения дополнительного соглашения № <…> не имеется.

ОАО «РЖД» письмом от <…> исх. № <…> в ответ на письмо ООО «ЖБИ 12» от <…>исх. № <…>, сообщило о том, что Общество повторно направляет дополнительное соглашение № <…> и просит ООО «ЖБИ - 12» подписать его.

Представитель Заявителя на заседании Комиссии по делу № 04/41-15 подтвердила доводы, изложенные в заявлении, поданном в Омское УФАС России, и указала о том, что действия ОАО «РЖД», выразившиеся в намерении установить в пункте «з» параграфа 16 Договора ежесуточную плату за пользование железнодорожными путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД" согласно Единого перечня работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов, исходя из развернутой длины железнодорожного пути необщего пользования равной <…>метра, по договорной ставке в размере - <…> руб/км в сутки, путем подписания предлагаемого ОАО «РЖД» проекта дополнительного соглашения № <…>, нарушают права и ущемляют интересы ООО «ЖБИ - 12» и нарушают положения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Согласно представленным ОАО «РЖД» письменным пояснениям и документам следует, что, в соответствии со статьей 56 Устава железнодорожного транспорта РФ (далее - Устав), подача и уборка вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями (грузополучателями).

На основании указанных положений Устава <…> года между ОАО «РЖД» и ООО «ЖБИ - 12» заключен договор № <…> «На подачу и уборку вагонов ООО «ЖБИ - 12» при станции <…> Западно - Сибирской железной дороги- филиала ОАО «РЖД» (при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры железнодорожного пути общего пользования, локомотивом перевозчика).

Условиями пункта 3 параграфа 16 Договора было предусмотрено начисление платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования ОАО «РЖД» по ставкам Тарифного руководства № 3.

В письме от <…> № <…> ООО «ЖБИ-12» обратилось к ОАО «РЖД» с просьбой рассмотреть возможность производить оплату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО «РЖД» по ставкам пункта 2 таблицы 11 Тарифного руководства № 3 с внесением соответствующих изменений в Договор.

На основании данного обращения сторонами было подписано дополнительное соглашение № <…> от <…>, согласно которому пункт 3 параграфа 16 изложен в следующей редакции: плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим «Перевозчику», по ставка п. 2 таблицы 11 Тарифного руководства № 3, за протяженность пути <…>метров, с учетом коэффициентов индексации и повышающим коэффициентов.

Как указано в письменных пояснениях ОАО «РЖД» условия Дополнительного соглашения сторонами выполнялись. Однако решением Арбитражного суда Новосибирской области от 02.06.2015 по делу № А45-25487/2014 установлена неправомерность взимания с ООО «ЖБИ-12» ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования в связи с тем, что решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 01.07.2011 по делу № ВАС-5095/11 пункты 2.7.1, 2.7.6.1, 2.1.62, 2.7.13 Тарифного руководства № 3, утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 № 35/15, в части, устанавливающей ежесуточную уплату сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования, признаны недействующими.

Учитывая данное обстоятельство, ОАО «РЖД» прекратило взимать с ООО «ЖБИ- 12» ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования.

Вместе с тем 01.04.2015 вступили в законную силу положения Федерального закона от 31.12.2014 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Согласно абзацу 3 статьи 58 Устава РФ, в редакции указанного выше Федерального закона, перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемых им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.

Положениями параграфа 25 Договора предусмотрено, что в случае издания компетентными органами Российской Федерации нормативных правовых и иных актов, изменяющих условия эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, настоящий Договор подлежит изменению в уведомительном порядке со ссылкой на соответствующий нормативный документ. При этом новые условия применяются с момента вступления в силу соответствующих актов.

Таким образом, условие о внесении платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, установленное законом, согласно условиям Договора подлежит применению к правоотношениям его сторон, начиная с 01.04.2015.

Однако, как указано в письменных пояснениях ОАО «РЖД», в связи с тем, что решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2011 по делу №ВАС- 5095/11 пункты 2.7.1, 2.7.6.1, 2.1.62, 2.7.13 положения Тарифного руководства № 3 в части, устанавливающей ежесуточную уплату сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования, признаны недействующими, размер ежесуточной платы на законодательном уровне не урегулирован.

В связи с изложенным, ОАО «РЖД» обратилось к ООО «ЖБИ-12» с предложением согласовать условие о размере указанной платы, направив в адрес ООО «ЖБИ-12» дополнительное соглашение № <…> от <…>.

По мнению Общества, действия ОАО «РЖД» в данной части полностью соответствуют требованиям действующего законадательства и Договора.

Договор на подачу и уборку вагонов в силу ст. 426 ГК РФ является публичным. Порядок заключения договоров на подачу и уборку вагонов железнодорожных путей необщего пользования предусмотрен Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 26 (далее - Правила).

Указанные Правила также применяются и при заключении между сторонами дополнительного соглашения сторон, изменяющего его существенные условия (ст. 452 ГК РФ).

Таким образом, ОАО «РЖД», направляя ООО «ЖБИ-12» дополнительное соглашение, соблюдало установленный законодательством Российской Федерации порядок заключения публичного, обязательного для всех сторон договора.

Однако ООО «ЖБИ-12» не только не подписало дополнительное соглашение № <…> от <…>, но и не направило протокол разногласий перевозчику - ОАО «РЖД», посчитав действия ОАО «РЖД» по направлению ему дополнительного соглашения навязыванием невыгодных условий.

В настоящее время, по мнению ОАО «РЖД» ООО «ЖБИ-12» неосновательно обогащается, сберегая плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.

На заседании Комиссии Омского УФАС России представитель ОАО «РЖД» подтвердила доводы, изложенные в представленных письменных пояснениях и документах, направленных в Омское УФАС России и сообщила о том, ОАО «РЖД» соблюдает требования действующего законодательства и в действиях Общества отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

3. Комиссия Омского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, заслушав представителей сторон, установила следующие обстоятельства.

Между ООО «ЖБИ-12» и ОАО «РЖД» <…>года заключен договор № <…> «На подачу и уборку вагонов ООО «ЖБИ - 12» при станции <…> Западно - Сибирской железной дороги- филиала ОАО «РЖД» (при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры железнодорожного пути общего пользования, локомотивом перевозчика)».

В соответствии с пунктом «з» § 16 Договора ООО «ЖБИ - 12» (далее - «Владелец») уплачивает ОАО «РЖД» (далее - «Перевозчик») ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим «Перевозчику», исходя из развернутой длины <…> метра, по ставке <…> рублей за 1 км в сутки без учета НДС, согласно пункту 17 Единого перечня работ и услуг, оказываемых ОАО «РЖД» при организации перевозок грузов.

В случае изменения, индексации размера платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования «Перевозчик» уведомляет «Пользователя» об изменении ставки платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими «Перевозчику», при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, при этом новая ставка платы подлежит применению с момента указанного в уведомлении.

ОАО «РЖД» письмом от <…> исх. № <…> направило ООО «ЖБИ-12» проект дополнительного соглашения № <…> от <…> к договору № <…> от <…>.

В редакции дополнительного соглашения № 9, направленного ОАО «РЖД» Заявителю, указано следующее: «ОАО «РЖД», именуемое в дальнейшем «Перевозчик», с одной стороны, и ООО «ЖБИ - 12», именуемое в дальнейшем «Пользователь», с другой стороны, заключили настоящее соглашение о нижеследующем:

В связи с вступлением с 01.04.2015 в силу Федерального Закона от 31.12.2014 №503-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», согласно части 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, в договор № <…> от <…>на подачу и уборку вагонов ООО «ЖБИ 12» при станции Омск-Восточный (Универсальная) Западно-Сибирской железной дороги- филиала ОАО «РЖД» (далее - Договор) вносятся следующие изменения:

1) Пункт з) параграфа 16 Договора изложить в следующей редакции:

«з») Ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим «Перевозчику», согласно Единого перечня работ и услуг, оказываемых ОАО «РЖД» при организации перевозок грузов, исходя из развернутой длины железнодорожного пути необщего пользования равной <…>метра, по договорной ставке в размере - <…>в сутки, (без учета НДС).

В случае изменения, индексации договорной ставки платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, «Перевозчик» уведомляет «Пользователя» об изменении данной ставки, при этом новая ставка платы за пользование железнодорожным путем подлежит применению с момента, указанного в уведомлении».

2) Условия настоящего дополнительного соглашения распространяются на отношения сторон, возникшие с 01.04.2015.

3) Настоящее дополнительное соглашение является неотъемлемой частью Договора, составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую силу, по одному для каждой из сторон и вступает в силу с момента подписания».

Комиссия Омского УФАС России по делу № 04/41-15 оценив представленные в материалы дела письменные пояснения, документы, действующее законодательство, судебную практику, пришла к следующим выводам:

Статьей 1 федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"  предусмотрено, что Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.

Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.

Действие Устава распространяется также на перевозки грузов, грузобагажа, погрузка и выгрузка которых осуществляются в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, а также на строящихся железнодорожных линиях, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования.

В силу статьи 2 Устава железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд; владелец железнодорожного пути необщего пользования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.

В соответствии со статьёй 55 Устава отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. При отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути осуществляются локомотивом, принадлежащим перевозчику.

Согласно ч. 3 статьи 58 Устава за работу локомотивов, принадлежащих перевозчикам, по подаче и уборке вагонов перевозчиками взимается сбор с грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования по договору, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Комиссия Омского УФАС России по делу № 04/41-15 учитывает, что решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2011 по делу № ВАС- 5095/11 пункты 2.7.1, 2.7.6.1, 2.7.6.2, 2.7.13 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство № 3), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15, в части, устанавливающей ежесуточную уплату сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования, признаны недействующими.

Так, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в вышеуказанном решении установил, что, исходя из содержания абзаца 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта по договору на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования сбор за подачу и уборку вагонов на железнодорожных путях необщего пользования в виде оплаты за работу локомотива и ежесуточной оплаты за пользование данными путями не предусматривается - перевозчиками взимается сбор только за работу локомотива, принадлежащего перевозчику.

Следовательно, взимание сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования (железнодорожным подъездным путем) ни положениями Устава железнодорожного транспорта, ни иными нормами действующего законодательства не предусматривается.

Как следует из содержания подпунктов "б", "в" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314, Положения от 05.08.2009 № 643, в редакции, действующей в момент спорных правоотношений, ФСТ России при установлении тарифов, сборов, платы не может выйти за рамки положений, определенных действующим законодательством.

Также Комиссия Омского УФАС России по делу № 04/41-15 учитывала позицию Верховного Суда РФ, изложенную в Определении от 13.11.2015 N 305-ЭС15-13921 по делу N А40-153888/2014 (далее – Определение), которым ОАО «РЖД» отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Из судебного решения следует:

1. Временный порядок определения платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.12 N 1056р, в соответствии с которым рассчитана взыскиваемая плата, является внутренним документом ОАО «РЖД», силой нормативного акта не обладает и не исходит от органа, утвердившего Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте.

2. Доводы ОАО «РЖД» о том, что включение сторонами в договор положения о необходимости внесения ежесуточной платы за пользование принадлежащим перевозчику железнодорожным путем необщего пользования не запрещено действующим законодательством и определено сторонами добровольно, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.

3. Как правильно указал суда округа, толкование абзаца третьего статьи 58 Устава железнодорожного транспорта, (в действовавшей в момент заключения договора) данное в решении от 01.07.2011, не предполагает проявления свободы сторон в согласовании платы за использование пути в качестве договорного условия (страница 3, абзац 3 указанного Определения ВС РФ).

Таким образом, Комиссия Омского УФАС Росси в процессе рассмотрения дела № 04/41-15 обоснованно приходит к выводу о том, что установление ежесуточной платы за пользование железнодорожными путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

Общество, ни имея законных оснований, включило указанную плату в договор № <…> от <…> года «На подачу и уборку вагонов ООО «ЖБИ - 12» при станции <…> Западно - Сибирской железной дороги- филиала ОАО «РЖД» (при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры железнодорожного пути общего пользования, локомотивом перевозчика)», заключенный между ООО «ЖБИ-12» и ОАО «РЖД» и последующим в проект направленного в ООО «ЖБИ - 12» дополнительного соглашения № <…> от <…> к договору № <…> от <…>.

5. Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В соответствии с Аналитическим отчетом по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг железнодорожного транспорта необщего пользования <…>.

Таким образом, ОАО «РЖД» занимает доминирующее положение на рынке услуг железнодорожного транспорта необщего пользования, оказываемых на железнодорожных путях необщего пользования, примыкающих стрелочным переводом № 42 в четной горловине и стрелочным переводом № 46 к пути № 15 станции «Универсальная», принадлежащего ОАО «РЖД» на праве собственности на рассматриваемом товарном рынке деятельность по оказанию услуги железнодорожного транспорта необщего пользования в географических границах территории, охваченной железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО «РЖД», примыкающими стрелочным переводом № 42 в четной горловине и стрелочным переводом № 46 к пути № 15 станции «Универсальная».

6 Таким образом, Комиссией Омского УФАС России в процессе рассмотрения дела № 04/41-15 установлено:

6.1. Доминирующее положение ОАО «РЖД» на рынке услуг железнодорожного транспорта необщего пользования, оказываемых на железнодорожных путях необщего пользования, примыкающих стрелочным переводом № 42 в четной горловине и стрелочным переводом № 46 к пути № 15 станции «Универсальная», принадлежащего ОАО «РЖД» на праве собственности на рассматриваемом товарном рынке деятельность по оказанию услуги железнодорожного транспорта необщего пользования в географических границах территории, охваченной железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО «РЖД», примыкающими стрелочным переводом № 42 в четной горловине и стрелочным переводом № 46 к пути № 15 станции «Универсальная».

6.2. Нарушение ОАО «РЖД» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» действия ОАО «РЖД», выразившиеся во включении в договор № <…> «На подачу и уборку вагонов ООО «ЖБИ - 12» при станции Омск - Восточный (Универсальная) Западно - Сибирской железной дороги- филиала ОАО «РЖД» (при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры железнодорожного пути общего пользования, локомотивом перевозчика)», заключенный между ОАО «РЖД» и ООО «ЖБИ - 12», условий, противоречащих действующему законодательству и действия по взиманию на основании договора № <…> «На подачу и уборку вагонов ООО «ЖБИ - 12» при станции Омск - Восточный (Универсальная) Западно - Сибирской железной дороги- филиала ОАО «РЖД» (при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры железнодорожного пути общего пользования, локомотивом перевозчика)» с ООО «ЖБИ - 12» ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим «Перевозчику» (ОАО «РЖД)», согласно Единого перечня работ и услуг, оказываемых ОАО «РЖД» при организации перевозок грузов, утвержденного Распоряжением ОАО "РЖД" от 16.11.2013 № 2466р, исходя из развернутой длины железнодорожного пути необщего пользования, ущемляющими интересы общества с ограниченной ответственности «ЖБИ-12».

Комиссия также учитывает разъяснение Пленума ВАС РФ № 30 относительно того, что пунктом 2 статьи 11 ГК РФ и главой 9 Закона о защите конкуренции предусмотрена возможность защиты гражданских прав в административном порядке в случаях, установленных законом. Антимонопольный орган, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает решения и выдает предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции (пункт 14 Постановления Пленума ВАС РФ № 30).

Антимонопольный орган в соответствии с полномочиями, перечисленными в пункте 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, вправе включить в предписание указание на совершение конкретных действий, выполнение которых  лицом, нарушившим антимонопольное законодательство, позволит восстановить права других лиц, нарушенные вследствие злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции, в необходимом для этого объеме».

Комиссия, установив нарушение ОАО «РЖД» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», считает необходимым выдать ОАО «РЖД» предписание, в соответствии функциями, предусмотренными статьей 22 Закона о защите конкуренции и полномочиями, предоставленными  частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

 

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 2 статьи 45, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

Р Е Ш И Л А:

1. Установить, на основании части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05. 2012  № 345, с учетом приказа руководителя Омского УФАС России от 10 ноября 2015 года № 288 «О возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства и создании Комиссии по рассмотрению дела» возбуждено дело № 04/41-15 о нарушении антимонопольного законодательства, доминирующее положение открытого акционерного общества «Российские Железные Дороги» на рынке услуг железнодорожного транспорта необщего пользования, оказываемых на железнодорожных путях необщего пользования, примыкающих стрелочным переводом №42 в четной горловине и стрелочным переводом № 46 к пути № 15 станции «Универсальная», принадлежащего ОАО «РЖД» на праве собственности на рассматриваемом товарном рынке деятельность по оказанию услуги железнодорожного транспорта необщего пользования в географических границах территории, охваченной железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО «РЖД», примыкающими стрелочным переводом № 42 в четной горловине и стрелочным переводом № 46 к пути № 15 станции «Универсальная», в период 2013 – 2014 гг. и 9 месяцев 2015 года с долей 100 процентов.

2. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» действия открытого акционерного общества «Российские Железные Дороги», выразившиеся во включении в договор № <…> «На подачу и уборку вагонов ООО «ЖБИ - 12» при станции Омск - Восточный (Универсальная) Западно - Сибирской железной дороги- филиала ОАО «РЖД» (при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры железнодорожного пути общего пользования, локомотивом перевозчика)», заключенный между открытым акционерным обществом «Российские Железные Дороги» и обществом с ограниченной ответственности «ЖБИ-12», условий, противоречащих действующему законодательству и действия по взиманию на основании договора № <…> «На подачу и уборку вагонов ООО «ЖБИ - 12» при станции Омск - Восточный (Универсальная) Западно - Сибирской железной дороги- филиала ОАО «РЖД» (при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры железнодорожного пути общего пользования, локомотивом перевозчика)» с ООО «ЖБИ - 12» ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим «Перевозчику» (ОАО «РЖД»), согласно Единого перечня работ и услуг, оказываемых ОАО «РЖД» при организации перевозок грузов, утвержденного Распоряжением ОАО "РЖД" от 16.11.2013 № 2466р, исходя из развернутой длины железнодорожного пути необщего пользования, ущемляющими интересы общества с ограниченной ответственности «ЖБИ-12».

3. Выдать открытому акционерному обществу «Российские Железные Дороги» предписание о прекращении нарушения  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установленного настоящим решением, в которое включить мероприятие, направленное на устранение установленного нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

4. Материалы дела № 04/41-15 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам нарушения статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель комиссии                                                                                                                                                                                                                                                <…>

 

Члены комиссии                                                                                                                                                                                                                                                            <…>

                                                                                                                                                                                                                                                                                     <…>

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                     <…>

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня их принятия.

 

 

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е  №  04/41-15

 

17 декабря 2015 года                                                                                                                                                                                                                                                г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 04/41-15 в составе:

<…>– и.о. руководителя управления, председателя Комиссии,

<…>– начальника отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,

<…>– главного специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,

<…>- эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,

руководствуясь статьями 22, 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 17.12.2015 по делу № 04/41-15 в отношении открытого акционерного общества «Российские Железные Дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, зарегистрированного по адресу: 107174, г Москва, ул. ул. Новая Басманная, д. 2) о нарушении им части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»,

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

Открытому акционерному обществу «Российские Железные Дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, зарегистрированного по адресу: 107174, г Москва, ул. ул. Новая Басманная, д. 2):

Прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установленное решением Комиссии Омского УФАС России по делу № 04/41-15 от 17.12.2015, для чего в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, привести договор № <…> «На подачу и уборку вагонов ООО «ЖБИ - 12» при станции Омск - Восточный (Универсальная) Западно - Сибирской железной дороги- филиала ОАО «РЖД» (при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры железнодорожного пути общего пользования, локомотивом «Перевозчика» (ОАО «РЖД»)», заключенный между открытым акционерным обществом «Российские Железные Дороги» и обществом с ограниченной ответственностью «ЖБИ-12», в соответствие с действующим законодательством, а именно пункта «<…>» параграфа <…>, указанного договора, предусматривающего взимание с ООО «ЖБИ - 12» ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО «РЖД», согласно Единого перечня работ и услуг, оказываемых ОАО «РЖД» при организации перевозок грузов, утвержденного Распоряжением ОАО "РЖД" от 16.11.2013 № 2466р исходя из развернутой длины железнодорожного пути необщего пользования.

2. Об исполнении предписания письменно уведомить Омское УФАС России в течение  пяти  рабочих дней со дня его  исполнения.

 

Председатель комиссии                                                                                                                                                                                                                                                <…>

Члены Комиссии                                                                                                                                                                                                                                                    <…>                                                                                                                                  

                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны