Решение б/н Дело № 04/46-14 в отношении ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» от 12 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е  № 04/46- 14

 

 

19 февраля 2015 года                                                                                                                                         г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

(К…) – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

(С…) – начальника отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

(А…) – главного специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

в отсутствие (Ч…) - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

при участии лиц и их представителей, привлеченных к участию в рассмотрении дела в качестве:

представителя заявителя ООО «Теплогенерирующий комплекс» – (К…а) (доверенность);

представителя ответчика ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» – (Ч…) (доверенность);

в отсутствие лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах: бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клинический онкологический диспансер.

рассмотрев дело, возбужденное приказом руководителя Омского УФАС России от 22.09.2014 г. № 278 по признакам нарушения ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о конкуренции), 

 

У С Т А Н О В И Л А:

1. Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» послужили заявления ООО «Теплогенерирующий комплекс» от 21.08.2014 г. № 8962, от 04.09.2014 г. вх. № 9532 (далее – Заявитель, ООО «ТГКом») на действия ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск», связанные с невозобновлением поставки газа на котельные Заявителя после проведения планово- ремонтных работ.

2. Из заявления ООО «ТГКом» от 21.08.2014 г. вх. № 8962 следует, что ООО «ТГКом» является организацией, оказывающей услуги отопления и горячего водоснабжения потребителям микрорайона Амурский центрального АО города Омска. Между ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» и ООО «ТГКом» заключены договоры поставки газа №36-4-0003 от 01.12.2012 г. и № 36-4-1001 от 15.12.2010 г.

23.07.2014 года ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» направило в адрес Заявителя факсограмму № 1284 от 22.07.2014 года, которой сообщалось, что в соответствии с графиком  плановых остановок ГРС Омского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Томск» на летний период будут проводиться ППР на ГРС-5 г. Омска в период с 17.08.2014 г. по 19.08.2014 г. с полной остановкой ГРС с 11.00 час. 18.08.2014 г. на 4 часа. Этой же факсограммой сообщалось, что после окончания работ возобновление подачи газа будет произведено, но за исключением в том числе ООО «Теплогенерирующий комплекс», подача газа возможна только после письменного согласования ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск».

Факсограммой № 1412 от 11.08.2014 г. ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» сообщило Заявителю, что возобновление подачи природного газа возможно только после дополнительной оплаты в сумме 38,5 млн. руб. в счет частичного погашения долга.

Как указанно в заявлении ООО «ТГКом», Заявитель считает, что своими действиями по невозобновлению после технологического перерыва поставки газа ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» нарушает Порядок прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 № 1 (далее по тексту – Постановление № 1) и на момент подачи заявления ООО «Теплогенерирующий комплекс» в Омское УФАС России – 21.08.2014 г. (вх. № 8962) ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» не возобновило поставку газа на котельные Заявителя.

Также в заявлении ООО «ТГКом» указало, что на момент подачи заявления в Омское УФАС России – 21.08.2014 г. (вх. № 8962) обязательства ООО «ТГКом» перед ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» по оплате полученного газа прекращены, в соответствии со статьёй 414 ГК РФ, путём новации в обязательство по предоставлению коммерческого кредита, следовательно, у ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» нет основания для не прекращения подачи газа, либо ограничения поставок газа на объекты ООО «ТГКом» в связи с задолженностью по договорам поставки газа, так как в настоящий момент данный долг новирован в долг по коммерческому кредиту.

Среди объектов, отапливаемых от котельных, расположенных по следующим адресам: г. Омск, ул. 2-я Челюскинцев, 15/3, г. Омск, ул. 22 Партсъезда, 97, г. Омск, ул. Дмитриева, 8/5, находятся следующие социально значимые объекты:

- многоквартирные жилые дома, в общем количестве - 324:

- школы, поликлиники, детские сады, детские дошкольные образовательные учреждения, в общем количестве - 60.

В результате указанных действий ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» на вышеуказанные объекты была прекращена подача тепловой энергии на нужды «горячего водоснабжения» в связи с остановкой котельных по причине отсутствия газоснабжения.

Также в своем заявлении ООО «ТГКом» указывает на то, что своими действиями, по невозобновлению поставки газа на котельные Заявителя после проведения планово- ремонтных работ ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» нарушает права и ущемляет законные интересы ООО «ТГКом» и неопределенного круга лиц.

К заявлению ООО «ТГКом» от 21.08.2014 г. (вх. № 8962) приложены следующие документы:

1. Договор поставки газа № 36-4-0003 от 01.12.2010 г. заключенный между ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» и ООО «ТГКом».

Согласно пункту 2.1 Договора поставки газа № 36-4-0003 от 01.12.2010 г. ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» обязуется поставлять, а ООО «ТГКом» получать (выбирать) и оплачивать в период с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г. газ.

В пункте 2.1.2 Договора поставки газа № 36-4-0003 от 01.12.2010 г.  указано:

- Место передачи газа - ГРС-3 г. Омска;

- точки подключения:

1) котельная, расположенная по адресу: г. Омск, ул. 30-я Северная, 65/1;

2) котельная, расположенная по адресу: г. Омск,  ул. 22 Партсъезда, 97.

В соответствии с пунктом 3.4 Договора поставки газа № 36-4-0003 от 01.12.2010 г. в случае неоднократного (два и более периода платежа) нарушения ООО «ТГКом» сроков оплаты за поставляемый газ, ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» имеет право ограничить, то есть уменьшить суточный объем газа путем сокращения его подачи на газопотребляющее оборудование ООО «ТГКом» или временного прекращения подачи газа ООО «ТГКом» на период до 4-х часов, а также полностью прекратить поставки газа. Решение об ограничении или прекращении поставки газа принимается ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» в одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для его принятия.

2. Дополнительное соглашение № 26 к договору поставки газа от 01.12.2010 г. №36-4-0003 от 30.01.2014 г., которым ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» и ООО «ТГКом» признали, что по состоянию на 30.01.2014 г. задолженность ООО «ТГКом» перед ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» за поставленный по договору природный газ в декабре 2013 года составляет 44500000 млн. руб. ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» предоставляет ООО «ТГКом» отсрочку платежа (коммерческий кредит) на указанную сумму.28.02.2014 г. должен быть произведен окончательный расчет.

3. Дополнительное соглашение № 27 к договору поставки газа от 01.12.2010 г. №36-4-0003 от 28.02.2014 г., которым ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» и ООО «ТГКом» признали, что по состоянию на 28.02.2014 г. задолженность ООО «ТГКом» перед ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» за поставленный по договору природный газ в январе 2014 года составляет 55702617,46 млн. руб. ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» предоставляет ООО «ТГКом» отсрочку платежа (коммерческий кредит) на указанную сумму. 31.03.2014 г. должен быть произведен окончательный расчет.

4. Дополнительное соглашение № 28 к договору поставки газа от 01.12.2010 г. №36-4-0003 от 31.03.2014 г., которым ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» и ООО «ТГКом» признали, что по состоянию на 31.03.2014 г. задолженность ООО «ТГКом» перед ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» за поставленный по договору природный газ в феврале 2014 года составляет 53451382,37 млн. руб. ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» предоставляет ООО «ТГКом» отсрочку платежа (коммерческий кредит) на указанную сумму. 30.04.2014 г. должен быть произведен окончательный расчет.

5. Дополнительное соглашение № 29 к договору поставки газа от 01.12.2010 г. №36-4-0003 от 30.04.2014 г., которым ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» и ООО «ТГКом» признали, что по состоянию на 30.04.2014 г. задолженность ООО «ТГКом» перед ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» за поставленный по договору природный газ в марте 2014 года составляет 39817259,10 млн. руб. ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» предоставляет ООО «ТГКом» отсрочку платежа (коммерческий кредит) на указанную сумму. 31.05.2014 г. должен быть произведен окончательный расчет.

6. Дополнительное соглашение № 31 к договору поставки газа от 01.12.2010 г. №36-4-0003 от 03.06.2014 г., которым ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» и ООО «ТГКом» признали, что по состоянию на 03.06.2014 г. задолженность ООО «ТГКом» перед ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» за поставленный по договору природный газ в феврале - апреле 2014 года составляет 122228559,19 млн. руб. ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» предоставляет ООО «ТГКом» отсрочку платежа на следующих условиях:

- по 16.06.2014 г. – 52200000 млн.руб.;

- по 20.06.2014 г. – 39817259,10 млн. руб.;

- по 25.06.2014 г. – 30211300,09 млн.руб.

7. Договор поставки газа № 36-4-1001 от 15.12.2010 г., заключенный между ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» и ООО «ТГКом».

Согласно пункту 2.1 Договора поставки газа № 36-4-1001 от 15.12.2010 г. ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» обязуется поставлять, а ООО «ТГКом» получать (выбирать) и оплачивать в период с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г. газ.

В пункте 2.1.2 Договора поставки газа № 36-4-1001 от 15.12.2010 г. указано:

- Место передачи газа - ГРС-3 г. Омска;

- точки подключения:

1) котельная, расположенная по адресу: г. Омск, ул. 30-я Северная, 65/1;

2) котельная, расположенная по адресу: г. Омск,  ул. 22 Партсъезда, 97.

В соответствии с пунктом 3.4 Договора поставки газа № 36-4-1001 от 15.12.2010г. в случае неоднократного (два и более периода платежа) нарушения ООО «ТГКом» сроков оплаты за поставляемый газ, ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» имеет право ограничить, то есть уменьшить суточный объем газа путем сокращения его подачи на газопотребляющее оборудование ООО «ТГКом» или временного прекращения подачи газа ООО «ТГКом» на период до 4-х часов, а также полностью прекратить поставки газа. Решение об ограничении или прекращении поставки газа принимается ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» в одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для его принятия.

8. Дополнительное соглашение № 3 к договору поставки газа от 15.12.2010 года №36-4-1001 от 03.06.2014 г., которым ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» и ООО «ТГКом» признали, что по состоянию на 03.06.2014 г. задолженность ООО «ТГКом» перед ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» за поставленный по договору природный газ в марте - апреле 2014 года составляет 3739064,69 млн. руб. ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» предоставляет ООО «ТГКом» отсрочку платежа на следующих условиях:

- по 20.06.2014 г. – 111748,56 млн. руб.;

- по 25.06.2014 г. – 3627316,13 млн. руб.

9. Факсограмма ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» № 1230 от 24.07.2014 г., в которой содержалась информация о том, что в период с 11.08.2014 по 13.08.2014 г. будут проводиться ремонтные работы на магистральном газопроводе с прекращением подачи газа потребителям от ГРС-3 г. Омска с 9:00 11.08.2014 г. на 48 часов. В этой же факсограмме указано, что после окончания работ возобновить подачу газа на котельные, кроме в том числе, ООО «ТГКом», подача газа которому возможна только после письменного согласования ЗАО «Газпром Межрегионгаз Омск».  

10. Факсограмма ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» № 1284 от 22.07.2014 г. направленная ООО «ТГКом» которой сообщалось, что в соответствии с графиком  плановых остановок ГРС Омского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Томск» на летний период буду проводиться ППР на ГРС-5 г. Омска в период с 17.08.2014 г. по 19.08.2014 г. с полной остановкой ГРС с 11.00 час. 18.08.2014 г. на 4 часа.

В этой же факсограмме сообщалось, что после окончания работ возобновление подачи газа будет произведена, но за исключением, в том числе ООО «Теплогенерирующий комплекс». Заявителю подача газа возможна только после письменного согласования ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск».

11. Факсограмма ЗАО «Газпром Межрегионгаз Омск» № 1412 от 11.08.2014 г. направленная ООО «ТГКом» которой сообщалось о том, что возобновление подачи природного газа возможно только после дополнительной оплаты в сумме 38,5 млн. руб. в счет частичного погашения долга и в соответствии с согласованным графиком потребления и оплаты природного газа на февраль – октябрь 2014 года.

12. Письмо ООО «ТГКом» от 14.08.2014 г. исх. № Т-14-695 направленное ЗАО «Газпром Межрегионгаз Омск» которым Заявитель просит поставщика газа разрешить с 8:00 час. 14.08.2014 г. пропуск природного газа на объекты, расположенные по адресу:

- г. Омск, ул. 22 Партсъезда, 97 (котельная и газа – поршневая ТЭС);

- г. Омск, ул. 30-я Северная, 65/1 (котельная).

Этим же письмом ООО «ТГКом» гарантирует ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» оплату за потребленный природный газ в размере 30 млн. руб. в августе 2014 года.

13. Перечень бюджетных объектов, с которыми ООО «ТГКом» заключены договоры на отпуск услуг.

3. Из заявления ООО «ТГКом» от 04.09.2014 г. вх. № 9532 следует, что между ООО «ТГКом» и бюджетным учреждением здравоохранения Омской области «Клинический онкологический диспансер» (далее - БУЗОО «КОД») был заключен договор № 21 аренды имущества (здания котельной) с инженерным оборудованием. Указанная котельная находится по адресу: г. Омск, ул. Завертяева, д. 9, корп. 4 (далее - котельная онкодиспансера).

18 августа 2014 года БУЗОО «КОД» передало ООО «ТГКом» в аренду (здание котельной) с инженерным оборудованием по акту приема-передачи.

С 18 августа 2014 года ООО «ТГКом» начало эксплуатацию котельной онкодиспансера. Ранее котельную онкодиспансера эксплуатировало общество с ограниченной ответственностью «Октан-Сервис» (далее - ООО «Октан-Сервис»),

В соответствии с факсограммой ОАО «Омскоблгаз» № 312-19 от 01.09.2014 года ОАО «Омскоблгаз» 03.09.2014 года будет прекращена подача газа с 10:00 часов по 18:30 часов на котельную онкодиспансера по причине подключения нового газопровода.

По состоянию на 04.09.2014 г. газоснабжение котельной онкодиспансера  отсутствовало. О каких-либо технических причинах отсутствия газоснабжения котельной онкодиспансера после 18:30 часов 03.09.2014 года сообщено не было.

Факсограммой ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» № 1531/7042 от 02.09.2014 г. ООО «Октан-Сервис» было сообщено, что в связи с врезкой вновь построенного газопровода 03.09.2014 г. будет прекращена поставка природного газа населению и промышленным потребителям с 10:00 до 18:30. Этой же факсограммой сообщалось о том, что после окончания работ подача газа будет возобновлена на все котельные, кроме котельной ООО «Октан - Сервис», подача газа на означенную котельную будет возобновлена только после письменного согласования ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск»

В своем заявлении ООО «ТГКом» указывает на то, что от указанной котельной осуществляется теплоснабжение только здания БУЗОО «КОД», расположенного по адресу: г. Омск, ул. Завертяева, д. 9, корп. 1 и сопутствующих хозяйственных построек. Данная котельная является единственным источником теплоснабжения для БУЗОО «КОД». Отсутствие горячего водоснабжения, которое может возникнуть в результате незаконных действий ЗАО «Газпром Межрегионгаз Омск» и ОАО «Омскоблгаз», ставит под угрозу осуществление медицинской деятельности БУЗОО «КОД», что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью лиц, проходящих лечение в БУЗОО «КОД» (неопределенному кругу лиц).

По мнению ООО «ТГКом», своими действиями по прекращению поставки газа на котельную, расположенную по адресу: г. Омск, ул. Завертяева, д. 9, корп. 4, ЗАО «Газпром Межрегионгаз Омск» и ОАО «Омскоблгаз» нарушили порядок ограничения подачи газа, предусмотренный Постановлением № 1.

Относительно процесса заключения договора поставки газа на котельную онкодиспансера ООО «ТГКом» в представленных в Омское УФАС России письменных пояснениях и документах указывает следующее.

28.08.2014 года ООО «Теплогенерирующий комплекс» письмом с исх. № Т-14-726 (вх. № 6994 от 28.08.2014 года), а также письмом от 09.11.2014 года с исх. № Т-14- 752 обратилось к ЗАО «Газпром Межрегионгаз Омск» для заключении договора поставки газа на котельную, расположенную по адресу: г. Омск, ул. Завертяева, 9/5 (котельная БУЗОО «Клинический онкологический диспансер») в связи с тем, что означенная котельная передана в аренду ООО «ТГКом».

Между ЗАО «Газпром Межрегионгаз Омск» и ООО «Теплогенерирующий комплекс» был заключен договор поставки газа № 36-4-0021 от 15.09.2014 года. Данный договор был подписан с протоколом разногласий от 01.10.2014 г.

Согласно пункту 8.1 договора поставки газа № 36-4-0021 от 15.09.2014 года договор считается заключенным с даты подписания обеими сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств. Действие договора распространяется на отношения сторон возникшие с 18.08.2014 г.

Относительно возобновления ЗАО «Газпром Межрегионгаз Омск» подачи газа на котельные ООО «Теплогенерирующий комплекс» Заявитель сообщил следующее:

- на котельную БУЗОО «Клинический онкологический диспансер» подача газа возобновлена - 11.09.2014 года (основание: Акт о подключении от 11.09.2014 года):

- на котельную, расположенную по адресу: г. Омск, ул. 2-я Челюскинцев, 15/3 - отключение от газоснабжения не производилось;

- на котельную, расположенную по адресу: г. Омск, ул. 22 Партсъезда, 97 подача газа возобновлена – 22.08.2014 года (основание: Акт о подключении от 22.08.2014 года);

- на котельную, расположенную по адресу: г. Омск, ул. Дмитриева, 8/5 (мкрн. «Кристалл») подача газа возобновлена - 22.08.2014года.

От котельной, расположенной по адресу: г, Омск, ул. 2 Челюскинцев, 15/3 осуществляется теплоснабжение многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Омск, ул. 2 Челюскинцев, 15/3.

От котельной, расположенной  по адресу: 22 Партсъезда, 97 осуществляется теплоснабжение многоквартирных домов, социальных объектов, промышленных объектов.

От котельной, расположенной по адресу: ул. Дмитриева, 8/5 (мкрн. «Кристалл») осуществляется теплоснабжение многоквартирных домов (Перечень указан в Приложении).

ООО «Теплогенерирующий комплекс» владеет котельными, расположенными по адресу:

- г. Омск, ул. 2.-я Челюскинцев, 15/3 - на основании договора подряда б/н от 01.03.2014г.

- г. Омск, ул. 22 Партсъезда, 97 - на основании свидетельства о праве собственности серия <...> АВ №466448, свидетельства о праве собственности серия <...> АВ №421676;

- г. Омск, ул. Дмитриева, 8/5 (мкрн. «Кристалл») - на основании договора аренды №АН1816 от 23.05.2014 года.

В процессе рассмотрения дела ООО «Теплогенерирующий комплекс» были предоставлены копии следующих договоров:

1. Договор Энергоснабжения № 7502 от 31.12.2013 г., заключенный с БУ здравоохранения Омской области «Городская клиническая больница № 11»;

2. Договор Энергоснабжения № 7499 от 10.02.2014 г., заключенный с БУ здравоохранения Омской области «Детская городская больница № 4»;

3. Договор Энергоснабжения № 7495 от 30.12.2013 г., заключенный с БУ здравоохранения Омской области «Городская больница № 8»;

4. Договор Энергоснабжения № 7496 от 27.12.2013 г., заключенный с БУ здравоохранения Омской области «Городская поликлиника № 8»;

5. Договор Энергоснабжения № 312 от 07.02.2014 г., заключенный с БУ здравоохранения Омской области «Станция скорой медицинской помощи», из указанных договоров следует, что теплоисточником в указанные медицинские учреждения является котельная ООО «Теплогенерирующий комплекс», расположенная по адресу: г. Омск, ул. 22 Партсъезда, 97, принадлежащая ООО «Теплогенерирующий комплекс» на праве собственности.

В заседании Комиссии Омского УФАС России представитель Заявителя также пояснил, что в период с 12.08.2014 г. по 22.08.2014 г. в связи с прекращением подачи природного газа на котельные ООО «Теплогенерирующий комплекс», расположенные по адресу: г. Омск, ул. 22-го Партсъезда, 97 и ул. 30-я Северная, 65/1, отпуск тепловой энергии на все объекты, отапливаемые от данных котельных, не производился. В том числе в указанный период из-за прекращения подачи природного газа на котельные ООО «Теплогенерирующий комплекс» была прекращена подача тепловой энергии на коммунально-бытовые и социальные нужды граждан поселка Амурский ЦАО г. Омска (многоквартирным жилым домам, медицинским учреждениям, школам, детским садам и пр.). Использовать резервное топливо - мазут, в период отсутствия природного газа не представлялось возможным, так как, в соответствии с Приказом РЭК Омской области от 19.12.2013 г. № 01-05/127, объем нормативного запаса резервного топлива для указанных котельных ООО «Теплогенерирующий комплекс» формируется на 1 октября 2014 года и в августе 2014 г. резервного топлива не было.

На заседании Комиссии Омского УФАС России представитель ООО «Теплогенерирующий комплекс» подтвердил информацию, представленную в материалы дела №04/46-14 и указал, что своими действиями, связанными с невозобновлением поставки газа на котельные Заявителя после проведения планово- ремонтных работ ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» нарушило Постановление № 1.

4. Согласно представленным ЗАО «Газпром Межрегионгаз Омск» письменным пояснениям и документам ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск»:

1) В своем заявлении от 21.08.2014 г. № 8962 ООО «ТГКом» указывает, что ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» нарушает порядок ограничения подачи газа, предусмотренный пунктами 3-5 Постановления № 1, что не соответствует действительности, поскольку поставщик газа не производил ограничение или прекращение поставки газа. После планового ремонта газопровода подача газа не была возобновлена, а данная процедура Постановлением № 1 не регламентирована.

2) ООО «ТГКом» заявляет об отсутствии задолженности вследствие новации обязательства, что не соответствует действительности, поскольку дополнительные соглашения к договорам поставки газа о предоставлении коммерческих кредитов были расторгнуты 30.04.2014, поэтому задолженность ООО «ТГКом» перед поставщиком газа по состоянию на 01.09.2014 составляет 80,5 млн. рублей.

После прекращения планово – ремонтных работ в период с 17.08.2014 г. по 19.08.2014г. подача газа на котельные ООО «ТГКом» не была возобновлена в связи с существующей задолженностью за ранее потребленный газ.

3) Факсограммой ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» от 22.08.2014 г. № 1466/6760 поставка природного газа на котельные ООО «ТГКом» расположенные по адресу: г. Омск, ул. 2-я Челюскинцев, д.15 корп. 3, котельная мкр. «Кристалл, и по адресу г. Омск, ул. 22 Партсъезда 97 была разрешена.

4) Кроме того, в соответствии с Порядком прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 № 1, настоящий порядок является льготным и распространяется на организации – потребители, прекращение или ограничение подачи топливо – энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно – коммунального хозяйства. ООО «ТГКом» не является поставщиком коммунальной услуги населению, в связи с этим ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» не информировало органы исполнительной власти.

Относительно доводов заявления ООО «ТГКом» от 04.09.2014 г. вх. № 9532 ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» указывает следующее:

1. ООО «Октан - Сервис» письмом от 07.08.2014 г. исх. № 128/14 просило ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» прекратить подачу газа на котельную БУЗОО «Клинический онкологический диспансер» в связи с окончанием срока договора аренды.

2. ООО «ТГКом» 28.08.2014 г. исх. № Т-14-726 направило письмо ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» с просьбой оформить договор поставки природного газа на котельную БУЗОО «Клинический онкологический диспансер»

В факсограмме ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» от 02.09.2014 №1531/7042 содержится указание на возобновление подачи газа ООО «Октан-Сервис» только после письменного согласования ЗАО «Газпром Межрегионгаз Омск» в связи с тем, что ООО «ТГКом» 28.08.2014 обратилось за заключением договора поставки газа на котельную БУЗОО «Клинический онкологический диспансер», предоставив копию договора аренды указанной котельной без отметки о государственной регистрации данного договора в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, вопреки требованиям пункта 6.4. и 6.5. указанного договора. Считать представленный договор заключенным не было оснований. Кроме того, по имеющейся у ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск»  информации БУЗОО «КОД» был заключен договор аренды на упомянутую котельную с ООО «Октан-Сервис», документов о его расторжении в ЗАО «Газпром Межрегионгаз Омск» предоставлено не было. Кроме того, ООО «Октан-Сервис» не выходило с предложением о расторжении действующего договора поставки газа на данную котельную и перераспределением объемов газа на нового арендатора.

Проект договора поставки газа, подписанный со стороны ЗАО «Газпром Межрегионгаз Омск» 18.09.2014 г. был передан сотруднику ООО «ТГКом» для подписания, на дату 10.10.2014 г. договор не подписан и не возвращен поставщику газа.

Кроме того, 11.09.2014 г. подача газа на котельную онкодиспансера была возобновлена на основании факсограммы ЗАО «Газпром Межрегионгаз Омск» от 11.09.2014 г. №1576/7466.

В представленных письменных пояснениях ЗАО «Газпром Межрегионгаз Омск» также указывает, что Общество не уведомляло БУЗОО «Клинический онкологический диспансер» о прекращении подачи газа, поскольку не состояло в договорных отношениях по поставке газа с указанным медицинским учреждением, а на дату прекращения поставки газа состояло в договорных отношениях с ООО «Октан-Сервис» по письму которого и была прекращена поставка газа. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрена обязанность поставщика газа уведомлять о предстоящем прекращении поставки газа потребителей тепловой энергии, являющимися контрагентами покупателей газа.

Также ЗАО «Газпром Межрегионгаз Омск» сообщило Комиссии Омского УФАС России по делу № 04/46-14, что у Общества отсутствует информация о том, что ООО «ТГКом» заключены договоры на поставку тепловой энергии с населением или предприятиями, указанными в Постановлении №1.

На заседании Комиссии Омского УФАС России представитель ООО «ЗАО «Газпром Межрегионгаз Омск»  подтвердил информацию, представленную в материалы дела № 04/46-14 и указал, что в действиях Общества отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

5. Согласно представленным ОАО «Омскоблгаз» письменным пояснениям и документам следует, что 29 августа 2014 года ОАО «Омскоблгаз» направило в ЗАО «Газпром Межрегионгаз Омск» письмо № 311 от 29.08.2014 г. о согласовании временного прекращения поставки природного газа населению и промышленным потребителям, в том числе, котельной БУЗОО «Клинический онкологический центр», в связи с выполнением мероприятий по врезке вновь построенного газопровода в распределительный газопровод ОАО «Омскоблгаз».

Факсограммой № 1531/7042 от 02.09.2014 года ЗАО «Газпром Межрегионгаз Омск» согласовало временное прекращение поставки природного газа данным потребителям, при этом указало на восстановление газоснабжения всем потребителям после производства работ, за исключением котельной БУЗОО «Клинический онкологический центр» (в факсограмме указана котельная ООО «Октан-Сервис», так как данная котельная ранее эксплуатировалась ООО «Октан-Сервис» до момента передачи ООО «ТГКом»).

Осуществление мероприятий по прекращению/возобновлению поставки природного газа потребителям осуществляется в рамках договора возмездного оказания услуг № 538-19 от 01 сентября 2008 года, в соответствии с которым ОАО «Омскоблгаз» приняло на себя обязательства оказывать услуги ЗАО «Газпром: Межрегионгаз Омск» по приостановлению или возобновлению подачи газа потребителям.

Решение о прекращении/возобновлении подачи газа потребителям принимается исключительно ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск», о чем свидетельствует факсограмма №1531/7042 от 02.09.2014 года, в которой в императивном порядке установлена обязанность по возобновлению подачи газа на вышеуказанную котельную только после письменного согласования ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск».

Факсограммой № 1576/7466 от 11.09.2014 года ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» сообщило ОАО «Омскоблгаз» о возможности подачи природного газа на указанную котельную, поскольку ООО «ТГКом» оформило договорные отношения с ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск».

11 сентября 2014 года ОАО «Омскоблгаз» возобновило подачу газа на котельную БУЗОО «Клинический онкологический центр».

ОАО «Омскоблгаз» о передаче котельной в аренду ООО «ТГКом», стало известно только после обращения ООО «ТГКом» по вопросу переоформления договора транспортировки природного газа на котельную (письмо от 15.09.2014 г. вх. № 5203).

Таким образом, ОАО «Омскоблгаз» является лишь исполнителем по вышеуказанному договору возмездного оказания услуг, заключенному с ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» и не вправе самостоятельно принимать решение о приостановлении/прекращении поставки газа тем или иным потребителям.

6. Комиссия Омского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, заслушав представителей сторон, установила следующие обстоятельства.

6.1. Относительно заявления ООО «ТГКом» от 21.08.2014 г. вх. № 8962  Комиссия Омского УФАС России отмечает следующее:

Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 № 1 утвержден «Порядок прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов», который определяет последовательность действий энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов (электрической энергии и газа) на основании пункта 5 статьи 486 и пункта 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации при неоднократном нарушении организацией-потребителем сроков оплаты поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов (неоплата за два периода платежа, установленных договором).

Пунктом 2 Постановления № 1 предусмотрено, что Порядок является льготным и распространяется на организации-потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций и метрополитен.

Согласно пункту 3 Постановления № 1 при неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов.

При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию-потребителя, за сутки до введения ограничения.

Ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов производится:

  - организацией-потребителем самостоятельно в указанный в предупреждении срок путем сокращения использования этих ресурсов;

- энергоснабжающей или газоснабжающей организацией путем принудительного ограничения подачи указанных ресурсов. При этом энергоснабжающая или газоснабжающая организация имеет право в присутствии представителей государственного энергетического надзора и организации-потребителя произвести необходимые оперативные переключения в энергетических установках, принадлежащих организации-потребителю, если со своих объектов она не может реализовать принадлежащее ей право ограничения потребления топливно-энергетических ресурсов.

Возобновление подачи топливно-энергетических ресурсов осуществляется на основании соглашения сторон по результатам рассмотрения конфликтной ситуации и мер, принятых организацией-потребителем.

В соответствии с пунктом 4 Постановления № 1 если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организацией-потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В указанный срок организация-потребитель обязана погасить имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с прекращением подачи топливно-энергетических ресурсов.

Энергоснабжающая или газоснабжающая организация обязана не менее чем за одни сутки сообщить организации-потребителю день и час прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов и проинформировать об этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерство топлива и энергетики Российской Федерации.

Таким образом, деятельность энергоснабжающей или газоснабжающей организаций по введению ограничения подачи (потребления) топливно – энергетических ресурсов, прекращению подачи топливно – энергетических ресурсов четко регламентирована действующим законодательством.

Комиссией в процессе рассмотрения вышеуказанного заявления было установлено, что 23.07.2014 года ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» направило в адрес Заявителя факсограмму № 1284 от 22.07.2014 г., которой сообщалось, что в период с 17.08.2014 г. по 19.08.2014 г. будет осуществлена полная остановка ГРС с 11.00 час. 18.08.2014 г. на 4 часа, в связи с проведением плановых ремонтных работ. Этой же факсограммой сообщалось, что после окончания работ возобновление подачи газа будет произведено, но за исключением в том числе ООО «Теплогенерирующий комплекс», подача газа возможна только после письменного согласования ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск».

Факсограммой № 1412 от 11.08.2014 г. ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» сообщило Заявителю о том, что возобновление подачи природного газа возможно только после дополнительной оплаты в сумме 38,5 млн. руб. в счет частичного погашения долга.

При этом ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» не предупреждало ООО «Теплогенерирующий комплекс» как организацию – потребителя об ограничении подачи (потребления) газа, а также о прекращении подачи газа, в соответствии с пунктами 3 и 4 Постановления № 1.

Относительно возобновления подачи газа на котельные Заявителя Комиссией Омского УФАС России было установлено:

- на котельную, расположенную по адресу: г. Омск, ул. 2-я Челюскинцев, 15/3 - отключение от газоснабжения не производилось. От указанной котельной осуществляется теплоснабжение многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Омск, ул. 2 Челюскинцев, 15/3.

- на котельную, расположенную по адресу: г. Омск, ул. 22 Партсъезда, 97 подача газа возобновлена – 22.08.2014 года (основание: Акт о подключении от 22.08.2014 года) От означенной котельной осуществляется теплоснабжение многоквартирных домов, социальных объектов, промышленных объектов. Также установлено, что указанная котельная принадлежит ООО «ТГКом» на праве собственности (свидетельство о праве собственности серия <...> АВ №466448, свидетельства о праве собственности серия <...> АВ №421676).

- на котельную, расположенную по адресу: г. Омск, ул. Дмитриева, 8/5 (мкрн. «Кристалл») подача газа возобновлена - 22.08.2014года. От указанной котельной осуществляется теплоснабжение многоквартирных домов.

Комиссией в процессе рассмотрения дела № 04/66-14, также установлено, что котельная, расположенная по адресу: г. Омск, ул. 22 Партсъезда, 97 является теплоисточником 5 медицинских учреждений, что подтверждается представленными ООО «Теплогенерирующий комплекс» копиями следующих договоров:

1. Договор Энергоснабжения № 7502 от 31.12.2013 г., заключенный с БУ здравоохранения Омской области «Городская клиническая больница № 11»;

2. Договор Энергоснабжения № 7499 от 10.02.2014 г., заключенный с БУ здравоохранения Омской области «Детская городская больница № 4»;

3. Договор Энергоснабжения № 7495 от 30.12.2013 г., заключенный с БУ здравоохранения Омской области «Городская больница № 8»;

4. Договор Энергоснабжения № 7496 от 27.12.2013 г., заключенный с БУ здравоохранения Омской области «Городская поликлиника № 8»;

5. Договор Энергоснабжения № 312 от 07.02.2014 г., заключенный с БУ здравоохранения Омской области «Станция скорой медицинской помощи».

В связи с чем, Комиссия Омского УФАС приходит к выводу о том, что ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск», не возобновив подачу газа на котельную ООО «Теплогенерирующий комплекс», расположенную по адресу: г. Омск, ул. 22 Партсъезда, 9, после технологического перерыва поставки газа, нарушило действующий порядок ограничения и прекращения поставки газа, предусмотренный Постановлением № 1, а именно:

1) В части нарушения пункта 3 Постановления № 1:

ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» после неоплаты ООО «Теплогенерирующий комплекс» за потребленные топливо – энергентические ресурсы за один период платежа не предупредило Заявителя о том что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно – энергетических ресурсов.

При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» вправе было  ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов ООО «Теплогенерирующий комплекс»  до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» должно было направить извещение об этом ООО «Теплогенерирующий комплекс», за сутки до введения ограничения.

2) В части нарушения пункта 4 Постановления № 1:

Если бы ООО «Теплогенерирующий комплекс» по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов не была погашена образовавшаяся задолженность, то ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» вправе было прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности.

При этом ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» обязано было не менее чем за одни сутки сообщить ООО «Теплогенерирующий комплекс» день и час прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов и проинформировать об этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерство топлива и энергетики Российской Федерации.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что у ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» имелись основания для введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов на котельную ООО «Теплогенерирующий комплекс», расположенную по адресу: г. Омск, ул. 22 Партсъезда, 9 в связи с тем, что имелась задолженность, но Общество обязано было соблюсти действующий порядок ограничения подачи (потребления) газа и, при наличии оснований (в случае не погашения задолженности при условиях, указанных в пункте 4 Постановления № 1) – для прекращения полностью подачи газа.

Относительно довода ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» об отсутствии у Общества информации о том, что ООО «Теплогенерирующий комплекс» заключены договоры на поставку тепловой энергии с населением или предприятиями, указанными в Постановлении № 1 является не состоятельным поскольку, ООО «Теплогенерирующий комплекс» в заседании Комиссии Омского УФАС России были представлены документы, свидетельствующие о том, что у ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» имелась информация о перечне предприятий, которым ООО «Теплогенерирующий комплекс» осуществляет подачу тепловой энергии, а именно:

1. Договор аренды № 770006/1 от 25.07.2006 г., заключенный между ООО «Теплогенерирующий комплекс» и ОАО «Электротехнический комплекс», в соответствии с которым ОАО «Электротехнический комплекс» была передана в аренду в том числе и котельная расположенная по адресу: г. Омск, ул. 22 Партсъезда, 9.

2. Письмо ОАО «Газпром» направленное в ОАО «Электротехнический комплекс» (в связи с тем, в тот период являлось арендатором котельной расположенной по адресу: г. Омск, ул. 22 Партсъезда, 9 ) и ЗАО «Омскрегионгаз» (в настоящее время ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск») от 12.02.2008 г. исх. № 04/1400-579, в котором содержалась информация о том, что ОАО «Газпром» согласовывает использование природного газа действующей газовой котельной (г. Омск, ул. 22 Партсъезда, 9) ОАО «Электротехнический комплекс» предназначенной для теплоснабжения жилищного фонда и объектов социальной сферы.

3. В соответствии с соглашением заключенным между ОАО «Электротехнический комплекс» и ООО «Теплогенерирующий комплекс» о расторжении договора аренды № 770006/1 от 25.07.2006 г. от 22.04.2009 г., указанный договор аренды расторгнут с 31.12.2009 г., соответственно все передаваемое в аренду имущество перешло вновь в ООО «Теплогенерирующий комплекс».

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что у ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» имелась информация о перечне предприятий, которым ООО «Теплогенерирующий комплекс» осуществляет подачу тепловой энергии.

6.2. Относительно заявления ООО «ТГКом», касающегося прекращения подачи газа на котельную БУЗОО «Клинический онкологический диспансер» от 04.09.2014 г. вх. № 9532 Комиссия Омского УФАС России отмечает следующее:

ООО «Октан - Сервис» письмом от 07.08.2014 г. исх. № 128/14 просило ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» прекратить подачу газа на котельную БУЗОО «Клинический онкологический диспансер» в связи с окончанием срока договора аренды.

18 августа 2014 года БУЗОО «КОД» передало ООО «ТГКом» в аренду (здание котельной) с инженерным оборудованием по акту приема-передачи. С 18 августа 2014 года ООО «ТГКом» начало эксплуатацию котельной онкодиспансера. Ранее котельную онкодиспансера эксплуатировало общество с ограниченной ответственностью «Октан-Сервис.

ООО «ТГКом» 28.08.2014 г. исх. № Т-14-726 направило письмо ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» с просьбой оформить договор поставки природного газа на котельную БУЗОО «Клинический онкологический диспансер».

В факсограмме ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» от 02.09.2014 г. № 1531/7042 содержалось указание на возобновление подачи газа ООО «Октан-Сервис» только после письменного согласования ЗАО «Газпром Межрегионгаз Омск» в связи с тем, что ООО «ТГКом» 28.08.2014 обратилось за заключением договора поставки газа на котельную БУЗОО «Клинический онкологический диспансер», предоставив копию договора аренды указанной котельной без отметки о государственной регистрации данного договора в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Проект договора поставки газа, подписанный со стороны ЗАО «Газпром Межрегионгаз Омск» 18.09.2014 г. был передан сотруднику ООО «ТГКом» для подписания.

11.09.2014 г. подача газа на котельную онкодиспансера была возобновлена на основании факсограммы ЗАО «Газпром Межрегионгаз Омск» от 11.09.2014 г. №1576/7466.

Таким образом, Комиссия Омского УФАС России с учетом письменных пояснений ОАО «Омскоблгаз», приходит к выводу о том, что в действиях ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» и ОАО «Омскоблгаз» связанных с прекращением подачи газа на котельную БУЗОО «Клинический онкологический диспансер» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, поскольку между ЗАО «Газпром Межрегионгаз Омск» и ООО «ТГКом» в указанный период отсутствовали какие – либо договорные отношения, а ОАО «Омскоблгаз» являлось лишь исполнителем по договору возмездного оказания услуг № 538-19 от 01 сентября 2008 года, заключенному с ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» и не вправе самостоятельно принимать решение о приостановлении/прекращении поставки газа тем или иным потребителям.

Также Комиссия учитывает пояснения представителя БУЗОО «Клинический онкологический диспансер» о том, что ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» своими действиями, связанными с невозобновлением поставки газа на котельную онкодиспансера не ущемило права и законные интересы медицинского учреждения, так как при прекращении подачи газа были использованы резервные источники.

Аналитическим отделом Омского УФАС России на основании части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции», в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05. 2012 № 345, а также в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04. 2010 № 220,  был проведен анализ состояния конкуренции на оптовом рынке поставки природного газа по нерегулируемым ценам в географических границах газораспределительной системы Омской области, присоединенной к магистральному газопроводу.

По результатам проведенного анализа составлен аналитический отчет, содержащий выводы о доминирующем положении ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» на оптовом рынке поставки природного газа по нерегулируемым ценам в указанных географических границах.

Комиссия также учитывает разъяснение Пленума ВАС РФ № 30 относительно того, что   пунктом 2 статьи 11 ГК РФ и главой 9 Закона о защите конкуренции предусмотрена возможность защиты гражданских прав в административном порядке в случаях, установленных законом. Антимонопольный орган, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает решения и выдает предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции (пункт 14 Постановления Пленума ВАС РФ № 30).

Антимонопольный орган в соответствии с полномочиями, перечисленными в пункте 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, вправе включить в предписание указание на совершение конкретных действий, выполнение которых  лицом, нарушившим антимонопольное законодательство, позволит восстановить права других лиц, нарушенные вследствие злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции, в необходимом для этого объеме».

Комиссия, установив нарушение ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, считает необходимым выдать ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» предписание, в соответствии  функциями, предусмотренными статьей 22 Закона о защите конкуренции и полномочиями, предоставленными  частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

7. Таким образом, Комиссией Омского УФАС России в процессе рассмотрения дела установлено:

1. Доминирующее положение ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» на оптовом рынке поставки природного газа по нерегулируемым ценам в географических границах газораспределительной системы Омской области, присоединенной к магистральному газопроводу.

2. Несоблюдение ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» установленного пунктами 3 и 4 Постановления № 1 порядка введения ограничения подачи (потребления) газа, прекращения подачи газа, ООО «ТГКом» как организации-потребителю на котельную ООО «ТГКом», расположенную по адресу: г. Омск, ул. 22 Партсъезда, 9, что ущемляет права и законные интересы ООО «ТГКом» и является нарушением требований Постановления № 1 и части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

При этом Комиссией установлено наличие оснований для введения ограничения подачи (потребления) газа на означенный объект, в связи с задолженностью, которая Заявителем не оспаривается.

Также Комиссия отмечает, что ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск», используя фактическое прекращение подачи (потребления) газа на вышеуказанный объект, осуществленное по другому основанию, имея возможность для соблюдения требований Постановления № 1, не совершило действий, направленных на соблюдение положений Постановления № 1 при наличии иного основания для введения ограничения подачи (потребления) газа на вышеуказанный объект заявителя, тем самым проигнорировав предъявляемые действующим законодательством требований к порядку осуществления таких действий.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 2 статьи 45, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. На основании части 1 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установить доминирующее положение ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» на оптовом рынке поставки природного газа по нерегулируемым ценам в географических границах газораспределительной системы Омской области, присоединенной к магистральному газопроводу.

2. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» действия ЗАО «Газпром Межрегионгаз Омск», выразившиеся в несоблюдении порядка введения ограничения подачи (потребления) газа и порядка полного прекращения подачи газа, предусмотренного пунктами 3 и 4 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 №1, совершенные в августе 2014 года при полном прекращении подачи газа в связи с плановым ремонтом газопровода и невозобновлением подачи газа на котельную ООО «Теплогенерирующий комплекс», расположенную по адресу: г. Омск, ул. 22 Партсъезда, 9, после планового ремонта газопровода, что повлекло ущемление интересов ООО «Теплогенерирующий комплекс».

3. Прекратить рассмотрение дела № 04/46-14 в отношении ЗАО «Газпром Межрегионгаз Омск» и ОАО «Омскоблгаз» в части прекращения подачи (потребления) газа на котельную БУЗОО «Клинический онкологический диспансер», в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.

4. Выдать ЗАО «Газпром Межрегионгаз Омск» предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении организаций, являющихся потребителями топливно – энергетических ресурсов, в том числе ООО «Теплогенерирующий комплекс», путем соблюдения требований, установленных Порядком прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 №1 при введении ограничения подачи (потребления), прекращении подачи топливно-энергетических ресурсов организациям-потребителям для нужд объектов, указанных в пункте 2 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 № 1.

5. Материалы дела № 04/46-14 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам нарушения статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель комиссии                                                                                  (подпись, ф.и.о.)

 

Члены комиссии                                                                                              (подписи, ф.и.о.)

 

Решение  и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

П Р Е Д П И С А Н И Е   № 04/46-14    

 

19 февраля 2015 г.                                                                                                                            г. Омск

 

       Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

(К…) - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

(С…) – начальника отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

(А…) – ведущего специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 19 февраля 2015 года № 04/46-14 по делу о нарушении ЗАО «Газпром Межрегионгаз Омск» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

 

ЗАО «Газпром Межрегионгаз Омск»  со дня получения предписания:

1) Прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении организаций, являющихся потребителями топливно – энергетических ресурсов, в том числе ООО «Теплогенерирующий комплекс», путем соблюдения требований, установленных Порядком прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 №1 при введении ограничения подачи (потребления), прекращении подачи топливно-энергетических ресурсов организациям-потребителям для нужд объектов, указанных в пункте 2 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 № 1.

2) ЗАО «Газпром Межрегионгаз Омск» письменно проинформировать Омское УФАС России об исполнении предписания в десятидневный срок с момента получения настоящего предписания.

 

Председатель комиссии                                                                                            (подпись, ф.и.о.)

 

Члены комиссии                                                                                                        (подписи, ф.и.о.)

 

 

Предписание может  быть  обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны