Решение б/н Дело № 04/53-14 в отношении ООО «Бытовик» от 13 января 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е  № 04/53 – 14

 

17 декабря 2014 г.                                                                                                      
г. Омск                                

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

(К…) – и.о. руководителя управления, председателя Комиссии;

(П…) - начальника аналитического отдела, члена Комиссии;

(К…о) – главного специалиста- эксперта аналитического отдела, члена Комиссии;

(Ч…) - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

в присутствии:

- от ответчика - ООО «Бытовик» - представителя (К…у) (по доверенность);

- от заявителя - Омского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» -представителя (П…) (доверенность),

рассмотрев в заседаниях Комиссии Омского УФАС России 20.11.2014 г. и 11.12.2014г. дело, возбужденное приказом Омского УФАС России от 28.10.2014 года № 305 по признакам нарушения ООО «Бытовик» (ИНН 5521008760, 646070, Омская область, р.п. Москаленки, ул. Ленина, 19) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

1. Дело о нарушении антимонопольного законодательства № 04/53-14 возбуждено приказом руководителя Омского УФАС России от 28.10.2014 г. № 305 на основании жалобы Открытого акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк» (далее – ОАО «Россельхозбанк», Заявитель) в отношении ООО «Бытовик» (ИНН 5521008760, 646070, Омская область, р.п. Москаленки, ул. Ленина, 19) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении экономически необоснованно высокой цены на услугу по вывозу твердых бытовых отходов (далее – ТБО) на территории Москаленского муниципального района Омской области.

2. Из жалобы следует, что в соответствии с информацией главы Москаленского муниципального района Омской области (№ 34 от 21.01.2014г.) ООО «Бытовик» (далее – Ответчик) является единственной организацией в р.п. Москаленки Москаленского муниципального района Омской области, оказывающей услуги по вывозу ТБО организациям района.

Согласно калькуляции стоимости услуг по вывозу ТБО на 2014 год (далее Калькуляция) стоимость услуги по вывозу ТБО в р.п. Москаленки Москаленского муниципального района Омской области на 2014 год установлена в размере 530 руб./куб.м.

ОАО «Россельхозбанк» был проведен мониторинг цен на предоставление данной услуги на территории Омской области, в результате которого Заявителем установлено, что тарифы на вывоз ТБО, установленные ООО «Бытовик», завышены по сравнению с тарифами, предлагаемыми иными организациями, оказывающими данную услугу на территории Омской области. Средняя стоимость услуги по вывозу ТБО на территории Омской области составляет 361,49 руб./куб.м.

При рассмотрении дела в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств Комиссией выносилось определение об отложении рассмотрения дела от 20.11.2014.

3. В соответствии с пунктом 3.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 г. № 345 (далее – Регламент) Омским УФАС России в рамках рассмотрения жалобы проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг по сбору и транспортировке (вывозу) твердых бытовых отходов в географических границах Москаленского муниципального района Омской области за 2013 год и 1-ое полугодие 2014 года.

По результатам проведенного анализа состояние конкуренции на указанном товарном рынке можно оценить как неразвитое, товарный рынок обслуживал, в основном, один хозяйствующий субъект – ООО «Бытовик» с долей 94,8 процента в 2013 году и с долей 98,4 процента – в 1-ом полугодии 2014г., следовательно, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлены признаки наличия доминирующего положения ООО «Бытовик» на рассматриваемом товарном рынке.

В соответствии с пунктами 3.14. – 3.15. Регламента критерием принятия решения об установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара является его (их) положение на рынке, соответствующее условиям, указанным в статье 5 Закона о защите конкуренции. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта считается установленным в случае принятия руководителем антимонопольного органа решения о возбуждении по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции дела о нарушении антимонопольного законодательства и о создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании приказа руководителя Омского УФАС России от 28.10.2014 г. № 305 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела № 04/53-14 в отношении ООО «Бытовик» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в соответствии с пунктом 3.15. Регламента доминирующее положение ООО «Бытовик» Комиссия признала установленным.

Принимая во внимание, что доминирующее положение ООО «Бытовик» было установлено на основании приказа от 28.10.2014 г. № 305, в ходе рассмотрения дела № 04/53-14 Ответчиком не представлены доказательства того, что его положение не может быть признано доминирующим, оснований для начала процедуры установления доминирующего положения в рамках рассмотрения дела № 04/53-14 не было.

4. Рассмотрев материалы, представленные в ходе рассмотрения жалобы ОАО «Россельхозбанк» и дела № 04/53-14 Комиссия Омского УФАС России установила следующие обстоятельства.

4.1. В соответствии с Калькуляцией стоимости услуг по вывозу твердых бытовых отходов на 2014 год (далее – Калькуляция) тариф на услугу по вывозу ТБО на 2014 год рассчитан исходя из плановых затрат на 2014 год, необходимых для выполнения данной услуги, и объема ТБО, планируемого к вывозу в 2014 году.

Согласно Калькуляции в стоимость услуг по вывозу ТБО ООО «Бытовик» включены в том числе расходы на «обезвреживание отходов (свалка)» в размере 486 127 рублей в год (91,36 руб./куб.м). Данные расходы рассчитаны, исходя из планируемого на 2014 год объема вывоза ТБО в размере 5 321 куб.м и тарифа на услугу по утилизации и захоронению ТБО на свалке, оказываемую ООО «Бытовик» ИП (Ш…) в соответствии с договором № 107 от 01.01.2014г., в размере 91,36 руб./куб.м.

Однако, в соответствии с п.4 указанного договора стоимость оказания услуг на момент заключения договора составляла 81,82 руб. за 1 куб.м ТБО (указанный тариф установлен приказом РЭК Омской области от 19.11.2013г. № 230/60).

Кроме того, Комиссия считает, что затраты по данной статье расходов необходимо рассчитывать, исходя из планируемого объема утилизации ТБО.

Согласно информации, указанной ООО «Бытовик в письме от 15.09.2014г., мусоровоз, используемый при оказании услуги по вывозу ТБО, оборудован толкающей плитой, и коэффициент уплотнения ТБО, по данным Ответчика, составляет от 35 до 50 процентов в зависимости от ТБО, исходя из этого, планируемый к утилизации на 2014 год объем ТБО составит 3 941 куб.м. (при коэффициенте 0,35).

В соответствии с договором № 107 от 01.01.2014г. ИП (Ш…) обязуется принимать от ООО «Бытовик» ТБО для утилизации и захоронения в 2014 году в объеме 4 140 куб.м.

Согласно информации ИП (Ш…) (вх. № 10293 от 22.09.2014г.) объем принятых от ООО «Бытовик» ТБО в 2013 году составил 3 840 куб.м, в 1-ом полугодии 2014 года – 1 920 куб.м (в пересчете на год 3840 куб.м).

На основании изложенного Комиссия считает, что минимальная сумма необоснованных расходов, включенных в расчет стоимости услуги по вывозу ТБО по статье «обезвреживание отходов (свалка)», при планируемом к утилизации объеме ТБО (согласно договору № 107 от 01.01.2014г.) 4 140 куб.м составит 147 392 руб. (486 127 руб. – (81,82 руб./куб.м * 4 140 куб.м)).

4.2. По статье «затраты на оплату труда АУ» Калькуляции включены затраты на оплату труда и отчисления от заработной платы бухгалтера по расчетам с потребителями и контролера в полном объеме (441 558 руб.).

Вместе с тем, в соответствии с п.6 должностной инструкции контролера, утвержденной директором ООО «Бытовик», контролер выполняет работу в части, касающейся контроля по качеству предоставляемых услуг потребителям, по предоставлению руководству полной и достоверной оперативной информации о платежах абонентов.

Согласно п.6. обязанности бухгалтера по расчетам с потребителями включают в себя работу, связанную с расчетами с населением.

В соответствии с информацией, указанной в письме ООО «Бытовик» от 03.10.2014 года, помимо услуги по вывозу ТБО, ООО «Бытовик» в 2013 году и 1-ом полугодии 2014 года оказывал населению такие услуги, как содержание и текущий ремонт жилого фонда; услуги бани; водоотведение; услуги автотранспорта, услуги благоустройства и т.д.

В заседании Комиссии от 20.11.2014 года представитель ООО «Бытовик» подтвердил, что бухгалтер по расчетам с потребителями и контролер, кроме работы с потребителями услуги по вывозу ТБО, осуществляют работу с потребителями услуги по содержанию и текущему ремонту жилого фонда.

            Таким образом, заработная плата указанных работников ООО «Бытовик» необоснованно включена в полном объеме (441 558 руб.) в расчет стоимости услуг по вывозу ТБО.

            4.3. В соответствии с информацией, указанной в письмах ООО «Бытовик» от 15.09.2014г. и от 03.10.2014г., Калькуляции и приложениях к ней, тариф на вывоз ТБО на 2014 год включает в себя затраты, связанные с вывозом ТБО с несанкционированных свалок в сумме 665 826 руб. (в том числе, затраты на амортизацию транспортных средств, предназначенных для вывоза ТБО с несанкционированных свалок (ЮМЗ-6, МТЗ-80, ЗИЛ45050) в сумме 7055 руб.; затраты на топливо для данных транспортных средств - в сумме 528 002 руб.; затраты на оплату труда водителя ЗИЛ 45050 и трактористов ЮМЗ-6, МТЗ-80 с отчислениями на социальные нужды – в сумме 130 769 руб.) и с откачкой воды у подъездов к несанкционированным свалкам в весенне-зимний период в сумме 168 960 руб. (затраты, связанные с работой ас-машины ГАЗ 3304 АС).

Указанные затраты не относятся к услуге по вывозу ТБО, предоставляемой потребителям (физическим и юридическим лицам), следовательно, необоснованно включены в тариф на данную услугу.

Таким образом, Комиссия делает вывод, что указанные выше затраты экономически необоснованно включены ООО «Бытовик» в тариф на услугу по вывозу ТБО.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

ООО «Бытовик» своими действиями по необоснованному включению затрат в тариф на услугу по вывозу ТБО ущемило (могло ущемить) интересы ОАО «Россельхозбанк», а также неопределенного круга лиц других потребителей указанной услуги: жителей, проживающих на территории Москаленского района Омской области и юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Москаленского района Омской области, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

При этом, в пункте 4 Постановления Пленума ВАС № 30 указано, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

5. В процессе рассмотрения дела Комиссией установлено, что по инициативе ООО «Бытовик» с Омским региональным филиалом ОАО «Россельхозбанк» заключено дополнительное соглашение от 08.09.2014 г. к договору на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов, которым предусмотрено уменьшение стоимости услуги по вывозу твердых бытовых отходов до 356,00 руб. за 1 куб. м.

Однако ООО «Бытовик» не представило доказательств того, что цена услуги по вывозу твердых бытовых отходов в размере 356,00 руб. за 1 куб. м. установлена для всех других потребителей, с которыми ООО «Бытовик» заключило договоры на оказание данной услуги.

Пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, установлен запрет на экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар.

Поскольку ООО «Бытовик» не представило доказательства об установлении одинаковой цены услуги по вывозу твердых бытовых отходов для всех потребителей на обслуживаемой территории, факт снижения цены указанной услуги только в отношении Омского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» Комиссия не может считать добровольным устранением ООО «Бытовик» нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

На основании изложенного, Комиссия Омского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и пунктом 3.15 Регламента, учитывая доминирующее положение ООО «Бытовик», установленное приказом руководителя Омского УФАС России от 28.10.2014 г. № 305 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела № 04/53-14 в отношении ООО «Бытовик» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции на товарном рынке услуг по сбору и транспортировке (вывозу) ТБО в географических границах Москаленоского муниципального района Омской области:

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия ООО «Бытовик», выразившиеся в установлении в 2014 году экономически необоснованной стоимости услуги по сбору и транспортировке (вывозу) твердых бытовых отходов, что привело к ущемлению интересов Омского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк», а также неопределенного круга других потребителей указанных услуг: жителей, проживающих на территории Москаленского района Омской области и юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Москаленского района Омской области,

2. Выдать ООО «Бытовик» предписание, в которое включить мероприятия, направленные на устранение установленного нарушения антимонопольного законодательства.

3. Материалы дела № 04/53-14 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам нарушения ООО «Бытовик»  статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии <...>

Члены Комиссии             <...>

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

П Р Е Д П И С А Н И Е  №  04/53-14

 

17 декабря 2014 года                                                                                                                   г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 04/53-14 в составе:

(К…) – и.о. руководителя управления, председателя Комиссии,

(П…) – начальника аналитического отдела, члена Комиссии,

(К…о) – главного специалиста-эксперта аналитического отдела, члена Комиссии,

(Ч…) – эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 17.12.2014 г. по делу № 04/53-14 о нарушении ООО «Бытовик» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

1. ООО «Бытовик» прекратить нарушение части первой статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», для чего в течение одного месяца со дня получения предписания установить экономически обоснованную стоимость услуги по сбору и транспортировке (вывозу) твердых бытовых отходов для юридических лиц и населения.

2. Представить в Омское УФАС России копии документов, подтверждающих исполнение пункта 1 предписания в течение 10 дней с момента исполнения.

Председатель Комиссии <...>

Члены Комиссии             <...>

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны