Решение б/н Решение по делу № 04/54- 12 в отношении ОАО "Омскэнергосбыт" от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е  № 04/54- 12

 

10 декабря 2012 г.                                                                  
г. Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Омского УФАС России) в составе: (…)

при участии от ответчика:

ОАО «Омскэнергосбыт» - в лице (С…) (доверенность….);

ОАО «Омскэнергосбыт» - в лице (П…), заместителя начальника отдела продаж Кировского АО г. Омска (паспорт);

представителя МПЭП г. Омска «Омскэлектро» - в лице (Ч…), (доверенность…);

в отсутствие:

заявителей (Ф…ной),  (Ф…на),

а также в отсутствие представителя заявителя (Ф…ной)  – (Ф…) на заседании Комиссии 26.11.2012 г. (доверенность …),

рассмотрев дело № 04/54-12 по признакам нарушения ОАО «Омскэнергосбыт» (644010, г. Омск, ул. Маршала Жукова, д. 74/2) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

1. Приказом Омского УФАС России от 02.11.2012 № 226 возбуждено дело № 04/54-12 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Омскэнергосбыт» (далее по тексту - Ответчик) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении порядка направления «Предупреждения о временном приостановлении предоставления коммунальных услуг» и порядка приостановления и (или) ограничении подачи электрической энергии, установленных Постановлением Правительства от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее – Правила № 307), и вступившего в законную силу с 01.09.2012 года Постановления Правительства от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее – Правила № 354), результатом которых явилось ущемление интересов гр. (Ф…ной) и гр. (Ф…на) (далее – Заявители).

Основанием для возбуждения дела № 04/54-12 о нарушении антимонопольного законодательства послужило заявление гр. (Ф…ной) и гр. (Ф…на) на действия ОАО «Омскэнергосбыт», связанные с приостановлением с 09 часов  03.09.2012 г. до 11 часов 04.09.2012 г. подачи электрической энергии в жилой дом, расположенный по адресу: (…), что подтверждается реестром заявок на отключение, направленным ОАО «Омскэнергосбыт» 23.08.2012 г. (исх. №12/2885) первому заместителю директора – главному инженеру МПЭМ г. Омска «Омскэлектро» Голынскому О.К. с заявкой № 1504 от 15.08.2012 г. на отключение указанного жилого дома от электрической энергии, и отметкой об исполнении указанной заявки от 03.09.2012 г. МПЭМ г. Омска «Омскэлектро».

Из заявления гр. (Ф…ной) и гр. (Ф…на) следует, что отключение электрической энергии в жилом доме, расположенном по вышеуказанному адресу, было произведено по заявке на отключение ОАО «Омскэнергосбыт» без предварительного уведомления и предупреждения, при отсутствии задолженности по оплате за потребленную электроэнергию, чем были нарушены законные права и интересы  Заявителей.

20.11 2012 г. при рассмотрении дела № 04/54-12, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, Комиссией Омского УФАС России на основании части 1 статьи 46 Закона о защите конкуренции, был объявлен перерыв в заседании Комиссии до 26.11.2012 г.

2. Из письменных объяснений ОАО «Омскэнергосбыт» (исх. от 21.09.2012 г. № 28-15/1404 и исх. от 12.10.2012 г. № 12/3459) и устных объяснений представителей ОАО «Омскэнергосбыт» на заседании Комиссии следует, что основанием приостановления подачи электрической энергии в жилой дом гр. (Ф…ной) и гр. (Ф…на), расположенный по адресу: (…), послужила задолженность по оплате за электроэнергию, по состоянию на  01.06.2012 г., в сумме 19299, 40 руб.  

Из пояснений начальника отдела продаж по Киривскому АО г. Омска (З…) следует, что МПЭП г. Омска «Омскэлектро» является непосредственным исполнителем услуг по передаче электрической энергии по данному адресу, так как к их системе напрямую запитаны частные дома потребителей, в том числе и жилой дом по адресу: (…). С декабря 2011 года МПЭП г. Омска «Омскэлектро» передает в ОАО «Омскэнергосбыт» показания прибора учета электрической энергии с ул. (…), д. (…) по автоматизированной системе АСКУЭЭ. В электронном виде данная информация попадает в базу данных ОАО «Омскэнергосбыт».

17.05.2011 г. МПЭП г. Омска «Омскэлектро» произвело замену прибора учета электрической энергии у абонента (Ф…ной). Акт замены прибора учета электрической энергии МПЭП г. Омска «Омскэлектро» в ОАО «Омскэнергосбыт» не передало, потребитель также не передал своевременно информацию о замене прибора учета электрической энергии. Показания прибора учета в базе данных и показания, указанные в платежных документах (квитанциях) абонента (Ф…ной),  были идентичны. Образовалась задолжность, в связи с чем 16.06.2012 г. Заявителям через ООО «Первая почтовая - Омск» было направлено заказным письмом предупреждение о наличии задолжности и ограничении электроэнергии, однако после направления предупреждения Заявители в ОАО «Омскэнергосбыт» не обращались. В связи с отсутствием обращения Заявителей и сведений о замене прибора учета электрической энергии на 01.06.2012 г. у абонента (Ф…ной) образовалась задолженность в размере 19299,40 руб., 23.08.2012 г. в МПЭП г. Омска «Омскэлектро» был направлен наряд на отключение электрической энергии по адресу (…), с указанием даты отключения 28.08.2012 г. Данный наряд был исполнен с опозданием, 03 сентября 2012 года. 04 сентября 2012 года представитель заявителя (Ф…) представил в ОАО «Омскэнергосбыт» Акт технической проверки приборов учета № 002087 от 17.05.2011 г. Выяснив, что произошла ошибка, начальник отдела продаж Кировского АО г. Омска (З…), не высылая наряда, позвонил в МПЭП г. Омска «Омскэлектро», для того чтобы подключили жилой дом Заявителей. 04.09.2012 г. электроснабжение жилого дома по адресу: (…),  было возобновлено.

            В подтверждении своих доводов Ответчиком представлены:

2.1.Справка о расчетах за предоставленные услуги по электроэнергии по лицевому счету 97017340618, открытому на абонента (Ф…ну), в которой указаны:

- дата замены счетчика:  17.05.2011 г.,

- дата направления предупреждения о наличии задолженности абонента гр. (Ф…ной) и ограничении электроэнергии в  жилом доме по адресу: (…): 16.06.2012 г.,

-дата отключения электрической энергии в указанном жилом доме:  03.09.2012 г.,

-дата подключения электрической энергии в жилом доме по адресу: (…):  04.09.2012 г.

2.2. Уведомление о вручении предупреждения о наличии задолжности и ограничении электроэнергии Заявителю с отметкой ООО «Первая почтовая - ОМСК» о возврате данного уведомления по причине истечения срока хранения.

2.3. Сопроводительное письмо от 23.08.2012 г. № 12/2885, направленное первому заместителю директора – главному инженеру МПЭП г. Омска «Омскэлектро» Голынскому О.К., с реестром заявок на отключение.

ОАО «Омскэнергосбыт» считает, что его действия не противоречат действующему законодательству Российской Федерации и дело подлежит прекращению, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

3. На заседании Комиссии представитель заявителя (Ф…ной) – (Ф…) (доверенность) пояснил, что предупреждение о наличии непогашенной задолженности и о возможном приостановлении предоставления услуг по электроснабжению Заявители  не получали, почтового уведомления о необходимости получения заказной корреспонденции, направленной ОАО «Омскэнергосбыт»,  Заявители также не получали.

О том, что ОАО «Омскэнекргосбыт» направляло в адрес абонента (Ф…ной) заказным почтовым отправлением предупреждение, о приостановлении подачи электрической энергии от 16.06.2012 г. и наличии задолжности, которое представило ОАО «Омскэнергосбыт» в материалы дела №04/54-12, он впервые узнал на заседании Комиссии 20.11.2012 г

Кроме того, представитель заявителя (Ф…) пояснил, что 04.09.2012 г. он в качестве представителя заявителя (Ф…ной) обратился в ОАО «Омскэнергосбыт» по факту прекращения подачи электрической энергии по адресу (…), где узнал о якобы имеющейся задолжности с 01.06.2012 г. за потребленную электроэнергию в размере 19299, 40 руб., представил Акт технической проверки приборов учета №002087 от 17.05.2012 г. Начальник отдела продаж Кировского АО г. Омска (З…), выяснив, что произошла ошибка, не высылая наряда на включение электрической энергии, позвонил в МПЭП г. Омска «Омскэлектро», для того чтобы возобновили подачу электрической энергии абоненту (Ф…ной). 04.09.2012 электроснабжение жилого дома Заявителей было возобновлено. Также представитель заявителя (Ф…) указал, что в результате действий ОАО «Омскэнергосбыт» были ущемлены интересы Заявителей гр. (Ф…ной) и  (Ф…на).

4. Из письменных пояснений МПЭП г. Омска «Омскэлектро» (исх. от 22.10.2012 г. №06-09/6966) и устных пояснений представителя МПЭП г. Омска «Омскэлектро», привлеченного к участию в рассмотрении дела № 04/54-12 в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, на заседании Комиссии следует, что согласно п. 3.3.2. договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии № 05.220.416.08 от 01.04.2008 г., заключенного между МПЭП г. Омска «Омскэлектро» и ОАО «Омскэнергосбыт», стороны взаимно обязуются обмениваться актами проверок состояния приборов учета. Конкретных сроков для обмена документами ни договором, ни действующим законодательством не установлено.

24.11.2011 г. сопроводительным письмом № 25-05-05/5406 в адрес ОАО «Омскэнергосбыт» для работы с потребителем был направлен акт технической проверки приборов учета № 002087 от 17.05.2011 г.

23.08.2012 г. из ОАО «Омскэнергосбыт» в адрес МПЭП г. Омска «Омскэлектро» поступил наряд № 1504 от 15.08. 2012 г. на отключение 28.08.2012 г. электроэнергии по адресу: (…), в котором указывалась задолжность потребителя за электроснабжение в сумме 19.077,77 руб. по состоянию на 01.06.2012 г.

03.09.2012 г. в 09:16 час. подача электрической энергии в жилой дом по адресу: (…) была приостановлена.

04.09.2012 г. в 11:00 по телефонному звонку начальника отдела продаж Кировского АО г. Омска (З…) ОАО «Омскэнергосбыт» об отзыве наряда №1504 на отключение электроэнергии по адресу (…), энергоснабжение жилого жома по вышеуказанному адресу было восстановлено.

В подтверждение своих доводов МПЭП г. Омска «Омскэлектро» представлены:

- Акт технической проверки приборов учета № 002087 от 17.05.2011 г.

- Реестр установки (замены) электросчетчиков МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска ЛРЭС.

- Сопроводительное письмо от 24.08.2011 г. (исх. № 25-05-05/5406) «Об актах технической проверки ПУ АСКУЭ», с отметкой ОАО «Омскэнергосбыт» о получении 24.08.2011 г. (вх. 11228).

5. Рассмотрев материалы дела № 04/54-12, выслушав пояснения представителя заявителя и представителя Ответчика, Комиссия установила следующие обстоятельства.

В материалах дела № 04/54-12 о нарушении антимонопольного законодательства имеется уведомление о факте приостановления подачи электрической энергии от 16.06.2012 г., направленное ОАО «Омскэнергосбыт» Заявителям через ООО «Первая почтовая - ОМСК». Представитель Заявителя (Ф...ной) – (Ф…) пояснил на заседании Комиссии, что данное уведомление, также как и почтовое уведомление о необходимости получения заказной корреспонденции от ОАО «Омскэнергосбыт» Заявители не получали. Следует отметить, что ООО «Первая почтовая - ОМСК» расположено по адресу г. Омск, ул. Маяковского, 81, 3 подъезд, 2 этаж и находится в удалении от места жительства Заявителей, не является близлежащим почтовым отделением, следовательно, обязанности у Заявителей приходить в данное почтовое отделение нет.

Вышеуказанное уведомление было возвращено в ОАО «Омскэнергосбыт» по причине истечения срока хранения. ОАО «Омскэнергосбыт», необоснованно посчитав это надлежащим уведомлением Заявителя, 23.08.2012 г. направило в адрес МПЭП г. Омска «Омскэлектро» наряд № 1504 от 15.08.2012 г. на отключение 28.08.2012 г. электроэнергии по адресу (…), при этом, как установлено в процессе рассмотрения дела №04/54-12, абонент (Ф…на) не имела задолженности за потребленную электроэнергию.

Комиссия считает, что данные действия ОАО «Омскэнергосбыт» нарушают основания и порядок направления «Предупреждения о временном приостановлении предоставления коммунальных услуг», который предусмотрен п. 81 Постановления Правительства от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», и п. 119 вступившего в законную силу с 01.09.2012 года Постановления Правительства от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

В соответствии с пунктом 3 Правил № 307, электроэнергия – это «коммунальный ресурс», «коммунальные услуги» – деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Правила № 307 устанавливают, в целях обеспечения защиты прав потребителей электроэнергии, определенные разделом Х основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 80 Правил № 307, исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 3 ежемесячных размера платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем и (или) при невыполнении такого соглашения.

Исполнитель коммунальных услуг вправе в случае, предусмотренном подпунктом «а» пункта 80 Правил № 307, при наличии вины потребителя, приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ, после предупреждения (в письменной форме), в порядке, предусмотренном пунктом 81 Правил №307, а именно:

а) исполнитель направляет (в письменной форме) потребителю уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 1 месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено. Перечень этих услуг прилагается к уведомлению, которое доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) по указанному им почтовому адресу;

б) при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении  срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя;

в) в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.  

Аналогичный порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг предусмотрен в разделе XI Правил № 354, в частности:

Согласно пункта 117 Правил № 354 указывается исполнитель вправе ограничить или приостанавливать предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:

а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе;

б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 3 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения (пункт 118 Правил № 354).

В соответствии с пунктом 119 Правил № 354 предусмотрено, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 30 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения);

б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;

в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.

Следовательно, Правила № 307, и Правила № 354 содержат прямое указание на срок (1 месяц), до истечения которого исполнитель не вправе ограничить и (или) приостановить предоставление коммунальной услуги.

Материалами дела подтверждается приостановление ОАО «Омскэнергосбыт» 03.09.2012 г. предоставления коммунальной услуги - электроснабжения на объект: жилой дом по указанному в заявлении гр. (Ф…ной) и гр. (Ф…на) адресу, с нарушением Правил № 307 и Правил №354, в результате чего были ущемлены и интересы Заявителей.

     В процессе рассмотрения дела № 04/54-12 установлено, что взимание платы за потребленную электроэнергию с Заявителей производится на основании публичного договора, в соответствии со статьями 540,426,454 Гражданского кодекса РФ, договор гражданина, использующего энергию для бытового потребления, относится к публичным договорам и считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Из представленных в материалы дела документов (квитанции ОАО «Омскэнергосбыт» с января 2011 г. по июль 2012 г.) следует, что по состоянию на 01.07.2012 г. у абонента (Ф…ной) имеется непогашенная задолженность: по индивидуальному потреблению – 19054,35 рубля, ранее никакой задолжности в квитанциях по оплате за электроэнергию не указывалось.

В процессе рассмотрения дела представитель заявителя пояснил, что все произведенные действия ОАО «Омскэнергосбыт», связанные с отключением жилого дома Заявителей от энергоснабжения, являются незаконными, поскольку задолжность за потребленную электроэнергию образовалась в результате несвоевременного отражения в базе данных ОАО «Омскэнергосбыт» факта замены прибора учета у (Ф…ной) и ненадлежащим уведомлением, о предстоящем приостановлении подачи электрической энергии в жилой дом Заявителей.

В связи с выяснением факта передачи акта технической проверки приборов учета №002087 от 17.05.2011 г. и сопроводительного письма №25-05-05/5406 от 24.08 2011 г. МПЭП г. Омска «Омскэлектро» в ОАО «Омскэнергосбыт», Комиссией Омского УФАС России объявлялся перерыв рассмотрения настоящего дела.

Комиссия Омского УФАС России, рассмотрев представленные Заявителем и Ответчиком документы, выслушав их доводы, пришла к выводу о недоказанности правомерного начисления задолженности ОАО «Омскэнергосбыт» за потребление электрической энергии в жилом доме Заявителя по следующим основаниям.

Комиссия отклоняет доводы ОАО «Омскэнергосбыт», содержащиеся в письменных и устных пояснениях ОАО «Омскэнергосбыт», о том, что данные документы ОАО «Омскэнергосбыт» не получало, поскольку они не соответствуют материалам дела.

Согласно представленным документам, письменным и устным объяснениям МПЭП г. Омска «Омскэлектро» 17 мая 2011 года МПЭП г. Омска «Омскэлектро» произвело замену прибора учета у потребителя (Ф…ной) 24 августа 2011 г., сопроводительным письмом №25-05-05/5406 в адрес ОАО «Омскэнергосбыт» для работы с потребителем был направлен акт технической проверки приборов учета № 002087 от 17.05.2011 г. Поскольку факт получения вышеуказанных документов ОАО «Омскэнергосбыт» подтверждается отметкой о получении от 24.08.2011 г. (вх. № 11228).

Доводы ОАО «Омскэнергосбыт» о том, что представитель Заявителя (Ф…) предоставил акт технической проверки приборов учета № 002087 от 17.05.2011 г. в ОАО «Омскэнергосбыт» лишь 04.09.2012 г., Комиссия не принимает во внимание, поскольку  указанный акт технической проверки приборов учета № 002087 от 17.05.2011 г. был получен ОАО «Омскэнергосбыт»  24.08.2011 г.

Также в представленных ОАО «Омскэнергосбыт»  документах, а именно в Справке о расчетах за предоставленные услуги по электроэнергии по лицевому счету 97017340618 открытому на абонента (Ф...ну) имеется отметка о дате замены счетчика 17.05.2011 г.

Следовательно, у ОАО «Омскэнергосбыт» на момент начисления задолженности абоненту (Ф…ной) и направления наряда на отключение электроэнергии в жилом доме Заявителей имелась информация о замене прибора учета у абонента (Ф…ной).

В своих устных и письменных пояснениях ОАО «Омскэнергосбыт» ссылается на то, что при приостановлении электрической энергии Заявителю, руководствовалось Постановлением Правительства от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» (далее – Правила № 530) и Постановлением Правительства от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – Правила № 442).

Пунктом 178 Правил № 530 предусмотрено, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданами-потребителями своих обязательств по договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи электрической энергии) ограничение режима потребления осуществляется в следующем порядке:

а) при наличии технической возможности применяются меры по частичному ограничению режима потребления. Не менее чем за 15 дней до предполагаемого введения такого ограничения гражданин-потребитель должен быть уведомлен о частичном ограничении режима потребления, вводимом в случае непогашения (неоплаты) образовавшейся задолженности по оплате электрической энергии в определенный в уведомлении срок;

б) при возникновении задолженности по оплате электрической энергии гражданином-потребителем за 3 расчетных периода гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) направляет ему уведомление о полном ограничении режима потребления в случае неоплаты образовавшейся задолженности до истечения очередного срока платежа с указанием дня, начиная с 0 часа которого гражданин-потребитель должен осуществить полное ограничение режима потребления. Если потребитель не осуществляет полное ограничение самостоятельно, сетевая организация осуществляет ограничение со своего питающего центра. Гражданин-потребитель должен получить уведомление не позднее чем за 15 дней до предполагаемой даты полного ограничения режима потребления;

в) если задолженность не погашена (не оплачена) в указанный в уведомлении срок, соответствующая организация вправе ввести полное ограничение режима потребления.

При этом, пунктом 78 Правил № 530 предусмотрено приостановление подачи электрической энергии в рамках оказания коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, также в пункте 20 вступивших в законную силу с 04.05.2012 г. Правил № 442 указано, потребители коммунальной услуги по электроснабжению, которые в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, не находятся на обслуживании у исполнителей коммунальных услуг в лице управляющих организаций, товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, принимаются на обслуживание гарантирующим поставщиком с даты, установленной для такого принятия уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или в случае, указанном в пункте 18 настоящего документа, - уполномоченным федеральным органом и вносят плату за потребленную с этой даты электрическую энергию в адрес гарантирующего поставщика. Соответствующие договоры с указанными потребителями коммунальной услуги электроснабжения, в том числе в отсутствие их письменной формы, заключаются в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. ОАО «Омскэнергосбыт» не руководствуется данными нормами закона, такие действия являются необоснованными, не соответствующими требованиям действующего законодательства, ущемляющими интересы Заявителя.

Комиссия приходит к выводу о том что, при направлении «Предупреждения о временном приостановлении предоставления коммунальных услуг» и приостановлении подачи электроэнергии Заявителю ОАО «Омскэнергосбыт» должно было руководствоваться Правилами №307 и Правилами №354.

Свои действия по прекращению подачи электрической энергии ОАО «Омскэнергосбыт» обосновывает наличием задолженности абонента (Ф…ной) за потребленную электроэнергию, в соответствии с п. 15 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – Правила № 442).

В соответствии с Правилами № 442 введение ограничения режима потребления осуществляется в следующем порядке:

а) обязательное предварительное письменное уведомление потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления (подписывается инициатором введения ограничения или сетевой организацией, если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления, и вручается потребителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) с указанием:

размера задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;

даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем;

даты полного ограничения режима потребления, подлежащего введению в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в указанном в уведомлении размере после введения частичного ограничения;

б) в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления.

Однако пункт 20 Правил 442 предусматривает введение ограничения режима потребления в отношении граждан-потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации.

Комиссия считает доводы ответчика несостоятельными, не основанными на действующих в рассматриваемой ситуации нормативно - правовых актах.

6. В соответствии с пунктом 3.8. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 17 января 2007 г. № 5, принятие решения об установлении доминирующего положения осуществляется Комиссией в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Пунктом 3.6.5. вышеназванного Административного регламента, предусмотрено, что определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов (далее Реестр), с долей более пятидесяти процентов и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется  на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.

ОАО «Омскэнергосбыт» приказами Омского УФАС России от 21.03.2006г № 16-ОД (с изм. от 10.08.2011 № 206/55) включено в региональный раздел Реестра на товарном рынке электрической энергии (розничный рынок) с долей более пятидесяти процентов в географических границах Омской области.

       На основании изложенного Комиссией принято решение об установлении доминирующего положения ОАО «Омскэнергосбыт» на розничном рынке электроэнергии с долей более 50 процентов в географических границах Омской области.

6. Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

На основании изложенного, Комиссия Омского УФАС России, учитывая факт приостановления 03.09.2012 г. предоставления услуги электроснабжения жилого помещения гр. (Ф…), делает вывод о том, что у ОАО «Омскэнергосбыт» не было оснований для приостановления и (или) ограничения предоставления гр. (Ф…ной) и гр. (Ф…на) услуги электроснабжения. При приостановлении подачи электрической энергии ОАО «Омскэнергосбыт» также не были соблюдены:

- сроки и порядок вручения уведомлений о приостановлении и (или) ограничении предоставления услуги электроснабжения, сроки и порядок приостановления и (или) ограничения предоставления услуги электроснабжения (подпункты а) и б) пункта 81 Правил № 307, и подпункты а) и б) в) пункта 119 Правил № 354);

- режимы электроснабжения: вместо ограничения предоставления услуги электроснабжения (подпункт б пункта 81 Правил 307 и подпункт б пункта 119 Правил 354) 03.09.2012 г. приостановлено предоставление услуги электроснабжения, в то время как приостановление предоставления услуги электроснабжения допускается по истечении 1 месяца после введения ограничения (подпункт в пункта 81 Правил № 307) что рассматривается Комиссией как ущемление интересов гр. (Ф…ной) и гр. (Ф…на).

На основании вышеизложенного, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу, что действия ОАО «Омскэнергосбыт» образуют состав нарушения антимонопольного законодательства, а именно нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Принципы недопустимости использования своих прав в нарушение прав других лиц, а также недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию, установлены статьями 17, 34 Конституции Российской Федерации.

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (пункт 1 статьи 10 гражданского кодекса РФ).

Такие действия являются необоснованными, не соответствующими требованиям действующего законодательства, ущемляющими интересы Заявителя.

Состав вышеуказанного нарушения антимонопольного законодательства носит формальный характер, не требующий доказывания наступления последствий в результате совершенного нарушения антимонопольного законодательства антимонопольным органом, о чем свидетельствуют установленная Законом о защите конкуренции конструкция состава этого нарушения, а также разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда от 30.06.2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление Пленума ВАС № 30).

Так, в пункте 4 Постановления Пленума ВАС № 30 указано, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

1. На основании части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с пунктом 3.6.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 17 января 2007 г., а также в соответствии с приказом Омского УФАС России о включении в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, установить доминирующее положение ОАО «Омскэнергосбыт» на розничном рынке электроэнергии с долей более 50 процентов в географических границах Омской области.          

2. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» действия ОАО «Омскэнергосбыт», выразившиеся в злоупотреблении ОАО «Омскэнергосбыт», доминирующим положением на розничном рынке электроэнергии, путем:

 - нарушения порядка вручения уведомлений о приостановлении и (или) ограничении предоставления услуги электроснабжения, установленных пунктами 80, 81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», и пунктов. 117, 118, 119 вступившего в законную силу с 01.09.2012 г. Постановления Правительства от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;             

 - приостановления 03 сентября 2012 года предоставления услуги электроснабжения абоненту - гр. (Ф…ной), в нарушение пункта 80, подпункта б) пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам утвержденных Постановлением Правительства от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», и пунктов 118, 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов",

результатом которых явилось ущемление интересов гр. (Ф…ной) и гр. (Ф…на).

   

3. Предписание не выдавать, материалы дела № 04/54-12 передать уполномоченному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Омскэнергосбыт», предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

 

Председатель Комиссии                                                                                            (ф.и.о., подпись)

 

Члены комиссии                                                                                                         (ф.и.о., подписи)

Связанные организации

Связанные организации не указаны