Предупреждение б/н Предупреждение № 04/55-12 о прекращении действий (бездействи... от 1 ноября 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е  №  04/55-12

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

7 ноября 2012 года                                                                                     
г. Омск

 

Омским УФАС России рассмотрено заявление ООО «Витязь и К» (вх. от 06.11.2012 № 12421) о нарушении антимонопольного законодательства, поданное в отношении ООО «Омскгазсеть».

Нарушение, по мнению заявителя, выразилось в отказе от внесения изменений в договор транспортировки газа № 35тр, заключенный сторонами (указанными хозяйствующими субъектами) 01.01.2012г..

Как следует из материалов проверки, между ООО «Омскгазсеть» и Заявителем заключен договор транспортировки газа от 01.01.2012 № 35тр.

Предметом договора являются возмездные услуги ООО «Омскгазсеть» по транспортировке природного газа и обязанность ООО «Витязь и К» (как Покупателя) принимать газ и оплачивать указанные услуги.

При этом сторонами договора определен годовой объем потребляемого Заявителем  (Покупателем) газа на 2012 год - в размере  290,00 тыс. куб. метров.

Пунктом 7.5 указанного договора предусмотрена «штрафная неустойка» за выборку Заявителем (Покупателем) в течение месяца поставки газа менее договорного месячного объема газа. Размер штрафной неустойки в виде стоимости услуг по транспортировке невыбранного объема газа определяется по формуле.

Постановлением Правительства РФ от 26.03.2012 № 234 «О внесении изменений в пункт 16 Правил поставки газа в Российской Федерации» к пункту 16 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998     N 162 (далее – Правила поставки газа) добавлен абзац следующего содержания: при невыборке газа Покупателями, потребляющими до 10 000 тыс. куб. метров газа в год, в соответствии с заключенными договорами поставки газа объем невыбранного газа не оплачивается и санкции за невыборку газа не предусматриваются.

Во исполнение данного требования Правил поставки газа Заявитель обратился в ООО «Омскгазсеть» (письмом от 15.10.2012 № 22) с предложением о внесении изменений в договор транспортировки газа от 01.01.2012 № 35тр и исключении из его текста вышеуказанного пункта 7.5, предусматривающего штрафные санкции за невыборку газа Покупателем и противоречащего, таким образом, действующей редакции пункта 16 Правил поставки газа, поскольку он ущемляет интересы Заявителя.

На данное письмо Заявителя ООО «Омскгазсеть» направило ответ, в котором последнее отказывает во внесении изменений в договор и исключении из него пункта 7.5. Данный отказ ООО «Омскгазсеть» мотивирует тем, что пункт 16 Правил поставки газа, в редакции от 26.03.2012 регулирует отношения связанные с заключенными договорами поставки газа, а отношения по транспортировке газа не регулирует (исх. от 23.10.2012 № 03-12/604).

ООО «Омскгазсеть» не усматривает оснований для внесения изменений в договор транспортировки газа 01.01.2012 № 35тр, поскольку при заключении последнего были достигнуты соглашения по всем существенным условиям

Данная позиция ООО «Омскгазсеть» является ошибочной, основанной на неверном толковании действующего законодательства.

Согласно пункту 2.1 вышеуказанного договора транспортировки газа от 01.01.2012 № 35тр газотранспортная организация (ГТО – ООО «Омскгазсеть») обязуется с 01.01.2012 по 31.12.2012 оказывать Покупателю (ООО «Витязь и К), а Покупатель обязуется принимать и оплачивать услуги по транспортировке природного газа от газораспределительной станции ООО «Газпром трансгаз Томск» (поставщика газа) по распределительным газовым сетям ГТО.

Статьей 25 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон о газоснабжении) договор транспортировки газа именуется как договор об оказании услуг по транспортировке газа.

Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Как следует из части 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Согласно статье 2 Закона о газоснабжении, газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.

Договор энергоснабжения в соответствии с пунктом 1 статьи 426 ГК РФ является публичным договором, содержание условий которого предписано законом, а именно,  цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (пункт 2 статьи 426 ГК РФ), и регулируются правилами, установленными частью второй ГК РФ (статьями 539-548 ГК РФ).

Также пункт 3 статьи 539 ГК РФ предусматривает применение  к отношениям по энергоснабжению, не урегулированным ГК РФ, законов и иных правовых актов об энергоснабжении, а также обязательных правил, принятых в соответствии с ними, а пункт 4 статьи 426 ГК РФ наделяет Правительство РФ полномочиями в случаях, предусмотренных законом, по изданию правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

Таким образом, содержание условий публичных договоров энергоснабжения прямо регулируется и ГК РФ, и рядом законов, в частности Федеральным законом от 26.03.2003   № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Законом о газоснабжении, и иными правовыми актами, принятыми в соответствии с этими законами.

В этой связи именно законодательно предписанное требование о том, что условия публичного договора должны быть одинаковыми для всех потребителей, которые, в свою очередь, для договоров энергоснабжения должны соответствовать обязательным для таких договоров правилам, исключает включение в текст публичного договора энергоснабжения условий, не урегулированных в нормативных актах и требующих, в этой связи, достижения согласия сторон, кроме случаев, прямо установленных законом и иными правовыми актами.  

Договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (пункт 1 статьи 432 ГК РФ). Существенными являются условия о предмете договора, условия, названные в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (пункт статьи 432 ГК РФ).

Необходимые для договоров энергоснабжения условия названы в вышеуказанных законах и иных нормативных актах, изданных в соответствии с этими законами. К ним отнесены, в частности: условие о количестве поставляемой электроэнергии, условие о цене (тарифе, расценке, ставке и т.п.).

Тарифы на услуги по транспортировке газа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов по правилам, установленным законом и иными нормативными актами.

К существенным условиям договора энергоснабжения, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение, относится право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве (пункт 2 статьи 541 ГК РФ).

Если такое соглашение достигнуто, то изменение количества принимаемой абонентом энергии не является неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по договору, то есть основания для наступления у абонента ответственности отсутствуют, возникает только встречное обязательство.

Если такое соглашение не достигнуто, то при изменении количества принимаемой энергии у абонента возникает ответственность за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательств по договору энергоснабжения в размере реального ущерба, так как частью 1 статьи 547 ГК РФ предусмотрено, что в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб.

Из данной формулировки указанной правовой нормы следует, что размер убытков, причиненных абонентом путем изменения количества принимаемой энергии ниже договорного значения, подлежит доказыванию энергоснабжающей (в том числе газотранспортной) организацией в каждом конкретном случае.

Изложенное свидетельствует об особом характере такого вида договоров и о намерении законодателя установить механизм ограничения ответственности. Установление в договоре в качестве меры ответственности штрафной санкции в таком размере, который подлежит взысканию независимо от величины причиненных убытков и не соразмерно причиненным убыткам, не соответствует преследуемым законодателем целям.

Иной ответственности, в частности неустойки по договору энергоснабжения  в силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ, кроме законной неустойки (статья 332 ГК РФ), а также возмещения постоянных эксплуатационных затрат энергоснабжающей организации, закон не предусматривает.

В этой связи требование о передаче финансовых средств в качестве штрафной неустойки также является незаконным и необоснованным.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» транспортировка газа по трубопроводам относится к сферам деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Согласно статье 26 Закона о газоснабжении, организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями.

Необоснованный отказ ООО «Омскгазсеть» от внесения изменений в заключенный с Заявителем договор транспортировки газа содержит признаки нарушения пунктов 3 и 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а также статьи 26 Закона о газоснабжении.

Принимая во внимание приведенные нормы права, Омское УФАС России усматривает в действиях ООО «Омскгазсеть» признаки нарушения п.3 ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции» на товарном рынке оказания услуг по транспортировке газа по трубопроводам на территории Омской области в географических границах принадлежащих ему газотранспортных сетей и на основании статьи  39.1 Федерального закона от 26.07.2006    № 135-ФЗ «О защите  конкуренции» 

 

Предупреждает  ООО «Омскгазсеть»  о необходимости совершения действий, направленных на прекращение нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года

№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ООО «Витязь и К», путем повторного рассмотрения проекта дополнительного соглашения от 10.10.2012  № 3 о внесении изменений в договор транспортировки газа от 01.01.2012 № 35тр,предложенного ООО «Витязь и К», в соответствии с требованиями глав 28 и 29 Гражданского  кодекса Российской Федерации в десятидневный срок со дня получения настоящего предупреждения.

О  выполнении  настоящего предупреждения, либо об отказе в его выполнении  сообщить  в  Омское УФАС России в   течение  трех  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны