Решение б/н Решение №04 /55-14 в отношении ООО «Домоуправ» ... от 17 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е  № 04/55 – 14                                                                                                                                          

                                                                                                                                           

г. Омск

17 марта 2015 г.                                               

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

(К…) – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

(П…) – начальника аналитического отдела, члена Комиссии;

(С…) – начальника отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

(А…) – главного специалиста-эксперта аналитического отдела, члена Комиссии;

(Ч…) - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,

в присутствии представителей:

ООО «Домоуправ» (ответчик) - директора (Л…);

Омского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» (заявитель)  - (П…) (доверенность),

рассмотрев в заседаниях Комиссии Омского УФАС России 20.11.2014 г., 17.12.2014 г., 13.01.2015 г., 20.01.2015 г., 12.02.2015 г. и 04.03.2015 г. дело, возбужденное приказом Омского УФАС России от 29.10.2014 года № 308 по признакам нарушения ООО «Домоуправ» (ИНН 5519504337, адрес места нахождения: 646160, Омская область, Любинский район, р.п. Любинский, ул. Октябрьская, д. 85) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

1. Дело о нарушении антимонопольного законодательства № 04/55-14 возбуждено приказом руководителя Омского УФАС России от 29.10.2014 г. № 308 на основании жалобы Омского регионального филиала Открытого акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк» (далее – ОАО «Россельхозбанк», Заявитель) в отношении ООО «Домоуправ» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении экономически необоснованной стоимости услуги по сбору и транспортировке (вывозу) твердых бытовых отходов (далее – ТБО) на территории Любинского муниципального района Омской области.

2. Из жалобы следует, что в соответствии с информацией главы Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области (№ 676 от 11.07.2014 г.) ООО «Домоуправ» (далее – Ответчик) является единственной организацией на территории Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области, оказывающей услуги по вывозу ТБО.

Согласно приказу директора ООО «Домоуправ» от 16.12.2013 г. № 61 «Об установлении тарифа на вывоз твердых бытовых отходов для потребителей Общества с ограниченной ответственностью «Домоуправ», Любинский муниципальный район Омской области» на период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года стоимость услуги по вывозу ТБО в Любинском городском поселении Любинского муниципального района Омской области установлена в размере 461,77 руб./куб.м.

ОАО «Россельхозбанк» был проведен мониторинг цен на предоставление данной услуги на территории Омской области, в результате которого Заявителем установлено, что тарифы на вывоз ТБО, установленные ООО «Домоуправ», завышены по сравнению с тарифами, предлагаемыми иными организациями, оказывающими данную услугу на территории Омской области. Средняя стоимость услуги по вывозу ТБО на территории Омской области по данным мониторинга ОАО «Россельхозбанк» составляет 361,49 руб./куб.м.

3. В рамках рассмотрения заявления ОАО «Россельхозбанк» аналитическим отделом Омского УФАС России на основании статьи 5 Закона о защите конкуренции, в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 г. № 345, а также в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 г. № 220, проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг по сбору и транспортировке (вывозу) твердых бытовых отходов в географических границах Любинского муниципального района Омской области.

По результатам проведенного анализа составлен аналитически отчет от 24.10.2014г., содержащий выводы о наличии признаков доминирующего положения ООО «Домоуправ» на вышеуказанном товарном рынке (т.н. «коллективное» доминирование с ООО «Исток»).

В связи с установлением в действиях ООО «Домоуправ» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в установлении в 2014 году экономически необоснованной стоимости услуги по вывозу твердых бытовых отходов, приказом Омского УФАС России от 29.10.2014 года № 308 в отношении ООО «Домоуправ» возбуждено дело № 04/55-14.

В ходе рассмотрения дела 04/55-14 ООО «Домоуправ» представлены данные по объему фактически вывезенных контейнеров согласно путевых листов за 2013 г. и 1-ое полугодие 2014 г. (вх. № 11749э от 27.10.2014 г. и вх. № 285 от 15.01.2015 г.), отличные относительно ранее представленной информации об объемах услуг по вывозу твердых бытовых отходов в рамках рассмотрения обращения ОАО «Россельхозбанк», что послужило основанием для начала процедуры установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства по поручению председателя Комиссии.

На заседании 20.01.2015 г. в качестве доказательства того, что положение ООО «Домоуправ» не может быть признано доминирующим, Ответчиком представлены:

- письмо зам. Главы Любинского городского поселения за исх. № 26 от 16.01.2015 г. о том, что наряду с ООО «Домоуправ» на территории р.п. Любинский услуги по вывозу твердых бытовых отходов оказывает также ООО «Любинское ЖКХ»;

- копии договоров на оказание услуг по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов с ЗАО «ХПП Колос» (договор № 8 от 15.01.2014 г.), ОАО «Любинское ХПП» (договор № 8 от 15.01.2014 г.) и ООО «Электрик» (договор № 4 от 13.01.2014 г.);

- информация с Интернет-ресурса с указанием хозяйствующих субъектов, предоставляющих услуги по вывозу бытового мусора на территории Любинского района: ООО «Экосервис», ООО «Исток» и ООО «Тритон».

В целях уточнения сведений об осуществлении вышеуказанными хозяйствующими субъектами деятельности по оказанию услуги по вывозу твердых бытовых отходов на территории Любинского муниципального района Омской области в исследуемый период времени, Омским УФАС России направлены запросы (за исключением ООО «Исток», информация от которого была получена ранее), на которые представлена информация о том, что ООО «Электрик» (вх. № 618э от 22.01.2015 г.), ЗАО «ХПП «Колос» (вх. № 689э от 26.01.2015 г.), ОАО «Любинское ХПП» (вх. № 831э от 28.01.2015 г.) и ООО «Любинское ЖКХ» (вх. № 863э от 29.01.2015 г.) в 2013 году и 1-ом полугодии 2014 года не оказывали услуг по вывозу твердых бытовых отходов. ООО «Экосервис» и ООО «Тритон» по указанным в Интернет-ресурсе адресам отсутствуют.

По результатам корректировки аналитического отчета от 24.10.2014 г. установлено, что деятельность ООО «Домоуправ» на рынке услуг по сбору и транспортировке (вывозу) твердых бытовых отходов в географических границах Любинского муниципального района Омской области удовлетворяет условию, установленному частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, а именно: доля ООО «Домоуправ» на рассматриваемом товарном рынке составляет более 50 процентов (58,3 процента в 2013 году и 54,6 процента – в 1-ом полугодии 2014 года).

  В процессе рассмотрения дела № 04/55-14 выносились определения об отложении рассмотрения дела, объявлялся перерыв в заседании, а также определением от 29.01.2015 г. срок рассмотрения данного дела был продлен.

4. Рассмотрев материалы дела № 04/55-14, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Омского УФАС России установила следующие обстоятельства.

В соответствии с Калькуляцией стоимости вывоза 1 м3 твердых бытовых отходов на полигон ТБО спецавтомобилем – мусоровоз ООО «Домоуправ» на 2014 год (далее – Калькуляция) тариф на услугу по вывозу ТБО рассчитан исходя из плановых затрат на 2014 год, необходимых для выполнения данной услуги, и объема ТБО, планируемого к вывозу на полигон в 2014 году.

4.1. Согласно Калькуляции в стоимость услуг по вывозу ТБО ООО «Домоуправ» на 2014 год включены расходы по статье «Амортизация» в размере 342 042,90 рублей. В качестве основания для включения указанной суммы в стоимость услуги по вывозу ТБО Ответчик указал кредитный договор со Сбербанком № 88 в целях приобретения спец. автомобиля - мусоровоз КО-440, выплаты по которому в 2013 году составили 342 042,90 рублей (187 200,00 рублей – оплата основного долга, 154 842,90 рублей – проценты за кредит).

Выплаты по указанному договору в 2014 году должны были составить в соответствии с плановыми операциями 305 270,35 рублей, в том числе 187 200,00 рублей – погашение основной суммы долга по кредиту, 118 070,35 рублей – проценты по кредиту.

Погашение основной суммы долга по кредиту - это покупка основного средства, когда основное средство (в данном случае – спец. автомобиль - мусоровоз КО-440) выкупается постепенно.

Учитывая, что кредитный договор заключался в целях приобретения основного средства, стоимость которого составила 1 136 000,00 рублей (договор купли-продажи № 013893 от 23.11.2012), расходы, связанные с покупкой мусоровоза, должны были распределяться в пределах норм амортизационных отчислений исходя из срока эксплуатации основного средства.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации  от 1 января 2002 года № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» мусоровозы включены в пятую группу (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно), следовательно, при расчете размера амортизационных отчислений исходя из минимально возможного срока полезного использования – 8 лет, следует исчислять амортизацию в размере 12,5 процентов или 142 000 руб. в год (1 136 000 руб. * 12,5%).

На основании изложенного, сумма необоснованных расходов, включенных в стоимость услуги по вывозу ТБО по статье «Амортизация» составила 81 972,55 рублей (342 042,90 – (118 070,35 + 142 000,00)).

4.2. При расчете потребности на ГСМ в Калькуляции Ответчик исходил из планируемого пробега автомобиля 18 680 км. в год. В качестве обоснований указанного километража ООО «Домоуправ» представило (вх. № 11749 от 27.10.2014) «Реестр расходов ГСМ за 2013 год» (далее - Реестр). Указанный Реестр содержит сведения о количестве израсходованного топлива (6 928 л.), километраже (17 069 км.) и количестве вывезенных контейнеров с ТБО (15 232 шт.).

Однако в Калькуляции в качестве планируемого объема вывезенных ТБО Ответчик указал 3 900 м3, что соответствует 6 000 контейнеров при объеме одного контейнера 0,65м3.

Кроме того, в Калькуляции указана плановая потребность в ГСМ на подъем контейнеров в объеме 5 475 литров, в то время как по данным за 2013 год в Реестре рассчитан объем ГСМ на подъем в количестве 2 234 литра. При этом Ответчик не смог обосновать годовую потребность в топливе на подъем контейнеров, предусмотренную в Калькуляции на 2014 год.

Таким образом, Комиссия делает вывод, что планируемые на 2014 год затраты на ГСМ нельзя признать обоснованными.

4.3. Как уже отмечалось выше, в Калькуляции на 2014 год объем ТБО, планируемый к вывозу на полигон, составил 3 900 м3, что соответствует 6 000 контейнеров при объеме одного контейнера 0,65 м3, при этом фактический объем вывезенных ТБО в 2013 году составил 9 900 м3 (15 232 шт. * 0,65 м3), в 1-ом полугодии 2014 года – 5 278 м3 (8 120 шт. * 0,65 м3).

В рамках рассмотрения дела № 04/55-14 установлено, что основным видом деятельности Ответчика является управление эксплуатацией жилого фонда. Согласно информации, указанной ООО «Домоуправ» в письме от 14.01.2015 г. за исх. № 5, размер платы за вывоз ТБО от многоквартирных жилых домов (далее – МКД) в 2013 - 2014 гг. составил 1,61 рублей из расчета 274 контейнера в месяц. По данным Ответчика, фактически от МКД вывозится около 1 000 контейнеров в месяц, что составляет более 70 процентов от общего числа вывезенных контейнеров.

Как установлено в ходе рассмотрения дела № 04/55-14, при определении  объема ТБО, планируемого к вывозу на полигон, Ответчик исходил из выставленных счетов организациям и расчетного количества контейнеров, вывезенных от МКД, ориентируясь при этом на объем ТБО, утилизированный на свалке.

Вместе с тем, согласно техническим характеристикам мусоровоза КО-440, используемого Ответчиком при оказании услуги по вывозу ТБО, данный мусоровоз оборудован толкающей плитой, коэффициент уплотнения ТБО составляет 1,5 - 4,0, исходя из этого, объем ТБО, утилизированный на свалке, всегда будет меньше объема вывезенных ТБО.

На основании изложенного Комиссия считает, что распределение затрат, необходимых для выполнения услуги по вывозу твердых бытовых отходов, на меньший объем привело к необоснованному установлению стоимости единицы услуги.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

ООО «Домоуправ» своими действиями по установлению экономически необоснованной стоимости услуги по вывозу ТБО ущемило (могло ущемить) интересы ОАО «Россельхозбанк», а также неопределенного круга лиц других потребителей указанной услуги: юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Любинского муниципального района Омской области, а также физических лиц (за исключением населения многоквартирных жилых домов), проживающих на территории р.п. Любинский, вывоз твердых бытовых отходов для которых производится по заявкам, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

При этом в пункте 4 Постановления Пленума ВАС № 30 указано, что, исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

Р Е Ш И Л А:

1. На основании части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установить доминирующее положение ООО «Домоуправ» на рынке услуг по сбору и транспортировке (вывозу) твердых бытовых отходов в географических границах Любинского муниципального района Омской области.

2. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия ООО «Домоуправ», выразившиеся в установлении в 2014 году экономически необоснованной стоимости услуги по сбору и транспортировке (вывозу) твердых бытовых отходов, что привело или могло привести к ущемлению интересов Омского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк», а также неопределенного круга других потребителей указанной услуги: юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Любинского муниципального района Омской области, а также физических лиц (за исключением населения многоквартирных жилых домов), проживающих на территории р.п. Любинский, вывоз твердых бытовых отходов для которых производится по заявкам.

3. Выдать ООО «Домоуправ»  предписание, в которое включить мероприятия, направленные на устранение установленного нарушения антимонопольного законодательства.

4. Материалы дела № 04/55-14 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам нарушения статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии                                                                  (подпись, ф.и.о.)

                                                                                           

Члены Комиссии                                                                               (подписи, ф.и.о.)

 

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

    

 

П Р Е Д П И С А Н И Е  №  04/55-14

 

17 марта 2015 года                                                                                                                     г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 04/55-14 в составе:

(К…) – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

(П…) – начальника аналитического отдела, члена Комиссии;

(С…) – начальника отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

(А…) – главного специалиста-эксперта аналитического отдела, члена Комиссии;

(Ч…) - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 17.03.2015 г. по делу № 04/55-14 о нарушении ООО «Домоуправ» (646160, Омская область, Любинский район, р.п. Любинский, ул. Октябрьская, д. 85) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

 

  1. ООО «Домоуправ» прекратить нарушение части первой статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», для чего в течение одного месяца со дня получения предписания установить экономически обоснованную стоимость услуги по сбору и транспортировке (вывозу) твердых бытовых отходов для юридических лиц и физических лиц.
  2. Представить в Омское УФАС России копии документов, подтверждающих исполнение пункта 1 предписания в течение 10 дней с момента исполнения.

 

Председатель Комиссии                                                                                       (подпись, ф.и.о.)

 

Члены Комиссии                                                                                                    (подписи, ф.и.о.)

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны