Решение б/н Дело № 04/57-14 в отношении ООО УК «Жилищник Шербакульский» от 5 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е  № 04/57 – 14

 

20 января 2015 г.                                                                                                            
г. Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

(К…) – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

(П…) - начальника аналитического отдела, члена Комиссии;

(Я…) – специалиста- эксперта аналитического отдела, члена Комиссии;

(Ч…) - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,

в присутствии:

- представителя Омского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» (заявитель) (П…) (доверенность от 29.11.2012 г. № 123);

- представителей ООО УК «Жилищник Шербакульский» (ответчик) – (К…з) (директор Общества), (Д…) (доверенность от 24.11.2014 г.),  (Л…) (доверенность от 24.11.2014 г.), (Я…) (доверенность от 24.11.2014 г.),

рассмотрев в заседаниях Комиссии Омского УФАС России 25.11.2014 г., 17.12.2014г. и 20.01.2015г. дело, возбужденное приказом Омского УФАС России от 31.10.2014 года № 311 по признакам нарушения ООО УК «Жилищник Шербакульский» (ИНН 5540007803, 646700, Омская область, р.п. Шербакуль, ул. 60 лет ВЛКСМ, 13) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

1. Дело о нарушении антимонопольного законодательства № 04/57-14 возбуждено приказом руководителя Омского УФАС России от 31.10.2014 года № 311 на основании жалобы Открытого акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк» (далее – ОАО «Россельхозбанк», Заявитель) в отношении Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищник Шербакульский» (далее – ООО УК «Жилищник Шербакульский») по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в экономически, технологически и иным образом необоснованном установлении ООО УК «Жилищник Шербакульский» различных тарифов на услуги по вывозу и размещению жидких бытовых отходов (далее – ЖБО) для различных групп потребителей на территории Шербакульского муниципального района Омской области, результатом чего могло явиться ущемление интересов одной из групп потребителей данных услуг, в том числе, интересов ОАО «Россельхозбанк».

2. Из содержания жалобы Заявителя следует, что ООО УК «Жилищник Шербакульский» необоснованно установлены тарифы на услуги по вывозу и размещению ЖБО в Шербакульском муниципальном районе Омской области с 01.07.2014 года в размере 191,27 рублей/м3, значительно превышающем, по мнению заявителя, размер средней стоимости, которая сформировалась на сопоставимых рынках услуг по вывозу и размещению ЖБО на территории Омской области (110,45 рублей/м3).

Из жалобы также следует, что согласно справке (от 2014 года), предоставленной исполняющим обязанности главы Шербакульского муниципального района (К…й) ООО УК «Жилищник Шербакульский» является единственным на территории Шербакульского муниципального района Омской области поставщиком услуг по вывозу ТБО и ЖБО.

3. В соответствии с пунктами 3.9.-3.10. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 г. № 345, в целях определения признаков наличия доминирующего положения ООО УК «Жилищник Шербакульский»  был проведен анализ состояния конкуренции на товарных рынках: услуг по сбору и транспортировке (вывозу) жидких бытовых отходов;  услуг по размещению жидких бытовых отходов в географических границах Шербакульского района Омской области за период 2013г. и 1 полугодие 2014 года.

По результатам проведенного анализа состояние конкуренции на указанных товарных рынках можно оценить как неразвитое, товарные рынки обслуживали два хозяйствующих субъекта: ООО УК «Жилищник Шербакульский» и ООО «Екатеринославское ЖКХ».

В соответствии с  пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлены признаки наличия доминирующего положения ООО УК «Жилищник Шербакульский», занимающего  долю более чем 50 процентов на рассматриваемых товарных рынках.

В соответствии с пунктами 3.14. – 3.15. Регламента критерием принятия решения об установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара является его (их) положение на рынке, соответствующее условиям, указанным в статье 5 Закона о защите конкуренции. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта считается установленным в случае принятия руководителем антимонопольного органа решения о возбуждении по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции дела о нарушении антимонопольного законодательства и о создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании приказа руководителя Омского УФАС России от 31.10.2014 г. № 311 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела № 04/57-14 в отношении ООО УК «Жилищник Шербакульский» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в соответствии с пунктом 3.15. Регламента доминирующее положение ООО УК «Жилищник Шербакульский» Комиссия признала установленным.

На заседании в ходе рассмотрения дела № 04/57-14 Ответчиком представлена справка о размещении в период с 01.01.2014 года по 01.11.2014 года на полигоне жидких бытовых отходов, вывезенных ООО «Тепловик». В целях уточнения сведений об осуществлении ООО «Тепловик» деятельности по оказанию услуги по вывозу жидких бытовых отходов на территории Шербакульского района Омской области в исследуемый период, Омским УФАС России направлен запрос, на который получена информация (вх. от 15.12.2014 года № 13894э) о том, что ООО «Тепловик»  в период за 2013 год и 1 полугодие 2014 года не оказывало услуг по вывозу ЖБО.

Принимая во внимание, что доминирующее положение ООО УК «Жилищник Шербакульский» было установлено на основании приказа от  31.10.2014 года № 311, в ходе рассмотрения дела № 04/57-14 представленные Ответчиком доказательства того, что его положение не может быть признано доминирующим не соответствуют фактическим обстоятельствам, оснований для начала процедуры установления доминирующего положения в рамках рассмотрения дела № 04/57-14 не имеется.

4. При анализе материалов, представленных в ходе рассмотрения жалобы Заявителя и в ходе рассмотрения дела № 04/57-14 Комиссия Омского УФАС России установила следующие обстоятельства.

ООО УК «Жилищник Шербакульский» на территории р.п. Шербакуль оказывает услуги по сбору и транспортировке (вывозу) ЖБО и услуги по размещению ЖБО для следующих групп потребителей:

- юридических лиц;

- физических лиц (жителей многоквартирных жилых домов, а также жителей частного сектора).

При оказании услуг по вывозу ЖБО Обществом используются вакуумные ассенизационные автомобили и тракторы, арендуемые у Администрации Шербакульского городского поселения:

- вакуумная машина КО-503В-2 на базе автомобиля  ГАЗ – 3309, 2010 года изготовления шасси, номер двигателя Д245.7Е3* 547782, мощность двигателя 119 л.с., вид топлива – дизельное топливо, вместимость цистерны – 3,75 м3.;

- автоцистерна ЗИЛ – 431412, 1989 года изготовления, номер двигателя 390688, мощность двигателя 110 л.с., вместимость цистерны – 5 м3, вид топлива - газ;

- ГАЗ 5312, 1989 года изготовления, номер двигателя 5311 – 65410, мощность двигателя 88 л.с., вместимость цистерны – 3,7 м3., вид топлива - газ;

- трактор колесный универсальный ЮМЗ-6, 1977 года выпуска, номер двигателя 460799;

- трактор ДТ – 75, 1987 года выпуска, номер двигателя 973684.

Размещение ЖБО Общество осуществляет на свалке бытовых отходов (расположенной в р.п. Шербакуль, в 800 метров справа от автодороги: Шербакуль – Марьяновка), в соответствии с лицензией Ростехнадзора от 06.08.2010г. № ОП-61-000596 (55) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности. Размещение ЖБО производится в котлованах – нарезанных бульдозером чеках с земляным отвалом.

По данным Общества (вх. от 08.10.2014г. № 11038, от 29.10.2014г. № 11907) свалка бытовых отходов ООО «УК «Жилищник Шербакульский» предназначена как для сбора и размещения ЖБО, так и для сбора и утилизации твердых бытовых отходов (далее – ТБО). Таким образом, персонал и спецтехника  (погрузчик и бульдозер) задействованы на полигоне при оказании услуг по размещению как ТБО, так и ЖБО: приемка отходов, складирование и уплотнения ТБО, нарезка чеков для размещения ЖБО, работы по построению защитной полосы из грунта.

5. При оказании потребителям услуги по сбору и транспортировке (вывозу) ЖБО исполнитель данной услуги должен разместить собранные и транспортированные ЖБО в местах размещения отходов (свалке и др. разрешенных местах), находящихся на обслуживании либо у самого исполнителя услуги, либо у других хозяйствующих субъектов, следовательно, услуга по сбору и транспортировке (вывозу) ЖБО не может быть оказана отдельно без оказания услуги по размещению ЖБО, т.е. ООО «УК «Жилищник Шербакульский» оказывает потребителям услугу по вывозу жидких бытовых отходов с последующим размещением на свалке р.п. Шербакуль, либо услугу по размещению ЖБО в случаях, когда потребитель данной услуги самостоятельно вывозит ЖБО на свалку.

Приказом директора ООО «УК «Жилищник Шербакульский» от 30.05.2014 года № 48 на период с 01.07.2014 года по 31.12.2014 года стоимость услуги по погрузке и вывозу ЖБО установлена в размере 123,10 руб./м3, стоимость услуги по размещению ЖБО - в размере 68,17 руб./м3. Следовательно стоимость услуги по вывозу ЖБО с последующим размещением на свалке р.п.Шербакуль составила 191,27 руб./м3.

По информации ООО УК «Жилищник Шербакульский» (вх. от 08.10.2014г. № 11038, вх. от 24.10.2014г. № 11692, вх. от 16.12.2014г. № 14056) для различных групп потребителей Обществом применялись следующие тарифы на вывоз ЖБО (с последующим размещением на свалке р.п. Шербакуль) в 2014 году:

Таблица 1

Наименование услуги

Группа потребителей

Юридические лица

Население МКЖД

Население частного сектора

до 01.07.2014г.

Вывоз ЖБО (с последующим размещением на свалке р.п. Шербакуль), руб/м3, в том числе:

147,02

90,10

90,10

Сбор и транспортировка (вывоз) ЖБО, руб./м3

90,10

90,10

90,10

Размещение ЖБО, руб./м3

56,92

0,00

0,00

с 01.07.2014г.

Вывоз ЖБО (с последующим размещением на свалке р.п. Шербакуль), руб/м3, в том числе:

191,27

123,10

123,10 (191,27*)

Сбор и транспортировка (вывоз) ЖБО, руб./м3

123,10

123,10

123,10

Размещение ЖБО, руб./м3

68,17

0,00

0,00 (68,17*)

* плата за размещение ЖБО с потребителей – населения частного сектора взималась в случае разовой услуги (без заключения письменного договора).

По данным ООО УК «Жилищник Шербакульский» за 11 месяцев 2014 года объемы размещения ЖБО на свалке составили:

Таблица 2

Группа потребителей

Объем размещенных на свалке ЖБО, м3

Процент от общего объема ЖБО, размещенного на свалке за 11 месяцев 2014 года

Всего,

в том числе:

25,62

100

население

15,17

59

юридические лица

9,53

37

частный сектор

0,923

4

 

В рамках рассмотрения дела Обществом не представлено экономических, технологических и иных обоснований для  установления различных тарифов на услугу по размещению ЖБО для разных групп потребителей, таким образом, Комиссия Омского УФАС России приходит к выводу о том, что ООО УК «Жилищник Шербакульский» в 2014 году необоснованно установило различную стоимость на услуги по вывозу ЖБО для различных групп потребителей (населения многоквартирных домов, населения частного сектора и для организаций).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом (пункт 6 части 1 статьи 10).

6. Услуги по погрузке, транспортировке (вывозу) и размещению ЖБО не относятся к числу услуг, подлежащих государственному регулированию. При расчете тарифов ООО «УК «Жилищник Шербакульский» использовался метод экономически обоснованных расходов (затрат).

6.1. Комиссией в  ходе анализа калькуляции  стоимости сбора и транспортировки (вывоза) 1 м3 ЖБО на 2014 год (утв. Директором Общества от 30.05.2014 года, вх. от 08.10.2014г. № 11038) выявлено:

а) Завышение стоимости по статье затрат «ГСМ».

Согласно Приложения № 2 к калькуляции стоимости вывоза 1 м3 ЖБО на 2014 год стоимость затрат на топливо неверно рассчитана исходя из того, что у всех трех автомобилей, задействованных при оказании услуг по сбору и транспортировке (вывозу) ЖБО тип двигателя – бензиновый. По информации Общества два автомобиля: ГАЗ 5312 иавтоцистерна ЗИЛ – 431412 оснащены газовым оборудованием для работы двигателей, а вакуумная машина КО-503В-2 на базе автомобиляГАЗ – 3309 имеет дизельный тип двигателя. В связи с более экономичным расходованием ГСМ при работе двигателя на сжиженном углеводородном газе и дизельном топливе с учетом стоимости 1единицы топлива, расхода топлива, расхода масел, по сравнению с работой бензинового двигателя, Обществом стоимость затрат по статье «ГСМ» завышена на стоимость ГСМ, затрачиваемых при работе двигателей автомобилей, используемых в качестве топлива - бензин.

б) завышение стоимости по строке 9 «Всего расходов»:

сумма всех затрат (включая затраты на ЗП – 478 953, 27 руб., страховые взносы  и УСН – 127 302,21 руб., зап.части + ремонт – 297 000,00 руб., цеховые расходы – 24 488,40 руб., расходы на ГСМ – 616 230,42 руб. и общехозяйственные расходы – 257 403,00 руб.) составила 1 801 377,3 руб. (в калькуляции указано – 2 419 055,75 руб., включая прибыль – 360 275,46 руб.).

Таким образом, ООО УК «Жилищник Шербакульский» в результате необоснованного завышения расходов по статьям затрат калькуляции стоимости вывоза 1 м3 ЖБО на 2014 год: «ГСМ» и «Всего расходов», установило экономически необоснованную стоимость услуг по сбору и транспортировке (вывозу) ЖБО в 2014 году,  в размере – 123,10 руб./м3.

6.2. В ходе анализа калькуляции  размещения 1 м3 ЖБО на свалке р.п. Шербакуль на 2014 год (утв. Директором Общества от 30.05.2014 года, вх. от 08.10.2014г. № 11038) выявлено, что по статье «запасные части и ремонт автотехники» необоснованно включены в полном объеме затраты на ремонт тракторов ЮМЗ-6 и ДТ – 75, которые согласно графика работ транспортных средств на свалке бытовых отходов р.п. Шербакуль Омской области на 2014 год (утв. Директором Общества от 18.12.2013 года, вх. от 08.10.2014г. № 11038) осуществляли работы по размещению как ЖБО, так и ТБО.

Анализ фактических затрат ООО УК «Жилищник Шербакульский» за 11 месяцев 2014 года (вх. от 23.12.2014г. № 14349, вх. от 19.01.2015г. № 409) показал, что при распределении фактических расходов, связанных с эксплуатацией свалки при размещении ЖБО на весь объем размещенных ЖБО (включая объем ЖБО для населения МКЖД и жителей частного сектора, заключивших письменные договоры), фактическая себестоимость размещения 1 м3 ЖБО за указанный период более чем в два раза ниже плановой себестоимости услуг по размещению ЖБО в соответствии с калькуляцией на 2014 год (56,80 руб./м3).

Учитывая указанные обстоятельства, Комиссией Омского УФАС России сделан вывод о том, что ООО УК «Жилищник Шербакульский» установило в 2014 году экономически необоснованную стоимость услуги по размещению ЖБО в размере - 68,17 руб./м3.

Установленные Комиссией в процессе рассмотрения дела № 04/57-14 факты свидетельствуют о том, что в действиях ООО УК «Жилищник Шербакульский» имеют место нарушения положений, предусмотренных частью 1 статьи 10, в том числе пунктом 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся:

- в установлении различной стоимости в 2014 году на услуги по вывозу ЖБО (с последующим размещением на свалке р.п. Шербакуль) для различных групп потребителей (юридических лиц и физических лиц, проживающих в МКЖД и домах частного сектора);           

- в установлении экономически необоснованной стоимости услуг по сбору и транспортировке (вывозу) ЖБО, по размещению ЖБО,

что привело к ущемлению интересов Омского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк», а также неопределенного круга других потребителей указанных услуг: жителей, проживающих на территории Шербакульского района Омской области, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Шербакульского района Омской области.

В пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» содержится разъяснение о том, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Кроме того, согласно данному постановлению, в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

7. На заседании Комиссии 20.01.2015 года ООО «УК «Жилищник Шербакульский» была  представлена  информация об установлении новых тарифов на услуги по вывозу ЖБО (с последующим размещением на свалке р.п. Шербакуль) в размере  129,24 руб./м3 и на услуги по размещению ЖБО в размере 31,80 руб./м3 на период с 01.02.2015г. по 31.12.2015г. согласно приказа директора ООО «УК «Жилищник Шербакульский» от 31.12.2014 года № 127 (таблица 3).

Таблица 3

Наименование услуги

Группа потребителей

Юридические лица

Население МКЖД

Население частного сектора

с 01.07.2014г.

Вывоз ЖБО (с последующим размещением на свалке р.п. Шербакуль), руб/м3, в том числе:

191,27

123,10

123,10 (191,27*)

Сбор и транспортировка (вывоз) ЖБО, руб/м3

123,10

123,10

123,10

Размещение ЖБО, руб/м3

68,17

0,00

0,00 (68,17*)

с 01.02.2015

 

 

 

Вывоз ЖБО, руб/м3 (включая расходы на размещение)

129,24

Размещение ЖБО, руб/м3

31,80

 

Анализ представленной калькуляции стоимости вывоза 1 м3 жидких бытовых отходов (с учетом последующего размещения на свалке р.п. Шербакуль) на 2015 год, утвержденной директором ООО «УК «Жилищник Шербакульский» от 31.12.2014 года, показал, что при расчете стоимости вывоза 1 м3 ЖБО Обществом расчет затрат по статье «ГСМ» выполнен с учетом более экономичных типов двигателей автомобилей, сумма расхода по статье «ГСМ» в калькуляции на 2015 год существенно снижена и составила 53,5 % от суммы расхода на 2014 год, кроме этого, устранена техническая ошибка при расчете по строке «Всего расходов», в результате чего значение по строке «Всего расходов» соответствует суммарному значению всех статей расходов.

Анализ представленной калькуляции на размещение ЖБО на свалке р.п. Шербакуль на 2015 год, утвержденной директором ООО «УК «Жилищник Шербакульский» от 31.12.2014 года показал, что при расчете стоимости размещения 1 м3 ЖБО Обществом исключены затраты на «запасные части и ремонт автотехники», в части оказания услуги по размещению ТБО, кроме этого, общая сумма планируемых затрат распределена на объем оказанных услуг по размещению ЖБО, рассчитанный исходя из фактических значений за 2014 год.

Таким образом, ООО «УК «Жилищник Шербакульский», учитывая выявленные Комиссией Омского УФАС России нарушения антимонопольного законодательства, с 01.02.2015г. установило экономически обоснованный тариф на услуги по вывозу жидких бытовых отходов в размере 129,24 руб./м3 (включая стоимость размещения ЖБО) и на услуги по размещению жидких бытовых отходов на полигоне р.п. Шербакуль в размере 31,80 руб./м3.

Учитывая вышеизложенное Комиссией Омского УФАС России сделан вывод о том, что ООО «УК «Жилищник Шербакульский, установив с 01.02.2015г. экономически обоснованные тарифы на услугу по сбору и транспортировке (вывозу) ЖБО (включая стоимость размещения ЖБО) и услугу на размещение ЖБО единые для всех групп потребителей, совершило действия, направленные на устранение нарушений по данному делу на момент вынесения Комиссией решения.

На основании изложенного, Комиссия Омского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и пунктом 3.15 Регламента, учитывая доминирующее положение ООО УК «Жилищник Шербакульский», установленное приказом руководителя Омского УФАС России от 31.10.2014 г. № 311 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела № 04/57-14 в отношении ООО УК «Жилищник Шербакульский» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции на товарных рынках:

- услуг по размещению ЖБО в географических границах Шербакульского муниципального района Омской области;

- услуг по вывозу ЖБО (с последующим размещением на свалке р.п. Шербакуль) в географических границах Шербакульского муниципального района Омской области,

 

Р Е Ш И Л А:

1. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия ООО УК «Жилищник Шербакульский», выразившиеся в установлении различной стоимости в 2014 году на услуги по вывозу ЖБО (с последующим размещением на свалке р.п. Шербакуль) для различных групп потребителей (юридических лиц и физических лиц, проживающих в МКЖД и домах частного сектора), и в установлении экономически необоснованной стоимости услуг по сбору и транспортировке (вывозу) ЖБО, по размещению ЖБО, что привело к ущемлению интересов Омского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк», а также неопределенного круга других потребителей указанных услуг: жителей, проживающих на территории Шербакульского района Омской области, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Шербакульского района Омской области.

2. Предписание ООО УК «Жилищник Шербакульский» не выдавать, в связи с отсутствием оснований для его выдачи.

3. Материалы дела № 04/57-14 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам нарушения статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии                                                                                 (подпись, ф.и.о.)

 

Члены комиссии                                                                                              (подписи, ф.и.о.)

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны