Решение б/н Решение № 04/62-14 в отношении ООО «Топливо – заправочный ко... от 17 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е  № 04/62- 14

 

04 февраля 2015года                                                  
г. Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

(К…) – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

(П…) - начальника аналитического отдела, члена Комиссии;

(А…) – главного специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

(Л…) - ведущего специалиста - эксперта аналитического отдела, члена Комиссии;

(М…) - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

в отсутствие (С…) – начальника отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

при участии лиц и их представителей, привлеченных к участию в рассмотрении дела в качестве:

представителя ответчика ООО «Топливо – заправочный комплекс Омск (Центральный)» – (Е…) (доверенность),

в отсутствие заявителя ОАО «Авиакомпания «Сибирь»,

рассмотрев дело, возбужденное приказом руководителя Омского УФАС России от 04.12.2014 г. № 336 по признакам нарушения ООО «Топливо – заправочный комплекс Омск (Центральный)» (644103, г. Омск, ул. Транссибирская, 18, ОГРН 1135543022339, ИНН 5507239476) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о конкуренции), 

 

У С Т А Н О В И Л А:

1. Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Топливо-заправочный комплекс Омск «Центральный» (далее – ООО «ТЗК Омск (Центральный)», Общество, Ответчик) послужило заявление ОАО «Авиакомпания «Сибирь» от 05.11.2014 г. № 12086 (далее – Заявитель) на действия ООО «ТЗК Омск (Центральный)», касающиеся обоснованности установления ООО «ТЗК Омск (Центральный)» отпускных цен на авиационное топливо (далее - авиатопливо), указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.

2. Из материалов заявления ОАО «Авиакомпания «Сибирь»  следует, что в период до 1 апреля 2014 года комплекс услуг по авиатопливообеспечению и заправке воздушных судов Заявителя в рамках договора на наземное обслуживание оказывало ОАО «Омский аэропорт», с 1 апреля 2014 г. деятельность на товарных рынках услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и услуг по хранению авиационного топлива на территории Омской области осуществляет ООО «ТЗК Омск (Центральный)».

По мнению ОАО Авиакомпания «Сибирь», стоимость оказываемой ООО «ТЗК Омск (Центральный)» услуги по авиатопливообеспечению (заправка в крыло), которая включает отпускную цену реализации авиатоплива и тариф за обеспечение заправки воздушных судов авиатопливом, установленная данным хозяйствующим субъектом, является завышенной.

Также, в своем заявлении Заявитель указывает, что ООО «ТЗК Омск (Центральный)» изменило тариф за хранение авиационного топлива по сравнению с установленным тарифом за хранение авиатоплива ОАО «Омский аэропорт», действующим до 1 апреля 2014 года, в результате чего стоимость услуги по хранению авиатоплива, согласно расчету ОАО «Авиакомпания «Сибирь» исходя из тарифа за хранение авиационного топлива в размере 200,0 руб./т/сутки, выросла с 1 106 руб./т до 2 455 руб./т.

 

3 Согласно представленным ООО «ТЗК Омск (Центральный)» письменным пояснениям и документам следует следующее.

Общество приступило к осуществлению деятельности по авиатопливообеспечению полетов воздушных судов в аэропорту Омск (Центральный) с 01.04.2014 года.

Как указано в письменных пояснениях ООО «ТЗК Омск (Центральный)» при осуществлении деятельности по авиатопливообеспечению Общество является фактическим «правопреемником» действовавшей ранее организации - ОАО «Омский Аэропорт».

При этом Общество не включено в реестр лиц, занимающих доминирующее положение на рынке товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», не включено в реестр субъектов естественных монополий согласно Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях).

Учитывая то, что Общество на дату начала деятельности являлось единственным собственником топливозаправочной инфраструктуры аэропорта Омск (Центральный), деятельность аэропорта строится на принципах непрекращающейся деятельности и не могла быть прекращена, так как на услуги имелся спрос потребителей (все авиакомпании), у Общества имелась возможность оказания услуг и отсутствовали законные основания для отказа в оказании услуг. Государственное регулирование деятельности не было введено правовым актом уполномоченных органов.

Официальными разъяснениями Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ), изложенными в письмах от 20.07.2012г. № ТС-5653/10 и от 21.05.2010 № ТС-4310/10 определено, что для субъектов естественных монополий, в отношении которых не принято решение о введении государственного регулирования в соответствии с Законом о естественных монополиях возможно осуществление регистрации цен (тарифов, сборов и плат) на услуги, подлежащие государственному ценовому регулированию на основании заявок организаций.

Согласно пункту 1.10. Перечня и Правил формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 17.07.2012 № 241, тарифы за наземное обслуживание, а также понижающие коэффициенты, применяемые организациями гражданской авиации, регистрируются и/или публикуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок регистрации и опубликования аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации и цен на материально-технические ресурсы, предоставляемые эксплуатантам в аэропортах Российской Федерации, утвержден Первым заместителем Министра транспорта РФ 13.04.2001 № НА 1.15 (далее - Порядок).

Ставки на услуги по заправке и хранению были зарегистрированы и опубликованы Обществом в соответствии с п.2.4. Порядка в Центре расписания и тарифов при Транспортно-клиринговой палаты при Минтрансе России:

  •  тариф на заправку воздушных судов авиатопливом в размере 1 174 руб. /тонна.
  •  тариф на хранение авиатоплива в размере 169,3 руб./тонна/сутки.

В соответствии с официальной позицией ФАС России, Минтранса России, ФСТ России, изложенной в разъяснениях ситуации по реализации Постановления Правительства РФ от 22.07.2009 N 599 "О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах" при оказании хозяйствующим субъектам услуг по заправке и хранению авиационного топлива в аэропортах, размещенным 08.10.2010 года на официальном сайте ФАС России допускается использование договорных тарифов до утверждения их ФСТ РФ, так как отсутствие такого тарифа препятствует организациям, осуществляющим авиатопливообеспечение в аэропортах, оказывать перевозчикам услуги, установленные законодательством, что может привести к нарушению антимонопольного законодательства.

Возможность регистрации и использования договорных тарифов подтверждается также позицией Минтранса России, изложенной в письме от 22.08.2012 г. № 01-01-02/3201.

Выводы о законности и допустимости оказания услуг с использованием договорных тарифов содержатся также в:

- решении ФАС России по делу 1 15/122-11 от 25.09.2011

- постановлении Девятого арбитражного Апелляционного суда по делу № А40-110686/10-147-637 по факту отказа в заключении договора хранения топлива между ОАО «Омский Аэропорт» и ОАО Авиакомпания «Сибирь» в связи с отсутствием утвержденного тарифа на хранение авиатоплива.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.03.2006 № 11696/05 указано, что отсутствие утвержденных в установленном порядке тарифов не освобождает организации от обязанности оплатить фактически потребленные услуги по ценам, определенным соглашением сторон, рассчитанным с учетом экономически обоснованных затрат на оказание услуг и экономически обоснованной доходности от этой деятельности.

Таким образом, действия Общества, направленные на предупреждение нарушения антимонопольного законодательства, а именно предоставление возможности заключить договор хранения/заправки по договорным ценам, не могут быть расценены как злоупотребление правом (ст. 10 ГК РФ) и сами являться нарушением антимонопольного законодательства.

В противном случае законные и добросовестные действия Общества по заключению договора хранения авиатоплива с ОАО «Авиакомпания Сибирь», повлекли бы заключение неправомерного договора с авиакомпанией (цена не установлена ФСТ РФ), что нарушило бы конкуренцию и ущемило интересы авиакомпании.

В случае если подобные действия являются незаконными (предоставление возможности заключить договор хранения/заправки по договорным ценам), то отказ Общества от заключения договора хранения авиатоплива с ОАО Авиакомпания «Сибирь» должен быть признан правомерным по причине отсутствия установленного ФСТ РФ тарифа.

Также в представленных письменных пояснениях ООО «ТЗК Омск (Центральный)» указывает, что  Обществом не нарушен установленный порядок ценообразования. В подтверждении своей позиции Ответчиком были приведены следующие доводы:

Статьей 4 Закона о естественных монополиях услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

B соответствии со статьей 11 Закона о естественных монополиях принятие решений о введении регулирования, о применении методов регулирования, предусмотренных названным Федеральным законом, в том числе об установлении цен (тарифов), является правом, а не обязанностью органа регулирования.

При этом статья 21 Закона о естественных монополиях определяет, что вопросы, касающиеся введения регулирования деятельности субъекта естественной монополии, могут быть рассмотрены на основании предложений:

- федеральных органов исполнительной власти;

- органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов;

- хозяйствующих субъектов.

Решение по вопросам, касающимся введения регулирования деятельности субъектов естественной монополии, а также применения предусмотренных методов регулирования, принимается на основании анализа, проведенного по основаниям, предусмотренным статьей 12 Закона о естественных монополиях.

Согласно пунктам 100, 108.3, 109 Порядка рассмотрения документов, предоставляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, утвержденных приказом ФСТ России от 13.10.2010 № 481-э (далее - Порядок регулирования), а также пунктам 8, 9, 12 приложения 1 к Порядку регулирования, определяют, что такой анализ должен проводиться исключительно после начала осуществления деятельности и на основании данных об издержках и услугах за 1 год (как минимум), предшествующий году введения регулирования.

При этом пункт 2 Порядка регулирования устанавливает, что правовой режим, определенный Законом о естественных монополиях, применяется только после введения государственного регулирования.

Аналогичный вывод содержится и в письме ФАС России от 21.02.2007 №ИА/2168 «О разъяснении применения части 1 статьи 18 Федерального закона О защите конкуренции».

По состоянию на 14.01.2015 г. (дата ответа) в отношении Общества не вводилось регулирование, и не применялись никакие методы регулирования.

Таким образом, действующее законодательство прямо предусматривает возможность осуществления деятельности, которая может впоследствии быть отнесена к деятельности субъектов естественной монополии, до введения регулирования.

Согласно пункту 13 Положения о государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденном постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293, порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, а также перечень документов, предоставляемых для их установления (изменения), определяются Федеральной службой по тарифам.

Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры водных путей утвержден приказом ФСТ России от 24.06.2009 № 135-т/1 (далее - Порядок установления тарифов).

Пункт 4 Порядка установления тарифов предусматривает, что рассмотрение вопросов по установлению (изменению) тарифов в ФСТ России осуществляется на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов либо по инициативе ФСТ.

Таким образом, законодательство не налагает на Общество обязанности вносить предложения по установлению тарифов.

При этом ФСТ России имеет право в принципе отказать как в принятии предложения об установлении тарифа (п.13 Порядка установления тарифов), так и в рассмотрении вопроса о его установлении (п.20 Порядка установления тарифов).

Более того, официальными разъяснениями ФСТ РФ, изложенными в письмах от 20.07.2012 № ТС-5653/10, Минтрансу РФ для осуществления ФСТ своих полномочий по регулированию, предложено направлять в адрес ФСТ России информацию о регистрации тарифов на услуги организациями, не включенным в реестр субъектов естественной монополии, либо в отношении которых регулирование не вводилось.

Никаких запросов о предоставлении документов от ФСТ России, Общество не получало.

Как указано в письменных пояснениях ООО «ТЗК Омск (Центральный)» ФСТ России обязано в силу абзаца 5 части 2 статьи 7 Закона о естественных монополиях самостоятельно контролировать установление и применение цен (тарифов) субъектами естественных монополий, так как подача ходатайства об установлении тарифа не является обязанностью субъекта естественной монополии (пункт 3 статьи 7 Закона о естественных монополиях).

Сохранение конкуренции и соблюдение законных прав и интересов третьих лиц обеспечиваются возложением обязанности на субъекты оказывать регулируемые услуги всем потребителям независимо от установления тарифов.

Порядок участия региональных органов власти в регулировании определен Положением об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 № 950 (далее - Положение о регулировании).

Согласно пункту 6 Положения о регулировании государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подлежит деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, которые не вошли в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ФСТ РФ).

Данный перечень утвержден приказом ФСТ России от 05.06.2012 № 137-т/З и не включает указание на регулирование деятельности Общества ФСТ России.

При этом пунктом 8 Положения о регулировании обязывает именно органы исполнительной власти Омской области, а не организацию, осуществляющую фактическую деятельность в условиях естественной монополии, обратиться в ФСТ России с предложением о введении государственного регулирования в отношении такого субъекта.

Со своей стороны Общество, начиная с 01.04.2014 года, еженедельно предоставляло информацию о своей деятельности как в Министерство экономики Омской области, так и в Омское УФАС России (копии запросов прилагаются).

Таким образом, в действиях общества отсутствуют признаки нарушения действующего антимонопольного законодательства.

Выводы о законности и допустимости оказания услуг с использованием договорных тарифов содержатся также в решении Магаданского УФАС России по делу 03-10/10-2013 от 21.02.2014.

Не смотря на то, что Закон о естественных монополиях не накладывает на Общество обязанности инициировать свое включение в реестр, Общество, на основании подведенных итогов своей деятельности за 2014 год, направило в ФСТ России заявление от 19.01.2015 г. исх. № 22 с документами, необходимыми для рассмотрения вопроса о введении государственного регулирования.

Одновременно следует отметить, что для принятия решений как о введении государственного регулирования, так и применения метода ценового регулирования, регулятору необходимо предоставить документы, подтверждающие фактическое осуществление деятельности в условиях естественной монополии (договоры/лицензии), а также финансовую отчетность организации за отчетный период и объемах оказанных услуг за отчетный период. При этом отчетным периодом в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О бухгалтерском учете» является 1 календарный год, а первым отчетным периодом деятельности Общества в данной сфере является 2014 год.

При этом, учитывая положения приказа ФСТ России от 05.06.2012 № 137- т/3, а также то, что в соответствии с Положением о регулировании уполномоченные органы власти субъектов РФ рассматривают вопросы о необходимости применения ценового регулирования исключительно после введения государственного регулирования и внесения субъектов в реестр естественных монополий, Общество не имеет возможности подать надлежащее заявление об установлении тарифов.

На заседании Комиссии Омского УФАС России представитель ООО «ТЗК Омск (Центральный)» подтвердила информацию, представленную в материалы дела №04/62-14 и указала, что в действиях Общества отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

4. Комиссия Омского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, заслушав представителей сторон, установила следующие обстоятельства.

В результате рассмотрения обращения ОАО «Авиакомпания «Сибирь» Омским УФАС России установлено, что ООО «ТЗК Омск (Центральный)», оказывая с 01.04.2014 г. услугу и по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и услугу по хранению авиационного топлива, относящиеся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. N 293, регулируются государством, не обратилось за утверждением тарифов на указанные услуги в соответствующий орган регулирования, определив самостоятельно стоимость услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом в размере 1174 руб./т (указанный тариф был утвержден приказом ФСТ от 05.03.2013 г. № 41-т/3 для ОАО «Омский аэропорт») и стоимость услуги по хранению авиационного топлива в размере 200 руб./т/сутки.

Относительно регулирования тарифов ФСТ на услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и по хранению авиационного топлива ООО «ТЗК Омск (Центральный)» пояснило, что в соответствии со статьей 6 и статьей 12 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» «ценовое регулирование является одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий, который применяется по решению ФСТ РФ». Кроме того,  Общество указало, что «так как на сегодняшний день в отношении ООО «ТЗК Омск (Центральный)» приказом ФСТ государственное регулирование не введено, применение метода ценового регулирования невозможно».

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о естественных монополиях для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее - органы регулирования естественных монополий) в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона о естественных монополиях в целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют государственный контроль (надзор) за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона о естественных монополиях органы регулирования естественных монополий осуществляют государственный контроль (надзор) за:

любыми сделками, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

инвестициями субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом и которые составляют более 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

установлением и (или) применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях (далее - регулируемые сферы деятельности);

соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий.

Пунктом 3 статьи 7 Закона о естественных монополиях» установлено, что для совершения действий, по установлению и (или) применению цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий (абзац четвертый пункта 2 статьи 7 Закона о естественных монополиях), субъект естественной монополии обязан представить в соответствующий орган регулирования естественной монополии ходатайство о даче согласия на совершение таких действий и сообщить информацию, необходимую для принятия решения.

В силу пункта 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам"  ФСТ России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации (статья 6 Закона о естественных монополиях).

Согласно Положению о государственном регулировании сборов и тарифов на услуги, относящиеся к деятельности естественных монополий, в аэропортах Российской Федерации (утв. Федеральной авиационной службой России 08.05.1998, ФСЕМТ РФ 07.05.1998)  регулированию подлежат сборы и тарифы на услуги в аэропортах, организационно и технологически связанные с обеспечением полетов и обслуживанием воздушных судов, выполняемых в аэропортах всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, осуществляющих свою деятельность на основании сертификатов и лицензий Федеральной авиационной службы России.

В соответствии с пунктом 1 Приказа Федеральной авиационной службы России от 11.10.1996 N 71 "О совершенствовании системы аэропортовых сборов, тарифов и цен за наземное обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации" аэропортовые сборы, тарифы и цены за наземное обслуживание воздушных судов в аэропортах Российской Федерации устанавливаются для авиакомпаний, авиапредприятий, других владельцев, арендаторов и эксплуатантов воздушных судов Российской Федерации, имеющих свидетельство эксплуатанта, независимо от форм собственности (далее - эксплуатантов воздушных судов), при выполнении ими регулярных и нерегулярных полетов на воздушных линиях Российской Федерации, международных воздушных линиях и работ в отраслях экономики.

Аэропортовые сборы устанавливаются за предоставление основных сооружений и зданий аэропортов и обеспечение в аэропортах обязательных комплексов работ (услуг) по обслуживанию воздушных судов в соответствии с требованиями и правилами, принятыми в гражданской авиации, и технологией обслуживания воздушных судов, пассажиров и грузов. Аэропортовые сборы устанавливаются в авиапредприятиях, в состав которых входят аэропорты, и в самостоятельных аэропортах Российской Федерации независимо от форм собственности, имеющих сертификаты и лицензии на обслуживание воздушных судов (далее - аэропортах).

Тарифы за наземное обслуживание устанавливаются за выполнение комплексов работ (услуг) по коммерческому и техническому обслуживанию воздушных судов в аэропортах в соответствии с требованиями и правилами, принятыми в гражданской авиации, и технологией обслуживания воздушных судов, пассажиров и грузов. Тарифы за наземное обслуживание воздушных судов устанавливаются в аэропортах, а также в авиапредприятиях, авиакомпаниях, других предприятиях и организациях Российской Федерации независимо от форм собственности, имеющих сертификаты и лицензии на выполнение работ (услуг) по наземному обслуживанию воздушных судов в аэропортах (далее - предприятиях по наземному обслуживанию).

Аэропортовые сборы и тарифы за наземное обслуживание взимаются за выполнение комплексов работ (услуг) по установленному перечню в соответствии с п. п. 2 и 3 настоящего Приложения.

Цены за наземное обслуживание устанавливаются за предоставление дополнительных (отдельных) работ (услуг) по наземному обслуживанию воздушных судов в аэропортах, не предусмотренных в п. 3 настоящего Приложения.

Дополнительные (отдельные) работы (услуги) и цены на них устанавливаются в аэропортах и предприятиях по наземному обслуживанию на основе перечня, рекомендуемого в п. 4 настоящего Приложения, а также с учетом заявок эксплуатантов воздушных судов и в соответствии с требованиями и правилами, принятыми в гражданской авиации, технологией обслуживания воздушных судов, пассажиров и грузов.

Пунктом 3 Приказа Федеральной авиационной службы России от 11.10.1996 N 71 "О совершенствовании системы аэропортовых сборов, тарифов и цен за наземное обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации" предусмотрены тарифы на наземное обслуживание, в том числе пунктом 3.4 означенного Приказа предусмотрено обеспечение авиаГСМ.

Тариф за обеспечение ВС АвиаГСМ включает:

- организацию обеспечения АвиаГСМ;

- хранение АвиаГСМ;

- анализ качества АвиаГСМ;

- прием и выдачу АвиаГСМ;

- представление технических передвижных и/или стационарных средств для заправки (слива) АвиаГСМ;

- другие услуги, в соответствии с требованиями и правилами, принятыми в гражданской авиации, и установленной технологией обслуживания, по топливообеспечению воздушного судна.

В соответствии с пунктом 3 приказа Федеральной авиационной службы России от 11.10.1996 N 71 "О совершенствовании системы аэропортовых сборов, тарифов и цен за наземное обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации"  регулирование уровня аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации (п. 2 настоящего Приказа) осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, Федеральной службой по регулированию естественных монополий на транспорте, Федеральной авиационной службой России.

Согласно пункту 4 Приказа Федеральной авиационной службы России от 11.10.1996 N 71 "О совершенствовании системы аэропортовых сборов, тарифов и цен за наземное обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации"  регулируемые аэропортовые сборы и тарифы за наземное обслуживание (п. 2 настоящего Приказа), а также цены за АвиаГСМ подлежат регистрации в установленном порядке.

Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 N 293  "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, в который включены следующие услуги:

1. Обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов;

2. Предоставление аэровокзального комплекса;

3. Обеспечение авиационной безопасности;

4. Обслуживание пассажиров;

5. Обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом;

6. Хранение авиационного топлива.

Комиссия также приходит к выводу о том, что ООО «ТЗК Омск (Центральный)» являясь субъектом естественной монополии при осуществлении деятельности на товарном рынке услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и товарном рынке услуг по хранению авиационного топлива в 2014 году не предприняло своевременных мер для утверждения тарифов, в связи с чем в нарушение требований действующего законодательства размер платы за названные услуги определяло самостоятельно.

Согласно части 5 статьи Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ООО «ТЗК Омск (Центральный)» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и на товарном рынке услуг по хранению авиационного топлива.

По поводу довода Ответчика  о том, что «Общество не включено в реестр субъектов естественных монополий согласно Федерального закона от 17.08.1995 №: 147-ФЗ «О естественных монополиях» Комиссия отмечает следующее, в соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Понятие субъект естественной монополии не включает в себя условие включения в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль (далее - Реестр субъектов естественных монополий), и условие утверждения цен (тарифов) на оказание услуг. Основополагающим признаком субъекта естественной монополии, исходя из определения, данного в Законе о естественных монополиях, следует считать осуществление субъектом деятельности в условиях естественной монополии. Реестр субъектов естественных монополий представляет собой базу данных, содержащую в бумажной и электронной форме информацию о хозяйствующих субъектах (юридических лицах), занятых производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии (наименование, юридический и почтовый адреса, банковские реквизиты, телефоны, коды, данные об объемах оказываемых услуг, выручке и т.д.).

Реестр субъектов естественных монополий носит заявительный характер и формируется на основании информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов, а также по заявлению самих организаций о включении их в Реестр, либо исключении их из Реестра.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ООО «ТЗК Омск (Центральный)» имело возможность с начала осуществления деятельности обратиться в ФСТ РФ с заявлением об утверждении тарифа на услугу по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и услугу по хранению авиационного топлива в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона  от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях». На дату оглашения резолютивной части решения ООО «ТЗК Омск (Центральный)» с означенным заявлением в ФСТ не обращалось.

Также Комиссия признает несостоятельными все доводы ООО «ТЗК Омск (Центральный)» касающиеся того, что в официальных позициях ФАС России, Минтранса, ФСТ РФ допускается использование договорных тарифов, поскольку в указанных позициях ФАС России, Минтранса, ФСТ РФ говорится о том, что допускается использование договорных тарифов до утверждения их ФСТ. Соответственно ООО «ТЗК Омск (Центральный)» должно было с момента осуществления своей деятельности обратиться в ФСТ РФ для установления тарифов на услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и услуги по хранению авиационного топлива, что также подтверждается вышеперечисленными нормативно - правовыми актами, из которых также вытекает обязанность Общества в получении означенных тарифов.

5. Таким образом, Комиссией Омского УФАС России в процессе рассмотрения дела установлено:

1. Доминирующее положение ООО «Топливо – заправочный комплекс Омск (Центральный)» на товарном рынке оказания услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и товарном рынке услуг по хранению авиационного топлива в границах аэропорта «Омск Центральный».

2. Бездействие ООО «Топливо – заправочный комплекс Омск (Центральный)» выразившееся в несовершении действий, предусмотренных пунктом 3 статьи 7 Федерального закона  от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», направленных на утверждение тарифа на оказываемые услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и услуги по хранению авиационного топлива в соответствующем органе регулирования.

 

  Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 2 статьи 45, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. На основании статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установить доминирующее положение ООО «Топливо – заправочный комплекс Омск (Центральный)» на товарном рынке оказания услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и товарном рынке услуг по хранению авиационного топлива в границах аэропорта «Омск Центральный».

2. Признать ООО «Топливо – заправочный комплекс Омск (Центральный)» виновным в нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в бездействии ООО «Топливо – заправочный комплекс Омск (Центральный)» путем несоврешения действий предусмотренных пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», направленных на утверждение тарифа на оказываемые  услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и услуги по хранению авиационного топлива в соответствующем органе регулирования.

3. Выдать ООО «Топливо – заправочный комплекс Омск (Центральный)» предписание, в которое включить мероприятия, подлежащие исполнению:

3.1 Прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в бездействии ООО «Топливо – заправочный комплекс Омск (Центральный)» путем несоврешения действий предусмотренных пунктом 3 статьи 7 Федерального закона  от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»  направленных на утверждение тарифа на оказываемые услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и услуги по хранению авиационного топлива в соответствующем органе регулирования.

3.2. Обратиться в соответствующий орган регулирования за утверждением тарифа на услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и услуги по хранению авиационного топлива.

4. Материалы дела № 04/62-14 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении ООО «Топливо – заправочный комплекс Омск (Центральный)» по признакам нарушения статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель комиссии                                                                      (подпись, ф.и.о.)

 

 

Члены комиссии                                                                                  (подписи, ф.и.о.)

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

П Р Е Д П И С А Н И Е   № 04/62-14    

 04 февраля 2015 г.                                                                                                    г. Омск

 

      Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

(К…) – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

(П…) - начальника аналитического отдела, члена Комиссии;

(А…) – главного специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

(Л…) - ведущего специалиста - эксперта аналитического отдела, члена Комиссии;

(М…) - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

в отсутствие (С…) – начальника отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 04 февраля 2015 года № 04/62-14 по делу о нарушении ООО «Топливо – заправочный комплекс Омск (Центральный)» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:   

1. ООО «Топливо – заправочный комплекс Омск (Центральный)» со дня получения предписания:

1.1 Прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в бездействии ООО «Топливо – заправочный комплекс Омск (Центральный)» путем несоврешения действий предусмотренных пунктом 3 статьи 7 Федерального закона  от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»  направленных на утверждение тарифа на оказываемые услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и услуги по хранению авиационного топлива в соответствующем органе регулирования.

1.2. Обратиться в соответствующий орган регулирования за утверждением тарифа на услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и услуги по хранению авиационного топлива в течении трех месяцев с момента получения настоящего предписания.

2. ООО «Топливо – заправочный комплекс Омск (Центральный)» информировать Омское УФАС России об исполнении предписания в пятидневный срок с момента исполнения настоящего предписания.
 

Председатель комиссии                                                                 (подпись, ф.и.о.)
 

Члены комиссии                                                                              (подписи, ф.и.о.)
 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня  выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны