Предупреждение б/н Предупреждение № 04/65-14 о прекращении действий (бездейств... от 18 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е  №  04/65-14

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения

антимонопольного законодательства

 

15 декабря 2014 года                                                                                          
г. Омск                                                               

В Омское УФАС России 03.12.2014 г. поступило заявление гражданина (В…), которым обжалованы действия ОАО «Омскгоргаз» по факту навязывания невыгодных условий договора на подключение к сетям газораспределения.

В процессе рассмотрения заявления установлено следующее.

Письмом от 26.09.2014 г. № 11/3268 ОКС ОАО «Омскгоргаз» направило в адрес (В…) для подписания два экземпляра проекта договора № окс 04р-73 от 26.09.2014 г. (далее - договор № окс 04р-73) на  право подключения («Опцион») к газопроводу в отключающее устройство на границе земельного участка, местоположение которого установлено относительно жилого дома, расположенного по адресу: г. Омск, (…).

При рассмотрении полученного проекта договора (В…) не согласился с отдельными условиями, предусмотренными пунктами 1.2.4, 3.4, 5.1, 5.4, 5.6, 5.7, в связи с чем к проекту договора составил протокол разногоасий.

Один экземпляр подписанного проекта договора и два экземпляра протокола разногласий к договору (В...) представил в канцелярию ОАО «Омскгоргаз (вх. № 15/6285 ОТ 21.10.2014 г.).

Письмом от 17.11.2014 г. № 113804-ОКС ОАО «Омскгоргаз» направило в адрес (В...) подписанный протокол разногласий с протоколом согласования разногласий к договору № окс 04р-73, в котором пункты 1.2.4, 3.4, 5.6, 5.7 оставило в первоначальной редакции проекта договора.

(В...) обжаловал протокол согласования разногласий в Омское УФАС России, считая, что условия пунктов 1.2.4, 3.4, 5.6, 5.7 в редакции ОАО «Омскгоргаз» являются невыгодными для него, а протоколом согласования разногласий ОАО «Омскгоргаз» навязывает такие невыгодные условия.

В соответствии с пунктом 104 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 г. № 1314 (далее – Правила № 1314) запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены настоящими Правилами.

Согласно пункту 80 Правил № 1314 при отклонении исполнителем предложений по корректировке проекта договора о подключении заявитель вправе передать на рассмотрение суда и (или) Федеральной антимонопольной службы разногласия, возникшие при заключении договора о подключении.

При рассмотрении разногласий, которые возникли между (В…) и ОАО «Омскгоргаз» по  пунктам 1.2.4, 3.4, 5.6, 5.7 проекта договора № окс 04р-73, Омское УФАС России пришло к следующим выводам.

Согласно статьи 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 83 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 г. № 1314 (далее – Правила № 1314) договор о подключении должен содержать существенные условия, в числе которых предусмотрен размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения, а также порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение.

 Согласно пункту 26(22) Правил № 1314 плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей), устанавливается в размере не менее 20 тыс. рублей и не более 50 тыс. рублей при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии до точки подключения, составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов.

Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину утверждены приказом ФСТ России от 28.04.2014 № 101-э/3, который вступил в силу 22.06.2014 г. (далее – Методические указания № 101-э/3).

В соответствии с Методическими указаниями № 101-э/3 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной календарный год устанавливают для каждой газораспределительной организации, к газораспределительным сетям которой планируется подключение новых потребителей газа, плату за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования не позднее 31 декабря года, предшествующего очередному году.

По информации РЭК Омской области тариф на подключение к сетям газораспределения ОАО «Омскгоргаз» на 2014 год не установлен.

Пункт 1.2.4  проекта договора № окс 04р-73 предусматривает цену подключения (Опциона) в размере 99560 руб., которую ОАО «Омскгоргаз» установило самостоятельно, что содержит признаки нарушения порядка ценообразования, предусмотренные пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Кроме того, оспоренный заявителем пункт 3.4 проекта договора № окс 04р-73, предусматривающий обязанность потребителя по добровольному устранению ущерба, причиненного имуществу ОАО «Омскгоргаз», противоречит пункту 39 Правил № 1314, который предусматривает, что заявитель несет имущественную и эксплуатационную ответственность в границах земельного участка, исполнитель несет балансовую и эксплуатационную ответственность до границ земельного участка.

В части размера неустойки, за неисполнение обязательств по договору подпунктом «и» пункта 83 Правил № 1314 предусмотрена обязанность каждой стороны при нарушении ею сроков исполнения обязательств уплатить другой стороне в течение 10 рабочих дней со дня наступления просрочки неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на день заключения договора о подключении, и платы за технологическое присоединение по договору о подключении за каждый день просрочки, если договором о подключении не предусмотрен больший размер неустойки.

Из протокола разногласий следует, что (В...) не согласился с условиями пунктов 5.6 и 5.7 проекта договора, предусматривающих пени в размере 0,1%, что значительно превышает размер законной неустойки.

Следовательно, в таком случае у ОАО «Омскгоргаз» отсутствуют правовые основания для навязывания (В...) пени в размере 0,1%.

Таким образом, по результатам рассмотрения заявления (В...) от 03.12.2014 г.  установлено, что в действиях ОАО «Омскгоргаз» усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

С учетом сложившейся судебной практики подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения не образует самостоятельного рынка услуг, а является составной частью процесса предоставления  услуг по транспортированию и распределению газообразного топлива по газораспределительным сетям среди потребителей, поскольку услуги по подключению к сетям газораспределения оказываются непосредственно с целью последующей транспортировки газа потребителям, и самостоятельного значения вне указанной цели не имеют.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» оказание услуг по транспортировке газа по трубопроводам отнесено к числу сфер деятельности субъектов естественной монополии, следовательно, в силу указанного Закона ОАО «Омскгоргаз»  является субъектом естественной монополии на рынке услуг по транспортированию и распределению газообразного топлива по распределительным сетям газоснабжения среди потребителей.

В силу  части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

По результатам рассмотрения заявления (В...) от 03.12.2014 г.  Омским УФАС России в действиях ОАО «Омскгоргаз»  установлены признаки нарушения, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в навязывании (В...) условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

  На основании изложенного, в соответствии со статьей  39.1 Федерального закона от 26.07.2006    № 135-ФЗ «О защите  конкуренции» Омское УФАС России  

предупреждает

ОАО «Омскгоргаз» о необходимости прекращения указанных выше действий, нарушающих положения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», для чего следует в течении 10 дней со дня получения предупреждения устранить допущенное нарушение.

О  выполнении  настоящего предупреждения ОАО «Омскгоргаз» необходимо  сообщить  в  Омское УФАС России в   течение  трех  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения.

 

 

И.о. руководителя управления                                                                  В.А. Кабаненко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны