Решение б/н - от 27 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/07/3-760/2022

о признании жалобы обоснованной

 

27.09.2022                                                                                                                г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО Торговый Дом «Тюменская Шинная Компания» (далее - ООО ТД «ТШК», Заявитель, Общество) на действия Государственного предприятия Омской области «Таврическое дорожное ремонтно-строительное управление» (далее – ГП Омской области «Таврическое ДРСУ», Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме «Поставка автомобильных шин (для сельскохозяйственной техники)» (извещение № 32211674392 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – запрос котировок, закупка).

при участии представителя Заявителя посредством системы видеоконференц-связи: <...> (доверенность № б/н от 20.09.2022, личность удостоверена паспортом);

при участии представителя Заказчика посредством системы видеоконференц-связи: <...> (доверенность № 560 от 23.09.2022, личность удостоверена паспортом);

 

УСТАНОВИЛА:

 

            1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 20.09.2022
 № 9245э) на действия
ГП Омской области «Таврическое ДРСУ», который полагает, что Заказчиком при проведении закупки нарушены положения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее–Закон о закупках).

По мнению Заявителя, Заказчик необоснованно принял решение, что предложенная начальная цена договора Заявителя указана без учета НДС, хотя подано предложение с НДС.

Единым критерием оценки заявок на участие в закупке является цена участника с учетом всех налогов, сборов прочих расходов в соответствии с законодательством Российской Федерации. ООО ТД «ТШК» применяет общую систему налогообложения, следовательно, является плательщиком НДС. В заявке, выполненной по предложенной форме Заказчика, отчетливо видно, что цена за единицу предложенного товара, а также его суммарная стоимость прописана с учетом НДС.

Комиссия по закупкам Заказчика при оценке заявок произвела вычет 20% от предложенной цены других участников закупки, тем самым, поставив заявку ООО ТД «ТШК» на третью позицию.

Заказчик признал победителем ООО «Стройторг», ценовое предложение которого значительно выше, чем ценовое предложение ООО ТД «ТШК».

На основании изложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 21.09.2022 № 05-7503 Заказчиком представлены возражения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также надлежащим образом заверенные копии запрашиваемых документов.

На заседании Комиссии 27.09.2022 представитель Заказчика с доводами жалобы Заявителя не согласилась, высказалась согласно возражениям, представленным в материалы настоящего дела (вх. от 26.09.2022 № 9514), отметив следующее.

Согласно пункту 13.1. закупочной документации при подаче ценовых предложений участниками, имеющими право применять налоговый вычет НДС в отношении приобретаемых товаров (работ, услуг), в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений используются цены предложений участников без учета НДС. В иных случаях в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений участников с учетом всех налогов, сборов и прочих расходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На участие в данной закупке поступило 3 заявки, а именно:

- ООО «Агро машенери рус» с ценой предложения с НДС: 1 245 456,00 руб., без НДС: 1 037 880. Участник №1 предложил цену договора, как с учетом НДС, так и без НДС;

- ООО ТД «ТШК» с ценой предложения с НДС: 1 121 500,00 руб., без НДС: 1 121 500. Участник № 2 предложил цену договора, как с учетом НДС, так и без НДС, но цена договора указана одинаковая;

 - ООО «Стройторг» с ценой предложения с НДС:1 242 040,00 руб., без НДС: 1 035 033,3. Участник № 3 предложил цену договора, как с учетом НДС, так и без НДС.

Закупочная комиссия по итогам рассмотрения поданных заявок пришла к выводу, что ООО ТД «ТШК» подало ценовое предложение без учета НДС и в конечном итоге признала победителем  ООО «Стройторг»  с начальной ценой договора: 1 035 033,33 руб. без НДС.

Заказчик считает, что Заявитель ввел его в заблуждение, что не является плательщиком НДС, тем самым, это повлияло на принятие решения не в пользу Заявителя.

На основании изложенного, Заказчик просит признать жалобу необоснованной.

3. Из представленных материалов и информации следует, что 07.09.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ГП Омской области «Таврическое ДРСУ» размещено извещение о проведении запроса котировок.

Согласно извещению № 32211674392 дата начала и окончания срока подачи заявок: с 07.09.2022 по 15.09.2022. Дата рассмотрения предложений (заявок) и подведения итогов 16.09.2022.
Начальная (максимальная) цена договора составляет: 1 290 080 руб., в том числе НДС (20%). Цена договора включает в себя все расходы поставщика на выполнение договора, в том числе расходы на перевозку, ГСМ, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, затраты на доставку, оплату труда персонала, накладные расходы, сборов и иных платежей, выплаченных или подлежащих выплате при исполнении договора или в связи с ними, в том числе НДС (если поставщик является плательщиком НДС).

В соответствии с протоколом подведения итогов № 32211674392 от 16.09.2022 на участие в запросе котировок поступило 3 заявки, которые признаны соответствующими требованиям закупочной документации и допущены к участию в запросе котировок. По результатам оценки заявок закупочная комиссия Заказчика распределила места следующим образом:

            1 место - ООО «Стройторг»; 

            2 место - ООО «Агро машенери рус»;

            3 место - ООО ТД «ТШК».

Уведомлением Омского УФАС России от 21.09.2022 № 05-7503 закупка приостановлена.

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Заказчиком документы, Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная процедура представляет собой совокупность действий заказчика, направленных на определение в порядке, установленном в положении о закупке, контрагента, с которым в последующем может быть заключен договор на лучших для заказчика условиях с точки зрения цены, качества и надежности закупаемых товаров (работ, услуг).

Согласно части 1 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном названной статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 Закона о закупках.  

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

Частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с Законом о закупке и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

В силу части 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях Закона о закупках понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

В соответствии с частью 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора (пункт 5).

Согласно пункту 7 части 3 статьи 47 Положения о закупке товаров, работ и услуг ГП Омской области «Таврическое ДРСУ» извещение о проведении запроса котировок в электронной форме должно содержать порядок подведения итогов конкурентной закупки (этапов конкурентной закупки). 

Так, Заказчиком установлено в подпункте 13 пункта 29 извещения о проведении запроса котировок установлено, что заявка на участие в закупке должна содержать предложение о цене договора (единицы товара, работы, услуги).

В подпункте 13.1 пункта 29 извещения о проведении запроса котировок установлено, что при подаче ценовых предложений участником, участниками, имеющими право применять налоговый вычет НДС в отношении приобретаемых товаров (работ, услуг), в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений используются цены предложений участников без учета НДС. В иных случаях в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений участников с учетом всех налогов, сборов и прочих расходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комиссия относительно указанного порядка оценки ценовых предложений считает важным отметить следующее.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При проведении запроса котировок победитель определяется путем сравнения поступивших ценовых предложений и выигравшим признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора.

При этом заказчик не имеет правовых оснований производить какие-либо вычеты из ценовых предложений, применять иные особенности оценки и сопоставления заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков.

Таким образом, с лицом, выигравшим торги, заключается договор по цене, предложенной таким участником на условиях, указанных в заявке победителя, документации о закупке. При этом, требования, предъявляемые к участникам закупочной процедуры, применяются в равной степени ко всем участникам закупки и не могут содержать положения, обязывающие победителя закупки заключить договор по результатам закупки по цене меньшей, чем предложена в ходе проведения закупки.

В Законе о закупках отсутствуют нормы о возможности при осуществлении оценки заявок участников закупочной процедуры применения единого базиса оценки цены предложенной участником без учета НДС. Таким образом, оценка цены договора, заключаемого по результатам закупки, должна осуществляться в соответствии с ценой, предложенной в заявке участника.

 В связи с чем, установленный в подпункте 13.1 пункта 29 извещения о проведении запроса котировок порядок оценки ценовых предложений участников закупки противоречит основным положениям Закона о закупках.  

Из представленной в материалы дела котировочной заявки на участие  закупке ООО ТД «ТШК» Комиссией установлено, что Заявителем предложено осуществить поставку товара на сумму предложения: 1 121 500,00 руб. При этом в заявке (в столбцах 5, 6 таблицы) Заявитель указывает стоимость за единицу товара с НДС, стоимость всего товара  также с НДС, при суммировании которой цена договора, предложенная Заявителем, составляет 1 121 500,00 руб. с НДС.  

Аналогичным образом оформлены заявки с ценовыми предложениями другими участниками запроса котировок.

Так, согласно котировочной заявке ООО «Агро машенери рус» им предложена цена договора 1 245 456,00 руб. с НДС.

Согласно котировочной заявке ООО «Стройторг» им предложена цена договора 1 242 040,00 руб. с НДС.

Из указанного следует, что котировочная заявка ООО ТД «ТШК» содержит наиболее низкую цену договора.

Вместе с тем, из протокола подведения итогов  от 16.09.2022 следует, что закупочной комиссией Заказчика без правовых оснований из ценовых предложений участников закупки ООО «Стройторг» и ООО «Агро машенери рус» при оценке их заявок произведен вычет НДС, в результате такой оценки победителем признано ООО «Стройторг» (цена без НДС 1 035 033,33). При этом договор будет с ним заключаться по цене, предложенной в заявке - 1 245 456,00 руб. с НДС. 

Такая оценка не соответствует основным положениям Закона о закупках о том, что победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора, и приводит к нарушению Заказчиком части 20 статьи 3.2 Закона о закупках.

Таким образом, учитывая, что Заявителем предложена самая низкая цена договора, Обществу  неправомерно присвоено 3 место, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода Заявителя, что ГП Омской области «Таврическое ДРСУ» неправомерно определен победитель запроса котировок.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Учитывая выявленное в действиях ГП Омской области «Таврическое ДРСУ» нарушение при проведении запроса котировок, выразившееся в нарушении порядка оценки заявок на участие в закупке, Комиссия считает необходимым, в соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание.

 Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия.

 

РЕШИЛА:

 

        1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью Торговый Дом «Тюменская Шинная Компания» (ИНН 7203375054, ОГРН  1167232057530, юридический адрес: 625017, Тюменская область, город Тюмень, улица ул. Авторемонтная, д. 49, оф. 105)  на действия Государственного предприятия Омской области «Таврическое дорожное ремонтно-строительное управление» (ИНН 5534009721, ОГРН 1025501992801, юридический адрес: 646800, Омская область, Таврический район, р.п. Таврическое, переулок Дорожный,1) при проведении запроса котировок в электронной форме «Поставка автомобильных шин (для сельскохозяйственной техники)» (извещение № 32211674392);
            2. Выдать ГП Омской области «Таврическое ДРСУ» предписание об устранении
указанных в настоящем решении нарушений. 

 

 

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                     <...>

               

Члены Комиссии                                                                                                                 <...>

 

                                                                                                                                              <...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны