Решение №055/10/18.1-101/2022 о признании жалобы обоснованной от 3 марта 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение №  055/10/18.1-101/2022

о признании жалобы обоснованной

 

03.03.2022                                                                                                                             г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «Союз ритуальных организаций «Наследие» (далее – ООО «СРО «Наследие», Заявитель) на действия Администрации Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (далее – Администрация, Организатор торгов) при проведении аукциона по предоставлению права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, назначенного на 14.02.2022 (постановление Администрации от 10.01.2022 № 1) (далее – аукцион, торги),

при участии представителя ООО «СРО «Наследие» посредством системы средств видеоконференцсвязи  – <...> (доверенность от 15.12.2021 б/н, личность удостоверена паспортом),

при участии представителя Администрации посредством системы средств видеоконференцсвязи – главы Администрации <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 21.02.2022 № 1714), который полагает, что аукцион проведен с нарушением Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 (далее – Правила).

Так, согласно листу предварительной регистрации участников порядковые номера участников аукциона присвоены следующим образом: № 001 – ИП <...>, № 002 – ИП <...>, № 003 – ООО «СРО «Наследие». Однако, таблички с номерами участников аукциона выданы были в ином порядке, в результате чего победителем стал участник аукциона № 003 – ИП <...>.

Кроме того, ООО «СРО «Наследие», ознакомившись с заявкой <...> и прилагаемыми к ней документами, считает, что ИП <...> не мог быть допущен Организатором торгов к аукциону ввиду того, что им были предоставлены документы не в полном объеме и в ненадлежащем виде. В заявке ИП <...> в нарушение пункта 121 Правил отсутствует заявление об отсутствии решения арбитражного суда о признании заявителя – юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства, об отсутствии решения о приостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также в заявке ИП <...> имеется справка № 6873, подтверждающая отсутствие задолженности ИП <...> по уплате налогов, которая никем не заверена и не подписана. По мнению ООО «СРО «Наследие», указанная справка не соответствует требованиям документации. ИП <...> внесен задаток не в полном объеме, что является основанием для не допуска к аукциону.

Помимо прочего, при проведении аукциона присутствовало всего два члена комиссии.

На основании вышеизложенного, Заявитель просит проверить законность решений аукционной комиссии Организатора торгов при проведении аукциона и в случае нарушения действующего законодательства принять меры реагирования в пределах полномочий антимонопольного органа.

На заседании Комиссии 03.03.2022 представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе ООО «Наследие» (вх. Омского УФАС России от 21.02.2022 № 1714).

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 24.02.2022 № 05-1274 Администрацией представлены пояснения относительно фактов, изложенных в жалобе ООО «СРО «Наследие», а также копии запрашиваемых документов (вх. Омского УФАС России от 03.03.2022 № 2155).

В письменных пояснениях Администрация указывает, что аукцион проведен в соответствии с постановлением Администрации от 25.08.2016 № 73-п «Об утверждении порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области», документацией о проведении аукциона, утвержденной постановлением Администрации от 10.01.2022 № 1.

Регистрация поступивших заявок на участие в аукционе осуществлялась согласно утвержденной документации. Все поступившие заявки регистрировались в журнале регистрации поступивших заявок на участие в аукционах, торгах, конкурсах, проводимых Администрацией, а именно: ИП <...> присвоен регистрационный номер 001 (заявка поступила 08.02.2022 в 11:50), ООО «СРО «Наследие» присвоен регистрационный номер 002 (заявка поступила 10.02.2022 в 13:55), ИП <...> присвоен регистрационный номер 003 (заявка поступила 10.02.2022 в 15:22).

В день проведения аукциона Организатором торгов производилась регистрация явившихся участников аукциона путем оформления листа предварительной регистрации участников. Так, согласно листу предварительной регистрации участников ИП <...> был зарегистрирован первым (№ 001), ИП <...> – второй (№ 002), ООО «СРО «Наследие» – третьим (№ 003).

Таблички участников аукциона присваивались участникам согласно номерам регистрации их поступивших заявок, а не регистрации в листе предварительной регистрации.

Справка № 6873 об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подтверждающая отсутствие задолженности ИП <...>, действительно, не имеет подписи и печати органа его выдавшего, но таких требований Организатором торгов не предъявлялось.

Требования о необходимости приложения к заявке заявления об отсутствии решения арбитражного суда и признании заявителя – юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства, об отсутствии решения о приостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Организатором торгов не предъявлялось.

В заявке, поступившей от ИП <...>., приложены чеки-ордеры ПАО Сбербанк Омского отделения 8634/272 от 24.01.2022 на сумму 11 225 руб. и от 11.02.2022 на сумму 0,12 руб. Общая сумма составила 11 225,12 руб., что соответствует требованиям документации о проведении аукциона.

При проведении аукциона присутствовали <...> – председатель аукционной комиссии по проведению аукционов на право заключения договоров по размещению нестационарных торговых объектов на территории Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области и <...> – заместитель председателя аукционной комиссии по проведению аукционов на право заключения договоров по размещению нестационарных торговых объектов на территории Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, что, по мнению Администрации, не является грубым нарушением.

На заседании Комиссии 03.03.2022 представитель Организатора торгов поддержал позицию, изложенную в письменных пояснениях Администрации (вх. Омского УФАС России от 03.03.2022 № 2155э).

3. Из представленных материалов, Комиссией установлено, что 12.01.2022 в газете «Ключевской муниципальный вестник» было опубликовано извещение о проведении аукциона по предоставлению права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (постановление Администрации от 10.01.2022 № 1), а также документация о проведении аукциона (№ 1 (228)).

Согласно извещению, документации о проведении аукциона прием заявок на участие в торгах осуществлялся Организатором торгов с 09 час. 00 мин. 13.01.2022 до 09 час. 00 11.02.2022. Дата и время рассмотрения заявок на участие в торгах – 11.02.2022 (10 час. 00 мин.). Дата и время проведения аукциона – 10 час. 00 мин. 14.02.2022.

Начальная (минимальная) цена договора – 56 125,58 руб.

Согласно протоколу № 1 рассмотрения заявок на участие в аукционе от 11.02.2022  на участие в торгах поступило 3 заявки, которые допущены к участию в аукционе.

Согласно протоколу № 2 результатов аукциона от 14.02.2022 на процедуре проведения аукциона присутствовало 3 участника. Последнее предложение о размере платы за размещение нестационарного объекта сделано ИП <...> (регистрационный номер карточки 003) и составило 653 675,36 руб. Предпоследнее предложение о размере платы за размещение нестационарного торгового объекта сделано ИП <...> и составило 650 675,36 руб. Победителем аукциона признана ИП <...>.

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом  от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

10.01.2022 Администрацией было принято постановление № 1 «О проведении открытого аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» (далее – Постановление от 10.01.2022 № 1).

Согласно приложению к Постановлению от 10.01.2022 № 1 на аукцион выставлен лот № 1 – павильон площадью 70 кв.м., специализация объекта – продажа непродовольственных товаров, местоположение – в границах Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в 2200 м. по направлению на юго-запад относительно ОКС по адресу: Омская область, Омский район, с. Харино,  ул. Кольцевая.

Довод Заявителя о проведении указанного аукциона с нарушением Правил Комиссией отклоняется ввиду следующего.

Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 установлены правила проведения торгов на право заключения договоров, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указанный в части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

Учитывая изложенное, правоотношения сторон по размещению на территории муниципального образования нестационарных торговых объектов (далее – НТО) не подлежат регулированию, установленному Законом о защите конкуренции, приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67.

Размещение НТО осуществляется по правилам, предусмотренным специальными федеральными законами, которыми устанавливаются соответствующие юридические основания для размещения таких объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле).

Статьей 10 Закона о торговле установлено, что размещение НТО осуществляется только на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со схемой размещения НТО.

Схема размещения НТО, Порядок размещения НТО, утверждены постановлением Администрации от 25.08.2016 № 73-п.

Порядок размещения НТО, утвержденный постановлением Администрации от 25.08.2016 № 73-п (далее – Порядок размещения НТО), определяет процедуру размещения нестационарных торговых объектов на территории Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области без формирования земельных участков.

Согласно пункту 5 Порядка размещения НТО право на заключение договора на размещение НТО, указанного в схеме размещения НТО, определяется по результатам торгов, проводимых в форме аукциона.

Из положений пункта 3.1 документации о проведении аукциона следует, что заявка подается в срок и по форме, которые установлены документацией о проведении аукциона. Подача заявки на участие в аукционе является акцептом оферты в соответствии со статьей 438 Гражданского кодекса Российской Федерации (подпункт 3.1.1).

Для участия в аукционе претендент предоставляет организатору аукциона лично или через своего полномочного представителя в установленный в извещении о проведении аукциона срок заявку. Подача заявки на участие в аукционе означает согласие претендента с условиями аукциона и принятие им обязательств о соблюдении его условий (подпункт 3.1.2).

Заявка на участие в аукционе должна содержать, в том числе:

– справку налогового органа по месту регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, полученная не ранее чем за 30 дней до даты публикации извещения о проведении аукциона;

– платежный документ с отметкой банка, подтверждающий внесение задатка в установленном размере на указанный в документации о проведении аукциона лицевой счет организатора аукциона.

В соответствии с подпунктом 3.2.1 пункта 3.2 документации о проведении аукциона заявитель не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе по основаниям, предусмотренным подпунктом 2.2.2 пункта 2.2 документации о проведении аукциона.

Согласно подпункту 2.2.2 пункта 2.2 документации о проведении аукциона заявитель не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе по следующим основаниям:

а) заявка подана лицом, участие в аукционе которого не допускается действующим законодательством Российской Федерации;

б) не подтверждено поступление задатка, указанный в извещении;

в) несоответствие представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации и перечню, опубликованному в информационном сообщении о проведении аукциона;

г) наличие задолженности перед бюджетами системы Российской Федерации по налоговым платежам и сборам.

Отказ в допуске к участию в аукционе по иным основаниям, кроме указанных в подпункте 2.2.2 пункта 2.2 документации о проведении аукциона оснований, не допускается.

Комиссией установлено, что 08.02.2022 в 11:50 поступила заявка ИП <...> на участие в аукционе. К заявке ИП <...> были приложены следующие документы:

– чек-ордер от 11.02.2022 с отметкой банка на сумму 0,12 руб.;

– чек-ордер от 24.01.2022 без отметки банка на сумму 11 225 руб.;

– справка № 6873 об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (далее – справка № 6873);

– лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

– платежное поручение № 23570 от 25.01.2022.

Необходимо отметить, что в справке № 6873 указано, что ИП <...> по состоянию на 21.01.2022 года не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Указанная справка № 6873 составлена по форме, утвержденной приказом ФНС России от 20.01.2017 № ММВ-7-8/20@.

В приложении № 2 к приказу ФНС России от 20.01.2017 № ММВ-7-8/20@ указано, что справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов:

– выданная на бумажном носителе подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и заверяется печатью,

– формируемая в электронной форме подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать выдавший налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).

Вместе с тем, справка № 6873, представленная в составе заявки ИП <...>, не содержит подписи руководителя налогового органа, печати, электронной подписи, позволяющей идентифицировать выдавший налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), соответственно, ее нельзя считать надлежащим документом, подтверждающим исполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, в связи с чем, заявка ИП <...> на основании подпункта 2.2.2 пункта 2.2 документации о проведении аукциона подлежала отклонению.

Также Комиссия считает необходимым отметить, что в составе заявки ИП <...> представлено два чек-ордера, по одному из которых операция по переводу денежных средств в размере 0,12 руб. на расчетный счет Организатора торгов произведена 11.02.2022. Документов, свидетельствующих о том, что все денежные средства (задаток на участие в аукционе), необходимые для участия в аукционе, поступили на расчетный счет Организатора торгов в установленный документацией о проведении аукциона срок, не представлено.

Кроме того, Комиссией установлено, что в нарушение пунктов 2.1, 3.2, 4.2 Положения об аукционной комиссии по проведению аукционов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, утвержденного постановлением Администрации от 25.08.2016 № 76-п, при проведении аукциона присутствовало всего два члена комиссии, что делает ее неправомочной на осуществление своих функций.

Указанные нарушения свидетельствуют о нарушении порядка организации и проведения торгов, что содержит в себе признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод Заявителя о различных порядковых номерах, присвоенных при регистрации участников аукциона и непосредственном проведении аукциона (нумерованных карточках участников аукциона), не свидетельствует, по мнению Комиссии, о нарушении процедуры организации и проведения торгов, поскольку:

– порядок проведения торгов, содержащийся в документации о проведении аукциона, не содержит каких-либо положений об идентичности порядковых номеров, присвоенных при регистрации участников аукциона, и нумерованных карточек участников аукциона;

– данное обстоятельство не повлияло на порядок определения победителя торгов (победителем признан участник, предложивший наиболее высокую цену).

В соответствии с пунктом 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «Союз ритуальных организаций «Наследие» на действия Администрации Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области при проведении аукциона по предоставлению права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, назначенного на 14.02.2022 (постановление Администрации от 10.01.2022 № 1).

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 24.02.2022 № 05-1274.

3. Выдать Администрации Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области предписание об аннулировании аукциона по предоставлению права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, назначенного на 14.02.2022 (постановление Администрации от 10.01.2022 № 1).

4. Передать материалы дела № 055/07/3-101/2022 уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                   <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны