Решение б/н решение по делу от 14 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 055/05/18-963/2022

14 декабря 2022 года                                                   город Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее также – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – (…)

члены Комиссии: (…)

рассмотрев материалы дела № 055/05/18-963/2022 по факту распространения индивидуальным предпринимателем (…) рекламы, нарушающей требований частей 1 и 2 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие заявителя и ИП (…),  извещенных надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

 В адрес Омского УФАС России поступило обращение гражданина по факту распространения рекламы по сетям электросвязи посредством осуществления 25.10.2022 в 16:34 часов (время омское) абонентом +(…) телефонного звонка на абонентский номер +(…).

В качестве доказательства распространения рекламы заявителем приложена аудиозапись следующего содержания:

-Здравствуйте…

-Для вас есть уникальная возможность получить кредитную карту от Альфа-банка, сто дней без процентов на выгодных условиях. Для соединения с менеджером нажмите один. Если у вас уже есть данная карта, нажмите семь, для отказа просто завершите звонок.

По мнению заявителя, вышеуказанная реклама распространялась без его предварительного согласия на её получение.

Факт поступления телефонного звонка с абонентского номера +(…)  на абонентский номер +(…) подтвержден оператором связи заявителя посредством представленной в адрес Омского УФАС России детализацией входящих телефонных звонков.

В соответствии с информацией, размещенной на сайте https://www.niir.ru, абонентский номер +(…) принадлежит ресурсу нумерации, закрепленному за оператором связи ПАО (…)

Оператором связи представлена информация о том, что в соответствии с договором от 06.09.2021 № 811931566 абонентский номер +(…) принадлежит ИП (…)

Определением от 21.11.2022 Омским УФАС России в отношении ИП (…) возбуждено дело № 055/05/18-963/2022 по факту нарушения частей 1 и 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», заседание Комиссии назначено на 14.12.2022 в 15:00 часов.

О дате и времени заседания Комиссии ИП (…) уведомлен надлежащим образом, не явился, ходатайств, заявлений не направил.

Рассмотрев имеющиеся материалы дела, Комиссия установила следующее.

Факт поступления телефонного звонка зафиксирован, подтвержден материалами дела, ИП (…) не оспаривается.

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» установлены понятия:

- электросвязь - любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам;

- абонент - это пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

Рассматриваемая информация, доведенная до сведения заявителя (абонента +(…), является рекламой, поскольку отвечает всем квалифицирующим признакам:

- распространена в форме телефонного звонка по сетям электросвязи посредством использования подвижной радиотелефонной связи;

- адресована неопределенному кругу лиц (исходя из содержания рекламы, невозможно определить заранее, какие конкретно лица будут выступать в качестве получателя данной информации, не обращена к конкретному потребителю, из текста беседы не следует, что она были адресованы каким-либо определенным лицам);

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - кредитной карте АО «Альфа-Банк».

Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом именно на рекламораспространителя возложена обязанность доказать наличие согласия абонента на получение рекламы, и именно он несет ответственность за распространение ненадлежащей рекламы (часть 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе»).

Законодательство Российской Федерации о рекламе относительно обязанности распространителя предварительно получить согласие абонента на распространение в его адрес рекламных материалов, в первую очередь, направлено на защиту абонентов от получения нежелательной рекламы.

В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

При обращении в Омское УФАС России заявитель сообщил об отсутствии его согласия на получение рассматриваемой рекламы.

Документы, подтверждающие согласие со стороны заявителя на получение спорной рекламы в материалы дела, не представлены.

Кроме того, анализ записи телефонного разговора позволяет сделать вывод о том, что распространение рекламы осуществлялось с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека, поскольку автоинформатором, «голосовым роботом» (с помощью специального программного обеспечения) озвучивался заранее записанный аудиофрагмент с предложением в итоге нажать кнопки на телефоне для получения одного из трех определенных заранее результатов: «для соединения с менеджером нажмите один. Если у вас уже есть данная карта, нажмите семь, для отказа просто завершите звонок».

В силу части 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Исходя из определения, данного в пункте 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ИП (…) является рекламораспространителем.

Ответственность за нарушение требований частей 1 и 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении ИП (…) требований частей 1 и 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы по сетям электросвязи посредством осуществления телефонного звонка на абонентский номер заявителя +(…).

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения реализации права потребителя на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства о рекламе.

В силу пункта 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Вместе с тем, принимая во внимание тот факт, что в распространение рекламы носило разовый характер, отсутствие заявлений со стороны заявителя, Комиссией принято решение об отсутствии необходимости в выдаче ИП (…) предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия ИП (…), выразившиеся в распространении 25.10.2022 рекламы по сетям электросвязи посредством осуществления телефонного звонка на абонентский номер +7(…), нарушающими требования частей 1 и 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ИП (…) не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу антимонопольного органа для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 15.12.2022.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны