Решение б/н - от 4 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение № 055/07/3-793/2022

о признании жалобы необоснованной

 

04.10.2022                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу ООО «ПАРИТЕТ» (далее – Заявитель, Общество) на действия ОАО «Омский аэропорт» (далее также Заказчик, Ответчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 063 на право заключения договора оказания комплекса услуг по уборке объектов ОАО «Омский аэропорт» (извещение № 32211626619 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – запрос предложений, закупка),

при участии представителя Заявителя посредством системы видеоконференцсвязи: Ибраева В.В. (доверенность от 07.09.2022 № 1, личность удостоверена паспортом);

при участии представителя Ответчика: Стоговой Ю.В. (доверенность № 46 от 28.04.2021, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба ООО «ПАРИТЕТ» (вх. от 28.09.2022 № 9631э), который полагает, что Заказчиком нарушен порядок оценки заявки Заявителя на участие в закупке по критерию «опыт оказания услуг». В обоснование своей позиции Общество указывает следующее.

Предоставленная Обществом заявка на участие в закупке соответствовала форме и всем требованиям, установленным документацией о запросе предложений, и не содержала недостоверных сведений, в том числе в отношении опыта оказанных услуг, все представленные документы соответствовали требованиям к подтверждающим опыт документам.

Вместе с тем, Заявителю закупочной комиссией Заказчика при оценке и сопоставлении заявок было присвоено 0 баллов по подкритерию «Опыт оказания услуг, являющихся предметом запроса предложений,  за период 2020-2021 гг., выраженный в общей стоимости оказанных участником закупки услуг, являющихся предметом закупки, по заключенным в указанном периоде договорам» критерия «Квалификация участника закупки».

Согласно пункту 1 документации о запросе предложений предметом закупки является оказание комплекса услуг по уборке объектов Заказчика. Предметом всех указанных Заявителем договоров являлось оказание услуг по предмету закупки, а именно оказание комплекса услуг по уборке объектов Заказчика.

При этом Заявитель в форме 4 указал только стоимость оказанных услуг, являющихся предметом заключенного договора и запроса предложений за период 2020-2021 гг., в силу чего, иная информация не подлежала внесению в заявку участника.

В связи с чем, Заказчик необоснованно не присвоил баллы по критерию «опыт оказания услуг» заявке Заявителя.

На основании изложенного, Общество просит приостановить проведение запроса предложений, признать жалобу обоснованной, действия Заказчика, нарушившими требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 29.09.2022 № 05-7675 ОАО «Омский аэропорт» представлены возражения относительно довод, изложенных в жалобе Заявителя, а также копии запрашиваемых документов.

На заседании Комиссии 04.10.2022 представитель Ответчика с доводами жалобы Общества не согласилась, высказалась согласно возражениям, представленным в материалы настоящего дела, отметив следующее.

ООО «Паритет» во второй части заявки на участие в запросе предложений предоставило справку от 25.08.2022 г., содержащую сведения о четырех договорах, приложив к ней копии данных договоров с приложениями.

Из представленных Заявителем договоров установлено, что их предметом являются одновременно услуги по предмету закупки и услуги не по предмету закупки.

В связи с чем, ОАО «Омский аэропорт» считает, что заявке ООО «ПАРИТЕТ» по показателю «Опыт оказания услуг, являющихся предметом запроса предложений,  за период 2020-2021 гг., выраженный в общей стоимости оказанных участником закупки услуг, являющихся предметом закупки, по заключенным в указанном периоде договорам» критерия «Квалификация участника закупки» правомерно было присвоено 0 баллов.  

На основании изложенного, Ответчик просит признать жалобу необоснованной.

3. Из представленных материалов и информации следует, что 17.08.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ОАО «Омский аэропорт» размещено извещение о проведении запроса предложений и закупочная документация.

Согласно извещению № 32211626619 предмет закупки является: оказание комплекса услуг по уборке объектов Заказчика. 

Согласно извещению № 32211626619 дата начала и окончания срока подачи заявок:
с 18.08.2022 по 26.08.2022.

Дата рассмотрения первых частей заявок – 29.08.2022. Дата рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов запроса предложений – 31.08.2022.

Начальная (максимальная) цена договора: 8 391 020 руб., в том числе НДС.

Из протокола № 063-1 рассмотрения первых частей заявок на участие в запросе предложений от 29.08.2022 следует, что на участие в закупке поступило 8 заявок, по результатам рассмотрения которых, первые части заявок 7 участников допущены к участию в запросе предложений.

Согласно протоколу № 063-3 от 27.09.2022 по результатам рассмотрения вторых частей заявок все участники были допущены к участию в запросе предложений. Победителем закупки признан ИП Голиков В.И.

Уведомлением Омского УФАС России от 29.09.2022 № 05-7675 запрос предложений приостановлен.

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке. 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В силу части 1 статьи 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 Закона о закупках и с учетом требований, предусмотренных статьей 3.4 Закона о закупках.

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 22 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом предложений в целях Закона о закупках понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке. 

В силу части 19.5 статьи 3.4 Закона о закупках заявка на участие в запросе предложений в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника закупки о цене договора (единицы товара, работы, услуги). Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 10 части 19.1, а также частью 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, применяемых к предлагаемым участниками такой закупки товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (в случае установления в документации о конкурентной закупке этих критериев). Вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 – 9, 11 и 12 части 19.1, а также частью 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, применяемых к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства (в случае установления в документации о конкурентной закупке этих критериев). При этом предусмотренные названной частью информация и документы должны содержаться в заявке на участие в конкурсе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме в случае установления обязанности их представления в соответствии с частью 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках.

Заказчиком в пункте 13 документации о запросе предложений установлены следующие критерии оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений:

1. Цена договора;

2. Квалификация участника закупки:

2.1. Опыт оказания услуг, являющихся предметом запроса предложений,  за период 2020-2021 гг., выраженный в общей стоимости оказанных участником закупки услуг, являющихся предметом закупки, по заключенным в указанном периоде договорам;

2.2. Наличие/отсутствие у участника закупки за период 2019-2021 гг. судебных разбирательств, где он выступал в качестве ответчика по арбитражным делам, по делам, рассматриваемым третейскими судами, об исполнении договорных обязательств по договорам, решение по которым вступило в законную силу, и иск по которым удовлетворен полностью или частично;

2.3. Наличие/отсутствие претензии(й) со стороны Заказчика к участнику закупки, связанной(ых) с исполнением обязательств по ранее заключенным договорам, за период 2019-2021 гг.

            При этом Заказчик в пункте 8 документации о запросе предложений указал, что под услугами, являющимися предметом запроса предложений, в документации о запросе предложений следует понимать: уборку помещения(й) здания(й) (строения(й). Под уборкой помещения(й) здания(й) (строения(й) следует понимать услуги, перечисленные в приложении № 2 к ТЗ (приложение № 2 к документации о запросе предложений). Иные услуги будут расцениваться Заказчиком как услуги не по предмету закупки.

В пункте 9 документации о запросе предложений установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в запросе предложении, из которого следует, что участник закупки должен подготовить заявку в строгом соответствии с требованиями документации о запросе предложений.

Заявка участника закупки должна состоять из двух частей и предложения о цене договора (цене лота, единицы товара, работы, услуги).

Вторая часть заявки на участие в запросе предложений должна содержать информацию (сведения) (для оценки заявок по критерию «Квалификация участника закупки»), предусмотренную подпунктом 12 пункта 9 документации о запросе предложений, в том числе оригинал справки о наличии у участника закупки опыта оказания услуг, являющихся предметом запроса предложений, за период 2020-2021 гг. в соответствии с формой 4 (приложение № 1 к документации о запросе предложений).

Так, по условиям, установленным Заказчиком в документации о закупке, в форме 4 участнику закупки необходимо было указать сведения о договорах, заключенных в период 2020-2021 гг., исполненных в полном объеме на дату подачи заявки и предметом которых являлось оказание услуг по предмету закупки. При несоблюдении участником закупки указанного условия единая комиссия по осуществлению закупок присваивает 0 баллов заявке такого участника закупки по показателю «Опыт оказания услуг, являющихся предметом настоящего запроса предложений, за период 2020-2021гг., выраженный в общей стоимости оказанных участником закупки услуг, являющихся предметом закупки, по заключенным в указанном периоде договорам» критерия «Квалификация участника закупки».

В случае если предметом договоров, заключенных участником закупки за период 2020-2021 гг. и исполненных в полном объеме на дату подачи заявки, выступало одновременно  оказание услуг, являющихся предметом запроса предложений, и оказание услуг, не являющихся предметом запроса предложений, в форме 4 нужно было отдельно указать общую стоимость оказанных услуг, являющихся предметом заключенного договора и запроса предложений (услуги по предмету закупки).  

            Если в форме 4 участник закупки не указывает отдельно стоимость оказанных услуг, не являющихся предметом запроса предложений, и стоимость оказанных услуг, являющихся предметом заключенного договора и запроса предложений за период 2020-2021 гг., единая комиссия по осуществлению закупок присваивает 0 баллов заявке такого участника закупки по показателю «Опыт оказания услуг, являющихся предметом настоящего запроса предложений, за период 2020-2021 гг., выраженный в общей стоимости оказанных участником закупки услуг, являющихся предметом закупки, по заключенным в указанном периоде договорам» критерия «Квалификация участника закупки».

            К Форме 4 участнику закупки необходимо приложить только копии четырех перечисленных в форме 4 договоров с приложением(ями), предусматривающих оказание услуг по предмету закупки (по два заключенных и исполненных договора с приложениями в каждый год периода 2020-2021 гг.).

            Заказчиком порядок оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений установлен в пункте 14 документации о запросе предложений.

      В подпункте 2 пункта 14 документации о запросе предложенийценка заявок по критерию «Квалификация участника закупки») установлено, что в случае указания участником закупки информации о договорах, заключенных участником закупки в период 2020-2021 гг., где предметом одновременно выступало оказание услуг, являющихся предметом закупки, и оказание иных услуг, не являющихся предметом запроса предложений, с нарушением требований, установленных в пункте 9 документации о запросе предложений, заявке присваивается 0 баллов.

            Так, Комиссией  установлено, что во второй части заявки на участие в запросе предложений ООО «ПАРИТЕТ» представлена справка от 25.08.2022 о наличии у участника закупки опыта оказания услуг, являющихся предметом запроса предложений, за период 2020-2021 гг. по форме 4, содержащая сведения о четырех договорах:

1. № 4Э от 01.10.2020 г. с ООО «Эксперт Консалтинг Групп» с предметом «клининговые услуги по уборке помещений и уборке прилегающей территории» со стоимостью оказанных услуг 33 222 000 руб.;

2. № 1Т от 01.10.2020 г. с ИП Тарасовой Г.А. с предметом «клининговые услуги по уборке помещений и уборке прилегающей территории» со стоимостью оказанных услуг 31 068 000 руб.;

3. № 7Э от 01.04.2021 г. с ООО «Эксперт Консалтинг Групп» с предметом «клининговые услуги по уборке помещений и уборке прилегающей территории» со стоимостью оказанных услуг 33 222 000 руб.;

4. № А7 от 01.08.2021 г. с ООО «Астралайн» с предметом «клининговые услуги по уборке помещений и уборке прилегающей территории» со стоимостью оказанных услуг 13 305 000 руб.

К указанной справке ООО «ПАРИТЕТ» представило копии вышеуказанных договоров с приложениями.

Комиссия, проанализировав вышеуказанные договоры Заявителя, установила, что их предметом является оказание услуг по уборке (клинингу) помещений, а также прилегающих к объектам территорий, при этом из содержания приложений к данным договорам установила, что в перечень оказанных услуг одновременно входят как услуги по предмету закупки (перечисленные в приложении № 2 к техническому заданию Заказчика), так и услуги не по предмету закупки (уборка территории, полив территории, услуги по погрузке и вывозу снега, мойка наружных рекламных вывесок и др.).

Учитывая требования подпункта 12 пункта 9 документации о запросе предложений, ООО «ПАРИТЕТ» надлежало в форме 4 отдельно указать общую стоимость оказанных услуг, являющихся предметом заключенного договора, и стоимость оказанных услуг, являющихся предметом запроса предложений.

Вместе с тем, ООО «ПАРИТЕТ» в нарушение требования подпункта 12 пункта 9 документации о запросе предложений в своей справке от 25.08.2022 (форма 4) указало общую стоимость оказанных услуг, являющихся предметом заключенного договора, без разбивки.

Комиссия, применяя вышеуказанные положения Закона о закупках, документации о запросе предложений, считает решение закупочной комиссии Заказчика о начислении 0 баллов заявке ООО «ПАРИТЕТ» по показателю «Опыт оказания услуг, являющихся предметом запроса предложений,  за период 2020-2021 гг., выраженный в общей стоимости оказанных участником закупки услуг, являющихся предметом закупки, по заключенным в указанном периоде договорам» критерия «Квалификация участника закупки» правомерным. В связи с чем, рассматриваемый довод Заявителя Комиссия признает необоснованным.  

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, Закона о защите конкуренции,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «ПАРИТЕТ» (ИНН 2536324900, ОГРН 1202500020535, юридический адрес:
ул. Майора Филипова, д. 16, кв. 101, Приморский край, г. Владивосток, 690105) на действия открытого акционерного общества «Омский аэропорт» (ИНН 5507028605,
ОГРН 1025501376878, юридический адрес: 644103, Омская область, город Омск,
улица Транссибирская, дом 18)
при проведении открытого запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 063 на право заключения договора оказания комплекса услуг по уборке объектов ОАО «Омский аэропорт» (извещение №
32211626619 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 29.09.2022 № 05-7675.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                     <...>

Члены Комиссии                                                                                                                 <...>

    <...>

     <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны