Решение б/н Решение по делу № 05/03-15 от 20 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 
 


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

ФЕДЕРАЛЬНАЯ   АНТИМОНОПОЛЬНАЯ   СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы по Омской области

 

пр-кт К. Маркса, 12 А,  г. Омск, 644010, e-mail: to55@fas.gov.ru  т. (3812) 32-06-96,  ф. (3812) 32-06-96

 

 

Решение № 05/03-15

 

18.03.2015                                                                                                                            г. Омск

 

Резолютивная часть оглашена 03.03.2015

Изготовлено в полном объеме 18.03.2015                                                                        

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

< … >,

при участии от Ответчика по делу - Государственного предприятия Омской области «Колосовское дорожное ремонтно-строительное управление» (далее - предприятие, ГП «Колосовское ДРСУ»):

< … >;

< … >,

в отсутствие представителей лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, - общества с ограниченной ответственностью «Сибирская Строительно-Сырьевая Компания» (далее - ООО «СССК»), надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела.

рассмотрев дело № 05/03-15 по признакам нарушения Государственным предприятием Омской области «Колосовское дорожное ремонтно-строительное управление» (646350, Омская область, Колосовский район, с. Колосовка, ул. Северная,               д. 90) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1, 2, 3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В соответствии с приказом Омского УФАС России от 29.01.2015 № 21 возбуждено дело № 05/03-15 по следующим основаниям.

В ходе проверки Омским УФАС России закупочных процедур инертных материалов дорожными ремонтно-строительными организациями Омской области, в том числе,  установлено следующее.

 Государственным предприятием Омской области «Колосовское дорожное ремонтно-строительное управление» (далее - предприятие, ГП «Колосовское ДРСУ», Заказчик) 18.04.2013 на сайте www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещены: извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 31300264823 на поставку щебня для нужд ГП «Колосовское ДРСУ» (далее - Закупка, Аукцион), документация об Аукционе (с приложениями).

Согласно извещению заявки принимаются в период с 18.04.2013 по 09.05.2013; дата и время окончания приема заявок: 09.05.2013 в 05-00 часов; дата, время рассмотрения заявок - 13.05.2013, проведение Аукциона - 20.05.2013 в 07-30 часов; начальная (максимальная) цена за единицу товара установлена в сумме 950 рублей; количество поставляемого товара составляет 200 тонн.

Согласно протоколу единой комиссии от 13.05.2013 № 3844/3130026264823-1 на участие в Аукционе поданы две заявки, участнику № 2 было отказано в допуске к участию в Аукционе по причине несоответствия заявки требованию пункта 6 документации о проведении Аукциона, поскольку участник размещения заказа не указал конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в документации о проведении Аукциона. Аукцион признан несостоявшимся.

Однако, согласно протоколу единой комиссии от 13.05.2013 № 3844/31300264823-2 победителем Аукциона признано ООО «СССК». Заказчику рекомендовано заключить договор с ООО «СССК».

Согласно пункту 1.4 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью извещения о Закупке и документации о Закупке, минимальный гарантированный объём поставок составляет 200 тонн.

ГП «Колосовское ДРСУ» был заключен контракт с ООО «СССК» от 16.05.2013 № 4, согласно пункту 1.4 которого объем поставок составляет 2000 тонн.

В ходе проведения Омским УФАС России проверки, в том числе,  выявлено, что количество поставляемого товара по контракту, заключенному ГП «Колосовское ДРСУ» с ООО «СССК» по итогам закупки № 31300264823, превышает количество товара, определенного извещением о Закупке в несколько раз; несоблюдение ГП «Колосовское ДРСУ» условий заключения контракта с единственным поставщиком.

 

2. В соответствии с определением Омского УФАС России от 29.01.2015                              Ответчиком 25.02.2015 (вх. Омского УФАС России от 25.02.2015 № 1926) представлены письменные пояснения относительно обстоятельств дела № 05/03-15, согласно которым Ответчик с доводами жалобы не согласился и пояснил следующее.

Согласно журналу событий на сайте www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» обществом с ограниченной ответственностью «Внебиржевые Рынки Прииртышья» 18.04.2013 в 16:40 (московское время) опубликовано извещение о закупке № 31300264823 на поставку щебня для нужд ГП «Колосовское ДРСУ», проводимой способом открытого аукциона в электронной форме.

В числе прочих в данном извещении содержатся сведения:

4.

Предмет контракта с указанием количества поставляемого товара

Поставка щебня.  

Минимальный гарантированный закупки - 200 тонн.

 

Ответчик считает, что сведения, указанные в извещении о Закупке, соответствуют требованиям, установленным Положением о закупках товаров, работ, услуг ГП «Колосовское ДРСУ» (далее - Положение о закупках ГП «Колосовское ДРСУ») и содержит все необходимые сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара в соответствии с требованиями, установленными частями 9 и 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

Кроме того, Ответчик обращает внимание, способ Закупки - аукцион в электронной форме предоставляет возможность для участия в закупке неограниченному числу юридических и физических лиц, что свидетельствует об отсутствии заинтересованности предприятия в создании условий, ограничивающих конкуренцию при проведении данных торгов.

В ходе проведения торгов не осуществлялась координация деятельности участников закупки, не создавались преимущественные условия участия в торгах участникам закупки, соблюдался порядок определения победителя торгов в соответствии с Положением о закупках ГП «Колосовское ДРСУ» и действующим законодательством в сфере закупок, работники заказчика или организатора торгов, как и сами заказчик и организатор торгов, не принимали участие в данной закупке.

 

Рассмотрение дела № 05/03-15 в соответствии с частью 2 статьи 45 Закона о защите конкуренции осуществлялось на заседании Комиссии 03.03.2015.

На заседании Комиссии 03.03.2015 представителями Ответчика даны следующие разъяснения.

Предприятие для осуществления производственной деятельности ежегодно закупает товары, в том числе, щебень, песок, ГСМ и др. Предприятию известен примерный объем закупки, но есть факторы, которые влияют на объем товара, который потребуется ему в течение года. Предприятие участвует в торгах на проведение ремонтных работ дорог, итоги которых не предсказуемы, предприятие может одновременно выполнять несколько контрактов, как государственных, так и коммерческих. В случае нехватки материалов для проведения ремонтных работ у предприятия нет времени для проведения дополнительной процедуры торгов. В то же время исполнение государственных и муниципальных контрактов предполагает строгое соблюдение сроков исполнения контрактов. Для этого была предусмотрена такая закупка как «за единицу товара» - данная форма закупки, по словам представителя Ответчика, наиболее приемлема (удобна) для Заказчика.

В соответствии с Положением о закупках ГП «Колосовское ДРСУ» в извещении были определены «цена за единицу товара» и минимальное гарантированное количество товара, которое в обязательном порядке приобретается у поставщика, что, по мнению представителей Ответчика, не исключает возможности увеличения предприятием  приобретаемого товара при заключении Контракта.

Министерство экономики Омской области в 2012 году проводило семинары, на  которых было озвучено, что предприятия праве проводить закупку «за единицу товара», и он, как руководитель предприятия, настоял на проведении такой процедуры закупки, по его мнению, удобной для работы предприятия.

С апреля месяца начинаются торги на проведение ремонтных работ дорог в районной администрации и сельских поселениях района. Участвуя в торгах, у предприятия нет гарантии того, что предприятие будет победителем и получит планируемый объем работ. Бюджет ремонтных работ непредсказуемый. Проведя процедуру Закупки «за единицу товара», предприятие планировало исполнить все контракты предприятия на тот момент времени.

Представителями Ответчика представлены в материалы дела № 05/03-15, в том числе, представлены копии:

- извещения о проведении Закупки;

- протокола закупочной комиссии от 13.05.2013 № 31300264823-1 о рассмотрении первых частей заявок на участие в Аукционе;

- протокола закупочной комиссии от 13.05.2013 № 31300264823-2 о рассмотрении вторых частей заявок на участие в Аукционе;

- обоснования начальной максимальной цены контракта;

- контракта от 16.05.2013 № 4, заключенного ГП «Колосовское ДРСУ» с                               ООО «СССК» с приложением к контракту.

 

3. Рассмотрев имеющиеся в деле № 05/03-15 материалы, выслушав представителей Ответчика, Комиссия заключает следующее.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке (часть 6 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках (в редакции от 30.12.2012) при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 9 статьи 4 Закона о закупках установлен перечень сведений, которые должны содержаться в извещении о закупке, в том числе, предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг (подпункт 3). Таким образом, согласно положениям Закона о закупках извещение должно содержать четкие сведения о количестве поставляемого товара. При этом Закон о закупках не содержит положений, позволяющих заказчику не указывать точное количество товаров.

Пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлены требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, в том числе, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик.

Согласно подпункту 16 пункта 6 статьи 6 Положения о закупках товаров, работ, услуг ГП «Колосовское ДРСУ» закупка у единственного поставщика может осуществляться, в том числе, в случае если торги, проводимые в соответствии с настоящим положением, признаны несостоявшимися в связи с принятием конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссией, решения об отказе в допуске к участию в торгах, всем участникам закупок, подавшим заявки на участие в торгах. При этом цена заключаемого контракта с единственным поставщиком не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, а в случае отсутствия возможности определить количество поставляемого товара в документации о торгах, извещении о проведении запроса котировок – превышать цену за единицу товара, установленную в документации о торгах, извещении о проведении запроса котировок, соответственно.

В извещении о Закупке количество поставляемого товара указано 200 тонн.

Проектом контракта, являющимся неотъемлемой частью извещения о Закупке,  установлен минимальный гарантированный объём поставок - 200 тонн, изменения в документацию об Аукционе в части увеличения объема поставок ГП «Колосовское ДРСУ» не вносились. При заключении Контракта количество поставляемого товара увеличилось с 200 до 2000 тонн, на сайте www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информация об изменении контракта с указанием измененных условий не размещена.

ГП «Колосовское ДРСУ», заключив Контракт, превысило начальную (максимальную) цену контракта в несколько раз (количество поставляемого товара было увеличено с 200 до 2000 тонн).

Извещение о проведении торгов должно быть направлено на привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц с целью выявления наилучшего предложения.

Комиссия считает, что отсутствие в извещении  о Закупке в полном объеме сведений о количестве поставляемого товара приводит к невозможности формирования участником Аукциона заявки на участие в Аукциона, в том числе, в части формирования ценового предложения, что является нарушением пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Поставка любого товара состоит из прямых и инфраструктурных затрат (расходов). Увеличение объема поставки влечет за собой уменьшение транспортных, иных накладных расходов на единицу продукции. Следовательно, делает такую поставку более привлекательной для участников соответствующего рынка. Не указание в извещении о закупке реального объема закупаемого товара создает участнику закупки преимущественные условия участия в торгах.

Доводы Ответчика, что невозможно было в извещении указать количество поставляемого товара, Комиссия считает необоснованными, поскольку предметом Закупки является не какая-то услуга, параметры, которой невозможно измерить на момент опубликования извещения, а щебень на ремонт дороги, нормы расхода, которого должны быть известны ГП «Колосовское ДРСУ» как дорожному ремонтно-строительному предприятию.

Проведение Закупки не было для предприятия чрезвычайной ситуацией, а являлось плановой работой, поскольку ГП «Колосовское ДРСУ» в 2013 году торги на закупку материалов проводило регулярно - каждые две недели. В то же время на складах предприятия для производственной деятельности должен был быть необходимый запас материалов.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

По мнению Комиссии, не указание в извещении о Закупке реального объема закупаемого товара создает отдельному участнику Закупки преимущественные условия участия в торгах, и нарушает часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1, 2, 3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действие ГП «Колосовское ДРСУ» по не указанию в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку щебня для нужд ГП «Колосовское ДРСУ» (извещение № 31300264823, размещенное на сайте www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») и закупочной документации  в полном объеме сведений о количестве поставляемого товара, что приводит к невозможности формирования участником Аукциона заявки на участие в Аукционе, в том числе в части формирования ценового предложения, нарушением пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

2. Выдать ГП «Колосовское ДРСУ» предписание о принятии мер по недопущению нарушения требований части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции: по указанию в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и закупочной документации в полном объеме сведений о количестве поставляемого товара и начальной (максимальной) цене договора.

3. Уведомить Омское УФАС России об исполнении предписания в течение 3 дней с момента получения предписания.

4. Материалы дела № 05/03-15 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 7 статьи 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                          < … >

 

Члены Комиссии:                                                                                                                      < … >

 

 

 

Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны