Предупреждение б/н Предупреждение БУ «Омский областной ЦПЭЛЖ» о прекращении дей... от 17 октября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е № 05/03-16
о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения
антимонопольного законодательства
04.04.2016 г. Омск
В Омское УФАС России 03.02.2016 поступило заявление Бюджетного учреждения города Омска «Спецавтохозяйство» (далее - БУ г. Омска «Спецавтохозяйство», Заявитель) от 01.02.2016 исх. № 9 (вх. Омского УФАС России № 842 от 03.02.2016) на действия Бюджетного учреждения Омской области «Омский областной центр по профилактике, экспертизе и лечению животных» (далее - БУ «Омский областной ЦПЭЛЖ»), выразившиеся в отказе выдачи Сопроводительных ветеринарных документов для утилизации биологических отходов на биотермическом утилизаторе, находящемся на территории полигона ТБО Ленинского административного округа города Омска (далее - биотермический утилизатор, биоутилизатор).
В процессе рассмотрения заявления Омским УФАС России установлено следующее.
1. Между БУ г. Омска «Спецавтохозяйство» (Исполнитель) и ООО «АШАН» (Заказчик) заключен договор на оказание услуг по приему, доставке и уничтожению биологических отходов от 21.03.2014 № 140/026/2010, в соответствии с которым Исполнитель обязуется оказывать Заказчику указанные услуги согласно условиям договора и требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. В пункте 1.4. указанного договора указано, что под биологическими отходами понимаются ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и других объектах; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
Утилизация биологических отходов осуществляется на биотермическом утилизаторе, находящемся на территории полигона ТБО Ленинского административного округа.
Согласно пункту 3.1.2 договора от 21.03.2014 № 140/026/2010 Заказчик при передаче отходов Исполнителю обязуется представить подписанный Заказчиком акт передачи биологических отходов, с указанием количества, веса, объема и наименования биологических отходов.
Из заявления БУ г. Омска «Спецавтохозяйство» следует, что 15.01.2016 и 19.01.2016 БУ «Омской областной ЦПЭЛЖ» отказало ООО «АШАН» в выдаче сопроводительных ветеринарных документов (ветеринарных справок формы № 4), необходимых для утилизации биологических отходов на биотермическом утилизаторе.
По мнению Заявителя, данные действия БУ «Омской областной ЦПЭЛЖ» привели к невыполнению условий договора от 21.03.2014 № 140/026/2010 в части транспортировки и уничтожения биологических отходов, принадлежащих ООО «АШАН».
2. Согласно пункту 1.3 Устава БУ «Омский областной ЦПЭЛЖ» (редакция № 4), утвержденного распоряжением Главного управления ветеринарии Омской облает от 12.07.2011 г. № 158, БУ «Омский областной ЦПЭЛЖ» является некоммерческой организацией, созданной Омской областью для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Главного управления ветеринарии Омской области.
Целями деятельности БУ «Омский областной ЦПЭЛЖ» являются: предупреждение и ликвидация болезней животных, обеспечение безопасности в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства и защита населения от болезней общих для населения и животных.
БУ «Омский областной ЦПЭЛЖ» в обоснование своих действий, связанных с отказом в выдаче сопроводительных ветеринарных документов, в письменных пояснениях в адрес Омского УФАС России от 18.02.2016 № 01-060 и от 11.03.2016 № 06-082 сообщило следующее.
БУ г. Омска «Спецавтохозяйство» осуществляет вывоз и уничтожение биологических отходов, образующихся в связи с деятельностью ООО «АШАН», по договору возмездного оказания услуг.
Согласно выдаваемым государственной ветеринарной службой ветеринарным сопроводительным документам и составляемым представителями Заявителя актам о выполнении работ, уничтожение биологических отходов осуществляется в емкостях биотерми- ческого утилизатора, расположенного на территории полигона ТБО Ленинского административного округа.
В 2013 году из гипермаркета было вывезено для уничтожения в биоутилизаторе 31,53 тонны биологических отходов, в 2014 году - 28,24 тонны, в 2015 году - 20,67 тонны.
Сопоставление вышеуказанного объема биологических отходов, вывозимых из ООО «АШАН», с мощностью биотермичеекого утилизатора позволяет сделать выводы о невозможности размещения такого количества биоотходов в емкостях утилизатора. Сообщает, что практически все емкости биоутилизатора заполнены.
БУ «Омский областной ЦПЭЛЖ» обращает внимание, что биотермический утилизатор возводился как объект для обеззараживания трупов животных, а также на случай возникновения эпизоотий на территории города Омска, но не для обслуживания коммерческих предприятий. Однако с этой целью он также используется, что ещё больше увеличивает объем загружаемых биоотходов.
Кроме того, БУ «Омский областной ЦПЭЛЖ» сообщает, что, по их мнению, Заявитель не уничтожает биоотходы в биотермическом утилизаторе, расположенном на территории полигона ТБО Ленинского административного округа, а вывозит их в неизвестном направлении, о чем свидетельствует отсутствие следов выгрузки отходов в биоутилизатор.
В связи с чем, БУ г. Омска «Спецавтохозяйство» было уведомлено о том, что оформление и выдача ветеринарных сопроводительных документов на биологические отходы будет осуществляться при условии гарантированности их размещения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
3. Порядок уничтожения биологических отходов на биотермическом утилизаторе регламентирован Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.012.1995 № 13-7-2-469 (далее - Ветеринарные правила).
Биологический утилизатор создан с целью предотвращения распространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных, защиты населения от болезней общих для человека и животных, охрана окружающей среды от загрязнения.
Согласно пункту 1.2 Ветеринарных правил биологическими отходами являются:
- трупы животных и птиц, в том числе лабораторных;
- абортированные и мертворожденные плоды;
- ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях. в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах;
- другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
Пунктом 1.5 Ветеринарных правил предусмотрено, что биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах.
Согласно пункту 6.10 Ветеринарных правил ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Согласно пункту 7.1 Ветеринарных правил контроль за уничтожением биологических отходов возлагается на органы государственного ветеринарного надзора.
Согласно пункту 7.2 Ветеринарных правил специалисты государственной ветеринарной службы регулярно, не менее двух раз в год (весной и осенью), проверяют ветеринарно-санитарное состояние скотомогильников (биотермических ям). При выявлении нарушений дают предписание об их устранении или запрещают эксплуатацию объекта.
Все вновь открываемые, действующие и закрытые скотомогильники и отдельно стоящие биотермические ямы берутся главным государственным ветеринарным инспектором района (города) на учет. Им присваивается индивидуальный номер и оформляется ветеринарно-санитарная карточка (пункт 7.3 Ветеринарных правил).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 № 987 «О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов» организация и проведение государственного ветеринарного надзора за соблюдением предприятием обязательных требований ветеринарных правил при производстве, переработке, хранении и реализации продуктов животноводства на всех производственных участках и объектах, а так же трупов животных, а так же на объектах утилизации некачественных опасных пищевых продуктов животного происхождения осуществляется уполномоченным в области ветеринарии органом исполнительной власти и подведомственными ему учреждениями.
В соответствии с пунктом 6.3 Ветеринарных правил, биологические отходы перед сбросом в биотермическую яму для обеззараживания подвергают ветеринарному осмотру. При этом сверяется соответствие каждого материала (по биркам) с сопроводительными документами.
Заявителем представлено Заключение экспертной комиссии по проекту № 4628 «Биотермический утилизатор на свалке ТБО по Черлакскому тракту» от 30.12.2006 № 4628, утвержденное приказом Управления Роспотребнадзора по Омской области от 30.12.2006 № 1249-э, согласно пункту 10 которого биоутилизатор предназначен для уничтожения биологических отходов (трупы павших, а также умерщвленных в ветлечебницах животных - кошек, собак; кроме того, ветеринарные конфискаты: продукция животного происхождения, несоответствующая санитарным требованиям.
Проектируемый комплекс предусматривает прием биологических отходов, их обезвреживание, бактериологический и ветеринарный контроль, уничтожение или утилизацию. В состав комплекса, в том числе, входят биотермические камеры (9 штук).
В Заключении указано, что заказчиком строительства биотермического утилизатора является БУ г. Омска «Спецавтохозяйство».
БУ «Омский областной ЦПЭЛЖ» в Омское УФАС России представлена ветеринарно-санитарная карточка на скотомогильник (биотермическую яму) № 1, составленная БУ «Омский областной ЦПЭЛЖ», которая характеризует состояние биоутилизатора, расположенного на территории полигона ТБО Ленинского административного округа.
Так, в последней записи от 07.10.2015 г. данной ветеринарно-санитарной карточки указано, что «Все емкости (9 шгук) используются для утилизации биоотходов. Ветеринарно-санитарное состояние биоутилизатора удовлетворительное. Трава на территории скошена. Канава по периметру очищена. Освещение имеется. Необходимо выровнить и закрепить навесы над емкостями». Подписано главным ветеринарным врачом … Какие-либо записи о запрете эксплуатации биоутилизатора или выдаче предписаний в карточке отсутствуют.
Омским УФАС России при рассмотрении заявления БУ г. Омска «Спецавтохозяйство» установлено, что между БУ «Омский областной ЦПЭЛЖ» и ООО «АШАН» заключен договор о возмездном оказании ветеринарных услуг от 01.05.2010 № 0545/10/144/026/2010 (далее - Договор), согласно которому ветеринарный врач БУ «Омский областной ЦПЭЛЖ» обязан:
- осуществлять контроль за своевременной утилизацией забракованного мяса и других продуктов животного происхождения ООО «АШАН», контроль за правильностью проведения ООО «АШАН» дезинфекции объектов ветеринарно-санитарного назначения (пункт 2.1.7);
- оформлять и выдавать ветеринарные сопроводительные документы, установленной формы, удостоверяющие ветеринарно-санитарное благополучие выпускаемой продукции ООО «АШАН» (пункт 2.1.10).
В нарушение пункта 2.1.10 Договора БУ «Омский областной ЦПЭЛЖ» отказало в выдаче сопроводительного ветеринарного документа, что подтверждается актами об отказе в выдаче сопроводительного ветеринарного документа от 15.01.2016 и от 19.01.2016, подписанными представителями ООО «АШАН» и БУ г. Омска «Спецавтохозяйство».
Так, из актов об отказе в выдаче сопроводительного ветеринарного документа от 15.01.2016 и от 19.01.2016 следует, что представитель БУ «Омский областной ЦПЭЛЖ» отказался оформить ветеринарный сопроводительный документ на транспортировку и утилизацию биологических отходов, в результате чего утилизация биоотходов не была произведена согласно установленному графику вывоза отходов.
Следует отметить, что в указанных актах отсутствует мотивированное основание отказа в выдаче ветеринарных документов, необходимых для утилизации отходов.
БУ «Омский областной ЦПЭЛЖ» в письменных пояснениях от 18.02.2016 исх. № 01-060, от 11.03.2016 исх. № 06-082, направленных в Омское УФАС России, утверждает, что основанием невозможности дальнейшей утилизации биоотходов в биоутилизаторе, в том числе является наполненность всех емкостей биотермического утилизатора, что не позволяет разместить биологические отходы, вывозимые из ООО «АШАН».
Омское УФАС России считает данный довод БУ «Омский областной ЦПЭЛЖ» необоснованным в связи со следующим.
При рассмотрении заявления БУ г. Омска «Спецавтохозяйство» антимонопольным органом установлено, что БУ «Омский областной ЦПЭЛЖ» в адрес Омской межрайонной природоохранной прокуратуры было направлено письменное обращение от 09.12.2015 исх. № 01-342, в котором сообщает о невозможности размещения большого количества биоотходов в емкостях биоутилизатора, просит оказать содействие в том, чтобы процесс размещения вывозимых биологических отходов в биоутилизатор осуществлялся в присутствии представителя государственной ветеринарной службы.
Таким образом, из анализа указанных пояснений БУ «Омский областной ЦПЭЛЖ» следует, что размещение биологических отходов в биоутилизаторе все-таки возможно, но, по мнению БУ «Омский областной ЦПЭЛЖ», должно происходить в присутствии представителя государственной ветеринарной службы.
Кроме того, документы, представленные БУ г. Омска «Спецавтохозяйство» и БУ «Омский областной ЦПЭЛЖ», не позволяют утверждать, что биотермический утилизатор не предназначен для утилизации помимо трупов животных также иных биологических отходов и, что БУ г. Омска «Спецавтохозяйство» при транспортировке и утилизации биоотходов не соблюдаются требования Ветеринарных правил.
Статья 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает запрет на акты и действия (бездействие) в том числе организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в частности запрещается:
необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2 части 1 статьи 15).
На основании изложенного, при рассмотрении заявления БУ г. Омска «Спецавтохозяйство» в действиях БУ «Омский областной ЦПЭЛЖ», выразившихся в отказе выдачи сопроводительных ветеринарных документов для утилизации биологических отходов на биотермическом утилизаторе, Омским УФАС России установлены признаки нарушения, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Омское УФАС России
предупреждает
БУ «Омский областной ЦПЭЛЖ» о необходимости прекращения в течение 10 календарных дней совершения действий, выразившихся в необоснованном отказе выдачи сопроводительных ветеринарных документов для утилизации БУ г. Омска «Спецавтохозяйство» биологических отходов на биотермическом утилизаторе, расположенном на территории полигона ТБО Ленинского административного округа города Омска, нарушающих пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
О выполнении настоящего предупреждения БУ «Омский областной ЦПЭЛЖ» необходимо сообщить в Омское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.