Решение б/н Заключение об обстоятельствах дела № 05-04/04-17 от 13 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 05-04/04-17

 

05.06.2017 г.                                                                                                                          г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<…> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<…> – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…> – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев дело № 05-04/04-17 по признакам нарушения департаментом транспорта Администрации города Омска (далее – Департамент транспорта) (…) и обществом с ограниченной ответственностью «АвтоСила-55» (далее – ООО «АвтоСила-55», Общество) (…) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии представителя Департамента транспорта – <…> (доверенность от 22.11.2016, удостоверение);

ООО «АвтоСила-55» − <…>  (доверенность от 05.05.2017 № 05-05/2017, личность удостоверена паспортом), директора <…>  (приказ о продлении полномочий от 20.01.2017 № 1, личность удостоверена паспортом);

в отсутствие индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>, Заявитель), уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела по существу,

руководствуясь статьей  48.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. Омским УФАС России в результате проведенного анализа документов при  рассмотрении обращения ИП <…>  на действия Департамента транспорта, выразившиеся в отмене муниципального маршрута № 205 «Строительный рынок «Южный» − ул. 50 лет Октября» в соответствии с постановлением Администрации города Омска от 15.06.2016 № 735-п «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Омска», а также необоснованном изменении схемы движения и увеличении транспортных средств по муниципальному маршруту № 20, установлено следующее.

Работа маршрута регулярных перевозок № 20 была организована в соответствии с маршрутом регулярных перевозок городской маршрутной сети, утвержденной постановлением Администрации города Омска от 12.12.2012 № 1605-п «Об утверждении маршрутов регулярных перевозок городской маршрутной сети» (далее − Постановление
№ 1605-п) (Документ утратил силу в связи с изданием постановления Администрации города Омска от 27.04.2016 № 549-п) (далее - единая маршрутная сеть).

В единой маршрутной сети муниципальный маршрут № 20 был утвержден со схемой движения «Омский нефтеперерабатывающий завод (пос. Ермак) − Академия транспорта» (редакция № 1 Постановления № 1605-п), с плановым количеством подвижного состава 17 автобусов большой вместимости.

По итогам проведенного Департаментом транспорта в марте 2013 года открытого конкурса на право заключения договора об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования (далее – Конкурс) на маршрут № 20 был заключен договор об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования на 10 автобусов большой вместимости с муниципальным предприятием города Омска «Пассажирское предприятие № 7» (далее − МП г. Омска «ПП-7»).

Далее постановлением Администрации города Омска от 18.12.2014 № 1787-п были внесены изменения в схему движения муниципального маршрута № 20, установленного Постановлением № 1605-п (редакция № 5 от 18.12.2014), в связи с чем, схема движения муниципального маршрута № 20 была изменена: «Омский нефтеперерабатывающий завод (пос. Ермак) − ул. Гашека».

Комиссией установлено, что в порядке временного допуска в соответствии с Решением Омского городского Совета от 14.11.2012 № 71 «О порядке допуска перевозчиков к осуществлению перевозок пассажиров транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок городской маршрутной сети на территории города Омска» (утратившим силу 01.12.2016 в связи с изданием Решения Омского городского Совета от 23.11.2016 № 489) (далее − Решение № 71) между Департаментом транспорта и  ООО «АвтоСила-55» были заключены временные договоры об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования от 23.09.2014 № 138-вр и от 25.12.2014 № 148-вр сроком на шесть месяцев.

После истечения срока действия указанных временных договоров между Департаментом транспорта и ООО «АвтоСила-55» был заключен временный договор об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования от 25.05.2015 № 166-вр сроком действия до 24.11.2015.

21.12.2015 между Департаментом транспорта и ООО «АвтоСила-55» был заключен еще один временный договор об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования № 196-вр сроком действия до 25.06.2016.

19.06.2016 между Департаментом транспорта и ООО «АвтоСила-55» заключено дополнительное соглашение к временному договору от 21.12.2015 № 196-вр, которым срок действия указанного договора продолжается до заключения в отношении данных перевозок муниципального контракта в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об организации перевозок).

Необходимо пояснить, что количество транспортных средств на маршруте № 20 с 2013 года по 2016 год изменилось с 17 единиц до 26. В настоящее время на маршруте № 20 запланирована работа 37 транспортных средств (7 автобусов большого класса МП г. Омска «ПП-7», 30 автобусов среднего класса ООО «АвтоСила-55»).

Омское УФАС России, рассмотрев вышеуказанные обстоятельства, усмотрело в действиях Департамента транспорта и ООО «АвтоСила-55», выразившихся в заключении временных договоров от 25.05.2015 № 166-вр, от 21.12.2015 № 196-вр, а также дополнительного соглашения к временному договору от 21.12.2015 № 196-вр от 19.06.2016, признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Приказом руководителя Омского УФАС России от 20.03.2017 № 47 возбуждено дело № 05-04/04-17 в отношении Департамента транспорта и ООО «АвтоСила-55» по статье 16 Закона о защите конкуренции.

 

2. Во исполнение определений об отложении рассмотрения дела № 05-04/04-17 Департаментом транспорта в материалы настоящего дела представлены копии следующих документов:

- приказа исполняющего обязанности директора Департамента транспорта от 29.12.2016 № 122 о внесении изменений в приказ директора Департамента транспорта от 23.03.2016 № 21 «О реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах города Омска»;

- заявки (заявления) Общества о намерении заключить временный договор от 09.12.2015;

- протокола заседания рабочей группы Департамента транспорта от 21.12.2015 № 152.

ООО «АвтоСила-55» представлены копии следующих документов:

- учредительных документов Общества;

- приказа ООО «АвтоСила-55» о продлении полномочий от 20.01.2017 № 1;

- карт маршрута регулярных перевозок, выданных Обществу по маршруту № 20.

Согласно письменным пояснениям Департамента транспорта, представленным по запросу Омского УФАС России, изменения в схему движения муниципального маршрута № 20 произошли в связи с отсутствием оборудованного конечного пункта, межрейсовый отстой автобусов осуществлялся на проезжей части. В целях улучшения условий труда и отдыха сотрудников муниципального маршрута № 20, а также в целях улучшения транспортного обслуживания населения, схема движения автобусов муниципального маршрута № 20 была продлена до оборудованного конечного пункта «ул. Гашека».

В единой маршрутной сети маршрут № 20 утвержден со схемой движения «Омский нефтеперерабатывающий завод (пос. Ермак) − Академия транспорта», с плановым количеством подвижного состава 17 автобусов большой вместимости (или средней вместимости в пропорции 1:2, или малой вместимости в пропорции 1:3 в соответствии с Решением № 71).

По итогам проведенного в марте 2013 года Конкурса на маршрут № 20 Департаментом транспорта были заключены договоры об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования на 10 автобусов большой вместимости с МП г. Омска «ПП-7» и на 7 автобусов большой вместимости с муниципальным предприятием города Омска «Пассажирское предприятие № 4» (далее - МП г. Омска «ПП-4»).

В связи с частичным расторжением договора с МП г. Омска «ПП-4» на 3 автобуса большой вместимости 09.09.2014, с целью сохранения транспортного обслуживания населения по маршруту № 20, на высвободившиеся 3 места для автобусов большой вместимости в порядке временного допуска в соответствии с Решением № 71 был заключен временный договор от 23.09.2014 № 138-вр с ООО «АвтоСила-55» сроком действия до 22.03.2015 на 1 автобус большой вместимости и на 3 автобуса средней вместимости (3 автобуса средней вместимости по пропорции 1:2 приравниваются к 1,5 автобусам большой вместимости), то есть временный договор был заключен на 2,5 места для автобусов большей вместимости и по результатам осталось 0,5 свободных места.

Кроме того, в 2014 году в связи с расторжением некоторых договоров, на маршруте № 20 высвободилось 6,5 мест автобусов большей вместимости, в связи с чем, между Департаментом транспорта и ООО «АвтоСила-55» был заключен временный договор от 25.12.2014 № 148 на 1 автобус большой вместимости и на 8 автобусов средней вместимости.

На заседании Комиссии представители Департамента транспорта пояснили, что 8 автобусов средней вместимости по пропорции 1:2 приравниваются к 4 автобусам большой вместимости), иными словами, временный договор с ООО «АвтоСила-55» был заключен на 5 автобусов большой вместимости, и по результатам осталось 1,5 места для автобусов большей вместимости.

В связи с истечением срока действия временного договора от 23.09.2014 № 138-вр и оставшихся 1,5 свободных места автобусов большей вместимости Департаментом транспорта был заключен временный договор от 25.05.2015 № 166-вр с ООО «АвтоСила-55» на 1 автобус большой вместимости и 5 автобусов средней вместимости (5 автобусов средней вместимости по пропорции 1:2 приравниваются к 2,5 автобусам большой вместимости), то есть временный договор был заключен на 3,5 автобуса большей вместимости и по результатам осталось 0,5 автобуса большей вместимости.

В соответствии с требованиями Закона об организации перевозок маршрут № 20 был включен в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах города Омска, утвержденный приказом директора Департамента транспорта от 23.03.2016 № 21 (далее – Реестр), на основании поданных заявлений ООО «АвтоСила-55» и МП г. Омска «ПП-7», которые осуществляли перевозки пассажиров по маршруту № 20 на основании заключенных договоров и выданных им паспортов маршрута.

 

3. На заседание Комиссии ООО «АвтоСила-55» представило письменные пояснения, согласно которым представители ООО «АвтоСила-55» о нарушении Обществом статьи 16 Закона о защите конкуренции не согласились.

Представители ООО «АвтоСила-55» отметили, что оформление договорных отношений производится Департаментом транспорта самостоятельно. Форма и содержание договора также определяется Департаментом транспорта.

По мнению Общества, в действиях ООО «АвтоСила-55» отсутствуют признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, поскольку при заключении временных договоров каждый последующий временный договор заключался, в том числе на свободные места, ранее не являвшиеся предметом временного договора, заключенного с ООО «АвтоСила-55». Следовательно, в отношении каждого высвободившегося места на маршруте № 20 временные договоры были заключены однократно.

 

4. Рассмотрев материалы настоящего дела, заслушав пояснения представителей Департамента транспорта и ООО «АвтоСила-55», Комиссия установила следующие обстоятельства.

23.09.2014 и 25.12.2014 на основании протокола заседания рабочей группы Департамента транспорта №№ 102, 112 между Департаментом транспорта и ООО «АвтоСила-55» заключены временные договоры № 138-вр и 148-вр об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования сроком действия до 22.03.2015 и 24.06.2015 соответственно, с указанием следующих транспортных средств, используемых перевозчиком для осуществления регулярных перевозок пассажиров.

По временному договору от 23.09.2014 № 138-вр:

 

п/п

Марка транспортного средства

Гос. номер

Год выпуска

1.

НЕФАЗ 5299-20-15

Т833КА

2007

2.

YUTONG ZK6118HGA

Т671EB

2008

3.

YUTONG ZK6852HG

T955AT

2012

4.

VOLGABUS 429801-0000010

C342CB

2012

 

По временному договору от 25.12.2014 № 148-вр:

п/п

Марка транспортного средства

Гос. номер

Год выпуска

1.

VOLGABUS 429801-0000010

C235XC

2012

2.

VOLGABUS 429801-0000010

C272CA

2012

3.

YUTONG ZK6852HG

T332AH

2010

4.

YUTONGZK6852HG

T342AH

2010

5.

VOLGABUS 429801-0000010

C686РУ

2012

6.

VOLGABUS 429801-0000010

С652УС

2012

7.

YUTONG ZK6852HG

Т974АТ

2012

8.

ПАЗ 320302-08

С021ХХ

2013

9.

НЕФАЗ 5299-30-33

Т641МН

2010

 

25.05.2015 на основании протокола заседания рабочей группы Департамента транспорта № 129 между Департаментом транспорта и ООО «АвтоСила-55» заключен временный договор № 166-вр об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования сроком действия до 24.11.2015, с указанием следующих перечня транспортных средств, используемых перевозчиком для осуществления регулярных перевозок пассажиров:

п/п

Марка транспортного средства

Гос. номер

Год выпуска

Примечание Комиссии

1.

НЕФАЗ 5299-20-15

Т833КА

2007

Указано в приложении к временному договору от 23.09.2014 № 138-вр.

2.

YUTONG ZK6118HGA

Т671EB

2008

Указано в приложении к временному договору от 23.09.2014 № 138-вр.

3.

YUTONG ZK6852HG

T955AT

2012

Указано в приложении к временному договору от 23.09.2014 № 138-вр.

4.

VOLGABUS

429801-0000010

C342CB

2012

Указано в приложении к временному договору от 23.09.2014 № 138-вр.

5.

VOLGABUS

429801-0000010

T853HK

2012

 

6.

ZHONG TONG LCK 6830G5

C298CX

2007

 

 

Таким образом, установлено, что по временному договору от 25.05.2015 № 166-вр дополнительно добавлены 2 места (транспортных средства), 4 места (транспортных средства) перешли из прекратившего свое действие временного договора от 23.09.2014 № 138-вр.

Проанализировав транспортные средства, указанные в приложениях к временному договору от 23.09.2014 № 138-вр и к временному договору от 25.05.2015 № 166-вр, Комиссией установлено, что четыре транспортных средства, указанные в  приложении к временному договору от 23.09.2014 № 138-вр,  совпадают с транспортными средствами, указанными в приложении к временному договору от 25.05.2015 № 166-вр

На основании протокола заседания рабочей группы Департамента транспорта по вопросам определения перевозчиков, документально подтвердивших преимущественное по отношению к другим заявителям соответствие критериям, предусмотренным приложением № 3 к Решению № 71, и заключения договоров в порядке временного допуска к осуществлению перевозок пассажиров транспортом общего пользования по регулярным маршрутам городской маршрутной сети (далее − протокол заседания рабочей группы Департамента транспорта) № 152 от 21.12.2015 между Департаментом транспорта и ООО «АвтоСила-55» заключен четвертый временный договор № 196-вр об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования сроком действия до 20.06.2016, с указанием следующих транспортных средств, используемых ООО «АвтоСила-55» для осуществления регулярных перевозок пассажиров:

 

п/п

Марка транспортного средства

Гос. номер

Год выпуска

Примечание Комиссии

1.

VOLGABUS

429801-0000010

C235XC

2012

Указано в приложении к временному договору от 25.12.2014 № 148-вр

2.

VOLGABUS

429801-0000010

C272CA

2012

Указано в приложении к временному договору от 25.12.2014 № 148-вр

3.

YUTONG ZK6852HG

T955AT

2012

Указано в приложении к временным договорам от 23.09.2014 № 138-вр, от

 25.05.2015 № 166-вр

4.

VOLGABUS

429801-0000010

C342CB

2012

Указано в приложении к временному договору от 23.09.2014 № 138-вр, от

 25.05.2015 № 166-вр

5.

VOLGABUS

429801-0000010

T853HK

2012

Указано в приложении к временному договору от 25.05.2015 № 166-вр

6.

VOLGABUS

4298 0000010

Т867НТ

2012

 

7.

VOLGABUS

4298 0000010

Т804ОА

2012

 

8.

VOLGABUS

4298 0000010

Т824ОА

2012

 

9.

VOLGABUS

4298 0000010

Т648РВ

2012

 

10.

VOLGABUS

4298 0000010

Т212ОУ

2012

 

11.

VOLGABUS

4298 0000010

Т207ОУ

2012

 

12.

VOLGABUS

4298 0000010

Т204ОУ

2012

 

13.

VOLGABUS

4298 0000010

Т205ОУ

2012

 

14.

VOLGABUS

4298 0000010

Т213ОУ

2012

 

15.

VOLGABUS

4298 0000010

Т216ОУ

2012

 

16.

VOLGABUS

429801-0000010

С652УС

2012

Указано в приложении к временному договору от 25.12.2014 № 148-вр

17.

VOLGABUS

429801-0000010

C686РУ

2012

Указано в приложении к временному договору от 25.12.2014 № 148-вр

18.

YUTONG ZK6852HG

Т974АТ

2012

Указано в приложении к временному договору от 25.12.2014 № 148-вр

 

Из указанной информации Комиссия приходит к выводу о том, что в приложении к временному договору от 21.12.2015 № 196-вр указаны транспортные средства, которые были указаны во временных договорах от 23.09.2014 № 138-вр, от 25.12.2014 № 148-вр, от 25.05.2015 № 166-вр.

Таким образом, после заключения временного договора от 21.12.2015 № 196-вр ООО «АвтоСила-55» продолжило свою деятельность по осуществлению перевозок пассажиров транспортом общего пользования с использованием 8-ми транспортных средств, перешедших из временных договоров от 23.09.2014 № 138-вр, от 25.12.2014 № 148-вр, от 25.05.2015 № 166-вр, срок действия которых истек.

Кроме того, дополнительным соглашением к временному договору об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования от 21.12.2015 № 196-вр от 20.05.2016 к перечню 18-ти транспортных средств, указанных во временном договоре от 21.12.2015 № 196-вр, добавлены 6 следующих транспортных средств:

п/п

Марка транспортного средства

Гос. номер

Год выпуска

19.

БОГДАН А 09202

AC303 22

2013

20.

HYUNDAI COUNTI

У252ТО

2013

21.

ПАЗ 320412-05

Т597ОУ

2007

22.

ЛИАЗ 525645

С261ВА

2012

23.

ПАЗ 320412-05

Т047СО

2013

24.

БОГДАН А20111

Х803ОЕ

2013

 

Дополнительным соглашением к временному договору об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования от 21.12.2015
№ 196-вр от 05.09.2016 установлены еще два транспортных средства:

п/п

Марка транспортного средства

Гос. номер

Год выпуска

25.

ПАЗ 320402-05

T445СУ

2013

26.

HYUNDAI COUNTI

Т626СО

2013

 

Далее, дополнительным соглашением к временному договору об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования от 21.12.2015
№ 196-вр от 19.06.2016 срок действия данного временного договора продлен до момента начала осуществления регулярных перевозок по данному маршруту на основании свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок либо заключенного муниципального контракта, в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.

Дополнительным соглашением к временному договору об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования от 21.12.2015 № 196-вр от 16.11.2016 добавлены следующие транспортные средства:

п/п

Марка транспортного средства

Гос. номер

Год выпуска

27.

ПАЗ 320412-05

У522ТУ

2014

28.

HYUNDAI COUNTI

Т193ТЕ

2013

29.

ПАЗ 320412-05

Т193ТК

2012

30.

ПАЗ 320412-05

Т887ОУ

2016

 

В результате проведенного анализа материалов настоящего дела, доводов представителей сторон, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Департамента транспорта и ООО «АвтоСила-55» нарушения антимонопольного законодательства ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 7 части 1 статьи 9 Решения Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92 «Об Уставе города Омска» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города Омска относится к вопросам местного значения.

Согласно подпункту 1 пункта 17 Положения о департаменте транспорта Администрации города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 28.09.2011 № 442 (далее – Положение о Департаменте транспорта) к основной задаче Департамента транспорта относится организация транспортного обслуживания населения на территории города Омска.

В соответствии с подпунктами 2.1, 2.3, 2.6 и 7 пункта 18 Положения о Департаменте транспорта полномочия по организации работы по предоставлению населению города Омска услуги по перевозке пассажиров транспортом общего пользования на территории города Омска, ведению реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок, проведению открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, а также заключению муниципальных контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, возложены на Департамент транспорта.

Комиссией установлено, что в период заключения Департаментом транспорта и ООО «АвтоСила-55» временных договоров действовало Решение № 71, которое устанавливало порядок допуска перевозчиков к осуществлению перевозок по маршрутам регулярных перевозок городской маршрутной сети на территории города Омска и порядок заключения с перевозчиком договора об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования.

В соответствии со статьей 22 Решения № 71 временный допуск перевозчика к осуществлению перевозок пассажиров по регулярному маршруту (далее − временный допуск) осуществляется организатором пассажирских перевозок исключительно в случаях, если:

1) договор не заключен в порядке, установленном настоящим Решением;

2) заключенный договор расторгнут досрочно, и при этом не заключен договор в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 19 настоящего Решения.

Согласно части 1 статьи 23 Решения № 71 временный допуск и заключение договора в случаях, указанных в статье 22 настоящего Решения, осуществляется однократно на период до заключения в порядке, установленном настоящим Решением, договора с новым перевозчиком, но не более чем на шесть месяцев.

Как было указано в настоящем заключении, транспортные средства, указанные в приложении к временному договору от 23.09.2014 № 138-вр, продублированы в приложении к временному договору от 25.05.2015 № 166-вр, то есть 4 транспортных средства, указанных в приложении к временному договору от 23.09.2014 № 138-вр, перешли во временный договор от 25.05.2015 № 166-вр.

Вместе с тем, из положений части 1 статьи 23 Решения № 71 следует, что заключение временного договора осуществляется однократно, и истечение срока действия временного договора от 23.09.2014 № 138-вр должно было явиться основанием для проведения открытого конкурса на право заключения договора об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования, предусмотренного положениями Решения № 71, в отношении транспортных средств, перешедших из временного договора от 23.09.2014 № 138-вр во временный договор от 25.05.2015 № 166-вр.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона об организации перевозок в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.

Из статьи 39 Закона об организации перевозок следует, что условиями внесения уполномоченным органом сведений в Реестр являются: наличие заключенного с перевозчиком договора, наличие выданного перевозчику разрешения, наличие паспорта маршрута регулярных перевозок после дня официального опубликования данного Федерального закона (Закон об организации перевозок опубликован на официальном интернет-портале правовой информации по адресу: http://www.pravo.gov.ru в сети «Интернет» 14.07.2015).

При указанных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что положения части 1 статьи 39 Закона об организации перевозок не распространяются на ООО «АвтоСила-55», поскольку Общество осуществляло деятельность по перевозкам пассажиров по маршруту № 20 по неправомерно заключенному с ним договору, в связи с чем, действия Департамента транспорта, выразившиеся во включении представленных ООО «АвтоСила-55» сведений по маршруту № 20 в формируемый Реестр, являются незаконными.

Комиссия считает необходимым также отметить следующее обстоятельство.

Согласно части 9 статьи 39 Федерального закона об организации перевозок регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, в течение срока, по окончании которого в соответствии с графиком, предусмотренным документом планирования регулярных перевозок, в отношении данных перевозок должен быть заключен государственный или муниципальный контракт. Указанный срок не может превышать пять лет со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Из указанной нормы следует, что перевозки по муниципальному маршруту № 20, должны осуществляться в порядке, действовавшем до 14.07.2015. Кроме того, положения части 9 статьи 39 Закона об организации перевозок также не распространяются на регулирование отношений с ООО «АвтоСила-55».

Поскольку временный допуск и заключение договора может быть только однократным, то действия Департамента транспорта, связанные с заключением с ООО «АвтоСила-55» четвертого временного договора от 21.12.2015 № 196-вр, Комиссия считает неправомерными, нарушающими порядок, действовавший до дня официального опубликования Закона об организации перевозок. Кроме того, временный договор № 196-вр заключен с ООО «АвтоСила-55» от 21.12.2015, то есть после 14.07.2015 г.

Согласно части 1 статьи 2 Закона об организации перевозок законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Так, в результате заключения дополнительного соглашения от 19.06.2016 к временному договору от 21.120215 № 196-вр у Общества, незаконно осуществляющему перевозки по маршруту № 20, продолжились правоотношения, которые должны соответствовать части 1 статьи 422 ГК РФ.

Из изложенного следует, что в настоящее время ООО «АвтоСила-55» не имеет правовых оснований для осуществления пассажирских перевозок по маршруту № 20, поскольку последний временный договор от 21.120215 № 196-вр, заключенный с Обществом, является неправомерным.

В результате действий Департамента транспорта и ООО «АвтоСила-55», выразившихся в заключении временных договоров об организации и осуществлении перевозок транспортом общего пользования от 25.05.2015№ 166-вр, от 21.12.2015 № 196-вр, а также дополнительного соглашения от 19.06.2016 к временному договору от 21.12.2015 № 196-вр, ООО «АвтоСила-55» получило преимущественное положение по сравнению с другими перевозчиками, а именно, право на осуществление пассажирских перевозок по маршруту № 20 без проведения конкурсных процедур, а иные хозяйствующие субъекты – перевозчики, лишились возможности и законного права на участие в открытом конкурсе на осуществление перевозок пассажиров транспортом общего пользования по маршруту № 20.

Согласно положениям статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, Омским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции при заключении между Департаментом транспорта и ООО «АвтСила-55» временных договоров от 25.05.2015 № 166-вр, от 21.12.2015 № 196-вр, а также дополнительного соглашения от 19.016.2016 к временному договору от 21.12.2015 № 196-вр, по результатам которого установлено следующее.

Временной интервал исследования определен периодом с 25.05.2015 до 12.05.2017.

Продуктовые границы товарного рынка: перевозки пассажиров транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок.

Географические границы товарного рынка: территория города Омска.

Заключение Департаментом транспорта временных договоров об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования с ООО «АвтоСила-55» от 25.05.2015 № 166-вр, от 21.12.2015 № 196-вр, а также дополнительного соглашения от 19.06.2016, создало преимущества для ООО «АвтоСила-55», ограничило доступ к осуществлению перевозок пассажиров транспортом общего пользования по маршруту № 20 иных хозяйствующих субъектов.

Таким образом, по мнению Комиссии, действия Департамента транспорта и ООО «АвтоСила-55», выразившиеся в заключении временных договоров об организации и осуществлении перевозок транспортом общего пользования от 25.05.2015№ 166-вр, от 21.12.2015 № 196-вр, дополнительного соглашения от 19.06.2016 к временному договору от 21.12.2015 № 196-вр, а также продление срока действия данного временного договора до момента начала осуществления регулярных перевозок по данному маршруту на основании свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок либо заключенного муниципального контракта, в порядке, установленным законодательством Российской Федерации, приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также создают Обществу преимущественные условия на рынке услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования на территории г. Омска.

На основании изложенного, Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дела
№ 05-04/04-17, учитывая положения Решения № 71, Закона об организации перевозок, ГК РФ, совокупность имеющихся в деле доказательств, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия Департамента транспорта и ООО «АвтоСила-55», выразившиеся в заключении временных договоров об организации и осуществлении перевозок транспортом общего пользования от 25.05.2015 № 166-вр, от 21.12.2015 № 196-вр, а также дополнительного соглашения от 19.06.2016 к временному договору от 21.12.2015 № 196-вр, в нарушение действующего законодательства, по статье 16 Закона о защите конкуренции.

Связанные организации

Связанные организации не указаны