Предупреждение б/н Предупреждение № 05-04/08-16 от 11 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е  №  05-04/08-16

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения

антимонопольного законодательства

 

31 мая 2016 года                                                                                                         г. Омск

                                                                   

В Омском УФАС России находится на рассмотрении заявление ОАО «Омскгазстройэксплуатация» (далее также – Заявитель) (от 14.04.2016 г. исх. № 01-04/624-ОАО) на действия Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее – Госстройнадзор Омской области), выразившиеся в отказе принятия на государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту «Сеть газораспределения по с. Александровка Азовского ННМР Омской области».

В своем заявлении и дополнении к заявлению (от 12.05.2016 г. исх. № 01-01/828-ОАО) ОАО «Омскгазстройэксплуатация» просит антимонопольный орган проверить обоснованность отказа в принятии на государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту «Сеть газораспределения по с. Александровка Азовского ННМР Омской области» по причине того, что Заявителем на государственную экспертизу не в полном объеме представлены инженерные изыскания.

Из представленных Заявителем документов следует, что ОАО «Омскгазстройэксплуатация» представило в адрес Госстройнадзора Омской области заявление и документы для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту «Сеть газораспределения по с. Александровка Азовского ННМР Омской области» (от 19.01.2016 г. исх. № 05/62-ОАО).

Госстройнадзор Омской области, рассмотрев данные документы, руководствуясь пунктом 50 Административного регламента предоставления государственной услуги «Проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий», утвержденного приказом Госстройнадзора Омской области от 14.09.2015 г. № 11-п (далее – Административный регламент), отказало Заявителю в принятии проектной документации по указанному объекту на государственную экспертизу (письмо от 29.01.2016 г. исх. № 16/ГСН-276).  

Свои действия Госстройнадзор Омской области мотивирует тем, что Заявителем на государственную экспертизу не представлены, в том числе инженерные изыскания, необходимые для разработки проектной документации по объекту «Сеть газораспределения по с. Александровка Азовского ННМР Омской области», в соответствии с разделом I Перечня видов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 г. № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства» (далее – Постановление № 20).  

В письменных пояснениях от 29.04.2016 г. исх. № исх.-16/гсн-1381, представленных в Омское УФАС России, Госстройнадзор Омской области сообщает следующее.

В соответствии со статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности относится осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.

Согласно части 4 статьи 47 ГрК РФ инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства выполняются в целях получения материалов о природных условиях территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, о прогнозе их изменения, необходимых для разработки решений относительно такой территории.

Указанные сведения могут быть получены, в том числе в результате выполнения инженерно-экологических изысканий.

Инженерно-экологические изыскания включены в Перечень основных видов инженерных изысканий, утвержденный Постановлением № 20.

Исходные данные, полученные в результате выполнения инженерно- экологических изысканий, должны быть учтены при разработке разделов проектной документации линейных объектов «Мероприятия по охране окружающей среды», «Проект организации строительства» (часть 2 статьи 15 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; пункты 38, 40 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 24 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 (далее – Постановление № 145), отсутствие результатов инженерных изысканий является основанием для отказа в принятии проектной документации, представленной на государственную экспертизу.

С учетом вышеизложенного, Госстройнадзор Омской области проверяет наличие результатов инженерно-экологических изысканий в составе документов, представляемых на государственную экспертизу проектной документации линейных объектов капитального строительства.

Омское УФАС России, рассмотрев вышеуказанные обстоятельства, приходит к следующему выводу.

Постановлением № 145 определен порядок организации и проведения в Российской Федерации государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (далее - государственная экспертиза), порядок определения размера платы за проведение государственной экспертизы, а также порядок взимания этой платы.

Перечень оснований для отказа в принятии документации на государственную экспертизу четко определен и ограничен основаниями, указанными в пункте 24 Постановления № 145.

Госстройнадзор Омской области в своих письменных пояснениях от 29.04.2016 г. исх. № исх.-16/гсн-1381 в качестве основания для отказа в принятии документов ссылается на подпункт г) пункта 24 Постановления № 145, а именно представление не всех документов, указанных в пунктах 13 - 16 Постановления № 145.

Подпункт е) пункта 13 Постановления № 145 определяет, что для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, представляются результаты инженерных изысканий в соответствии с требованиями (в том числе к составу указанных результатов), установленными законодательством Российской Федерации.

 Как следует из части 1 статьи 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения.

Виды инженерных изысканий, порядок их выполнения для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения, а также состав, форма материалов и результатов инженерных изысканий, порядок формирования и ведения государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий с учетом потребностей информационных систем обеспечения градостроительной деятельности устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 47 ГрК РФ).

Постановлением № 20 утверждены виды инженерных изысканий и порядок их выполнения. Так, раздел I Постановления № 20 содержит следующие виды основных инженерных изысканий:

1. Инженерно-геодезические изыскания;

2. Инженерно-геологические изыскания;

3. Инженерно-гидрометеорологические изыскания;

4. Инженерно-экологические изыскания;

5. Инженерно-геотехнические изыскания.

Необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий, состав, объем и метод их выполнения устанавливаются с учетом требований технических регламентов программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания застройщика или технического заказчика, в зависимости от вида и назначения объектов капитального строительства, их конструктивных особенностей, технической сложности и потенциальной опасности, стадии архитектурно-строительного проектирования, а также от сложности топографических, инженерно-геологических, экологических, гидрологических, метеорологических и климатических условий территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, степени изученности указанных условий (часть 5 статьи 47 ГрК РФ).

Таким образом, как следует из части 5 статьи 47 ГрК РФ, необходимость подготовки тех или иных видов инженерных изысканий, определенных Постановлением № 20, устанавливается программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания застройщика или технического заказчика, и зависит от особенностей конкретного строящегося объекта.

Пунктом 4 Постановления № 20 установлено, что основанием для выполнения инженерных изысканий является заключаемый в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договор между заказчиком (застройщиком) и исполнителем, к которому прилагаются техническое задание и программа выполнения инженерных изысканий.

Заказчик (застройщик) и исполнитель определяют состав работ, осуществляемых в ходе инженерных изысканий как основных, так и специальных видов, их объем и метод выполнения с учетом специфики соответствующих территорий и расположенных на них земельных участков, условия передачи результатов инженерных изысканий, а также иные условия, определяемые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Заявителем в Омское УФАС России представлен договор № 2015-01/285 на выполнение изыскательских работ от 18.02.2015 г., заключенный ОАО «Омскгазстройэксплуатация» с ООО «СибИзыскания».

Как следует из задания на производство инженерных изысканий для строительства объекта «Сеть газораспределения по с.Александровка Азовского ННМР Омской области» были выполнены инженерно-геологические и инженерно-геодезические изыскания.

Как сообщает Заявитель, необходимость выполнения только инженерно-геологических и инженерно-геодезических изысканий была определена программой инженерных изысканий, разработанной на основании задания застройщика (ОАО «Омскгазстройэксплуатация») с учетом вида и назначения объекта капитального строительства, его конструктивных особенностей, технической сложности и потенциальной опасности, стадии архитектурно- строительного проектирования, а также от сложности топографических, инженерно-геологических, экологических, гидрологических, метеорологических и климатических условий территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, степени изученности указанных условий.

В связи с чем, для государственной экспертизы ОАО «Омскгазстройэксплуатация» в соответствии с пунктом 5 статьи 47 ГрК РФ были представлены инженерно-геологические и инженерно-геодезические изыскания.

Как указывалось выше в настоящем Предупреждении, Госстройнадзор Омской области мотивирует отказ в проведении государственной экспертизы тем, что Заявителем не представлены инженерные изыскания, необходимые для разработки проектной документации по объекту «Сеть газораспределения по с. Александровка Азовского ННМР Омской области», в соответствии с разделом I Перечня видов инженерных изысканий, утвержденного Постановление № 20 (письмо от 29.01.2016 г. исх. № 16/ГСН-276). 

Таким образом, по мнению Госстройнадзор Омской области, для принятия на государственную экспертизу проектной документации объекта капитального строительства должны быть представлены все виды основных инженерных изысканий.

Проведя анализ вышеуказанных норм ГрК РФ, Постановления № 20, Постановления № 145, Омское УФАС России приходит к выводу, что требование Госстройнадзора Омской области о необходимости при подаче документов на государственную экспертизу объекта капитального строительства, вне зависимости от его особенностей и положений программы инженерных изысканий, предоставления всех видов основных инженерных изысканий, установленных Постановлением № 20, является необоснованным.

В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

На основании вышеизложенного, Омское УФАС России в действиях Госстройнадзора Омской области, выразившихся в отказе принятия на государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту «Сеть газораспределения по с. Александровка Азовского ННМР Омской области» по основанию непредставления инженерных изысканий, усматривает признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку отказ в приеме документов по данному основанию не позволяет ОАО «Омскгазстройэксплуатация» получить положительное заключение экспертизы проектной документации (статья 49 ГрК РФ), которое необходимо для получения разрешения на строительство «Сети газораспределения по с. Александровка Азовского ННМР Омской области» (подпункт 4 части 7 статьи 51 ГрК РФ).  

В связи с наличием в действиях Госстройнадзора Омской области признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ОАО «Омскгазстройэксплуатация», путем отказа в принятии на государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту «Сеть газораспределения по с. Александровка Азовского ННМР Омской области» по основанию непредставления инженерных изысканий, Омское УФАС России в соответствии со статьей  39.1 Федерального закона от 26.07.2006    № 135-ФЗ «О защите  конкуренции» Омское УФАС России  

 

предупреждает 

Госстройнадзор Омской области о необходимости прекращения указанных действий, путем прекращения установления требования о предоставлении всех видов инженерных изысканий, установленных Постановлением № 20, для принятия на государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту «Сеть газораспределения по с. Александровка Азовского ННМР Омской области».

Настоящее предупреждение подлежит исполнению в течение 10 рабочих дней со дня его получения.   

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Омское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны