Решение б/н Заключение № 05-04.1/08-17 РНП по обращению ОАО «ОмскВодокан... от 23 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заключение № 05-04.1/08-17 РНП

по результатам проверки сведений о недобросовестном участнике закупки,

уклонившимся от заключения договора

 

20 июня 2017 г.                                                                                                                      г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, уполномоченная проверять сведения, предоставляемые в антимонопольный орган в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия), в составе:

<…> – начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;

<…> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…> – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев обращение открытого акционерного общества «ОмскВодоканал» (далее – ОАО «ОмскВодоканал», Заказчик) от 08.06.2017 № И.07.ОмВК.УСС-08062017-0050 (вх. Омского УФАС России от 09.06.2017 № 4599э) о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью «АНДСОН» (ИНН <…>) (далее – ООО «АНДСОН», Общество) в реестр недобросовестных поставщиков,

при участии представителей ОАО «ОмскВодоканал»:

<…> (доверенность от 20.06.2017 № 206, личность удостоверена паспортом),

<…> (доверенность от 20.06.2017 № 207, личность удостоверена паспортом),

<…> (доверенность от 30.12.2016 № 328, личность удостоверена паспортом);

при участии представителя ООО «АНДСОН» – <…> (доверенность от 01.05.2017 б/н, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. 09.06.2017 в Омское УФАС России поступило обращение ОАО «ОмскВодоканал» о включении сведений об ООО «АНДСОН» (ИНН <…>) в реестр недобросовестных поставщиков с приложением документов, свидетельствующих, по мнению ОАО «ОмскВодоканал», об отказе Общества, победителя открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию (поверке и ремонту) общедомовых приборов учета холодной воды в 1-ом полугодии 2017 года для нужд ОАО «ОмскВодоканал» (извещение о проведении закупки № 31704727010, размещенное на сайте www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), от заключения договора.

Как следует из представленных Заказчиком документов, информации, размещенной в единой информационной системе, ОАО «ОмскВодоканал» проведен запрос предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию (поверке и ремонту) общедомовых приборов учета холодной воды в 1-ом полугодии 2017 года для нужд ОАО «ОмскВодоканал» (далее – запрос предложений, закупка № 31704727010), с начальной (максимальной) ценой договора 6 574 331 руб., в том числе НДС 18%, в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), Положения о закупках продукции (товаров, работ и услуг) ОАО «ОмскВодоканал» (далее – Положение о закупках ОАО «ОмскВодоканал»).

Согласно акту вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений от 23.03.2017 по окончании срока  приема заявок на участие в запросе предложений было подано 4 предложения: ООО «АНДСОН», ООО ИТЦ «Карат», ООО «ГАЗСЕРВИС», ООО «РАМ». Все предложения участников процедуры закупки приняты комиссией к рассмотрению.

В соответствии с протоколом подведения итогов от 19.04.2017 (подписан – 27.04.2017, размещен в единой информационной системе в сфере закупок – 28.04.2017) все участники закупки № 31704727010 допущены к участию в запросе предложений. Победителем запроса предложений признано ООО «АНДСОН», с предложенной суммой исполнения договора – 3 032 600 руб., в том числе НДС 18%.

ООО «ГАЗСЕРВИС» признано претендентом № 2 на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию (поверке и ремонту) общедомовых приборов учета холодной воды в 1-ом полугодии 2017 года для нужд ОАО «ОмскВодоканал». Предложенная сумма исполнения договора – 2 590 000 руб., в том числе НДС 18%.

Согласно протоколу заседания Совета директоров ОАО «ОмскВодоканал» № 09/17 в соответствии с Уставом ОАО «ОмскВодоканал» совершение сделки путем заключения заключение договора подряда с ООО «АНДСОН» было одобрено Советом директоров ОАО «ОмскВодоканал» 15.05.2017.

Подписанный со стороны ОАО «ОмскВодоканал» договор был направлен ООО «АНДСОН» заказным письмом 18.05.2017.

23.05.2017 в адрес ОАО «ОмскВодоканал» поступило письмо ООО «АНДСОН», в котором Общество предлагает рассмотреть и согласовать протокол разногласий к проекту договора подряда, подлежащего заключению по итогам закупки (извещение № 31704727010), проведенной путем запроса предложений.

В ответ на предложение ООО «АНДСОН» об изменении договора подряда на выполнение работ по техническому обслуживанию (поверке и ремонту) общедомовых приборов учета холодной воды ОАО «ОмскВодоканал» указало (исх. от 02.06.2017 № И.09.ОмВК.КД.ИВР-02062017-0097), что проект договора является неотъемлемой частью документации по запросу предложений № 31704727010, был размещен в свободном доступе в единой информационной системе согласно Закону о закупках и был доступен для ознакомления и изучения неограниченному числу лиц.

В связи с изложенным, ОАО «ОмскВодоканал» предложило ООО «АНДСОН» надлежащим образом оформить (подписать со своей стороны) повторно направленный в адрес Общества договор подряда на выполнение работ по техническому обслуживанию (поверке и ремонту) общедомовых приборов учета холодной воды, включая все приложения к договору, и возвратить в ОАО «ОмскВодоканал» указанный договор в срок до 15.06.2017.

02.06.2017 в адрес ОАО «ОмскВодоканал» поступило письмо ООО «АНДСОН» об отказе от заключения договора.

 

2. В соответствии с пунктом 8.2.1 Положения о закупках ОАО «ОмскВодоканал» порядок заключения и исполнения договора регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, договором и документацией о закупке.

Если в документации о закупке не указано иное, то договор с победителем либо иным участником закупки, с которым в соответствии с Положением о закупке заключается такой договор, должен быть заключен Заказчиком не позднее 20 дней по результатам проведения торгов и оформления протокола о результатах закупки, а по результатам неторговых процедур не позднее даты истечения срока действия предложения участника – победителя закупочной процедуры, указанного в предложении (пункт 8.2.2 Положения о закупках ОАО «ОмскВодоканал»).

В случае, если участник закупки, обязанный заключить договор, не представил заказчику подписанный им договор в срок, либо не предоставил надлежащее обеспечение исполнения договора, такой участник признается уклонившимся от заключения договора (пункт 8.2.4 Положения о закупках ОАО «ОмскВодоканал»).

В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

По смыслу указанной нормы Закона о закупках основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения договора, которое предполагает недобросовестное поведение.

В целях проверки факта уклонения Общества от заключения договора Омское УФАС России направило в адрес ООО «АНДСОН» запрос (исх. от 14.06.2017 № 05-4562) о представлении письменных пояснений с указанием причин уклонения от подписания договора. В запросе от 14.06.2017 № 05-4562 также содержалось уведомление о рассмотрении настоящего обращения ОАО «ОмскВодоканал».

19.06.2017 в адрес Омского УФАС России поступили письменные пояснения по факту уклонения Общества от заключения договора (вх. № 4841), из которых следует, что «В составе закупочной документации (пункт 13 информационной карты) указано «Приложение № 1Б – Спецификация оборудования, подлежащего техническому обслуживанию».

Между тем, фактически Приложение № 1Б к закупочной документации содержит иной документ: «Спецификацию на выполнение работ по техническому обслуживанию (поверке и ремонту) общедомовых приборов учета холодной воды.

В приложениях № 1В и № 1Г также не содержится сведений об установленном оборудовании (марка, модель, изготовитель).

Спецификация на выполнение работ, как следует из названия, содержит перечень подлежащих выполнению работ, тогда как спецификация оборудования – это список, содержащий подробные и детальные сведения об установленном у заказчика оборудовании.

Предоставление одного документа (спецификации работ) вместо другого (спецификации оборудования), принципиального необходимого исполнителю для выполнения условий закупки, является нарушением требований пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, из которых следует, что заказчик обязан установить требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара.

Нарушение закона, допущенное ОАО «ОмскВодоканал» при проведении закупки, привело к тому, что победитель закупки – ООО «АНДСОН», внося свое предложение, не располагало сведениями о фактически установленном у заказчика оборудовании и, как следствие, был лишено возможности объективной оценки объема и стоимости подлежащих выполнению работ.

В частности, в состав регистратора данных  CELLO (установленных в узлах учета холодной воды) входит высокоемкая аккумуляторная батарея 9V3000.

Согласно коммерческому предложению ООО «Научно-техническое объединение «Радионациональные энергетические системы» (исх. № 17-564 от 12.05.2017) цена батареи 9V3000 составляет 7 800 рублей. Как минимум 300 узлов учета расхода холодной воды  требуют замены указанных батарей.

Следовательно, только замена батарей обойдется исполнителю в сумму 2 340 000 рублей (7 800 × 300 = 2 340 000), что с учетом общей стоимости работ по договору, составляющей 3 032 600 рублей, фактически делает выполнение работ убыточным для исполнителя.

Располагая данной информацией своевременно, до проведения закупочных мероприятий, ООО «АНДСОН» отказалось бы от участия в закупке ввиду ее заведомой убыточности.

Формируя свое предложение для участия в закупке ООО «АНДСОН» исходило из средних по рынку цен для  предполагаемых заказчиком работ по техническому обслуживанию (поверке и ремонту) общедомовых приборов учета холодной воды.

Кроме того, Обществом в адрес Заказчика в соответствии с пунктом 11.1 Положения о закупках ОАО «ОмскВодоканал» направлялось предложение о проведении преддоговорных переговоров. На что не последовало ответа.

Также Заказчику направлялся протокол разногласий с предложениями изменить условия договора. На что не последовало конструктивного ответа».

К вышеуказанным письменным пояснениям ООО «АНДСОН» были представлены:

– протокол разногласий к проекту договора подряда;

– коммерческое предложение ООО «Научно-техническое объединение «Радионациональные энергетические системы» исх. № 17-564 от 12.05.2017;

– предложение ООО «АНДСОН» о проведении преддоговорных переговоров об уточнении условий договора с победителем закупки (исх. 14 от 15.05.2017).

На заседании Комиссии 20.06.2017 представитель ООО «АНДСОН» представил письменные пояснения, из которых следует, что «согласно закупочной документации «Приложение № 5 – Основные квалификационные критерии для оценки и выбора подрядных организаций» опыт работы предприятия с момента регистрации с учетом правопреемственности по аналогичным видам работ должен составлять не менее 1 года. Документом, подтверждающим данный факт, является копия свидетельства о регистрации, заверенная подписью руководителя и печатью предприятия.

Между тем, согласно переставленному ООО «АНДСОН» свидетельству регистрации МИФНС № 12 по Омской области за государственным номером <…> дата регистрации – 05.05.2016. Дата подачи заявки на участие в запросе цен – 13.02.2017. Следовательно, ООО «АНДСОН» не соответствовало требованиям к участнику закупки.

К вышеуказанным письменным пояснениям на заседании Комиссии 20.06.2017 представителем ООО «АНДСОН» были представлены:

– приложение № 5 к закупочной документации;

– свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения серии 55 № 000843565;

– свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 55 № 003843564.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.

Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.

Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределённостью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.

Доказательств возникновения у Общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему в установленном порядке подписать проект договора и направить его Заказчику, не представлено.

По мнению Комиссии, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник закупки должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и уклонения от заключения договора в дальнейшем.

Как установлено Комиссией и подтверждено имеющимися в деле № 05-04.1/08-17 РНП материалами, 28.04.2017 ОАО «ОмскВодоканал» в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещен протокол от 19.04.2017 (подписан 27.04.2017), согласно которому ООО «АНДСОН» было признано победителем запроса предложений.

Согласно протоколу заседания Совета директоров ОАО «ОмскВодоканал» № 09/17 в соответствии с Уставом ОАО «ОмскВодоканал» совершение сделки путем заключения заключение договора подряда с ООО «АНДСОН» было одобрено Советом директоров ОАО «ОмскВодоканал» 15.05.2017.

Подписанный со стороны ОАО «ОмскВодоканал» договор был направлен ООО «АНДСОН» заказным письмом 18.05.2017.

02.06.2017 в адрес ОАО «ОмскВодоканал» поступило письмо ООО «АНДСОН» об отказе от заключения договора.

Таким образом, из совокупности имеющихся в деле № 05-04.1/08-17 РНП материалов Комиссия пришла к заключению, что ООО «АНДСОН» (ИНН <…>), ставшее победителем запроса предложений, уклонилось от заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию (поверке и ремонту) общедомовых приборов учета холодной воды (извещение № 31704727010).

Вместе с тем, Комиссией установлены следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 20 закупочной документации участник должен соответствовать, в том числе «Основным квалификационным критериям для оценки и выбора подрядчика» (Приложение № 5 к закупочной документации).

Согласно Приложению № 5 к закупочной документации  опыт работы предприятия с момента регистрации с учетом правопреемственности по аналогичным видам работ должен составлять не менее 1 года. Документом, подтверждающим данный факт является копия свидетельства о регистрации, заверенная подписью руководителя и печатью предприятия. Наличие опыта работы предприятия менее 1 года является основанием для недопуска к участию в закупке.

Комиссией установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица серии 55 № 003843564 ООО «АНДСОН» зарегистрировано 05.05.2016 за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) <…>.

Таким образом, на момент подачи и рассмотрения заявки ООО «АНДСОН» опыт работы Общества с момента регистрации по аналогичным видам работ составлял менее 1 года. Следовательно, заявка ООО «АНДСОН» не должна была быть допущена к участию в запросе предложений.

3. 09.06.2017 в Омское УФАС России из ОАО «ОмскВодоканал» поступили сведения, предусмотренные пунктами 3-7 Перечня сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Постановление № 1211).

 

Информация о недобросовестном участнике закупки, поставщике и его месте нахождения

Сведения о проведенной закупке

Сведения о договоре

наименование юридического лица

страна

почтовый индекс, наименования единиц административно-территориального деления страны, муниципального образования, населенного пункта

улица, номер дома (владения), корпуса (строения), офиса, квартиры

ИНН

дата подведения итогов закупки

дата заключения неисполненного договора*

реквизиты подтверждающего документа

наименование товаров, работ, услуг

код ОКДП

валюта договора

цена договора

срок исполнения договора (месяц, год)

ООО «АНДСОН»*

<…>

<…>,

г. <…>

ул. <…>,

д. <…>

 

<…>

27.04.2016

-

№ 192017

Техническое обслуживание (поверка и ремонт) общедомовых приборов учета холодной воды

36.00.20.140 «Услуги по техническому обслуживанию приборов учета расхода воды»

рубль

3 032 600

с момента подписания договора до 30.06.2017

* По результатам проведенной ОАО «ОмскВодоканал» закупки № 31704727010 договор с ООО «АНДСОН» заключен не был.

 

Также ОАО «ОмскВодоканал» предоставило копии следующих документов (вх. Омского УФАС России от 09.06.2017 № 4599э, от 19.06.2017 № 4824):

– протокола № 192017;

– письма ОАО «ОмскВодоканал» от 18.05.2017 № И.09.ОмВК.КД.ИВР-18052017-0117;

– почтового уведомления;

– письма ООО «АНДСОН» (вх. ОАО «ОмскВодоканал» от 23.05.2017 № КД-0108);

– письма ОАО «ОмскВодоканал» от 02.06.2017 № И.09.ОмВК.КД.ИВР-02062017-0097;

– письма ООО «АНДСОН» (вх. ОАО «ОмскВодоканал» от 02.06.2017 № А-0150);

– Положения о закупках продукции (товаров, работ и услуг) ОАО «ОмскВодоканал»;

– закупочной документации;

– акта вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений от 23.03.2017;

– запроса на разъяснение документации (с приложением ответа ОАО «ОмскВодоканал»).

На заседании Комиссии 20.06.2017 представителем ОАО «ОмскВодоканал» представлены копии следующих документов:

– письма о подаче оферты ООО «АНДСОН»;

– протокола № 09/17 от 15.05.2017.

По результатам проверки представленных ОАО «ОмскВодоканал» сведений в отношении ООО «АНДСОН» (ИНН <…>), на основании пункта 2 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением № 1211, пунктов 7, 8 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением № 1211, во исполнение приказа ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия с учетом всех обстоятельств, установленных при рассмотрении обращения ОАО «ОмскВодоканал»

 

ПРИШЛА К ЗАКЛЮЧЕНИЮ:

    

Основания для включения сведений об обществе с ограниченной ответственностью «АНДСОН» (ИНН <…>) – победителе запроса цен на выполнение работ по техническому обслуживанию (поверке и ремонту) общедомовых приборов учета холодной воды (извещение о проведении закупки № 31704727010, размещенное на сайте www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») – в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.

 

 

Настоящее заключение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                               <…>

 

Члены Комиссии                                                                                           <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны