Решение б/н Решение № 05-04.1/10-17 по жалобе Филиала "РОСИНКАС на дейст... от 15 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 
   

Решение № 05-04.1/10-17

о признании жалобы необоснованной

 

01.02.2017                                                                                                                             г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

< … >,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу Омского областного управления инкассации - филиала «РОСИНКАС» (далее - Филиал «РОСИНКАС», Заявитель) на действия Муниципального предприятия города Омска «Пассажирское предприятие № 4» (далее – МП г. Омска «ПП № 4», Предприятие, Заказчик, Ответчик) по проведению закупки у единственного поставщика на оказание услуг по инкассации денежных средств для нужд предприятия в 2017 г. (извещение о проведении закупки № 31704644701 размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет») (далее - Закупка),

в присутствии:

- представителей Заявителя - < … >,

- представителя Ответчика - < … >,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России 12.01.2017 (вх. Омского УФАС России от 12.01.2017                № 155) поступила жалоба Заявителя на действия Предприятия при проведении Закупки.

Заявитель считает, что Предприятие, выбрав способ закупки у единственного поставщика, нарушило действующее законодательство в сфере закупок, необоснованно ограничив круг участников Закупки, в результате чего Филиал «РОСИНКАС», обладая многолетним опытом работы на рынке услуг инкассации, профессиональными кадрами и необходимой спецтехникой, не смог принять участие в Закупке.

Заявитель просит провести проверку действий Предприятия при проведении Закупки и отменить результаты Закупки.

На заседаниях Комиссии 23.01.2017 и 01.02.2017 представители Заявителя поддержали доводы, изложенные в жалобе Филиала «РОСИНКАС», в полном объеме.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 16.01.2017                              № 05-244 Предприятием 19.01.2017 (вх. Омского УФАС России от 19.01.2017 № 359) представлены возражения на жалобу Филиала «РОСИНКАС» и надлежащим образом заверенные копии, в том числе:

– Положения о закупке товаров, работ, услуг МП г. Омска «ПП № 4»                         (редакция № 10), утвержденного приказом директора МП г. Омска «ПП № 4» от 16.12.2016 № 39ах (далее - Положение о закупках);

– приказа директора МП г. Омска «ПП № 4» от 31.12.2016 № 70ах «О способе осуществления закупки на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг)» (далее - приказ МП г. Омска «ПП № 4» от 31.12.2016 № 70ах);

– извещения о проведении Закупки;

– протокола заседания единой закупочной комиссии МП г. Омска «ПП № 4» от 30.12.2016 б/н. 

В представленных возражениях МП г. Омска «ПП № 4» указывает следующее:

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказ­чика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения дого­воров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Законом о закупках предоставлено право Заказчику предусмотреть в положении о закупке иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. Одним из таких способов является закупка у единственного поставщика.

Закупка проводилась в соответствии с Положением о закупках, которое размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

Согласно ч. 1 ст. 51 Положения о закупках закупка у единственного по­ставщика может осуществляться, в том числе в случаях:

- если Заказчик пришел к обоснованному выводу, что товары, работы, услуги могут быть получены только от одного поставщика, подрядчика, исполнителя либо единственный поставщик, подрядчик, исполнитель обладает исключительными пра­вами в отношении данных товаров, работ, услуг и отсутствует их равноценная замена (п. 7);

- осуществляет­ся закупка товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 1200 тыс. руб. в течение квартала (п. 9);

- осуществляется закупка услуг, связанных с перевозкой, охраной и инкассацией наличных денег, вексе­лей, платёжных и расчётных документов, и других ценностей Заказчика от места их сбора до места их сдачи в кассовый узел (п. 20).

Ответчик поясняет, что выбор конкретного поставщика был обусловлен, в том числе тем, что между МП г. Омска «ПП № 4» и ПАО «Сбербанк РФ» заключены кредитные договоры. ООО НКО «Финчер» является единственной в г. Омске организацией, имеющей официаль­ную аккредитацию ПАО «Сбербанк» в области инкассации, перевозки и охраны денежных средств от места их сбора до места сдачи в кассовый узел. Использование услуг любой другой организации, по мнению Заявителя, не было бы одобрено руководством ПАО «Сбербанк».

Сумма закупки составляет 863 760,00 руб., что меньше максимальной суммы закупки в квартал, определенной в п. 20 ч. 1 ст. 51  Положения о закупках.

Исходя из изложенного, Заявитель делает вывод, что у МП г. Омска «ПП № 4» в соответствии с Поло­жением и нормами Закона о закупках имелись законные основания для проведения закупки у единственного поставщика.

Кроме того, Ответчик считает, что у Филиала «РОСИНКАС» отсутствовали основания для направ­ления жалобы в антимонопольный орган, поскольку согласно ч. 10 ст. 3 Закона о закупках в порядке, установленном антимонопольным органом, участник может обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1)        неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Феде­ральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков тако­го размещения;

2)        предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмот­ренных документацией о закупке;

3)        осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и раз­мещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положе­ний Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере заку­пок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4)        неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информа­ции о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Заявитель утверждает, что в жалобе Филиала «РОСИНКАС» не приводятся нарушения, перечисленные в ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного, Ответчик считает жалобу необоснованной.

На заседаниях Комиссии 23.01.2017 и 01.02.2017 представитель Ответчика высказался согласно представленным Предприятием письменным возражениям.

3. Из представленных материалов и информации следует, что 09.01.2017 в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» была размещена информация о проведении закупки у единственного поставщика, в том числе: извещение № 31704644701 о проведении Закупки, протокол заседания единой  закупочной комиссии от 30.12.2016 б/н. Начальная (максимальная) цена договора (цена лота) составила 863 760,00 руб. (с учетом НДС).

Согласно протоколу заседания единой закупочной комиссии                                           МП г. Омска «ПП № 4» от 30.12.2016 б/н единой закупочной комиссией принято решение провести закупку посредством ее осуществления у единственного поставщика и заключить договор с ООО НКО «Финчер» г. Москва с ценой договора 863 760,00 руб. (с учетом НДС).

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав представителей Заявителя и Ответчика, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

4.1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № ФЗ-223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате проведения торгов (ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке) (часть 1 статьи 2 Закона о закупках).

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Таким образом, ограничений по выбору того или иного способа закупки в Законе о закупках не содержится. Заказчик вправе самостоятельно определять способы закупки товаров, работ, услуг, порядок подготовки и проведения которых должен быть установлен в положении о закупке.

Согласно ч. 1 ст. 5 Положения о закупках закупка товаров, работ, услуг может осуществляться, в том числе способом закупки у единственного поставщика.

Закупка у единственного поставщика – закупка, при которой Заказчик предлагает заключить договор только одному поставщику, подрядчику, исполнителю (ст. 2 Положения о закупках).

В п. 9 ч. 1 ст. 51 Положения о закупках установлены случаи, когда может осуществляться закупка у единственного поставщика, в том числе в случае, когда осуществляется закупка товаров, работ или услуг на сумму, не превышающую 1200 тысяч рублей в течение квартала.

Из материалов дела следует, что начальная (максимальная) цена договора составляет 863 760,00 руб. (с учетом НДС), что не превышает установленную в п. 9 ч. 1 ст. 51 Положения о закупках сумму для совершения сделки посредством закупки у единственного поставщика.

Проанализировав Положение о закупках, Комиссия пришла к выводу, что выбор Предприятием способа закупки на оказание услуг по инкассации денежных средств для нужд МП г. Омска «ПП № 4» в 2017 г. на сумму 863 760,00 руб. (с учетом НДС) подпадает под случай проведения закупки у единственного поставщика, установленный в п. 9 ч. 1 ст. 51 Положения о закупках.

Комиссия считает, что Предприятие было вправе провести Закупку посредством ее осуществления у единственного поставщика в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 51 Положения о закупках, при этом нарушения Закона о закупках и Положения о закупках Комиссией не установлены.

4.2. В ходе рассмотрения жалобы Омским УФАС России установлено иное нарушение, не являющееся предметом обжалования Заявителем.

В п. 4.1 настоящего решения указано, что ограничений по выбору того или иного способа закупки в Законе о закупках не содержится. Заказчик вправе самостоятельно определять способы закупки товаров, работ, услуг, порядок подготовки и проведения которых должен быть установлен в положении о закупке.

Вместе с тем, предоставленная Заказчику Законом о закупках возможность самостоятельно определять условия применения закупки, по мнению Комиссии, не освобождает заказчика от обязанности при разработке положения о закупках соблюдать требования антимонопольного законодательства.

В п. 20 ч. 1 ст. 51 Положения о закупках установлен случай, когда Заказчиком может осуществляться закупка у единственного поставщика - закупка услуг, связанных с перевозкой, охраной и инкассацией наличных денег, векселей, платёжных и расчётных документов, и других ценностей Заказчика от места их сбора до места их сдачи в кассовый узел (далее - инкассаторская деятельность).

Комиссией установлено, что аккредитованными организациями, оказывающими услуги в области инкассации, перевозки денежных средств, на территории г. Омска, являются пять организаций, в том числе: ООО НКО «Финчер», «РОСИНКАС», следовательно, в настоящее время существует конкурентный рынок услуг в области инкассации, перевозки денежных средств, что подтверждается протоколом заседания конкурсной комиссии ПАО «Сбербанк» по закупке товаров, работ, оказания услуг от 29.11.2016 № 090/16.

Комиссия пришла к выводу, что установленное Заказчиком основание проведения закупки у единственного поставщика в п. 20 ч. 1 ст. 51 Положения о закупках дает право Предприятию осуществлять закупку услуг, связанных с инкассаторской деятельностью, только неконкурентным способом, т.е. закупкой у единственного поставщика, что не обусловлено характером закупки (не доказана исключительность ее исполнения единственным поставщиком) и может повлечь нарушение принципов закупочной деятельности, установленных в ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, в том числе ограничение конкуренции по отношению хозяйствующим субъектам, оказывающих аналогичные услуги.

4.3. Довод Ответчика о том, что исполнение услуг по инкассации денежных средств Предприятия другой организацией, кроме ООО НКО «Финчер», не было бы одобрено ПАО «Сбербанк», носит предположительный характер и не подтверждено документально.

Довод Ответчика о том, что у Филиала «РОСИНКАС» отсутствовали основания для направления жалобы в антимонопольный орган, поскольку в жалобе не приводятся основания, предусмотренные ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, Комиссия считает необоснованным по следующим мотивам.

В соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

Частью 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Исходя из изложенного, антимонопольный орган вправе рассматривать жалобы участников закупки и в тех случаях, когда жалоба содержит сведения о нарушении организатором закупки требований антимонопольного законодательства.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу Омского областного управления инкассации - филиала «РОСИНКАС» на действия Муниципального предприятия города Омска «Пассажирское предприятие № 4» (далее – МП г. Омска «ПП № 4») по проведению закупки у единственного поставщика на оказание услуг по инкассации денежных средств для нужд МП г. Омска «ПП № 4» в 2017 г. (извещение о проведении закупки № 31704644701 размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет»).

2. Выдать МП г. Омска «ПП № 4» предписание об исключении п. 20 ч. 1 ст. 51 из Положения о закупках, а именно об исключении закупки у единственного поставщика в случае осуществления закупки услуг, связанных с перевозкой, охраной и инкассацией наличных денег, векселей, платёжных и расчётных документов, и других ценностей Заказчика от места их сбора до места их сдачи в кассовый узел.

3. Снять ограничения, наложенные уведомлением  Омского УФАС России от 16.01.2017 № 05-244.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

< … >

 

 

 

 

Предписание № 05-04.1/10-17

 

 

01.02.2017                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

< … >,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу Омского областного управления инкассации - филиала «РОСИНКАС» (далее - Филиал «РОСИНКАС», Заявитель) на действия Муниципального предприятия города Омска «Пассажирское предприятие № 4» (далее – МП г. Омска «ПП № 4») по проведению закупки у единственного поставщика на оказание услуг по инкассации денежных средств для нужд предприятия в 2017 г. (извещение о проведении закупки № 31704644701 размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет») (далее - Закупка),

на основании своего Решения от 01.02.2017 № 05-04.1/10-17, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, п. 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. МП г. Омска «ПП № 4» в течение десяти дней с даты получения настоящего предписания исключить п. 20 ч. 1 ст. 51 из Положения о закупке товаров, работ, услуг МП г. Омска «ПП № 4» (редакция № 10), утвержденного приказом директора МП г. Омска «ПП № 4» от 16.12.2016 № 39ах, а именно: исключить закупку у единственного поставщика в случае осуществления закупки услуг, связанных с перевозкой, охраной и инкассацией наличных денег, векселей, платёжных и расчётных документов, и других ценностей заказчика от места их сбора до места их сдачи в кассовый узел.

2. МП г. Омска «ПП № 4» уведомить Омское УФАС России об исполнении пункта 1 настоящего предписания (в письменном виде с приложением подтверждающих документов) в течение трех дней со дня исполнения предписания.

 

Контроль исполнения предписания осуществить члену Комиссии < … >.

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

 

Невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

< … >                                                                                                                              

                                                                                                                             

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны