Решение №05-04.1/101-17 Решение № 05-04.1/101-17 Решение о признании жалобы обоснов... от 18 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение 05-04.1/101-17

о признании жалобы обоснованной

 

03.10.2017 г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

«….» – начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;

«…» – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

«…» – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «…» (далее – Заявитель) на действия организатора торгов - Комитета по экономике и управлению муниципальной собственностью Администрации Тарского муниципального района Омской области (далее – Комитет, Организатор торгов, Ответчик) (далее – Администрация) при организации и проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения по созданию и эксплуатации объекта коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Тарского муниципального района Омской области (извещение № 150817/0233007/01) (далее – Открытый конкурс),

при участии представителя ООО «…» -,

при участии представителей Комитета –

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 11.09.2017 № 7277), который полагает, что Организатором торгов при проведении Открытого конкурса были допущены нарушения положения Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон концессионных соглашениях), Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 224-ФЗ).

В жалобе Заявитель указывает следующие доводы.

1.1. На официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов не размещено постановление Администрации Тарского муниципального района Омской области от 21.07.2017 № 336 «О заключении концессионного соглашения по созданию и эксплуатации коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Тарского муниципального района Омской области». В связи с чем, по мнению Заявителя, нарушается принцип открытости и доступности информации о муниципально-частном партнерстве.

1.2. По мнению Заявителя, требования к участникам о наличии опыта реализации аналогичных проектов по созданию 1 объекта за 5 лет и (или) эксплуатации объектов, аналогичных объекту концессионного соглашения в области обращения с отходами не менее 3-х лет, ограничивают доступ к участию в Открытом конкурсе и создают преимущественные условия кому-либо из участников.

1.3. В нарушение части 11 статьи 15 Федерального закона № 224-ФЗ пятнадцатилетний срок действия концессионного соглашения установлен без учета срока создания объекта соглашения, объема инвестиций, вложенных в создание такого объекта, срока окупаемости инвестиций, срока получения частным партнером средств (выручки) в объеме, определенном соглашением.

Заявитель указывает, что объем получения концессионером средств (выручки) и срок их получения условиями концессионного соглашения не определены.

1.4. Заявитель указывает на бездействие Комитета, не утвердившего до 01.02.2017 перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, в том числе Полигона ТКО, и не разместившего данный перечень на официальном сайте в сети «Интернет». Отсутствие в перечне объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, какого-либо объекта, по мнению Заявителя, является препятствием для заключения концессионного соглашения в отношении этого объекта.

1.5. Конкурсная документация не содержит порядка предоставления концессионеру земельных участков с кадастровыми номерами 55:37:001703:123 и 55:37:001703:117, размеры арендной платы за указанные земельные участки в течение срока действия концессионного соглашения или порядок их определения либо формулы расчета размеров арендной платы, а также обязательство концедента по обеспечению предоставления концессионеру указанных земельных участков.

1.6. В нарушение части 5 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях, статьи 11 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», статьи 24.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» Организатор торгов отказывается выдавать и опубликовывать для разработки инвестиционной программы концессионера техническое задание.

На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной и принять меры антимонопольного реагирования.

На заседаниях Комиссии 22.09.2017, 03.10.2017 представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе ООО «…».

2. На основании уведомления Омского УФАС России (исх. от 19.09.2017 № 05-7660э) Комитетом представлены заверенные копии следующих документов:

– конкурсной документации по проведению Открытого конкурса, утвержденной приказом Комитета от 10.08.2017 № 15, в редакции приказа Комитета № 16 от 22.08.2017 (далее – Конкурсная документация);

- приказа Комитета от 10.08.2017 № 15;

- приказа Комитета № 16 от 22.08.2017;

- постановления Администрации от 21.07.2017 № 336 «О заключении концессионного соглашения по созданию и эксплуатации коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Тарского муниципального района Омской области» (далее - постановление Администрации от 21.07.2017 № 336);

- постановления Администрации от 07.08.2017 № 349 «О внесении изменений в постановление Администрации от 21.07.2017 № 336 «О заключении концессионного соглашения по созданию и эксплуатации коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Тарского муниципального района Омской области»;

- запросов о разъяснении положений Конкурсной документации и ответов на данные запросы.

На основании уведомления Омского УФАС России (исх. от 25.09.2017 № 05-7821э) Комитетом представлены заверенные копии следующих документов:

- письма Администрации от 29.09.2017 № ИСХ17/ТРС-1940 в адрес Омского филиала ФБУ «Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому Федеральному округу»;

- письма Администрации от 29.09.2017 № ИСХ17/ТРС-1939 в адрес Министерства культуры Омской области;

- письма Администрации от 29.09.2017 № ИСХ17/ТРС-1938 в адрес Главного управления лесного хозяйства Омской области;

- письма Администрации от 29.09.2017 № ИСХ17/ТРС-1937 в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области;

- письма Администрации от 05.07.2017 № ИСХ17/ТРС-1367 в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Омской области;

- письма Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 18.07.2017 № ИСХ-17/МПР-5993 в адрес Администрации;

- выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее – выписка из ЕГРН);

- письменные пояснения Комитета от 21.09.2017 № 463, от 29.09.2017 № 471 в адрес Омского УФАС России.

На заседаниях Комиссии 22.09.2017, 03.10.2017 представители Ответчика высказались согласно письменным пояснениям Комитета на жалобу ООО «…» (вх. Омского УФАС России от 21.09.2017 № 7621э, от 03.10.2017 № 7966), отметив следующее.

Постановление Администрации от 21.07.2017 № 336, в редакции постановления Администрации № 349, размещено на официальном сайте Тарского муниципального района в сети «Интернет» - tarsk.omskportal.ru. Законом о концессионных соглашениях не установлена обязанность по размещению на официальном сайте РФ торгов опубликования решения о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Относительно требования к участникам Открытого конкурса в части опыта аналогичных работ представители Комитета пояснили, что данное требование установлено в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях.

По мнению Ответчика, концессионное соглашение не является соглашением о государственно-частном партнерстве, так как такое соглашение является гражданско-правовым договором между публичным партнером и частным партнером, заключенным на срок не менее чем три года в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом № 224-ФЗ, но не Законом о концессионных соглашениях. В связи с чем, доводы Заявителя необоснованны.

Относительно порядка предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, представители Комитета пояснили, что такой порядок определен в пункте 21.6 Конкурсной документации.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Представители Комитета пояснили, что на рассмотрении представительного органа Тарского муниципального района находится проект решения «Об утверждения норм по арендной плате за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Тарского муниципального района Омской области». Данный проект предусматривает ставки арендной платы для земельных участков, предоставленных для размещения объектов, непосредственно используемых для утилизации твердых коммунальных отходов.

Из пояснений Комитета также следует, что Конкурсная документация не содержит условия о необходимости разработки участником конкурса проекта инвестиционной программы в период проведения Открытого конкурса. Требуемые технико-экономические показатели объекта содержатся в конкурсной документации. Тарифное регулирование своей деятельности осуществляется концессионером и РЭК Омской области. Органы местного самоуправления в сфере обращения с ТКО не имеют полномочий в области тарифного регулирования. Проект инвестиционной программы подлежит разработке и утверждению после заключения концессионного соглашения по результатам проведения конкурса.

В связи с чем, Ответчик считает довод Заявителя о предоставлении утвержденного технического задания для разработки концессионером инвестиционной программы по строительству, реконструкции и (или) модернизации объекта концессионного соглашения необоснованным. Отсутствие проекта инвестиционной программы во время проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения не является препятствием для проведения конкурса и участия в нем.

На основании изложенного, представители Ответчика считают, что действия Комитета при проведении Открытого конкурса являются законными и обоснованными.

 

3. Из представленных сторонами по делу материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», Комиссией установлено, что 15.08.2017 на официальном сайте размещено сообщение о проведении Открытого конкурса, а также Конкурсная документация (извещение № 150817/0233007/01).

Согласно Конкурсной документации предметом Открытого конкурса является право заключения концессионного соглашения по созданию и эксплуатации объекта коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Тарского муниципального района Омской области.

Прием заявок на участие в Открытом конкурсе осуществляется Организатором торгов с 16.08.2017 08 часов 30 минут по 04.10.2017 10 часов 00 минут.

Дата вскрытия конвертов – 04.10.2017 в 10 часов 00 минут.

Предварительный отбор участников Открытого конкурса – с 10 часов 00 минут 05.10.2017 до 18 часов 00 минут 13.10.2017.

Подача конкурсных предложений – с 19.10.2017 по 22.01.2018.

Вскрытие конвертов с конкурсными предложениями – 22.01.2017 в 10 часов 00 минут.

В соответствии с уведомлением Омского УФАС России проведение Открытого конкурса приостановлено.

 

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу обоснованной в части, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, регулируются Законом о концессионных соглашениях. Порядок заключения концессионного соглашения установлен главой 3 Закона о концессионных соглашениях.

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.

В соответствии со статьей 15 Закона о местном самоуправлении вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, относятся к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно Положению о Комитете по экономике и управлению муниципальной собственностью Администрации Тарского муниципального района Омской области, утвержденному Решением Совета Тарского муниципального района № 319/59 от 21.03.2008, указанный орган является муниципальным отраслевым (функциональным) органом Администрации Тарского муниципального района Омской области, входящим в его структуру, и осуществляет функции в пределах компетенции по управлению и распоряжению казённым имуществом муниципального района, муниципальной собственностью.

Таким образом, Комитет осуществляет свои полномочия, в том числе распоряжается имуществом, находящимся в собственности Тарского муниципального района, в пределах границ Тарского муниципального района Омской области.

4.1. В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях объектами концессионного соглашения являются объекты, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 22 Закона о концессионных соглашениях решение о заключении концессионного соглашения в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат муниципальному образованию, принимается органом местного самоуправления.

Постановлением Администрации от 21.07.2017 № 336 принято решение о заключении концессионного соглашения по созданию и эксплуатации полигона твердых и жидких коммунальных отходов для обеспечения обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых и жидких коммунальных отходов на территории Тарского муниципального района Омской области по результатам проведения Открытого конкурса.

Установлено, что концедентом является Тарский муниципальный район Омской области, от имени которого выступает Администрация Тарского муниципального района Омской области.

Из пункта 3 Постановления Администрации от 21.07.2017 № 336 следует, что полномочия концедента при заключении, исполнении и прекращении концессионного соглашения осуществляет Комитет.

Из пункта 4 Постановления Администрации от 21.07.2017 № 336 следует, что органом, уполномоченным на утверждение конкурсной документации, внесение в конкурсную документацию изменений, является Комитет.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 22 Закона о концессионных соглашениях решением о заключении концессионного соглашения устанавливается, в том числе срок опубликования в официальном издании, размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сообщения о проведении открытого конкурса.

Частью 1 статьи 26 Закона о концессионных соглашениях установлено, что сообщение о проведении конкурса опубликовывается конкурсной комиссией в определяемом концедентом официальном издании и размещается на официальном сайте в сети "Интернет" (при проведении открытого конкурса) или направляется лицам в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения одновременно с приглашением принять участие в конкурсе (при проведении закрытого конкурса) в срок, установленный конкурсной документацией, но не менее чем за тридцать рабочих дней до дня истечения срока представления заявок на участие в конкурсе.

Из пункта 9.2. Постановления Администрации от 21.07.2017 № 336 следует, сообщение о проведении Открытого конкурса необходимо разместить на официальном сайте в срок не позднее 25 дней с даты издания данного постановления, но не менее чем за 30 рабочих дней до дня истечения срока предоставления заявок на участие в Открытом конкурсе.

Комиссией установлено, что 15.08.2017 на официальном сайте размещено сообщение о проведении Открытого конкурса, таким образом, срок размещения на официальном сайте сообщения о проведении Открытого конкурса, Комитетом не нарушен.

Частью 1 статьи 26 Закона о концессионных соглашениях установлен перечень обязательных к размещению в сообщении о проведении конкурса сведений. При этом, Закон о концессионных соглашениях не содержит обязательства концедента о размещении решения о заключении концессионного соглашения.

В связи с чем, довод Заявителя о том, что на официальном сайте не размещено Постановление Администрации от 21.07.2017 № 336, Комиссия считает необоснованным. Заявителем не приведена норма Закона о концессионных соглашениях, которой регламентирована обязанность концедента по размещению на официальном сайте решения о заключении концессионного соглашения.

4.2. Как следует из материалов дела, приказом Комитета от 10.08.2017 № 15 утверждена Конкурсная документация.

В разделе 6 Конкурсной документации установлены требования к участникам Открытого конкурса.

Так, к участникам Открытого конкурса (Заявителям) установлено требование о наличии опыта реализации аналогичных проектов (реализуемых и (или) реализованных): по созданию не менее 1 объекта за 5 лет и (или) эксплуатации объектов аналогичных объекту концессионного соглашения в области обращения с отходами не менее 3-х лет.

В соответствии с частью 3 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях конкурсная документация не должна содержать требования к участникам конкурса, необоснованно ограничивающие доступ какого-либо из участников конкурса к участию в конкурсе и (или) создающие кому-либо из участников конкурса преимущественные условия участия в конкурсе.

В пункте 3 части 1 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях предусмотрено, что конкурсная документация должна содержать требования, которые предъявляются к участникам конкурса (в том числе требования к их квалификации, профессиональным, деловым качествам) и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников конкурса.

Таким образом, действующее законодательство не содержит исчерпывающего перечня требований, предъявляемых к участникам конкурса, поэтому уполномоченный орган вправе самостоятельно определять критерии допуска к участию в конкурсе.

Учитывая, что предметом концессионного соглашения будет являться создание, реконструкция и эксплуатация полигона твердых коммунальных отходов, Комиссия считает, что установленное в Конкурсной документации требование к участникам конкурса об опыте реализации аналогичных проектов или эксплуатации аналогичного объекта (полигона ТКО) в равной степени распространяется на всех участников, не создает неравных условий для хозяйствующих субъектов, в связи с чем, приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.

4.3. Заявитель указывает, что Комитетом в нарушение части 11 статьи 15 Федерального закона № 224-ФЗ пятнадцатилетний срок действия концессионного соглашения установлен без учета срока создания объекта соглашения, объема инвестиций, вложенных в создание такого объекта, срока окупаемости инвестиций, срока получения частным партнером средств (выручки) в объеме, определенном соглашением.

В соответствии с частью 11 статьи 15 Федерального закона № 224-ФЗ, на которую ссылается Заявитель, срок действия соглашения устанавливается с учетом срока создания объекта соглашения, объема инвестиций, вложенных в создание такого объекта, срока окупаемости этих инвестиций, срока получения частным партнером средств (выручки) в объеме, определенном соглашением.

Необходимо отметить, что Федеральный закон № 224-ФЗ определяет основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства, заключением, исполнением и прекращением соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, в том числе соответствующие полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве.

Частью 2 статьи 2 Федерального закона № 224-ФЗ прямо установлено, что отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, с установлением гарантий прав и законных интересов сторон концессионного соглашения, регулируются Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

В связи с чем, ссылки Заявителя на Федеральный закон № 224-ФЗ являются необоснованными.

Условия концессионного соглашения по созданию и реконструкции, использованию (эксплуатации) объектов твердых коммунальных отходов на территории Тарского муниципального района Омской области установлены в разделе 21 Конкурсной документации.

Пунктом 21.3 Конкурсной документации предусмотрено, что концессионное соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует в течение 25 (двадцати пяти) лет, в связи с чем, довод Заявителя о пятнадцатилетнем сроке действия концессионного соглашения не соответствует действительности.

Кроме того, Заявитель указывает, что объем получения концессионером средств (выручки) и срок их получения условиями концессионного соглашения не определены.

Частью 1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях установлен перечень существенных условий, которые должно включать в себя концессионное соглашение. При этом, условие об объеме получения концессионером средств (выручки) установлено п.п. 6.5 п. 6 ч. 1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях.

Так, п.п. 6.5 п.6 ч. 1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях установлено, что концессионное соглашение должно включать в себя, в том числе объем валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения, в том числе на каждый год срока действия концессионного соглашения, но лишь для объектов концессионного соглашения, предусмотренных пунктом 11 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона[1].

Таким образом, данный довод Заявителя является необоснованным.

4.4. В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями каждый год до 1 февраля текущего календарного года обязаны утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Указанный перечень после его утверждения подлежит размещению федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, а также на официальном сайте концедента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или в случае отсутствия у муниципального образования официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено такое муниципальное образование, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Указанный перечень носит информационный характер. Отсутствие в перечне какого-либо объекта не является препятствием для заключения концессионного соглашения с лицами, выступающими с инициативой заключения концессионного соглашения, в соответствии с частью 4.1 статьи 37 и статьей 52 настоящего Федерального закона.

Комиссией установлено, что ранее муниципальное имущество – полигон твердых и жидких бытовых отходов, расположенный по адресу: Омская область, Тарский р-н, г. Тара, в 1120 м. на юго-запад от перекрестка ул. Немчиновская и объездной дороги (далее – Полигон ТБО), являлось объектом незавершенного строительства, принадлежащим на праве собственности Тарскому муниципальному району Омской области. Что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № 55 АВ серия <...> от 16.01.2009.

В результате завершения строительства 1-ой очереди, зарегистрирован новый объект - Полигон ТБО для города Тара Омской области 1-я очередь, с кадастровым номером 55:37:001703:124, расположенный по адресу: Омская область, Тарский р-н, г. Тара, в 1120 м. на юго-запад от перекрестка ул. Немчиновская и объездной дороги. Что подтверждается разрешением на ввод в эксплуатацию от 20.03.2017 № RU55527101-10.

Из пояснений Администрации следует, что, в связи с возникновением нового объекта - Полигон ТБО для города Тара Омской области 1-я очередь, с кадастровым номером 55:37:001703:124, 12.04.2017 утвержден перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, который размещен 12.04.2017 на официальном сайте Администрации. Администрация сообщает, что ранее данный перечень не утверждался, в связи с отсутствием в собственности объектов, подлежащих и предполагаемых к передаче в концессию.

Также Администрация поясняет, что на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, после утверждения размещен не был, его размещение состоялось позднее, при размещении на официальном сайте извещения о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Комиссий установлено, что перечень объектов муниципального имущества Тарского муниципального района Омской области, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений на 2017 год, утвержденный Главой Администрации 12.04.2017, размещен как на официальном сайте Администрации (концедента), так и на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов - https://torgi.gov.ru.

Таким образом, из представленных сведений, усматривается, что обязанность, установленная частью 3 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях по утверждению перечня объектов имущества, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений на 2017 год, а именно Полигона ТБО для города Тара Омской области 1-я очередь, с кадастровым номером 55:37:001703:124, Администрацией исполнена после ввода в эксплуатацию данного объекта – 12.04.2017.

Учитывая, что Администрацией в концессию предполагалась передача Полигона ТБО для города Тара Омской области 1-я очередь, с кадастровым номером 55:37:001703:124, веденного в эксплуатацию 20.03.2017, Комиссия считает, что действия Администрации по утверждению 12.04.2017 перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, не нарушают положения части 3 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях, в связи с чем, рассматриваемый довод Заявителя является необоснованным.

Учитывая, что перечень объектов имущества, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, носит информационный характер, а также, что отсутствие в перечне какого-либо объекта не является препятствием для заключения концессионного соглашения, Комиссия полагает, что само по себе не утверждение перечня и не размещение его на официальном сайте не приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

4.5. Пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях установлено, что концессионное соглашение должно включать в себя, в том числе условие о порядке предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и срок заключения с концессионером договоров аренды (субаренды) этих земельных участков (в случае, если заключение договоров аренды (субаренды) земельных участков необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), размер арендной платы (ставки арендной платы) за пользование земельным участком или земельными участками в течение срока действия концессионного соглашения либо формула расчета размера арендной платы (ставки арендной платы) за пользование земельным участком или земельными участками исходя из обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с правом владения и пользования концедента земельным участком, в течение срока действия концессионного соглашения.

Согласно части 1 статьи 11 Закона о концессионных соглашениях земельный участок, на котором располагается объект концессионного соглашения и (или) который необходим для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, предоставляются концессионеру в аренду (субаренду) или на ином законном основании в соответствии с земельным законодательством на срок, который устанавливается концессионным соглашением. Договор аренды (субаренды) земельного участка должен быть заключен с концессионером не позднее чем через шестьдесят рабочих дней со дня подписания концессионного соглашения, если иные сроки не установлены конкурсной документацией.

Пунктом 21.6 Конкурсной документации установлен порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и срок заключения с концессионером договоров аренды этих земельных участков.

Так, из данного пункта Конкурсной документации следует, что концессионеру предоставляется для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением, на основании договоров аренды, на срок действия соглашения:

а) земельный участок с кадастровым номером 55:37:001703:123, площадью 100 836 кв.м., вид деятельности: специальная деятельность, расположен по адресу: Омская область, Тарский район, Тарское городское поселение, г. Тара, в 1120 м. на юго-запад от перекрёстка ул. Немчиновская и объездной дороги. Собственность Тарского муниципального района Омской области.

б) земельный участок с кадастровым номером 55:37:001703:117, площадью 90 298 кв.м., вид деятельности: специальная деятельность, расположен по адресу: Омская область, Тарский район, Тарское городское поселение, г. Тара, на юго-запад от перекрёстка ул. Немчиновская и объездной дороги. Собственность Тарского муниципального района Омской области.

Договоры аренды указанных земельных участков заключаются сторонами не позднее 30 дней с момента заключения соглашения.

Таким образом, Комиссией установлено, что Конкурсная документация содержит условие о порядке предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, а также срок заключения с концессионером договоров аренды этих земельных участков.

Вместе с тем, размеры арендной платы за пользование земельными участками с кадастровыми номерами 55:37:001703:123, 55:37:001703:117 в течение срока действия концессионного соглашения либо формула расчета таких размеров арендной платы в конкурсной документации не содержатся.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о нарушении Организатором торгов пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях, в связи с чем, довод Заявителя о том, что Конкурсная документация не содержит размеры арендной платы за пользование земельными участками с кадастровыми номерами 55:37:001703:123 и 55:37:001703:117, является обоснованным.

4.6. В соответствии с частью 1.1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях в случае, если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам) и объектом концессионного соглашения не являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, концессионное соглашение наряду с предусмотренными частью 1 настоящей статьи существенными условиями должно содержать обязательства по привлечению инвестиций в объеме, который концессионер обязуется обеспечить в целях создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения в течение всего срока действия концессионного соглашения, а также порядок возмещения расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) и не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения. При этом размеры предусмотренного пунктом 6.1 части 1 настоящей статьи обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению определяются исходя из объема инвестиций, которые концессионер обязуется привлечь в целях реализации инвестиционной программы концессионера, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов)[2], за исключением расходов, которые в соответствии с концессионным соглашением должны осуществляться за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и за счет выручки концессионера, полученной от реализации производимых товаров, выполнения работ, оказания услуг, осуществляемых по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам).

В соответствии с частью 5 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях в случае, если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), перечень создаваемых и (или) реконструируемых в течение срока действия концессионного соглашения объектов, объем и источники инвестиций, привлекаемых для создания и (или) реконструкции этих объектов, устанавливаются в соответствии с инвестиционными программами концессионера, утвержденными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов).

Порядок разработки и утверждения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также порядок установления надбавок для потребителей, надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса установлен статьей 11 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» инвестиционная программа организации коммунального комплекса разрабатывается на основании условий технического задания, утверждаемого главой местной администрации и разрабатываемого в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов и формируемой в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации коммунального комплекса.

Пунктом 21.12 Конкурсной документации установлены обязательства по привлечению инвестиций в объеме, который концессионер обязуется обеспечить в целях создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения в течение всего срока действия концессионного соглашения.

Так, в Конкурсной документации установлено, что объем инвестиций концессионера составляет сумму не менее 50 000 000 (пятидесяти миллионов) рублей и не более 56 000 000 (пятидесяти шести миллионов) рублей, без НДС, в ценах 2017 года.

Конкретный объем инвестиций концессионера определяется на основании инвестиционной программы концессионера, утвержденной в порядке, установленном законодательством, в составе инвестиционных расходов.

Как указывает Заявитель в жалобе, Организатор торгов отказывается выдавать и опубликовывать для разработки инвестиционной программы концессионера техническое задание, утвержденное Администрацией.

В соответствии с пунктом 3 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 424, в инвестиционную программу подлежат включению мероприятия по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов, реализуемые регулируемой организацией, предусмотренные территориальной схемой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, соглашением между органом государственной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, концессионными соглашениями, инвестиционными договорами и (или) государственными контрактами.

Включение в инвестиционную программу мероприятий, а также параметров реализации мероприятий инвестиционной программы, не предусмотренных территориальной схемой обращения с отходами, соглашением с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, концессионными соглашениями, инвестиционными договорами и (или) государственными контрактами, не допускается.

Толкование процитированных норм позволяет прийти к выводу, что проект инвестиционной программы подлежит разработке и утверждению после заключения концессионного соглашения по результатам проведения конкурса. В связи с чем, отсутствие проекта инвестиционной программы во время проведения Открытого конкурса не является препятствием для его проведения, а также участия в нем потенциального концессионера.

Вместе с тем, непредставление в последующем концессионеру технического задания, утвержденного органом местного самоуправления, в силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» будет являться препятствием для разработки инвестиционной программы концессионером, осуществления им деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.

4.7. Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Предметом Открытого конкурса согласно извещению № 150817/0233007/01, Конкурсной документации является создание и эксплуатация объекта коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Тарского муниципального района Омской области.

Характеристика объекта концессионного соглашения и требования к нему (объекту) приведены в приложении № 4 к Конкурсной документации и содержат состав, описание, технико-экономические характеристики Объекта Концессионного соглашения.

Согласно приложению № 4 к Конкурсной документации концедент передает концессионеру:

- «полигон твёрдых и жидких отходов для г. Тара Омской области 1- очередь», год ввода в эксплуатацию 2017 год, площадью 80 647 кв.м, кадастровый номер <...> :37:001703:124, расположен по адресу: Омская область, Тарский район, Тарское городское поселение, г. Тара, в 1120 м. на юго-запад от перекрестка ул. Немчиновская и объездной дороги. Собственность Тарского муниципального района Омской области рег. номер <...> :37: 001703:124-55/048/2017-1 от 10.04.2017;

- земельный участок с кадастровым номером 55:37:001703:123, площадью
100 836 кв.м, из земель - промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения, вид деятельности: специальная деятельность, расположен по адресу: Омская область, Тарский район, Тарское городское поселение, г. Тара, в 1120 м. на юго-запад от перекрестка ул. Немчиновская и объездной дороги. Собственность Тарского муниципального района Омской области рег. номер <...> :37: 001703:123-55/048/2017-1 от 26.01.2017;

- земельный участок, с кадастровым номером 55:37:001703:117, площадью 90 298 кв.м, вид разрешенного использования: специальная деятельность, расположен по адресу: Омская область, Тарский район, г. Тара.

Как следует из части 1 статьи 11 Закона о концессионных соглашениях земельный участок, на котором располагается объект концессионного соглашения, необходим для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.

Согласно сведениям публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером 55:37:001703:117 относится к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения объектов энергетики.

В соответствии с частью 1 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, полигон твёрдых и жидких отходов не относится к объектам энергетики. В связи с чем, потенциальный концессионер не сможет осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, в том числе по созданию на земельном участке с кадастровым номером 55:37:001703:117 объекта коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Необходимо отметить, что за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием статьей 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

  • образом, Комиссия полагает, что использование земельного участка с кадастровым номером 55:37:001703:117 в нарушение разрешенного вида использования не допустимо. Соответственно на момент проведения Открытого конкурса Организатором торгов в нарушение части 1 статьи 11 Закона о концессионных соглашениях земельный участок, необходимый для создания полигона ТБО в Конкурсную документацию не включен.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в случае изменения категории земельного участка с кадастровым номером 55:37:001703:11 и разрешенного вида использования, то в силу части 6 статьи 23 Закона о концессионных соглашения концедент вправе вносить изменения в конкурсную документацию при условии обязательного продления срока представления заявок на участие в конкурсе или конкурсных предложений не менее чем на тридцать рабочих дней со дня внесения таких изменений.

4.8. Как указано выше в настоящем решении в соответствии с пунктом 3 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 424, в инвестиционную программу подлежат включению мероприятия по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов, реализуемые регулируемой организацией, предусмотренные территориальной схемой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, соглашением между органом государственной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, концессионными соглашениями, инвестиционными договорами и (или) государственными контрактами.

Включение в инвестиционную программу мероприятий, а также параметров реализации мероприятий инвестиционной программы, не предусмотренных территориальной схемой обращения с отходами, соглашением с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, концессионными соглашениями, инвестиционными договорами и (или) государственными контрактами, не допускается.

Таким образом, инвестиционная программа разрабатывается на основании территориальной схемы в области обращения с отходами.

Территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Омской области (далее - Территориальная схема) утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 23.09.2016 № 74 (далее – приказ № 74) (приложение к приказу № 74).

Из пункта 21.11 Конкурсной документации следует, что концедент гарантирует включение земельных участков, на которых планируется создание объекта, в территориальную схему обращения с отходами, в том числе и с твердыми коммунальными отходами.

Вместе с тем, из Конкурсной документации также следует, что концедент передает концессионеру введенный в эксплуатацию в 2017 году «полигон твёрдых и жидких отходов для г. Тара Омской области 1- очередь», расположенный по адресу: Омская область, Тарский район, Тарское городское поселение, г. Тара, в 1120 м. на юго-запад от перекрестка ул. Немчиновская и объездной дороги. Таким образом, указанный полигон ТБО является существующим объектом концессионного соглашения и подлежит включению в Территориальную схему.

В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно разделу 5 Приказа № 74 в настоящее время на территории Омской области имеется 13 объектов размещения отходов, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Данные объекты представлены в таблице 5.1 Приказа № 74.

Комиссией установлено, что объект концессионного соглашения - «полигон твёрдых и жидких отходов для г. Тара Омской области 1- очередь», расположенный по адресу: Омская область, Тарский район, Тарское городское поселение, г. Тара, в 1120 м. на юго-запад от перекрестка ул. Немчиновская и объездной дороги, в Территориальной схеме отсутствует.

Основания и порядок пересмотра территориальной схемы установлены в разделе 8 Приказа № 74.

В процессе рассмотрения жалобы ООО «…» Комитетом представлено письмо Администрации от 05.07.2017 № ИСХ-17/ТРС-1367, направленное в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, в котором Администрация просит внести изменения в Территориальную схему в части площади и кадастрового номера земельного участка существующего полигона ТБО.

Министерство природных ресурсов и экологии Омской области письмом от 18.07.2017 № ИСХ-17/МПР-5993 отказало Администрации во внесении соответствующих изменений в Территориальную схему, указав на необходимость совершения Администрацией ряда действий. Во исполнение указанного письма Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, Администрацией направлены письма от 29.09.2017 в адрес Омского филиала ФБУ «Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому Федеральному округу», Министерства культуры Омской области, Главного управления лесного хозяйства Омской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.

Комиссия полагает, что спрогнозировать дату внесения изменения в Территориальную схему, внесение в государственный реестр объектов размещения отходов объекта концессионного соглашения - «полигон твёрдых и жидких отходов для г. Тара Омской области 1- очередь» не представляется возможным.

Соответственно, победитель - концессионер не сможет эксплуатировать «полигон твёрдых и жидких отходов для г. Тара Омской области 1-я очередь, не внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов, использовать земельные участки, на которых планируется создание объекта, не внесенные в Территориальную схему, в связи с чем, разработать инвестиционную программу мероприятий, предусмотренных концессионным соглашением.

Учитывая положения частей 6, 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 3 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 424, Приказа № 74, Комиссия приходит к выводу, что до внесения соответствующих изменений в Территориальную схему, организация и проведение Организатором торгов Открытого конкурса является преждевременным.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Всесторонне и полно исследовав материалы дела, принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать обоснованной в части жалобу «…» на действия Комитета по экономике и управлению муниципальной собственностью Администрации Тарского муниципального района Омской области при организации и проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения по созданию и эксплуатации объекта коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Тарского муниципального района Омской области (извещение № 150817/0233007/01)

2. Выдать Администрации Тарского муниципального района Омской области обязательное к исполнению предписание об аннулировании открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения по созданию и эксплуатации объекта коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Тарского муниципального района Омской области (извещение № 150817/0233007/01).

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

Члены Комиссии

 

 

[1] объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

 

[2] Статья 11 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Связанные организации

Связанные организации не указаны