Решение №05-04.1/107-17 Решение № 05-04.1/107-17 по жалобе ООО "Партнер" от 23 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение 05-04.1/107-17

о признании жалобы обоснованной

 

07.11.2017 г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

«…….» – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

«…….» – начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;

«…….» – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «Партнер» (далее – ООО «Партнер», Заявитель) на действия организатора торгов - Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Калачинского муниципального района Омской области (далее – Комитет, Организатор торгов, Ответчик) при проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения о реконструкции и эксплуатации объекта коммунальной инфраструктуры-полигона захоронения твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: Омская область, р-н Калачинский, в пределах границ Куликовского сельского поселения, площадью 989156 м2 (извещение № 120917/1207744/01) (далее – Открытый конкурс),

при участии представителя ООО «Партнер» - «…….» (доверенность № 5 от 09.01.2017, личность удостоверена паспортом),

при участии представителей Комитета – «…….» (личность удостоверена паспортом), «……..» (доверенность б/н от 23.10.2017, личность удостоверена паспортом), «…….» (доверенность б/н от 23.10.2017, личность удостоверена паспортом),

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 17.10.2017 № 8369), который полагает, что Организатором торгов при проведении Открытого конкурса были допущены нарушения положения Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон концессионных соглашениях).

В жалобе Заявитель указывает следующие доводы.

1.1. В нарушение п.п. 2 п. 1 ст. 23 Закона о концессионных соглашениях конкурсная документация не содержит состав и описание, в том числе технико-экономические показатели полигона захоронения твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: Омская область, р-н Калачинский, в пределах границ Куликовского сельского поселения, площадью 989156 м2 (далее – объект концессионного соглашения, Полигон ТКО) и иного передаваемого концедентом концессионеру имущества.

Конкурсная документация не содержит информации о параметрах объекта концессионного соглашения – полигона твердых коммунальных отходов. Кроме того, Заявитель указывает на невозможность сделать вывод об исчерпании проектных мощностей полигона и причинах отсутствия данного объекта в государственном реестре объектов размещения отходов (далее - ГРОРО). Приказ Росприроднадзора от 02.06.2015 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов» не содержит сведений об объекте концессионного соглашения, принадлежащего концеденту.

1.2. В нарушение части 1.1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях конкурсная документация не содержит условия о размере (объеме) инвестиций, привлечение которых требуется для реконструкции объекта концессионного соглашения в течение всего срока действия концессионного соглашения.

1.3. В нарушение пункта 6.5 части 1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях в условиях Открытого конкурса отсутствует объем валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения, в том числе на каждый год срока действия концессионного соглашения.

1.4. Заявитель указывает, что, несмотря на то, что плата концедента является критерием Открытого конкурса, в конкурсной документации определен ее фиксированный размер, что препятствует формированию конкурсного предложения участниками и оценки экономической обоснованности участия в торгах.

1.5. Пунктами 2.6, 2.6.1 раздела 2 части 2 конкурсной документации установлено, что заявитель должен подтвердить свою финансовую состоятельность, представив письмо о готовности финансирования на общую сумму не менее 190 000 000 рублей от банка/или управляющей компании по управлению средствами пенсионных накоплений, либо путем предоставления доказательств наличия балансовой стоимости чистых активов не менее 190 000 000 рублей.

По мнению Заявителя, установление такого требования к участникам Открытого конкурса на этапе предварительного отбора участников не относится к техническим, качественным, функциональным или каким-либо иным характеристикам оказываемых работ. Указанное требование нарушает принцип равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции к участникам конкурса, является нарушением части 3 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях.

1.6. Заявитель указывает на отсутствие объекта концессионного соглашения в территориальной схеме в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Омской области, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 23.09.2016 № 74.

1.7. Организатором конкурса 11.09.2017 принято распоряжение № 103/17, которым установлен вид конкурса – открытый конкурс, утверждена конкурсная комиссия и конкурсная документация. 17.10.2017 распоряжением № 109/17 внесены изменения в распоряжение № 103/17, в котором отсутствуют обязательные сведения, предусмотренные п. 4 ч. 1 ст. 22 Закона о концессионных соглашениях.

1.8. В конкурсной документации не установлен порядок возмещения расходов концессионера, подлежащих возмещению концедентом в соответствии с действующим законодательством РФ и возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения, приведена только формула.

На основании вышеизложенного, Заявитель просит приостановить проведение Открытого конкурса, признать его жалобу обоснованной и выдать Комитету предписание об аннулировании Открытого конкурса.

На заседаниях Комиссии 26.10.2017, 07.11.2017 представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе ООО «Партнер».

2. На основании уведомления Омского УФАС России (исх. от 20.10.2017 № 05-8622э) Комитетом представлены заверенные копии следующих документов:

- распоряжения от 23.08.2017 № 515-р «О заключении концессионного соглашения на реконструкцию и эксплуатацию объекта коммунальной инфраструктуры – полигона захоронения твердых коммунальных отходов»;

- распоряжения № 103/17 от 11.09.2017 «О создании конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения, утверждения ее персонального состава и конкурсной документации»;

- распоряжения от 17.10.2017 № 109/17-р «О внесении изменений в распоряжение № 103/17 от 11.09.2017 «О создании конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения, утверждения ее персонального состава и конкурсной документации»;

- конкурсной документации к Открытому конкурсу, утвержденной распоряжением № 103/17 от 11.09.2017 (далее – Конкурсная документация);

- приказа Росприроднадзора от 02.06.2015 № 450 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов» с приложением;

- запросов о разъяснении положений Конкурсной документации и ответов на данные запросы.

- выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее – выписка из ЕГРН);

- кадастрового паспорта земельного участка;

- свидетельств о государственной регистрации права;

- письменные пояснения Комитета от 25.10.2017 № 734 в адрес Омского УФАС России.

На заседаниях Комиссии 26.10.2017, 07.11.2017 представители Ответчика высказались согласно письменным пояснениям Комитета на жалобу ООО «Партнер» (вх. Омского УФАС России от 25.10.2017 № 8594), отметив следующее.

Относительно довода Заявителя об отсутствии технико-экономических показателях объекта концессионного соглашения представители Комитета пояснили, что концессионное соглашение не разработано в полном объеме, а Конкурсная документация содержит существенные условия, на сайте размещены разъяснения с технико-экономическими показателями объекта соглашения.

Довод Заявителя об отсутствии сведений об объекте концессионного соглашения в приказе Росприроднадзора от 02.06.2015 № 450 является неверным, так как согласно приложению к указанному приказу объект концессионного соглашения числится под номером 55-00010-3-00450-020615.

Также представитель Ответчика пояснил, что в настоящее время ведутся работы по подготовке изменений в Конкурсную документацию в части описания передаваемого имущества.

В отношении отсутствия в Конкурсной документации информации о размере инвестиций Комитет отметил, что одним из существенных условий Концессионного соглашения является обязанность концессионера за свой счет разработать и согласовать с концедентом проектную документацию, необходимую для реконструкции объекта соглашения в межмуниципальный центр обращения с отходами. Соответственно, объем инвестиций, необходимый для реконструкции объекта должен быть определен по итогам разработки проектно-сметной документации.

Относительно довода Заявителя о том, что концессионное соглашение должно содержать, в том числе объем валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения, Комитет считает, что данное требование относится к таким объектам концессионного соглашения, как объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Размер платы по концессионному соглашению является одним из критериев конкурса и не может препятствовать формированию конкурсного предложения участниками и оценки экономической обоснованности участия в торгах.

Относительно предъявленного требования к участникам Открытого конкурса, представитель Комитета пояснил, что перечень требований пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях не является исчерпывающим, в связи с чем, требование, установленное в пунктах 2.6, 2.6.1 раздела 2 части 2 Конкурсной документации, не влечет за собой нарушение принципа равноправия и ограничения конкуренции.

Также из пояснений Комитета следует, что в соответствии с разделом 1.3 книги 1.7 «Калачинский район» территориальной схемы обращения с отходами Омской области на земельном участке с кадастровым номером 55:07:031904:97, площадью 98 Га расположен полигон захоронения твердых коммунальных отходов, включенный в ГРОРО приказом Росприроднадзора от 02.06.2015 № 450. На данном земельном участке планируется строительство межмуниципального центра обращения с отходами, который будет включать мощности по обработке и захоронению отходов. Данный объект будет обслуживать всю территорию Калачинского, Оконешниковского, Нижнеомского, Кормиловского, Горьковского районов.

Утверждение Заявителя о не принятии решения о заключении концессионного соглашения не находит своего подтверждения, поскольку главой Калачинского района принято распоряжение от 23.08.2015 № 515 «О заключении концессионного соглашения на реконструкцию и эксплуатацию объекта коммунальной инфраструктуры – полигона захоронения твердых коммунальных отходов», которое в полном объеме соответствует требованиям действующего законодательства. Согласно данному распоряжению Комитет является уполномоченным органом на проведение Открытого конкурса. Во исполнение распоряжения от 23.08.2015 № 515 Комитетом издано распоряжение от 11.09.2017 № 103/17, которое утверждает состав конкурсной комиссии и конкурсную документацию.

Относительно довода Заявителя об отсутствии в Конкурсной документации порядка возмещения расходов, представители Комитета считают, что данный довод является необоснованным, поскольку согласно пункту 9 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации заключение соглашений о предоставлении субсидий из местного бюджета юридическим лицам и заключение концессионных соглашений от имени муниципального образования на срок, превышающий срок действия лимитов бюджетных обязательств, осуществляется в случаях, предусмотренных решениями местной администрации, принимаемыми в определенном ею порядке. Такой порядок установлен в пунктах 13, 13.1 приложения № 1 к части 1 Конкурсной документации.

На основании изложенного, представители Ответчика считают, что действия Комитета при проведении Открытого конкурса являются законными и обоснованными.

3. Из представленных сторонами по делу материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», Комиссией установлено, что 12.09.2017 на официальном сайте размещено сообщение о проведении Открытого конкурса, а также Конкурсная документация (извещение № 120917/1207744/01).

Согласно Конкурсной документации предметом Открытого конкурса является право заключения концессионного соглашения о реконструкции и эксплуатации объекта коммунальной инфраструктуры-полигона захоронения твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: Омская область, р-н Калачинский, в пределах границ Куликовского сельского поселения, площадью 989156 м2.

Представление заявок на участие в Открытом конкурсе - не позднее 26.10.2017 включительно.

Дата вскрытия конвертов с заявками на участие в Открытом конкурсе – 30.10.2017 в 11 часов 00 минут.

Рассмотрение заявок и подведение итогов предварительного отбора участников Открытого конкурса – 02.11.2017.

Представление конкурсных предложений – не позднее 17.00 час. 09.02.2018.

Вскрытие конвертов с конкурсными предложениями – 12.02.2018 в 11 часов 00 минут.

Рассмотрение конкурсных предложений – 14.02.2018.

Подписание конкурсной комиссией протокола о результатах проведения Открытого конкурса – не позднее 21.02.2018.

Подписание концессионного соглашения – не позднее 23.03.2017.

В соответствии с уведомлением Омского УФАС России проведение Открытого конкурса приостановлено.

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу обоснованной в части, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях объектами концессионного соглашения являются объекты, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов.

Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, регулируются Законом о концессионных соглашениях. Порядок заключения концессионного соглашения установлен главой 3 Закона о концессионных соглашениях.

На основании части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.

В соответствии со статьей 15 Закона о местном самоуправлении вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, относятся к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно положению о Комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации Калачинского муниципального района, утвержденному постановлением Администрации Калачинского муниципального района от 14.10.2014 № 50-п, указанный орган является муниципальным отраслевым органом Администрации Калачинского муниципального района Омской области, входящим в его структуру, и осуществляет функции в пределах компетенции по управлению и распоряжению казённым имуществом муниципального района, муниципальной собственностью.

Таким образом, Комитет осуществляет свои полномочия, в том числе распоряжается имуществом, находящимся в собственности Калачинского муниципального района, в пределах границ Калачинского муниципального района Омской области.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 22 Закона о концессионных соглашениях решение о заключении концессионного соглашения в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат муниципальному образованию, принимается органом местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что главой Калачинского муниципального района Омской области издано распоряжение от 23.08.2017 № 515-р «О заключении концессионного соглашения на реконструкцию и эксплуатацию объекта коммунальной инфраструктуры – полигона захоронения твердых коммунальных отходов».

Распоряжением от 23.08.2017 № 515-р установлены существенные условия концессионного соглашения о реконструкции и эксплуатации объекта коммунальной инфраструктуры – полигона захоронения твердых коммунальных отходов (приложение № 1), критерии Открытого конкурса (приложение № 2), организатором Открытого конкурса определен Комитет.

Из пунктов 3.5, 3.7 распоряжения от 23.08.2017 № 515-р следует, что полномочия концедента при заключении, исполнении и прекращении концессионного соглашения осуществляет Комитет.

Комитетом издано распоряжение № 103/17 от 11.09.2017, которым утверждена конкурсная комиссия по проведению Открытого конкурса и Конкурсная документация.

4.1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях конкурсная документация должна содержать состав и описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения и иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

Также в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение должно включать в себя существенные условия, в том числе описание, технико-экономические показатели объекта концессионного соглашения.

В соответствии с частью 4 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях Правительство Российской Федерации утверждает примерные концессионные соглашения в отношении указанных в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона отдельных объектов концессионных соглашений.

В части 2 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях указано, что концессионные соглашения заключаются в соответствии с примерными соглашениями, предусмотренными частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, должны включать в себя существенные условия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, и могут включать в себя не урегулированные этими примерными соглашениями и не противоречащие законодательству Российской Федерации и конкурсной документации условия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 № 748 утверждено примерное концессионное соглашение в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, объектов, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание и размещение твердых коммунальных отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, а также объектов социального обслуживания граждан (далее - примерное концессионное соглашение).

Пунктом 6 раздела 2 примерного концессионного соглашения к сведениям об объекте концессионного соглашения отнесены, в том числе сведения о технико-экономических показателях, техническом состоянии, сроке службы, начальной, остаточной и восстановительной стоимости передаваемого объекта соглашения.

Согласно письму Минстроя России от 10.04.2015 № 10371-АЧ/04 «О требованиях к концессионным соглашениям» при описании техническо-экономических показателей объектов, входящих в состав объекта концессионного соглашения, следует приводить следующие показатели - сведения о сроке эксплуатации, износе, балансовой стоимости, о проведенных мероприятиях по ремонту (п. 3 указанного письма).

Комиссией установлено, что Комитетом определены существенные условия концессионного соглашения в приложении № 1 к части 1 Конкурсной документации (далее – Приложение № 1).

Из пункта 1.1. Приложения № 1 следует, что концессионер обязан за свой счет реконструировать объект концессионного соглашения, на основании проекта реконструкции в межмуниципальный центр обращения с отходами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с соблюдением нормативных требований, технико-экономических показателей и сроков в соответствии с инвестиционными программами концессионера и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов).

Перечень создаваемых и реконструируемых объектов, входящих в состав объекта концессионного соглашения с технико-экономическими показателями, приведен в пункте 4 Приложения № 1.

Так, в пункте 4 Приложения № 1 указано описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения. Указано, что объект концессионного соглашения после реконструкции должен быть межмуниципальным центром обращения с отходами и состоять из мусоросортировочного комплекса (далее - МСК), полигона для захоронения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), а также инженерной, транспортной и обслуживающей инфраструктуры.

В пункте 4.1.1 Приложения № 1 указаны технико-экономические показатели МСК.

В пункте 4.1.2 Приложения № 1 указаны технико-экономические показатели для полигона ТКО.

В пункте 4.1.3 Приложения № 1 указано описание инженерной, транспортной и обслуживающей инфраструктуры объекта концессионного соглашения.

Комиссией установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 55:07:031904:97, площадью 989156 кв. м. расположен объект капитального строительства Полигон ТКО с кадастровым номером 55: 07:031904:174, который подлежит реконструкции в соответствии с концессионным соглашением.

В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Вместе с тем, при анализе технико-экономических показателей объекта концессионного соглашения, содержащихся в пункте 4 Приложения № 1, установлено, что данные показатели не содержат информации о параметрах Полигона ТКО, подлежащего реконструкции.

Содержащееся же пункте 4 Приложения № 1 описание касается объекта концессионного соглашения после реконструкции, тогда как в силу пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях конкурсная документация должна содержать состав и описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения, передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению (подлежащего реконструкции).

В связи с чем, довод Заявителя о том, что Конкурсная документация не содержит состав и описание, в том числе технико-экономические показатели Полигона ТКО, Комиссия считает обоснованным.

Вместе с тем, в силу части 6 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях концедент вправе вносить изменения в конкурсную документацию при условии обязательного продления срока представления заявок на участие в конкурсе или конкурсных предложений не менее чем на тридцать рабочих дней со дня внесения таких изменений.

Необходимо отметить, что описание Полигона ТКО приведено Организатором торгов в разъяснениях к Конкурсной документации от 13.10.2017 исх. № 709, размещенных на официальном сайте.

4.2. В соответствии с частью 1.1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях в случае, если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам) и объектом концессионного соглашения не являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, концессионное соглашение наряду с предусмотренными частью 1 настоящей статьи существенными условиями должно содержать обязательства по привлечению инвестиций в объеме, который концессионер обязуется обеспечить в целях создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения в течение всего срока действия концессионного соглашения, а также порядок возмещения расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) и не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения. При этом размеры предусмотренного пунктом 6.1 части 1 настоящей статьи обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению определяются исходя из объема инвестиций, которые концессионер обязуется привлечь в целях реализации инвестиционной программы концессионера, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов)[1], за исключением расходов, которые в соответствии с концессионным соглашением должны осуществляться за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и за счет выручки концессионера, полученной от реализации производимых товаров, выполнения работ, оказания услуг, осуществляемых по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам).

В соответствии с частью 5 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях в случае, если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), перечень создаваемых и (или) реконструируемых в течение срока действия концессионного соглашения объектов, объем и источники инвестиций, привлекаемых для создания и (или) реконструкции этих объектов, устанавливаются в соответствии с инвестиционными программами концессионера, утвержденными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов).

Пунктом 12 Приложения № 1 установлены обязательства концессионера по привлечению инвестиций. Далее в пункте 12.1 Приложения № 1 указано, что концедент обязан осуществлять инвестиции в реконструкцию объекта соглашения. Объем и источники инвестиций, привлекаемых концессионером в целях создания и реконструкции объекта соглашения, определяются в соответствии с инвестиционными программами концессионера, утвержденными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) и указываются в концессионном соглашении.

Как указывает Заявитель в жалобе, Конкурсная документация не содержит условий о размере (объеме) инвестиций, привлечение которых требуется для реконструкции объекта концессионного соглашения. Заявитель не может сформировать инвестиционную программу до определения победителя и включения условий конкурсного предложения в концессионное соглашение для определения размера инвестиций.

В соответствии с пунктом 3 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 424, в инвестиционную программу подлежат включению мероприятия по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов, реализуемые регулируемой организацией, предусмотренные территориальной схемой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, соглашением между органом государственной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, концессионными соглашениями, инвестиционными договорами и (или) государственными контрактами.

Включение в инвестиционную программу мероприятий, а также параметров реализации мероприятий инвестиционной программы, не предусмотренных территориальной схемой обращения с отходами, соглашением с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, концессионными соглашениями, инвестиционными договорами и (или) государственными контрактами, не допускается.

Толкование процитированных норм позволяет прийти к выводу, что инвестиционная программа, в которой устанавливаются объем и источники инвестиций, привлекаемых для создания и (или) реконструкции этих объектов, подлежит разработке и утверждению после заключения концессионного соглашения по результатам проведения конкурса.

В связи с чем, данный довод Заявителя Комиссия считает необоснованным.

4.3. Относительно довода Заявителя о том, что в условиях Открытого конкурса в нарушение пункта 6.5 части 1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях отсутствует объем валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения, в том числе на каждый год срока действия концессионного соглашения, Комиссия отмечает следующее.

Частью 1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях установлен перечень существенных условий, которые должно включать в себя концессионное соглашение. При этом, условие об объеме получения концессионером средств (выручки) установлено пунктом 6.5 части 1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях.

Так, пунктом 6.5 части 1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях установлено, что концессионное соглашение должно включать в себя, в том числе объем валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения, в том числе на каждый год срока действия концессионного соглашения, но лишь для объектов концессионного соглашения, предусмотренных пунктом 11 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона[2].

Таким образом, данный довод Заявителя является необоснованным.

4.4. Частью 2 статьи 24 Закона о концессионных соглашениях установлено, что в качестве критерия конкурса, за исключением случаев, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, может устанавливаться размер концессионной платы.

Организатором торгов в пункте 3.1 раздела 3 части 3 Конкурсной документации установлены критерии оценки Открытого конкурса, одним из которых является размер концессионной платы в начальном значении:

- в течение пяти лет с даты подписания концессионного соглашения 50 000,00 руб. в месяц;

- в течение последующих тридцати пяти лет эксплуатации полигона 100 000,00 руб. в месяц.

В параметрах данного критерия указано, что начальное значение может быть увеличено в целых 10 тыс. руб., коэффициент значения данного критерия – 0,15.

В пункте 9.2 Приложения № 1 установлено, что концессионер обязан уплачивать концеденту концессионную плату ежемесячно до 25 числа месяца следующего за расчетным, в следующих размерах:

- 50 000,00 (пятьдесят тысяч рублей 00 копеек) в течение пяти лет с даты подписания соглашения;

- 100 000,00 (сто тысяч рублей 00 копеек) в течение последующих тридцати пяти лет эксплуатации объекта соглашения.

Заявитель в жалобе указывает, что, несмотря на то, что размер концессионной платы является критерием Открытого конкурса, в конкурсной документации определен ее фиксированный размер, что препятствует формированию конкурсного предложения участниками и оценки экономической обоснованности участия в торгах.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях конкурсная документация должна содержать, в том числе условия конкурса (пункт 1).

Пунктом 1 части 2 статьи 22 Закона о концессионных соглашениях предусмотрено, что решением о заключении концессионного соглашения устанавливаются условия концессионного соглашения в соответствии со статьями 10 и 42 настоящего Федерального закона (далее - условия конкурса).

В соответствии с пунктом 6.2 части 1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение должно включать в себя существенные условия, в том числе размер концессионной платы, форму или формы, порядок и сроки ее внесения.

Таким образом, установление в Конкурсной документации размера концессионной платы в силу пункта 1 части 1 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях является обязательным. В связи с чем, рассматриваемый довод Заявителя является необоснованным.

4.5. Относительно довода Заявителя о том, что установленное пунктами 2.6, 2.6.1 раздела 2 части 2 Конкурсной документации требование к участникам Открытого конкурса нарушает принцип равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции к участникам конкурса, Комиссия отмечает следующее.

Как следует из материалов дела, распоряжением Комитета № 103/17 от 11.09.2017 утверждена Конкурсная документация.

  • разделе 2 части 2 Конкурсной документации установлены требования к участникам Открытого конкурса.

Так, заявитель должен подтвердить свою финансовую состоятельность, представив письмо о готовности финансирования Заявителя на общую сумму не менее 190 000 000 (сто девяносто миллионов) рублей от банка и/или управляющей компании по управлению средствами пенсионных накоплений (пункт 2.6).

Указанное выше письмо банка и/или управляющей компании по управлению средствами пенсионных накоплений не предоставляется в случае подтверждения Заявителем своей финансовой состоятельности при представлении доказательства наличия балансовой стоимости чистых активов (для кредитных организаций – собственных средств) в совокупности не менее 190 000 000 (сто девяносто миллионов) рублей (или эквивалента в другой валюте). Подтверждение соответствия данному критерию будет осуществляться посредством предоставления копий следующих документов: расчет оценки стоимости чистых активов, копия бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период на дату подачи Заявки (пункт 2.6.1).

В соответствии с частью 3 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях конкурсная документация не должна содержать требования к участникам конкурса, необоснованно ограничивающие доступ какого-либо из участников конкурса к участию в конкурсе и (или) создающие кому-либо из участников конкурса преимущественные условия участия в конкурсе.

В пункте 3 части 1 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях предусмотрено, что конкурсная документация должна содержать требования, которые предъявляются к участникам конкурса (в том числе требования к их квалификации, профессиональным, деловым качествам) и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников конкурса.

Таким образом, действующее законодательство не содержит исчерпывающего перечня требований, предъявляемых к участникам конкурса, поэтому уполномоченный орган вправе самостоятельно определять критерии допуска к участию в конкурсе.

Учитывая, что предметом концессионного соглашения будет являться реконструкция и эксплуатация Полигона ТКО, Комиссия считает, что установленное в Конкурсной документации требование к участникам конкурса о подтверждении своей финансовой состоятельности в равной степени распространяется на всех участников, не создает неравных условий для хозяйствующих субъектов, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.

4.6. Как указано выше в настоящем решении в соответствии с пунктом 3 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 424, в инвестиционную программу подлежат включению мероприятия по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов, реализуемые регулируемой организацией, предусмотренные территориальной схемой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, соглашением между органом государственной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, концессионными соглашениями, инвестиционными договорами и (или) государственными контрактами.

Включение в инвестиционную программу мероприятий, а также параметров реализации мероприятий инвестиционной программы, не предусмотренных территориальной схемой обращения с отходами, соглашением с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, концессионными соглашениями, инвестиционными договорами и (или) государственными контрактами, не допускается.

Таким образом, инвестиционная программа разрабатывается на основании территориальной схемы в области обращения с отходами.

Территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Омской области (далее - Территориальная схема) утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 23.09.2016 № 74 (далее – Приказ № 74) (приложение к приказу № 74).

Заявитель указывает на отсутствие объекта концессионного соглашения - Полигона ТКО в приказе Росприроднадзора от 02.06.2015 № 450 и в Территориальной схеме.

Из пункта 6 Приложения 1 к части 1 Конкурсной документации следует, что концедент обязуется заключить с концессионером договор о предоставлении земельного участка на праве аренды, на котором располагается Полигон ТКО в течение 20 календарных дней со дня подписания концессионного соглашения.

Кадастровый номер земельного участка 55:07:031904:97, площадь 989156 кв. м., Разрешенное использование: под городскую свалку. Категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания. Место положение: Омская область, Калачинский район, в пределах границ территории Куликовского сельского поселения.

Указанный земельный участок принадлежит Концеденту на праве собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права от 1809.2008 серия <...> АВ 757481, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.

При рассмотрении дела установлено, что в соответствии с условиями Открытого конкурса концедент передает концессионеру полигон захоронения твердых коммунальных отходов, расположенный по адресу: Омская область, р-н Калачинский, в пределах границ Куликовского сельского поселения, площадью 989156 м2, кадастровый номер <...> :07:031904:174.

Установлено, что муниципальное имущество – полигон захоронения твердых коммунальных отходов, расположенный по адресу: Омская область, р-н Калачинский, в пределах границ Куликовского сельского поселения, площадью 989156 м2, кадастровый номер <...> :07:031904:174, принадлежит на праве собственности Калачинскому муниципальному району Омской области. Что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № 55 серия <...> от 09.02.2016, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.

Таким образом, указанный полигон ТКО является существующим объектом концессионного соглашения и подлежит включению в Территориальную схему.

  • установлено, что в разделе 5.2 таблицы 5.4 Территориальной схемы в перспективных объектах по обработке, утилизации и размещению отходов, в том числе ТКО, на территории Омской области, размещение которых соответствует документам территориального планирования, значится межмуниципальный центр обращения с отходами в г. Калачинске (кад. уч. - 55:07:031904:97) <8>. Географические координаты: широта 55°1'55" № (55.032029), долгота 74°38'28" E (74.641193). Месторасположение участка: Омская область, Калачинский район, сельское поселение Куликовское. Предполагаемая деятельность: обработка, утилизация и размещение отходов. Зона обслуживания: Калачинский, Горьковский, Кормиловский и Нижнеомский районы. Мощность объекта до 40 тыс. т/год (пункт 7).

В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно разделу 5 Приказа № 74 в настоящее время на территории Омской области имеется 13 объектов размещения отходов, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Данные объекты представлены в таблице 5.1 Приказа № 74.

Комиссией установлено, что объект концессионного соглашения - полигон захоронения твердых коммунальных отходов, расположенный по адресу: Омская область, р-н Калачинский, в пределах границ Куликовского сельского поселения, внесен в перечень объектов размещения отходов, внесенных в ГРОРО (см. выписку из таблицы 5.1 Приказа № 74).

 

55-00010-З-00450-020615

Полигон захоронение твердых коммунальных отходов

Захоронение отходов

г. Калачинск

Широта 55°1'51" N (55.030722)

Долгота 74°38'17" E (74.638071)

Приказ Росприроднадзора от 02.06.2015 № 450

 

Кроме того, установлено, что согласно приложению к приказу Росприроднадзора от 02.06.2015 № 450 объект концессионного соглашения числится под номером 55-00010-3-00450-020615.

На основании изложенного, доводы Заявителя об отсутствии сведений об объекте концессионного соглашения – Полигоне ТКО в приказе Росприроднадзора от 02.06.2015 № 450, Территориальной схеме и ГРОРО являются необоснованными.

4.7. В соответствии с пунктом 4 частью 1 статьи 22 Закона о концессионных соглашениях решение о заключении концессионного соглашения принимается с учетом требований, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат муниципальному образованию, - органом местного самоуправления.

Согласно части 2 статьи 22 Закона о концессионных соглашениях решением о заключении концессионного соглашения устанавливаются:

1) условия концессионного соглашения в соответствии со статьями 10 и 42 настоящего Федерального закона;

2) критерии конкурса и параметры критериев конкурса;

3) вид конкурса (открытый конкурс или закрытый конкурс);

4) перечень лиц, которым направляются приглашения принять участие в конкурсе, - в случае проведения закрытого конкурса;

5) срок опубликования в официальном издании, размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о проведении открытого конкурса или в случае проведения закрытого конкурса срок направления сообщения о проведении закрытого конкурса с приглашением принять участие в закрытом конкурсе определенным решением о заключении концессионного соглашения лицам;

6) орган, уполномоченный концедентом на:

а) утверждение конкурсной документации, внесение изменений в конкурсную документацию, за исключением устанавливаемых в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения положений конкурсной документации;

б) создание конкурсной комиссии по проведению конкурса, утверждение персонального состава конкурсной комиссии.

Распоряжением от 23.08.2017 № 515-р главы Калачинского муниципального района Омской области принято решение о заключении концессионного соглашения о реконструкции и эксплуатации объекта коммунальной инфраструктуры – Полигона захоронения ТКО.

Распоряжением от 23.08.2017 № 515-р утверждены существенные условия концессионного соглашения о реконструкции и эксплуатации объекта коммунальной инфраструктуры – полигона захоронения твердых коммунальных отходов (приложение № 1), критерии Открытого конкурса (приложение № 2). Согласно данному распоряжению Комитет является уполномоченным органом на проведение Открытого конкурса.

Во исполнение распоряжения от 23.08.2015 № 515 Комитетом издано распоряжение от 11.09.2017 № 103/17, которое утверждает состав конкурсной комиссии и конкурсную документацию.

Комиссия, проанализировав распоряжение от 23.08.2017 № 515-р, установила, что решением о заключении концессионного соглашения не установлен срок опубликования в официальном издании, размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о проведении Открытого конкурса, в остальной части распоряжение от 23.08.2017 № 515-р соответствует требованиям части 2 статьи 22 Закона о концессионных соглашениях.

4.8. Относительно довода Заявителя о том, что в Конкурсной документации не установлен порядок возмещения расходов концессионера, подлежащих возмещению концедентом в соответствии с действующим законодательством, Комиссия Омского УФАС России отмечает следующее.

Законом о концессионных соглашениях предусмотрены два случая возмещения расходов:

- возмещение расходов сторон в случае досрочного расторжения концессионного соглашения (пункт 6.3 части 1 статьи 10);

- возмещение расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) и не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения (часть 1.1 статьи 10) .

Так, согласно части 1.1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях в случае, если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам) и объектом концессионного соглашения не являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, концессионное соглашение наряду с предусмотренными частью 1 настоящей статьи существенными условиями должно содержать обязательства по привлечению инвестиций в объеме, который концессионер обязуется обеспечить в целях создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения в течение всего срока действия концессионного соглашения, а также порядок возмещения расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) и не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения.

Таким образом, при прекращении концессионного соглашения в связи с истечением срока его действия не весь объем инвестиций концессионера может окупиться. И этот невозвращенный инвестированный капитал должен быть компенсирован концедентом.

Из пункта 13 Приложения № 1 следует, что Организатором торгов установлен порядок возмещения расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) и не возмещенных ему на момент окончания срока действия Соглашения.

Далее в пункте 13.1 Приложения №1 приведена формула, в соответствии с которой будет рассчитываться размер данных расходов:

В= ИЗф-Дин, где:

В - размер расходов Концессионера, подлежащий возмещению концедентом.

ИЗф - фактически произведенные, документально подтвержденные инвестиционные затраты концессионера (включая расходы, связанные с привлечением и обслуживанием заемных средств).

Дин - документально подтвержденные доходы концессионера в составе регулируемых цен (тарифов) за период эксплуатации объекта Соглашения.

Комиссия, рассмотрев указанные пункты Конкурсной документации, установила, что Конкурсная документация содержит только расчет размера расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) и не возмещенных ему на момент окончания срока действия Соглашения, при этом, сам порядок и сроки возмещения данных расходов Организатором торгов в Конкурсной документации не установлены, что является нарушением части 1.1 статьи 10, пункта 1 части 1 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях.

Таким образом, рассматриваемый довод Заявителя является обоснованным.

Как отмечалось выше, в соответствии с пунктом 6.3 части 1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение должно включать в себя существенные условия, в том числе порядок возмещения расходов сторон в случае досрочного расторжения концессионного соглашения.

Комиссия отмечает, что Организатором торгов пункт 10 Приложения № 1 поименован как «порядок возмещения расходов сторон в случае досрочного расторжения концессионного соглашения».

Далее следует, что затраченные инвестиции на реконструкцию объекта соглашения при досрочном расторжении настоящего соглашения концессионеру не возмещаются (пункт 10.1 Приложения № 1).

Таким образом, Комиссией установлено, что Конкурсная документация не содержит обязательного условия конкурса о порядке возмещения расходов сторон в случае досрочного расторжения концессионного соглашения, что является нарушением пункта 6.3 части 1 статьи 10, пункта 1 части 1 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Всесторонне и полно исследовав материалы дела, принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать обоснованной в части жалобу ООО «Партнер» на действия Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Калачинского муниципального района Омской области при проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения о реконструкции и эксплуатации объекта коммунальной инфраструктуры-полигона захоронения твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: Омская область, р-н Калачинский, в пределах границ Куликовского сельского поселения, площадью 989156 м2 (извещение № 120917/1207744/01).

2. Выдать Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Калачинского муниципального района Омской области обязательное к исполнению предписание:

- о внесении изменений в Конкурсную документацию в части указания в ней состава и описания, в том числе технико-экономических показателей Полигона ТКО, условий о порядке возмещения расходов сторон в случае досрочного расторжения концессионного соглашения, порядке возмещения расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) и не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения;

- о продлении срока приема заявок на участие в Открытом конкурсе в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

Члены Комиссии

 

 

[1] Статья 11 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

[2] объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны