Решение №05-04.1/108-14 Решение по жалобе ОАО "Омскоблавтотранс" от 17 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Омской области пр-кт К. Маркса, 12 А, г. Омск, 644010, e-mail: to55@fas.gov.ru т. (3812) 32-06-96, ф. (3812) 32-06-96 ___________________________________________________________________ Решение № 05-04.1/108-14 о признании жалобы необоснованной 11.12.2014 г. Омск Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе: <….>, рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), жалобу открытого акционерного общества «Омскоблавтотранс» (далее – ОАО «Омскоблавтотранс», Заявитель) на действия Администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области (далее - Администрация, Ответчик) по проведению открытого конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным транспортом в пределах маршрутной сети по Тарскому городскому поселению Тарского муниципального района Омской области на 2015-2016 г.г. (извещение о проведении открытого конкурса размещено на сайте http://tarsk.omskportal.ru в сети «Интернет») (далее - Конкурс). в присутствии представителя Заявителя: <….>, УСТАНОВИЛА: 1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. № 13354 от 03.12.2014) на действия Администрации по проведению Конкурса (извещение о проведении открытого конкурса размещено на сайте http://tarsk.omskportal.ru в сети «Интернет»). Заявитель считает, что Администрацией при проведении Конкурса условия участия и критерии оценки претендентов на участие в Конкурсе установлены с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), Закона о защите конкуренции, а именно: Пункт 9 Критериев оценки заявок на участие в Конкурсе (далее - Критерии оценки), а именно, «Критерии оценки, отражающие состояние безопасности перевозок» создает дискриминационные условия для транспортных компаний с большим количеством водителей, вероятность нарушений ДТП у которых выше, чем у конкурсантов, количество водителей у которых меньше. Данный критерий, по мнению Заявителя, должен был быть определен в процентном соотношении от количества водителей у конкурсанта. Пункт 10 Критериев оценки, а именно, «Создание доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения», по мнению Заявителя, допускает непредставление документов, подтверждающих оснащение транспортного средства специальными средствами для перевозки инвалидов-колясочников, что, по мнению Заявителя, должно быть условием для не допуска конкурсанта к участию в Конкурсе и противоречит п.п. 1 п. 27 раздела VII Порядка. Пункт 11 Критериев оценки, а именно, «Оснащение транспортного средства ремнями безопасности для перевозки детей (школьников)», по мнению Заявителя, включен Заказчиком в конкурсную документацию необоснованно, поскольку оснащение транспортного средства ремнями безопасности для перевозки детей (школьников) ведет лишь к дополнительным затратам транспортной организации на оборудование автобусов ремнями безопасности, так как заводами изготовителями не производится установка ремней в городских автобусах. В обоснование своей позиции Заявитель указывает следующее: Согласно п. 4.1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (далее - Положение) в автобусах, используемых для перевозки пассажиров в междугородном сообщении, места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности. В автобусах, обслуживающих пассажиров по пригородным и городским маршрутам наличие ремней безопасности не регламентировано. Согласно п. 22.9. гл. 22 Положения перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства. Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием детских удерживающих устройств. Заявитель считает, что выполнение данного критерия не осуществимо, потому что установка ремней безопасности в городских автобусах невозможна. Таким образом, Заявитель полагает, что установленные Администрацией для участников Конкурса условия участия и порядок оценки конкурсантов в Конкурсе подведены под определенного перевозчика, ограничивают конкуренцию и нарушают требования Закона о защите конкуренции. На заседании Комиссии 11.12.2014 представитель Заявителя поддержала доводы, изложенные в жалобе ОАО «Омскоблавтотранс». Представитель Заявителя обратила внимание, что период, за который необходимо представить информацию, установленный Администрацией в п.п. 9.1., 9.2. п. 9 приложения № 3 к Порядку, а именно, «в течение года, предшествующего проведению конкурса», может быть истолкован неоднозначно. На вопросы Комиссии обращалось ли ОАО «Омскоблавтотранс» письменно в Администрацию за разъяснением о сроке предоставления указанных выше сведений, представитель Заявителя ответил, что письменно ОАО «Омскоблавтотранс» за разъяснениями не обращалось. 2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 05.12.2014 № 05-12122 представителем Администрации на заседании Комиссии 11.12.2014 Омскому УФАС России представлены пояснения на жалобу ОАО «Омскоблавтотранс» от 10.05.2014 исх. № 2162/01-23 и заверенные копии документов, в том числе: - распоряжение Администрации от 10.11.2014 № 654 о проведении Конкурса; - Порядок и условия проведения Конкурса; - Критерии оценки заявок на участие в Конкурсе; - постановление Администрации от 23.10.2014 № 337; - схемы движения маршрутов. Представитель Ответчика на заседании Комиссии 11.12.2014 с доводами жалобы ОАО «Омскоблавтотранс» не согласился и отметил, что Конкурс был проведен в соответствии с Порядком, утвержденным распоряжением Администрации от 10.11.2014 № 654, а не в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Представитель Ответчика пояснил, что Администрация не является заказчиком услуг. Победитель Конкурса оказывает услугу населению Тарского городского поселения (пассажирам), при этом победитель Конкурса выступает «исполнителем», а пассажир в качестве «заказчика» услуг, которые получает и которые оплачивает. Действия Администрации по проведению Конкурса под Закон № 44-ФЗ не подпадают. В п. 15 гл. IV Порядка предъявлены требования к составу заявки участника и документам, в составе такой заявки, по причине того, что некоторые из критериев оценки заявок на участие в Конкурсе не являются критериями заявительного характера и требуется документарное подтверждение соответствия участника тем или иным критериям. Критерии оценки заявок на участие в Конкурсе не ограничивают участников Конкурса, потому что это критерии оценки участников, допущенных к участию в Конкурсе. Включение в критерии оценки заявок на участие в Конкурсе критерия, предусмотренного п. 11 позволяет разрешить такой вопрос, отнесенный к вопросам местного значения, как обеспечение безопасности дорожного движения. Представитель Ответчика отметил, что целью Конкурса является выбор перевозчиков, обеспечивающих наиболее безопасные и качественные условия перевозки пассажиров. Обеспечение безопасности дорожного движения является основополагающим фактором при проведении Конкурса. На вопрос представителя Заявителя, какой период временной имеется ввиду в п.п. 9.1., 9.2. п. 9 приложения № 3 к Порядку, а именно, «в течение года, предшествующего проведению конкурса», представителем Администрации был дан ответ, что «год, предшествующий году» - это общепринятая формулировка в законодательстве. Информация должна быть представлена за 2013 год. ОАО «Омскоблавтотранс» с письменным запросом о разъяснении процедуры проведения Конкурса не обращалось. Таким образом, по мнению Ответчика, доводы Заявителя являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению. На вопрос Комиссии, в случае, если ни кто из участников Конкурса не обеспечит условие перевозки - оснащение транспортного средства ремнями безопасности для перевозки детей (школьников), Конкурс будет проведен? Ответчик ответил, что да, Конкурс будет проведен, но Администрации эту задачу придется решать другим способом. Представитель Администрации выразил озабоченность, тем, что в случае не проведения Конкурса городской транспорт будет парализован. Также представитель Ответчика пояснил, что в соответствии с письмом Омского УФАС России от 05.12.2014 № 05-12122 Конкурс приостановлен. 3. Из представленных материалов и информации Комиссией установлено, что в соответствии с распоряжением Администрации от 10.11.2014 № 654 на 19.12.2014 назначено проведение Конкурса. Извещение о проведении Аукциона опубликовано в газете «Тарское прииртышье» от 12.11.2014 № 46 (11797) и размещено на сайте Администрации http://tarsk.omskportal.ru в сети «Интернет». Согласно Порядку заявки на участие в конкурсе принимаются по адресу: 646530, Омская область, г. Тара, ул. Советская, 23 А, Администрация Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области, каб. 204, 203, с момента опубликования извещения о проведении Конкурса до 10-00 часов 15.12.2014 (время местное). Вскрытие конвертов с заявками на участие в Конкурсе назначено на 10-00 часов 16.12.2014 по адресу: Омская область г. Тара, пл. Советская, 23 А, каб. 207. Рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в Конкурсе назначено на 12-00 часов 19.12.2014. Участниками конкурса могут быть юридические лица независимо от организационно-правовой формы, индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим обязательным требованиям к участникам Конкурса, установленными в п. 14 Порядка. В соответствии с п. 15. гл. IV Порядка заявитель подает письменную заявку на участие в Конкурсе с приложением заверенных копий документов, в том числе: - п.п. 5 п. 15 гл. IV: «Сведения о состоянии дорожно-транспортной дисциплины среди водительского состава (наличие зарегистрированных ДТП и нарушений ДТП, с участием водителей конкурсанта – перевозчика, рекламаций со стороны контрольных и иных уполномоченных органов)»; - п.п. 12 гл. IV: «Документы, подтверждающие оснащение транспортного средства специальными средствами для перевозки инвалидов-колясочников и документы». Согласно п. 28 Порядка конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление поданных и допущенных к участию в Конкурсе заявок в Конкурсе, в соответствии с критериями и в порядке, указанными в приложении № 3 к Порядку. Согласно Критериям оценки заявок на участие в Конкурсе, установленным в приложении № 3 к Порядку: п. 9. «Критерии оценки, отражающие состояние безопасности перевозок» - п.п. 9.1: «Наличие дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине претендента в течение года, предшествующего проведению конкурса» оценивается в «минус 10» баллов; - п.п. 9.2 «Наличие нарушений правил дорожного движения, совершённых претендентом в течение года, предшествующего проведению конкурса» оценивается в «минус 5» баллов; - п. 10 «Создание доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения» - оснащение транспортного средства специальными средствами для перевозки инвалидов-колясочников оценивается в 10 баллов, а в случае, если сведения не представлены, отсутствуют условия - 0 баллов; - п. 11 «Создание условий для перевозки школьников» - оснащение транспортного средства ремнями безопасности для перевозки детей (школьников) оценивается в 5 баллов, а в случае, если сведения не представлены, отсутствуют условия - 0 баллов. Из представленных документов и пояснений представителя Ответчика следует, что вскрытие конвертов с заявками на участие в Конкурсе назначено на 10-00 часов 16.12.2014, рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе - на 12-00 часов 19.12.2014. В соответствии с письмом Омского УФАС России от 05.12.2014 № 05-12122 Конкурс был приостановлен. 4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав представителей Администрации, ОАО «Омскоблавтотранс», Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего. В соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов. Действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате проведения торгов. Администрацией, в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления, распоряжением от 10.11.2014 № 654 утвержден Порядок и условия проведения Конкурса. Действующее законодательство не содержит запретов, связанных с установлением соответствующих условий (критериев) определения победителя открытого конкурса, поэтому уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией вправе самостоятельно определять порядок проведения конкурса. В пункте 6 Порядка установлено, что целью Конкурса является выбор перевозчиков, обеспечивающих наиболее безопасные и качественные условия перевозки пассажиров и багажа. Участниками конкурса могут быть юридические лица независимо от организационно-правовой формы, индивидуальные предприниматели, соответствующие обязательным требованиям к участникам Конкурса, установленными в п. 14 Порядка. При оценке заявок, допущенных на участие в Конкурсе, в том числе, учитываются сведения о привлечении к ответственности за административные правонарушения на транспорте, об оснащении транспортных средств специальными средствами для перевозки инвалидов-колясочников и ремнями безопасности для перевозки детей (школьников). Комиссия считает, что Администрация, как орган местного самоуправления, при организации регулярных перевозок автомобильным транспортом в границах г. Тара, вправе предусмотреть условия перевозки, в том числе, для инвалидов-колясочников и школьников. Критерии оценки победителя Конкурса не устанавливают для участников Конкурса какого-либо ограничения на участие в Конкурсе; конкурс носит открытый характер, является равнодоступным для всех субъектов предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок (имеющих соответствующую лицензию); оснащение транспортных средств участников специальными средствами для перевозки инвалидов-колясочников и ремнями безопасности для перевозки детей (школьников) не ставит их по отношению к иным участникам в приоритетное положение, гарантирующее победу в конкурсе, поскольку определение победителя осуществляется по нескольким критериям, в равной степени относящимся ко всем участникам конкурса; победителем конкурса становится наиболее конкурентоспособный хозяйствующий субъект. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом. Комиссией не могут быть приняты во внимание как не соответствующие действующему законодательству доводы Заявителя, что Конкурс должен быть проведен в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ в связи с тем, что Закон № 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, Администрация не является заказчиком услуги, оплата услуг не осуществляется из муниципального бюджета, а победитель Конкурса оказывает услуги населению Тарского городского поселения. С учетом изложенного Комиссия считает, что оспариваемые критерии способствуют достижению цели проведения Конкурса - выбора перевозчика, способного обеспечить наиболее безопасные и качественные условия перевозки пассажиров, и не могут рассматриваться как нарушение антимонопольного законодательства, ибо не могут оказывать негативного влияния на конкуренцию. Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия РЕШИЛА: Признать необоснованной жалобу ОАО «Омскоблавтотранс» на действия Администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области по проведению открытого конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным транспортом в пределах маршрутной сети по Тарскому городскому поселению Тарского муниципального района Омской области на 2015-2016 г.г. (извещение о проведении открытого конкурса размещено на сайте http://tarsk.omskportal.ru в сети «Интернет»). Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель Комиссии <….> Члены Комиссии <….>

Связанные организации

Связанные организации не указаны