Решение б/н Решение № 05-04.1/110-15 по жалобе ООО "ПЦ Гефест" на действ... от 28 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение № 05-04.1/110-15

о признании жалобы необоснованной

21.08.2015                                                                                                                              г. Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

< … >,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «Промышленный центр Гефест» (далее - ООО «ПЦ Гефест», Заявитель) на действия Заказчика – ОАО «Омское производственное объединение «Иртыш» (далее – ОАО «ОмПО «Иртыш», Заказчик, Ответчик) при проведении котировочной сессии на право заключения договора на поставку алюминия для нужд ОАО «ОмПО «Иртыш» (извещение № 31502581696) (далее - Котировочная сессия, Закупка),

в отсутствие представителей Заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по существу,

в присутствии:

- представителя < … >;

- < … > в качестве слушателя (личность удостоверена паспортом),

УСТАНОВИЛА:

1. В Омское УФАС России 13.08.2015 из Федеральной антимонопольной службы поступила жалоба ООО «ПЦ Гефест» на действия (бездействие) заказчика ОАО «ОмПО «Иртыш» при проведении Котировочной сессии.

Как следует из жалобы Заявителя, в нарушение части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) по отношению к участникам закупки ограничена конкуренция, а именно: в пункте 5 Документации к Котировочной сессии указан срок поставки товара в течение не более 2 (двух) календарных дней с момента получения от Заказчика заявки на поставку партии товара, что ограничивает возможность участия в котировочной сессии поставщиков, не находящихся в г. Омске и прилегающих к нему областях.

Также в пункте 5 Документации к Котировочной сессии не указаны минимальные партии поставляемого товара, из чего следует, что Заказчик вправе подать заявку на поставку партии товара любого веса неограниченное количество раз в течение срока действия договора. Учитывая то, что поставка товара осуществляется за счет Поставщика, наличие данной информации в документации необходимо. В ином случае становится невозможным определение стоимости договора.

 

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 17.08.2015 № 05-7646 Ответчиком 21.08.2015 (вх. Омского УФАС России от 21.08.2015 № 7679) представлены надлежащим образом заверенные копии, в том числе:

- извещения о проведении Запроса котировок;

- документации к Котировочной сессии;

- положения о закупочной деятельности ОАО «ОмПО «Иртыш», утвержденного Советом директоров ОАО «ОмПО «Иртыш» (протокол от 24.04.2014 № 5) (далее - Положение о закупках);

- журнала регистрации заявок на участие в Закупке;

- протокола рассмотрения и оценки заявок на право заключения договора на поставку алюминия для нужд ОАО «ОмПО «Иртыш» от 29.07.2015 № 1.

Дополнительно Ответчиком были представлены коммерческие предложения от поставщиков: ООО «МеталлИнвест» (г. Березовский) от 20.12.2014 № 120/12; ЗАО «ПКП «Ростехком» (г. Екатеринбург) от 26.12.2014 № Ал-1/219, которые осуществляют поставку алюминия, с указанием срока поставки продукции после заявки - 2 дня.

На заседании Комиссии 21.08.2015 представитель Ответчика не согласился с доводами жалобы ООО «ПЦ Гефест» и высказался согласно представленным им на заседании Комиссии 21.08.2015 пояснениям (вх. Омского УФАС России от 21.08.2015 № 7678), а именно:

20.07.2015 Заказчиком было опубликовано извещение и Документация к Котировочной сессии в соответствии с Положением о закупочной деятельности ОАО «ОмПО «Иртыш» на основании опубликованного Плана закупок.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения.

В документации не установлено, откуда и каким образом должен поставляться товар.

В отношении указанных в жалобе доводов, представитель Заказчика пояснил, что конкуренция по отношению к участникам закупки не ограничена и данные условия поставки были указаны исходя из реальных потребностей Заказчика, а также на основе анализа коммерческих предложений от других поставщиков данной продукции. Более того, ранее Заказчиком неоднократно объявлялись котировочные сессии на поставку алюминия на этих же условиях, участие в которых принимали поставщики и из других регионов. Ранее уже проводились аналогичные закупки в форме котировочной сессии, договоры были исполнены в срок, а также с учетом принципа эффективного расходования денежных средств на приобретение алюминия, данные условия Документации к Котировочной сессии исполнимы и не могут привести к необоснованному ограничению конкуренции.

Что касается невозможности определения стоимости договора в связи с тем, что отсутствует указание минимальных партий товара, то в пункте 3 Информационной карты Документации к Котировочной сессии указано, что стоимость доставки включается в стоимость товара. Заказчик не может выделять доставку отдельной строкой как раз по причине того, что к участию в котировочной сессии приглашаются поставщики из всех регионов. Исключение же доставки из стоимости товара может наоборот привести к удорожанию закупки по причине того, что победитель в котировочной сессии может быть из значительно отдаленного региона или, к примеру, воспользоваться услугами дорогостоящих транспортных компаний, что повлечет для Заказчика значительные финансовые затраты и противоречит принципу экономии денежных средств. В связи с этим, финансовая нагрузка на доставку товара распределяется по позициям и включается в начальную (максимальную) цену товара независимо от размера поставляемых партий.

Ответчиком были представлены коммерческие предложения от поставщиков: ООО «МеталлИнвест» (г. Березовский) от 20.12.2014 № 120/12; ЗАО «ПКП «Ростехком» (г. Екатеринбург) от 26.12.2014 № Ал-1/219, которые осуществляют поставку алюминия, с указанием срока поставки продукции после заявки - 2 дня.

По поводу объемов и количества партий товара представитель Ответчика пояснил, что поставка осуществляется в пределах норм отгрузки каждой категории товаров.

Таким образом, в соответствии с потребностью Заказчика поставка товара возможна и из других регионов, конкуренция в связи с установлением срока поставки в 2 (два) календарных дня, не ограничена, на поставку указанных позиций в установленные сроки существует конкурентный рынок. Определение стоимости договора является реальным, начальная (максимальная) цена договора определена на основе действующих коммерческих предложений от других поставщиков и предполагает включение стоимости доставки в сумму договора.

Ранее ООО «ПЦ Гефест» уже подавало аналогичную жалобу на действия Заказчика - ОАО «ОмПО «Иртыш» при проведении котировочной сессии на право заключения договора на поставку алюминия для нужд ОАО «ОмПО «Иртыш» (извещение № 31501922849). Решением Комиссии Омского УФАС России от 03.02.2015 № 05-04.1/08-15 жалоба ООО «ПЦ Гефест» была признана необоснованной.

Дополнительно представитель Ответчика пояснил, что Заявитель за разъяснением положений Документации о Котировочной сессии не обращался, Котировочная сессия признана не состоявшейся, договор по итогам Котировочной сессии не заключен.

3. Из представленных материалов и информации следует, что 20.07.2015 ОАО «ОмПО «Иртыш» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» было размещено извещение № 31502581696 о проведении Котировочной сессии и Документация к Котировочной сессии.

Способ размещения закупки: котировочная сессия.

Дата и время окончания подачи заявок 27.07.2015 в 12:00 час.

Дата и время рассмотрения и оценки котировочных заявок 27.07.2015 в 12:00 час.

Начальная (максимальная) цена договора 5 902 197,02 рублей.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок на право заключения договора на поставку алюминия для нужд ОАО «ОмПО «Иртыш» от 29.07.2015 № 1 до окончания срока подачи заявок поступило 2 заявки на участие в Закупке:

- № 1 ООО «Альфа-Металл», Московская область, г. Реутов; 27.07.2015 в 11:45 час., предлагаемая цена контракта - 5 049 773,01 рубля;

- № 2 ЗАО ПКП «Ростехком», г. Екатеринбург; 27.07.2015 в 12:43 час., предлагаемая цена контракта - 5 843 759,42 рублей.

Заявкам на участие в Закупке ООО «Альфа-Металл», ЗАО ПКП «Ростехком» отказано в допуске к участию в котировочной сессии на основании пункта 16 Документации к Котировочной сессии.

Заявка ООО «Альфа-Металл» отклонена по причине ее не соответствия требованиям, установленным в пункте 13.6 Документации к Котировочной сессии.

Заявка ЗАО «ПКП «Ростехком» отклонена по причине того, что заявка поступила после окончания срока подачи заявок.

Согласно пояснениям представителя Ответчика Заявитель за разъяснением положений Документации к Котировочной сессии не обращался, Котировочная сессия признана не состоявшейся, договор по итогам Котировочной сессии не заключен.

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, полученные к заседанию Комиссии документы, заслушав доводы представителя Ответчика, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В силу части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупочной деятельности ОАО «ОмПО «Иртыш» (редакция № 2) утверждено Советом директоров ОАО «ОмПО «Иртыш», протокол от 24.04.2014 № 5.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения.

Закон о закупках устанавливает единые принципы закупки товаров, работ, услуг. Так, в рамках своей закупочной деятельности заказчики должны обеспечивать: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки, отсутствие ограничения допуска к участию в закупке, а также целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализацию мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.

Пунктом 5 Документации к Котировочной сессии предусмотрен срок поставки товара: в течение не более 2 (двух) календарных дней с момента получения от Заказчика заявки на поставку партии товара.

В соответствии с Планом закупок ОАО «ОмПО «Иртыш» Закупка проводилась исходя из целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение алюминия, а также реальных потребностей Заказчика, с учетом потребности на весь календарный год.

Также Заказчиком проведен анализ коммерческих предложений от различных поставщиков алюминия. К тому же, Заказчиком и ранее проводились аналогичные закупки на поставку алюминия с установлением срока поставки 2 (два) календарных дня (извещение о проведении закупки № 31501922849).

Как следует из пояснений представителя ОАО «ОмПО «Иртыш» закупка алюминия осуществляется в соответствии с потребностью Заказчика. Вместе с тем, Заказчик не выделяет доставку отдельной строкой по причине того, что к участию в котировочной сессии приглашаются поставщики из всех регионов.

Исключение доставки из стоимости товара может привести к удорожанию закупки по причине того, что победитель в котировочной сессии может быть из отдаленного региона или, может воспользоваться услугами дорогостоящих транспортных компаний, это повлечет для Заказчика значительные финансовые затраты, что в свою очередь будет противоречить принципу экономии денежных средств. В связи с этим, финансовая нагрузка на доставку товара распределяется по позициям и включается в начальную (максимальную) цену товара, независимо от размера поставляемых партий.

Кроме того, в Документации к Котировочной сессии не установлено, откуда и каким образом должен поставляться товар.

Таким образом, проанализировав жалобу Заявителя, документы, заслушав доводы представителя Заказчика, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу, что в связи с тем, что ранее уже проводились аналогичные закупки в форме котировочной сессии, договоры были исполнены в срок, а также с учетом принципа эффективного расходования денежных средств на приобретение алюминия, данные условия Документации к Котировочной сессии исполнимы и не могут привести к необоснованному ограничению конкуренции.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

В связи с изложенным, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «Промышленный центр Гефест» на действия Заказчика – ОАО «Омское производственное объединение «Иртыш» при проведении котировочной сессии на право заключения договора на поставку алюминия для нужд ОАО «ОмПО «Иртыш» (извещение  № 31502581696).

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны