Решение б/н Решение № 05-04.1/112-15 по жалобе АО "Омская топливная комп... от 9 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 05-04.1/112-15

о признании жалобы обоснованной

 

 

27 августа 2015                                                                                                                      г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<…>,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), жалобу акционерного общества «Омская топливная компания» (далее - АО «Омская топливная компания», Заявитель) на действия Государственного предприятия Омской области «Дорожное ремонтно-строительное управление № 5» (далее - ГП «ДРСУ № 5», Заказчик, Ответчик) по проведению запроса котировок на поставку щебня фракции 0-5 мм (извещение о проведении закупки № 31502656366 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет») (далее - Запрос котировок, Закупка),

в присутствии:

представителя Заявителя - <…>;

<…>, <…> в качестве слушателей (личности удостоверены паспортом);

в отсутствие представителя Ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по существу,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба АО «Омская топливная компания»                                  (вх. от 18.08.2015 № 7584) на действия ГП «ДРСУ № 5» по проведению Запроса котировок.

Заявитель считает, что условия, содержащиеся в документации, противоречат принципам, установленным Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

В обоснование своей позиции Заявитель указывает следующее:

1.1 Согласно разделу 1 Документации о закупке, утвержденной директором ГП «ДРСУ № 5» <…> 10.08.2015 (далее - Документация о Закупке), «Условия договора, заключаемого с победителем, указаны в проекте договора, который прописан в документации о закупке».

Согласно пункту 4.2 Проекта договора «Товар поставляется речным транспортом до пункта назначения: г. Тара, причал-1437 км, реки Иртыш в сроки, установленные Договором. Выгрузка щебня осуществляется поставщиком».

С точки зрения Заявителя, поскольку доставка осуществляется силами Поставщика, Заказчик не вправе определять способ доставки. Выбор способа доставки - речным транспортом либо иным способом является правом Поставщика. Кроме того, учитывая требуемый Покупателю объем товара 1 тонна, доставка речным транспортом повлечет для Поставщика неоправданно высокие расходы на доставку товара по месту, указанному Заказчиком.

Существенным условием поставки является место поставки, сроки поставки, наименование и количество товара, условие о способе доставки товара по месту назначения является условием, ограничивающим право на участие в закупке, поскольку ставит участника закупки в заведомо невыгодное положение.

1.2 Согласно разделу 1 Документации о Закупке «Начальная (максимальная) цена договора: 1 445,00 руб.».

При этом Документацией о Закупке не установлено количество подлежащего поставке товара. Также четко не установлены сроки поставки, что противоречит Закону о закупке.

Согласно пункту 4.1 Проекта договора, являющегося неотъемлемой частью Документации о Закупке, поставка товара осуществляется в порядке и в сроки, установленные Заказчиком, указанные в спецификации.

В Спецификации № 1, являющейся приложением к Договору поставки, срок поставки материалов указан август-октябрь по потребности покупателя в течение 5 календарных дней. Таким образом, срок поставки Заказчиком в Документации о Закупке не указан и не определен.

В пункте 4.1 Проекта договора поставки указано: «Спецификациями, кроме того, к настоящему Договору Стороны определяют:

а) конкретный перечень поставляемого Товара;

б) количество товара, подлежащего поставке, согласованного с Заказчиком;

в) наименование и адрес грузополучателя (отгрузочные реквизиты)».

АО «Омская топливная компания» обратилось в ГП «ДРСУ № 5» с запросом о предоставлении разъяснений об объеме товара, подлежащего закупке.

Согласно письму ГП «ДРСУ № 5» исх. № 192 от 14.08.2015 точное количество необходимого материала неизвестно, поэтому запрос котировок производится на 1 (одну) тонну.

Общая сумма предложения по цене договора, рассчитывается, исходя из знаний о необходимых объемах товара, месте поставки, сроках поставки товара.

В связи с тем, что нет определенной информации о количестве товара, невозможно рассчитать стоимость одной тонны.

Согласно частям 9, 10 статьи 4 Закона о закупках документация о закупке должна содержать, в том числе, следующие сведения, а именно:

- предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказанных услуг;

- место, условия и сроки (периоды) поставки товара выполнения работ, оказания услуг.

По мнению Заявителя в Документации о Закупке должно быть указано точное (конкретное) количество поставляемою товара, отсутствие этих сведений не дает участнику полной информации для участия в Закупке.

Участники Закупки должны руководствоваться в своей деятельности принципами, закрепленными статье 3 Закона о закупках, а именно:

- информационной открытости;

- равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

- целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг.

Таким образом, размещаемая документация о торгах должна содержать информацию, необходимую и достаточную для того, чтобы участники торгов могли принять решение об участии в них, подготовить и подать заявки, которые могут быть правильно оценены Заказчиком.

Заявитель считает, что Документация о Закупке препятствует участнику:

а) произвести достоверный расчет стоимости поставляемого товара в связи с тем, что объем поставляемого товара не известен;

б) заведомо ограничивает поставщика, поскольку в договоре указан способ доставки - речным транспортом;

в) отсутствие информации о количестве товара, необходимого Заказчику, не позволяет участнику оценить целесообразность участия в Закупке.

Согласно статье 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно пункту 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок па участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Заявитель полагает, что указанными действиями Заказчика нарушены права АО «Омская топливная компания», как потенциального участника Закупки.

На основании изложенного, Заявитель просит:

- признать жалобу АО «Омская топливная компания» обоснованной;

- отменить Закупку;

- вынести Заказчику предписание о необходимости полного и конкретного информирования участников об объемах закупаемого товара.

 

На заседании Комиссии 27.08.2015 представитель Заявителя поддержала доводы жалобы АО «Омская топливная компания» от 27.08.2015 б/н в полном объеме.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 21.08.2015 № 05-7792э Ответчиком 27.08.2015 представлены заверенные копии документов, в том числе:

- извещения о проведении Запроса котировок;

- Документации о Закупке;

- заявки на участие в Закупке;

- Положения о закупке товаров, работ и услуг ГП «ДРСУ № 5» (далее - Положение о закупках);

- журнала регистрации заявок на участие в Закупке;

- протокола рассмотрения заявок на участие в Запросе котировок от 20.08.2015 № 4;

- запроса АО «Омская топливная компания» от 13.08.2015 исх. б/н ГП «ДРСУ № 5» о разъяснении Документации о закупках;

- ответа ГП «ДРСУ № 5» на запрос АО «Омская топливная компания» от 14.08.2015 № 199.

 

3. Из представленных материалов и информации следует, что 12.08.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение № 31502656366 о проведении Закупки, способ размещения Закупки: запрос котировок, начальная (максимальная) цена договора: 1 445,00 руб.

Согласно извещению заявки принимаются в период с 12.08.2015 по 19.08.2015; дата и время окончания приема заявок: 19.08.2015 в 17:00 час.; дата, время рассмотрения и оценки котировочных заявок - 20.08.2015 в 10:00 час., место рассмотрения и оценки котировочных заявок: 646532, Омская область, г. Тара, ул. Лихачева, д. 12.

Согласно журналу регистрации заявок на участие в Закупке и протоколу рассмотрения заявок на участие в Запросе котировок от 20.08.2015 № 4 на участие в Запросе котировок подана одна заявка - ООО «Сибирская Строительно-Сырьевая Компания»,    г. Омск, 18.08.2015 в 09:30 час., предлагаемая цена договора - 1 444,00 руб. за одну тонну. Заявка ООО «Сибирская Строительно-Сырьевая Компания» допущена к участию в Запросе котировок. Запрос котировок признан несостоявшимся. Рекомендовано заключить договор с единственным участником Запроса котировок.

Уведомлением Омского УФАС России от 21.08.2015 № 05-7792э ГП «ДРСУ № 5» предупреждено, что Заказчик не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе.

На сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» информация о заключении ГП «ДРСУ № 5» с победителем Запроса котировок по состоянию на 27.08.2015 не размещена.

 

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав представителя Заявителя, Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

 

4.1 Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закон о закупках устанавливает единые принципы закупки товаров, работ, услуг. Так, в рамках своей закупочной деятельности заказчики должны обеспечивать: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки, отсутствие ограничения допуска к участию в закупке, а также целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализацию мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.

Согласно пункту 4.2 Проекта договора «Товар поставляется речным транспортом до пункта назначения: г. Тара, причал-1437 км, реки Иртыш в сроки, установленные Договором. Выгрузка щебня осуществляется поставщиком».

По мнению Комиссии, выбор способа доставки - речным транспортом ограничивает конкуренцию по отношению к участникам закупки, у которых существует возможность произвести поставку товара иным способом, в том числе, менее затратным, что соответственно может отразиться на предложении участником цены договора - его снижении. Увеличение транспортных расходов в стоимости товара противоречит принципу экономии денежных средств Заказчика.

4.2 Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 9 статьи 4 Закона о закупках установлен перечень сведений, которые должны содержаться в извещении о закупке, в том числе, предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг  (подпункт 3).

Таким образом, согласно положениям Закона о закупках извещение должно содержать четкие сведения о количестве поставляемого товара. При этом Закон о закупках не содержит положений, позволяющих заказчику не указывать точное количество товаров.

Пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлены требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, в том числе, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик.

Согласно подпункту 16 пункта 1 статьи 7 Положения о закупках закупка у единственного поставщика может осуществляться, в том числе, в случае если торги, проводимые в соответствии с настоящим положением, признаны несостоявшимися в связи с принятием конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссией решения об отказе в допуске к участию в торгах всем участникам закупок, подавшим заявки на участие в торгах. При этом цена заключаемого контракта с единственным поставщиком не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, установленную в документации о торгах, а также цену за единицу товара, услуги, установленную в документации о проведении о проведении запроса предложений в соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 6 Положения о закупках.

Согласно пунктам 3, 5 части 3 статьи 67 Положения о закупках извещение о проведении запроса котировок, в том числе, должно содержать:

- предмет контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;

- сведения о начальной (максимальной) цене контракта, а в случае, когда невозможно определить количество поставляемого товара - сведения о цене за единицу товара.

В разделе I Документации о Закупке определены следующие условия Закупки:

«Место поставки: Омская область, Тарский район, г. Тара, причал 1437 км. р. Иртыш ГП «ДРСУ№5»;  

Начальная (максимальная) цена договора: 1 445,00  руб. (с НДС);

Характеристика и количество поставляемого товара: согласно приложенной документации».

Согласно пункт 2.2 проекта договора поставки, являющимся неотъемлемой частью Документации о Закупке, Поставщик обязуется поставить, а Покупатель принять и оплатить Товар (наименование, ассортимент, количество, качество, цена, общая сумма товара), указанный в Спецификации, являющейся неотъемлемой частью настоящего Договора.

В Спецификации № 1 (приложение № 1 к Документации о Закупке) количество поставляемого товара не определено.

Расчет начальной (максимальной) цены контракта (договора) производится Заказчиком исходя из количества закупаемого товара - 1 тонна (Приложение № 2 к Документации о Закупке).

Извещение о проведении торгов должно быть направлено на привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц с целью выявления наилучшего предложения.

Отсутствие в извещении о Закупке сведений о количестве поставляемого товара приводит к невозможности формирования участником Запроса котировок заявки на участие в Запросе котировок, в том числе, в части формирования ценового предложения, а также является нарушением пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Поставка любого товара состоит из прямых и инфраструктурных затрат (расходов). Увеличение объема поставки влечет за собой уменьшение транспортных, иных накладных расходов на единицу продукции. Следовательно, делает такую поставку более привлекательной для участников соответствующего рынка. Не указание в извещении о закупке реального объема закупаемого товара создает необоснованные препятствия участнику закупки для участия в торгах.

Предметом Закупки является щебень на ремонт дороги, для определения, количества которого используется единица измерения - тонна; нормы расхода щебня должны быть известны дорожному ремонтно-строительному предприятию. Щебень не имеет тенденции к изменению своего веса в процессе транспортировки и хранения. Следовательно, количество поставляемого товара в Закупке величина определяемая.

Объяснение Заказчика о том, что в документации о закупке отсутствует информация о количестве необходимого к поставке товара по причине не знания Заказчиком точного количества необходимого материала, Комиссия считает необоснованным.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

По мнению Комиссии, не указание в извещении о Закупке реального объема закупаемого товара создает необоснованные препятствия участнику закупки для участия в торгах, и нарушает часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

При оценке Документации о Закупке Комиссией установлено, что в нарушение части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации о Закупке не указаны сведения, определенные Положением о закупках, а именно: количество поставляемого товара, установленное подпунктом 3 пункта 3 статьи 67 Положения о закупках.

4.3 Довод Заявителя о том, что срок поставки товара Заказчиком в Документации о закупке не указан и не определен Комиссия считает не обоснованным.

Согласно Спецификации № 1 к договору поставки поставка товара осуществляется в сроки Август-октябрь по потребности покупателя в течение 5 календарных дней.

Комиссия считает, что срок поставки товара проектом договора и формой заявки определен, поскольку пунктом 9.1 проекта договора поставки установлено, что договор вступает в силу с момента подписания и действует до 31.12.2015.

Требования об обязательном указании календарной даты начала поставки и ее окончания не предусмотрено ни Законом о закупках, ни иным нормативным правовым актом.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1, 2, 3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать обоснованной жалобу акционерного общества «Омская топливная компания» на действия Государственного предприятия Омской области «Дорожное ремонтно-строительное управление № 5» (далее - ГП «ДРСУ № 5») по проведению запроса котировок на поставку щебня фракции 0-5 мм (извещение о проведении закупки № 31502656366 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет») (далее - Запрос котировок, Закупка).

2 . Признать действие ГП «ДРСУ № 5» по не указанию в извещении о проведении запроса котировок на поставку щебня фракции 0-5 мм (извещение о проведении закупки № 31502656366 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет») и закупочной документации сведений о количестве поставляемого товара ограничивающим конкуренцию, поскольку это приводит к невозможности формирования участником Запроса котировок заявки на участие в Запросе котировок, в том числе в части формирования ценового предложения, а также нарушающим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

3. Выдать ГП «ДРСУ № 5» предписание об аннулировании запроса котировок на поставку щебня (извещение о проведении закупки № 31502656366 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет»). Уведомить Омское УФАС России об исполнении предписания в течение 3 дней со дня исполнения предписания.

4. Материалы дела № 05-04.1/112-15 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 7 статьи 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Предписание № 05-04.1/112-15

 

27.08.2015                                                                                                                              г. Омск

                      

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<…>,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), жалобу акционерного общества «Омская топливная компания» (далее - АО «Омская топливная компания», Заявитель) на действия Государственного предприятия Омской области «Дорожное ремонтно-строительное управление № 5» (далее - ГП «ДРСУ № 5», Заказчик, Ответчик) по проведению запроса котировок на поставку щебня фракции 0-5 мм (извещение о проведении закупки № 31502656366 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет») (далее - Запрос котировок, Закупка),

на основании своего Решения от 27.08.2015 № 05-04.1/112-15, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Государственному предприятию Омской области «Дорожное ремонтно-строительное управление № 5» аннулировать Запрос котировок в течение пяти рабочих дней с момента получения предписания.

 

2. Об исполнении предписания уведомить Омское УФАС России в течение трех дней со дня исполнения предписания в письменном виде с приложением подтверждающих документов.

 

Контроль за исполнением предписания возложить на члена  Комиссии  <…>.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Невыполнение  в  установленный  срок  законного  предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет за собой административное наказание в виде  административного штрафа в соответствии с частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны