Решение б/н Дело № 05-04.1/113-14 по жалобе ООО "ЭКОЭНЕРГО" от 25 декабря 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРешение № 05-04.1/113-14
о признании жалобы необоснованной
18.12.2014 г. г. Омск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
В.А. Кабаненко - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
А.В. Ланбиной - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
Д.А. Патраковой - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
Г.Н. Федоровой - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
Т.О. Рудюк - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,
в отсутствие Г.В. Лаптевой – начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;
рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ЭКОЭНЕРГО» (далее – ООО «ЭКОЭНЕРГО», Заявитель) на действия Единой комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе котировок в электронной форме Муниципального унитарного предприятия Калачинского городского поселения Калачинского района Омской области «Насосно-фильтровальная станция «Воскресенская» (далее – МУП «Насосно-фильтровальная станция «Воскресенская», Ответчик, Организатор закупки) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку реагента Акварезалт 1030 (извещение № 31401713153) (далее – запрос котировок в электронной форме),
в присутствии представителя Ответчика <……..> (доверенность № 5 от 17.12.2014 г., предъявлен паспорт),
в отсутствие Заявителя, надлежащим образом уведомленного о рассмотрении жалобы по существу (уведомление о рассмотрении жалобы от 12.12.2014 г. № 05-12496э направлено посредством почтовой связи, а также посредством электронной почты 12.12.2014 г. в 14:24),
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. № 13621 от 09.12.2014 г.,) на действия Единой комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе котировок в электронной форме МУП «Насосно-фильтровальная станция «Воскресенская» при проведении запроса котировок (извещение № 31401713153).
Как указал в жалобе Заявитель, в извещении и техническом задании указано только наименование товара и не указано слов «или эквивалент».
Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе») обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «Или эквивалент».
ООО «Экоэнерго» направило Заказчику предложение по установленной форме, в котором предложило к поставке реагент ЭКОСТЕЙЛ-902 (аналог Акварезалт 1030).
На заседании Единой комиссии Заказчика по рассмотрению заявок 27.11.2014 г. предложение ООО «Экоэнерго» признано не соответствующим требованиям документации о закупке, так как представлен аналог реагента, указанного в извещении о проведении запроса предложений (пункт 8 Протокола № 1н рассмотрения и оценки заявок от 27.11.2014 г.).
На основании изложенного, Заявитель считает, что такое решение противоречит пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, который предусматривает обязательное включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент». Такая норма закона направлена против ограничения количества участников закупки. Отсутствие указания на эквивалент является нарушением Заказчика и не должно повлечь невозможность рассмотрения поставки аналогов.
По мнению Заявителя, Единая комиссия по рассмотрению заявок приняла незаконное решение, основанное на нарушениях в закупочной документации.
Просит выдать Заказчику предписание об отмене протокола № 1н рассмотрения и оценки заявок от 27.11.2014 г.
2. На заседании Комиссии 18.12.2014 г. представитель Ответчика пояснила, что МУП «Насосно-фильтровальная станция «Воскресенская» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках как муниципальное унитарное предприятие, в уставном капитале которого доля участия муниципального образования превышает пятьдесят процентов.
Вместе с тем, Закон о закупках в отличие от Закона о контрактной системе не содержит запрета на использование обозначений, которые предназначены для индивидуализации товаров и позволяют отличать товары одних производителей от других. Закон о закупках не обязывает заказчиков указывать слова «или эквивалент».
В части 4 статьи 5 Положения о закупках товаров, работ, услуг МУП Калачинского городского поселения Калачинского муниципального района Омской области «Насосно-фильтровальная станция «Воскресенская» предусмотрены случаи, когда в описание предмета договора слова «или эквивалент» не включаются:
- несовместимость товаров, работ, услуг, на которых размещаются другие средства индивидуализации, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров, работ, услуг с товарами, работами, услугами используемыми заказчиком;
- осуществление закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технологической документацией на указанные машины и оборудование.
На заседании Комиссии 18.12.2014 г. представитель Ответчика пояснила, что в связи со сложнейшим технологическим процессом в деятельности предприятия по очистке воды необходимо соблюдать требования, указанные в технологическом регламенте установки питьевой воды для нужд муниципального образования г. Калачинска, в частности требования к реагентам «Аква резалт 1030».
Другие реагенты отличаются составом и концентрацией основных компонентов, что в условиях высокой жесткости исходной воды может привести к необратимой кольматации мембран и выходу из строя оборудования.
Также были представлены Омскому УФАС России надлежащим образом заверенные копии:
- извещения о проведении закупки № 31401713153, размещенного в единой информационной системе;
- положения о закупке, утвержденного уполномоченным лицом и размещенного в единой информационной системе;
- протокола № 1н рассмотрения и оценки заявок от 27.11.2014 г.;
- заявок участников закупки.
В дополнение были представлены возражения на жалобу Заявителя, а также копия письма Ответчика в адрес ЗАО НПП «Биопрогресс» по вопросу запроса котировок (исх. БТП-01-14/2905 от 09.12.2014 г.).
На заседании Комиссии 18.12.2014 г. представитель Ответчика считала жалобу необоснованной, просила в удовлетворении жалобы Заявителя отказать.
3. Из представленных материалов и информации следует, что 20.11.2014 г. на сайте www.zakupki.gov.ru МУП Калачинского городского поселения Калачинского муниципального района «Насосно-фильтровальная станция «Воскресенская» было опубликовано извещение № 31401713153.
Способ размещения закупки – запрос цен в электронной форме.
Дата и время начала и окончания подачи заявок (по местному времени): 27.11.2014 г. 11:00.
Дата и время рассмотрения заявок (по местному времени): 27.11.2014 г. 11:00.
Дата и время подведения итогов (по местному времени): 27.11.2014 г. 11:00.
В соответствии с протоколом № 1 н рассмотрения и оценки заявок от 27.11.2014 г. поступило две заявки:
- ООО «Лаборатория Водных технологий».
- ООО «Экоэнерго».
Обе заявки были не допущены к дальнейшему проведению запроса котировок в электронной форме.
Заявка № 1 как не соответствующая требованиям документации о закупке: не предоставлены установленные в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме документы или их копии – копии устава, учредительных документов.
Заявка № 2 как не соответствующая требованиям документации о закупке: предоставлен аналог реагента, указанного в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме.
Согласно вышеуказанному протоколу, запрос котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку реагента Акварезалт 1030 (извещение № 31401713153) признан несостоявщимся.
4. Рассмотрев жалобу Заявителя, полученные к заседанию Комиссии документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.
4.1. В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате проведения торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В силу части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требование к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупка на поставку реагента Акварезалт 1030 в форме запроса котировок проводилась в соответствии с Положением о закупках, товаров, работ и услуг, утвержденным директором <…… > 26.08.2014 г. (сайт www.zakupki.gov.ru) (далее – Положение).
Согласно части 2 статьи 1 Положения, настоящее положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, законом о Закупках.
В соответствии с представленной Ответчиком информацией МУП «Насосно-фильтровальная станция «Воскресенская» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках как муниципальное унитарное предприятие, в уставном капитале которого доля участия муниципального образования превышает пятьдесят процентов.
В силу пункта 3.3. Устава МУП Калачинского городского поселения Калачинского муниципального района «Насосно-фильтровальная станция «Воскресенская», утвержденного постановлением главы Калачинского муниципального района от 13.09.2012 г. № 203-п, размер уставного фонда предприятия 100 200 (сто тысяч двести) рублей.
Частью 4 статьи 5 Положения предусмотрены случаи, когда в описание предмета договора слова «или эквивалент» не включаются:
- несовместимость товаров, работ, услуг, на которых размещаются другие средства индивидуализации, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров, работ, услуг с товарами, работами, услугами используемыми заказчиком;
- осуществление закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технологической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, проанализировав и изучив представленные материалы и информацию, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу, что заявка Заявителя была отклонена правомерно, как несоответствующая требованиям документации о закупке.
4.2.Вместе с тем, в силу части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган при рассмотрении жалобы не ограничен доводами, указанными в жалобе участника закупки, и проверяет торги в полном объеме, в связи с чем, могут быть установлены иные нарушения законодательства Российской Федерации, допущенные организатором торгов, оператором электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссией при организации и проведении торгов, при выявлении которых комиссия антимонопольного органа обязана принять решение с учетом всех установленных нарушений.
Как указывалось выше, директором <…….> 26.08.2014 г. утверждено Положение.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения.
Статья 4 Положения о закупках содержит способы закупок и условия их применения.
Согласно части 1 статьи 4 Положения о закупках, закупки товаров, работ, услуг могут осуществляться следующими способами:
- путем проведения торгов в форме:
–конкурса,
- аукциона,
- запроса цен.
2) без проведения торгов в форме:
- запроса котировок;
- у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу части 6 статьи 4 Положения о закупке в отношении товаров, работ, услуг, не предусмотренных перечнем, указанным в части 3 статьи 4, заказчик вправе осуществлять закупки любым способом по собственному усмотрению. Однако пункт 3 статьи 4 Положения содержит формы проведения торгов: открытая и закрытая форма проведения торгов.
Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в Положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Из представленной документации о запросе котировок в электронной форме на право заключения договора поставку реагента Акварезалт 1030, а также Положения о закупке МУП Калачинского городского поселения Калачинского муниципального района «Насосно-фильтровальная станция «Воскресенская следует, что такой способ закупки как запрос котировок в электронной форме, не предусмотрен Положением о закупке.
К тому же, согласно извещению, о проведении закупки № 31401713153, размещенному в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru способ закупки указан как запрос цен в электронной форме.
Как в Положении о закупке, утвержденном директором <……..> 26.08.2014 г. и размещенном в единой информационной системе, так и в Положении, утвержденном директором <………> 02.12.2014 г., размещенном в единой информационной системе и представленом Ответчиком на заседание Комиссии Омского УФАС 18.12.2014 г. указано, что при проведении запроса котировок начальная (максимальная) цена договора не может превышать 2 млн. рублей (часть 2 статьи 34 главы 4 Положения), тогда часть 1 статьи 35 главы 4 содержит информацию о проведении запроса котировок на сумму, не превышающую 5 миллионов рублей.
Изучив и проанализировав представленную информацию и документацию МУП Калачинского городского поселения Калачинского муниципального района «Насосно-фильтровальная станция «Воскресенская», в том числе и Положение о закупке, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу, что проведение закупки в форме запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку реагента Акварезалт 1030 осуществлено с нарушением Положения о закупке.
Если утвержденными и размещенными на официальном сайте правовыми актами (правовым актом), устанавливающими правила закупки, не урегулированы отдельные виды закупок заказчика, в отношении таких закупок положение о закупке считается не размещенным в порядке, установленном Законом о закупке.
Таким образом, заказчиком нарушены требования Закона о закупках, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.7.32.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания.
Учитывая указанные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать необоснованной жалобу ООО «Экоэнерго» на действия Единой комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе котировок Муниципального унитарного предприятия Калачинского городского поселения Калачинского района Омской области «Насосно-фильтровальная станция «Воскресенская» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку реагента Акварезалт 1030 (извещение № 31401713153).
2. Выдать предписание Муниципальному унитарному предприятию Калачинского городского поселения Калачинского района Омской области «Насосно-фильтровальная станция «Воскресенская» привести Положение о закупке в соответствие с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части выбора способов закупки и порядка проведения закупок указанными способами в течение 5 рабочих дней со дня получения предписания.
3. Проинформировать Омское УФАС России об исполнении предписания в течение 3 рабочих дней со дня исполнения.
4. Материалы дела № 05-04.1/113-14 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности по статье 7.32.3 КоАП РФ.
Контроль за исполнением предписания возложить на ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Ланбину А.В.
Председатель Комиссии
В.А. Кабаненко
Члены Комиссии:
А.В. Ланбина
Д.А. Патракова
Г.Н. Федорова
Т.О. Рудюк
Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Предписание № 05-04.1/113-14
об устранении нарушений антимонопольного законодательства
18.12.2014 г. Омск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
В.А. Кабаненко - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
А.В. Ланбиной - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
Д.А. Патраковой - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
Г.Н. Федоровой - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
Т.О. Рудюк - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,
в отсутствие Г.В. Лаптевой – начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;
рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ЭКОЭНЕРГО» (далее – ООО «ЭКОЭНЕРГО», Заявитель) на действия Единой комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе котировок в электронной форме Муниципального унитарного предприятия Калачинского городского поселения Калачинского района Омской области «Насосно-фильтровальная станция «Воскресенская» (далее – МУП «Насосно-фильтровальная станция «Воскресенская», Ответчик, Организатор закупки) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку реагента Акварезалт 1030 (извещение № 31401713153) (далее – запрос котировок в электронной форме),
в присутствии представителя Ответчика <…….> (доверенность № 5 от 17.12.2014 г., предъявлен паспорт),
в отсутствие Заявителя, надлежащим образом уведомленного о рассмотрении жалобы по существу (уведомление о рассмотрении жалобы от 12.12.2014 г. № 05-12496э. направлено посредством почтовой связи, а также посредством электронной почты 12.12.2014 г. в 14:24),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Муниципальному унитарному предприятию Калачинского городского поселения Калачинского района Омской области «Насосно-фильтровальная станция «Воскресенская» привести Положение о закупке в соответствие с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части выбора способов закупки и порядка проведения закупок указанными способами в течение 5 рабочих дней со дня получения предписания.
2. Проинформировать Омское УФАС России об исполнении предписания в течение 3 рабочих дней со дня исполнения.
Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии А.В. Ланбину
Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии
В.А. Кабаненко
Члены Комиссии:
А.В. Ланбина
Д.А. Патракова
Г.Н. Федорова
Т.О. Рудюк