Решение б/н Решение № 05-04.1/115-15 по жалобе АО "Омская топливная комп... от 11 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение № 05-04.1/115-15

о признании жалобы необоснованной

 

03.09. 2015                                                                                                                             г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе: < … >, 

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), жалобу акционерного общества «Омская топливная компания» (далее - АО «Омская топливная компания», Заявитель) на действия Государственного предприятия Омской области «Дорожное ремонтно-строительное управление № 5», Государственного предприятия «Большереченское Дорожное ремонтно-строительное управление», Государственного предприятия «Седельниковское Дорожное ремонтно-строительное управление» (далее - ГП «ДРСУ № 5», ГП «Большереченское ДРСУ»,                                               ГП «Седельниковское ДРСУ», Заказчики) по проведению совместных торгов в форме запроса предложений на поставку щебня для нужд ГП «ДРСУ № 5», ГП «Большереченское ДРСУ», ГП «Седельниковское ДРСУ» (извещение о проведении закупки № 31502678298 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет») (далее - Запрос предложений, Закупка),

в присутствии:

- представителя Заявителя: < … >;

- и.о. директора ГП «ДРСУ № 5» < … >;

- генерального директора специализированной организации ООО «ОТС-55» (далее - специализированная организация) < … >;

в отсутствие представителей  ГП «Большереченское ДРСУ», ГП «Седельниковское ДРСУ», надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения жалобы по существу,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба АО «Омская топливная компания»                                                                   (вх. от 25.08.2015 № 7784) на действия Заказчиков - ГП «ДРСУ № 5»,                                              ГП «Большереченское ДРСУ», ГП «Седельниковское ДРСУ» по проведению Запроса предложений.

Заявитель считает, что условия, содержащиеся в Документации о Закупке, противоречат принципам, установленным Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

1.1 Согласно Приложению № 3 к Документации о Закупке поставка товара осуществляется партиями по заявкам Заказчика. Без заявок Заказчика поставка товаров Поставщиком не производится.

При проведении расчета цены контракта влияет стоимость затрат на транспортировку товара к месту поставки товара.

По мнению Заявителя в Документации о Закупке не указан четкий срок поставки товара, количество партий товара, что влияет на невозможность произвести предварительные расчеты, и может привести к значительному удорожанию стоимости товара.

АО «Омская топливная компания» обратилось в ООО «ОТС-55» с запросом о предоставлении разъяснений Документации о Закупке, в ответ на который получено пояснение, что товар поставляется в соответствии с заявкой, поставка товара одной партией не предусмотрена. В связи с тем, что точное количество товара в партии неизвестно, как и неизвестно, сколько поездок транспорта придется совершить для поставки всего объема товара, данное обстоятельство препятствует:

а) произвести достоверный расчет стоимости поставляемого товара в связи с тем, что объем отдельной поставки товара неизвестен;

б) заведомо ограничивает поставщика и ставит в невыгодное для себя положение, поскольку может привести к удорожанию товара по сравнению с первоначальной стоимостью.

в) отсутствие информации о количестве товара, необходимого Заказчику, не позволяет участнику оценить целесообразность участия в проводимой закупке.

 

1.2 Согласно проекту контракта ГП «Седельниковское ДРСУ» - Приложение № 3 к Документации о Закупке место поставки товара - г. Тара, франко-борт автомобиля. Согласно письму ООО «ОТС-55» от 24.08.2015 исх. № 90 местом поставки товара для нужд ГП «Седельниковское ДРСУ» является г. Тара, Поставщик считается исполнившим свое обязательство по поставке с момента погрузки товара в автомобиль Заказчика. Конкретное место в пределах г. Тара на усмотрение Заказчика.

Существенными условиями поставки товара являются место поставки, срок поставки, наименование и количество товара. Условие о способе доставки товара по месту назначения является условием, ограничивающим право на участие в закупке, поскольку ставит участника закупки в заведомо невыгодное положение.

Согласно пункту 9.10 статьи 4 Закона о закупках документация о закупке должна содержать, в том числе, следующие сведения:

- предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказанных услуг:

- место, условия и сроки (периоды) поставки товара выполнения работ, оказания услуг.

Заявитель считает, что по смыслу указанных норм, в документации о закупке должно быть указано точное (конкретное) количество поставляемого товара, отсутствие этих сведений не дает участнику полной информации для участия в закупке.

Участники закупки должны руководствоваться в своей деятельности принципами, закрепленными статье 3 Закона о закупках:

- информационной открытости;

- равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

- целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг.

Таким образом, размещаемая Документация о Закупке должна содержать информацию, необходимую и достаточную для того, чтобы участники торгов могли принять решение об участии в них, подготовить и подать заявки, которые могут быть правильно оценены Заказчиком.

На основании изложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, отменить Закупку, направить Заказчику предписание о необходимости полного и конкретного информирования участников об объемах закупаемого товара.

На заседании Комиссии 03.09.2015 представитель Заявителя поддержала доводы жалобы АО «Омская топливная компания» от 25.08.2015 № 7784 в полном объеме и дополнительно пояснила, что АО «Омская топливная компания» заявку на участие в Запросе предложений не подавало.

 

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 26.08.2015 № 05-7979э ГП «ДРСУ № 5» 02.09.2015 представлены письменные пояснения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, заверенные копии документов, в том числе:

- Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГП «ДРСУ № 5», утвержденного директором ГП «ДРСУ № 5» 10.08.2015 (далее - Положение о закупках ГП «ДРСУ № 5»);

- Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГП «Большереченское ДРСУ», утвержденного директором ГП «Большереченское ДРСУ» 06.07.2015 (далее - Положение о закупках ГП «Большереченское ДРСУ»);

- Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГП «Седельниковское ДРСУ», утвержденного директором ГП «Седельниковское ДРСУ» 01.07.2015 (далее - Положение о закупках ГП «Седельниковское ДРСУ»);

- извещения о проведении Закупки;

 - Документации о проведении совместных торгов в форме запроса предложений, утвержденной директором ГП «ДРСУ № 5» 20.08.2015 (далее - Документация о Закупке);

- протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в Запросе предложений от 06.08.2015 № 31502678298-1;

- запроса АО «Омская топливная компания» от 13.08.2015 б/н о предоставлении разъяснении положений Документации о Закупке;

- ответа ООО «ОТС-55» от 24.08.2015 № 90 на вышеуказанный запрос.

 

На заседании Комиссии 03.09.2015 представитель ГП «ДРСУ № 5» с доводами жалобы не согласился, высказался согласно представленным им пояснениям и поддержал возражения на жалобу, высказанные специализированной организацией.

Представитель ГП «ДРСУ № 5» пояснил, что в проекте контракта ГП «Седельниковское ДРСУ» - приложение № 3 к Документации о Закупке место поставки товара определено как г. Тара, Франко-борт автомобиля. Поставщик считается выполнившим свое обязательство по поставке в момент загрузки товара в автомобиль Заказчика. Конкретное место в пределах г. Тара на усмотрение Поставщика.

Специфика работы ГП «ДРСУ № 5», ГП «Большереченское ДРСУ»,                                        ГП «Седельниковское ДРСУ» не позволяет рассчитать точный объем товара и срок, в течение которого товар нужно поставить, а следовательно составить график поставок не представляется возможным.

 

3. На заседании Комиссии 03.09.2015 представитель специализированной организации с доводами жалобы не согласился и пояснил следующее.

Закон о закупках регулирует отношения, связанные с закупкой товаров, государственными предприятиями, при этом при проведении закупки, как поставщик, так и заказчик должны руководствоваться, в том числе и гражданским законодательством.

В статье 508 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -  Гражданский кодекс РФ) определено, что в случае, когда сторонами предусмотрена поставка товаров в течение срока действия договора поставки отдельными партиями и сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) в нем не определены, то товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота.

Документацией о Закупке установлены срок поставки товара - до 31.10.2015, место поставки товара, срок поставки отдельных партий не установлен. Поставка товара осуществляется по заявке Заказчика того объема товара, который ему необходим.

При этом, в статье 509 Гражданского кодекса РФ предусмотрен такой документ как разнарядка, содержащий поручение поставщику поставить тот объем, который необходим Заказчику, и при этом вся ответственность по разнарядке возлагается на Заказчика.

Согласно статье 509 Гражданского кодекса РФ в случае, когда договором поставки предусмотрено право покупателя давать поставщику указания об отгрузке (передаче) товаров получателям (отгрузочные разнарядки), отгрузка (передача) товаров осуществляется поставщиком получателям, указанным в отгрузочной разнарядке.

Содержание отгрузочной разнарядки и срок ее направления покупателем поставщику определяются договором. Если срок направления отгрузочной разнарядки договором не предусмотрен, она должна быть направлена поставщику не позднее, чем за тридцать дней до наступления периода поставки.

Представитель специализированной организации считает, что Гражданский кодекс РФ полностью защищает интересы поставщика.

Исходя из изложенного, представитель специализированной организации делает вывод, что произвести расчет стоимости на перевозку товара возможно, поставка товара может быть произведена двумя партиями.

Представитель специализированной организации не исключил возможность поставки товара по Закупке одной партией, в случае поставки щебня на склад поставщика с последующей доставкой товара на автомобиль Заказчика.

Представитель специализированной организации обратил внимание, что условия Закупки распространяются на всех участников Закупки, следовательно, говорить об ограничении конкуренции не представляется возможным. Закупка не состоялась, права и законные интересы Заявителя не ущемлены и не нарушены в ходе проведения Запроса предложений.

 

4. Из представленных материалов и информации следует, что 19.08.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение № 31502678298 о проведении Закупки, способ размещения Закупки: запрос предложений (закупка является совместной, многоэтапной), начальные (максимальные) цены договоров: ГП «ДРСУ № 5» - 1 190 895,33 рублей, ГП «Большереченское ДРСУ» - 1 413 000,00 рублей, ГП «Седельниковское ДРСУ» - 832 048,00 рублей.

Согласно извещению дата и время окончания подачи заявок: 26.08.2015 в 12:00 часов; дата, время рассмотрения заявок - 31.08.2015 в 12:00 часов; место рассмотрения заявок: 644010, г. Омск, ул. Пушкина, д. 63а, 2 этаж.

Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в Запросе предложений от 26.08.2015 № 31502678298-1 заявки на участие в Запросе предложений не поступали.

 

5. Рассмотрев жалобу Заявителя, полученные к заседанию Комиссии документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате проведения торгов.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

- требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

- место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Согласно подпунктам 5, 6 пункта 4 статьи 54 Положений о закупках предприятий документация о проведении запроса предложений должна, в том числе, содержать:

- место, условия и сроки поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

- сведения о количестве поставляемого товара, объеме выполняемых работ, оказываемых услуг.

Согласно части 3 статьи 52 Положения о закупках при проведении запроса предложений, в котором участвуют несколько заказчиков (совместные торги) должны соблюдаться следующие правила:

1)    закупаемые товары, работы, услуги, должны быть идентичны для всех заказчиков;

2)    каждый заказчик заключает отдельный контракт с победителем совместных торгов;

3)    закупка осуществляется ключевым заказчиком, которому на основании соглашения остальные заказчики, участвующие в такой закупке, передают свои функции по проведению таких торгов, именуемым организатором торгов, либо по его поручению – специализированной организацией.

ГП «ДРСУ № 5», ГП «Большереченское ДРСУ», ГП «Седельниковское ДРСУ» заключили между собой Соглашение о проведении совместных торгов в форме запроса предложений на поставку щебня от 13.08.2015 б/н (далее - Соглашение), согласно которому ГП «ДРСУ № 5» переданы функции организатора совместных торгов.

Вышеуказанным Соглашением стороны установили права, обязанности и ответственность, а также порядок взаимодействия между сторонами при определении исполнителя путем проведения совместных торгов в форме запроса предложений на поставку щебня.

В соответствии с пунктом 4 Соглашения Документация о совместных торгах разрабатывается ГП «ДРСУ № 5» в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупках.

Так, в пункте 6 раздела 10 Документации о Закупке установлено, что место поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг; условия и сроки поставки товара, выполнения работы, оказания услуги определяются в соответствии с условиями контракта (Приложение № 3 к Документации о Закупке).

В разделе 2 проектов контрактов (Приложение № 3 к Документации о Закупке) установлены сроки, место и условия поставки товара.

Согласно пунктам 2.1, 2.3 раздела 2 проектов контрактов ГП «ДРСУ № 5», ГП «Большереченское ДРСУ», ГП «Седельниковское ДРСУ» сроки поставки товара - с момента заключения контракта до 31.10.2015; поставка осуществляется партиями по заявкам Заказчика.

 

5.1 Довод Заявителя о том, что Заказчик не указав четкие сроки (периоды) поставки товара в Документации о закупке, были нарушены положения Закона о закупках, Комиссия считает необоснованным.

Сроки поставки товара установлены Заказчиками в проектах договоров - с момента заключения контракта до 31.10.2015.

Требования об обязательном указании календарных дат начала поставки, периодов поставки и окончания поставки не предусмотрено ни Законом о закупках, ни иным нормативным правовым актом.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом РФ, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно статье 508 Гражданского кодекса РФ в случае, когда сторонами предусмотрена поставка товаров в течение срока действия договора поставки отдельными партиями и сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) в нем не определены, то товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота.

Согласно статье 509 Гражданского кодекса РФ в случае, когда договором поставки предусмотрено право покупателя давать поставщику указания об отгрузке (передаче) товаров получателям (отгрузочные разнарядки), отгрузка (передача) товаров осуществляется поставщиком получателям, указанным в отгрузочной разнарядке.

Содержание отгрузочной разнарядки и срок ее направления покупателем поставщику определяются договором. Если срок направления отгрузочной разнарядки договором не предусмотрен, она должна быть направлена поставщику не позднее, чем за тридцать дней до наступления периода поставки.

Комиссия считает, что исходя из норм статей 508, 509 Гражданского кодекса РФ в период действия контракта, а именно, с момента заключения контракта и до 31.10.2015 количество партий товара величина определяемая, что в свою очередь позволяет участнику Закупки произвести расчет цены контракта для участия в Закупке.

 

5.2 Довод заявителя о том, что в Документации о Закупке не указано точное (конкретное) количество поставляемого товара Комиссия считает необоснованным.

В приложении № 1 к Документации о Закупке количество (объем) поставляемого товара установлено в следующих размерах: ГП «ДРСУ № 5» - 767 тонн, ГП «Большереченское ДРСУ» - 900 тонн, ГП «Седельниковское ДРСУ» - 625,6 тонн.

В соответствии с Приложением № 3 к Документации о Закупке поставка осуществляется партиями по заявкам Заказчика. Без заявок Заказчика поставка товара не производится.

Проанализировав информацию, представленную ГП «ДРСУ № 5», специализированной организацией, в том числе, Документацию о Закупке, проекты контрактов, Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком определено количество поставляемого товара и данное условие не может привести к ограничению конкуренции.

 

5.3 Довод Заявителя, о том, что Заказчиками не установлено место поставки товара,  Комиссия считает необоснованным.

Согласно пункту 2.2 раздела 2 проекта контракта ГП «ДРСУ № 5» место поставки товара – г. Тара, ГП «ДРСУ № 5», АБЗ – «Чекрушево».

Согласно пункту 2.2. проекта контракта ГП «Большереченское ДРСУ» место поставки товара – р.п. Большеречье, асфальтобетонный завод ГП «Большереченское ДРСУ», 3-й километр а/д Омск-Тара-Криводаново.

Согласно пункту 2.2. проекта контракта ГП «Седельниковское ДРСУ» место поставки товара – г. Тара, Франко-борт автомобиля.

Согласно разъяснениям положений Документации о Закупке, направленным Заявителю, метом поставки товара по контракту ГП «Седельниковское ДРСУ» является г. Тара, Франко-борт автомобиля. Поставщик считается выполнившим свое обязательство по поставке в момент загрузки товара в автомобиль Заказчика. Конкретное место поставки товара в пределах г. Тара - на усмотрение Поставщика.

Нарушения требований Закона о закупках в части не указания места поставки товара Комиссией не установлены.

Комиссией учитывается, что АО «Омская топливная компания» не подавало заявку на участие в Запросе предложений, Закупка признана не состоявшейся, права и законные интересы АО «Омская топливная компания» не ущемлены и не нарушены в ходе проведения Запроса предложений.

В связи с изложенным, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать необоснованной жалобу АО «Омская топливная компания» на действия ГП «ДРСУ № 5», ГП «Большереченское ДРСУ», ГП «Седельниковское ДРСУ» по проведению совместных торгов в форме запроса предложений на поставку щебня для нужд ГП «ДРСУ № 5», ГП «Большереченское ДРСУ», ГП «Седельниковское ДРСУ» (извещение о проведении закупки № 31502678298 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет»).

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны