Решение б/н Решение и предписание по делу № 05-04.1/125-16 по жалобе СНП... от 19 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 05-04.1/125-16

о признании жалобы обоснованной

 

12.12.2016                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<…> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…> – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

в отсутствие:

<…> – начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу Союза – Некоммерческого партнерства содействия развитию качества и безопасности перевозок «Саморегулируемая организация «Омские перевозчики» (далее – Заявитель, СНП «СРО «Омские перевозчики») на действия департамента транспорта Администрации города Омска (далее – Департамент, Организатор торгов) при проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах города Омска (далее – конкурс),

при участии представителей СНП «СРО «Омские перевозчики»:

<…> (протокол № 2 от 13.05.2015, личность удостоверена паспортом),

<…> (доверенность от 29.11.2016 без номера, личность удостоверена паспортом),

<…> (доверенность от 01.12.2016 без номера, личность удостоверена паспортом),

ИП <…> (личность удостоверена паспортом);

при участии представителей Департамента:

<…> – заместителя директора Департамента (доверенность от 22.11.2016 без номера, удостоверение № 1/16 действительно до 11.07.2017),

<…> – начальника организационно-правового отдела Департамента (доверенность от 22.11.2016 без номера, удостоверение № 0215/16 действительно до 11.07.2017);

в присутствии представителя ИП <…> – <…> (доверенность от 31.07.2014 серии 55 АА № 1035231, личность удостоверена паспортам);

в присутствии представителя ИП <…> – <…> (доверенность от 19.09.2016 серии 55 АА № 1450501, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 23.11.2016 № 9274), который полагает, что Организатором торгов при проведении конкурса нарушены положения Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 220-ФЗ), а также положения Закона о защите конкуренции.

Заявитель указывает, что оценка и сопоставление заявок участников конкурса  осуществляется в соответствии со Шкалой оценки критериев открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в границах города Омска, утвержденной постановлением Администрации города Омска от 08.11.2016 № 1354-п (далее – Шкала оценки критериев).

1.1. При этом подкритерий «Общая пассажировместимость транспортных средств, начисление баллов за 1 пассажироместо» (подпункт 3.4 Шкалы оценки критериев) является одним из решающих показателей при оценке транспортного средства. В рассматриваемом случае указанный подкритерий относится к количественным показателям и не может быть включен в критерии, влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, поскольку в конкурсе участвуют транспортные средства разных классов (малый, средний, большой).

1.2. Подпунктом 4.1 Шкалы оценки критериев уравнены новые и бывшие в употреблении транспортные средства (до пяти лет включительно).

Заявитель считает, что отождествление бывших в употреблении и новых транспортных средств создает ситуацию неравенства для участников конкурса и ограничивает доступ на рынок транспортных услуг. Перевозчики, участвующие в открытом конкурсе с новыми автобусами, предоставляют качественно иную услугу – более комфортную и безопасную, но при этом несут несоизмеримо больше рисков – имеют большее бремя ответственности перед организатором конкурса, лизинговыми и кредитными организациями.

1.3. В нормативных актах Администрации города Омска отсутствует порядок запроса организатором открытого конкурса документов, подтверждающих количество ДТП (пункт 1 Шкалы оценки критериев) и опыт перевозчиков (пункт 2 Шкалы оценки критериев). Так, указанные документы перевозчик предоставляет самостоятельно, что, по мнению Заявителя, может способствовать включению недобросовестными перевозчиками в заявку на участие в конкурсе поддельных справок.

На основании изложенного, Заявитель просит отменить конкурс, а также обязать Департамент привести конкурсную документацию в соответствие с требованиями Закона о защите конкуренции.

На заседаниях Комиссий 02.12.2016 и 12.12.2016 представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе СНП «СРО «Омские перевозчики» (вх. Омского УФАС России от 23.11.2016 № 9274), а также отметил, что в силу части 5 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ по результатам открытого конкурса свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса на срок не менее чем пять лет. Между тем, согласно извещению и конкурсной документации свидетельство об осуществлении перевозок выдается Организатором торгов на срок до 31.12.2019 (на 3 года).

 

2. На основании уведомления Омского УФАС России (исх. от 28.11.2016 № 05-8688) Департаментом представлены надлежащим образом заверенные копии:

– приказа Администрации города Омска «О допуске юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах города Омска» от 01.11.2016 № 95 (с приложением);

– постановления Администрации города Омска «Об установлении шкалы оценки критериев открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Омска» от 08.11.2016 № 1354-п (с приложением);

– извещения о проведении конкурса;

– конкурсной документации по проведению конкурса (с приложением);

– журнала регистрации заявок на участие в конкурсе.

На заседаниях Комиссии 02.12.2016 и 12.12.2016 представители Ответчика с доводами жалобы Заявителя не согласились, высказались согласно возражениям Департамента на жалобу СНП «СРО «Омские перевозчики» (вх. Омского УФАС России от 02.12.2016 № 9522э), отметив следующее.

2.1. Частью 3 статьи 24 Федерального закона № 220-ФЗ установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Шкала для оценки критериев устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий (часть 4 статьи 24 Федерального закона № 220-ФЗ).

Во исполнение требований части 4 статьи 24 Федерального закона № 220-ФЗ постановлением Администрации города Омска от 08.11.2016 № 1354-п «Об установлении шкалы оценки критериев открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Омска» установлена Шкала оценки критериев.

По мнению представителя Ответчика, учитывая, что оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе не проводились, Шкала оценки критериев не применялась, выводы подателя жалобы о нарушении Департаментом Закона о защите конкуренции при применении Шкалы оценки критериев являются преждевременными, что является самостоятельным основанием для признания жалобы необоснованной.

Кроме того, ошибочным является вывод подателя жалобы о том, что Шкала оценки критериев является конкурсной документацией и подлежит отмене. Шкала оценки критериев устанавливается муниципальным нормативным правовым актом, признание которого недействующим возможно только в связи с его несоответствием нормам действующего законодательства.

Представитель Ответчика отметила, что на протяжении последних пяти лет Администрацией города Омска проводится целенаправленная политика по оптимизации регулярных перевозок пассажиров в границах города Омска, в том числе в части организации работы на маршрутах города Омска необходимого количества транспортных средств с пассажировместимостью, обеспечивающей качественное транспортное обслуживание населения города Омска и соответствующей сформировавшемуся в городе пассажиропотоку. Для достижения указанной цели была разработана Шкала оценки критериев, в соответствии с которой за каждое пассажироместо предлагаемого перевозчиком транспортного средства начисляется 1 балл.

До принятия Федерального закона № 220-ФЗ допуск перевозчиков к осуществлению перевозок пассажиров транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок городской маршрутной сети на территории города Омска регулировался порядком, утвержденным Решением Омского городского Совета от 14.11.2012 № 71 «О порядке допуска перевозчиков к осуществлению перевозок пассажиров транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок городской маршрутной сети на территории города Омска» (далее – Решение № 71).

В соответствии с Решением № 71 допуск перевозчиков к осуществлению перевозок по регулярному маршруту осуществлялся по результатам открытого конкурса на право заключения договора об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования. При этом сроки заключения указанных договоров с победителем конкурса предусматривались разные (в зависимости от пассажировместимости транспортных средств).

Статей 20 Решения № 71 предусмотрено следующее:

1) при условии, что все транспортные средства у победителя конкурса пассажировместимостью до 15 мест, и он принимает обязательство об их замене в течение 3 лет на транспортные средства пассажировместимостью:

– от 16 до 49 мест – договор заключается на 6 лет;

– от 50 до 79 мест – договор заключается на 8 лет;

– не менее 80 мест – договор заключается на 10 лет;

2) в случае если все транспортные средства у победителя конкурса пассажировместимостью от 16 до 49 мест, договор заключается на 6 лет;

При условии, что все транспортные средства у победителя конкурса пассажировместимостью от 16 до 49 мест, и он принимает обязательство об их замене в течение 6 лет на транспортные средства пассажировместимостью:

– от 50 до 79 мест – договор заключается на 8 лет;

– не менее 80 мест – договор заключается на 10 лет;

3) в случае если все транспортные средства  у  победителя конкурса пассажировместимостью от 50 до 79 мест, договор заключается на 8 лет;

4) в случае если все транспортные средства у победителя конкурса пассажировместимостью не менее 80 мест, договор заключается на 10 лет.

В Приложении № 3 «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе» к Решению № 71 большее количество баллов предусмотрено для более вместительных транспортных средств:

– при наличии транспортных средств пассажировместимостью не менее 80 мест – 260 баллов;

– при наличии транспортных средств пассажировместимостью от 45 до 79 мест – 220 баллов;

– при наличии транспортных средств пассажировместимостью от 16 до 44 мест – 150 баллов;

– при наличии транспортных средств пассажировместимостью до 15 мест – 100 баллов.

Таким образом, при установлении Шкалы оценки критериев в соответствии с Федеральным законом № 220-ФЗ был использован аналогичных подход, направленный на привлечение на маршруты регулярных перевозок в городе Омске транспортных средств большей пассажировместимости.

Администрация города Омска, в лице Департамента, является организатором пассажирских перевозок на территории города Омска и вправе самостоятельно определять требования к характеристикам транспортных средств, предлагаемых участниками конкурса для осуществления регулярных перевозок. По мнению представителя Ответчика, учитывая, что эти требования являются одинаковыми для каждого участника, ограничение конкуренции не может иметь места. Доводы подателя жалобы сводятся скорее к несогласию с установленными требованиями к транспортным средствам, которые подлежат оценке при проведении открытого конкурса.

2.2. Представитель Ответчика полагает, что выводы подателя жалобы об «уравнивании бывших в употреблении и новых транспортных средств» в результате присвоения баллов по подпункту 4.1 Шкалы оценки критериев свидетельствуют о неверном толковании положений Федерального закона № 220-ФЗ.

Представитель Ответчика указал, что пунктом 4 части 3 статьи 24 Федерального закона № 220-ФЗ предусмотрен такой критерий как максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

В целях обновления подвижного состава, обеспечивающего регулярные перевозки пассажиров на территории города Омска, а также для повышения безопасности регулярных перевозок, Шкалой оценки критериев предусмотрено большее количество баллов за меньший срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых участником конкурса для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Участник конкурса принимает на себя обязательство в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок осуществлять перевозки транспортными средствами с соответствующим сроком эксплуатации. В зависимости от этого срока и осуществляется начисление баллов в соответствии со Шкалой оценки критериев. При этом срок эксплуатации заявленных на открытый конкурс транспортных средств также не должен превышать срок эксплуатации, заявленный участником конкурса.

В связи с тем, что согласно части 5 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок выдается на срок не менее чем пять лет, в Шкале оценки критериев первый период, за который начисляется максимальное количество баллов, ограничивается максимальным сроком эксплуатации транспортных средств до 5 лет.

Для участника конкурса, у которого имеются новые транспортные средства (срок эксплуатации до 1 года), начисление баллов производится по минимальному периоду срока эксплуатации транспортных средств до 5 лет. В течение 5 лет срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, он осуществляет регулярные перевозки теми транспортными средствами, которые участвовали в конкурсе. При продлении срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок (Федеральный закон № 220-ФЗ предусматривает неограниченное количество продлений срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок) победитель конкурса обязан будет заменить транспортные средства на транспортные средства со сроком эксплуатации, соответствующим заявленному при участи в конкурсе.

Таким образом, неравенство для участников конкурса, по мнению представителя Ответчика, не создается.

2.3. В отношении довода Заявителя об «отсутствии в нормативных актах Администрации города Омска порядка запроса организатором открытого конкурса документов, подтверждающих количество дорожно-транспортных происшествий (пункт 1 Шкалы оценки критериев) и опыт перевозчиков (пункт 2 Шкалы оценки критериев)», представитель Ответчика пояснил следующее.

Принятие муниципальных правовых актов, определяющих порядок запроса организатором открытого конкурса документов, подтверждающих количество дорожно-транспортных происшествий и опыт перевозчиков, действующим законодательством не предусмотрено.

При этом пунктом 23 Порядка проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах города Омска, утвержденного приказом директора департамента транспорта Администрации города Омска от 01.11.2016 № 95 «О допуске юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах города Омска» (далее – Порядок проведения конкурса), предусмотрено предоставление претендентами на участие в открытом конкурсе не просто сведений о количестве дорожно-транспортных происшествий, а справки Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД по Омской области о наличии либо отсутствии в течение года, предшествующего дате проведения конкурса, дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине претендента или его работников. Опыт осуществления перевозок также должен подтверждаться копиями государственных или муниципальных контрактов либо свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок или иных документов, выданных в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подтверждающими указанный опыт.

Кроме того, в состав комиссии по проведению открытого конкурса, созданной приказом директора Департамента от 01.11.2016 № 96 «О создании комиссии по проведению открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах города Омска», включен представитель отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения полиции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Омску.

Пунктом 44 Порядка проведения конкурса предусмотрено право комиссии проверять предоставленную участниками конкурса информацию, запрашивать информацию у третьих лиц, органов власти и организаций.

Претендент не допускается комиссией к участию в конкурсе в случае непредставления всех документов либо указания в них недостоверных сведений (пункт 39 Порядка проведения открытого конкурса).

Таким образом, по мнению представителя Ответчика, пункты 1 и 2 Шкалы оценки критериев не нарушают положений Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, представитель Ответчика просит признать жалобу СНП «СРО «Омские перевозчики» (вх. Омского УФАС России от 23.11.2016 № 9274) необоснованной.

 

3. В соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в связи с необходимостью получения дополнительной информации, рассмотрение жалобы по существу перенесено на 12.12.2016.

На основании запроса Омского УФАС России (исх. от 06.12.2016 № 05-8892) Департаментом представлены надлежащим образом заверенные копии:

– извещения о проведении конкурса, утвержденного уполномоченным лицом;

– конкурсной документации по проведению конкурса, утвержденной уполномоченным лицом (с приложением).

Департамент также пояснил, что принятие распоряжения (или иного внутреннего документа) Департамента о проведении конкурса действующим законодательством не предусмотрено.

 

4. Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Администрации города Омска www.admomsk.ru (далее – официальный сайт) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», Комиссией установлено, что на официальном сайте Департамент разместил извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах города Омска, а также конкурсную документацию.

Согласно извещению о проведении конкурса предметом конкурса является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в границах города Омска сроком действия до 31.12.2019.

Прием заявок на участие в конкурсе осуществлялся Организатором торгов с 11.11.2016 по 09.12.2016, по адресу: 644043, г. Омск, ул. Гагарина, д. 32/1, каб. 215, в рабочие дни с 10:00 до 16:30 часов (время местное), перерыв на обед с 13:00 до 14:00 часов.

Место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе: 12.12.2016 в 14:00 часов (время местное), по адресу: г. Омск, ул. Гагарина, 32/1, каб. 521.

Место и дата рассмотрения заявок и подведения итогов конкурса: 14.12.2016 и 16.12.2016 в 14:00 часов (время местное), по адресу: г. Омск, ул. Гагарина, 32/1, каб. 521.

Всего на участие в конкурсе выставлено 9 лотов.

 

5. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011  № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона № 220-ФЗ уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2 статьи 17 Федерального закона № 220-ФЗ).

Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту (часть 3 статьи 17 Федерального закона  № 220-ФЗ).

В силу части 2 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Проведение открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок (далее – открытый конкурс) регламентировано положениями статей 21-24 Федерального закона № 220-ФЗ.

В силу части 2 статьи 21 Федерального закона № 220-ФЗ открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок.

В соответствии с решением Омского городского Совета от 28.09.2011 № 442 «О департаменте транспорта Администрации города Омска» полномочия по проведению открытого конкурса возложены на Департамент.

Порядок проведения конкурса утвержден приказом директора департамента транспорта Администрации города Омска от 01.11.2016 № 95 «О допуске юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах города Омска».

В соответствии с Федеральным законом № 220-ФЗ и Порядком проведения конкурса 11.11.2016 Департаментом объявлен конкурс. На официальном сайте размещены извещение о проведении конкурса, а также документация по проведению конкурса.

Согласно извещению о проведении конкурса и конкурсной документации свидетельство об осуществлении перевозок выдается Организатором торгов на срок до 31.12.2019 (на 3 года).

Между тем, в соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ по результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса на срок не менее чем пять лет. Если до истечения срока их действия не наступят обстоятельства, предусмотренные пунктами 1-4 части 1 статьи 29 настоящего Федерального закона, действие указанных свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок продлевается на срок не менее чем пять лет.

Таким образом, в силу императивной нормы части 5 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ, Комиссия полагает, что установление Организатором торгов в извещении о проведении конкурса и документации по проведению конкурса условия о сроке действия свидетельства об осуществлении перевозок до 31.12.2019 (менее 5 лет) противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

5.1. Согласно части 3 статьи 24 Федерального закона № 220-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по следующим критериям:

– количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса;

– опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден исполнением государственных или муниципальных контрактов либо свидетельствами об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок или иными документами, выданными в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами;

– влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками и иные характеристики);

– максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

В силу части 4 статьи 24 Федерального закона № 220-ФЗ шкала для оценки критериев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.

Постановлением Администрации города Омска от 08.11.2016 № 1354-п утверждена Шкала оценки критериев открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Омска (далее – Постановление № 1354-п).

Согласно указанному постановлению одним из критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе является: «Влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых участником конкурса для осуществления регулярных перевозок». Данный критерии включает в себя следующие подкритерии:

– «3.1 Низкопольные транспортные средства»;

– «3.2 Наличие в салоне транспортного средства системы кондиционирования воздуха»;

– «3.3 Наличие в салоне транспортного средства автоматического информатора объявления информации о перевозочном процессе»;

– «3.4 Общая пассажировместимость транспортных средств, начисление баллов за 1 пассажироместо»;

– «3.5 Экологический класс транспортных средств».

По мнению Комиссии, учитывая, что в конкурсе принимают участие транспортные средства разных классов (малый, средний), то включение в критерии «Влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых участником конкурса для осуществления регулярных перевозок» (пункт 3 Шкалы оценки критериев) подкритерия «Общая пассажировместимость транспортных средств» (подпункт 3.4 пункта 3 Шкалы оценки критериев) и начисление баллов «за 1 пассажироместо + 1 балл» создает неравные условия для участников конкурса, и содержит признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Поскольку Шкала оценки критериев утверждена Постановлением Администрации города Омска и рассмотрение дел по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции осуществляются антимонопольным органом в порядке, установленном главой 9 Закона о защите конкуренции, то Комиссия приходит к необходимости передать материалы дела № 05-04.1/125-16 уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для рассмотрения вопроса о вынесении предупреждения в адрес Администрации города Омска.

5.2. Как указывалось выше, частью 3 статьи 24 Федерального закона № 220-ФЗ предусмотрен такой критерий как максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Постановлением № 1354-п установлена следующая шкала оценки данного критерия:

 

Таблица 1

 

Шкала оценки критериев открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Омска

 

№ п/п

Наименование критерия оценки заявок на участие в открытом конкурсе

Количество баллов

4.

Максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых участником конкурса для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок:

 

Класс транспортных средств

Максимальный срок эксплуатации транспортных средств

4.1

Малый класс транспортных средств

До 5 лет включительно

+80

Средний класс транспортных средств

До 5 лет включительно

Большой класс транспортных средств

До 5 лет включительно

4.2

Малый класс транспортных средств

До 6 лет включительно

+70

Средний класс транспортных средств

До 6 лет включительно

Большой класс транспортных средств

До 6 лет включительно

4.3

Малый класс транспортных средств

До 7 лет включительно

+60

Средний класс транспортных средств

До 7 лет включительно

Большой класс транспортных средств

До 7 лет включительно

4.4

4.5

4.6

4.7

 

Как видно из таблицы № 1 Шкалой оценки критериев предусмотрено большее количество баллов за меньший срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых участником конкурса для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Участник конкурса принимает на себя обязательство в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок осуществлять перевозки транспортными средствами с соответствующим сроком эксплуатации. В зависимости от этого срока и осуществляется начисление баллов в соответствии со Шкалой оценки критериев. При этом срок эксплуатации заявленных на открытый конкурс транспортных средств также не должен превышать срок эксплуатации, заявленный участником конкурса.

Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок выдается на срок не менее чем пять лет, в связи с чем в Шкале оценки критериев первый период, за который начисляется максимальное количество баллов, ограничивается максимальным сроком эксплуатации транспортных средств до 5 лет.

Для участника конкурса, у которого имеются новые транспортные средства (срок эксплуатации до 1 года), начисление баллов производится по минимальному периоду срока эксплуатации транспортных средств до 5 лет. В течение 5 лет срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, он осуществляет регулярные перевозки теми транспортными средствами, которые участвовали в конкурсе. При продлении срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок (Федеральный закон № 220-ФЗ предусматривает неограниченное количество продлений срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок) победитель конкурса обязан будет заменить транспортные средства на транспортные средства со сроком эксплуатации, соответствующим заявленному при участии в конкурсе.

Таким образом, Комиссия полагает, что довод Заявителя о «неравенстве участников конкурса» не состоятелен.

5.3. В отношении довода Заявителя об «отсутствии в нормативных актах Администрации города Омска порядка запроса организатором открытого конкурса документов, подтверждающих количество дорожно-транспортных происшествий (пункт 1 Шкалы оценки критериев) и опыт перевозчиков (пункт 2 Шкалы оценки критериев)», Комиссия считает необходимым отметить следующее.

Согласно подпункту 15, подпункту 16 пункта 23 Порядка проведения конкурса заявка на участие в конкурсе подается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку с приложением:

– справки Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД по Омской области о наличии либо отсутствии в течение года, предшествующего дате проведения конкурса, дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине претендента или его работников;

– сведений об опыте осуществления регулярных перевозок претендентом с приложением копий государственных или муниципальных контрактов либо свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок или иных документов, выданных в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подтверждающими указанный опыт. Для участников договора простого товарищества сведения об опыте осуществления регулярных перевозок предоставляются с расчетом среднего значения.

В соответствии с пунктом 43 Порядка проведения конкурса оценка заявки участника конкурса осуществляется на основании данных, содержащихся в документах, представленных участником конкурса, а также документах, полученных от третьих лиц по запросу комиссии.

Пунктом 44 Порядка проведения конкурса предусмотрено право комиссии проверять предоставленную участниками конкурса информацию, запрашивать информацию у третьих лиц, органов власти и организаций.

В соответствии с пунктом 39 Порядка проведения конкурса претендент не допускается комиссией к участию в конкурсе в случае, если претендент не соответствует хотя бы одному из требований, указанных в настоящем Порядке или конкурсной документации, а также в случае непредставления всех документов либо указания в них недостоверных сведений.

Принятие муниципальных правовых актов, определяющих порядок запроса Организатором торгов документов, подтверждающих количество дорожно-транспортных происшествий и опыт перевозчиков, действующим законодательством не предусмотрено.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Союза – Некоммерческого партнерства содействия развитию качества и безопасности перевозок «Саморегулируемая организация «Омские перевозчики» на действия департамента транспорта Администрации города Омска при проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах города Омска обоснованной.

2. Выдать предписание департаменту транспорта Администрации города Омска об аннулировании конкурса путем отмены извещения о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах города Омска и конкурсной документации по проведению открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах города Омска.

3. Передать материалы дела № 05-04.1/125-16 уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для рассмотрения вопроса о вынесении предупреждения в адрес Администрации города Омска.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                              <…>

 

Члены Комиссии                                                                                                          <…>

 

 

Предписание № 05-04.1/125-16

об устранении нарушений антимонопольного законодательства

 

 

12.12.2016                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<…> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…> – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

в отсутствие:

<…> – начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу Союза – Некоммерческого партнерства содействия развитию качества и безопасности перевозок «Саморегулируемая организация «Омские перевозчики» на действия департамента транспорта Администрации города Омска при проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах города Омска (далее – конкурс),

на основании своего Решения от 12.12.2016 № 05-04.1/125-16, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Департаменту транспорта Администрации города Омска аннулировать конкурс путем отмены извещения о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах города Омска и конкурсной документации по проведению открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах города Омска в течение 5 рабочих дней со дня получения настоящего предписания.

2. Департаменту транспорта Администрации города Омска проинформировать Омское УФАС России об исполнении предписания в течение 3 рабочих дней со дня его исполнения в письменном виде с приложением подтверждающих документов.

 

Контроль исполнения предписания осуществить члену Комиссии <…>.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                              <…>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                         <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны