Решение б/н Решение № 05-04.1/2-16 по жалобе ООО "Инстрой" на действия А... от 19 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 05-04.1/2-16

о прекращении рассмотрении дела

 

14.01.2016                                                                                                                             г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

< … >,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «Инстрой» (далее также ООО «Инстрой», Заявитель) на действия акционерного общества «Центральное конструкторское бюро автоматики» (далее - АО «ЦКБА», Заказчик) по проведению открытого запроса предложений на право заключения договора выполнения работ по ремонту систем автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, систем автоматических установок пожаротушения АО «ЦКБА» (извещение о проведении запроса предложений № 31503105839 размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет») (далее - Запрос предложений, Закупка),

в отсутствие представителя Заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по существу;

в присутствии представителей Ответчика – < … >,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России 29.12.2015 поступила жалоба Заявителя (вх. № 12239) на действия АО «ЦКБА» по проведению Запроса предложений.

Заявитель полагает, что извещение и Документация о проведении Запроса предложений разработаны АО «ЦКБА» с нарушением требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

В обоснование своей позиции Заявитель указывает следующее:

В пункте 3.7.4 Документации о проведении Запроса предложений (далее - Документация о Закупке) установлены критерии оценки предложений, в том числе, критерий «Подтвержденная деловая репутация».

Согласно требованиям Документации о Закупке оценка по критерию «Подтвержденная деловая репутация» осуществляется по стоимости договоров на оказание услуг, аналогичных предмету закупки, выполненных участником Запроса предложений, по которым контрагентами являются общества, входящие в состав интегрированной структуры ОАО «Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» или их соисполнители в рамках ГОЗ, входящие в утвержденные перечни производственной кооперации. Информацию о вышеуказанных договорах участник указывает в справке об исполнении аналогичных договоров.

В случае отсутствия у участника Запроса предложений подтвержденной документами, информации об оказании услуг, являющихся предметом Закупки, обществам, входящим в состав интегрированной структуры ОАО «Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» или их соисполнителям в рамках ГОЗ, входящим в утвержденные перечни производственной кооперации, такому участнику по данному критерию присваивается оценка «0».

Заявитель считает, что установив в Документации о Закупке порядок оценки по критерию «Подтвержденная деловая репутация» только на основании договоров, контрагентами по которым являются общества, входящие в состав интегрированной структуры ОАО «Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» или их соисполнители в рамках ГОЗ, входящие в утвержденные перечни производственной кооперации, Заказчик необоснованно ограничивает число участников, нарушая тем самым такие основные принципы закупки товаров, работ и услуг, предусмотренные Законом о закупках, как равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Заявитель указывает, что в соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

С учетом вышеизложенного, заявитель просит приостановить процедуру Запроса предложений до рассмотрения жалобы по существу, выдать Заказчику - АО «ЦКБА» предписание об устранении нарушений.

 

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 31.12.2015                              № 05-12008 Ответчиком 13.01.2016 (вх. Омского УФАС России от 13.01.2016 № 164, от 13.01.2016 № 167)  представлены возражения на жалобу ООО «Инстрой» и надлежащим образом заверенные копии, в том числе:

– Положения закупках АО «ЦКБА», утвержденного решением совета директоров АО «ЦКБА» (протокол от 13.11.2015 № 66) (далее - Положение о закупках);

– извещения о проведении Запроса предложений;

– Документации о Закупке;

– журнала регистрации заявок на участие в Закупке;

– протокола заседания Закупочной комиссии от 12.01.2016 № 15.

В представленных возражениях Ответчик указывает, следующее:

2.1 В п. 2 ст. 12 Положения о закупках установлено, что участник процедур закупки должен обладать профессиональной компетентностью, финансовыми ресурсами, оборудованием и другими материальными возможностями, надежностью, опытом и положительной репутацией, а также квалифицированными людскими ресурсами, необходимыми для исполнения договора, если указанные требования содержатся в Документации о процедуры закупки.

При этом Документация о закупке должна содержать информацию, определенную ст. 17 Положения о закупках, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в процедуре закупки и их значимость (п.п. 16 п. 2. ст. 17 Положения о закупках).

В Приложении № 2 к Положению определены критерии оценки поставщиков.

Пунктом 3.7.3.2. Документации о Закупке определены критерии оценки и их значимость:

-      цена договора - 40 баллов;

-      опыт работы - 15 баллов;

-      подтвержденная деловая репутация -14 баллов;

-      гарантийный срок -15 баллов;

-      порядок оплаты товара (работы, услуги) -16 баллов.

Согласно п.п. 3 п. 3.7.4 Документации о закупке оценка по критерию «Подтвержденная деловая репутация» осуществляется по стоимости договоров на оказание услуг, аналогичных предмету закупки, выполненных участником запроса предложений, по которым контрагентами являются общества, входящие в состав интегрированной структуры ОАО «Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» или их соисполнители в рамках ГОЗ, входящие в утвержденные перечни производственной кооперации.

В рамках оценки и сопоставления заявок закупочная комиссия оценивает и сопоставляет заявки и проводит их ранжирование по степени предпочтительности, применяя критерии, указанные в Приложении № 2 к Положению (п.п. 1 п. 5 ст. 22 Положения о закупках).

Заявитель полагает, что Заказчику не запрещено действующим законодательством устанавливать по своему усмотрению критерии оценки предложений, в том числе в отношении критерия «Подтвержденная деловая репутация».

АО «ЦКБА» является крупным предприятием и одним из основных направлений деятельности общества является работа в области государственного оборонного заказа Российской Федерации. Помещения АО «ЦКБА» имеют разную систему пожаробезопасности. Безопасность общества в части пожарной безопасности - это предотвращение пожара, обеспечение безопасности работников общества и защита имущества при пожаре. Своевременное выполнение работ по ремонту систем автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, систем автоматических установок пожаротушения АО «ЦКБА», являющимся исполнителем ГОЗ, не должно привести к срыву сроков выполнения государственного оборонного заказа, поэтому участник закупки должен иметь опыт и деловую репутацию согласно специфике общества.

В ч. 2 ст. 3 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно п. 9, 12, 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны определенные Положением о закупке требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.

В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке (ч. 10 ст. 4 Закона о закупках).

Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон о закупках не содержат закрытого перечня требований, которые могут предъявляться к участникам закупки, либо прямого запрета на применение какого-либо требования. Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках.

Целями регулирования Закона о закупках является обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

По мнению Заявителя, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Заявитель полагает, что из системного толкования приведенных норм в их взаимосвязи следует, что нарушение ст. 17 Закона о защите конкуренции имеет место лишь в том случае, когда документация о закупке не соответствует требованиям не только Закона о закупках, но и Положению о закупках, которое разрабатывает заказчик. Законодательство РФ и Положение о закупках предоставляют заказчику право самостоятельно определять требования к участникам закупки.

Заявитель считает, что Заказчик имел право включить в Документацию о Закупке критерий оценки «Подтвержденная деловая репутация», который осуществляется по стоимости договоров на оказание услуг, аналогичных предмету закупки, выполненных участником запроса предложений, по которым контрагентами являются общества, входящие в состав интегрированной структуры ОАО «Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» или их соисполнители в рамках ГОЗ, входящие в утвержденные перечни производственной кооперации.

Критерий «Подтвержденная деловая репутация» имеет наименьший балл в оценке предложений. ООО «Инстрой» имело возможность участвовать в Закупке, так  как требования, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам Закупки.

Во время приема заявок заинтересованные лица направляли в адрес Заказчика запросы по разъяснению положений Документации о Закупке, направляли специалистов на объект в целях выявления объема и содержания работ. ООО «Инстрой» с запросом о разъяснении положений Документации о Закупке к Заказчику не обращалось.

На участие в Запросе предложений подано 3 заявки с предоставлением информации об исполнении аналогичных договоров.

2.2 Согласно ч. 10 ст. 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы, которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Поводом для рассмотрения данного дела явилась жалоба ООО «Инстрой», которая не содержит доводов относительно нарушения заказчиком порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах или порядка организации и проведения торгов. ООО «Инстрой» участником закупки не являлось, что исключает возможность обжалования документации в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Действия ООО «Инстрой» создают препятствия для осуществления предпринимательской деятельности АО «ЦКБА», поскольку приостанавливают торги и заключение договора. Несвоевременное заключение договора может создать угрозу пожарной безопасности общества, а также жизни и безопасности его сотрудников в случае выхода из строя систем автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, систем автоматических установок пожаротушения.

На основании изложенного Заявитель просит в удовлетворении жалобы ООО «Инстрой» на действия Заказчика - АО «ЦКБА» по проведению Запроса предложений отказать.

На заседании Комиссии 14.01.2016 представители Ответчика с доводами жалобы не согласились, высказались согласно представленным в Омское УФАС России возражениям    (вх. Омского УФАС России от 13.01.2016 № 164).

 

3. Из представленных материалов и информации следует, что 17.12.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru была размещена информация о Закупке, в том числе: извещение № 31503105839 о проведении Закупки, начальная (максимальная) цена договора: 4 000 000,00 руб. (с учетом НДС), Документации о Закупке.

Согласно извещению заявки принимаются в период с 18.12.2015 по 30.12.2015; дата и время окончания приема заявок: 30.12.2015 в 13:00 час.; дата и время рассмотрения заявок: 12.01.2016 в 15:00 час.; дата и время подведения итогов - 14.01.2016 в 12:00 час., место рассмотрения заявок: 644027, г. Омск, пр. Космический, д. 24Б.

Согласно протоколу заседания закупочной комиссии от 12.01.2016 № 15 и журналу регистрации заявок до окончания срока подачи предложений поступило 3 предложения на участие в Закупке:

- № 1 ЗАО «Компания «Б-ГрафФ», г. Омск, 28.12.2015 в 13:44 час.;

- № 2 ООО «ИРБИС», г. Омск, 30.12.2015 в 08:05 час.;

- № 3 ООО «Тетра Союз», г. Омск, 30.12.2015 в 12:00 час.

В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 31.12.2015                              № 05-12008 Закупка приостановлена, итоги Закупки не подведены.

 

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав представителей Ответчика, Комиссия приняла решение прекратить рассмотрение дела, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

По правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, в том числе при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган в порядке, предусмотренном данной статьей, лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

Обращение иных лиц (лиц, не подавших заявки на участие в торгах) с жалобой в антимонопольный орган возможно при условии, что допущены нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.

Проанализировав представленные АО «ЦКБА» документы, Комиссия установила, что ООО «Инстрой» не подавало заявку на участие в Запросе предложений, что подтверждается заверенными копиями журнала регистрации предложений участников Запроса предложений, протокола заседания Закупочной комиссии от 12.01.2016 № 15.

Нарушений установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении Запроса предложений, порядка подачи заявок на участие в Закупке Комиссией не установлено.

Таким образом, ООО «Инстрой» не является лицом, обладающим правом обжалования действий АО «ЦКБА» по организации и проведению Запроса предложений в антимонопольный орган.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение жалобы общества с ограниченной ответственностью «Инстрой» на действия акционерного общества «Центральное конструкторское бюро автоматики» по проведению открытого запроса предложений на право заключения договора выполнения работ по ремонту систем автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, систем автоматических установок пожаротушения АО «ЦКБА» (извещение о проведении запроса предложений                 № 31503105839 размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет»).

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны