Решение №05-04.1/25-17 Решение № 05-04.1/25-17 о признании жалобы обоснованной от 15 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 05-04.1/25-17

о признании жалобы обоснованной

 

 

20.02.2017 г.                                                                                                                                                                                             г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Г.В. Лаптевой - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

А.Х. Баймухамбетовой - начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;

А.В. Ланбиной – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

Ю.В. Евсюковой - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сигналкомплекс» (далее - ООО «Сигналкомплекс», Заявитель) на действия общества с ограниченной ответственностью «Тепловая компания Калачинская» (далее - ООО «Тепловая компания Калачинская», Заказчик, Ответчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку, установку и монтаж приборов учета тепловой энергии на объекте: жилой пятиэтажный дом, расположенный по адресу: г. Калачинск, ул. Черепова, д. 60 (извещение о проведении запроса котировок в электронной форме № 31704739992) размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет») (далее - Запрос котировок, Закупка),

в присутствии:

представителей Заявителя - директора ООО «Сигналкомплекс» <......> личность удостоверена паспортом), <.......> (доверенность № 1 от 09.12.2016 г., личность удостоверена паспортом),

представителей Ответчика – юрисконсульта <........>  (доверенность  от 01.12.2016 г., личность удостоверена  паспортом),  <........> (доверенность от 17.02.2017 г., личность удостоверена паспортом),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России 06.02.2017 г. поступила жалоба Заявителя   на  действия Заказчика при проведении Запроса котировок.

1.1. Заявитель считает, что Запрос котировок подлежит отмене, поскольку извещение и документация о проведении Запроса котировок и положение о закупках товаров, работ, услуг Заказчика, утвержденное 30.12.2016, размещенное на сайте www.zakupki.gov.ru в Единой информационной системе (далее – ЕИС) в сети «Интернет» 09.01.2017 (далее - Положение о закупках), не соответствуют действующему законодательству, содержат грубые нарушения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) и Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

В обоснование своей позиции Заявитель указывает следующее.

Заказчиком в пункте 5 извещения установлена начальная (максимальная) цена договора  с учетом НДС: 180 821 (Сто восемьдесят тысяч восемьсот двадцать один)  рубль 00 копеек, начальная (максимальная) цена договора без учета НДС: 153 238 (Сто пятьдесят три тысячи двести тридцать восемь) рублей 14 копеек.

Цена Договора включает в себя: поставку, установку и монтаж прибора учета тепловой энергии, выполнение проекта УУТЭ, расходы на страхование, уплату налогов, сборов, пошлин и других платежей, которые Исполнитель должен выплатить в связи с выполнением обязательств по Договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Также Заказчиком указано, что в случае поступления заявок от участников конкурентной процедуры, не являющихся плательщиками НДС, рассмотрение и оценка заявок будет осуществляться за вычетом НДС. В качестве единого базиса сравнения ценовых предложений будет учитываться цена без НДС.

Аналогичное требование указано в пункте 12 статьи 6 Положения о закупках.

Заявитель полагает, что применение при оценке заявок вычета суммы НДС из ценовых предложений участников закупки, являющихся плательщиками данного налога, может привести к созданию им преимущественных условий в сравнении с участниками, применяющими упрощенную систему налогообложения, созданию неравных условий, ограничению конкуренции, что недопустимо в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

1.2. 17.02.2017 г. (исх. № 42)  от Заявителя поступило дополнение к жалобе, в котором указано следующее.

Заказчиком в  пп. 5 п. 9 Документации о проведении Запроса котировок установлено следующее требование к участникам закупки: «Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать: документы, подтверждающие соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, оказывающим услуги, являющиеся предметом закупки: свидетельство СРО».

Заявитель указывает, что согласно буквальному прочтению пп. 5 п. 9 Документации о проведении Запроса котировок, можно сделать вывод о том, что участники закупки должны иметь Свидетельство СРО по всем работам, являющиеся предметом закупки

Объект: жилой пятиэтажный дом, расположенный по адресу: г. Калачинск, ул. Черепова, д. 60, в котором надлежит выполнять работы, не относится к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам, соответственно для выполнения работ, являющихся предметом закупки, не требуется наличие у участника размещения заказа свидетельства саморегулируемой организации о допуске к таким видам работ.

Заявитель считает, что требование к участнику закупки о наличии у него свидетельства о допуске к работам по установке и монтажу приборов учета тепловой энергии и о предоставлении данного документа в заявке на участие в закупке является неправомерным и могло повлиять на количество потенциальных участников закупки, а также может повлиять на принятие единой комиссией решения о допуске (недопуске) к участию в закупке.

По мнению Заявителя, Заказчик объединил в один лот выполнение разных видов работ: поставку, установку и монтаж приборов учета тепловой энергии, при которых не требуется свидетельство СРО и выполнение проектных работ, при которых требуется свидетельство СРО, что неизбежно ведет к отказу от участия в закупке лиц, заинтересованных в выполнении одного вида работ, что приводит к сокращению числа участников закупки и ограничению конкуренции.

Работы по проектированию и проведению монтажных работ различны по своей специфике, методам исполнения, необходимым трудовым, техническим ресурсам и конечному результату, не являются технологически и функционально связанными между собой. При выполнении работ по проектированию, строительству используются технологии, присущие каждому из данных видов деятельности отдельно. При этом организации, занимающиеся проектированием, в силу специфики деятельности зачастую не занимаются выполнением строительных, монтажных работ.

На основании изложенного, Заявитель просил отменить Запрос котировок и выдать предписание Заказчику об устранении нарушений указанных в жалобе.

2.  Представители Заказчика с доводами жалобы Заявителя не согласились, возражали против ее удовлетворения, отметив следующее.

2.1. ООО «Тепловая компания Калачинская» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с положениями Закона о закупках, который устанавливает общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии со статьей 2 Закона о закупках  ООО «Тепловая компания Калачинская» принято Положение о закупке товаров, работ, услуг ООО «Тепловая компания Калачинская», утвержденное 30.12.2016.

На основании вышеуказанного Положения о закупках Заказчиком - ООО «Тепловая компания Калачинская» была осуществлена закупка способом запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку, установку и монтаж прибора учета тепловой энергии на объекте: жилой пятиэтажный дом, расположенный по адресу: г. Калачинск. ул. Черепова, д. 60 (извещение № 31704739992).

В соответствии в Положением о закупках Заказчиком разработана документация о проведении запроса котировок в электронной форме.

В соответствии с п. 13 ч. 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Представитель Заказчика пояснила, что при проведении оценки по критерию «цена договора, цена единицы продукции» заказчик вправе предусмотреть порядок сравнения ценовых предложений участников закупки с учетом системы налогообложения, применяемой к таким участникам.

Кроме того, оспариваемое положение документации действует только для оценки заявок участников, при этом любой участник размещения заказа вправе и имеет возможность подать ценовое предложение как с НДС 18%, так и без НДС,  независимо от системы налогообложения, которую он применяет в своей экономической и хозяйственной деятельности, а вот сравнение ценовых предложений участников происходит по цене одинаковой для всех участников размещения заказа, т.е. без НДС. Для применения этой нормы Заказчик включил данное требование в свое положение о закупках п. 12 ст. 6.

Таким образом, данное требование не нарушает требования ни Закона о закупках, ни Закона о защите конкуренции. Данное требование ООО «Тепловая компания Калачинская» включило в свое Положение о закупках для защиты своих экономических интересов, в пользу интересов своих клиентов - потребителей услуг, для стабильности осуществления поставок тепловой энергии потребителям, так как заказчик является налогоплательщиком, находящимся на основной системе налогообложения.

2.2. Рассматриваемая закупка направлена на выполнение требований Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - Закон № 261-ФЗ).

Нормы Закона № 261-ФЗ говорят о том, что в случае обращения собственников жилых помещений в многоквартирных домах, энергоснабжающая организация обязана осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета (в том числе индивидуальных приборов учета) используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых она осуществляет.

Согласно части 9 статьи 13 Закона № 261-ФЗ энергоснабжающая организация обязана заключить с гражданином-собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального прибора учета используемого энергетического ресурса.

Статьей 17 Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» определено, что организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя включает в себя следующие мероприятия:

а) получение технических условий на проектирование узла учета;

б) проектирование и установку приборов учета;

в) ввод в эксплуатацию узла учета.

Исходя из норм данного Постановления и разъяснений Минэкономразвития РФ в письмах от 12.10.2011 №22373-СВ/Д07, от 16.01.2012 № д07-43, в письме Минстроя РФ от 27.08.2015 № 27482-ОЛ/04, в цену договора по установке приборов учета тепловой энергии включена цена работ и услуг по проектированию и установке приборов учета и стоимость самих приборов учета.

Установка узла учета тепловой энергии подразумевает под собой технологически и функционально связанные между собой выполнение работ по подготовке проектной документации на узел учета тепловой энергии, его монтаж, наладка оборудования, подготовка к сдаче в эксплуатацию с составлением соответствующей технической документации, сдаче узла учета в эксплуатацию, обеспечение гарантии на работы и оборудование в течение гарантийного срока.

В связи с тем, что работы по подготовке проектной документации узла учета входят в комплекс работ и мероприятий по установке узла учета тепловой энергии, а также в единую цену договора с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, они также являются частью предмета закупки, поэтому данное требование было включено в документацию о закупке. Приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» в пункте 4.1 установлено: «Работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем отопления, вентиляции, кондиционирования, противодымной вентиляции, теплоснабжения и холодоснабжения» оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Соответственно организация, которая осуществляет выполнение данных работ, должна иметь свидетельство саморегулируемой организации в строительстве о допуске к выполнению такого вида работ (далее - Свидетельство СРО).

По мнению Заказчика, это подтверждает правомерность требования заказчика о соответствии участников закупок требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора, и требование о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, оказывающим услуги, являющиеся предметом закупки: - свидетельство СРО, изложенные в п. 9 и п. 12 документации о закупке. С точки зрения законодательства о закупках, работы технологически и функционально связанные между собой и (или) имеющие непрерывный жизненный цикл, неразделимые по своему предназначению, характеру выполнения работ, способам и приемам монтажа могут объединяться в одни лот и это не является нарушением.

Монтаж приборов учета тепловой энергии осуществляется только на основании проекта (так как вносятся изменения в исходный проект дома, производится расчет гидравлических потерь и т.д.) и для выполнения работ по закупке исполнителю достаточно иметь Свидетельство СРО только на подготовку проектной документации внутренних инженерных сетей. Выполнение всех остальных работ по закупке, законодательством РФ не регламентируются в части соответствия требований к лицам, осуществляющим выполнение данного вида работ.

Таким образом, ООО «Тепловая компания Калачинская» в своей закупочной деятельности по установке приборов учета тепловой энергии в многоквартирных жилых домах не нарушило действующее законодательство РФ.

Представители Заказчика просили Комиссию признать жалобу необоснованной и отказать в удовлетворении требований Заявителя.  

3.  В соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы ООО «Сигналкомплекс» по существу Комиссией был объявлен перерыв  с целью получения дополнительных документов.

Из представленных сторонами по делу документов и информации, размещенной в ЕИС, Комиссией установлено, что 01.02.2017 в ЕИС размещено извещение о проведении Закупки, а также закупочная документация.

Предметом Закупки является: поставка, установка и монтаж прибора учета тепловой энергии на объекте: жилой пятиэтажный дом, расположенный по адресу: г. Калачинск, ул. Черепова, д. 60.

Дата начала подачи заявок на участие в Запросе котировок – 01.02.2017.

Дата окончания подачи заявок на участие в Запросе котировок – 08.02.2017.

Дата рассмотрения заявок – 08.02.2017.

Дата подведения итогов – 09.02.2017.

Начальная (максимальная) цена договора с учетом НДС: 180 821 (Сто восемьдесят тысяч восемьсот двадцать один)  рубль 00 копеек, включая НДС.

Сумма НДС: 27 582 (Двадцать семь тысяч пятьсот восемьдесят два) рубля 86 копеек.

 Начальная (максимальная) цена договора без учета НДС: 153 238 (Сто пятьдесят три тысячи двести тридцать восемь) рублей 14 копеек.

Согласно протоколу рассмотрения, оценки и сопоставления заявок от 09.02.2017 г. на участие в Закупке подано 3 заявки: ООО «ЭТ-КОМ», ООО «Велес и К», ООО «ИТЦ Карат», которые были допущены к участию в нем. Победителем Закупки признано ООО «ЭТ-КОМ».

ООО «Сигналкомплекс» заявку на участие в Закупке не подавало.

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, полученные к заседаниям Комиссии документы, заслушав доводы представителей  Ответчика, Комиссия признала жалобу обоснованной исходя из следующего.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07. 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции  при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции распространяются,  в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.  

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования Закона о закупках  являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В силу части 1 статьи  2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными  законами и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требование к закупке, в том числе порядок подготовки  и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4.1. Закупка на право заключения договора на поставку, установку и монтаж приборов учета тепловой энергии в жилом пятиэтажном доме, расположенном по адресу: г. Калачинск, ул.Черепова, д. 60, осуществлялась в соответствии с положением о закупках товаров, работ, услуг ООО «Тепловая компания Калачинская», утвержденным решением единственного  учредителя ООО «Тепловая компания Калачинская» 30.12.2016 г.

При рассмотрении жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком на основании Положения о закупках разработана документация о проведении Запроса котировок, в пункте 5 которой Заказчиком установлено следующее.

Начальная (максимальная) цена договора с учетом НДС: 180 821 (Сто восемьдесят тысяч восемьсот двадцать один)  рубль 00 копеек, включая НДС.

Сумма НДС: 27 582 (Двадцать семь тысяч пятьсот восемьдесят два) рубля 86 копеек.

 Начальная (максимальная) цена договора без учета НДС: 153 238 (Сто пятьдесят три тысячи двести тридцать восемь) рублей 14 копеек.

В случае поступления заявок от участников конкурентной процедуры, не являющихся плательщиками НДС, рассмотрение и оценка заявок будет осуществляться за вычетом НДС. В качестве единого базиса сравнения ценовых предложений будет учитываться цена без НДС».

В п. 13 документации о проведении Запроса котировок установлено, «что единственным критерием при определении победителя запроса котировок является цена. Победителем запроса котировок признается лицо, соответствующее установленным документацией требованиям и предложившее наименьшую цену договора».

В соответствии с п. 1 ст. 42 Положения о закупках оценка и сопоставление заявок на участие в запросе котировок осуществляются закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены в документации о проведении запроса котировок.

Единственным критерием при определении победителя запроса котировок является цена (п. 2 ст. 42 Положения о закупках, п. 13 документации о Закупке).

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке, на аукционе - лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.

Таким образом, п. 1 ст. 42 Положения о закупках соответствует части 2 статьи 3 Закона о закупках.

В отношении порядка выбора победителя закупки при осуществлении иных способов закупки, кроме конкурса, аукциона, законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требования не установлены.

Согласно ч. 9 ст. 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе: сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).

Согласно ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны, в том числе:

-   сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

-   порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Необходимо отметить, что заказчик, проводя закупку товаров, работ и услуг для своих нужд, вправе установить в закупочной документации порядок формирования цены договора с учетом  НДС или без учета НДС, а также заказчик обязан установить в документации критерии оценки заявок и порядок оценки заявок по таким критериям.

Следовательно, при определении в документации о закупке начальной (максимальной) цены договора заказчик должен установить одно значение такой цены для всех участников закупки (независимо от применяемой ими системы налогообложения), указав при этом, содержит или нет установленная цена НДС.

В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

При этом согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Таким образом, во исполнение требований части 2 статьи 3 Закона о закупках при проведении торгов победитель определяется путем сравнения поступивших ценовых предложений и выигравшим признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора. При этом заказчик не имеет правовых оснований производить какие-либо вычеты из ценовых предложений, применять иные особенности оценки и сопоставления заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков.

Следовательно, при осуществлении оценки и сопоставления заявок участников закупки по критерию «Цена договора» такой критерий должен применяться одинаково ко всем участникам закупки, а именно, оценке и сопоставлению подлежат предложения о цене, указанные в заявках.

Учитывая процитированные нормы Закона о закупках, Комиссия приходит к выводу, что установление Заказчиком в пункте 5 документации о Закупке нескольких значений начальной (максимальной) цены договора, а именно с учетом НДС и без учета НДС, является неправомерным, не соответствует положениями Закона о закупках.

4.2. Из материалов дела следует, что Заказчиком в п.п.5 п. 9 документации о проведении Запроса котировок установлены требования к участникам закупки, а  именно: «Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать: документы, подтверждающие соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, оказывающим услуги, являющиеся предметом закупки: свидетельство СРО».

Свои действия Ответчик обосновывает тем, что монтаж приборов учета тепловой энергии осуществляется только на основании проекта и для выполнения работ по закупке исполнителю достаточно иметь свидетельство СРО только на подготовку проектной документации внутренних инженерных сетей, на выполнение всех остальных работ по Закупке, а именно на установку и монтаж приборов учета тепловой энергии, свидетельство СРО не требуется.

В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Нормы части 8 рассматриваемой статьи включают условие установки, замены и эксплуатации приборов учета, используемых энергетических ресурсов, которым обозначено, что право на установку, замену и эксплуатацию таких приборов принадлежит лицам, отвечающим требованиям, установленным законодательством РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) определено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией при приеме индивидуального предпринимателя или организации в ее члены, если предприниматель или организация соответствуют требованиям к выдаче свидетельств (ч. 6 ст. 55.8 ГрК РФ).

Под работами, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, понимаются работы по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 22.07.2008 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. № 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Для выполнения работ, перечисленных в Перечне, требуется получение свидетельства о допуске, выданное СРО. Ряд работ, входящих в состав таких видов работ, отмечены знаком «*», и при их выполнении на объектах, не указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса РФ, получение свидетельства о допуске к таким видам работ не требуется (примечание к Перечню).   

В соответствии с пунктом 4.1 раздела II Перечня к числу работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, отнесены работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем отопления, вентиляции, кондиционирования, противодымной вентиляции, теплоснабжения и холодоснабжения, но не отмечены знаком «*», в связи с чем, для их выполнения необходимо наличие свидетельства о допуске, выданного СРО.

Как отмечалось выше в настоящем решении, предметом Закупки является: поставка, установка и монтаж прибора учета тепловой энергии в жилом доме.

При рассмотрении настоящего дела Комиссией установлено, что согласно техническому заданию (приложение № 1 к договору), исполнителю помимо поставки, установки и монтажа прибора учета тепловой энергии, необходимо будет выполнить работы по подготовке проектной документации по установке узла учета тепловой энергии, которые, по мнению Заказчика, должны выполняться только лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

При этом важно отметить, что действие приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. № 624 распространяется на виды работ, которые выполняются исключительно при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции объектов капитального строительства, и не касается деятельности по эксплуатации и осуществлению текущего ремонта зданий и сооружений (письмо Минрегиона РФ от 29.07.2011 г. № 20456-ИП/08).

Таким образом, для выполнения работ по подготовке проектов внутренних инженерных систем отопления, вентиляции, кондиционирования, противодымной вентиляции, теплоснабжения и холодоснабжения получение свидетельства о допуске, выданного СРО, требуется исключительно при  строительстве, капитальном ремонте, реконструкции объектов капитального строительства.  

В соответствии с приложением № 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления, включая домовые котельные, относятся к текущему ремонту.

Вместе с тем, в документации о проведении Запроса котировок информация, подтверждающая, что работы по подготовке проектной документации по установке узла учета тепловой энергии, необходимые Заказчику, относятся к перечню видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, отсутствует, в связи с чем для выполнения таких работ не требуется наличие свидетельства СРО.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлены принципы закупки товаров, работ и услуг, в том числе такие, как: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются  действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Законодательство в сфере закупок направлено на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что установление Заказчиком в п.п.5 п. 9 документации о проведении Запроса котировок требования, а именно наличие свидетельства СРО, является завышенным, чрезмерным требованием, предъявляемым к участнику Закупки, которое может привести к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников Запроса котировок.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции  по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания.

 На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

                                                               РЕШИЛА:

 

           1. Признать обоснованной в части жалобу ООО «Сигналкомплекс» на действия ООО «Тепловая компания Калачинская»  при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку, установку и монтаж приборов учета тепловой энергии на объекте: жилой пятиэтажный дом, расположенный по адресу: г. Калачинск, ул. Черепова, д. 60 (извещение о проведении запроса котировок в электронной форме № 31704739992).

 2. ООО «Тепловая компания «Калачинская»  выдать предписание об устранении в течение 5 (пяти) дней с момента получения настоящего предписания выявленных нарушений с учетом выводов Комиссии, путем аннулирования запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку, установку и монтаж приборов учета тепловой энергии на объекте: жилой пятиэтажный дом, расположенный по адресу: г. Калачинск, ул. Черепова, д. 60 (извещение о проведении запроса котировок в электронной форме № 31704739992).

 3. Об исполнении предписания уведомить Омское УФАС России в течение 3 (трех) рабочих дней со дня исполнения предписания.

 

 

Председатель комиссии:                                                                                               Г.В. Лаптева

 

Члены Комиссии:                                                                                              А.Х. Баймухамбетова 

  

                                                                                                                                        А.В. Ланбина

 

Ю.В. Евсюкова

                                                                                                                                                                                                                                                 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке.  

Предписание № 05-04.1/25-17

об аннулировании торгов

 

 

                                                                                                                             

 

20.02.2017 г.                                                                                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Г.В. Лаптевой - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

А.Х. Баймухамбетовой - начальника отдела контроля органов власти,заместителя председателя Комиссии;

А.В. Ланбиной – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

Ю.В. Евсюковой - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона                        от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сигналкомплекс» (далее - ООО «Сигналкомплекс», Заявитель) на действия общества с ограниченной ответственностью «Тепловая компания Калачинская» (далее - ООО «Тепловая компания Калачинская», Заказчик, Ответчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку, установку и монтаж приборов учета тепловой энергии на объекте: жилой пятиэтажный дом, расположенный по адресу: г. Калачинск, ул. Черепова, д. 60 (извещение о проведении запроса котировок в электронной форме № 31704739992) размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет») (далее - Запрос котировок, Закупка),

на основании своего Решения от 20.02.2017 № 05-04.1/25-17, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Тепловая компания «Калачинская»  аннулировать запрос котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку, установку и монтаж приборов учета тепловой энергии на объекте: жилой пятиэтажный дом, расположенный по адресу: г. Калачинск, ул. Черепова, д. 60 (извещение о проведении запроса котировок в электронной форме № 31704739992) в течение 5 (пяти) дней с момента получения настоящего предписания.

2. Об исполнении предписания уведомить Омское УФАС России в течение 3 (трех) рабочих дней со дня исполнения предписания.

 

Контроль исполнения предписания осуществить члену Комиссии А.В. Ланбиной.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                              Г.В. Лаптева

 

Члены Комиссии                                                                                           А.Х. Баймухамбетова

 

А.В. Ланбина

 

                  Ю.В. Евсюкова

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны