Решение б/н Решение № 05-04.1/29-15 по жалобе ОАО "Новосибирское карьеро... от 6 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 
 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ   АНТИМОНОПОЛЬНАЯ   СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ 

Федеральной антимонопольной службы по Омской области

 

пр-кт К. Маркса, 12 А,  г. Омск, 644010, e-mail: to55@fas.gov.ru                               т. (3812) 32-06-96,  ф. (3812) 32-06-96

 

 

 

Решение № 05-04.1/29-15

о признании жалобы необоснованной

 

 

19 марта 2015 г.                                                                                                          г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

< … >,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), жалобу ОАО «Новосибирское карьероуправление» (далее также Заявитель) на действия Государственного предприятия Омской области «Дорожное ремонтно-строительное управление № 6» (далее - ГП «ДРСУ № 6», Заказчик) по проведению запроса предложений на поставку щебня, щебеночно-песчаной смеси и песка из отсевов дробления для нужд ГП «ДРСУ № 6» (извещение о проведении закупки № 31502104763 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет») (далее - Запрос предложений, Закупка),

при участии:

представителя Заявителя - < … >;

представителя ГП «ДРСУ № 6» - < … >;

представителя специализированной организации ООО «ОТС-55» (далее - специализированная организация) - < … >;

представителя ОАО «Омская топливная компания» - < … >,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба ОАО «Новосибирское карьероуправление» (вх. от 11.03.2015 № 2386ф) на действия ГП «ДРСУ № 6» по проведению запроса предложений.

Заявитель считает, что способ Закупки - запрос предложений не соответствует требованиям Положения о закупке, работ и услуг ГП «ДРСУ № 6» в форме запроса предложений; при проведении Закупки нарушены требования статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках); сроки размещения извещения о проведении Закупки и предоставления заявки на участие в Закупке создают группе участников Закупки преимущественные условия по отношению к другим участникам Закупки.

1.1 Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В пункте 6 статьи 6 Положения о закупке товаров, работ и услуг ГП «ДРСУ-6», утвержденного 24.02.2015 директором ГП «ДРСУ-6» (далее - Положение о закупке), содержится перечень условий, при которых закупка товаров, работ, услуг, может осуществляться в форме запроса предложений, а именно:

1)       при проведении совместных торгов;

2)       при проведении отбора финансовой организации;

3)       при проведении отбора страховой организации;

4)       при невозможности определения начальной (максимальной) цены контракта;

5)       в иных случаях.

Запрос предложений не удовлетворяет требованиям Положения о проведении закупки в форме запроса предложений, ввиду следующего:

1)       данная закупка не является совестными торгами, так как проводится для нужд одного заказчика - ГП «ДРСУ № 6»;

2)       продукция, являющаяся предметом торгов - щебень, не относится к
деятельности ни финансовых, ни страховых организаций;

3)       в Запросе предложений четко определена начальная
максимальная цена, которая составляет 118 024 980,00 рублей;                  

4)       иные случаи в Положении о закупках не указаны.

Заявитель полагает, что данный способ проведения Закупки был выбран с целью ухода от проведения конкурентных способов закупки: аукциона или конкурса, при проведении которых предоставляются более длительные сроки для подготовки заявок, и как следствие обеспечивающие большее количество участников и эффективную конкуренцию.

 

1.2 Согласно Положению о закупках, извещение о проведении Запроса предложений подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок не менее чем за четыре календарных дня до даты окончания срока подачи заявки на участие в запросе предложений. Заказчиком извещение о проведении Запроса предложений опубликовано 06.03.2015 в 18-04 час. в преддверии праздничных дней.

 Окончание срока подачи заявок на участие в Закупке - 11.03.2015 в 11-00 час. Следовательно, на подготовку и доставку Заказчику заявки с полным комплектом документов предоставляется один рабочий день, что является невозможным для иногородних участников Закупки, ввиду того, что Запрос предложений объявлен на большой объем продукции (10 видов продукции, общим объемом 117 110 тонн, на общую максимальную сумму 118 024 980, 00 рублей). В течение одного рабочего дня на подготовку заявки невозможно осуществить внесение обеспечения заявки, так как банковские операции совершаются в среднем в течение двух дней.

Формально требование к срокам соблюдено, но, по мнению Заявителя,  сделано это с целью сокращения потенциального круга участников.

Установлением данного требования Заказчик создал участникам торгов, находящихся в Омской области, преимущественные условия участия в Запросе предложений.

Заявитель считает, что проведением Закупки в форме запроса предложений и установлением сроков подготовки заявки, большая часть которого приходится на выходные дни, Заказчиком было нарушено право участия в торгах                                   ОАО «Новосибирское карьероуправление».

 

1.3 Согласно статье 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам Закупки.

По мнению Заявителя в Запросе предложений, проводимом ГП «ДРСУ № 6», ни один из указанных принципов не соблюдается.

 

На заседании Комиссии 19.03.2015 представитель Заявителя поддержала доводы жалобы ОАО «Новосибирское карьероуправление» от 11.03.2015 № 2386ф в полном объеме.

 

2. В соответствии с уведомлениями Омского УФАС России от 13.03.2015          № 05-2422, от 13.03.2015 № 05-2423 специализированной организацией 18.03.2015 представлены заверенные копии документов, в том числе:

- Положения о закупках;

- извещения о проведении Запроса предложений;

- Документации о проведении Запроса предложений, утвержденной  06.03.2015 директором ГП «ДРСУ № 6» (далее - Документация о Закупке);

- заявок на участие в Закупке;

- протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в Запросе предложений от 11.03.2015 № 31502104763-1.

 

На заседании Комиссии 19.03.2015 представитель специализированной организации с доводами жалобы ОАО «Новосибирское карьероуправление» от 11.03.2015 № 2386ф не согласился и пояснил следующее.

 

2.1. Законом о закупках не определено, в каких случаях применяется тот или иной способ закупки. В Законе о закупках определен порядок проведения конкурсов, аукционов, а именно срок подачи заявок, а выбор того или иного способа – на усмотрение Заказчика.

В соответствии с пунктом 22 статьи 7 Положения о закупках Заказчик вправе осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе, в случае, если заключается контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, необходимых для выполнения обязательств по контракту (договору), заключенному по результатам определения поставщика на основании Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Представитель специализированной организации отметил, что Заказчик вправе был не проводить торги, однако в целях экономии  средств им была проведена процедура торгов. Закупка осуществлялась для исполнения государственного контракта, сроки для проведения торгов ограничены, поэтому Заказчик выбрал способ закупки – запрос предложений, который предполагает короткую по времени процедуру торгов, возможность снижения начальной (максимальной) цены контракта и, следовательно, более эффективную оценку участников Закупки.

В пункте 6 статьи 6 Положения о закупках определены случаи, когда закупка товаров, работ, услуг проводится путем проведения торгов в форме запроса предложений, а именно:

1)   при проведении совместных торгов;

2)   при проведении отбора финансовой организации;

3)   при проведении отбора страховой организации;

4)   при невозможности определения начальной (максимальной) цены контракта;

5)   в иных случаях.

Иные случаи, указанные в пункте 5 статьи 6 Положения о закупках, не конкретизированы и применяются Заказчиком по мере необходимости.

 

2.2  Извещение о проведении Запроса предложений было размещено официальном сайте www.zakupki.gov.ru  06.03.2015. Дата размещения извещения о Закупке обусловлена сроками исполнения государственного контракта, заключенного  ГП «ДРСУ № 6».

Предыдущая процедура закупки на поставку щебня была отменена. В короткие сроки была подготовлена Документация о проведении Запроса предложений. Умысла о проведении Закупки в преддверии праздничных дней, большая часть  срока которого выпадает на нерабочие дни с целью сокращения потенциального круга участников, не было.

На участие в Запросе предложений подано 4 заявки, в том числе, иногородними участниками, например, ОАО «Ураласбест» (место нахождения: 624260, Свердловская область, г. Асбест, ул. Уральская, 66), который находится намного дальше, чем г. Новосибирск, при этом они успели и подать заявку, и внести обеспечение.

Довод Заявителя о том, что сроки предоставления заявки на участие в Закупке создают группе участников Закупки преимущественные условия по отношению к другим участникам Закупки, представитель специализированной организации считает необоснованными, Закупка проведена в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 53 Положения о закупках.

 

2.3.  При проведении Запроса предложений принцип информационной открытости соблюдался. Положение о закупках, извещение о проведении Запроса предложений и Документация о Закупке размещены на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и доступны неограниченному кругу лиц, любой потенциальный участник Закупки мог с ней ознакомиться.

Доводы заявителя о не соблюдении ГП «ДРСУ № 6» статьи 3 Закона о закупках представитель специализированной организации считает необоснованными.

 

3. На заседании Комиссии 19.03.2015 представитель ГП «ДРСУ № 6» с доводами жалобы ОАО «Новосибирское карьероуправление» не согласился в полном объеме и поддержал возражения, высказанные представителем специализированной организации.

Представитель АО «Омская топливная компания» с доводами жалобы ОАО «Новосибирское карьероуправление» от 11.03.2015 № 2386ф согласилась в полном объеме.

 

4. Из представленных материалов и информации следует, что 06.03.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение № 31502104763 о проведении Закупки, способ размещения закупки: запрос предложений, начальная (максимальная) цена договора: 118 024 980,00 рублей.

Согласно извещению заявки принимаются в период с 06.03.2015 по 11.03.2015; дата и время окончания приема заявок: 11.03.2015 в 11-00 часов; дата, время рассмотрения заявок - 16.03.2015 в 12-00 часов, место рассмотрения заявок: 644010, г. Омск, ул. Пушкина, д. 72.

 

4.1 Согласно пункту 6 статьи 6 Положения о закупках закупка товаров, работ, услуг путем проведения торгов в форме запроса предложений осуществляется в следующих случаях:

1)   при проведении совместных торгов;

2)   при проведении отбора финансовой организации;

3)   при проведении отбора страховой организации;

4)   при невозможности определения начальной (максимальной) цены контракта;

5)   в иных случаях.

Комиссией установлено, что иные случаи, указанные в пункте 5 статьи 6 Положения о закупках, в Положении о закупках не конкретизированы.

 

4.2 Согласно пункту 1 статьи 53 Положения о закупках извещение о проведении запроса предложений размещается Организатором закупки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не менее чем за четыре календарных дня до даты окончания срока подачи заявки на участие в запросе предложений.

Извещение о проведении Закупки опубликовано 06.03.2015. Согласно извещению заявки принимаются в период с 06.03.2015 по 11.03.2015; дата и время окончания приема заявок: 11.03.2015 в 11-00 часов.

Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений от 11.03.2015 № 31502104763-1 на участие в Запросе предложений подано 4 заявки:

- № 1 ООО «СССК» (630054, г. Новосибирск, ул. Титова, д. 31), 11.03.2015 в 09-00 час.;

- № 2 ОАО «Ураласбест» (624260, Свердловская область, г. Асбест,                         ул. Уральская, д. 66), 11.03.2015 в 09-20 час.;

- № 3 АО «Омская топливная компания» (646160, Омская область, р.п. Любинский, ул. Степная, д. 1), 11.03.2015 в 10-11 час.;

- № 4 ООО «Строй-Финанс» (644070, г. Омск, ул. Звездова, д. 39), 11.03.2015 в 10-46 час.

Все участники Запроса предложений по критерию «цена контракта» в заявках указали начальную (максимальную) цену контракта в размере 118 024 980,00 рублей, установленную Заказчиком.

В соответствии с пунктом 7 статьи 57 Положения о закупках объявлена процедура переторжки. Окончание процедуры переторжки назначено на 13.03.2015 в 11-00 час.

Из пояснений представителя Ответчика следует, что выбор дня размещения извещения о Закупки был обусловлен сроками исполнения ГП «ДРСУ № 6» государственного контракта.

В соответствии с уведомлениями Омского УФАС России от 13.03.2015                         № 05-2422, от 13.03.2015 № 05-2423 процедура заключения контракта приостановлена, контракт не заключен.

 

4.3 В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики, в том числе, руководствуются следующими принципами:

информационная открытость закупки;

равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

 

5. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав представителей ОАО «Новосибирское карьероуправление», специализированной организации, ГП «ДРСУ № 6», Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

5.1 Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Ограничений по выбору того или иного способа закупки в Законе о закупках не содержится.

Таким образом, Заказчик вправе самостоятельно определять способы закупки товаров, работ, услуг, порядок подготовки и проведения которых должен быть установлен в положении о закупке.

В пункте 1 статьи 6 Положения о закупках установлено, что закупки товаров, работ, услуг могут осуществляться, в том числе способом запроса предложений.

Согласно пункту 6 статьи 6 Положения о закупках закупка товаров, работ, услуг путем проведения торгов в форме запроса предложений осуществляется в следующих случаях:

1)   при проведении совместных торгов;

2)   при проведении отбора финансовой организации;

3)   при проведении отбора страховой организации;

4)   при невозможности определения начальной (максимальной) цены контракта;

5)   в иных случаях.

Комиссия считает, что условие применения Запроса предложений - «в иных случаях», установленное в статье 6 Положения о закупках, дает неоднозначное толкование его применения.

Предоставленная Заказчику Законом о закупках возможность самостоятельно определять условия применения закупки, по мнению Комиссии, не освобождает заказчика от обязанности при разработке положения о закупках соблюдать требования действующего законодательства.

Комиссией не могут быть приняты во внимание как не соответствующие действующему законодательству доводы специализированной организации, что Заказчик вправе осуществлять закупки без проведения процедуры торгов в случае, если заключается контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, необходимых для выполнения обязательств по контракту (договору), заключенному по результатам определения поставщика на основании Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Из пункта 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности.

Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия (пункт 2 части 1 статьи 20 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Таким образом, реализация собственником своих полномочий по распоряжению имуществом должна соответствовать предмету деятельности созданного предприятия, которому такое имущество передано в хозяйственное ведение. Учредителем ГП «ДРСУ № 6» является Омская область.

Предметом деятельности ГП «ДРСУ № 6» согласно Уставу является выполнение работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог и сооружений на них, а также обеспечение безопасного и бесперебойного движения на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Омской области.

Следовательно, основная часть деятельности ГП «ДРСУ № 6» - это деятельность по исполнению обязательств по государственным контрактам.

Закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика, в случае, если заключается контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, необходимых для выполнения обязательств по контракту (договору), заключенному по результатам определения поставщика на основании Закона о контрактной системе, может стать единственным способом закупки ГП «ДРСУ № 6», что может повлечь ограничение конкуренции на рынке поставки инертных материалов.

 

5.2. Согласно пункту 1 статьи 53 Положения о закупках, извещение о проведении запроса предложений размещается организатором закупки в единой информационной системе не менее чем за четыре календарных дня до даты окончания срока подачи заявки на участие в запросе предложений.

На официальном сайте www.zakupki.gov.ru 06.03.2015 были размещены извещение № 31502104763 о проведении Запроса предложений, Документация о Закупке. Заявки на участие в Запросе предложений принимались в период с 06.03.2015 по 11.03.2015; дата и время окончания приема заявок: 11.03.2015 в 11-00 час.

Извещение о проведении Запроса предложений размещено в срок, установленный пунктом 1 статьи 53 Положения о закупках. На участие в Запросе предложений подано 4 заявки. Два участника Запроса предложений из четырех является иногородними.

Довод Заявителя о том, что сроки размещения извещения о проведении Закупки и предоставления заявки на участие в Закупке создают группе участников Закупки преимущественные условия по отношению к другим участникам Закупки, Комиссия не нашел своего подтверждения.

Нарушения статьи 3 Закона о закупках при проведении Запроса предложений Комиссией не установлены.

Комиссией учитывается, что ОАО «Новосибирское карьероуправление» не подавало заявку на участие в Запросе предложений, права и законные интересы ОАО «Новосибирское карьероуправление» не ущемлены и не нарушены в ходе проведения Запроса предложений. ГП «ДРСУ № 6», специализированной организацией при проведении Запроса предложений решения об отказе в допуске к Запросу предложений не принимались.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23   Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу ОАО «Новосибирское карьероуправление» на действия Государственного предприятия Омской области «Дорожное ремонтно-строительное управление № 6» по проведению запроса предложений на поставку щебня, щебеночно-песчаной смеси и песка из отсевов дробления для нужд ГП «ДРСУ № 6» (извещение о проведении закупки № 31502104763 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет»).

 

2. Выдать Государственному предприятию Омской области «Дорожное ремонтно-строительное управление № 6» предписание о внесении изменений в Положение о закупках, а именно: конкретизировать требования к условиям применения способа закупки - запрос предложений в течение десяти рабочих дней с даты получения предписания.

Государственному предприятию Омской области «Дорожное ремонтно-строительное управление № 6» проинформировать Омское УФАС России об исполнении предписания в трехдневный срок со дня его исполнения в письменном виде с приложением подтверждающих документов.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                       < … >

 

Члены Комиссии                                                                                                   < … >

 

 
 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ   АНТИМОНОПОЛЬНАЯ   СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ 

Федеральной антимонопольной службы по Омской области

 

пр-кт К. Маркса, 12 А,  г. Омск, 644010, e-mail: to55@fas.gov.ru                               т. (3812) 32-06-96,  ф. (3812) 32-06-96

 

 

 

Решение № 05-04.1/29-15

о признании жалобы необоснованной

 

 

19 марта 2015 г.                                                                                                          г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

< … >,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), жалобу ОАО «Новосибирское карьероуправление» (далее также Заявитель) на действия Государственного предприятия Омской области «Дорожное ремонтно-строительное управление № 6» (далее - ГП «ДРСУ № 6», Заказчик) по проведению запроса предложений на поставку щебня, щебеночно-песчаной смеси и песка из отсевов дробления для нужд ГП «ДРСУ № 6» (извещение о проведении закупки № 31502104763 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет») (далее - Запрос предложений, Закупка),

при участии:

представителя Заявителя - < … >;

представителя ГП «ДРСУ № 6» - < … >;

представителя специализированной организации ООО «ОТС-55» (далее - специализированная организация) - < … >;

представителя ОАО «Омская топливная компания» - < … >,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба ОАО «Новосибирское карьероуправление» (вх. от 11.03.2015 № 2386ф) на действия ГП «ДРСУ № 6» по проведению запроса предложений.

Заявитель считает, что способ Закупки - запрос предложений не соответствует требованиям Положения о закупке, работ и услуг ГП «ДРСУ № 6» в форме запроса предложений; при проведении Закупки нарушены требования статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках); сроки размещения извещения о проведении Закупки и предоставления заявки на участие в Закупке создают группе участников Закупки преимущественные условия по отношению к другим участникам Закупки.

1.1 Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В пункте 6 статьи 6 Положения о закупке товаров, работ и услуг ГП «ДРСУ-6», утвержденного 24.02.2015 директором ГП «ДРСУ-6» (далее - Положение о закупке), содержится перечень условий, при которых закупка товаров, работ, услуг, может осуществляться в форме запроса предложений, а именно:

1)       при проведении совместных торгов;

2)       при проведении отбора финансовой организации;

3)       при проведении отбора страховой организации;

4)       при невозможности определения начальной (максимальной) цены контракта;

5)       в иных случаях.

Запрос предложений не удовлетворяет требованиям Положения о проведении закупки в форме запроса предложений, ввиду следующего:

1)       данная закупка не является совестными торгами, так как проводится для нужд одного заказчика - ГП «ДРСУ № 6»;

2)       продукция, являющаяся предметом торгов - щебень, не относится к
деятельности ни финансовых, ни страховых организаций;

3)       в Запросе предложений четко определена начальная
максимальная цена, которая составляет 118 024 980,00 рублей;                  

4)       иные случаи в Положении о закупках не указаны.

Заявитель полагает, что данный способ проведения Закупки был выбран с целью ухода от проведения конкурентных способов закупки: аукциона или конкурса, при проведении которых предоставляются более длительные сроки для подготовки заявок, и как следствие обеспечивающие большее количество участников и эффективную конкуренцию.

 

1.2 Согласно Положению о закупках, извещение о проведении Запроса предложений подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок не менее чем за четыре календарных дня до даты окончания срока подачи заявки на участие в запросе предложений. Заказчиком извещение о проведении Запроса предложений опубликовано 06.03.2015 в 18-04 час. в преддверии праздничных дней.

 Окончание срока подачи заявок на участие в Закупке - 11.03.2015 в 11-00 час. Следовательно, на подготовку и доставку Заказчику заявки с полным комплектом документов предоставляется один рабочий день, что является невозможным для иногородних участников Закупки, ввиду того, что Запрос предложений объявлен на большой объем продукции (10 видов продукции, общим объемом 117 110 тонн, на общую максимальную сумму 118 024 980, 00 рублей). В течение одного рабочего дня на подготовку заявки невозможно осуществить внесение обеспечения заявки, так как банковские операции совершаются в среднем в течение двух дней.

Формально требование к срокам соблюдено, но, по мнению Заявителя,  сделано это с целью сокращения потенциального круга участников.

Установлением данного требования Заказчик создал участникам торгов, находящихся в Омской области, преимущественные условия участия в Запросе предложений.

Заявитель считает, что проведением Закупки в форме запроса предложений и установлением сроков подготовки заявки, большая часть которого приходится на выходные дни, Заказчиком было нарушено право участия в торгах                                   ОАО «Новосибирское карьероуправление».

 

1.3 Согласно статье 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам Закупки.

По мнению Заявителя в Запросе предложений, проводимом ГП «ДРСУ № 6», ни один из указанных принципов не соблюдается.

 

На заседании Комиссии 19.03.2015 представитель Заявителя поддержала доводы жалобы ОАО «Новосибирское карьероуправление» от 11.03.2015 № 2386ф в полном объеме.

 

2. В соответствии с уведомлениями Омского УФАС России от 13.03.2015          № 05-2422, от 13.03.2015 № 05-2423 специализированной организацией 18.03.2015 представлены заверенные копии документов, в том числе:

- Положения о закупках;

- извещения о проведении Запроса предложений;

- Документации о проведении Запроса предложений, утвержденной  06.03.2015 директором ГП «ДРСУ № 6» (далее - Документация о Закупке);

- заявок на участие в Закупке;

- протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в Запросе предложений от 11.03.2015 № 31502104763-1.

 

На заседании Комиссии 19.03.2015 представитель специализированной организации с доводами жалобы ОАО «Новосибирское карьероуправление» от 11.03.2015 № 2386ф не согласился и пояснил следующее.

 

2.1. Законом о закупках не определено, в каких случаях применяется тот или иной способ закупки. В Законе о закупках определен порядок проведения конкурсов, аукционов, а именно срок подачи заявок, а выбор того или иного способа – на усмотрение Заказчика.

В соответствии с пунктом 22 статьи 7 Положения о закупках Заказчик вправе осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе, в случае, если заключается контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, необходимых для выполнения обязательств по контракту (договору), заключенному по результатам определения поставщика на основании Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Представитель специализированной организации отметил, что Заказчик вправе был не проводить торги, однако в целях экономии  средств им была проведена процедура торгов. Закупка осуществлялась для исполнения государственного контракта, сроки для проведения торгов ограничены, поэтому Заказчик выбрал способ закупки – запрос предложений, который предполагает короткую по времени процедуру торгов, возможность снижения начальной (максимальной) цены контракта и, следовательно, более эффективную оценку участников Закупки.

В пункте 6 статьи 6 Положения о закупках определены случаи, когда закупка товаров, работ, услуг проводится путем проведения торгов в форме запроса предложений, а именно:

1)   при проведении совместных торгов;

2)   при проведении отбора финансовой организации;

3)   при проведении отбора страховой организации;

4)   при невозможности определения начальной (максимальной) цены контракта;

5)   в иных случаях.

Иные случаи, указанные в пункте 5 статьи 6 Положения о закупках, не конкретизированы и применяются Заказчиком по мере необходимости.

 

2.2  Извещение о проведении Запроса предложений было размещено официальном сайте www.zakupki.gov.ru  06.03.2015. Дата размещения извещения о Закупке обусловлена сроками исполнения государственного контракта, заключенного  ГП «ДРСУ № 6».

Предыдущая процедура закупки на поставку щебня была отменена. В короткие сроки была подготовлена Документация о проведении Запроса предложений. Умысла о проведении Закупки в преддверии праздничных дней, большая часть  срока которого выпадает на нерабочие дни с целью сокращения потенциального круга участников, не было.

На участие в Запросе предложений подано 4 заявки, в том числе, иногородними участниками, например, ОАО «Ураласбест» (место нахождения: 624260, Свердловская область, г. Асбест, ул. Уральская, 66), который находится намного дальше, чем г. Новосибирск, при этом они успели и подать заявку, и внести обеспечение.

Довод Заявителя о том, что сроки предоставления заявки на участие в Закупке создают группе участников Закупки преимущественные условия по отношению к другим участникам Закупки, представитель специализированной организации считает необоснованными, Закупка проведена в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 53 Положения о закупках.

 

2.3.  При проведении Запроса предложений принцип информационной открытости соблюдался. Положение о закупках, извещение о проведении Запроса предложений и Документация о Закупке размещены на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и доступны неограниченному кругу лиц, любой потенциальный участник Закупки мог с ней ознакомиться.

Доводы заявителя о не соблюдении ГП «ДРСУ № 6» статьи 3 Закона о закупках представитель специализированной организации считает необоснованными.

 

3. На заседании Комиссии 19.03.2015 представитель ГП «ДРСУ № 6» с доводами жалобы ОАО «Новосибирское карьероуправление» не согласился в полном объеме и поддержал возражения, высказанные представителем специализированной организации.

Представитель АО «Омская топливная компания» с доводами жалобы ОАО «Новосибирское карьероуправление» от 11.03.2015 № 2386ф согласилась в полном объеме.

 

4. Из представленных материалов и информации следует, что 06.03.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение № 31502104763 о проведении Закупки, способ размещения закупки: запрос предложений, начальная (максимальная) цена договора: 118 024 980,00 рублей.

Согласно извещению заявки принимаются в период с 06.03.2015 по 11.03.2015; дата и время окончания приема заявок: 11.03.2015 в 11-00 часов; дата, время рассмотрения заявок - 16.03.2015 в 12-00 часов, место рассмотрения заявок: 644010, г. Омск, ул. Пушкина, д. 72.

 

4.1 Согласно пункту 6 статьи 6 Положения о закупках закупка товаров, работ, услуг путем проведения торгов в форме запроса предложений осуществляется в следующих случаях:

1)   при проведении совместных торгов;

2)   при проведении отбора финансовой организации;

3)   при проведении отбора страховой организации;

4)   при невозможности определения начальной (максимальной) цены контракта;

5)   в иных случаях.

Комиссией установлено, что иные случаи, указанные в пункте 5 статьи 6 Положения о закупках, в Положении о закупках не конкретизированы.

 

4.2 Согласно пункту 1 статьи 53 Положения о закупках извещение о проведении запроса предложений размещается Организатором закупки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не менее чем за четыре календарных дня до даты окончания срока подачи заявки на участие в запросе предложений.

Извещение о проведении Закупки опубликовано 06.03.2015. Согласно извещению заявки принимаются в период с 06.03.2015 по 11.03.2015; дата и время окончания приема заявок: 11.03.2015 в 11-00 часов.

Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений от 11.03.2015 № 31502104763-1 на участие в Запросе предложений подано 4 заявки:

- № 1 ООО «СССК» (630054, г. Новосибирск, ул. Титова, д. 31), 11.03.2015 в 09-00 час.;

- № 2 ОАО «Ураласбест» (624260, Свердловская область, г. Асбест,                         ул. Уральская, д. 66), 11.03.2015 в 09-20 час.;

- № 3 АО «Омская топливная компания» (646160, Омская область, р.п. Любинский, ул. Степная, д. 1), 11.03.2015 в 10-11 час.;

- № 4 ООО «Строй-Финанс» (644070, г. Омск, ул. Звездова, д. 39), 11.03.2015 в 10-46 час.

Все участники Запроса предложений по критерию «цена контракта» в заявках указали начальную (максимальную) цену контракта в размере 118 024 980,00 рублей, установленную Заказчиком.

В соответствии с пунктом 7 статьи 57 Положения о закупках объявлена процедура переторжки. Окончание процедуры переторжки назначено на 13.03.2015 в 11-00 час.

Из пояснений представителя Ответчика следует, что выбор дня размещения извещения о Закупки был обусловлен сроками исполнения ГП «ДРСУ № 6» государственного контракта.

В соответствии с уведомлениями Омского УФАС России от 13.03.2015                         № 05-2422, от 13.03.2015 № 05-2423 процедура заключения контракта приостановлена, контракт не заключен.

 

4.3 В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики, в том числе, руководствуются следующими принципами:

информационная открытость закупки;

равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

 

5. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав представителей ОАО «Новосибирское карьероуправление», специализированной организации, ГП «ДРСУ № 6», Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

5.1 Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Ограничений по выбору того или иного способа закупки в Законе о закупках не содержится.

Таким образом, Заказчик вправе самостоятельно определять способы закупки товаров, работ, услуг, порядок подготовки и проведения которых должен быть установлен в положении о закупке.

В пункте 1 статьи 6 Положения о закупках установлено, что закупки товаров, работ, услуг могут осуществляться, в том числе способом запроса предложений.

Согласно пункту 6 статьи 6 Положения о закупках закупка товаров, работ, услуг путем проведения торгов в форме запроса предложений осуществляется в следующих случаях:

1)   при проведении совместных торгов;

2)   при проведении отбора финансовой организации;

3)   при проведении отбора страховой организации;

4)   при невозможности определения начальной (максимальной) цены контракта;

5)   в иных случаях.

Комиссия считает, что условие применения Запроса предложений - «в иных случаях», установленное в статье 6 Положения о закупках, дает неоднозначное толкование его применения.

Предоставленная Заказчику Законом о закупках возможность самостоятельно определять условия применения закупки, по мнению Комиссии, не освобождает заказчика от обязанности при разработке положения о закупках соблюдать требования действующего законодательства.

Комиссией не могут быть приняты во внимание как не соответствующие действующему законодательству доводы специализированной организации, что Заказчик вправе осуществлять закупки без проведения процедуры торгов в случае, если заключается контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, необходимых для выполнения обязательств по контракту (договору), заключенному по результатам определения поставщика на основании Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Из пункта 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности.

Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия (пункт 2 части 1 статьи 20 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Таким образом, реализация собственником своих полномочий по распоряжению имуществом должна соответствовать предмету деятельности созданного предприятия, которому такое имущество передано в хозяйственное ведение. Учредителем ГП «ДРСУ № 6» является Омская область.

Предметом деятельности ГП «ДРСУ № 6» согласно Уставу является выполнение работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог и сооружений на них, а также обеспечение безопасного и бесперебойного движения на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Омской области.

Следовательно, основная часть деятельности ГП «ДРСУ № 6» - это деятельность по исполнению обязательств по государственным контрактам.

Закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика, в случае, если заключается контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, необходимых для выполнения обязательств по контракту (договору), заключенному по результатам определения поставщика на основании Закона о контрактной системе, может стать единственным способом закупки ГП «ДРСУ № 6», что может повлечь ограничение конкуренции на рынке поставки инертных материалов.

 

5.2. Согласно пункту 1 статьи 53 Положения о закупках, извещение о проведении запроса предложений размещается организатором закупки в единой информационной системе не менее чем за четыре календарных дня до даты окончания срока подачи заявки на участие в запросе предложений.

На официальном сайте www.zakupki.gov.ru 06.03.2015 были размещены извещение № 31502104763 о проведении Запроса предложений, Документация о Закупке. Заявки на участие в Запросе предложений принимались в период с 06.03.2015 по 11.03.2015; дата и время окончания приема заявок: 11.03.2015 в 11-00 час.

Извещение о проведении Запроса предложений размещено в срок, установленный пунктом 1 статьи 53 Положения о закупках. На участие в Запросе предложений подано 4 заявки. Два участника Запроса предложений из четырех является иногородними.

Довод Заявителя о том, что сроки размещения извещения о проведении Закупки и предоставления заявки на участие в Закупке создают группе участников Закупки преимущественные условия по отношению к другим участникам Закупки, Комиссия не нашел своего подтверждения.

Нарушения статьи 3 Закона о закупках при проведении Запроса предложений Комиссией не установлены.

Комиссией учитывается, что ОАО «Новосибирское карьероуправление» не подавало заявку на участие в Запросе предложений, права и законные интересы ОАО «Новосибирское карьероуправление» не ущемлены и не нарушены в ходе проведения Запроса предложений. ГП «ДРСУ № 6», специализированной организацией при проведении Запроса предложений решения об отказе в допуске к Запросу предложений не принимались.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23   Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу ОАО «Новосибирское карьероуправление» на действия Государственного предприятия Омской области «Дорожное ремонтно-строительное управление № 6» по проведению запроса предложений на поставку щебня, щебеночно-песчаной смеси и песка из отсевов дробления для нужд ГП «ДРСУ № 6» (извещение о проведении закупки № 31502104763 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет»).

 

2. Выдать Государственному предприятию Омской области «Дорожное ремонтно-строительное управление № 6» предписание о внесении изменений в Положение о закупках, а именно: конкретизировать требования к условиям применения способа закупки - запрос предложений в течение десяти рабочих дней с даты получения предписания.

Государственному предприятию Омской области «Дорожное ремонтно-строительное управление № 6» проинформировать Омское УФАС России об исполнении предписания в трехдневный срок со дня его исполнения в письменном виде с приложением подтверждающих документов.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                       < … >

 

Члены Комиссии                                                                                                   < … >

Связанные организации

Связанные организации не указаны