Решение б/н Решение № 05-04.1/30-17 по жалобе ООО «ПЦНЭОиС «Контроль ДИЕ... от 23 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 05-04.1/30-17

о признании жалобы необоснованной

 

 

13.03.2017                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

< … >,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «Правовой центр независимой экспертизы, оценки и строительства «Контроль ДИЕЗ» (далее - ООО «ПЦНЭОиС «Контроль ДИЕЗ», Общество, Заявитель) на действия акционерного общества «Центральное конструкторское бюро автоматики» (далее - АО «ЦКБА», Заказчик, Ответчик) по проведению запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по ремонту административных помещений (извещение о проведении запроса предложений № 31704683959 размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет») (далее - Запрос предложений, Закупка),

в присутствии представителя Заявителя - < … >,

в присутствии представителей Ответчика – < … >,

в присутствии представителя ООО «СибСнабКомплект» – < … >,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России 21.02.2017 поступила жалоба Заявителя (вх. № 1444э) на действия Заказчика при проведении Закупки.

Заявитель полагает, что оценка победителя Закупки - ООО «СибСнабКомплект» по критерию «Опыт работы» проведена не объективно. По данному критерию ООО «ПЦНЭОиС «Контроль ДИЕЗ» присвоено 18,1 балла, ООО «СибСнабКомплект» - 20 баллов.

По мнению Заявителя, объем выполненных договоров ООО «СибСнабКомплект» за последние два прошедших года не может превышать объема выполненных договоров  ООО «ПЦНЭОиС «Контроль ДИЕЗ» за аналогичный период.

Заявитель считает, что при проведении Закупки нарушены п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

ООО «ПЦНЭОиС «Контроль ДИЕЗ» просит Омское УФАС России отменить протокол заседания закупочной комиссии от 14.01.2017 № 126, выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о закупках.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 21.02.2017 № 05-1279 Ответчиком 01.03.2017, 03.03.2017, 10.03.2017 (вх. Омского УФАС России от 01.03.2017 № 1683, от 01.03.2017 № 1684, от 03.03.2017 № 1777, от 10.03.2017 № 1938) представлены письменные возражения на жалобу ООО «ПЦНЭОиС «Контроль ДИЕЗ» и надлежащим образом заверенные копии, в том числе:

– Положения закупках АО «ЦКБА», утвержденного советом директоров АО «ЦКБА» (протокол от 17.11.2016 № 73) (далее - Положение о закупках);

– извещения о проведении Закупки;

– документации о проведении Запроса предложений, утвержденной заместителем генерального директора АО «ЦКБА» по коммерческим вопросам (далее - документация о Закупке);

– журнала регистрации заявок на участие в Закупке;

– протоколы заседания закупочной комиссии от 07.02.2017 № 105, от 14.02.2017 № 126;

– заявок ООО «ПЦНЭОиС «Контроль ДИЕЗ», ООО «СибСнабКомплект» на участие в Закупке.

В представленных возражениях Ответчик указывает, что АО «ЦКБА» с доводами жалобы ООО «СибСнабКомплект» несогласно, считает их необоснованными по следующим основаниям.

20.01.2017 Общество разместило в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» извещение № 3 о проведении Запроса предложений.

В Закупке приняли участие 15 участников, 5 из которых были отклонены в связи с несоответствием заявки пп. 3.3.1.1 документации о Закупке (отсутствовали локально-сметные расчеты), 10 участников были допущены к стадии оценки и сопоставления заявок участников.

На стадии оценки и сопоставления предложений Закупочная комиссия оценивает, сопоставляет предложения и проводит их ранжирование по степени предпочтительности. Каждому предложению присуждается порядковый номер по мере уменьшения степени выгодности предложений, участников закупочной процедуры. Результат итогового рейтинга по каждому предложению рассчитывается исходя из критериев и их значимости, указанных в документации.

Одним из критериев оценки участников Закупки является «Опыт работы» со значением в 20 баллов. Оценка по данному критерию проводится на основании соответствующего опыта участника, подтвержденного копиями документов за последние 2 прошедших года, оформленных в соответствии с правилами бухгалтерского учета, содержащих следующие сведения:

- реквизиты договора (номер и дата);

- перечень выполненных работ;

- документы, подтверждающие исполнение работ, составленные в рамках договора для финансовой отчетности, подписанные сторонами договора, содержащие следующие сведения: реквизиты договора (номер и дата), перечень переданных и принятых заказчиком по договору работ, стоимость переданных и принятых заказчиком по договору работ.

Требований о предоставлении участниками иных документов, в том числе бухгалтерского баланса, Заказчиком в документации не предусмотрено.

Оценка критерия «Опыт работы» осуществлялась по справкам участников при наличии подтверждающих исполнение работ документов, которые являются доказательством того, что участники предоставляют достоверную информацию Заказчику. Данное требование применялось в равной степени ко всем участникам Запроса предложений в соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о закупках.

В п. 4.4.1 Инструкции по заполнению справки указано: «Участник запроса предложений может самостоятельно выбрать договоры, которые, по его мнению, наилучшим образом характеризует его опыт» (пп. 4.4.1.5).

По критерию «Опыт работы» ООО «СибСнабКомплект» представило справку и документы, подтверждающие исполнение договоров в соответствии с требованием п. 3.3.1 документации о Закупке. Закупочной комиссией учтены договоры за 2 прошедших года, т.е. за 2015-2016 годы, сумма по договорам составила 251 096 973,29 руб.

ООО «ПЦНЭОиС «Контроль ДИЕЗ» представило справку и документы, подтверждающие исполнение договоров в соответствии с требованиями п. 3.3.1 документации о Закупке. Закупочной комиссией учтены договоры за 2 прошедших года, т. е. за 2015-2016 годы, сумма по договорам составила 227 198 734,87 руб.

Закупочная комиссия оценила и сопоставила предложения участников по критерию «Опыт работы» и присвоила участнику ООО «СибСнабКомплект» - 20 баллов, участнику ООО «ПЦНЭОиС «Контроль ДИЕЗ» -18,1 балл.

Ответчик указывает, что ООО «СибСнабКомплект» получило большее количество баллов по сравнению с ООО «ПЦНЭОиС «Контроль ДИЕЗ» по следующим критериям:

- «Подтвержденная деловая репутация»: ООО «СибСнабКомплект» - 5 баллов,   ООО «ПЦНЭОиС «Контроль ДИЕЗ» - 0 баллов;

- «Гарантийный срок»: ООО «СибСнабКомплект» - 15 баллов, ООО «ПЦНЭОиС «Контроль ДИЕЗ» - 10,71 баллов.

Победителем Закупки признано ООО «СибСнабКомплект» с итоговым рейтингом в 92,1 балла, второе место присвоено ООО «ПЦНЭОиС «Контроль ДИЕЗ» с итоговым рейтингом 88,81 баллов.

Заказчик считает, что нарушений действующего законодательства о закупках при проведении Запроса предложений допущено не было.

Ответчик просит в удовлетворении жалобы ООО «ПЦНЭОиС «Контроль ДИЕЗ» на действия Заказчика - АО «ЦКБА» при проведении Закупки отказать.

На заседании Комиссии 13.03.2017 представители Ответчика высказались согласно представленным АО «ЦКБА» возражениям.

3. Из представленных материалов и информации следует, что 20.01.2017 в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» были размещены документы и информация о Закупке, в том числе: извещение о проведении Закупки, документация о Закупке, начальная (максимальная) цена договора составляет 4 596 625,25 руб., с учетом НДС 18%.

Согласно извещению заявки принимаются в период с 23.01.2017 по 03.02.2017; дата и время окончания приема заявок: 03.02.2017 в 17:00 час.; дата и время рассмотрения заявок: 07.02.2017 в 15:00 час.; дата и время подведения итогов: 07.02.2017 в 15: 00 час.

Согласно протоколам заседаний закупочной комиссии от 07.02.2017 № 105, от 14.02.2017 № 126 и журналу регистрации заявок на участие в Закупке до окончания срока подачи заявок поступило 15 предложений, из которых 8 признаны не соответствующими требованиям документации о Закупке, остальные предложения признаны соответствующими требованиям документации о Закупке, победителем Закупки признано ООО «СибСнабКомплект» с ценой предложения 4 205 912,13 руб.

В связи с поступившей в Омское УФАС России жалобой ООО «СибСнабКомплект», Закупка приостановлена, договор по итогам Закупки не заключен.

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав представителей Ответчика, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

4.1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № ФЗ-223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате проведения торгов (ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

С соответствии с п. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности для нужд заказчиков.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

В п. 1 ст. 16 Положения о закупках установлено, что закупки товаров, работ, услуг могут осуществляться, в том числе способом запроса предложений.

Порядок подготовки и проведения закупки способом запроса предложений установлен в главе 12 Положения о закупках (ст. 32).

Согласно п. 12, 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Законом о закупках не установлено специальных требований или ограничений для установления критериев оценки и порядка оценки в документации о закупке.

Согласно ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно ч. 5 ст. 22 Положения о закупках закупочная комиссия оценивает и сопоставляет заявки и проводит их ранжирование по степени предпочтительности, применяя критерии, указанные в Приложении № 2 к Положению о закупках.

В п.п. 3, 4 Методики оценки предложений участников (Приложения № 2 к Положению о закупках) указано, что критерии оценки могут выбираться Обществом индивидуально для каждой закупки, при этом, сумма критериев должна составлять 100 баллов. Критерий «цена», является обязательным для всех закупок.

В п. 3.7.4.1 документации о Закупке установлено, что в рамках стадии оценки и сопоставления предложений, закупочная комиссия оценивает, сопоставляет предложения и проводит их ранжирование по степени предпочтительности, не отклоненные по результатам стадии рассмотрения предложений.

В п. 3.7.4.2 документации о Закупке установлено, что Закупочная комиссия (с возможным привлечением экспертов) осуществляет оценку и сопоставление предложений участников закупочной процедуры, допущенных к участию, в следующем порядке:

- каждому предложению присуждается порядковый номер по мере уменьшения степени выгодности предложений, участников закупочной процедуры. Результат итогового рейтинга по каждому предложению рассчитывается исходя из следующих критериев и их значимости:

Таблица № 1

п/п

Критерий оценки

Значимость критерия

(в баллах)

1

Цена договора

60

2

Опыт работы по профилю закупки

20

3

Подтвержденная деловая репутация

5

4

Гарантийный срок

15

Итоговый рейтинг предложения рассчитывается путем сложения критериев оценки предложений участников. Сумма критериев должна составлять 100 баллов.

Согласно пп. 2 п. 3.7.5 документации о Закупке оценка по критерию «Опыт работы» проводится на основании соответствующего опыта участника по профилю закупки, подтвержденного копиями документов за последние 2 прошедших года, оформленных в соответствии с правилами бухгалтерского учета, содержащих следующие сведения:

- реквизиты договора (номер и дата);

- перечень выполненных работ;

- документов, подтверждающих исполнение работ, составленных в рамках договора для финансовой отчетности, подписанных сторонами договора, содержащих следующие сведения: номер и дата договора, перечень и стоимость переданных и принятых заказчиком по договору работ.

Оценка участника по критерию «Опыт работы» проводится с использованием следующей формулы:

КОуч. = (Оуч./ Олр )* Кзн.

где:  КОуч. - оценка по критерию «Опыт работы» участника закупки (баллы);

Олр - лучший результат среди участников закупочной процедуры, касающийся стоимости ранее реализованных работ, сданных потребителю.

Оуч. - суммарная стоимость работ, сданных потребителям, которые являются аналогичными предмету закупки Заказчика.

Кзн. - значимость критерия «Опыт работы» (Таблица № 1).

В случае отсутствия документов, подтверждающих опыт профильных работ, участнику по данному критерию присваивается оценка «0».

В п. 3.4.2 документации о Закупке установлены требования к документам, подтверждающим соответствие участника установленным требованиям, в случае если по каким-либо причинам участник запроса предложений не может предоставить требуемый документ, он должен приложить составленную в произвольной форме справку, объясняющую причину отсутствия требуемого документа и содержащую заверения Заказчику о соответствии в качестве участника данному требованию (п. 3.4.2.3).

Комиссией установлено, что на участие в Закупке ООО «СибСнабКомплект» подана заявка, в составе которой представлены:

- справка о перечне и объемах работ выполнения аналогичных договоров, включающая сведения о 29 договорах за 2015-2016 годы на общую сумму 251 096 973,29 руб.;

- копии документов, подтверждающие исполнение работ по 18 договорам;

- информационное письмо с указанием причины невозможности предоставить в полном объеме требуемые документы по причине его большого объема и готовность предоставить документы в полном объеме по первому требованию Заказчика.

На заседании Комиссии 13.03.2017 ООО «СибСнабКомплект» представлены копии документов, подтверждающих исполнение работ по 29 договорам за 2015-2016 годы на общую сумму 251 096 973,29 руб. в соответствии с представленной в составе заявки справкой о перечне и объемах работ выполнения аналогичных договоров.

Комиссией установлено, что в составе заявки ООО «ПЦНЭОиС «Контроль ДИЕЗ» представлены справка о перечне и объемах выполнения аналогичных 22 договоров за 2015-2016 годы на общую сумму 227 198 734,87 руб. и копии документов, подтверждающих выполнение работ по данным договорам.

Согласно протоколу заседания закупочной комиссии от 14.02.2017 № 126 по критерию «Опыт работы» заявке ООО «СибСнабКомплект» присвоено 20 баллов, заявке ООО «ПЦНЭОиС «Контроль ДИЕЗ» - 18,1 баллов.

Комиссия считает, что Закупочная комиссия осуществила оценку заявки ООО «СибСнабКомплект» по критерию «Опыт работы» в соответствии с положением документации о Закупке.

Довод Заявителя о том, что объем выполненных договоров ООО «СибСнабКомплект» за последние два прошедших года не может превышать объема выполненных договоров ООО «ПЦНЭОиС «Контроль ДИЕЗ» за аналогичный период, не нашел своего подтверждения.

Комиссией нарушения при оценке и сопоставлении заявок участников Закупки по критерию «Опыт работы» не установлены.

Кроме того, критерий «Опыт работы» не является единственным критерием при проведении Закупки, его весовой коэффициент составляет только 0,20.

По иным критериям заявки ООО «СибСнабКомплект» и ООО «ПЦНЭОиС «Контроль ДИЕЗ» оценены следующим образом:

критерий

Оценка ООО «СибСнабКомплект»

Оценка

«ПЦНЭОиС «Контроль ДИЕЗ»

Цена договора

52,1 баллов

60 баллов

Подтвержденная деловая репутация

5 баллов

0 баллов

Гарантийный срок

15 баллов

10,71 баллов

В результате оценки по критериям «Подтвержденная деловая репутация» и «Гарантийный срок» разница составляет 9,29 баллов, таким образом, критерий «Опыт работы» не являлся определяющим при подведении итогов Закупки.

4.2. Защита конкуренции при проведении торгов обеспечивается путем установления запрета на действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Такие действия определены в статье 17 Закона о защите конкуренции.

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции закреплено понятие конкуренции - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Нарушения требований ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении Запроса предложений Комиссией не установлены.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу ООО «ПЦНЭОиС «Контроль ДИЕЗ на действия АО «ЦКБА» по проведению запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по ремонту административных помещений (извещение о проведении запроса предложений № 31704683959 размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет»).

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 21.02.2017 № 05-1279.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

< … >

Связанные организации

Связанные организации не указаны