Решение б/н Решение № 05-04.1/36-17 по жалобе ПАО "КМЗ" на действия Мини... от 31 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 05-04.1/36-17

о признании жалобы обоснованной

 

21.03.2017                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

< … >,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу публичного акционерного общества  «Карачаровский механический завод» (далее - ПАО «КМЗ», Общество, Заявитель) на действия Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее - Министерство, Орган по ведению реестра,  Ответчик) по проведению предварительного отбора на выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт (извещение о проведении предварительного отбора № 5-С/ПР 2017 размещено на официальном сайте Министерства http://mszhk.omskportal.ru и на сайте оператора ЭТП http://utp.sberbank-ast.ru в сети «Интернет») (далее - Предварительный отбор),

в присутствии:

- представителя Заявителя - < … >,

- представителя Ответчика - < … >,

- представителей ООО «Лифтком» - < … >,

 

УСТАНОВИЛА:

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 10.03.2017 № 1943э) на действия Министерства при проведении Предварительного отбора. Заявитель считает, что требование к руководителю юридического лица и (или) к его заместителям, установленное в  пункте 14 документации о проведении Предварительного отбора, не соответствуют положениям п. 23 Положения и ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

В обоснование своей позиции Заявитель указывает следующее:

При проведении Предварительного отбора Министерство действовало в соответствии с требованиями Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 (далее - Положение), и документации по проведению Предварительного отбора.

Согласно пп. «о» п. 23 Положения при проведении предварительного отбора устанавливаются следующие требования к участникам предварительного отбора:

- наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, устанавливаемого в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора и указанной в свидетельстве саморегулируемой организации стоимости работ по заключаемому договору об оказании услуг по предмету разрешенной деятельности.

В соответствии с пп. «б» п. 38 Положения заявка на участие в предварительном отборе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 Положения штатное расписание, штатно­списочный состав сотрудников, копии трудовых книжек, дипломов, сертификатов и аттестатов, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала.

Заявитель полагает, что орган по ведению реестра вправе устанавливать требования к квалифицированному персоналу - штатным сотрудникам, но не непосредственно к руководителю юридического лица и (или) к его заместителям.

По мнению Заявителя, подтверждению подлежит квалификация непосредственно тех лиц, которые в дальнейшем будут привлечены к выполнению работ. Выполнение работ по замене и ремонту лифтового оборудования не требует непосредственного участия руководителя юридического лица и (или) его заместителей, и работы могут быть выполнены иными лицами, имеющими руководящие должности, именуемые иначе.

По мнению Заявителя, такие требования минимальные требования к персоналу при проведении работ по ремонту или замене лифтового оборудования установлены в части 8 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ).

В соответствии с п. 24 Положения орган по ведению реестра не вправе устанавливать иные требования к участникам предварительного отбора, кроме требований, установленных п. 23 данного Порядка.

На основании изложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, вынести Министерству предписание об устранении нарушений о внесении изменений в документацию по проведению Предварительного отбора.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России (исх. 13.03.2017                          № 05-1707) Министерством представлены письменные пояснения по жалобе Заявителя и надлежащим образом заверенные копии:

– распоряжения Министерства от 09.02.2017 № 42-рп «О проведении предварительного отбора подрядных организаций для выполнения работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт»;

– извещения о проведении Предварительного отбора;

– документации о проведении Предварительного отбора, утвержденной распоряжением Министерства 09.02.2017 № 42-рп (далее - Документация, документация о проведении Предварительного отбора);

– реестра заявок на участие в Предварительном отборе;

– заявки ПАО «КМЗ» на участие в Предварительном отборе (в электронном виде).

В представленных возражениях Ответчик указывает, что Министерство с доводами жалобы ПАО «КМЗ» несогласно, считает их необоснованными по следующим основаниям.

Во исполнение требований подпункта «о» пункта 23 Положения в пункте 13 Документации установлено требование о наличии у участника Предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, согласно приложению     № 2 к Документации.

Согласно штатному расписанию ПАО «КМЗ» генеральный директор, заместитель генерального директора являются работниками участника Предварительного отбора, основания для не предъявления к ним требований в отношении штата участника Предварительного отбора не имеются.

Ответчик считает, что обязанность устанавливать в Документации требования к минимальному количеству квалифицированного персонала, входящего в штат участника предварительного отбора, исходя из требований ч. 8 ст. 55.5 ГрК РФ, не предусмотрена.

Учитывая изложенное, Ответчик просит признать жалобу ПАО «КМЗ» на действия Министерства при проведении Предварительного отбора необоснованной.

На заседании Комиссии 21.03.2017 представитель Ответчика с доводами жалобы Заявителя не согласилась, высказалась согласно представленным Министерством возражениям.

3. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы Заявителя и Ответчика, Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате проведения торгов.

Согласно части 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Министерством в соответствии с Положением и подпунктом 10.9 пункта 12 Положения о Министерстве, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 30.03.2004 № 72, объявлен Предварительный отбор, утверждены извещение и Документация о проведении Предварительного отбора.

09.02.2017 на официальном сайте Министерства http://mszhk.omskportal.ru и на электронной площадке https://www.sberbank-ast.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещены извещение и документация о проведении Предварительного отбора.

В извещении о проведении Предварительного отбора установлены: дата и время окончания подачи заявок: 09.03.2017 в 09:00 час., дата окончания рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе: 21.03.2017, на участие в Предварительном отборе подано 13 заявок, в том числе заявка ПАО «ПКЗ».

Предварительный отбор был проведен в соответствии с Положением и Документацией.

Подпункт «о» пункта 23 Положения устанавливает требования к участникам предварительного отбора на наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, устанавливаемого в документации о проведении предварительного отбора и указанной в свидетельстве саморегулируемой организации стоимости работ по заключаемому договору об оказании услуг по предмету разрешенной деятельности.

В соответствии с п. 24 Положения Орган по ведению реестра не вправе устанавливать иные требования к участникам предварительного отбора, кроме требований, установленных пунктом 23 настоящего Положения.

В соответствии с пп. «б» п. 38 Положения заявка на участие в предварительном отборе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 Положения, в том числе штатное расписание, штатно­списочный состав сотрудников, копии трудовых книжек, дипломов, сертификатов и аттестатов, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала.

Согласно разделу 1 Документации предметом Предварительного отбора является отбор подрядных организаций для выполнения работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт согласно пп. «в» п. 8 Положения.

Согласно п. 10.1 Документации в рамках выполнения работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт, в том числе необходимо осуществить монтажные и пусконаладочные работы.

Отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений  регулирует законодательство о градостроительной деятельности (ч. 1 ст. 4 ГрК РФ).

В Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624, включены работы: п. 23.2 «Монтаж лифтов», п. 24.2 «Пусконаладочные работы лифтов».

Согласно ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

Минимально необходимые требованиями к выдаче свидетельств  о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, установлены в ч. 8 ст. 55.5 ГрК РФ:

1) требование о наличии работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица, имеющих высшее образование или среднее профессиональное образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом не менее чем три работника должны иметь высшее образование или не менее чем пять работников - среднее профессиональное образование, стаж работы по специальности должен составлять не менее чем три года для работников, имеющих высшее образование, и не менее чем пять лет для работников, имеющих среднее профессиональное образование;

2) требование о наличии у индивидуального предпринимателя высшего образования или среднего профессионального образования соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и могут выполняться индивидуальным предпринимателем самостоятельно, и стажа работы по специальности не менее чем пять лет;

3) требование к получению не реже чем один раз в пять лет дополнительного профессионального образования указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части работниками и индивидуальным предпринимателем с проведением аттестации.

Минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам по организации строительства, установлены в ч. 8.2 ст. 55.5 ГрК РФ:

1) требование о наличии по месту основной работы работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица, имеющих высшее образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ по организации строительства. При этом индивидуальный предприниматель и руководитель юридического лица или его заместитель должны иметь высшее образование соответствующего профиля и стаж работы по специальности не менее чем семь лет, не менее чем пять работников должны иметь высшее образование и стаж работы по специальности не менее чем пять лет;

2) требование к получению не реже чем один раз в пять лет дополнительного профессионального образования указанными в пункте 1 настоящей части лицами с проведением их аттестации.

Установлено, что в п. 13 Документации к участникам Предварительного отбора предъявлено требование на наличие у участника Предварительного отбора, выданного саморегулируемой организацией действующего свидетельства о допуске к работам, перечень которых установлен нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства. При этом в состав разрешенной деятельности должны входить следующие работы: монтаж лифтов, включая пусконаладочные работы, - в случае проведения предварительного отбора на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций для участия в электронном аукционе в части замены лифтов в многоквартирных домах.

В п. 13 Документации Министерством установлено требование на наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, согласно приложению № 2 к Документации, согласно которому подрядная организация должна иметь в штате следующий квалифицированный персонал:

Состав специалистов

Количество человек, не менее

Стаж работы по специальности1

Образование

Дополнительное образование за последние 5 лет

Индивидуальный предприниматель/ руководитель юридического лица или его заместитель

1

не менее 7 лет

высшее образование соответствующего профиля

Одна из программ повышения квалификации по направлению строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства

Работник индивидуального предпринимателя/ работник юридического лица

5

не менее 7 лет

1 стаж работы по специальности считается с момента начала трудовой деятельности в соответствии с данными трудовой книжки.

2 высшее образование должно соответствовать одному из следующих кодов ОК 009-2003 Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30.09.2003 № 276-ст.

- 130000 «Геология, разведка и разработка полезных ископаемых» (за исключением колов 130100-130301, 130304-130603);

- 140000 «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника» (за исключением кодов 140103, 140104, 140202, 140207, 140300-140305, 140307-140404, 140501-140505, 140606-140609);

- 190205 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование»;

- 150411 «Монтаж и техническая подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям);

- 190605 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям);

- 210107 «Электронное машиностроение»;

- 270113 «Механизация и автоматизация строительства»;

- 270000 «Архитектура и строительство» (за исключением кодов 270115, 270302, 270303);

- 270116 «Монтаж, накладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий».

Комиссия, проанализировав требования о минимальном количестве персонала, установленные Министерством в приложении № 2 к Документации, пришла к выводу, что данные требования соответствуют части 8.2 статьи 55.5 ГрК РФ.

Вместе с тем, исходя из изложенных норм, Комиссия считает, что Министерство при проведении  Предварительного отбора, в требованиях к участникам Предварительного отбора в части установления минимального количества квалифицированного персонала должно было руководствоваться положениями ч. 8 ст. 55.5 ГрК РФ, поскольку предметом Предварительного отбора является не организация строительства, а выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт.

Согласно ст. 273 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) руководитель организации - это физическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Как видно из содержания приведенной нормы, понятие «руководитель» является обобщающим по отношению ко всем лицам, возглавляющим различные коммерческие и некоммерческие организации.

Согласно статье 103 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 47, 64, 69, 70 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об акционерных обществах) к органам управления акционерного общества относятся общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор), коллегиальный исполнительный орган общества (правление, дирекция).

Согласно пункту 15.1 Устава ПАО «КМЗ», утвержденного внеочередным общим собранием акционеров ПАО «КМЗ» (протокол от 07.05.2015), руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества - генеральным директором и коллегиальным исполнительным органом Общества - правлением. К компетенции исполнительных органов Общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью Общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров и совета директоров Общества.

Таким образом, руководителем ПАО (АО), в том числе ПАО «КМЗ», является не только директор (генеральный директор), но и иные лица, в том числе председатель (члены) правления, руководитель (директора) дирекции.

Комиссия считает, что установление Министерством требования к минимальному количеству квалифицированного персонала участника Предварительного отбора, установленные в Приложении № 2 Документации, в части обязательных квалификационных требований к руководителю юридического лица или его заместителя, является необоснованным.

Защита конкуренции при проведении торгов обеспечивается путем установления запрета на действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Такие действия определены в статье 17 Закона о защите конкуренции.

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Вместе с тем, доказательств подтверждающих, что требование к руководителю юридического лица или к его заместителю, установленное в приложении № 2 Документации, препятствовало участию в Предварительном отборе, Заявителем не представлено.

Нарушения требований ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении Предварительного отбора Комиссией не установлены.

В силу ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать обоснованной жалобу публичного акционерного общества  «Карачаровский механический завод» на действия Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области по проведению предварительного отбора на выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт (извещение о проведении предварительного отбора № 5-С/ПР 2017 размещено на официальном сайте Министерства http://mszhk.omskportal.ru в сети «Интернет»).

2. Выдать Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области предписание об устранении выявленных Комиссией нарушений, путем:

- внесения изменений в Приложение № 2 Документации в части изменения квалификационных требований к руководителю юридического лица или его заместителю с учетом выводов, указанных в настоящем решении;

- продления срока подачи заявок на участие в Предварительном отборе.

3. Снять ограничения, наложенные уведомлениями Омского УФАС России от 13.03.2017 № 05-1707.

 

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                         < … >

 

Члены Комиссии:                                                                                                                     < … >

 

 

Предписание № 05-04.1/36-17

 

 

21.03.2017                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

< … >,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу публичного акционерного общества  «Карачаровский механический завод» на действия Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области по проведению предварительного отбора на выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт (извещение о проведении предварительного отбора № 5-С/ПР 2017 размещено на официальном сайте Министерства http://mszhk.omskportal.ru и на сайте оператора ЭТП http://utp.sberbank-ast.ru в сети «Интернет») (далее - Предварительный отбор),

на основании своего Решения от 21.03.2017 № 05-04.1/36-17, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, п. 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в течение пяти дней с даты получения настоящего предписания:

- внести изменения в Приложение № 2 документации о проведении Предварительного отбора в части изменения квалификационных требований к руководителю юридического лица или его заместителю с учетом выводов, указанных в решении Омского УФАС России от 21.03.2017 № 05-04.1/36-17;

- продлить срок подачи заявок на участие в Предварительном отборе таким образом,  чтобы со дня размещения на официальном сайте и сайте оператора электронной площадки изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в Предварительном отборе этот срок составлял не менее чем десять календарных дней.

2. Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области уведомить Омское УФАС России об исполнении пункта 1 настоящего предписания (в письменном виде с приложением подтверждающих документов) в течение трех дней со дня исполнения предписания.

 

Контроль исполнения предписания осуществить члену Комиссии < … >.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

 

Невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                          < … >

 

Члены Комиссии:                                                                                                                    < … >

                                                                                                                             

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны